Дымковская игрушка в детском саду младшая группа

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229 общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

«Знакомство с росписью дымковской игрушки»

(дымковская лошадка). (2 младшая группа)

Воспитатель: Тимофеева С.В..

Детей присутствовало на занятии 11.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группе

Образовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Предварительная работа : Просмотр презентации " Дымковская игрушка "

Рассматривание дымковских игрушек Беседа воспитателя с детьми о создании дымковской игрушки .

Методические задачи : начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки , познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи , закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас, закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.

Материалы к занятию : Дымковские игрушки (3-4 штуки, плакаты с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента,

силуэт лошадки, гуашь 2-х цветов, влажные салфетки для рук.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров. Первая остановка будет в Дымково .

(воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко из журнала "Дизайн в росписи народных промыслов ")

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

(воспитатель показывает детям дымковские игрушки )

Это- Дымковские игрушки . Получили свое название от слободы Дымково . Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.

Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи . Ее красят сначала белой краской. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки . Какими цветами расписаны игрушки ?

- Красным, синим, зеленым, желтым, золотым, оранжевым. Яркими цветами.

- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров . Смотрите, как много игрушек

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются . Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки , и козлика, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка .

-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами . Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках , этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку . И мы распишем лошадки. Для росписи используют два цвета (воспитатель показывает детям изображение лошадки ) . Мы с вами будем рисовать узор на лошадке бумаги начиная с крупных кружков. Вот так (показ) . Затем рисуем еще один ряд опять начиная сверху, потом еще один (показ)

(Дети рисуют)

Теперь нам осталось нарисовать мелкие горошины- кружки. Их мы будем рисовать ватной палочкой. Возьмем палочку, обмакнем в краску и начиная с верхнего края лошадки будем рисовать ряды мелких горошин между рядами больших, вот так (показ)

(Дети рисуют)

По окончанию работы развешиваем лошадок. .

Воспитатель говорит, что лошадки получились , как на карусели и предлагает на карусели "покататься".

Проводится подвижная игра "Карусель"

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише- не спешите,

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра!

После занятия дети рассматривают игрушки и рисунки .



Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Подготовка к школе. Нейропсихологический подход


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Краткое описание документа:

«Знакомство с росписью дымковской игрушки»

(дымковская лошадка). (2 младшая группа)

Воспитатель: Тимофеева Светлана.Владимировна.

Детей присутствовало на занятии 11.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группе

Образовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Предварительная работа : Просмотр презентации " Дымковская игрушка "

Рассматривание дымковских игрушек Беседа воспитателя с детьми о создании дымковской игрушки .

Методические задачи : начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки , познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи , закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас, закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.

Материалы к занятию : Дымковские игрушки (3-4 штуки, плакаты с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента,

силуэт лошадки, гуашь 2-х цветов, влажные салфетки для рук.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров. Первая остановка будет в Дымково .

(воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко из журнала "Дизайн в росписи народных промыслов ")

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

(воспитатель показывает детям дымковские игрушки )

Это- Дымковские игрушки . Получили свое название от слободы Дымково . Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.

Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи . Ее красят сначала белой краской. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки . Какими цветами расписаны игрушки ?

- Красным, синим, зеленым, желтым, золотым, оранжевым. Яркими цветами.

- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров . Смотрите, как много игрушек

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются . Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки , и козлика, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка .

-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами . Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках , этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку . И мы распишем лошадки. Для росписи используют два цвета (воспитатель показывает детям изображение лошадки ) . Мы с вами будем рисовать узор на лошадке бумаги начиная с крупных кружков. Вот так (показ) . Затем рисуем еще один ряд опять начиная сверху, потом еще один (показ)

(Дети рисуют)

Теперь нам осталось нарисовать мелкие горошины- кружки. Их мы будем рисовать ватной палочкой. Возьмем палочку, обмакнем в краску и начиная с верхнего края лошадки будем рисовать ряды мелких горошин между рядами больших, вот так (показ)

(Дети рисуют)

По окончанию работы развешиваем лошадок. .

Воспитатель говорит, что лошадки получились , как на карусели и предлагает на карусели "покататься".

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Развивать наглядного – образное мышление, речь. Формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам. Вызвать радость от рассматривания яркой, народной расписной игрушки, познакомить с дымковской росписью.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации с элементами росписи дымковской игрушки, игра «Подбери цвета к дымковской игрушке», «Укрась дымковскую игрушку», презентация.


Словарная работа: село Дымково, индюк, уточка, барыня, козлик, орнамент


Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом- тычком и ватными палочками, обмакивая в гуашь и ритмично носить точки;


Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание помочь;

Иллюстрации дымковской игрушки (лошадка- картонные заготовки для каждого ребенка, мольберт, гуашь красного, желтого и синего цвета, тычинки из картона, ватные палочки, салфетки для рук.

-Ребята, к нам под нашу Ёлочку посылка пришла. Давайте посмотрим от куда и что в ней? Пришла она з села Дымково. А чтобы узнать, что в ней, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. Открывается посылка. А вот и наша гостья дымковская игрушка- лошадка.

Нас лошадка приглашает в свое село Дымково на экскурсию.

(звучит русская народная музыка, дети оказываются на ярмарке). Ребятки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. Кто знает, что такое ярмарка? (ответы детей)

Да, ребятки, сейчас это называется магазин. И там продавалось всё что делалось своими руками. Когда-то очень давно у деток не было игрушек машинок, кукол, роботов, конструкторов, и даже телефонов не было. Мастера, дети вместе со своими родителями делали из глины вот такие замечательные игрушки. Особенно перед новым годом родители покупали своим деткам новые игрушки. Ими не только играли, но и украшали Ёлки.

Ребятки, посмотрите какие красивые игрушки. Попробуйте отгадать как они называются….

(Дети называют игрушки: лошадки, козлики, индюки, петушки, Барышня). Ребятки, эти игрушки называются Дымковские. Посмотрите, вот глина. Когда ее намочишь, она становится как пластилин. Из нее лепят игрушки и ставят их сушиться в печь. Когда игрушка высыхала, ее окрашивали в белый цвет и украшали узорами.

На ярмарке не только продавали, но и веселились. А ярмарках всегда очень весело. Приглашаю вас прокатиться на веселой карусели.

Подвижная игра “Карусель”.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Кого увидели? (Дети называют (индюк, петух и т. д… –и показывают)

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Вот и от нашей лошадки вам задание:

1 Задание: «Найди в группе картинку дымковскую игрушку и подбери к дымковской игрушке.»

(Дети находят картинку и подбирают к выставленным на столе игрушкам.)

Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку- лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

- Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка- лошадка?

Ответы детей (кружками).

- А кружочки какими цветами разукрашены?

Ответы детей (синими, красными)

- Посмотрите, внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

2 задание: «Подбери цвета к дымковской игрушке»

3 задание: «Укрась дымковскую игрушку».

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

- Ребята проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

- Чтобы нарисовать кружочки, нашим лошадкам, для этого надо взять Тычинки –если это большой круг или ватные ватную палочку-если это маленький круг, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

- Рисуйте, аккуратно, палочки прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Мы поскачем, скачем, скачем.

(дети поочередно топают ножками- то одной, то другой)

Я лошадка- серый бок!

(повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте)

Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у нас лошадки. Как вы думаете наша гостья обрадуется (Да)

- Как называется село от куда наша игрушка -лошадка?

(Ответы детей: Дымково)

- Какие игрушки вы видели на ярмарке?

(Ответы детей: индюк, барышня и т. д.)

- Вам понравилось разрисовать лошадку?

(Ответы детей: да)

- Какие узоры вы рисовали?

(Ответы детей: кружочками, точками)

(Ответы детей: синими, красными)




Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки; совершенствовать умение аккуратно пользоваться ватными палочками гуашью, создавать узоры из круга; закрепить представление о красном и синем цветах.

- развивать способность рассматривать изображение и любоваться им, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа: дымковская игрушка, лошадка; красивая, нарядная, расписная.

Оборудование и материалы: нарядная кукла, дымковская игрушка-лошадка, презентация с изображением дымковских игрушек, силуэты лошадок, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование кружочков кисточкой, игры с куклами, пение песен про лошадку, знакомство с домашними животными.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. , 2007.

Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. М. , 2013.

Зеленова Н. Г. , Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010.

Иванова Лариса. Стихи с движениями. Пальчиковые игры. 2011.

Фонограмма русской народной музыки в течении ООД.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мне здороваться не лень!

- Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!

Беседа о дымковских игрушках, просмотр презентации.

- А ещё в гости к нам пришла кукла Барышня, Барышня не простая, а в нарядной, русской народной одежде. Это дымковская Барышня. Как ярко и красочно украшена её юбка. Что нарисовано на юбке?

- Кружочки, большие и маленькие.

- Кукла Барышня говорит, что она живет в селе Дымково, и там есть игрушки, такие же красочные, нарядные и красивые, расписные. Хотите посмотреть?

Гимнастика для глаз: Закрываем глаза, 1, 2, 3, открываем. Я вам расскажу да всё покажу.

Показ презентации на ноутбуке:

Слайд 2. Это село Дымково. Жители этого села любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки. Но раньше у детей не было ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, ни игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набирали на берегу реки глину и лепили игрушки.

Слайд 3. Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали яркими красками. Так и появились дымковские игрушки.

Слайд 4. Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц.

Слайд 5. Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные, задорные – полюбились они детям.

Слайд 7. Водоноска.

Слайд 8. Петушок.

Слайд 10. Барашек.

Слайд 11. Лошадка.

- Ребята, как лошадка цокает копытами? (Дети цокают язычком)

Появление дымковской лошадки, раскрашивание силуэтов лошадки.

- Кукла Барышня с собой принесла сумочку, давайте посмотрим, что в сумочке (Воспитатель открывает сумочку, там дымковская лошадка)

- Ой, а здесь кто-то есть. Кто это? (показывает детям открытую сумочку, достает игрушку - лошадку)

- Ребята, скажите, лошадка какая?

- Лошадка красивая, нарядная, расписная, как и кукла Барышня.

- Давайте посмотрим, каким узором разукрашена лошадка?

- Лошадка украшена синими и красными кружочками.

- Это дымковская лошадка. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. На столах перед вами тоже есть силуэты лошадки, вот только они белые, без рисунка. Давайте мы с вами разукрасим лошадку! Ребята, а что мы на ней нарисуем?

- Кружочки будем рисовать ватными палочками. Сейчас возьмем ватные палочки и попробуем нарисовать кружочки в воздухе. Кружочки большие и маленькие (рисуют в воздухе)

А теперь украшаем лошадку: намочим палочку в воде, после набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А теперь возьмите другую палочку и нарисуем красные кружочки.

(Дети рисуют, звучит спокойная музыка)

- Какие нарядные получились у вас лошадки, расписные! Молодцы! Кукла Барышня шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные лошадки. А вам нравятся ваши лошадки?

- А теперь давайте покажем гостям лошадок (лошадки выставляются на фланелеграф)

- Посмотрите, какая красивая лошадка у Даши.

- А у Полины кружочки и большие и маленькие.

- Лошадка у Виталика получилась нарядная. Молодцы, ребята!

- Лошадка тоже очень рада, что вы такие добрые ребята, что теперь у неё появилось много друзей. Он говорит вам большое спасибо, ему теперь будет весело и радостно с ними играть. Давайте споем ей песню о лошадке.

Песня «Я люблю свою лошадку»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русские народные промыслы: дымковская игрушка.

Село Дымково В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки . Долгими зимними вечерами жители, от мала до велика, лепили глиняные игрушки.

Игрушки обжигали в печи

Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц.

Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию пальчиками) во 2 младшей группе «Цветы на лугу»

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пальчиками, ладошками и губкой.


Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа.


Конспект НОД по изобразительной деятельности. «Роспись дымковского петуха» в старшей группе

Конспект НОД по изобразительной деятельности.«Роспись дымковского петуха» в старшей группеПрограммное содержание:Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымко.


Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе

Конспект по ИЗО "Знакомство с дымковской игрушкой" в младшей группе.


Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)

Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка".


Конспект занятия по изобразительному искусству «Дымковская игрушка». (2 младшая группа)

Конспект занятия по изобразительному искусству "Дымковская игрушка".

Презентация по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе

Презентация по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группеЦель: познакомить детей с дымковской игрушкой.Задачи:- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элемен.

Данный сборник содержит практические материалы занятий рисованием и лепкой во второй младшей группе детского сада. Картотеки и материалы по работе с родителями. Весь материал направлен на реализацию задач художественно – творческого развития детей.

Сборник адресован воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

ВложениеРазмер
proekt.docx 836.91 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Светлячок»)

Проект во 2 младшей группе

Тема: «Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой»

Материалы работы с родителями

Проект во 2 младшей группе

Тема: «Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой»

Информационная карта проекта.

Название проекта : «Знакомство с дымковской игрушкой»

Участники проекта : дети 3 – 4 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Вид проекта : информационно – творческий

Продолжительность: долгосрочный (март 2020г. – май 2020г.)

Направление: художественно – эстетическое

Разработчик: Мальцева Екатерина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Данный сборник содержит практические материалы занятий рисованием и лепкой во второй младшей группе детского сада. Картотеки и материалы по работе с родителями. Весь материал направлен на реализацию задач художественно – творческого развития детей.

Сборник адресован воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

В Дымкове за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит. нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Ритмичные узоры дымковской игрушки влияют на процесс чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. У детей слабо развит познавательный интерес. Не сформированы знания об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей дымковской и других игрушек. Недостаточно создаются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и

чувствование красоты окружающего мира, природы.

Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельностью и развитие эстетического восприятия через приобщение к декоративной деятельности.

1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.

5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования ( как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т. д.).

6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.

7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.


Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Определение цели, задач.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Перспективное планирование проекта.

- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о дымковской игрушке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41

Пушкинского района Санкт – Петербурга

во второй младшей группе на тему

«Знакомство с Дымковской игрушкой»

- формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.

-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора.

- развивать эстетическое восприятие и вкус;

-развивать интерес к творчеству народных умельцев.

-воспитывать отзывчивость на красоту росписи;

-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.

Рассматривание иллюстраций, картинок с дымковскими игрушками, составление альбома; рассматривание элементов дымковского узора; чтение русских народных потешек, стихов; пальчиковые игры, п/и «Карусель»

Интеграция образовательных областей: социально – личностное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы, приемы: словесный, игровые приемы, сюрпризный момент, приемы поощрения, наглядный.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая технология, личностно – ориентированная технология

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в волшебную страну народных мастеров и отправимся мы с вами в большое село Дымково. А поедем мы на лошадке.

Громко цокают копытца,

Цок, цок, цок, цок.

В гости к Вам лошадка мчится,

Цок, цок, цок, цок.

Воспитатель: Вот мы и приехали, присаживайтесь.

Есть в России уголок,

Где из труб дымок идет

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

Воспитатель показывает дымковскую игрушку.

Рассказ воспитателя о Дымковской игрушке

«Это Дымковская игрушка. Получила свое название от села Дымково. В давние времена жители этого села, от мала до велика( значит и дети и взрослые) , лепили глиняные игрушки для весенней ярмарки. Зимой все село было в дыму оттого, что в каждом доме топились печи для обжига игрушек, а в пасмурные дни над речушкой стоял туман в виде легкой дымке. Круглый год село стояло словно в дымке, его так и стали называть Дымково, а игрушки стали называться дымковские. Вокруг села было много глины, из нее и стали лепить игрушки. Лепят игрушку по частям, отдельно туловище, ноги, рожки и т.д. Затем соединяют в целую игрушку, сушат и обжигают в русской печи. Покрывали белилами и начиналось самое интересное. КАК вы думаете, что? Конечно, роспись игрушки. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи. Красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой, желтый. Такая игрушка грустная или веселая? Мастера наносят узор сразу кистью, начинают с крупных узоров. Каждый узор состоит из нескольких элементов: точка, круг, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка. Именно по этим узорам дымковскую роспись можно отличить от других росписей. И в наше время в этом селе живут мастера и делают игрушки на радость детям и взрослым. »

Воспитатель: давайте, немного поиграем.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите

раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра.

Завертелись карусели,
завертелись карусели,

Вверх летили ( встали и потянулись вверх)

Вниз летели ( присели на корточки)

Воспитатель: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Вынимаю на показ и веду про них рассказ.

Что за конь? Только тронь!

Со всадником вместе,

проскачет верст двести!

- Вот какой конек красивый - тонконогий, пышногривый. Чем украшен? Какого цвета грива, хвост, копытца? Какие элементы узора есть у нашего коника? ( круги большие и маленькие) Да, этот элемент узора называется «солнце».

Воспитатель: вынимаю на показ, продолжаю свой рассказ.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

- какого цвета гребешок, бородка? Как украшен? Что нарисовано на грудке? Что еще украшено узором ( крылья, хвост). Его большой красивый хвост и крылья похожи на сказочный цветок. Какие элементы узора вы видите? (круги, кольца, волнистые линии, сетку )

Воспитатель: все игрушки не простые , а волшебно – расписные.

Я – девица – краса

Посмотри, как хороша!

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плыву,

песню тихую пою.

Воспитатель с детьми рассматривает барышню.

Воспитатель достает трафарет дымковской барышни и «нечаянно» высыпает узоры.

-Что же делать? Как помочь барышне? Подводит детей к тому, что юбку надо украсить дымковским узором.

ИГРА «СОСТАВЬ ДЫМКОВСКИЙ УЗОР»

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в волшебную страну народных мастеров подходит к концу. Пора возвращаться домой. Вам понравилось в селе Дымково? Что делают в этом селе? Какие игрушки запомнились больше? Садимся на лошадку и возвращаемся домой.

Читайте также: