Дымковская игрушка открытый урок

Обновлено: 12.05.2024

Тема: «Дымковская игрушка».

Цель: Закреплять знания о народных промыслах; развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; совершенствовать навыки росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму; воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшим её; формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Ход НОД:

(Дети входят в группу)

Педагог: - Ребята посмотрите сколько много у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся!

(Дети здороваются)

Педагог: - Ребята, скажите мне пожалуйста, а какое ваше самое любимое занятие, чем любят заниматься все, все дети?

Педагог: - А во что вы любите играть?

(Дети перечисляют любимые игры и игрушки)

Педагог: - Как вы думаете, а отличаются современные игрушки от старинных? (Да).

- Конечно, современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора, воска. Они могут издавать звуки, говорить, передвигаться, смеяться, шевелить руками, ногами. А в старину давным, давным, давно игрушки мастерили из дерева, глины, бересты.

- Предлагаю вам пройти к нашему старинному сундучку и заглянуть в него!

Славилась Россия, чудо мастерами

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству молодых учили.

(Открывают сундук)

- Ой сколько здесь добра, сколько игрушек ярких!

(Доставать по одной игрушки и читать стихи)

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока

Всех нарядом удивил

Крылья важно распустил

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок

Красной краскою горя

Как корона у царя

Смотрит с высока вокруг

Птица важная индюк!

Посмотрите, как живой

Есть и конь здесь удалой.

(Дымковская барышня)

Дымковские барышни прекрасны

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, воланы, овалы, круги

Ну прям загляденье ты посмотри.

(Подытожить просмотр игрушек)

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор.

Педагог: - Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и расписаны яркими красками.

- Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки :

«Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один только дым. Вот и назвали то село «Дымково».

Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети играли на лугу, и пели песни. И не было у них тогда таких игрушек как у нас. И задумались взрослые: «Чем бы им порадовать своих детишек?».

Набрали они на берегу реки глины, вылепили из неё разные забавные фигурки, обожгли их в печке, покрыли белым мелом, и раскрасили их яркими красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные – полюбились они детям».

- Ребята подойдите поближе, посмотрите, красивые эти игрушки.

(Дети рассматривают игрушки)

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белого)

- А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (прямая линия, волнистая линия, точки, круги, клетка, кольца)

- Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый)

- Как одним словом можно сказать про эти цвета? (Яркие, нарядные, весёлые, праздничные)

- Хотелось бы вам превратиться в мастеров? (Да)

- Предлагаю вам пройти за столы и немного отдохнуть.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками (дети делают хватательные движения руками, словно ловят снежинки)

И покажем дома маме

А вокруг лежат сугробы (руками разводят в стороны)

Снегом замело дороги

Не завязнуть в поле чтобы (Ходьба с высоким подниманием колен)

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет (прыжки на месте)

Словно мягкий, рыжий мячик

Ну а мы идём, идём

К мастерам приходим в дом (подходят к столам)

- Вот мы и попали к нашим чудо мастерам.

- А как вы думаете, какие инструменты понадобятся нашим мастерам для того, чтобы создавать такие яркие игрушки? (кисти, яркие, разноцветные краски, заготовки игрушек)

- Предлагаю вам сегодня раскрасить лошадку, а для того, чтобы пальчики наши нас слушались и нарисовали красивые узоры, их надо разработать.

Есть игрушки у меня (хлопают в ладоши и ударяют кулачками др. о др. попеременно).

Паровоз и два коня

Три ракеты, Вездеход, (загибают пальцы на обеих руках)

Самосвал, подъёмный кран –

Сколько вместе, как узнать (сжимают, разжимают ритмично пальцы на обеих руках)

(Дети приступают к самостоятельной работе).

(Закончив работу рассмотреть и полюбоваться игрушками)

Педагог: - Молодцы ребята! Ваши лошадки получились яркие, весёлые, добрые, такие, как у знаменитых русских мастеров.

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятским весеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркость и нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

1. Пластический способ лепки.

2. Конструктивный способ лепки.

3. Комбинированный способ лепки.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

1. Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.

2. Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.

3. Пальцами формируем передние и задние ноги.

4. Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.

5. Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.

6. Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

4. Роспись дымковского козла.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

« Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

разработчик: Перевощикова О.П.


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


«Кубанское казачество»

Краткое описание документа:

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

План урока:

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

Ход урока

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятскимвесеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркостьи нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

  • Пластический способ лепки.
  • Конструктивный способ лепки.
  • Комбинированный способ лепки.
  • Роспись дымковского козла.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

  • Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.
  • Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.
  • Пальцами формируем передние и задние ноги.
  • Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.
  • Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.
  • Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

«Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Открытое занятие по программе

«Мир искусства»

Щербакова Мария Евгеньевна

« Дымковская игрушка».

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для воспитателя:

-проекционный аппарат для показа слайдов

-программа со слайдами

Оборудование для воспитанников:

- картинки раскраски с изображением дымковской игрушки

- фрагменты дымковского узора

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит легкая мелодия.

-Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь! Давайте немного поиграем. Я брошу любому из вас мяч, тот кто поймает, назовет ласково по имени своих соседей, и бросит мяч следующему игроку. От ваших улыбок стало светлее.

Введение в тему. Сюрпризный момент.

-Ребята посмотрите, кто это стучится к нам ? Это почтальон Печкин

Воспитатель показывает детям письмо.

- Ребята давайте его откроем и прочитаем. Читаем письмо:

«Здравствуйте, ребятки, —
Степы и Ванятки,
Даши, Ромы , Кати и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».

- А как мы узнаем как выглядят дымковские игрушки Почтален Печкин?

- Давайте возьмем клей и сложим пазлы которые лежат преред вами и познакомимся с дымковскими игрушками. Какие красивые картинки вы сложили.

-Спасибо Печкин. Досвиданья.

- Так пойдемте же скорей.

Показ слайда.

По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке ( шагаем в воздухе)

Я зимнею порой ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело, ( повороты туловищем в лево - в право)

Смотрю по сторонам, (повороты головой)

И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая

Радуюсь я там. (ножницы)

Радуюсь я там (ножницы)

Показ слайда

Смотрите­-ка, река! Это река, называется Вятка, а на берегу стоит город и город такое же имя носит. Вятка (КИРОВ) — город старинный. Когда то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково». .

Показ фильма «История возникновения дымковской игрушки»

- Ребята куда мы пришли? К кому в гости?

- В слободу Дымково, в гости к дымковским игрушкам.

Показ слайда, на котором написано стихотворение .

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

-А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься.

Показ слайдов

- Ребята какие элементы росписи вы видите?

- Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. В математике эти фигуры называют геометрическими. Все на своем месте и все горит ярко-ярко.

Показ слайда

- Ребята, а какие краски используют для росписи дымковской игрушки?

-Верно: зеленые, красные, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но все они наносятся на белый фон, которым покрывают глиняную игрушку.

Ребята мы с вами узнали, как расписывают дымковскую игрушку. А какую именно игрушку мы будем сегодня украшать, узнаем, когда разгадаем кроссворд.

Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на занятии.

Показ слайда. Кроссворд.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Ребята каким узором украшали мастера свои игрушки? Как называются эти фигуры в математике? (геометрическими).

- А кто мне поможет вспомнить как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Ребята давайте вспомним ,какой праздник проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня.

Показ слайда. Танцующая барыня.

Сегодня ребята мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

«Уж как шла лиса по тропке»

Уж как шла лиса по тропке (пальчики шагают по руке)

Нашла грамоту в коробке (открываем ладошки, как книжку)

Она села на пенек

И читала весь денек

Мамочка милая милая моя (левая рука пожимает правую)

Мамочка милая я люблю тебя. (пальчики шагают по руке)

Задание детям

-А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?

Так давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки.

Сейчас я раздам вам каждому картинку дымковской игрушки, а вы её разукрасите.

Во время работы воспитатель включает музыку и поясняет ученикам о том, что не следует копировать образцы дымковских игрушек, предлагая им импровизировать, опираясь на стиль формы и декора известной игрушки, расписывая по законам красоты.

Подведение итога занятия.

Педагог: ребята вы сделали свои работы настоящими дымковскими. И по этому, вы награждаетесь сертификатом начинающих мастеров дымковской игрушки.

Вручаются сертификаты.

Педагог: А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Развивать наглядного – образное мышление, речь. Формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам. Вызвать радость от рассматривания яркой, народной расписной игрушки, познакомить с дымковской росписью.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации с элементами росписи дымковской игрушки, игра «Подбери цвета к дымковской игрушке», «Укрась дымковскую игрушку», презентация.


Словарная работа: село Дымково, индюк, уточка, барыня, козлик, орнамент


Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом- тычком и ватными палочками, обмакивая в гуашь и ритмично носить точки;


Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание помочь;

Иллюстрации дымковской игрушки (лошадка- картонные заготовки для каждого ребенка, мольберт, гуашь красного, желтого и синего цвета, тычинки из картона, ватные палочки, салфетки для рук.

-Ребята, к нам под нашу Ёлочку посылка пришла. Давайте посмотрим от куда и что в ней? Пришла она з села Дымково. А чтобы узнать, что в ней, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. Открывается посылка. А вот и наша гостья дымковская игрушка- лошадка.

Нас лошадка приглашает в свое село Дымково на экскурсию.

(звучит русская народная музыка, дети оказываются на ярмарке). Ребятки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. Кто знает, что такое ярмарка? (ответы детей)

Да, ребятки, сейчас это называется магазин. И там продавалось всё что делалось своими руками. Когда-то очень давно у деток не было игрушек машинок, кукол, роботов, конструкторов, и даже телефонов не было. Мастера, дети вместе со своими родителями делали из глины вот такие замечательные игрушки. Особенно перед новым годом родители покупали своим деткам новые игрушки. Ими не только играли, но и украшали Ёлки.

Ребятки, посмотрите какие красивые игрушки. Попробуйте отгадать как они называются….

(Дети называют игрушки: лошадки, козлики, индюки, петушки, Барышня). Ребятки, эти игрушки называются Дымковские. Посмотрите, вот глина. Когда ее намочишь, она становится как пластилин. Из нее лепят игрушки и ставят их сушиться в печь. Когда игрушка высыхала, ее окрашивали в белый цвет и украшали узорами.

На ярмарке не только продавали, но и веселились. А ярмарках всегда очень весело. Приглашаю вас прокатиться на веселой карусели.

Подвижная игра “Карусель”.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Кого увидели? (Дети называют (индюк, петух и т. д… –и показывают)

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Вот и от нашей лошадки вам задание:

1 Задание: «Найди в группе картинку дымковскую игрушку и подбери к дымковской игрушке.»

(Дети находят картинку и подбирают к выставленным на столе игрушкам.)

Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку- лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

- Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка- лошадка?

Ответы детей (кружками).

- А кружочки какими цветами разукрашены?

Ответы детей (синими, красными)

- Посмотрите, внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

2 задание: «Подбери цвета к дымковской игрушке»

3 задание: «Укрась дымковскую игрушку».

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

- Ребята проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

- Чтобы нарисовать кружочки, нашим лошадкам, для этого надо взять Тычинки –если это большой круг или ватные ватную палочку-если это маленький круг, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

- Рисуйте, аккуратно, палочки прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Мы поскачем, скачем, скачем.

(дети поочередно топают ножками- то одной, то другой)

Я лошадка- серый бок!

(повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте)

Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у нас лошадки. Как вы думаете наша гостья обрадуется (Да)

- Как называется село от куда наша игрушка -лошадка?

(Ответы детей: Дымково)

- Какие игрушки вы видели на ярмарке?

(Ответы детей: индюк, барышня и т. д.)

- Вам понравилось разрисовать лошадку?

(Ответы детей: да)

- Какие узоры вы рисовали?

(Ответы детей: кружочками, точками)

(Ответы детей: синими, красными)




Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Читайте также: