Дымковская игрушка самая легкая

Обновлено: 26.04.2024

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Дымковская игрушка из пластилина

В старину дымковские игрушки были популярным украшением практически каждого дома. Они изготавливались из глины и расписывались различными яркими красками. Данные изделия создают и в наши дни. Сегодня мы разберем, как можно их изготовить своими руками, что для этого понадобится.


Особенности

В настоящее время дымковские игрушки чаще всего производятся уже не из глины, а из пластилина. Они могут быть выполнены в форме свистульки, детской погремушки либо просто в виде декоративных статуэток для дома.

Мастера, которые остались полностью верны старинным традициям, создают, как правило, различные фигурки птиц, животных, барышень, а иногда и мужчин. Но можно встретить и более сложные композиции, в том числе и людей, сидящих верхом на конях, женщин, которые держат в руках каравай.


При формировании данных игрушек используются простой узор и небольшое количество цветов при росписи. Следует помнить, что при традиционном производстве фон обязательно оставляют белым, но в настоящее время очень часто можно увидеть дымковские игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Все орнаменты, которые изображаются на поверхности статуэтки, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими мелкими рисунками.

Из-за простой технологии изготовления данная игрушка достаточно часто используется для детского творчества. Занятие лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук у детей, а роспись помогает формировать эстетический вкус.

Среди одиночных пластилиновых статуэток нередко можно увидеть целые тематические композиции, которые демонстрируют сцены быта либо сюжеты народных сказок.


Инструменты и материалы

Перед тем как приступить к изготовлению данной статуэтки, следует подготовить все необходимое для этого:

Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России.

Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс

При изучении фольклорных игрушек из глины мы использовали разные формы работы- лепили хлудневскую игрушку из полимерной глины, рисовали филимоновскую и дымковскую, читали сказку про каргопольскую, защищали детские проекты. А вот при изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин., имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько- дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.

Условно разделим работу на два этапа: 1- изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную и 2- ее роспись.

Материалы, которые потребуются на 1 этапе:

пластиковая 1,5 л бутылка, ножницы, бумага для заполнения бутылки -основы,стеки, крахмал, круглый карандаш для сглаживания поверхности изделия и придания формы оборкам, клей ПВА и белая гуашь,баночка для смешивания красок с ПВА, иллюстрации дымковских игрушек для образца, подкладной лист.


1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.


2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.





3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.


4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника

5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту


6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки




7 заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках



8. Стекой формируем кисти рук




9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами




10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо




11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком




12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап зхакончен.



Для второго этапа (росписи) нам понадобятся:

ватные палочки, гуашь, клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались,подкладной лист, баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки, круглые поролоновые штампы.

1. Штампом наносим большие голубые круги


2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки


3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом




4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу


5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке


6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.



7. Высушиваем. Поделка готова.


Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина»

Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина» Работа с пластилином хорошо влияет на развитие ребенка. Занятия по лепке улучшают память, внимание, развивают мелкую моторику рук, которая.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина - динозавр. Задачи: 1. Закреплять умение.

«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс

«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс Предлагаю Вам вариант изготовления космонавта из пластилина и фольги ко Дню Космонавтики. Необходимый материал:Пластилин. Фольга. Зубочистки.

Мастер-класс из пластилина «Мостик»

Мастер-класс из пластилина «Мостик» Задачи: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек и созданию весенней композиции (ручеёк, мостик, цветы). Учить выравнивать.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.

Мастер-класс по лепке собачки из пластилина

Мастер-класс по лепке собачки из пластилина Здравствуйте, дорогие соседи и коллеги) Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке собачек из пластилина. Такую собачку можно слепить.

Мастер-класс поделки из пластилина «Чебурашка»

Мастер-класс поделки из пластилина «Чебурашка» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина - "Чебурашка". Задачи: 1. Закреплять.

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Я видела много дымковских игрушек, которые привлекли меня своей красотой. И вот, захотела создать своими руками такую же красоту. Здесь я больше покажу процесс раскрашивания игрушек, а не лепки. Это потому, что я не сразу стала фотографировать начало своей работы. Работа ручная и делается без каких-либо приспособлений. Всё что нужно для работы это: глина (она продается в канцелярском магазине) и стакан с водой, краски (я использовала акриловые, кисть. Я покупала глину темную, она оказалась твердой и было трудно с ней работать. Есть глина белая, она мягкая. В следующий раз буду работать с ней. Первая моя игрушка стала лошадка. Берется кусок глины и из него "вытягиваем" шею, а затем ножки лошадки, а остальные детали: уши, грива и хвост лепятся отдельно. Лепила я с картинки. Затем слепила "Птичницу", "Рыбака" и "Уточку". Птичницу я лепила тоже исключительно из глины. Я знаю, что некоторые используют пластмассовые бутылки и т. п. при создании юбки. Юбку я лепила из глины, ничего сложного нет. Слепленные игрушки сушатся, а затем белятся. Внимание! Сушить их нужно при комнатной температуре. В обычных печах их обжигать нельзя! Они просто потрескаются. Если их и обжигать, то только в муфельной печи. Они становятся крепкими и дети могут с ними играть.

Вот такого я слепила "Рыбака"



Сушиться игрушки я оставила на сутки.

После того как они высохли я взяла акриловую белую краску и нанесла ее на игрушки в два слоя.








Ну, вот, когда они стали белыми можно приступать к самому раскрашиванию.

Для раскрашивания я использовала глянцевые акриловые краски, чтобы игрушки блестели.





Вот и получились мои первые дымковские игрушки.




С ребятами во 2-ой младшей группе мы раскрашивали лошадку дымковской росписью с помощью ватных палочек и гуаши. А с родителями организовали выставку "Дымковские игрушки"







Спасибо за внимание.

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа)

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа) Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка»

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка» Изготовление елочной игрушки «Конфетка»Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут и дети, и взрослые. Немного приблизить.

Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше «Весёлая семейка. В гостях у матрёшки»

Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше «Весёлая семейка. В гостях у матрёшки» ЦЕЛЬ: познакомить и привлечь внимание детей к русской народной игрушке – матрешке; прививать любовь к прекрасному, к русской народной песне;.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста»

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер - класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки В ходе тематической недели " Дымковская игрушка"мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей. Есть в России.

Мастер-класс «Символ года» . Изготовление новогодней игрушки.

Мастер-класс «Символ года» . Изготовление новогодней игрушки. Мастер-класс"Символ года" Предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки "Петушок" Эта работа не требует больших затрат и времени. Для.

Мастер-класс «Дымковская игрушка»

Я хочу вам предоставить мастер-класс по созданию дымковской игрушки из бросового материала. Может это для кого-то звучит немного не корректно. Но многие воспитатели знают, как сложно обстоят дела с наполнением развивающей среды в области декоративно-прикладного искусства (предметами).

Дымковская игрушка – это народная игрушка, ее лепят руками из красной глины, перемешанной с речным песком. Она хрупкая и дорогостоящая вещь. Она привлекает к себе внимание детей своей яркостью, необычностью. Выставляется она зачастую для антуража, и дети рассматривают вблизи только вовремя занятия, но на это отводиться мало времени.


Для этого нам понадобиться время, желание, обрезанная пластиковая бутылка и старый, отработанный пластилин, акриловые краски. К концу года в группах накапливается много смешанного пластилина.


Для начала обмазываем горлышко бутылки и формируем шею. Затем катаем голову и крепим на шею. На голове создаем образ, крепим головной убор, волосы, можно серьги. Отдельно катаем колбаски – это руки, украшаем рукава воланами, крепим к туловищу. По юбке пускаем волан. Для крепления волана я использовала тонкий конец кисти и зубочистку.


Всю поделку покрываем мукой жесткой кистью.


Затем покрываем основой, белой акриловой краской.



А теперь самое приятное действие, рисуем лицо, наносим рисунок на наряд.


По этой же технологии я создала мезенский колокольчик.

Дымковская барышня. Мастер-класс

Дымковская барышня. Мастер-класс Автор работы: Уткина Галина Владимировна, воспитатель. муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного.

Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни»

Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни» Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из подготовительной группы. Для.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка» Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка. Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись»

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Мастер-класс «Дымковская роспись». Вторая младшая группа

Мастер-класс «Дымковская роспись». Вторая младшая группа Уже, начиная, с младшей группы мы знакомим детей с русским народным творчеством. Сегодня я хочу вам рассказать и показать, как у нас проходят.

Мастер-класс по лепке «Дымковская лошадка»

Мастер-класс по лепке «Дымковская лошадка» В продолжение моих "Дымковских барышень", предлагаю Вам следующий МК. Данный мастер-класс подходит как воспитателям детских садов, так.

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня» Мука и соль смешиваются в пропорциях 1:1 или 2:1 (мука, соль). Важная деталь – соль берите Экстру, при добавлении крупной тесто может рассыпаться.

Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа) Паспорт проекта Название проекта: «Дымковская игрушка» Вид проекта: Информационно-творческий База проекта: МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок».

Рисование в подготовительной группе «Дымковская игрушка»

Рисование в подготовительной группе «Дымковская игрушка» Добрый день, коллеги и посетители моей странички. Сегодня в нашей группе мы с ребятами проводили беседу на тему "Что можно сделать из глины?".

Занятие «Дымковская игрушка» Занятие в старшей группе на тему: Дымковская игрушка. Цель: Закрепить знание детей о дымковской игрушкой и познакомить с профессией художник.

Читайте также: