Детские игрушки военных лет

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Актуальность: состоит в том, что поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось узнать, а было ли у детей военных лет детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Цель проекта: изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

1. изучить различные источники информации по теме ;

2. узнать в какие игры и игрушки играли дети Великой Отечественной войны;

3. найти подтверждающие факты в художественной литературе ;

4 . изготовить куклу своими руками.

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: игры и игрушки военных лет.

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, беседа, поиск информации в сети Интернет).

2. Изготовление куклы своими руками

Гипотеза: я предположила, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Практическая значимость работы:

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках литературного чтения и классных часах.

2. Теоретическая часть

2.1 Игры и игрушки детей войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц , пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком.

Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик . Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски . Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации. Патронов и пороху вокруг было-то в избытке, не говоря уж о прочих вещах военного времени. Из патронов высыпали порох и бросали в костёр. Только фашистов никто не изображал, эту роль отводили, в основном, деревьям. Ну, и, конечно, пацаны не могли не пробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.

2.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Тряпичная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Кукла» Генадия Черкашина; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Три девочки», Елены Верейской. ( Приложение 1)

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего… »

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это « Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем.

3.2. Изготовление куклы

Изучив, в какие игры и игрушки играли дети военных лет, я решила выяснить у одноклассников, какие старинные игрушки они знают. Из 16 опрошенных 10 человек привели по одному примеру, а 6 не смогли ответить на вопрос. Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы я взяла: белую ткань для головы и туловища. Красную ткань для сарафана. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

Этапы работы: сначала я изготовила тельце куклы, затем оформила лицо и сшила сарафан. (Приложение 2) У меня получилась тряпичная кукла, похожая на кукол, которую шили дети в войну. (Приложение 3)

Заключение.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом , я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время . Они найдут место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

Игрушки из музея, в том числе и военные…


Мальчик с игрушками. Неизвестный художник. 1830 г.

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Книга пророка Исаии, 11:8

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Крестьянские дети. Н. А. Некрасов

Культура и история. Воспоминания о прошлом. На пороге Нового года есть смысл поговорить о чём-нибудь приятном. А что может быть приятнее, чем беззаботная пора детства? Никаких тебе особых обязанностей, никаких треволнений, зато масса игр и весёлых затей. Ну и, конечно же, игрушки, которыми мы все были окружены с детских лет. Известна самая простая игрушка, в которую играла девочка бушменка, не имевшая даже одежды: это был прутик с двумя «ножками», изображавший ребёнка, которого она нежно прикладывала к груди и баюкала.

Надо сказать, что игрушкам всегда, в общем-то, уделялось внимание. Взрослые понимали, что детские игры без них невозможны, и потому заботились о том, чтобы у детей они были. Причём самые разные. Отметим, что тема истории игрушек для своего более или менее полного освещения потребует не одной, а множества статей, и возможно – когда-нибудь такой цикл и впрямь на ВО появится. Но не сейчас!

Сейчас мы поговорим, вернее, расскажем об игрушках, которые собраны в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Музей этот очень интересный, и если вы побываете в Сергиевом Посаде, то постарайтесь выбрать время его посетить. Он находится не очень далеко от Лавры. Сам музей называется длинно и занудно: «Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». Но содержимое его от столь непроизносимого названия хуже не стало…

Интересен он прежде всего тем, что там находятся игрушки российских царей. А ведь всегда занятно посмотреть, чем играли царские отпрыски из семьи Николая Второго.

Ну а царь на российском императорском престоле был прежде всего воином, отсюда обилие военных игрушек в его игровом «арсенале». Самому мне довелось побывать в этом музее ещё в советское время. Представленные здесь фотографии, к сожалению, делал не я, а подписи, из которых было бы ясно – какому наследнику-цесаревичу принадлежали, имеются не ко всем экспонатам. Но – давайте просто посмотрим на них и восхитимся качеством их исполнения. А с какими-то игрушками познакомимся и поближе…

Ну а ещё у царских игрушек очень интересная история.

А было так, что с 1918 по 1931 год в Александровском дворце в Царском Селе существовали открытые экспозиции: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника», воссоздававшие облик комнат последнего государя императора и его семьи. Понятно, что игрушки в них тоже были. Но после 1931 года всё, что было царское и не вписывающееся в жуткий облик «монархов-угнетателей трудового народа», решили, видимо, убрать и экспозиции были свёрнуты. А игрушки… розданы по детским домам и приютам.

Но что-то, что не отдали в детские дома, передали в музей игрушки в 1932 году. И хранились они в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике, что был открыт на территории лавры. Без указания, что эти предметы особенные. «Куклы XIX века» – вот и вся поясняющая надпись. Но нашлись люди, которые установили их происхождение и отреставрировали, причём одна из женщин-реставраторов даже отрезала у себя волосы, чтобы сделать причёску одной из сохранившихся кукол, у которой она и была изначально из натуральных волос!



«Барабанщик» – заводная музыкальная кукла второй половины XIX в. Франция



«Соловей – птичка певчая». Тоже уникальная заводная игрушка

Интересно, что очень многие из игрушек детей последнего российского государя были развивающими! Например, у царевича Алексея был конструктор «Часовых дел мастер», из которого он самостоятельно собрал часы ходики. Была настольная игра «ходилка» – «Путешествие по России» выпуска 1885 года, и домашний настольный театр, позволявший разыграть оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».



Кукольное приданое

У великих княжон были свои наборы, чтобы шить кукольные платья. Надо отметить, что дети Николая II имели много кукол, одетых ладно бы только в костюмы крестьян, например, куклы-крестьянки в костюме Тульской губернии и Московской губернии, но были и куклы в костюмах инородцев: такие как «татарка», «армянка» и «осетинка». То есть царские дети с детства знакомились с национальной культурой своих народов, что более чем правильно. Кто хочет быть хозяином, тот должен знакомиться со своим хозяйством смолоду, в том числе и через быт и культуру своих подданных.

Восхитительны были куклы великих княжон из Германии, Франции, Англии, да и России, с нежными фарфоровыми лицами, тонкими, словно живыми пальчиками, в кисейных, шёлковых и батистовых платьях, отделанных изумительным кружевом и вышивкой.

Причём многие платья девушки сшили для своих кукол сами. А приучала их к шитью и вышиванию сама государыня-императрица Александра Федоровна. Казалось бы, царица, но… приучала своих дочерей к труду. И плоды этого воспитания сказались, в годину бедствия войны 1914 года старшие великие княжны пошли работать в госпиталь, где не чурались самой тяжёлой работы.

Некоторые куклы делались за границей, но на заказ, отражавший родные мотивы. Например, кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка была изготовлена в Германии около 1910 года.

Раз есть куклы, то им нужно есть и пить чай – это непременно. Поэтому у великих княжон был также великолепный чайный сервиз из мейсенского фарфора, в котором были и чашечки, и чайники, и изящная сахарница с молочником, и маленькие ложечки.

Юный наследник страдал гемофилией – наследственным заболеванием, при котором не свёртывается кровь. Так что он мог серьёзно пострадать от малейшей травмы, и даже просто от падения. Поэтому в его игровой комнате опасных предметов старались не держать. Но… при всём при этом Алексея воспитывали прежде всего как военного, который будет управлять не только империей, но и командовать армией. Поэтому у него была игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечный броненосец «Севастополь», морские сигнальные флажки. Ну и то, что понравилось бы и современным нашим детям: электрическая железная дорога со станциями, домами, туннелями, вагонами и с паровозом.

Была у цесаревича и целая эскадра, начиная с игрушечного «Новика» – вообще не похожего на свой прототип, и кончая вот такими броненосцами…

Спорт на свежем воздухе развивает детей! Эта заповедь в царской семье исполнялась неукоснительно. Дети играли в кегли, бадминтон, крокет, катались на коньках, на велосипедах, играли на природе в индейцев – благо вигвам, каноэ и прочие принадлежности индейского быта у них были самые настоящие: подарок от индейского вождя по имени Пятнистый Хвост великому князю Алексею Александровичу, который был четвертым сыном Александра II, братом Александра III и дядей Николая II, и с которым князь вместе легендарным Буффало Биллом охотился в прериях штата Небраска.

Так что музей этот интересен не только детям, но и взрослым. Будет возможность – постарайтесь обязательно в нём побывать!

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях. Жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов. А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Но были и фабричные игрушки! Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…
























Ямогу: Создаю авторские художественные и портретные куклы по вашим заказам

Конечно, в то время, когда все заводы и фабрики работали на победу, изготавливали оружие и солдатское обмундирование, игрушек практически не выпускалось, и дети делали делали их сами из подручных материалов: шили или сворачивали кукол из тканевых лоскутов, вырезали пистолетики из деревянных обрезков, скручивали мячи из тряпок и перевязывали веревками. Детскую посуду для кукол мастерили из осколков разбитой посуды.

Много игрушек оставалось у детей еще с того, мирного времени - фарфоровые куклы, плюшевые мишки, глиняные свистульки. Часто малыши брали их с собой в бомбмоубежища, ведь когда обнимаешь любимую куклу, уже не так страшно. Сохранилось много игрушек, которые пострадали при бомбежках.

Дети тогда особенно ценили свои игрушки. Известна история девочки, которая при эвакуации из блокадного Ленинграда потеряла свою любимую куклу, а потом после возвращения увидела ее на витрине магазина, но купить свою Машу они с мамой не успели, ее купили другой малышке, и та девочка не расстроилась, потому что поняла главное, если детям снова покупают игрушки, значит мир вернулся, а это и есть самая большая радость.

Кстати, на некоторых швейных фабриках, которые шили солдатскую форму, стали выпускать и плюшевых мишек, сделанных из остатков материала для гимнастерок. И эти плюшевые мишки были особенно дороги детям, чьи отцы воевали, потому что теперь их игрушки были как бы частью общего солдатского дела.

Игрушки времен войны - это совершенно особенное явление, недаром каждый год во многих наших городах проводятся выставки таких игрушек. Ведь это тоже наша память наряду с документами, фотографиями и воспоминаниями наших дедушек и бабушек. Можно сказать, что эти игрушки тоже участники той страшной войны, которые напоминают нам о том, что никогда нельзя забыть.

все фото и изображения взяты из открытых источников

Ставьте лайк, если вам понравилась эта статья и подписывайтесь на наш канал. Всего вам самого доброго - здоровья, любви и семейного счастья.

Дети войны были лишены нормального детства, но тем не менее они могли заниматься обычными детскими делами: играть, воображать, представлять. Ведь в то время особенно важна была хотя бы небольшая радость.

Валентина Потарайко вспоминает своё детство, которое выпало на годы войны. «Мне тогда было пять лет, из Ленинграда, оказавшегося в блокаде, нас перевезли в Пермскую область. Но наш путь подвергся страшной опасности: началась бомбёжка. Многие детки тогда погибли, а кто смог выжить испытали страх. В дороге у меня погибла мама, прямо на моих руках, это я запомнила на всю свою жизнь.

Потом мы попали прямо к немцам. Было одно простое правило: не реветь, иначе можно было попрощаться с жизнью. Так при мне расправились с одной девочкой, которая не могла остановить поток слёз. Было страшно, этого нельзя передать словами».

Читая подобные истории, спрашиваешь себя: «А как эти дети, увидевшие смерть, войну и весь ужас, смогли не сойти с ума?». То поколение ведь не зря называют потерянным. Но дети спасали себя играми. Девочки, как и полагается, играли в куклы. Многие мастери куколок себе сами из ненужных тканей. Обычно игрушку делали так: брали полотенце, рисовали на нём весёлую мордочку, полотенце набивали лоскутками. Иногда игрушки делали из холста, набивая его опилом. Лицо могли рисовать углём или же химическими красками.

В роли игрушечного ребёнка иногда выступала обычная кукуруза. Её пеленали так, чтобы «волосы» были наружу. Пучкам укропа заплетали косички, а потом сиё творение привязывали к какой-нибудь палке.

Сейчас, когда на полках магазинов полно самых разных кукол, трудно представить себе, как девочки могли играть кукурузой и палками.

Мальчики тоже были мастерами на все руки: могли сделать себе игрушку из досок. У них обычно получались различные автоматы из них. Могли сделать себе из тряпок небольшой мячик. Конечно, они не отскакивали от земли, но поиграть ими всё же можно было. Также был один оригинальный способ сделать себе игрушку: опускали руку в воду, а потом ею гладили коров, собирая с них шерсть. Потом собранную шерсть мочили и скатывали в плотный шарик. Получался мячик, который уже мог отпрыгивать от земли. Иногда мальчишки могли взять бычий/свиной пузырь, надуть его и играть.

По деревням нередко ездили люди, собирающие вещи для фронта. Взамен они давали глиняные свистульки – самая желаемая и дорогая игрушка для ребёнка. Но дети могли и сами слепить для себя из глины некоторые игрушки, в основном, это была посуда. Глина сушилась на солнце или же обжигалась в печах.

Читайте также: