Дымковская игрушка олень из пластилина

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС п. Искателей»

Конспект НОД по лепке

с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела воспитатель

Титова Елена Михайловна

Тема: «Олешек» (по мотивам дымковской игрушки).

Цель : Формирование у детей представлений о народном декоративно-прикладном искусстве ( народной игрушке).

Задачи: Образовательные : Обогащение и расширение художественного опыта детей. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Закрепление знаний о характерных особенностях дымковской росписи. Активизация в речи детей прилагательных.

Развивающие: Развитие желания лепить игрушку своими руками; эстетического восприятия и творческих способностей детей; мелкой моторики рук.

Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к народным мастерам; аккуратности и самостоятельности при работе.

Материал : Таблицы с изображениями элементов дымковской росписи. Дымковские игрушки. И грушка – олешек ; дощечки по количеству детей, салфетки для рук, пластилин, стеки. Муз. центр. Классическая музыка Д.Д. Шостаковича

Ход занятия.

I . Организационный момент : Дети заходят в группу под звучание спокойной классической музыки Д.Д. Шостаковича. Здороваются с гостями, встают рядом с педагогом.

II . Новый материал : 1. Загадка. П ослушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать её:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
- А ну, отгадайте, что мы за игрушки? ( Дымковские игрушки).

2. Рассказ педагога о дымковской игрушке.

Мы с вами уже говорили о дымковской игрушке. Послушайте её историю.

Давным давно – в старину, на реке Вятке стоял город под названием Вятка. Вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки было видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топили печи, и летом, в пасмурные дни, когда стоял туман, слобода вся была – будто в дыму, в дымке. Отсюда и появилось название – Дымково. Здесь, в далекую старину и зародились эти игрушки.

Вначале были свистульки. Их лепили женщины зимними вечерами для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Их обжигали в русских печах, потом раскрашивали и продавали на ярмарке.

Свое умение бабушки передавали из поколения в поколение. Так и дошло оно до наших дней.

Посмотрите сколько красивых и необычных игрушек появилось перед нами (выставка дымковских игрушек).

Мы с вами оказались в мастерской по изготовлению таких красивых игрушек.

- Какие это игрушки? (Это дымковские игрушки)

3. Чтение стихотворения « Дымковские игрушки ».

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать :

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково , вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны, «Свистунье» ,

Их лепили стар и млад .

Эти вятские игрушки ,

Словно радуга весной :

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка , как цветок!

Рядом барышня – красотка,

Фартук, юбка и кокошник :

Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,

Глазки, щёчки, алый рот –

Кажется, взмахнёт рукою

И немедля в пляс пойдёт.

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной .

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

Как вы уже догадались, мы с вами будем изготавливать дымковскую игрушку.

5. Загадка про оленя

А какую, попробуйте угадать:

Через горные остроги,

Через крыши деревень

Мчится глиняный…. (Олень)

(Показ иллюстрации оленя на слайде)

- Кто знает, что такое остроги?

Словарная работа: Остро́г — укрепление, опорный пункт , постоянный или временный населённый укреплённый пункт , обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров .

6. Рассматривание дымковской игрушки – олешки.

Рассмотреть с детьми дымковскую глиняную игрушку - олешка, обвести ее рукой по контуру, обратить внимание на слитность основной формы и частей.

7. Показ педагогом, как можно вылепить олешку.

Затем показать, как можно вылепить олешку из целого куска глины (пластилина), предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).

ü Мы с вами берём кусок пластилина и зрительно делим его на три части, одну из них отделяем – это голова будет, а две других – туловище.

ü Катаем две колбаски. Одну — потолще и подлиннее - это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче - это будет шея и голова.

ü Толстую колбаску зрительно делим на 3 части.

Разрезаем стекой с двух сторон (первую и третью части) – получаются ноги .

Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище) .

Ножкам придаем округлую форму.

ü Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.

ü Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.

ü Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешки .

ü Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются.

ü Делаем рожки. Раскатываем аккуратно колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться.

ü Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.

ü Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.

Вот и получился олешек.

- Из чего делают дымковские игрушки ? (Игрушку делают и з глины)

Но у нас нет глины, и мы будем делать из пластилина.

- Что понадобится мастерам для работы? (Ответы детей)

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо – мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи,

(машут указательным пальцем)

А в печи игрушки!

9. Самостоятельная работа детей.

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались пра­вильными приемами лепки, за осанкой детей.

III . Итоги: 9. Выставка детских работ. Посмотрим, как наши мастера справились с работой ( рассмотреть все готовые работы ).

- Какая работа вам понравилась больше всех? (Ответы детей)

Все мастера оказались творческими сегодня.

Получились красивые и необычные олешки (порадоваться общему результату)

Релаксация: - Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

- Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Если вам понравилось занятие, то возьмите на память подарок из Дымковской слободы – иллюстрацию игрушки, которую вы лепили.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке «Олешек».

Мастер-класс по лепке «Олешек» для детей 5–6 лет

Для работы понадобится: доска для лепки, пластилин, стека, гуашь, кисточка, стаканчик с водой.


Вполне подойдут все, имеющиеся под рукой остатки пластилина.

Делим пластилин на три части.


Из самой большой части формируем тело и ножки олежка. Для этого скатываем колбаску. С помощью стеки делаем надрезы с двух ее концов. Выгибаем деталь дугой. Формируем ножки.


Из второй небольшой части формируем шею и голову олешка. Скатываем колбаску и загибаем один ее конец. Соединяем с телом олешка и сглаживаем места соединения.


Из оставшегося пластилина скатываем тонкие колбаски и формируем рожки нашему олешке.


Теперь приступаем к покраске олешка белой гуашью. Лучше начинать с брюшка и внутренней стороны ножек. Рожки красим красной краской.


Когда основа высохнет, можно приступать к расписыванию олешка.

Вот, что у нас получилось.


Желаю творческих успехов.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Веточка рябины». Коллективная работа детей второй младшей группы

Мастер-класс по лепке из пластилина «Веточка рябины». Коллективная работа детей второй младшей группы Коллективная работа Задачи Совершенствовать умения детей скатывать шарообразную форму. Упражнять в раскатывание пластилина круговыми движениями.

«Голубые цветы». Мастер-класс по лепке для детей 4–5 лет

«Голубые цветы». Мастер-класс по лепке для детей 4–5 лет Голубые цветы. для работы понадобится пластилин и стека. Скатайте три голубых шарика, раздавите их между ладоней, чтобы получились блинчики.

Конспект занятия по лепке» по мотивам дымковских игрушек «Олешек (старшая группа) …» Цель: Учить детей создавать изображение по мотивам народных дымковских игрушек. Учить скульптурному способу.

Мастер-класс по лепке «Груша»

Мастер-класс по лепке «Груша» Для изготовления груши нам понадобятся:пластилин трех цветов (желтого, зеленого, коричневого); доска для лепки и стек. От большого куска.

Мастер-класс по лепке «Пингвин»

Мастер-класс по лепке «Пингвин» - скатайте один большой лиловый шарик и один маленький белый шарик; - лиловый шарик раскатайте в конусовидный валик с немного заостренным.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Снегурочка»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Снегурочка» Любимая гостья всех ребят на Новогодних праздниках, это конечно Снегурочка. Наша Снегурочка тоже получилась красивая. Мы старались, и вот.

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет Цели и задачи: -познакомить детей с новым пластическим материалом-глиной и ее свойствами; -развитие мелкой моторики; -развитие положительных.

Мастер-класс по лепке «Народные барышни»

Мастер-класс по лепке «Народные барышни» Данный мастер-класс подходит как воспитателям детских садов, так и для родителей. идею позаимствовала на просторах интернета. Надеюсь вам.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Это дымковские игрушки. И мы сейчас, о древней дымковской игрушке поведём рассказ:

2. Беседа

Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.

Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.

И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.

В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково "дымка".

Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры видите (ответы детей: разные кружочки, полоски)

Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.

А мы сегодня будем лепить олешку.

3 .Практическая часть

Воспитатель лепит вместе с детьми и оказывает при необходимости помощь


















4. Заключительная часть

Анализ готовых работ. Организация выставки.

Конспект открытого занятия в младшей группе по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка» Конспект открытого занятия в младшей группе по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: "Дымковские игрушки". Формы работы:.

Конспект интегрированного занятия по лепке в младшей группе «Новогодняя игрушка»

Конспект интегрированного занятия по лепке в младшей группе «Новогодняя игрушка» Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» Интегрированные образовательные.

Конспект НОД (конструирование) в старшей группе «Дымковская игрушка» по программе «Детство» Конспект НОД (конструирование) в старшей группе «Дымковская игрушка» по программе «Детство» Разработала: Дружинина Е. А Цель: Продолжать.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» Цель: Познакомить детей с народным промыслом. Задачи: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров; знать традиции страны. Формировать.

Конспект НОД в старшей группе по лепке «Олешек» Программное содержание: Художественно –эстетическое развитие: [/b]Расширять представление о народной игрушке. Закрепить знание характерных.

Конспект занятия по лепке «Безопасная игрушка-весёлая погремушка» во второй младшей группе

Конспект занятия по лепке «Безопасная игрушка-весёлая погремушка» во второй младшей группе Тема: Безопасная игрушка-весёлая погремушка» Цель: Закрепить представление о правилах безопасности в быту Учить.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мастер-класс по лепке на основе пластиковой бутылки «Дымковская игрушка. Барышня»

Мастер-класс по лепке на основе пластиковой бутылки «Дымковская игрушка. Барышня» Мастер-класс Презентация пошаговая Тема: «Дымковская игрушка. Барышня» Цель: Создать условия способствующие развитию творчества у детей.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Занятие в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» МДОУ № 27 «Светлячок» ЯМР Конспект открытой интегрированной непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного.

Цель: обогащение и расширение знаний детей о народном декоративном искусстве (дымковская игрушка, обучение скульптурному способу лепки из целого куска.

Развитие прослеживающей функции глаза и фиксации взора, логического мышления, слухового внимания.

Образовательные: учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек, учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

Развивающие: развивать творческие способности, обогащать и расширять художественный опыт детей.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Методы обучения: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический.

Ресурсный материал: дымковские игрушки, пластилин, стека, доски, вода, салфетки (влажные).

Ребята я предлагаю вам рассмотреть дымковские игрушки, которые стоят на столах.

Все игрушки не простые

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Словно появилось чудо.

- Ребята, что это за игрушки?

Ответ детей :Это дымковские игрушки.

- Из чего они сделаны?

Ответ детей: Из глины

- Да, вы правы дымковские игрушки делают из глины, назовите их? (Барышня, козлик, индюк.)

- Ребята вспомните, где делают эти игрушки?

Ответ детей: Слабода, Дымово.

- Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся, хотите?

- Ребята предлагаю вам поиграть в игру "Превращения"

Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

- "Барыня!" Дети изображают фигуру.

- "Конь", дети скачут, как лошадка.

- Ребята. Предлагаю вам стать мастерами и слепить игрушку, давайте сядем за столики на свои места

Но сначало послушайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:

Стоит на стройных ножках –

Вся краса в рожках.

Ответ детей : Козлик, олешек.

- Правильно, это олешек. Обратите внимание на схему!

(на плакате – образцы и приемы лепки).

- Нет двух одинаковых дымковских игрушек. Каждая игрушка это творение одного мастера, одного творческого порыва. Все, начиная от лепки, заканчивая росписью – процесс уникальный – только ручная работа.

Давайте и мы с вами слепим своего Олешка :

Прежде чем мы начнем свою работу давайте выполним пальчиковую гимнастику.

«Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Зайца и медведя,

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Итак, предлагаю сесть ровно, ноги ставим вместе, приступаем к выполнению заготовки.

1. Давайте слепили две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.

2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).

3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.

4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.

5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.

Молодцы ребята все справляются с заданием.

Теперь можно отдохнуть и нашим глазкам. Я прошу вытереть руки салфеткой, снять очки, встать и задвинуть стульчики, можно отойти от рабочего места. Внимание.

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо –

вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

Молодцы ребята. Глазки отдохнули можно присесть и продолжить работу.

6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.

7. Делаем два треугольных ушка методом прищипывания от большого куска пластилина.

8. Делаем рожки. Раскатываем колбаску. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.

9. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.

Ну вот и закончили вы работу. Молодцы!

- Какую игрушку мы сегодня с вами лепили?

- Ребята вы все молодцы, хорошо потрудились, у вас получились замечательные Олешки.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

- Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Фотоотчет о неделе игры и игрушки по теме «Дымковская игрушка»

Фотоотчет о неделе игры и игрушки по теме «Дымковская игрушка» В этом году тематическая неделя была посвящена Дымковской игрушке. Дымковская игрушка – один из русских народных, глиняных художественных.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе Цель: Учить детей лепить лошадку комбинированным способом. Задачи : - учить передавать в лепке характерные особенности дымковской игрушки,.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе Цель: учить детей лепить дымковскую лошадку, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня»

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:- продолжать.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.Выполнила: ученица.


Курс повышения квалификации

Обучение на тренинге как форма (вид) внеурочного мероприятия в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)

  • Сейчас обучается 222 человека из 57 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы учебно-тренировочного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности (тяжелая атлетика)


«Современный репетитор: Instagram и новые форматы уроков»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.Выполнила: ученица.

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.
Выполнила: ученица 2 «Б» класса Головнина Соня . Руководитель: учитель начальных классов Жукова О.А.

История дымковской игрушкиДымковская игрушка – один из старейших художественн.

История дымковской игрушки
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.-


В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие предст.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX век.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. Дымковский промысел в советский период в начале XX века был практически утрачен.

Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росп.

Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появ.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов.

Образы и сюжеты Женские образы.. Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, нян.

Образы и сюжеты

Женские образы..
Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность
Мужские образы Кавалеры.
Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи.
Как правило, изображаются верхом на животных.

Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, баран.

Животные
Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы.
Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы
Утки, индюки, петухи.
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции
Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. –

Особенности формыВсе дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они в.

Особенности формы
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Галерея Женские образыБарыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенц.

Галерея
Женские образы
Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках.
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Галерея Мужские образыКавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнем.

Галерея
Мужские образы
Кавалеры.
Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.

Галерея Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя.

Галерея
Животные
Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцев.
Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Галерея Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными.

Галерея
Птицы
Утки, индюки, петухи.
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Галерея Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутст.

Галерея
Композиции
Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Мы будем выполнять женский образ дымковской игрушки.

Мы будем выполнять женский образ дымковской игрушки.

Для работы нам понадобились: Обрезанная пластиковая бутылка; ненужная газет.

Для работы нам понадобились:
Обрезанная пластиковая бутылка;
ненужная газета;
детский пластилин;
гуашь;
кисточка;
клей ПВА

Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки.

Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки.

Берём пластилин и обклеиваем обрезанную пластиковую бутылку, «дно юбки» тоже.

Берём пластилин и обклеиваем обрезанную пластиковую бутылку, «дно юбки» тоже залепляем пластилином.


Затем лепим туловище, голову, руки , Кокошник и косы.

Затем лепим туловище, голову, руки , Кокошник и косы.

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь.

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь, после этого гуашь становится более прочной , хорошо ложиться, не обсыпается и держится долгие годы

Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перей.

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перейдем к покраске.
Можно поразмышлять как будет выглядеть готовая игрушка, подготовить нужные краски.

Вот что у меня получилось.Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Вот что у меня получилось.
Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Читайте также: