Дымковская игрушка викторина презентация

Обновлено: 17.05.2024

Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Закреплять знания о народном художественном промысле «Дымковская игрушка», как об искусстве, виде творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.
Обогащать представления детей о народной скульптуре (дымковской игрушке), уметь её рассматривать, обращать внимание на её выразительные средства.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к изобразительной деятельности.

Ведущий: Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.



Вопрос: Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? Ответ: Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров.




Вопрос: Где появилась дымковская игрушка? Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.




Ребёнок: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
В. Фофанов.
Вопрос: Кто делает дымковские игрушки? Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.



Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки? Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.



Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки? Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.



Вопрос: Кто делает дымковскую игрушку? Ответ: Один мастер вручную от лепки до росписи.
Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки? Ответ: Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.



Вопрос: Какими красками расписывают дымковские игрушки? Ответ: Раньше мастерицы сухие анилиновые краски растирали на яйце, разведённом уксусом или перекисшим квасом. В настоящее время гуашевые краски разводят на яйце или используют темперные и специальные краски для керамики. Для росписи используют 4 – 10 ярких цветов.



Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки? Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные.
Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера? Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый.
Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки? Ответ: Сейчас игрушки расписывают колонковыми и хорьковыми кисточками. Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна.



Вопрос: Какие формы имеют узоры? Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Вопрос: Что лежит в основе росписи игрушек кроме геометрического узора? Ответ: Раньше наклеивали кусочки золотистой фольги. Мастерица смачивала кисточку в яичном белке, легко касалась золотистого квадратика и прикрепляла его на кокошники водоноскам и нянькам, на шляпы барыням и т.д. Теперь используют медный поташ.



Вопрос: Чем отличается наряд няньки и водоноски от наряда барыни? Ответ: У няньки и водоноски на голове кокошник, а у барыни – шляпа. У няньки и водоноски поверх юбки, одет фартук с оборками, чтобы не замарать юбку, а у барыни юбка с оборками.
Вопрос: Какой узор на юбке у водоноски? Няньки? Барыни? Ответ: У водоноски – полоски, у няньки – клетки, у барыни – кольца, кружки.



Вопрос: Что отличает пластику дымковских коров, козлов, баранов, оленей от коней? Ответ: Лишь форма рогов и рисунок морды.



Ведущий:
В родимой сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.


Индюк: Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Петушок: Игристым задором зовет петушок,
И солнечно ярок его гребешок.



Уточка: Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет.
Олень: Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.



Лошадка: Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет
Барашек: Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.



Всадник на коне:
Бока крутые,
Рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Козлик: У пестрого козлика крепкие ножки
И золотом блещут ветвистые рожки.



Дуня: Дуня наша круглолица,
Очень любит нарядиться,
Выступает, точно пава,
Улыбается лукаво.
Барыня: Зонтик грибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?
Няня: В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь, Ваня.



Водоноска: За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебёдушка плывет,
Вёдра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт



Барыни и кавалеры: С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.



Всем волшебницам вятской земли
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для нас создают.

Подготовила: Сушкова Олеся Валерьевна, воспитатель МДОБУ детский сад № 105, города Сочи.
Актуальность: этот материал поможет родителям и воспитателям легко и доступно объяснить детям историю создания дымковской игрушки.
Цель: знакомство с историей создания и видами дымковской игрушки.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к истории создания дымковской игрушки.
2. Воспитание уважения к взрослому труду и к труду гончаров.
3. Развитие эстетического вкуса.
Атрибуты: иллюстрация дымковских игрушек, шаблоны дымковских игрушек, краски гуашь, кисти.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, во что вы любите больше всего играть? (в игрушки)
- А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки? (игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани)
- А хотите узнать, какие игрушки делают в селе Дымково? (да).
- Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилось небольшое село Дымково. (слайд 1) Среди жителей села оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые стали заниматься производством игрушек. Целые семьи занимались рабочим процессом: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
- Таким образом, процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска. (слайд 2)
Для создания фигурки использовалась глина и речной песок. Как правило, это была вятская красная глина. Каждая деталь игрушки состоит из тела и остальных частей (ножки, ручки, голова и так далее). Все детали между собой скрепляются плавными переходами. Готовая деталь сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — это муфельная печь, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
Следующий этап создания игрушки — это раскраска, где используются только чистые цвета без смешивания. Обязательно использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса. Сегодня есть для этого готовые акриловые краски. Главное требование дымковской игрушки - это яркость и естественность. Для раскраски игрушки также использовали особый мотив, который получил название «дымковский». В рисунках использовали элементы кружочков, точек, линий, клеточек, полосок, кривых, волн, квадратов, колец, овалов. (слайд 3)
- Итак, ребята, традиционные образы дымковских игрушек — это барыня, домашние животные, индюк. (слайд 4) Все они выполнены в ярких цветах, что показывает радость жизни. Дымковская игрушка является эксклюзивной, потому что каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки. Давайте и мы с вами побываем в роли мастеров и мастериц и распишем дымковскую игрушку.
(детям дается шаблон игрушки и необходимо создать дымковский образ)
- Посмотрите, ребята, какие красивые и разные получились у нас игрушки.

Что мы знаем о народных художественных промыслах России? Викторина с презентацией для дошкольников старшей - подготовительной группы.

Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с народными художественными промыслами России, как с искусством, видом творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к изделиям народно – прикладного искусства.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетическое восприятие.

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши,
Там травка вьётся и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома)



Глину замесили,
Козлов, барашков налепили.
В печке обожгли, белизну навели.
Яркие краски взяли
Кружочками, полосками игрушки расписали.
(Дымковские игрушки)



Коклюшки скакали –
Воротник связали.
Ещё поскакали –
Скатерть связали.
Это что за красота?
(Вологодские кружева)



Здесь Полкан – любимый персонаж.
Он с бородкой, в эполетах, орденах!
Птица Сирин! Конь с двумя головами
Просто не забываем!
(Каргопольская игрушка)



Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)



Керамика, майолика, фаянс
Сверкают белизной –
Не оторвать глаз.
Узор небесной синевы украсил вас.
(Из Гжели)



Ты сюда посмотри!
Прялки, мебель, сундуки!
Розаны, купавки их украшают.
Павлины на них восседают.
Всадники на конях разъезжают.
Девицы – красавицы гуляют.
(Городец)



На платках расцветают цветы
Розы, маки, хризантемы.
Яркие красивые они -
Известные всей России.
(Павлово – Посадские платки)



Они круглые, овальные, железные,
Красивые и в доме полезные.
Чёрные, синие, зелёные, красные,
Удивительно прекрасные!
Ромашки, розы, незабудки мазками нанесли
Цветы сразу расцвели!
(Жостовские подносы)



Ими раньше украшали стены,
Покрывали лавки, сундуки.
Мягкие, пушистые! Яркие цветки
Отличают наши тюменские (ковры).



Эти скульптуры не из дерева, не из глины.
Их вырезают мастера тобольские уже ни одно поколение.
(Из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога )


1. К каким народным промыслам принадлежат эти элементы росписи? Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Гжель.



2. Назовите народные промыслы, где делают такие изделия?
Гжель, Филимоновская игрушка, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая роспись.




4. Что расписывают в Хохломе?
Здесь расписывают деревянную посуду из липы и мебель из берёзы и сосны красными, жёлтыми, оранжевыми и немного зелёными и голубыми тонами по чёрному фону. Семёнов – родина русской матрёшки.
Какой цвет всегда присутствует в росписи?
Золотой.



5. На чём делают роспись в Жостово?
На кованых металлических (жестяных) подносах, на коробочках для чая.



6. Какой основной мотив жостовской росписи?
Цветочный букет из крупных садовых и мелких полевых цветов обычно на чёрном фоне (но иногда и на белом, красном, синем, зелёном, серебряном).



7. Из чего создают изделия Гжель?
Гжельскую керамику и фарфор (посуду, сувениры, и предметы интерьера) делают из глины. После обжига покрывают специальной белой краской, что делает изделия блестящими, а затем расписывают вручную.



8. Гжель – это сочетание каких двух цветов?
Гжель – это сочетание белого и синего (от светло - голубого до тёмного).




10. Какие дымковские игрушки были самыми первыми?
К весеннему празднику Свистунья женская половина слободы Дымково лепила из глины свистульки в виде коней, баранов, козлов и других животных. Их раскрашивали их в яркие цвета.



11. Что отличает городецкую роспись?
В городецкой росписи можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки коней и коней со всадниками, павлинов. Роспись наносится свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Росписью украшают игрушки, мебель, кухонную утварь, предметы интерьера, ставни, двери, ворота из древесины.



12. Какие цветы можно встретить в городецкой росписи?
Роза, розан, купавку, ромашку. А также бутон цветка.
Назовите этапы рисования цветков.
Подмалевок, наведение лепестков, оживка.



13. В каком из народных промыслов игрушку лепят из целого куска глины в отличие от дымковской игрушки, которую лепят по частям, собирая детали?
Филимоновская игрушка.



14. Почему филимоновские игрушки не нужно белить перед росписью?
Потому что игрушки после обжига в печи становятся светлыми.



15. Какие бытовые предметы украшает северодвинская роспись?
Деревянную посуду, прялки, сундучки, шкатулки, берестяные туеса и другие предметы домашнего обихода.



16. Что можно увидеть в узорах Северной Двины?
Узоры, орнаменты, бордюры из растений. В узор включаются сказочные птицы, кони, львы, сцены из быта и жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс предназначен для учащихся 5 класса, изучающих изобразительное искусство по программе М. Б. Неменского.

Игра –викторина содержит материал, который поможет учащимся закрепить знания о народной игрушке. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Игра составлена на основе действия триггеров

Презентация создана в формате Microsoft Office Power Point 2003.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра-викторина "Народная игрушка" »


Аннотация Данный ресурс предназначен для учащихся 5 класса, изучающих изобразительное искусство по программе М. Б. Неменского. Игра –викторина содержит материал, который поможет учащимся закрепить знания о народной игрушке. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игра составлена на основе действия триггеров Презентация создана в формате Microsoft Office Power Point 2003 года. Для перехода слайдов применяются кнопки: - переход к следующему слайду; - возвращение к началу презентации. . .

Данный ресурс предназначен для учащихся 5 класса, изучающих изобразительное искусство по программе М. Б. Неменского.

Игра –викторина содержит материал, который поможет учащимся закрепить знания о народной игрушке. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Игра составлена на основе действия триггеров

Презентация создана в формате Microsoft Office Power Point 2003 года.

Для перехода слайдов применяются кнопки:

- переход к следующему слайду;

- возвращение к началу презентации.

Отгадай Завелась неведомая птица – Всякий ей дивится: Не поет и не летает, Вся горит и полыхает… Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво-безделушка, Зовут ее народная игрушка

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает…

Эта птица не простая,

Узнай игрушку по описанию Дымковская Каргопольская Филимоновская

Узнай игрушку по описанию

Узнай игрушку по описанию Каргопольская Филимоновская Дымковская

Узнай игрушку по описанию

Узнай игрушку по описанию Эти игрушки можно узнать сразу. Они приземисты, тяжеловесны и немного неуклюжи, забавны. Любимым персонажем был конь-Полкан. Филимоновская Каргопольская Дымковская

Узнай игрушку по описанию

Эти игрушки можно узнать сразу. Они

приземисты, тяжеловесны и немного

неуклюжи, забавны. Любимым

персонажем был конь-Полкан.

Соотнеси игрушку с названием промысла Дымковская Филимоновская Каргопольская

Соотнеси игрушку с названием промысла

Филимоновская

Каргопольская

Какая игрушка лишняя Верно Подумай еще

Какая игрушка лишняя

Подумай еще

Подбери узор к игрушке

Подбери узор к игрушке

Какая игрушка –резная?

Какая игрушка –резная?

Определи р одину игрушки 1 д.Филимоново г.Каргополь Архангельской обасти Дымковская слобода пос.Богородское Московской области

Определи р одину игрушки

Архангельской обасти

Дымковская слобода

пос.Богородское Московской области

Найди среди узоров каргопольской игрушки знаки-символы солнца

Найди среди узоров каргопольской игрушки знаки-символы солнца

Какая игрушка лишняя

Какая игрушка лишняя

Какие три цвета отличают палитру филимоновской игрушки

Какие три цвета отличают палитру филимоновской игрушки

Какая игрушка лишняя Подумай еще Верно

Какая игрушка лишняя

Подумай еще

Найди наряд барышни из Вятки

Найди наряд барышни из Вятки

Соотнеси название с игрушкой Водоноска Барыня Нянька

Соотнеси название с игрушкой

Определи последовательность изготовления дымковских игрушек Обжиг Лепка Сушка Побелка Роспись 1 2 3 4 5

Определи последовательность изготовления дымковских игрушек

Собери на палитре цвета, используемые в росписи каргопольской игрушки

Собери на палитре цвета, используемые в росписи каргопольской игрушки

Какая игрушка –точеная? Подумай еще Верно

Какая игрушка –точеная?

Подумай еще

Отгадай Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Матрешка

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

Угадай Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? и я п о н я п о н и я я Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурокудзю, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки?

Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурокудзю, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Соотнеси название с игрушкой Семеновская Загорская Полхов-Майданская

Соотнеси название с игрушкой

Семеновская

Полхов-Майданская

Угадай Первая русская матрёшка состояла из: В) 5 фигур А) 7 фигур Г) 6 фигур Б) 8 фигур За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца

Первая русская матрёшка состояла из:

За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.

2. Научиться выделять характерные особенности росписи

дымковской игрушки (круги, волнистые точки,

3. Формировать у детей умение рисовать кистью

4. Развивать творческие способности детей.

5. Развивать гармоничное цветовосприятие .

6. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.

Оборудование: 1.Лист белой бумаги.

2. Гуашь или акварельные краски.

3. Круглая кисть.

4. Баночка с водой.

6. Белые шаблоны дымковской игрушки.

7. Мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего занятия.

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Как вы его понимаете?

ΙΙ.Постановка темы урока.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы с вами обратимся к одному из них и совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать .

Итак, отправляемся в путешествие.

ΙΙΙ. На низком берегу реки Вятки напротив г. Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. Зимой, когда длинные ночи; летом, когда туман, слобода это вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – дымковская. С давних времен здесь, в местности с суровым климатом зародилась эта игрушка. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником «Свистопляской» или "Свистуньей"

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Воспитатель: Как же изготовляется дымковская игрушка?

Презентация "В мастерской дымковской игрушки"

Она лепится только женщинами. Осенью копают красную глину, смешивают ее с чистым песком и тщательно месят до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью мокрой тряпки. Вылепленную игрушку сушат 2 – 4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, когда игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.

Каков же узор дымковских игрушек?

Узор состоит из ярких круглых пятен, кругов, колец, мелкого и крупного горошка, клеток, полос, точек.

- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.)

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

в шахматном порядке;

в клетке между линиями.

- Обратите внимание на точки:

- Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

К празднику в течение всей зимы дымковские мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, барашков , петушков. Люди на гулянье приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Этот весенний праздник также сопровождался бойкой торговлей свистульками.

1 ребёнок: В алом кокошнике, темно-синей кофте и клетчатой юбке с оборками идет по улице «девушка-водоноска». Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных ведер, висящих на коромысле.

За студеною водицей Водоноска-молодица

Как Лебедушка плывет; ведра красные несет

Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива

Как Лебедушка плывет, песню тихую поет.

2 ребёнок: Вы видите коней. В них много забавного – мастеров не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Туловище у коней в черных и оранжевых «яблоках», уши золотые.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Барашек-свисток,
Левый рог завиток,
Правый рог завиток,
На груди цветок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

5 ребёнок: Посмотрите на «Индюка», веером распустил крылья, пышный хвост, похожий на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжелой красной бороды.

Ребёнок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Смотрит свысока вокруг птица важная – индюк.

6 ребёнок: Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Ребёнок: Утка – Марфушка бережком идет,

Уточек- Марфуточек купаться ведёт.

ΙΙΙ.Физкультминутка (под музыку "Барыня")

ΙV. Практическая часть.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Для этого, выберите, пожалуйста, шаблон по своему желанию, обведите его и украсьте игрушку дымковским узором.

(Напоминаю детям о технике рисования).

Круги нужно рисовать тычком, точки концом кисти, маленькие горошинки – ватными палочками, наносить другую краску после того, когда высохнет первая.

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.

- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?

- К какому весеннему празднику готовили игрушки-свистульки?

- Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

- Из чего изготовлены дымковские игрушки?

V. Заключительный этап.

- Вот и закончилось наше сегодняшнее увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

- Проходят годы, но дымка была и остаётся любимой игрушкой, радующей и детей и взрослых.

Читайте также: