Дошкольник в мире современной игрушки

Обновлено: 17.05.2024

В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста . Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красаускас Д.П.

Проектирование содержания программ обучения дизайнеров одежды с учетом проблем разработки развивающих игрушек из текстиля для детей с ограниченными возможностями здоровья

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

Д.П. Красаускас, студент Научный руководитель: С.С. Петрова

НТГСПИ (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университет (Россия, г. Нижний Тагил)

Аннотация. В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста. Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Ключевые слова: рынок игрушек, развитие детей, ранний возраст, дошкольный возраст.

Игрушка - это не только способ позабавить ребенка, но еще мощнейший инструмент для его развития. Дети раннего и дошкольного возраста большую часть своего времени проводят именно в игре.

Современные дети живут в совершенно другом мире, нежели их родители. Если 20-30 лет назад среди детей были популярны оружие из палок, плюшевые медведи и каша из песка, то на данный момент рынок игрушек настолько разнообразен, что некоторые родители могут невольно задуматься о влиянии определенных игр на развитие детей. В особенности это касается радионянь, которые используются родителями с самых первых дней жизни ребенка, компьютеров, телефонов и других гаджетов. Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие возможности?

Главная задача игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушки можно разделить на три группы в зависимости от того, на какую сферу они влияют:

1. Игрушки, способствующие эмоционально-волевому развитию.

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

3. Игрушки способствующие физическому развитию.

Раннее детство приходится на возраст от 1 года до 3 лет. В этот период у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание [1].

Какие игрушки будут способствовать благоприятному развитию на этом этапе? Конечно, о гаджетах, которые родители дают своим детям в этом возрасте, чтобы получить хоть немного свободного времени и заняться своими делами, не может идти и речи. Рассмотрим, несколько современных игрушек для данного возраста.

Бизиборд (рис.1) - очень популярная в последние годы игрушка. Бизиборд представляет собой доску, которая имеет множество элементов, чаще всего это: застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы; замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты; счеты; часы; лабиринты; магниты; мозаика с геометрическими фигурами; выключатели, кнопки, розетки; световые и звуковые модули.

Бизиборд развивает мелкую моторику и помогает детям ознакомится с предметами быта. Во время игры ребенок учится правильно использовать те или иные предметы, но важно, чтобы родитель или воспитатель наглядно показал и рассказал для чего нужен тот или иной предмет, например, замок закрывает дверь, выключатель включает и выключает свет, пуговицы для того, чтобы застегивать одежду и т.д.

Бизиборды бывают разных видов:

- Классический бизиборд - «книжка»;

- Классический бизибрд в виде разных животных, машин и т.д.;

Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать такие психические процессы как концентрация внимания, усидчивость и терпение; речь (ребенок начинает интересоваться у взрослых для чего тот или иной предмет на бизиборде); восприятие, в особенности наглядно-действенное (взрослый

показал ребенку как застегнуть пуговицу -ребенок повторил и запомнил); внимание (ребенок сконцентрирован на бизиборде, старается самостоятельно разобраться с предметами, которые встречаются в доме; позже может находить эти элементы в собственной комнате); память (обеспечивает запоминание действий, что за чем идет); логику (ребенок поймет, если открыть замок, то можно открыть дверь, если нажать выключатель, то может погаснуть свет, если потянуть за шнурок, то звонок может зазвенеть); воображение (ребенок задумывается, как можно использовать обыденные предметы более интересно); понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет - открыл дверь, засунул штепсель в розетку - увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку - услышал звонок). Помимо психических процессов бизиборд помогает пополнить словарный запас за счет определений бытовых предметов, помогает в изучении фигур, букв, счета (если, конечно, в игрушку включены данные детали), а также обеспечивает безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту (знакомство с замками, крючками, розетками и т.д.) [2].

Бизиборд положительно влияет на развитие ребенка раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети начинают познавать мир и знакомится с окружающими их предметами.

Достоинство этой игрушки, что ее можно сделать самому дома, но нужно помнить, что при игре ребенок должен понимать причинно-следственные связи, поэтому если есть розетка, то должен быть и штепсель.

Еще одна популярная игрушка в 21 веке - интерактивная. Она отличается от обычной плюшевой игрушки тем, что она может плакать, смеяться, считать и рассказывать сказки, петь песни.

Интерактивная игрушка (рис. 2) поможет ребенку в познании окружающего мира. Она может учить считать, развивать речь (ребенок, играя с игрушкой, начнет повторять ее слова, реплики, пополняя словарный запас, так же может начать общаться с ней), и даже осваивать азы иностранного языка.

Интерактивная игрушка способствует умственному развитию: развивает чувства, эмоции, формирует познавательную деятельность, наблюдательность, любознательность, расширяет кругозор.

Игрушка также развивает логику. К примеру, ребенок поймет, что если положить куклу, то та будет плакать, если взять на руки, то кукла успокоится. Таким образом, можно развивать у малыша понятие причинно-следственных связей.

Интерактивные игрушки помогают ребенку в организации сюжетно-ролевой иг-

ры. Меняя подгузники, купая и переодевая куклу, малыш учится заботиться о других.

Но эта игрушка никогда не заменит общение с родителями и сверстниками, поэтому интерактивную игру нужно чередовать с живым общением. Существенный минус этой игрушки - ее многофункциональность, которая сводит на нет воображение ребенка, что является неотъемлемой частью психического развития ребенка раннего возраста [3].

Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 7 лет. В этом возрасте идет перестройка всех психических процессов ребенка и меняется его отношение к миру. Меняется социальная ситуация, ребенок готовится к поступлению в школу. В этот период активно развивается память, воображение. Появляется собственное «Я», т.е. начинают проявляться черты личности. Основной деятельностью в этом возрасте является ролевая игра. Игра должна учить ребенка управлять своим поведением и принимать важные решения [4].

Для возраста 3-7 лет будут эффективными также приведенные ранее игрушки. Бизиборд будет интересен ребенку, если ранее его не было. Интерактивная игрушка поможет с подготовкой к школе: поможет выучить счет, алфавит, расскажет сказки и научит азам иностранного языка.

Одним из лучших вариантов игрушки для дошкольного возраста будет тематический набор для ролевой игры (рис. 3). В современное время таких наборов огромный выбор: больница, магазин, салон красоты, ресторан, строительство и т.д.

Такие наборы могут быть 2-х видов:

1. Полноразмерные наборы, которые ребенок может использовать самостоятельно;

2. Наборы для кукол, где ребенок использует куклу для участия в ролевой игре.

Тематические наборы дают представление ребенку об определенных профессиях, помогают с социализацией (при игре в группе), приучают к ответственности и знакомят с некоторыми жизненными ситуациями.

Огромное влияние тематические наборы оказывают на умственное развитие ребенка: они формируют познавательную активность, развивают исследовательскую деятельность, расширяют кругозор; а так-

же на нравственное развитие ребенка: позволяют накопить опыт положительных нравственных переживаний, развивают такие нравственные качества как гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, развивают нравственное поведение, а также умение общаться со сверстниками.

Ребенок, используя тематический набор: расширяет свой словарный запас определениями той или иной профессии; развивает коммуникативную сферу; развивает

воображение тем, что придумывает различные ситуации, связанные с темой игры; развивает мышление; учится делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку действий.

Минус данной игрушки - ребенку нужна компания для игры, неважно будет это родитель, сверстник или воспитатель. Без напарника игра не будет такой эффективной, она будет оказывать слабое воздействие на развитие ребенка.

Конструктор «LEGO» (рис. 4) - очень увлекательная и развивающая игрушка для ребенка. Если ребенок всем сердцем полюбит данную игрушку, то она может остаться с ним до взрослого возраста в виде хобби.

Конструктор способствует как психическому, физическому, умственному развитию, так и нравственному и эстетическому.

Лего развивает мелкую моторику, креативность, логическое и пространственное мышление, а также внимание, умение планировать, находить решение проблемы. Помимо этого игрушка способствует коммуникабельности, умению выражать свои идеи, работать в команде. Конструктор также развивает целеустремленность, терпение, укрепляет самооценку ребенка [5].

Конструктор «LEGO» имеет огромный выбор наборов. На рынке игрушек он есть как для мальчиков, так и для девочек, есть маленькие наборы, есть стандартные и большие, есть коллекционные выпуски, есть наборы для ролевой игры и т.д.

Огромное количество достоинств у игрушки и один существенный недостаток -

мелкие детали, поэтому ее рекомендуют детям от 6 лет. Но для более раннего возраста можно найти аналоги с большими деталями, например магнитный конструктор, обычный набор конструктора с большими пластмассовыми деталями, деревянный конструктор.

Сделаем вывод. Приведенные в статье игрушки способствуют развитию детей раннего и дошкольного возраста, но эффективность этого воздействия зависит от того как ребенок играет с ними, какое время, кто составляет ему компанию во время игры и какого качества сама игрушка, соответствует ли она функциям, которые должна выполнять. Конечно, все эти игрушки можно найти в электронном варианте, что очень удобно (не нужно тратить деньги на их покупку, не занимает места в доме и т.д.), но осязательные ощущения ребенка не должны ограничиваться одним лишь экраном или компьютерной мышью. Нужно помнить, что именно реальный вариант игрушки будет положительно воздействовать на развитие ребенка.

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

EARLY AND PRESCHOOL AGE

D.P. Krasauskas, Student Supervisor: S.S. Petrova

NTGSPI (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy. Keywords: toy market, children's development, early age, preschool age.

Статья посвещена вопросам становления картины мира ребенка. Игрушка инструмент педагогического воздействия взрослого на процесс становления картины мира ребенка в истории и современности.

ВложениеРазмер
statya.docx 65.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника.

В современном стремительно меняющемся мире формирование целостной картины мира ребенка становится одной из приоритетных педагогических задач. Это нашло своё отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010 г., п п.3.3.4, 3.3.6, 3.3.10 ), и в разрабатываемом сегодня Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образ мира в начале ХХI века теряет свою определенность. Тем более актуальным для дошкольного образования становится изучение картины мира современного ребенка, а также средств и методов ее становления.

Детская картина мира – особая система значений, представлений, отношений ребёнка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определённой социальной ситуации развития. [1] Формирование детской картины мира идет тремя путями – через влияние взрослых, через самостоятельное познание, через влияние детской субкультуры.[8] Первые представления о мире даются ребенку очень рано, еще в младенческом возрасте через материнский фольклор. Эти первые составляющие образа мира ребенок осмысливает в самостоятельном познании действительности и прежде всего в игре. Поскольку ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном детстве является игра, то игрушка, которую взрослый даёт ребёнку, оказывает существенное влияние на становление его картины мира.

Игрушка – одна из универсалий человечества. Ее роль в развитии ребенка кажется очевидной. Ее влияние на внутренний мир детей волнует родителей и воспитателей. Сегодня психологи и педагоги, поднимая вопрос о кризисе детской игры, об изменении ее сути и качества, отмечают и то, что с ущественно изменилась и сама игрушка.

Чтобы оценить эти изменения, необходимо взглянуть на историю игрушки. Суть явления, а игрушка это, безусловно, явление культуры, раскрывается в пространстве, ограниченном вопросами о его происхождении и о его функциях. Поиск сути, таким образом, происходит не в самом явлении, а том, что самому явлению внеположено: из того, что ему предшествует (история) и того, для кого оно существует (человек).

На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребёнком и миром. Такое длительное сосуществование не может быть случайным, и обусловлено особой ролью игрушки, прежде всего образной, в развитии ребёнка. «Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе, может быть, был именно игрушкой, т.е. тем, что не имело прямого утилитарного значения» [2,c. 142].

Игрушка приходит в мир ребёнка от взрослого. На исторически более ранних этапах своего онтогенеза она рождается на глазах у ребенка. « Специфика духовной близости ребёнка и взрослого, по мнению В.И. Слободчикова, состоит в одухотворении взрослым жизненного мира ребёнка » [9, c. 54]. Процесс одухотворения может занимать долгий период, порой весь период детства. Недаром в русской традиционной культуре ответственность родителей за детей распространялась на время, которое образно обозначено «от колыбели до колыбели». Духовная близость ребёнка и взрослого возникает в пространстве детско-взрослой общности, в той особой реальности, которая становится колыбелью развития ребёнка. Это «пространство между не может существовать вне языка, вне психологических орудий – медиаторов» [4, с.257]. Человечество за свою историю "изобрело" всего четыре медиатора – знак, слово, символ, миф. [В.П.Зинченко, А.Ф.Лосев]

Одним из таких посредников с нашей точки зрения является детская игрушка, которая способна принять на себя роль любого из созданных культурой медиаторов. Существуя в особом пространстве со-бытийной общности, игрушка преодолевает свою «вещность» (В.Н.Топоров) и становится посредником – «медиатором» между ребёнком и миром культуры. Она и знак – обозначение предмета или человека. Она и символ – обобщённый образ человека, Другого и одновременно Я. Она способна вступать в диалог с ребёнком, поскольку воспринимается им как носитель слова – живое существо, и сама представляет текст, заложенный создавшим её взрослым. Она и миф , с которым связана генетически.

Диалогичность игрушки является её чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Образная игрушка способна вступать в деятельный конструктивный диалог с ребёнком, в котором постепенно раскрываются её различные смыслы. Игра ребёнка, по мнению В.Зеньковского, не только вся пронизана влечением к смысловой сфере, она одно из простейших средств для проникновения в неё. [5, с. 108].

Существенное значение имеет способ прочтения текста, заложенного в игрушке. О специфике детского и взрослого восприятия очень образно писал Ю.М.Лотман. Взрослая аудитория «относится к художественному тексту как получатель информации: смотрит, слушает, читает, сидит в кресле театра, стоит перед статуей в музеё, твердо помнит: «руками не трогать», «не нарушайте тишину» и уж конечно «не лезьте на сцену» и «не вмешивайтесь в пьесу». Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в неё пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, указывая актерам, бьет книжку или целует её» [7, c.378]. Для мира взрослых характерно пассивное восприятие текста, в мире детей идет активная выработка информации в процессе смыслопорождающей игры.

Эта разница взглядов взрослого и ребёнка в истории игрушки сыграла почти роковую роль. Поскольку сама по себе игрушка, даже обладая всем своим воспитательным потенциалом, не может запустить механизм свободной игры без взрослого, появление первой образной игрушки, связано с процессом её предъявления. В традиционной культуре родитель или воспитывающий взрослый делает такую значимую игрушку для малыша в его присутствии, одушевляя её, передавая своё отношение. С развитием промышленного производства и химических технологий, процесс изготовления игрушки перешел от воспитывающего взрослого к производителю, живущему в логике рынка. Постепенно этот важнейший процесс не только выпадает из поля зрения ребёнка, но и становится независимым от воспитывающего взрослого. Образ современной игрушки рождается в мастерской художника, дизайнера игрушки и принадлежит только ему. Мы получаем готовый культурный текст, который был в неё заложен мастером, но лишены контекста, который сопровождал её создание.

В игрушке наиболее ярко проявляется образ той культуры, которая её породила. Каждое поколение, каждая социальная среда вкладывают свой текст в игрушку, которую даёт своим детям. Игровой набор ребёнка это своеобразная «опредмеченная» картина мира, создаваемая взрослым и осваиваемая ребёнком. Известно, что игрушечный мир отличается большим консерватизмом. Наборы детских игрушек сохранились неизменными практически до наших дней. И все же сегодня происходят существенные изменения в игровом наборе ребёнка, которые не могут не отразиться на его картине мира.

Современные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор. Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их стало невообразимо больше. Безусловно, новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультипликации. Они выпускаются серийно и связаны более с коммерцией, чем с потребностями ребёнка. Такие игрушки очень популярны, дёшевы, имеют разработанную программу поведения и историю жизни, воплощённую в медиа-продукции. Текст, заложенный в образе игрушки, часто не соответствует контексту, заданному мультфильмом или фильмом, в котором действует данный персонаж. В результате ребёнок теряет критерии различения плохого и хорошего, добра и зла. Появление таких игрушек существенно изменяет детскую картину мира.

Образная игрушка и, прежде всего, кукла, одновременно становится «особым средством массовой информации» [2]. Она вступает в борьбу за умы и интересы детей и родителей, навязывая новые идеалы. Образ человека, который является главным в кукле, искажается, деформируется, либо присваивается неживым предметам (роботы, трансформеры, машинки) и фантазийным существам. За промышленный период своей истории игрушка из символа человека превратилась в модель, искажающую как его телесность, так и собственно человеческое содержание.

Мы провели анализ игровых наборов разных социальных групп и сословий в России с XVI по XX век по историческим и мемуарным источникам с целью выявления происшедших изменений, влияющих на процесс становления картины мира ребёнка, который показал, что основу игрового набора всех социальных групп составляли кустарные традиционные игрушки. Они представляли традиционный национальный образ мира: мелких зверушек, домашних животных, человечков, повозки, утварь и пр.

Проведённый анализ игровых наборов детей разных сословий позволяет сделать следующие выводы. Среди игрушек можно выделить особые, связанные с идеей будущего служения ребёнка, его главной работой в жизни. Для царевича таким служением является управление государством. Поэтому игрушечное знамя становится символом его будущей государственной ответственности. Для дворянского мальчика будущее было связано с воинской или государственной службой. Игрушечный солдатик оказывается символом не столько войны, сколько служения как идеи. Очевидно, что и крестьянский конь является для крестьянского мальчика символом его земледельческого служения, его роли будущего кормильца в государстве. Таким образом, критерием выбора взрослым значимой игрушки для мальчика является идея его будущего социального служения.

Отметим, что основным женским служением во всех сословиях была семья и материнство, что очевидно проявляется в девичьих игрушках. Исключение составляет образная игрушка младенец-«пеленашка», которая была первой игрушкой ребёнка в раннем возрасте вне зависимости от его пола. Поэтому эта игрушка через свой образ транслировала и закрепляла в игровой деятельности с ней не только у девочек, но и у мальчиков важнейший для человеческой картины мира аспект родительства.

Результаты проведённого сравнительного анализа, которые отражены в таблице 1 показали, что наибольшие изменения в игровом наборе ребёнка происходят в настоящее время.

Роль современной игрушки в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями и страхами. Таковы ли современные игрушки? Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Игрушка, изготовленная по западным образцам, не оставляет места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть, антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Обзор современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидны трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизациидетского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой независимости любой ценой. Во-вторых,вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации — мотивом смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и пр. Именно

эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки : трансформеры, куклы - киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им. Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем — игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать «мудрые» игрушки. Большинство из них не продаются в обычных детских магазинах. Они изготавливаются в ручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, - не большой тираж, полуручной способ изготовления.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» : Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних передач с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии «Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии» Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости.

Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка. Дидактическая игра – это одна из разновидности игр с правилами, смысл и цель,.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль мамы и папы в развитии и воспитании ребёнка» Роль мамы и папы в развитии и воспитании ребенка Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно.

Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Роль игры в психическом развитии ребёнка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психологические.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка» Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. «Игра – это творческая переработка.

Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе.

Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста» Эссе. Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. (В. Г. Белинский).

Автор – составитель: Имангулова Лилия Кабировна, воспитатель МАДОУ №44 г.Салавата Республики Башкортостан.
Описание: данная работа поможет воспитателям и родителям правильно выбирать современные игрушки для детей.
Цель работы: выявить как влияют современные игрушки на развитие ребенка.
Не нужна мне пирамидка,
Завалялся мяч в углу,
А железную дорогу
Я братишке подарю…
Я теперь играю в тачки
Тамогочи мне милей.
Бакуган, трансформер, зублз
Вместе с вами веселей…

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.
Давайте задумаемся, во что играют наши дети. Какие игрушки мы им покупаем?
Во всех этих пушистых зайцах, погремушках, пестрых пазлах, блочных кубиках скрыта мощная - созидательная или разрушительная – воспитательная сила.


Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а нужных и важных для детского развития игрушек очень мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным. Комплекс «самых лучших в мире родителей» съедает здравый разум подчистую. Если ребенок прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре бакугана, а у него только три, то мы немедля восполняем недостающего – пусть и бесполезного – мультяшного героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему эта игрушка нужна.



Таким образом, актуальность проблемы правильного выбора игрушки очевидна, что и способствовало определению цели моей работы.
Цель: определить психолого-педагогическое влияние игрушки на развитие ребенка, пути правильного выбора и её использования. (задачи слайд)
Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества, о чем свидетельствуют раскопки.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.
Современный же ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 40–30 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг и журналов, цветные рекламные щиты на улице, и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Игрушки покупаются, как сказал один многодетный папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, представления о добре и зле.
Рассмотрим некоторые современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби.


Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей ребёнка, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом.

Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или мягкая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то глубинные потребности маленького существа.


А что продается сейчас? На полках магазинов игрушек мы с вами видим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Вот в магазине игрушек сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!


Чтобы понять, как же родители моих дошколят выбирают игрушки для своих детей и нуждаются ли они в психолого-педагогической помощи, провела опрос-анкетирование.
Как показал опрос, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Так был организован клуб "Школа для родителей", целью которого стало знакомство родителей с требованиями и методами выбора игрушек для малышей.
Были подготовлены ряд консультаций на тему: «Детские игрушки и требования к ним», «Перечень игрушек необходимых для ребенка раннего возраста и детей дошкольного возраста», «Бесполезные игрушки». Также, родители были познакомлены с письмом Министерства Образования РФ от 17 мая 1995 года N 61/19-12 О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях.
В ходе деловой игры: «Подбираем игрушку правильно», вместе с участниками встречи разделили игрушки на три группы.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
В процессе работы нашего клуба, родители узнали, что существуют определенные требования к игрушке. Первое и необходимое требование – потенциальная возможность стать предметом соответствующей деятельности ребенка. Выбирая забаву, родители стали ориентироваться на возраст, стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Также стали учитывать тот факт что, возможность активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре.
Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовая божья коровка на колесах, которая одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности.
Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить её, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий, весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребенка далеко не единственный критерий оценки. Организуя круглый стол с родителями и детьми на тему «Любимая игрушка» мы пришли к выводу: игрушка обязательно должна, с одной стороны, развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие.
Интересно прошел тренинг "Современная игрушка – что это?". Было отмечено, чтобы игрушка подняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.
Маленький ребенок - это веер возможностей. Он активно усваивает мир, чтобы его преобразовывать, а игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Вместе с родителями мы пришли к выводу, что самые лучшие игрушки природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!
Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-заместители, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь ракушка, камушек, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. После наших интересных встреч родители, обнаружив подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или, выворачивая карманы детской одежды перед стиркой, не выбрасывают их. Теперь они уверены: лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Ведь игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Современная игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, домашнего обихода в древности - через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX - первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия).
Конечно, не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают правилам современной педагогики. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т. д.
Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.
Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.
Помните: правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована и не запылится на полке!

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт.

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

- игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

- игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».


Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» - и надеяться на лучшее

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, - или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Читайте также: