Дымковская игрушка это одно из произведений народного декоративного искусства синтаксический анализ

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методическая разработка

Изобразительное искусство в 5- ом классе

По программе Б. М. Неменского

Учитель МБОУ СОШ № 7

Смирнова Анна Александровна

Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».

2 – я четверть: «Связь времён в народном искусстве».

1.Тема урока: «Дымковская игрушка».

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет ( 5 класс)

Тип урока: комплексного использования.

2.Цели урока:

Рассказать учащимся про характерные особенности дымковской игрушки;

1. Научить создавать узоры по собственному замыслу, используя ключевые элементы дымковской росписи;

2. Познакомить с техникой « мазкового» письма;

3. Прививать любовь к эстетике декоративно – прикладного искусства;

4. Воспитывать любовь к народному искусству России и непосредственно к местной культуре (Осетии);

3.Задачи урока:

Личностные УУД:

1. Освоение традиций и культуры;

2. Самовыражение творческой мысли;

3. Формирование эстетического отношения к родному языку и языку той местности, в которой проживаешь;

4. Создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к народным промыслам;

Мета – предметные УУД:

1. Уметь отстаивать своё мнение;

2. Излагать мысли правильно;

3. Планировать рабочее время;

4. Адекватно реагировать на критику;

Предметные УУД:

1. Научиться видеть и понимать красоту древней игрушки;

2. Создавать узоры по собственному замыслу, используя характерные особенности дымковской росписи ( круги, овалы, полоски, точки );

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

4.Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

5.Форма урока: Индивидуальная, фронтальная.

7.Наглядные и дидактические материалы:

Обще - классный: Словарик с основными терминами, наглядные пособия декоративного искусства, репродукции мастеров, методический фонд, проектор, настенные плакаты, словарик, иллюстрации и фото дымковских и осетинских игрушек.

Индивидуальные: Кисти, краски, палитра, тряпка, клеёнка, заготовка из картона, трафарет.

Литературный ряд: Б. М. Неменский учебник для 5 – го класса общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2011 Детям о традициях народного мастерства учебно – методическое пособие: в 2 – х частях, под редакцией Т. Я. Шпикаловой – Гуманитарно – издательский центр ВЛАДОС, 2001, стихотворения и загадки про игрушки;

1. Мотивация учебной деятельности:

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение. Актуализация новых знаний:

- Ребята, над какими темами мы с вами работали на предыдущих уроках?

- «Конструкция и декор предметов народного быта», «Внутренняя конструкция русской избы», «Праздничная и повседневная одежда» и т. д.

Учитель задаёт вопросы, чтобы проверить знания учащихся, дети дают ответы:

1. Какие знаки были на Руси? (солярные, водные);

2. Как изображалась Мать – сыра Земля? (упрощённо, стилизованно, обычно с поднятыми вверх руками);

3. Какие элементы декора встречаются в русской избе? (наличники, доска – полотенце, доски – причелины, наличники, ставни;

4. Какие части русской избы передавались по наследству и первыми снимались во время пожара? (лобовые доски);

5. Расскажите об убранстве русского дома, осетинского дома (присутствие национального компонента);

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с одним из народных промыслов. Если вы внимательно посмотрите на доску, то наверно для кого – то из вас не будет увиденное чем - то новым, наверняка у кого – то дома тоже есть такие игрушки. Я сейчас задам вам вопрос, а ответите вы на него после моего стихотворения.

В Дымково любили песни, пляски,

В сём рождались чудо – сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Дети отвечают, что они узнали игрушку.

3.Первичное усвоение знаний:

Отличительные особенности игрушки:

1. Выбеленная мелом, перед росписью;

2. Элементы орнамента: круги, точки, овалы, линии;

3. Цвета используемые для росписи: жёлтый, красный, синий, зелёный, чёрный (но не более четырёх одновременно), в современной росписи: оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый;

4. Расположение узоров: в ряд, в клетку, в линию, в шахматном порядке;

Сегодня на уроке каждый из вас почувствует себя настоящим мастером народного промысла и попробует сделать индивидуальную работу. Создать неповторимую игрушку.

4.История дымковской игрушки. Работа со словарём.

Дымковская игрушка получила своё название по месту происхождения. На берегу реки Вятка находится слобода Дымково, над которой летом и зимой стоит дым от русских печей. Домов много и дымков много, вот и прозвали игрушку – дымковской. Сейчас это место заречная слобода города Кирова.

Дымковская игрушка существовала на Вятской земле, которой более 500 лет, основана она была ещё при Иване 3, Великом князе Московском, окончательно объеденившим русские земли вокруг Москвы.

Всё начиналось забавы ради. Возникновение игрушки связано с весенним праздником свистунья ( Свистопляска), к которому женское население слободы лепило глиняные свистульки, для ярмарки в виде коне, баранов, уточек – крылаток, лошадок, всадников. Крупные фигуры составляли: барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары. Позднее, когда праздник потерял своё смысловое значение, промысел не только не утратил свою силу, но и получил дальнейшее развитие. Игрушки изготавливались из местной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

А теперь ребята немного отдохнём.

5.Физическая – минутка:

1. Посмотри как хороша - (крутятся, показывают руками на соседку)

Эта девица – душа (подносят руки к груди)

Щёчки алые горят, (показывают на щёчки )

Удивительный наряд . (проводят руками сверху вниз по одежде.

2. Мы зарядку делали, (показывают, как делают зарядку)

Прыгали и бегали, (показывают, как бегают на месте)

Стали мы умелыми, (разводят в стороны руками)

Умными и смелыми. (подносят руки к голове)

6.Практическая работа:

Сейчас ребята каждый станет мастером одной игрушки, своего шедевра. Игрушка – это искусство рукотворное, от лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий, поэтому ваше произведение будет тоже уникально и единственно.

Откройте пожалуйста только те баночки с цветами, которые вам понадобятся. Кисти должны быть круглые. Широкой кистью мы наносим сначала основные узоры и раскрашиваем большие плоскости, а затем тонкой кистью доделываем мелкие точки и линии.

Я советую вам применить небольшую хитрость и добавлять в каждый цвет белую краску, в ней содержится связующее звено клей – гуммиарабик, и ваша роспись получится более чистых оттенков.

7.Выставка и анализ детских работ:

Выставка проходит на доске, где дети могут посмотреть и сравнить в экспозиции свои работы и одноклассников. Учитель предлагает им смело высказываться, не бояться критики со стороны на свою работу. Ребята предлагают свои оценки.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового для себя. Ответьте мне на вопрос: «Кто прославляет нашу страну? (связать ответ с уроком). А прославляют её народных дел мастера в своих произведениях искусства. И если на каждом уроке мы с вами будем знакомиться с одним промыслом, то наши знания будут пополняться, а историю своих предков мы передадим своим детям.

- Некоторые моменты на этом уроке были для меня открытием…

- Мне кажется, что…

- Мне бы хотелось…

- Я могу сказать спасибо…

Анализ методической разработки по ФГОС

Аттестуемый педагог

Смирнова Анна Александровна

Анализ методической разработки по ФГОС

Аттестуемый педагог

Смирнова Анна Александровна

Методическая литература:
Б. М. Неменский учебник для 5 – го класса общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2011 Детям о традициях народного мастерства учебно – методическое пособие: в 2 – х частях, под редакцией Т. Я. Шпикаловой – Гуманитарно – издательский центр ВЛАДОС, 2001, стихотворения и загадки про игрушки.

Тема урока: «Дымковская игрушка».

Тип урока: комплексного использования.

По программе данный урок - продолжение темы года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой информацией.

Краткая психолого – педагогическая характеристика класса:

В классе учащихся осуществляется системно – деятельный подход (ФГОС), класс достаточно сильный на данный момент владеет следующими УУД:

Личностные УУД:

1. Освоение традиций и культуры;

2. Самовыражение творческой мысли;

3. Формирование эстетического отношения к родному языку и языку той местности, в которой проживаешь;

4. Создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

Воспитывать любовь и бережное отношение к народным промыслам

5. Мета – предметные:

6. Излагать мысли правильно;

7. Планировать рабочее время;

8. Адекватно реагировать на критику;

3. Научиться видеть и понимать красоту древней игрушки;

4. Создавать узоры по собственному замыслу, используя характерные особенности дымковской росписи ( круги, овалы, полоски, точки );

Регулятивные:

2. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

Познавательные:

1. Уметь выделять общую цель и путь к её достижению.

2. Уметь осуществлять анализ.

Коммуникативные:

1. Проявлять коммуникативность.

2. Задавать существенные вопросы, формировать собственное мнение.

3. Приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в спорной ситуации.

Дидактическая цель урока:

2.Цели урока:

Рассказать учащимся про характерные особенности дымковской игрушки;

1. Научить создавать узоры по собственному замыслу, используя ключевые элементы дымковской росписи;

2. Познакомить с техникой « мазкового» письма;

3. Прививать любовь к эстетике декоративно – прикладного искусства;

4. Воспитывать любовь к народному искусству России и непосредственно к местной культуре (Осетии);

3.Задачи урока:

1. Формировать эстетическое отношение к родному языку и культуре места, где ты живёшь.

2. Освоение традиций и культуры.

3. Развитие внимания и наблюдательности.

4. Самовыражение творческой мысли.

Учитывая уже сформированные УУД, и поставленные перед учащимися задачи, я выбрала следующие методы и приёмы обучения: урок комплексного знаний.

Так же я учла специфику предмета, поэтому форма работы была фронтальная и индивидуальная (во время практической работы).

Этапы урока (коротко о каждом) :

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Повторение, актуализация знаний.

3. Первичное усвоение новых знаний.

4. История - промысла. (Работа со словарём).

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа.

7. Выставка и анализ детских работ.

8. Подведение итогов.

1. Мотивация учебной деятельности.

Я ввела в этот этап работы небольшое стихотворение, оно заинтересовало детей. С помощью наглядных пособий, которые их заинтересовали своей яркостью, я добилась их расположения и замотивировала их на дальнейшую работу.

2. Актуализация новых знаний.

На этом этапе мы вспомнили с детьми, что изучали на предыдущих уроках. Я задавала вопросы, ученики смело отвечали. Потом я прочла стихотворение, в котором уже звучал вопрос о промысле, и предложила детям самим сформулировать на него правильный ответ. С чем они успешно справились.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Я предложила детям самим выявить отличительные особенности дымковской росписи. Посмотрев на наглядные пособия, дети дали правильные ответы. Когда я убедилась, что школьники поняли задание, я предложила стать каждому ребёнку – мастером народного промысла.

4. История дымковской игрушки.

Это этап работы, где мы рассмотрели корни зарождения промысла и место его расположения. Я рассказала, что игрушка не была сначала промыслом, а делалась забавы ради, на праздник «Свистопляска». Потом мы обратили внимание на характерные особенности росписи. Дети сделали для себя вывод, что роспись не может вестись абсолютно всеми цветами подряд.

5. Физическая минутка.

Чтобы не было эмоционального перегруза, провели физическую минутку, которая прошла живо и эмоционально.

6. Практическая работа.

Дети с радостью взяли кисти в руки и стали «мастерами народного промысла». Каждый старался создать свой неповторимый образ. Я открыла детям маленькую хитрость, добавление белой краски в каждый цвет, для того чтобы лучше звучала чистота краски.

7. Выставка и анализ детских работ.

Мы сделали экспозицию из работ и стали учиться излагать свои мысли, смело высказываться и не бояться критики. Я попыталась убедить детей в объективности выставляемых ими оценок.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

На этом этапе я подвела школьников к выводу о том, что живут они в великой стране, которую прославляют многие умельцы и мастера народного искусства. И что на каждом нашем уроке проходя один промысел, не только пополняется багаж наших знаний, но и сохраняется память о наших предках, благодаря истории, что корнями уходит в культуру народа. (патриотический момент). После, я предложила ответить на вопросы, чтобы каждый высказал своё мнение, про урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

2. Синтаксический анализ

(1)Дымковская игрушка - это одно из произведений народного декоративного искусства. (2) Возник этот народный промысел в слободе Дымково, близ города Вятки. (3) Это один из промыслов, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

(4) Возникновение игрушки связывают со Свистуньей – весенним праздником, к которому женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов и других животных и раскрашивали их яркими цветами. (5) Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Предложение 1 имеет грамматическую основу – это одно из произведений.

В предложении 2 есть уточняющий член.

В предложении 3 подлежащее выражено словосочетанием.

В предложении 4 есть обособленное приложение.

В предложении 5 есть подчинительная и сочинительная связь между частями сложного предложения.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

«Взгляните только на белую кувшинку (1) когда она так царственно покоится на водной поверхности среди своих прелестных бутонов и массы (2) слово подёрнутых воском (3) плавающих листьев!» (4) писал ещё в 1887 году известный русский естествоиспытатель Н.Ф.Золотницкий (5) и (6) наверное (7) ни об одном из водных растений не было сложено столько легенд и преданий (8) не написано столько стихов и картин (9) а по народному поверью (10) в озёрах и тихих речках среди кувшинок живут волшебные существа (11) нимфы-русалки.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «стальная спица», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

ГРАНИЧАЩИЙ (с другими странами) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква А.

(далеко) НЕ ГЛУПЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание.

НЕ МЕШАЙ – деепричастие, без НЕ употребляется, поэтому пишется раздельно.

ПРОВЕТРИШЬ – в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И.

ЭКСПЕДИЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына.

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

(17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

(18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

(21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой-Хмелёвой*)

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – советская детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

6.Анализ содержания текста.

Динка не ожидала увидеть в хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

На портрете была изображена женщина, удивительно похожая на Иоську.

Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

Динку поразила изысканность платья женщины на портрете.

Яков Ильич и Иоська жили в старой хате на краю обрыва.

7. Анализ средств выразительности.

Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– Сыграйте, Яков Ильич.

8.Лексический анализ.

Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9. 3) Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.

2.7 . Работа рисования дымковской игрушки с образца.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.

Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Дымковская игрушка очень нарядная. Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.

Кого лепят мастерицы?

Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…

Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.

Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Ознакомление с порядком росписи игрушки? Рисование дымковской игрушки? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы зарисовки чертежа фигурки, «Дымковской игрушки»;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее рисования и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок рисования игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много статей и просмотрела множество интернет ресурсов на эту тему, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.


Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.


Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


С вернуть следующие два блина и получаются

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Просмотр содержимого документа
«Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по ИЗО»

Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по ИЗО Выполнила : учитель изобразительного искусства Князева Александра Владимировна

Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по ИЗО

Выполнила : учитель изобразительного искусства Князева Александра Владимировна

Актуальность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Актуальность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению

К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы.

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы.

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и решительно всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаз привык к ним, как к чему-то обыденному. Программные задачи : Образовательные: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров. Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма. Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и решительно всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаз привык к ним, как к чему-то обыденному.

Программные задачи :

Образовательные: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма.

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.

Цели урока: – познакомить детей с древней русской игрушкой; – изучить особенности современных народных игрушках на примерах дымковских, филимоновских и каргопольских игрушках; – научить детей стилизовать образы игрушек; – показать роль искусства в жизни людей. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа.

– познакомить детей с древней русской игрушкой;

– изучить особенности современных народных игрушках на примерах дымковских, филимоновских и каргопольских игрушках;

– научить детей стилизовать образы игрушек;

– показать роль искусства в жизни людей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа.

Планируемые результаты: Предметные - получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией; - аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; - познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров Метопредметные (УУД) Познавательные: - ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; - самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; - определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения) Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу; - учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - оценивают свои достижения на уроке.

Планируемые результаты:

- получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

- аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

- познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метопредметные (УУД)

Познавательные:

- ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

- самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

- определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: - проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания» - выдвигают контраргументы в дискуссии делают выводы Личностные - Понимают значение знаний для человека; - осознают свои интересы и цели; - имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные:

- проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания»

- выдвигают контраргументы в дискуссии

- Понимают значение знаний для человека;

- осознают свои интересы и цели;

- имеют мотивацию к учебной деятельности.

Дымковская игрушка» Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче­ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви­стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки­дывались расписными глиняными шариками. Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Дымковская игрушка»

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче­ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви­стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки­дывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел­тые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперни­чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка. Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по­хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.

На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.

Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел­тые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперни­чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по­хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

«Дымковская игрушка»

«Дымковская игрушка»


«Филимоновская игрушка» Удивительно красивы и разнообразны глиняные иг­рушки из деревни Филимоново Тульской области. Ко­ни, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют весе­лый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; граци­озно вытянул необычно длинную шею олень с могу­чими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит. Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после об­жига становится светлой. Желтый, красный, зе­леный - основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со свет­лым тоном обожженной глины создают неподра­жаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

«Филимоновская игрушка»

Удивительно красивы и разнообразны глиняные иг­рушки из деревни Филимоново Тульской области. Ко­ни, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют весе­лый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; граци­озно вытянул необычно длинную шею олень с могу­чими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после об­жига становится светлой.

Желтый, красный, зе­леный - основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со свет­лым тоном обожженной глины создают неподра­жаемый «наряд» Филимоновской игрушки.




«Каргопольская игрушка» Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и бли­жайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля - хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художества­ми и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре ты­сячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промы­сел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, паха­рей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. А вот Полкан - сказочное чуди­ще, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называ­ли зверей своими братьями, скла­дывали о них сказки, они же стано­вились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках! Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, может, в небе у летя­щей снежинки, у Солнца, у вечер­ней звезды.

«Каргопольская игрушка»

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и бли­жайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля - хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художества­ми и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре ты­сячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промы­сел заводится.

Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, паха­рей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.

А вот Полкан - сказочное чуди­ще, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называ­ли зверей своими братьями, скла­дывали о них сказки, они же стано­вились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!

Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, может, в небе у летя­щей снежинки, у Солнца, у вечер­ней звезды.



Вывод: Глиняные игрушки имеют обобщённую форму. В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл. В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Вывод: Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл.

В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

«Искусство детям - увлекательно и просто: Минимализм»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


Дымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) —.

Дымковская игрушка
(вятская игрушка, кировская игрушка) — один из русских народных глиняных художественных промыслов.

Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятки (ныне Киров)

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует б.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные игрушки-свистульки в виде коней, баранов, козликов, уточек.

Лошадка-свистулька

После праздника разноцветными игрушками украшали окна домов, помещая их между.

После праздника разноцветными игрушками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий, шумный, весёлый праздник – ярмарка свистопляска или свистунья

Позднее внесли игрушку новые бытовые и сказочные сюжеты.

Позднее внесли игрушку новые бытовые и сказочные сюжеты.

«чаепитие»«

Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний

Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний

Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера.

Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера, от лепки и до росписи, процесс творческий, никогда не повторяющийся

Нет и не может быть двух одинаковых изделий.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных произ.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных произведениях.

Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных.

Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

.Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковска.

.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 506 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2017 2203
  • PPTX 3.7 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Милованова Надежда Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

47 минут

«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

128 минут

«Охрана труда: актуальные вопросы СОУТ в 2022 году»

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: