Е а аркин выделяет следующие изначальные игрушки

Обновлено: 17.05.2024

б) двигательные игрушкиволчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружиелук, стрелы, бумеранги и т. д.;

г) образные игрушкиизображения животных и куклы;

д) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры. Прежде всего необходимо отметить, что и так называемые изначальные игрушки имеют свою историю возникновения. Совершенно очевидно, что лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. До появления орудий труда, требовавших для своего употребления вращательных движений, никаких игрушек, приводимых в движение этим способом (жужжалки, волчки), не могло быть.

Для анализа процесса возникновения каждой из “изначальных игрушек” следовало бы провести специальное историческое исследование, и тогда стало бы ясно, что они вовсе не “изначальны”, а возникли на определенных ступенях развития общества и что их возникновению предшествовало изобретение человеком соответствующих орудий труда. История возникновения отдельных игрушек могла бы быть в таком исследовании представлена как отражение истории орудий человеческого труда и предметов культа.

Все игрушки которые Е. А. Аркин относит к “изначальным” в действительности являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезли вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Лук и стрелы давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, изображениями которых они являются, и это производит впечатление их неизменности. Такие игрушки действительно как бы застыли в своем развитии и сохранили свой первоначальный облик. Однако у этих игрушек отсутствует история только при внешнем, чисто феноменологическом рассмотрении их как физических предметов.

Если же рассматривать игрушку в ее функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка.

Исследование исторического изменения игрушек представляет довольно трудную задачу: во-первых, археологическая игрушка ничего не говорит исследователю об ее употреблении ребенком; во-вторых, в настоящее время некоторые игрушки, даже у народов, стоящих на наиболее низких уровнях общественного развития, потеряли непосредственную связь с орудиями труда и предметами обихода и утратили свою первоначальною функцию.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Предмет исследования:
Природа и сущность ролевой игры
Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
Возникновение игры
Развитие игры в фило- и онтогенезе
Значение игры в жизни ребенка

Прикрепленные файлы: 1 файл

Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx

Федеральное Агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

имени М. В. Ломоносова

По дисциплине: Возрастная психология.

Конспект монографии Д.Б. Эльконина

Студентки 2 курса 21 группы

Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

  • Природа и сущность ролевой игры
  • Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
  • Возникновение игры
  • Развитие игры в фило- и онтогенезе
  • Значение игры в жизни ребенка
  • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
  • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

  • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
  • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
  • оружие (лук, стрелы и т.д.)
  • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
  • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

Глава 3: Теории игры

Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

  1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
  2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
  3. В жизни каждого существа есть детство.
  4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
  5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

  • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

  • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
  • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

  1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж. Селли: особенности ролевой игры

Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

  • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
    • Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
    • Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
    • Общество и человек являются антагонистами

    Игра, по З. Фрейду может использоваться:

    • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
    • Как терапевтическое средство

    К.Левин и С. Слиозберг:

    Жизненное пространство личности

    Слои различной ирреальные слои

    степени реальности (мир фантазий и снов)

    Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

    • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
    • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
    • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

    К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

    М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

    Виды деятельности, понимаемые как «игра»

    Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.

    Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)

    Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)

    Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

    Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

    • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
    • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
    • Всякая игра есть игра по правилам
    • Игра требует от ребенка действий
    • Игра – источник развития

    По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

    Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

    Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

    Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.

    Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

    Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

    Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
    Проблемой игры занимались: Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.
    С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
    По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где .

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Д.Б. Эльконин Психология игры (конспект).docx

    Федеральное Агентство по образованию РФ

    ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

    имени М. В. Ломоносова

    По дисциплине: Возрастная психология.

    Конспект монографии Д.Б. Эльконина

    Студентки 2 курса 21 группы

    Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

    Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

    Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

    Все они давали разные определения данному понятию.

    Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

    • Природа и сущность ролевой игры
    • Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
    • Возникновение игры
    • Развитие игры в фило- и онтогенезе
    • Значение игры в жизни ребенка
    • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
    • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

    Единица развитой формы игры:

    Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

    Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

    Каково происхождение игры?

    Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

    Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

    • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
    • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
    • оружие (лук, стрелы и т.д.)
    • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
    • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

    Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

    НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

    Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

    Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

    Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

    Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

    У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

    С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

    Глава 3: Теории игры

    Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

    1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
    2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
    3. В жизни каждого существа есть детство.
    4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
    5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

    мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

    • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

    двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

    • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
    • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

    Критика теории К. Грооса

    Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

    Развитие в фило- и онтогенезе:

    ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

    1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

    Дж. Селли: особенности ролевой игры

    Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

    себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

    В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

    • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
      • Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
      • Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
      • Общество и человек являются антагонистами

      Игра, по З. Фрейду может использоваться:

      • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
      • Как терапевтическое средство

      К.Левин и С. Слиозберг:

      Жизненное пространство личности

      Слои различной ирреальные слои

      степени реальности (мир фантазий и снов)

      Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

      • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
      • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
      • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

      К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

      М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

      Виды деятельности, понимаемые как «игра»

      Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.

      Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)

      Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)

      Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

      Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

      • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
      • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
      • Всякая игра есть игра по правилам
      • Игра требует от ребенка действий
      • Игра – источник развития

      По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

      Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

      Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

      Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.

      Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

      Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

      1. Гигиенические требования к игрушке

      а) Игрушка должна быть свободна и в своем оформлении, и при своем применении от всего, что может грозить опасностью жизни играющего ребенка или окружающих его детей.

      б) Она должна быть свободна от элементов, могущих нанести вред здоровью ребенка (краски должны быть прочные, безвредные, без примеси ядовитых веществ: свинца, мышьяка и др.); она должна быть тщательно остругана, края и углы должны быть притуплены и закруглены, нигде не должны торчать гвозди, выдаваться острые, режущие металлические части.

      в) Игрушка должна быть прочной и устойчивой. Легко ломающаяся, быстро разрушающаяся, недобросовестно сделанная игрушка является одной из наиболее частых причин нервного возбуждения и перевозбуждения детей в детских садах и поводом для детских конфликтов.

      г) Конструкция и материал игрушки должны быть таковы, чтобы она легко подвергалась основательной чистке и дезинфекции без ущерба для ее прочности и качества. Игрушки из волоса, шерсти, мягкие игрушки из бросового материала неизвестного происхождения в массовом детском саду недопустимы.

      д) Расцветка, формы и размер игрушек должны быть даны такие, которые не требовали бы большого напряжения со стороны какоголибо органа или системы, не грозили бы переутомлением, например, слишком мелкая мозаика, очень тяжелый строительный материал.

      2. Педагогические и идеологические требования

      а) Игрушка должна быть яркой, красочной, радостной. Она и по размерам, и по весу, и по тематике и связанным с ней эмоциям, и по предъявляемым в игре с ней требованиям физического и душевного напряжения должна отвечать возрастным и индивидуальным особенностям играющего с ней ребенка.

      б) В ассортименте игрушек должны быть такие, которые способны воспитывать в ребенке чувство симпатии к представителям других национальностей и рас. Этой цели обычно служит серия этнографических игрушек. Но для того чтобы эта цель достигалась, необходимо, чтобы художник при создании подобной игрушки, не скрадывая и не искажая национальных особенностей строения тела, умел воплотить его красоту, гармонию, привлекательность.

      в) Любая игрушка (в особенности техническая, моторная игрушка, головоломка, конструктор) должна предъявлять к психофизической организации ребенка, к его комбинаторным способностям, к устойчивости внимания и т.д. требование известного напряжения, соответственно с ростом и развитием его сил, но не перенапряжения. Игрушка, которой ребенок не в состоянии овладеть и в игре с которой он обречен на частые неудачи и поражения, приводит к ущемлению детской чувствительности, к состоянию подавленности.

      г) Игрушка должна возбуждать и питать творческое воображение, самодеятельность и изобретательность ребенка; для этой цели могут служить комплекты полуфабрикатов, разнообразные игрушки, куклы со снимающейся и надевающейся одеждой, образные игрушки с различными добавочными элементами.

      д) Игрушка должна отличаться динамичностью в позе, форме, в красках и в движении. Она должна быть доступна превращениям. Статичность, полная законченность, техническая завершенность, чрезмерная конкретность делают игрушку «мертвой» копией, моделью, ограничивают ее роль тем, что она есть, а не тем, чем она может быть, а между тем именно широкие возможности, открывающиеся перед творческой фантазией, являются в игрушке самым пленительным для ребенка и самым ценным для педагога.

      Читайте также: