Дымковская игрушка развитие речи в старшей группе

Обновлено: 13.05.2024

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx 152.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность .

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

Воспитатель. Я, кажется, догадалась, шкатулку мы сможем открыть, если мы выполним задания волшебника Чернушки. Ну что, ребята, поможем народным умельцам?

Воспитатель. Вот и первое задание. Нам надо узнать из какого села народные умельцы прислали нам письмо, и как называются игрушки, которые они изготавливают? Для этого отгадайте загадку. И если вы правильно назовете отгадку, то получите краску.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо- сказки,

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор . (дымковская игрушка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились .И за него вы получаете «красную краску».

Воспитатель. Вас ждет второе задание. Нужно вспомнить все о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам .

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

- Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины , отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

-Какие геометрические фигуры используют для росписи дымковских игрушек?

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Действительно, чтобы дымковская игрушка стала такой яркой, нарядной, надо много труда вложить и всегда помнить, что дымковская игрушка рождается три раза: первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины; второй раз, когда обжигают; третий – когда ее белят и расписывают.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились, за это вы получаете «зеленую краску».

Воспитатель. Дымковские мастера изготавливают много разных игрушек. Давайте вспомним и назовем их.

(Дети называют дымковские игрушки ( барышня, индюк, водоноска, олени идр.)

Воспитатель. Молодцы! А вот следующую краску мы получим, если скажем про дымковские игрушки.

Дидактическая игра «Назови, какая» (с мячом).

(Яркие, нарядные, веселые, праздничные, восхитительные, смешные, задорные, волшебные, необычные, узорчатые, расписные, удивительные, народные, глиняные, причудливые, чудесные, изумительные, прекрасные, красочные и др.)

Воспитатель. Ребята, очень много прекрасных слов вы сказали про дымковские игрушки, и за это вы получаете краску «синего цвета».

Воспитатель. Для выполнения следующего задания нам понадобится «схема – помощница». Она нам поможет последовательно составить рассказ о дымковской игрушке. (Пояснение символов схемы)

Итак,сначала– называете игрушку;

второе называем промысел к которому принадлежит игрушка;

третье называемиз чего делают игрушку;

четвертое- вспоминаем процесс изготовления игрушки;

пятое нужно вспомнить что делают, чтобы, игрушка стала крепкой

шестое- назвать, чем сначала покрывают изделие;

седьмое– какие использованы цвета;

восьмое – какие использованы узоры.

В: Опишите дымковскую игрушку на выбор, опираясь на схему.

Дети составляют описательный рассказ о дымковской игрушке с опорой на схему (2-3 человека)

Воспитатель. Молодцы, какие у вас получились интересные рассказы. И за это вы получаете «желтую краску».

Воспитатель. Ребята,мы с вами много говорили о дымковской игрушке, а у вас есть любимые игрушки? (да)

Воспитатель. Назовите их. Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, у меня тоже есть игрушки. И среди них карточка с пятым заданием. Нужно назвать игрушку; материал, из которого она сделана; какая она.Если вы выполните это задание правильно, то получите краску.

Например. Это кукла. Кукла сделана из пластмассы. Она пластмассовая. Дидактическая игра «Скажи правильно»

(Дети по – очереди выполняют задание)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. За него вы получаете последнюю пятую краску, которую используют дымковские мастера для фона при росписи игрушек «черную».

Воспитатель. Ребята, со всеми заданиями волшебника Чернушки мы справились и теперь давайте попробуем открыть шкатулку.

А, посмотрите, здесь дымковские барышни. Это дымковские мастера прислали для вас. Только они не успели их расписать. Но я, надеюсь, мы сами сможем их расписать. Но сначала потренируем наши пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Дети садятся за столы.

- С элементами дымковской росписи вы уже знакомы. Помните, что дымковские умельцы в своей работе используют пять основных цветов,а для росписи одной игрушки берут только три основных цвета.У вас на столе есть печати, палочки, при помощи которых вы будите наносить узоры. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.

Дети под музыку расписывают дымковскую игрушку.

Воспитатель. Какие красивые получились игрушки. А пока работы подсыхают, подойдите все ко мне.

- Вспомните, какой росписью мы расписывали игрушки?

-Сколько раз рождается дымковская игрушка? (3)

-Когда она рождается в первый раз? (когда ее лепят из красной глины)

-Когда она рождается во второй раз? (когда ее обжигают).

- А когда в третий раз? (когда ее белят и расписывают)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много рассказали о дымковской игрушке, справились со всеми заданиями Чернушки, помогли дымковским мастерам вернуть краски и даже расписать игрушки. А краски мы позже соберем в посылку и отправим в Дымково для народных умельцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей.

конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки.


КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики".


"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .


Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отп.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание ими играть, интерес к художественным произведениям.

Обучающая: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.

Развивающая : Учить детей, рассматривая иллюстрации с дымковскими игрушками, рассказывать о них называя цвет, форму, материал, элементы, дымковской росписи.

Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом,

пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов. Продолжать

знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательная: Воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.

Демонстрационный материал: иллюстрации дымковских игрушек (Барышня, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух, дымковская игрушка : барыня, индюк.

Ход занятия.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может, мы отправимся в путешествие на автобусе

А пока мы будем ехать, я вам расскажу удивительную историю

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор». Эти игрушки называли дымковские.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети выходят из автобуса и подходят к иллюстрациям дымковских игрушек

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

(Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают.)

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

-Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)

- Давайте с вами расскажем об игрушке.

Эти игрушки называли как? (это дымковские игрушки)

-Как называется эта игрушка? (Эта игрушка - Барыня)

-Из чего она сделана? (она сделана из глины, она глиняная)

-Какие элементы использовали мастера при украшении игрушки? (Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.)

-Какие цвета используют при раскрашивании? (красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый.) т. е. яркие цвета

Воспитатель: Значит, давайте обобщим. Это дымковская игрушка- барыня, она сделана из глины, дымковскую игрушку разрисовывают кружочками, колесиками, полосками, змейкой, и используют яркие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой и зеленый.

- Давайте немножко разомнемся

Физминутка «Игрушки»

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!

Дидактическая игра «Скажи какой»

Воспитатель называет предмет, а дети – его признаки.

Эти игрушки одинаковые? (НЕТ) Они разные. Игрушки бывают разных цветов, размеров, сделаны из разных материалов.

Мячик (какой) – круглый, красный, резиновый.

Зайчик (какой) – мягонький, беленький, пушистый.

Машина (какая) – металлическая, игрушечная, зеленая.

Жираф (какой) – высокий, пятнистый, резиновый.

Кукла (какая)- красивая, голубоглазая, большая…

Воспитатель: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

Кофточка цветная, юбка … (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели,

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)

-Ну что ребята, мы побывали в гостях в селе Дымково. Вам понравилось?

Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).

- Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)

- Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)

- В какие игры играли? (Мы играли в игру : «Скажи какой», «Назови ласково», «Один - много»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто Образовательные задачи: - Познакомить детей со стихами А. Барто. - Упражнять в умении подбирать существительные + прилагательные. Развивающие.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Игрушки» с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Игрушки» для детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки» Цель: развивать общение и контакт взрослого и детей. Задачи:учить детей внимательно слушать воспитателя;формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Оксана Нагарева
Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа) «Удивительная дымка».

Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа)

«Удивительная дымка»

Цель занятия : знакомство детей с творчеством дымковских мастеров.

- закрепить знания детей о дымковских игрушках;

- расширять знания детей о росписи дымковских мастеров;

- обогащать словарь детей по теме словами- определениями.

Развивающие :

- развивать интерес детей к познанию ;

- развивать логическое мышление, воображение и творческую активность;

- развивать речь детей (свободно и ясно выражать свои мысли);

- совершенствовать моторику (работа с пластилином).

- воспитывать детей на народных традициях показывая связь изобразительного искусства с устным народным творчеством;

- самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки куклы, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими;

- формировать навыки сотрудничества детей друг с другом;

- стимулировать инициативу детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение;

- создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Тип занятия : комплексное.

Материал к занятию :

- иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

- дымковские игрушки;

- лист картона белого цвета (А 4) с силуэтом куклы- барыни;

- набор разноцветного пластилина;

- дымковские игрушки;

- салфетки для рук

План занятия :

- введение в игровую ситуацию- 5 мин.

- физкультминутка- 2 мин.

-самостоятельная работа детей – 5 мин;

- физкультминутка- 2 мин;

- выполнение детьми элементов узора- 4 мин;

- выход из игровой ситуации- 3 мин.

- анализ занятия- 4 мин.

Ход занятия:

Воспитатель говорит о том, что к ним в гости пришли дымковские игрушки. Просит полюбоваться ими.

Давным-давно на севере появилось село.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом

Дымково назвали.

Здесь поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Весной собирали глину, смешивали её с мелким речным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге, Белили игрушки в кашице из молока и мела и лишь, потом раскрашивали яркими красками куриным перышком или кисточкой. Так и родилось в Дымково ремесло.

Народ в знак уважения к Дымковским игрушкам начал сочинять стихи.

Дети читают стихотворение:

Посмотри, как хороша

Это девица – душа

Щечки алые горят

Удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня ты как красива!

Дети садятся полукругом около стола, где выставлены дымковские игрушки.

Воспитатель рассказывает детям, что все дымковские игрушки без дела не сидят, кто воду носит, кто детей нянчит, кто утят кормит. А после работы любят и повеселится. И сейчас они нас приглашают разделить веселье.

Эй, ребята, выходите (руки на пояс)

Пляску русскую начните! (ногу на пятку)

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной (повороты налево - направо)

Начинается у нас!

Не стоит ни кто на месте (ногу на пятку)

Все танцуют с нами вместе (повороты)

Эх, раз, ещё раз (наклоны в стороны)

Мы наклонимся сейчас

Начинаем перепляс (притопы полуприсяде)

Постараемся для вас

Все ногами топают, (два хлопка перед собой)

Все в ладоши хлопают! (два хлопка по коленям).

Дети садятся за столы и начинают работу.

Воспитатель говорит детям о том, что дымковские игрушки можно расписать с помощью краски, но они сегодня будут украшать силуэт куклы - барышни при помощи пластилина.

Воспитатель напоминает правило заполнения (заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура; раскатав колбаску нужного цвета выложить контур выполняемой части).

Воспитатель говорит детям, что Дымковским куклам так интересно, как они всё делают, что они как любопытные Варвары, крутят головой в разные стороны.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Смотрит вправо (повороты головы влево-вправо)

А потом вперёд, (наклоны головы вперёд)

Тут немного отдохнёт

Шея не напряжена

А расслаблена (голова, держать прямо)

А Варвара смотрит вверх (наклон головы назад)

Выше всех и дальше всех (наклоны головы вперёд)

Шея не напряжена (голову, держать прямо)

Воспитатель напоминает детям, что Дымковские куклы следят за свои внешним видом и наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбки узором- элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т. д.).

Воспитатель рассказывает детям порядок оформления юбки : заполняется внутреннее пространство юбки по контуру, пластилином нужного цвета. Раскатать колбаски и выложить их по контуру юбки

Воспитатель предлагает выполнить элементы узора на юбки: кружок - раскатать шарик, сплющить его на юбке превратив в блинчик- кружок; точки- раскатать маленькие шарики и положить в нужное на узоре место, прижав к бумаге;

волнистые полоски - раскатать тонкую колбаску, выложить волной и слегка прижать.

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и предлагает детям как на ярмарке расхваливать свои работы, так, что бы было интересно их рассматривать.

Воспитатель делает вывод, о том, что все работы детей выполнены правильно в стиле дымковской росписи.

Воспитатель, анализируя деятельность детей, задаё т им вопросы:

- Что для вас было интересным?

- Что нового вы узнали?

Этапы выполнения работы:

1) определить, какие части силуэта нужно заполнить однородным пластилином (кокошник, лицо, кофточку);

2) оформление прически куклы : раскатать тонкую колбаску, сложить её вдвое и перекрутить в жгутик;

3) оформление лица : раскатать маленькие шарики для глаз- синего цвета и три красных- для рта и щечек, лёгким нажатием закрепить на лице.

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты». Задачи: 1. Образовательные.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «Кухонная посуда» (старшая группа) Программное содержание: Закреплять знания детей о кухонной посуде, о её качестве и назначении. Совершенствовать грамматический строй речи,.

Конспект НОД «Путешествие по сказочным островам» для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) МДОУ д/с «Ромашка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по сказочным островам» Для детей старшего.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по лексической теме «Обувь» (старшая группа) «Обувь». Программное содержание: - формировать обобщающее понятие «обувь»; - расширять и активизировать словарь по теме; - познакомить с.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Проект «Чудесная Дымка» для детей среднего дошкольного возраста Проект "Чудесная Дымка" для детей среднего дошкольного возраста. Пояснительная записка. В наше сложное время, только такие понятия как «красота»,.

Конспект занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития детей с ОНР (старшая группа) Тема: «Снежинка» Цели. Развитие дружеских взаимоотношений, наблюдательности, воображения; формирование адекватной самооценки; коррекция.

Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 7 (старшая группа) ЯНВАРЬ 1 неделя I блок - Звуковая культура речи "Строим башню" Формировать навыки лексико-синтаксического анализа; закреплять умение отбивать.

Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости» Программное содержание: Цель: помочь воспитанникам освоить формулы словесной вежливости (обращение, благодарность, извинение) для развития.

а) Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.

б) Дать знания об элементах узора.

в) Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: землянка, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка.

Рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов; рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек.

Письмо, кукла Незнайка, дымковские игрушки.

Воспитатель в русском национальном костюме:

- Дети, давно обещала я рассказать вам о Дымковской игрушке, но всё сомневалась: всё ли я знаю о ней и поэтому написала в деревню Дымково письмо с просьбой рассказать мне всё об их игрушках. И вот, наконец, мне пришёл ответ.

Показывает конверт с письмом.

- Хотите узнать, что здесь написано?

- Прочитать я его не могу, ведь письмо адресовано мне, а вот рассказать о том что там, расскажу с удовольствием. К нам на занятие хотел прийти Незнайка, но его до сих пор нет, и занятие мы начнем без него.

- Послушайте, о чем рассказывает письмо:

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места ,далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться ,что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку ,а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

(Показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную)

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки. Дети рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду посмотрю.

Приносит куклу Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы запомнили из моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

  1. Откуда появились Дымковские мастера?
  2. Почему игрушки называют дымковскими?
  3. Как готовили мастера глину?
  4. Чем пользовались во время лепки?
  5. Что делали после того, как слепили игрушку?
  6. А как игрушки становились белыми?
  7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.

Развивать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, знакомя детей с Дымковской игрушкой, закреплять характерные особенности росписи. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении Дымковского узора на трафарете.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe._puteshestvie_v_muzey_dymkovskoy_igrushki.docx 19.12 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Путешествие в «музей Дымковской игрушки»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

1. Развивать речь детей, активный словарь детей, обогащая его новыми словами: студеная, водица, девица, гляньте («Речевое развитие»).

2. Развивать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, знакомя детей с Дымковской игрушкой, закреплять характерные особенности росписи. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении Дымковского узора на трафарете («Художественно-эстетическое развитие»).

3. Развивать умение работать в группе, формировать доброжелательность («Социально-коммуникативное развитие»).

4. Способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическое развитие»).

Методы и приёмы

- практические (музыкально-пантомимическая игра, игра «Полёт на ковре-самолёте», роспись трафаретов дымковской игрушки, цветные бумажные элементы.)

- наглядные (пригласительный билет, ковёр-самолёт, мольберты, краски, кисти, низкий столик, игрушки, трафареты дымковских игрушек.)

- словесные (потешки, русская народная музыка.)

Материалы и оборудование: пригласительный билет ковёр-самолёт, низкий столик, мольберты, краски, кисти, дымковские игрушки, трафареты дымковских игрушек, цветные бумажные элементы.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Игра «Полёт на ковре-самолёте

Музыкально-пантомимическая игра: закрепить представление о дымковской игрушке в движении.

Роспись бумажных трафаретов дымковской игрушки с помощью акварели.

Проговаривание потешек, считалочек: развивать активный словарь детей, обогащая его новыми словами, развивать эмоциональность речи, сообразительность.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель показывает пригласительный билет в музей «Дымковской игрушки» (показывает детям письмо )

Мишутки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Барыня из музея «Дымковской игрушки»

Читайте также: