Дымковская игрушка из пластилина на бутылке

Обновлено: 10.05.2024

Автор: Молчанова Ольга Ивановна, воспитатель МДОУ "Детский сад № 24 с. Крутой Лог Белгородский район Белгородская область»
Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и детей школьного и старшего дошкольного возраста.
Назначение: декоративное украшение, подарок для близкого человека.
Цель: Развитие эстетики, воспитание у детей интереса и любви к народным промыслам.
Задачи:
Закрепить умение лепить фигуру человека, добавляя элементы декора в одежде;
продолжать знакомить детей с элементами и цветовой палитрой дымковской росписи;
учить создавать простой узор по мотивам дымковской росписи;
Развивать композиционные и эстетические чувства, чувство красоты; развивать ручную умелость и творческое воображение.
Знакомясь с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, и у детей возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Материалы, необходимые для работы:
1. пластилин;
2. краски гуашь;
3. кисти белка №3,№2;
4. шпаклёвка белая;
5. дощечка для лепки пластилина.
Пошаговый процесс выполнения работы:









7. Для юбки лепим воланы-для этого лепим колбаску, расплющиваем её и волнообразно укладываем, соединяя с юбкой.










10. Для того, чтобы краска легла ровно, необходимо фигуру покрыть шпаклёвкой, но немного разведя её водой, до густоты сметаны.






На изготовление дымковской барыни ушло два занятия. Одно занятие лепка,во вторую половину дня выбеливание фигуры. На другое занятие роспись дымковскими элементами и закрепление знаний детей о дымковском промысле.

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки "Дымковская игрушка".

Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская барышня»

МК с пошаговым фото по изготовлению дымковской игрушки из пластилина и верхней части пластиковой бутылки.

Воспитатель: Благова М. А. ГКОУ ВО " Малышевская общеобразовательная (корр) школа-интернат".

МК рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, учащихся начальных классов, педагогов и родителей.

Назначение: в качестве украшения интерьера, подарка.

Цель: лепка из пластилина дымковской игрушки.

Задачи: расширять у детей знания о народных промыслах России;пополнять знания о традициях, форме и росписи, узорах и способах росписи.

воспитывать уважение к труду мастеров; учить доводить начатое до конца, аккуратности и усидчивости.

развивать мелкую моторику и навыки работы с пластилинов.

продолжать знакомить со свойствами пластилина.

учить правилам безопасного обращения с ножницами.

Дымковская барышня.

Среди русских, народных глиняных промыслов дымковская игрушка, занимает самое видное место. Этот промысел возник более 400 лет назад. Свое начало он берет из Дымковской слободы, сейчас это часть города Кирова (ранее Вятка). По одной из легенд (связанных с созданием дымковской игрушки, много веков назад у стен города встретились два дружественных войска, но в темноте они приняли друг друга за врагов и вступили в бой. Много воинов погибло, и по преданию их злые духи до наших дней летают над полем боя. Было решено, что каждый год весной будет справляться тризна. С течением времени, вместо тризны стали устраивать народные гулянья, которые назвали "свистопляски". Женщины для праздника лепили глиняные фигурки и шарики, которые красиво расписывали. Эти фигурки весело свистели, а цветными шариками (у них внутри, были горошины, кидали друг в друга. Это создавало, веселый шум и суматоху. Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которая пригодна для изготовления дымковской игрушки. Это несомненно способствовало развитию этого промысла. Дымковская игрушка приобрела известность не только Кирове, но и по всей России.

-пластилин

-пластиковая бутылка

1. от пластиковой бутылки отрезает верхнюю часть.


2. Берем пластилин белого цвета и равномерно наносим его на нашу заготовку. Это будет нижняя часть нашей барышни.



3. Делаем туловище из пластилина красного цвета



4. Намечаем где у нас будет фартук


Для удобства крепления головы, нашей барышни, я приклеила крышку от клея ПВА вот так


5. Теперь формируем голову


6. Украшаем юбочку





7. оформляем фартучек


8. Приступаем к голове, коричневым пластилином делаем прическу (из двух жгутиков делаем косу)





9. Делаем два жгута из красного пластилина и прикрепляем ручки


10. Осталось нарядить нашу барышню кокошником





.Спасибо, что заглянули ко мне в блог. Может кому-то пригодится мой МК.

Дымковская барышня. Мастер-класс

Дымковская барышня. Мастер-класс Автор работы: Уткина Галина Владимировна, воспитатель. муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного.

Дымковская барышня. Подготовительная группа

Дымковская барышня. Подготовительная группа У наших деток из подготовительной группы прошло знакомство с дымковской игрушкой. Ребята слушали историю появления дымковской игрушки.

Карандашница «Котёнок» из пластиковой бутылки

Карандашница «Котёнок» из пластиковой бутылки Карандашница – один из полезных атрибутов на рабочем столе, который помогает нам содержать в порядке рабочее место и быстро находить письменные.

Мастер-класс «Кормушка из пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Кормушка из пластиковой бутылки» Кормушка из пластиковой бутылки. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • пластиковая бутылка • веревка • гвоздь • канцелярский.

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина»

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина» Идея возникла так! Купила я дочке шоколадное яйцо с сюрпризом,шоколад она съела, а футляр от яйца остался. И решили мы сделать Дымковскую.

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению куклы из полторалитровой пластиковой бутылки. Для того чтобы создать куклу особых.

Мастер-класс по изготовлению шлема из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению шлема из пластиковой бутылки Я всегда много нового и интересного нахожу для своей работы на данном сайте. И вот сегодня хочу представить вам мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня» Мука и соль смешиваются в пропорциях 1:1 или 2:1 (мука, соль). Важная деталь – соль берите Экстру, при добавлении крупной тесто может рассыпаться.

Тема: «Дымковская барышня» Тема: «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» Цель: продолжать знакомство с дымковской игрушкой; обобщать знания о дымковской игрушке; учить рассматривать,.

Ёжик из пластиковой бутылки.

Ёжик из пластиковой бутылки. Не менее 50 % среднестатистического российского мусорного ведра составляет вторсырьё, то есть материалы, которые могут быть переработаны.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»

Из пластиковой бутылки я вырезала горловину, основу "Барыни" - это будущая юбочка.


Затем я обклеила получившуюся заготовку скульптурным пластилином.


Далее я изготовила голову и кокошник.


Незабываем про волосы (заплела косичку) и накидку



Свою первую Барыню я решила сделать без дополнительных деталей.



Теперь получившуюся форму нам необходимо ее "промазать" мукой (лучше будет если вы будите пальцами втирать муку в пластилин).


Я приступила к покраске данной формы, сначала использовала белую гуашь, но она не ровно ложилась по фотолитографии вы можете это пронаблюдать.


Поэтому решила покрасить будущую Барыню водоэмульсионнкой. Дождалась пока все высохнет и приступила к покраске.





Вот и мои старания


Мастер-класс «Масленичная барыня». Поделка из цветного картона

Мастер-класс «Масленичная барыня». Поделка из цветного картона Бороздя по просторам Маам,невольно учишься,что-то очень нравится и хочется взять это что-то для своей работы с детьми и привнести немного.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки Барышни

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки Барышни Мастер класс - дымковская игрушка Дымковская игрушка – это один из самых древних промыслов России. Он появился в Вятском крае Кировской.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно - эстетическое восприятие,.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки с родителями

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки с родителями Мастер- класс по изготовлению новогодней игрушки Цель : сделать новогоднюю игрушку своими руками, создать позитивное новогоднее настроение.

НОД «Ярмарка дымковской игрушки» Интеграция: Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование. Цель:Знакомить детей с народной игрушкой и дымковской.

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки» Проблема. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены.

Проект по ИЗО «Мир дымковской игрушки» ПРОЕКТ По изобразительной деятельности Тема: «Мир дымковской игрушки» Ведение Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей.

Проект «В мире дымковской игрушки» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Рисование дымковской игрушки «Барыня» (средняя группа)

Рисование дымковской игрушки «Барыня» (средняя группа) Изюминка Дымковской игрушки в том, что до сегодняшнего дня это единственный вид промысла, который не выпускается серийно. Данные игрушки.

Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа)

Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа) На сегодняшнем занятии мы с детьми в первые знакомились с Дымковской игрушкой. А рассматривали мы Петуха. Для работы нам понадобилось:.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня хочу вам показать работы моих малышей (дети 5-6-ти лет), которые мы делали в марте прошлого года. С дымковской игрушкой мы знакомим детей с младшей группы, поэтому знают они её уже хорошо. Несколько лет назад я сама смастерила аналогичные образцы для показа детям на занятиях. Ребята видели их много раз и давно догадались, как они сделаны. Предложение сделать самим такие же игрушки встретили с радостью.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня хочу вам показать работы моих малышей (дети 5-6-ти лет), которые мы делали в марте прошлого года. С дымковской игрушкой мы знакомим детей с младшей группы, поэтому знают они её уже хорошо. Несколько лет назад я сама смастерила аналогичные образцы для показа детям на занятиях. Ребята видели их много раз и давно догадались, как они сделаны. Предложение сделать самим такие же игрушки встретили с радостью. (фото 1)

Ребята ещё раз рассмотрели имеющиеся образцы, обсудили, как это делается, и приступили к работе. Пластилин мы заранее положили на солнышко погреться. Поэтому он стал мягким, эластичным. Работать им было легко и приятно.

Ребята ещё раз рассмотрели имеющиеся образцы, обсудили, как это делается, и приступили к работе. Пластилин мы заранее положили на солнышко погреться. Поэтому он стал мягким, эластичным. Работать им было легко и приятно. (фото 2)

Здесь на столе стоит ещё и филимоновская барыня, но все решили делать дымковскую.

Здесь на столе стоит ещё и филимоновская барыня, но все решили делать дымковскую. (фото 3)

Работа не вызвала у детей особых затруднений

Работа не вызвала у детей особых затруднений (фото 4)

Но особенно им понравилось лепить руки и голову куклы.

Но особенно им понравилось лепить руки и голову куклы. (фото 5)

Девочки учили мальчиков плести косы.

Девочки учили мальчиков плести косы. (фото 6)

Результатами первого дня остались довольны.

Результатами первого дня остались довольны. (фото 7)

На другой день мы обезжирили пластилин (чтобы краски на него лучше ложились), обсыпав фигурки крахмалом и дав им постоять минут 15.
Потом стряхнули крахмал сухими кисточками. Фигурки стали шелковистыми, приятными на ощупь, не липли к рукам.
Затем покрыли кукол белой гуашью.

На другой день мы обезжирили пластилин (чтобы краски на него лучше ложились), обсыпав фигурки крахмалом и дав им постоять минут 15. Потом стряхнули крахмал сухими кисточками. Фигурки стали шелковистыми, приятными на ощупь, не липли к рукам. Затем покрыли кукол белой гуашью. (фото 8)

На третий день приступили к раскрашиванию.

На третий день приступили к раскрашиванию. (фото 9)

Решили покрасить сначала верхнюю часть: кокошник, кофточку, волосы.

Решили покрасить сначала верхнюю часть: кокошник, кофточку, волосы. (фото 10)

Работа сложная, требует аккуратности и терпения.

Работа сложная, требует аккуратности и терпения. (фото 11)

Итог третьего дня работы.

Итог третьего дня работы. (фото 12)

на четвёртый день, ещё раз рассмотрев несколько иллюстраций, решили украсить юбочки кружочками, напечатав их обратным концом карандаша.

на четвёртый день, ещё раз рассмотрев несколько иллюстраций, решили украсить юбочки кружочками, напечатав их обратным концом карандаша. (фото 13)

Для большей нарядности решили добавить мелкие горошки ватными палочками.

Для большей нарядности решили добавить мелкие горошки ватными палочками. (фото 14)

Вот такие красотки у нас получились!

Вот такие красотки у нас получились! (фото 15)

Сейчас эти куколки стоят у нас в студии на полочке с образцами изделий народных промыслов.

Сейчас эти куколки стоят у нас в студии на полочке с образцами изделий народных промыслов. (фото 16)

Просим не судить очень строго результат нашего труда! Конечно, до настоящих мастеров нам ещё далеко! Но мы ОЧЕНЬ старались! Спасибо всем, кто досмотрел до конца. Всем всего самого доброго!


Какие молодцы ребятка. Как старательно работают. Очень красивые игрушки получились!! Браво юным мастерам.

какие молодцы ,так красиво и аккуратно получилось !


Оленька, какие ВОСХИТИТЕЛЬНЫЕ работы своих маленьких мастерят Вы нам показали - БРАВО и малышам и Вам!Душа радуется, глядя на маленьких творцов - так они стараются и результат ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ!

Читайте также: