Двигательные игрушки для детей

Обновлено: 28.04.2024

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвижных» игрушек, которые отображают различные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение живых существ и предметов. Образ действия игрушек в разных странах схож, а персонажи отличаются (например, медведь-верхолаз в России и тигр-верхолаз в Индии). Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их можно назвать динамическими. Значительная их часть – это традиционные деревянные игрушки, которые обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игрушки (в основном, богородские) широко известны за рубежом. Это кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке.

Ключевая характеристика динамических игрушек – это непосредственный двигательный ответ игрушки на движение и действие самого человека. Динамические игрушки с одной стороны дают возможность почувствовать ребёнку собственное движение и его результат, а с другой — отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира, что и составляет смысл экспериментирования с ними. Дети могут наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, скольжения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое движение испытывает ее действие, соотносится с ней или её преодолевает. Естественно, дети её не видят, но по собственному опыту восприятия переживают ее действие.

Динамические игрушки следует отличать с одной стороны от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.

Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так называемые интерактивные игрушки, которые по сути являются роботами. Например, виляющие хвостом, тявкающие, кувыркающиеся звери. Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому электрические, электронные, или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммированности и оторванности от действий играющего.

В отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком.

Динамические игрушки необходимо отличать также от оборудования для развития движений. Различие заключается в мотивации действия ребенка. Педали для шагания, диски для вращения, оборудование для балансирования и т.п., созданы для того, чтобы совершенствовать движения человека. Мотив действия в данном случае направлен на развитие собственной ловкости, силы, координации движений и пр. С такими игровыми «тренажёрами» ребенок приводит в движение самого себя. В случае динамических игрушек мотив направлен на то, чтобы привести в движение игрушку, при этом, собственное движение, его соразмерность и ловкость – это побочный результат игры. Игра осуществляется не ради собственной ловкости, а ради того, чтобы оживить игрушку, вызвать её «правильные» движения.

Виды динамических игрушек

Большой массив динамических игрушек нуждается в систематизации для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации. Классификация динамических игрушек возможна по различным основаниям, среди которых можно выделить следующие:

  1. наличие образа;
  2. характер движения игрушки — движения персонажей и орудийные действия;
  3. сложность управления движением.

Прежде всего, динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа — персонажа, который осуществляет движение. Одни динамические игрушки несут определенный образ того или другого существа, другие его не имеют — это просто шарик, стержень с диском, или что-то подобное.

Образные динамические игрушки. Если это человек, то очень активный, деятельный. Он либо лазает, кувыркается, либо делает что-то узнаваемое: кузнецы и дровосеки, альпинист и трубочист, и пр. Если это животное или птица, то его можно узнать не только по внешнему облику, но и по особенным, присущим именно этому существу движениям. Белка скачет, дятел долбит клювом «ствол», курочки клюют корм. Исключение составляют современные вариации богородских игрушек, где животные очеловечены и совершают вполне человеческие действия, например, медведь стучит лапами по клавиатуре компьютера.

Ассортимент динамических игрушек без одушевленного образа, на первый взгляд, существенно меньше. Зато возможности вариаций и усложнения движения здесь безграничны. Волчки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны как по своему устройству, так и по сложности движений.

По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на следующие виды: колесные каталки, шагающие и скачущие фигурки, кувыркающиеся и лазающие фигурки, качающиеся и парящие в воздухе (лошадка-качалка, парящая в воздухе птица, вращающиеся игрушки (волчки, вертушки). Катящиеся по желобкам предметы на кугельбане — дорожке для шариков, дисков и пр. И, конечно, традиционные богородские игрушки — кузнецы, дровосеки, барабанщик, рыбак и т.п.

Мы упомянули лишь наиболее типичные виды динамических игрушек. Существуют еще и другие, но охватить их все не представляется возможным.

Динамические игрушки существенно различаются по сложности управления. Очевидно, что возрастная адресация игрушки определяется сложностью действия с ней. В отношении нормативно развивающихся детей можно наметить определенные ориентиры. Уже годовалый может положить шарик в желобок небольшого по размеру кугельбана и наблюдать за его путешествием. В полтора-два года ребенок может поставить бычка на дощечку и, если тот случайно покачнулся в нужном направлении, с восторгом наблюдать за его спуском. Но, если бычок остановился, целенаправленно качнуть его должным образом сможет ребенок только около 2,5 лет. Волчки осваивают дети в 3-4года, а поднимать верхолаза, действуя попеременно и ритмично обеими руками – около 5 лет. Игрушки-балансиры, где надо закатить шарик в лунку, становятся посильны детям в шести-семи-летнем возрасте.

Развивающее значение динамических игрушек

Что же дают динамические игрушки для детского развития? На первый взгляд они достаточно просты. Педагоги часто относят игры с данными игрушками к забавам. Однако, помимо удовольствия, данный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенности в младшем возрасте.

У маленьких детей при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен: они как бы уподобляются движущемуся предмету, воспроизводят его движения. Например, взяв в руки клюющих курочек, девочка 2 лет, еще не улавливая связь между качанием шарика и движением курочек, «помогает» курочке «найти корм» — склоняет свою голову книзу и, вытягивая шею, как бы показывает, как нужно клевать. Наблюдая вращение волчка, двухлетний малыш в такт с его движением заворожено покачивается вместе с ним. Трехлетний ребёнок, увлекшись запуском волчков, играет в юлу своим телом – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же телесно переживает ребёнок и движения кувыркающегося человечка. Малыш неустанно запускает в движение его фигурку, а спустя какое-то время, подражая, буквально учится у игрушки кувыркаться, вставая в перевернутое положение. В этих примерах можно заметить своеобразную идентификацию с подвижной игрушкой, которая выражается в подражательных действиях.

Важнейшая особенность детского восприятия состоит в том, что ребенок более остро, чем взрослый, переживает связь с внешним миром. Ребенок впитывает впечатления, и отождествляет себя с окружающими событиями, что выражается в склонности к подражанию. У детей при активном наблюдении движений происходит их внутреннее телесно-чувственное проигрывание и последующее воспроизведение. Многие специалисты высказывают мысль о подражании как ведущем механизме развития в младшем возрасте. На эту особенность детей дошкольного возраста указывали многие учёные и педагоги [1; 2], об этом, как важном и необходимом этапе развития, свидетельствуют нейропсихологи и коррекционные педагоги [3; 4]. Современные исследования «зеркальных нейронов» подтверждают это свойство на физиологическом уровне.

Мы многократно наблюдали очевидную связь между игрой с динамическими игрушками и двигательными пробами ребенка. Приведение игрушки в движение, наблюдение и внутреннее сопереживание, подражание ее движению переходит к следующему этапу – к целенаправленному приведению в движение собственного тела, т.е. движение интериоризируется. В игре с динамическими игрушками требуется и одновременно развивается все более высокоорганизованная интеграция увеличивающегося числа сенсорных стимулов, идущих от игрушки и от собственного тела.

Подражание игрушке наблюдается не всегда и проявляется более отдаленно во времени, нежели подражание человеческим действиям. Это связано с тем, что человек существенно активнее игрушки, а игрушка при всех своих динамических характеристиках предполагает некую собственную активность со стороны ребенка.

Эмоциональная вовлеченность в движение свидетельствует о том, что при играх с динамическими игрушками «Я» ребенка как будто соединяется с игрушкой и выносится вовне. Ребёнок эмоционально вовлеченный концентрируется на движении, сопровождает его напряжённым взглядом и удовлетворённо вздыхает, когда движущийся предмет достигает своего финиша. Идентификация ребенка с движением игрушки непременно сопряжена с глубокой эмоциональной вовлечённостью. Более того, согласно наблюдениям, без такой эмоциональной вовлечённости никакого подражания движениям игрушки у детей не возникает. Например, в некоторых случаях ЗПР, или ранних проявлениях аутизации дети отчётливо видят движения игрушек, но никаких признаков их соучастия в движении не наблюдается.

Наши наблюдения показывают, что механическим и электронным игрушкам, дети подражают реже, и в этих случаях движения ребенка примитивны и качественно не совершенствуются.

Динамические игрушки как бы «заражают» ребёнка своим движением, передают ему характер движения предмета или существа. Причём это не просто механическое воспроизведение чужих движений. В таком взаимопроникновении внутреннего и внешнего движения осуществляется связь зарождающегося «я» ребенка с внешним миром и переживание этого мира внутри себя. Это переживание, безусловно, способствует становлению самоощущения и самосознания. Столь яркая эмоциональная вовлечённость в движения игрушки наблюдается преимущественно у младших детей – до 4 года. После 5-6 лет ребёнок уже не так явно идентифицируется с движениями динамических игрушек, однако их развивающая роль от этого не снижается, поскольку они дают ребёнку чувство собственного движения. [6]

Это яркий пример «ощущения собой иного», о котором пишет Б.Д.Эльконин [5]. Соотношение чувства себя (внутренней перцепции, самовосприятия) и восприятия «иного» (в нашем случае игрушки) сливаются и образуют основу «самообнаружения» или субъективности. Соотношение восприятия своего движения и движения игрушки (своего и иного), взаимопереход внешней и внутренней перцепции расширяют субъективное жизненное пространство и, в то же время, задают границы своего и иного. В таком взаимопереходе можно усмотреть начало сопереживания, «присоединения» к другому.

Игрушка одновременно дает обратную связь, которая возникает от наглядного результата: получилось — не получилось, как получилось. Важно, что корректирующий момент ребёнок получает от самой игрушке, а не от взрослого и не сравнивая себя с другими детьми. Ловкость, соразмерность, адекватность движений и действий ребенка опосредовано отображается в успешном действии игрушки. Стремясь правильно управлять игрушкой, ребёнок всё более точно чувствует и регулирует свои движения, пробует разные варианты и тем самым совершенствует их.

Кроме того, динамические игрушки предоставляют широчайшие возможности для экспериментирования, поскольку они открывают свойства и закономерности механического движения; действуя с такими игрушками, ребенок самостоятельно осваивает их.

Динамические игрушки при продуманном использовании и тщательно подобранном ассортименте могут оказать существенную помощь в коррекции различных двигательных и эмоциональных нарушений. Наглядное движение игрушки, необходимость выделять свойства и действовать соразмерно в каждом конкретном случае, вариативность характера и скорости действий делает динамические игрушки замечательным материалом.

Одни и те же игрушки действуют избирательно в различных случаях. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, другому поможет успокоиться и сконцентрировать внимание. Для многих детей такие игрушки могут помочь продвинуться от ситуативного интереса к более устойчивой концентрации, целенаправленному наблюдению и действию.

В динамических игрушках в потенциальном виде соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие – движение вовнутрь и вовне. Это обстоятельство придает особый статус развивающему значению динамических игрушек.

Как выбирать динамические игрушки

При выборе игрушек нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, некарикатурность образа.Маленький ребенок нуждается в правдивом, достоверном и, одновременно, художественном, образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. Глубокое доверие к миру позднее — в школьные годы — служат отправной точкой для юмора и пародии.
  • естественность и плавность движения — двигательная природосообразность. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать». Крокодил, например, не может быть игрушкой-верхолазом, карабкающееся движение для него противоестественно.
  • соответствие звука, цвета и образа – гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого. Живые, органические, природные формы и мягкие цвета и сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия.
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки из дерева, они прочнее, лучше подаются ремонту.
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сложные состязательные игры, в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

И самое важное! динамические игрушки должны быть в открытом доступе для детей: крупные — стоять в игровом уголке, мелкие – на полках на уровне головы ребенка, а пара «верхолазов» может висеть на своих шнурах в прихожей, чтобы те дети, которые оделись и ждут других, могли с пользой поиграть.

Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы «общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Она дает детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Многие игрушки объединяют, детей требуют совместных условий согласованных действий.

Игрушка, по выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль Козлова, 2000, С. 335. Е. Л. Флерина приходит к выводу, что игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, пробуждает творческую инициативу Флерина, 1973, С. 12.

Она разработала одну из ведущих классификаций игрушек, которая помогает подбору игрушек для детей разного возраста. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы Флерина, 1973, С. 22-33:

1. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные. Способствуют развитию детского организма - мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д., развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п., развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность [Урунтаева, 2001, С. 78].

2. Игрушка сюжетная, игрушка-образ : люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. [Урунтаева, 2001, С. 76].

3. Творчески трудовая игрушка. К этому типу игрушек относятся строительные материалы, конструкторы (наборы деталей из металла, дерева и других материалов, разборные модели, наборы полуфабрикатов (дощечки, планки, гвозди, шурупы и т. п., позволяющие детям самим строить и мастерить игрушки. Здесь осуществляется: органическая связь игры с трудом.

4. Техническая игрушка - это игрушка, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам. Типы технической игрушки :

1 тип - игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п.

2 тип - игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы: игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины и т. п.

3 тип - это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты.

5. Дидактические игрушки. Настольные игры. (пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др.) Настольные игры организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи).

6. Веселая игрушка : «клюющие куры» (на балансе, «ходячий бычок», «танцующий поросенок» (заводной, «поющий петушок», хлопушка и многие другие.

7. Музыкальные игрушки : поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр., игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.

8. Театральная игрушка : теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом [Урунтаева, 2001, С. 77].

Л. В. Ивойлова пишет, что игрушки можно разделить на следующие основные группы, у каждой из которых есть свое назначение в развитии и воспитании ребенка:

- звуковые (сенсорные) игрушки – погремушки, свистки, бубенчики и др., которые развивают внимание, умение сосредотачиваться, слух;

- двигательные (моторные) – мяч, волчок, конь-качалка и т. д., развивают координацию, пластику движения, ловкость, быстроту реакции;

- оружие (в основном охотничье) и орудия труда, осуществляют связь между поколениями и готовят мальчиков ко взрослой жизни;

- образные игрушки – куклы и игрушки, изображающие животных, вводят детей в мир живой природы Ивойлова, 2012, С. 99.

- сюжетно-образные: куклы и фигурки, изображающие людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки, празднично-карнавальные.

- дидактические: собственно дидактические игрушки и игры-наборы, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки.

- спортивные: кольца, обручи, кегли воланы, самокаты и др.

- игрушки-забавы : неваляшки, ваньки-встаньки, заводные лающие, мяукающие, прыгающие.

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, важную роль приобретают куклы, игрушечные мебель, посуда, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые, игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро, мягкие игрушки, изображающие различных животных.

Особое место в ряду игрушек занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет в игре разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-4 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, аккуратно развешивают платья, кормят.

Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. Эти игры полезны, так как в них отражается содержательная жизнь семьи, забота о детях. Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает, и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.

Значительное место в детских играх отводится игрушечным животным. Такие игрушки, если они хорошо сделаны, уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам - папой, дядей, шофером и т. д. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

Кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т. п.

Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Одной из характерных особенностей современных игрушек является их интерактивость, т. е. возможность имитировать жизнь (двигаться, издавать звуки, отвечать на прикосновения и пр.). Поскольку роботизированные игрушки-животные включают в себя признаки, как живых, так и неживых объектов, они являются адекватным материалом для исследования детских представлений о реальном и не реальном смирнова, 2012, С. 32.

Констатируем тот факт, что ученые, педагоги, родители и общественность выказывают негативное отношение к современным игрушкам. Они считают, то игрушки западного образца, которые сейчас преобладают в магазинах, несут отрицательное воздействие на весь процесс социализации ребенка. Традиционные игрушки вытесняются видео- и компьютерными играми, масс-медиа; «активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, садистского, низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие ее к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития» Новоселова, 1997, С. 7. Ориентируемая на инокультуру и агрессию эта игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, а наоборот разрушает еще не сформированное детское миропонимание и нравственность [Теплова 2012, С. 40].

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом. М. В. Шулика доказывает, что традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. Девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины – материнство… Обладая Барби, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». Архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда» [Шулика, Современная, с. 253].

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В. К. Лосева и А. И. Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3 - 5 лет, для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности Лосева, .

Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т. п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии российских отношений, пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

Являясь традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса игрушка служит для ребенка социализирующим фактором. Н. Д. Бартрам писал: «в мире игрушек, не всегда соответствующем действительности, путями не всегда реальными ребенок находит единственный для него доступный реальный путь для того, чтобы найти себя, проявить себя как социальную личность Аркин, 1968, С. 229.

Кроме того игрушка выступает функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. К таким игрушкам следует отнести уменьшенные модели орудий труда. Эти игрушки дают ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками» [Шулика, Современная, с. 253]. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой как с партнером, сам создавая и одушевляя его. Л. В. Ивойлова утверждает, что игрушка должна «развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приобретает общественный и культурный опыт» Ивойлова, 2012, С. 96.

Для формирования у ребенка положительного отношения к себе воспитатели должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребенка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Специалисты детских учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей. Кроме того, они должны информировать родителей о ценности и вреде игрушечной индустрии.

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Игровые технологии для детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся!» «Играя, дети учатся!» (Для детей дошкольного возраста) Игра важнейшее составляющая в развитие малыша. Игровые технологии тесно связаны со.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической,.

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в домашних условиях» Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным.

Консультация «Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Консультация для родителей «Кинезиологические.

Презентация. Игровые технологии в Развитии детей младшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять:.

«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».

Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки… Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов. В большинстве своем, это традиционные деревянныеигрушки, самые известные из которых – так называемые богородские: например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки.

Нажми на кнопку – получишь результат?
В последнее время появилось множество, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» — радость, обиду, боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку — ожила.

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограммированности.

В отличие от вышеназванных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка. Причем, движение и равновесие не создается искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения, где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)

Без системы не обойтись!
Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, по характеру движения.

1. Игрушки-каталки. Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.

К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой.

Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

2. Крутящиеся игрушки. Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.

Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его на вису и дать упасть на пол — так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование — запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

Механическая юла. Хочется обратить внимание на простую юлу, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха.

Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

Мобиль — это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться тем, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10 лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

3. Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.

Есть и напольные игрушки-качалки — конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

Птица в полете: фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

4. Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему.


5. «Шагающие» игрушки — те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1-3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться.

6. «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.

Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах. Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше – и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.

Этот тип игрушек тоже популярен у детей разного возраста. Широкий возрастной диапазон объясняется тем, что, помимо интереса к движению, такие развлечения могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр.

Действуем, наблюдаем, подражаем
Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам, собственным усилиемзапускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз.

Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

Так же телесно переживает малыш и движение кувыркающегося акробата. Сначала спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек. Дело в том, что в различных случаях они действуют с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их полярности, противоположности.

Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации — это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое — это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

Телесные переживания малыша занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного «Я». В возрасте около 2 лет образ себя формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

На третьем году жизни происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

Силы подражания, действующие в первые годы жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это восприятие собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

* истинность, не карикатурность образа. Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;

* естественность и плавность движения, природосообразность. Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;

* соответствие звука и образа. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;

* форма, цвета, цвет в движении. Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

* прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;

* возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).

Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку, миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести это чудо до ребенка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования материалы, оборудование и пособия должны быть интересны и привлекательны для детей. Поэтому, при подготовке к новому учебному году было принято решение обновить спортивный центр новыми спортивными пособиями.

Пластиковые бутылочки, разноцветные пробки, линолеум, и многое другое, все эти предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений. Которые используются для развития двигательной активности детей группы раннего возраста. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более эмоциональному настрою, формирует потребность к движению.

Предлагаю подробнее рассмотреть наши новые пособия.

Спортивный снаряд «Гантели» изготовлен из пластиковых бутылок, деревянная палочка служит для соединения бутылок между собой, цветная изолента придаёт красочности, горох служит для наполнения.

При использовании данного пособия решаются следующие задачи: формировать умение детей выполнять ОРУ с предметами, развивать силу рук, воспитывать любовь к спорту.

Спортивный снаряд «Мешочки для метания» изготовлены из плотной ткани, наполнитель служит песок.

Задачи, которые можно решать с помощью данного пособия: формировать умение метать набивные мешочки на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель – двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м.

Тактильная дорожка для профилактики плоскостопия изготовлена крышек от пластиковых бутылок, линолеума, поролона.

Волшебные колечки служат для упражнения детей в равновесии, изготовлены из капсул от шоколадного яйца, шнура, представляют собой веночек.

Спортивный снаряд «Березовые поленца» изготовлен из картонной трубы от линолеума, служат для перешагивания, перепрыгивания через предметы, для ходьбы змейкой друг за другом.

Также берёзовые поленца активно используются при организации подвижной игры «Перешагни через палку».

«Моталочки» служат для развития ловкости рук, изготовлены из деревянных палочек, атласной ленты, для декора используют искусственные цветы.

Многофункциональное «Солнышко» сшито из атласной жёлтой ткани, при использовании данного пособия решаются следующие задачи: формирование умения детей ходить по кругу, перешагивать через лучи, воспитание правильной осанки.

«Дуги» изготовлены из пластиковой трубы на деревянных подставках, служит для подлезания, дуги также используют в подвижной игре «Проползи в воротца»

«С кочки на кочку» изготовлены из натуральных срезов берёзы, формируют умение детей ходить змейкой, прыгать через предмет, бегать друг за другом.

«Цветная дорожка» изготовлена из картонной трубы от линолеума, пластиковой трубы, верёвки.

При использовании такого пособия решаются следующие задачи: формирование умения детей в перешагивании, в перешагивании приставным шагом, в перепрыгивании, в ходьбе по заданному направлению.

Жёлтые «Платочки» для формирования умения детей выполнять ОРУ с предметами, развивают внимание, изготовлены из капроновой ткани размером 30-30 см.

«Ленточки» изготовлены из атласной ленты и пластмассовых колечек,

Формируют умение детей выполнять ОРУ с предметами, развивают внимание, ловкость.

«Тренажёр для ног» изготовлен из дерева, для профилактики плоскостопия.

«Дорожки для босоножия «Гусеница» изготовлена из плотной ткани, наполнители (керамзит, цветные камушки, рис, песок). Задачи, которые можно решать с помощью такого пособия, формировать умение перешагивать, перепрыгивать, ходить змейкой.

Нестандартное оборудование для организации двигательной активности детей группы раннего возраста



















Особенности организации двигательной активности детей с ОВЗ, имеющих тяжелые тяжелые нарушения речи Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и.

«Спортивная полянка». Нестандартное физкультурное оборудование для детей 2–5 лет

«Спортивная полянка». Нестандартное физкультурное оборудование для детей 2–5 лет .

Формы организации двигательной активности детей в средней группе

Формы организации двигательной активности детей в средней группе Средняя группа №3 «Теремок» Одной из форм двигательной активности детей в моей группе является спортивный досуг – с эстафетами, где обязательно.

Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования Народная.

Методическое обеспечение организации двигательной активности детей дошкольного возраста Материал содержит описание методического обеспечения организации двигательной активности детей дошкольного возраста. Наиболее доступным.

Нестандартное оборудование для двигательной деятельности в детском саду из бросового материала своими руками

Нестандартное оборудование для двигательной деятельности в детском саду из бросового материала своими руками Нестандартное оборудование для двигательной деятельности в детском саду из бросового материала своими руками. Автор: Хафизова Р. Ш. воспитатель.

Особенности организации двигательной активности в группе ЗПР Основными причинами нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной.

Роль музыки в повышении двигательной активности у детей дошкольного возраста Автор Мыгаль Екатерина Николаевна, соавтор Мазуренко Полина Анатольевна Дошкольный возраст это период, когда формируются основные способности.

Создание условий для организации двигательной активности детей дошкольного возраста Материал содержит описание методического обеспечения организации двигательной активности детей дошкольного возраста. Наиболее доступным.

Читайте также: