Елка с соломенными игрушками

Обновлено: 01.05.2024


Новогодние украшения из соломки.
Соломенные игрушки удивительно красиво смотрятся в качестве новогодних украшений - и для интерьера, и для ёлки. Можно их и самим делать (что лучше всего, конечно), но если соломки нет и плести не умеете, можно купить готовые - оказалось, такие есть в продаже, целые наборы, разной формы.


Продаются они в Озоне - соломенные украшения, в разделе Ёлочных украшений (там помимо соломки, есть и другие разделы).

В феврале раздел закрылся - до следующего нового года, ждём 2014-го нового года теперь. :-) Пока вот ссылочка просто на раздел сувениров, там тоже много интересного, именно там и были эти наборы.

А ТАКЖЕ они есть в лабиринте - появляются к новому году, все такие наборы (их несколько видов) можно найти через поиск в магазине по запросу Новогодние украшения из соломки. Это продукция Феникс-презент.

На эти наборы смотрела ещё в том году, тогда не купила, а теперь вот, пожалуй, соберусь. :-) Соломки заготовить не удалось, так что делать не из чего.

Есть даже наборы с мини-кониками и соломенными куколками!

Ёлочные украшения из соломки


Новогодние украшения из соломки - с куколками.



Декоративные соломенные шары.




Набор с куклами, соломка.



В этом наборе - плетёные соломенные колокольчики.



В серебристом варианте. Наверное, соломка с напылением.


В этом наборе - соломенные украшения, включая куколок и коников.


А дальше - уже не соломка, а другие разделы. Стеклянные ёлочные игрушки, ретро, наборы шаров.

Елка — важнейший атрибут для создания новогоднего настроения. Кто-то предпочитает живую, кто-то — искусственную, но в любом случае без нее никуда. Сегодня, в эпоху глобализации, может показаться, что украшают праздничное дерево везде более-менее одинаково: гирляндами, мишурой, игрушками на любой вкус и цвет. Однако если внимательно изучить традиции разных стран, становится ясно, что во многих государствах есть свои уникальные елочные украшения.

1. Франция — красные яблоки


Если для нас красные яблоки — просто яблоки, то для французов это елочная игрушка, которая вызывает ассоциации с эдемским садом и Адамом и Евой. Кроме того, с давних пор для крестьян это символ урожая, он несет в дом благополучие. Правда, однажды, в год, когда яблоки не уродились, вместо них на елки пришлось вешать шарики. С тех пор и пошла традиция украшать новогоднее дерево стеклянными и деревянными репликами.

2. Германия — настоящие свечи


В каждом регионе Германии есть свои особые традиции украшения елок, но одна остается неизменной повсеместно: именно в этой стране принято ставить на праздничное дерево настоящие свечи. Этот обычай берет начало аж в XVI веке, когда Мартин Лютер украсил первую рождественскую ель огнями, символизирующими звезды на небе. Конечно, это очень красиво, но довольно небезопасно, поэтому отличной заменой восковым свечам могут послужить электрические.

3. Греция — гранаты



Греки наряду с елкой любят наряжать гранатовые деревья и вешать игрушки в форме граната. Также есть традиция, согласно которой в полночь хозяин дома должен выйти во двор и разбить об стену гранатовый плод. Если зернышки разлетятся по всему двору, то год будет удачный.

4. Испания — «эль каганер»



Помимо елок испанцы ставят в своем доме миниатюрные модели рождественских вертепов. Также у каталонцев популярен «эль каганер» (El Caganer) — фигурка крестьянина, который сидит на корточках и испражняется. Предполагается, что это удобрение земли на будущий год. Многим приезжим эта игрушка кажется довольно странной, но для местных ее присутствие в доме на Рождество — древняя традиция. Часто такие гигантские куклы украшают торговые центры и улицы городов.



Еще одно необычное новогоднее украшение из Италии — «тио де Надаль» (Tió de Nadal — «рождественское полено»). Оно представляет собой полено в шляпе, с нарисованным лицом и маленькими ножками.

5. Швеция — гирлянды из флагов страны


Шведы обычным елочным игрушкам предпочитают деревянные фигурки, а также частенько вешают на елку маленькие флаги своей любимой страны. Также в Швеции на Рождество принято ставить на подоконник далекарлийскую деревянную лошадку — символ королевства.

6. Дания — бумажные сердечки


Датчане к Новому году мастерят бумажные сердечки, как правило, из белой и красной бумаги. По-датски эта игрушка называется julehjerte («рождественское сердце»). По легенде, первое такое украшение сделал Ханс Кристиан Андерсен.

7. Финляндия — химмели



С давних времен солома символизирует для финнов урожай, поэтому ею украшают не только елку, но и дом. Наиболее популярные соломенные игрушки — козлы, куколки, снежинки и химмели.
По сути химмели — это такой мобиль из соломы, который может быть любой геометрической формы.

8. Норвегия — фигурки ниссе



Ниссе — это мифологическое существо из норвежского фольклора, похожее одновременно на гнома и на Санта-Клауса. У них длинные седые бороды и огромные остроконечные шляпы. По легенде, эти существа живут на чердаках и в конюшнях, а под Рождество приносят детям подарки.

9. Нидерланды — печенье kerstkransjes


У жителей этой страны Новый год, Рождество и вкусная еда идут рука об руку, поэтому на елки голландцы вешают особое печенье под названием kerstkransjes — «рождественский венок». И по форме как раз его оно и напоминает.

10. Исландия — Йольские гномы (Yule Lads)


В Исландии вместо Санта-Клауса к детям приходят 13 рождественских гномов, которые называются Yule Lads. Они оставляют подарки в башмаках, которые ребятишки заранее ставят на подоконник. Так что по традиции фигурками этих гномов исландцы чаще всего и украшают елку.

11. Австралия — игрушки из ракушек


Новый год в Австралии не снежный, а солнечный, и наступает летом. Поэтому австралийцы вешают на елки (или пальмы) летние символы — морские звезды, разнообразные игрушки из ракушек и цветы.

12. Америка — гирлянды из попкорна и J-образные леденцы



Помимо стандартных украшений на елках американцев можно часто увидеть леденцы в форме буквы J, которые символизируют 1-ю букву в слове Jesus. Кроме того, такая конфетка напоминает посох пастухов, которые посещали младенца Иисуса.



А еще с давних пор многие американские семьи придерживаются традиции наряжать свое рождественское дерево в гирлянды из попкорна на веревочке. Раньше такими бусами увешивали елки на улице, чтобы зернышками могли полакомиться птицы.

13. Великобритания — венки из омелы



Многие жители этой страны украшают свои дома и елки венками и прочими поделками из листьев омелы, падуба, плюща и других вечнозеленых растений.

14. Китай — мандариновые деревья



Часто вместо елок в Китае наряжают мандариновые или апельсиновые деревья, плоды которых символизируют солнце. А украшают их, как правило, поделками из бумаги, засахаренными фруктами и цветами, которые, по преданию, несут в дом благополучие и любовь. Кроме того, на праздничное дерево в этой стране принято вешать написанные от руки пожелания.

15. Япония — оригами


В Японии очень популярны фигурки из бумаги — оригами. Это могут быть птицы, гирлянды, фонарики или веера.

Бонус: Мексика — Ночь редиса


23 декабря в мексиканском городе Оахака проходит ежегодный праздник под названием Ночь редиса. В этот день жители вырезают из редиски самые разнообразные и невероятные фигуры и выставляют их на рождественской ярмарке.


558641_514822591927600_2009158660_n.jpg (321×498)
.

Самое первое – это подготовленный материал, и раз это солома, то она должна быть приготовлена еще перед началом жатвы, то есть в середине лета, когда у нее ровные и не мятые стебли. Для изготовления кукол специалисты предлагают брать стебли ржаные, а для разных аппликаций пойдут овсяные. Главное, что у этих видов соломы наблюдается многообразие оттенков, следовательно, из них получаются красивые работы.

Солому следует летом хорошенько высушить на солнце. Потом ее обрезают на небольшие короткие части, чтобы они были цельными и на них отсутствовали различные листы и так называемые коленца стеблей. Все собранное хранят где-то до начала зимы, чтобы потом приняться за работу. Перед работой с таким материалом как солома, следует придать стеблям эластичность и гибкость. Для этого их помещают в посуду с кипятком и оставляют на некоторое время там.


Unique Christmas Tree Themes | Straw and Wheat weavings deck the tree of Waltraud Illias in .

Солому можно окрашивать и это еще одно преимущество в создании красивых новогодних игрушек. Для этого можно брать всевозможные синтетические красители или просто привычные хозяйкам компонеты, обладающие окрашивающими свойствами. Среди них перекись водорода, марганцовка, пищевая сода, йод и другие. Понятно, что перекись поможет отбелить солому, марганцовка придаст розовый оттенок, пищевая сода ярко-желтый, а заваренная шелуха от лука дает темный зеленый цвет. В общем, экспериментировать можно сколь угодно. И если нужен коричневый цвет, то его получают при помощи обычного бытового утюга, проглаживая при высокой температуре. После водных процедур окраски не забудьте соломку подсушить.

Надо сказать, что замечательный вид имеет и необработанная солома, так что сильно зацикливаться на покраске не стоит. Подобрав хороший нож, иголки, толстые нити, можно приступать к работе. Все детали стоит хорошо связывать и переплетать между собой. Ведь солома со временем пересыхает.

Іграшки із соломи
Іграшки із соломи


wheat weaving | Illinois Association of Wheat Weavers
Double Straw star Christmas
Wheat WEAVINGS Illinois | Wheat & Barley Harvest Wreath by Gypsy Wedding Gifts at Etsy
Straw work-2 | Flickr - Photo Sharing!

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
- брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
- соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
- плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
- наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
- наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
- загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
- плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
- толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
- законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 - под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой - вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I - а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I - б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I - б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) - с соломинами 1 и 2 (I - в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II - а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II - б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II - г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку "зубатка" (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка "зубатка".

Начинают плести "зубатку" так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается "цепочка" из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения "цепочки" нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка "цепочка".

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них - квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б - к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника - это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника - четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.


2013Kravchuk.jpg 768×1,024 pixels
Scandinavian Christmas ornaments Already have these for my tree. just love!
Swedish straw stars
wheat weaving ornaments

Strohstern Naturfaden 24 cm

gorgeous | wheat/corn dollie


Stock image of
Česká Kanada - Kněžíčkovic ateliér - originální ruční výrobky


На рисунке показаны этапы изготовления лошадки - традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги - из первого, туловище и хвост - из второго, задние ноги - из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 - перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 - выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 - делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 - оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 - отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 - делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза - внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

В Польше возвращается мода на традиционные соломенные елочные игрушки

Соломенные елочные игрушки всегда были частью польской рождественской традиции. На протяжении многих поколений жители республики использовали для украшения елок перед Новым годом декорации, которые давала им природа: из сада, леса или поля.

solomennyye_yelochnyye_igrushki.jpg

Когда-то солома была главным элементом праздничного убранства деревянных изб. Ее расстилали на полу, ставили в вязанках по углам, клали под скатерть, использовали в обрядах. Считалось, что это приносит счастье и достаток, богатый урожай в новом году и здоровье. Кроме этого, из бумаги и соломы делались разнообразные игрушки, которые подвешивали под потолком или украшали елку наравне с орехами, сушеными яблоками и сладостями.

По словам этнолога Алдоны Плучиньской из Археологического и этнографического музея Лодзи, в прошлом поляки уделяли большое внимание пространству, в котором они жили, ценили окружающую их природу. Солома в этой традиции имела особую культурную значимость, наделялась богатым философским содержанием. "Она символизирует и содержит в себе всю ось мира - то, что вырастает глубоко под землей, снаружи дает ту силу, которая позволяет жить и работать, потому что это символ хлеба", - пояснила она.

елочные игрушки из соломы

По словам этнолога, не случайно из соломы делали елочные игрушки, символизирующие жизнь. Популярнее всего было солнце или звезда. Делались также соломенные яблоки, которые были знаком власти, счастья и любви. Популярны были рыбы и ангелы, восходящие к христианской традиции. Красили такие игрушки редко, а если и делали это, то предпочитали красный цвет, считавшийся ранее защитным цветом, спасающим от любого зла и опасности.

Из соломы и бумаги создавались гирлянды, также несущие в себе глубокий смысл. "Гирлянда должна была быть как можно длиннее, так как она символизирует космос, продолжительность жизни, но прежде всего счастье, достаток и богатство", - указала Плучиньская. Важным было использовать как можно больше соломы и как можно меньше других материалов, так как только солома считалась символом вечности.

Сегодня при всем изобилии в магазинах различной яркой мишуры, елочных игрушек любых мастей и мигающих фонариков многие в Польше отдают предпочтение соломенным игрушкам, выбор которых сейчас тоже довольно велик. Считается, что такое простое украшение праздничной ели создает уют и приносит больше тепла, чем пластиковые блестящие шары и наскучившая мишура.


Пожалуй, самое приятное дело в предновогодней суете – это украшение елки всей семьей. Данная семейная традиция ассоциируется с воспоминаниями о детстве, она дает ощущение волшебства, уюта и тепла домашнего очага. Сейчас невозможно представить новогодние праздники без главной красавицы - елки. Но почему украшают елку на Новый год, кто придумал этот обычай? Где впервые зародилась традиция украшать хвойное дерево, и когда этот обычай пришел в Россию?

Истоки появления рождественской ели

Исследователи считают, что традиция украшать деревья связана с языческими верованиями. Ведь наши предки верили, что у природы есть душа и сверхспособности. В древности хвойное дерево считалась символом жизни, и люди верили, что его украшение задобрит духов леса. Поначалу украшали ель фруктами, орехами, цветами и так далее, а позже начали делать игрушки из соломы, тканей, бумаги, ваты и других подручных средств.

Также существует версия, что обряд украшения деревьев пришел к нам от древних кельтов, веривших, что каждый объект природы – не что иное, как вместилище духа. И нужно принести дары (жертвы), чтобы их задобрить. Так что первые украшения деревьев были ужасными и кровавыми, в основном сделанные из внутренностей животных, а иногда и людей.

Многие ученые сходятся во мнении, что германские племена в конце декабря отмечали праздник середины зимы, символом которого была ель. Именно это дерево было выбрано, так как лишь оно оставалось зеленым даже в зиму. Когда христианство начало вытеснять язычество, появилась следующая легенда: Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать бессилие языческих богов. Но этот падающий дуб завалил все деревья в округе, кроме ели. Однако проповедник не растерялся, назвав ель «деревом Христа».

По данным историков, украшать елку начали в XVI веке в городе Эльзас. Изначально ее украшали лишь фруктами, а затем появились и другие украшения, символизирующие Рождество. Например, звезда на макушке означала Вифлеемскую звезду, яблоки - плодородие, колокольчики — пастухов, фонарики и свечи — звезды и костры, которые освещали путь к младенцу Иисусу. В наши дни украшения стали намного разнообразнее, но менее символичными. Считается, что в 1513 году немецкий христианский богослов Мартин Лютер первый решил украсить макушку елки пятиконечной звездой, которая является символом рождения Иисуса.

Первая попытка Петра I ввести традицию рождественской ели

Обычай украшать хвойное дерево на Новогодние и Рождественские праздники впервые в нашей стране ввел Петр I, который увидел эту традицию во время поездки за границу. По приезду он решил ввести понравившийся обычай и в России, издав указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Государь велел перенести праздник на 1 января, и расставлять в домах, перед воротами и на улицах красиво украшенные деревья, а также ветви хвойных пород – сосны, ели, можжевельника. Напомним, раньше Новый год отмечали 1 сентября.

Указ Петра I. О праздновании Нового года от 20 декабря 1699 года. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Библиотека Архивного фонда Москвы

Указ Петра I. О праздновании Нового года от 20 декабря 1699 года. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Библиотека Архивного фонда Москвы

По велению императора свои дома должны были украсить абсолютно все: как богачи, так и бедняки. Но народ не особо воодушевился праздничным настроением Петра I, поэтому приказ исполняли неохотно. Так что традиция не прижилась, забывшись на сто лет.

Возможно, причиной этому была традиция, которая появилась в России еще в XVII столетии: еловыми ветками украшали входную дверь в заведения, где можно было выпить. Это было своеобразной вывеской для необразованных прохожих, не умеющих читать. Даже была фраза «идти под елку», что означало «идти в кабак». Плюс ко всему народ не привык праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Раньше в это время у них был другой праздник - щедруха (Васильев вечер).

Новогодняя елка - подарок Александре Федоровне от Николая I

Женившись на Александре Федоровне в 1817 году, Николай I решил порадовать свою новоиспеченную жену, подарив ей настоящий Рождественский праздник. Супруга по достоинству оценила такой жест. В России это была первая настоящая рождественская елка с красивыми украшениями, горящими свечами, сладостями и подарками.

Николай I порадовал свою супругу Александру Федоровну, вернув праздничные елки в дома России

Подражаю государю, начали наряжать рождественское деревце и представители элиты Москвы. И уже к 1880-м годам украшенная ель на рождественские праздники стала обычным делом во многих московских домах, однако на окраинах и в ближайших селах данная традиция не стала популярной. А вот в городе елки устанавливали в школах, различных учреждениях, на катках и так далее. Елки украшали дефицитными в то время мандаринами, которые покупали лишь в большие праздники. Также появились елочные игрушки, которые можно было приобрести в специальных лавках.

Но, когда началась Первая мировая война, традиция попала в немилость и стала считаться вражеской из-за начавшегося антинемецкого движения. После того как в 1915 году военнопленные из Германии решили устроить себе рождественский праздник с елкой, Николай II запретил всем следовать этому обычаю.

Елка как религиозная пропаганда

В послереволюционный период был снят запрет на традиционную елку. Но такое послабление было ненадолго, уже спустя девять лет Центральный комитет всероссийской коммунистической партии признал традицию устанавливать рождественскую елку антисоветской. А спустя год и вовсе запретили отмечать Рождество, так как началась антирелигиозная программа.

Елка была так называемым «религиозным хламом», который задурманивал умы взрослых и детей. Считалось, что именно с «поповского обычая» наряжать елку младшему поколению могла прививаться религиозность.
С тех пор украшать ель дома было незаконно. Конечно, находились те, кто делал это в тайне. Самое главное для них было зашторить окна, ведь если с улицы кто-то заприметит в окне елку, то может сообщить о неблагонадежности семьи. Кстати, сразу за елкой упразднили и выходные дни на всех предприятиях, сделав их рабочими.

Павел Постышев вернул советским детям праздничные елки

Павел Постышев - советский государственный и партийный деятель, который вернул советскому народу новогоднюю елку. Зимой 1935 года он приехал в Москву на пленарное заседание, где после беседы с Иосифом Сталиным напечатал в одной из газет следующую фразу: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

Из записей в мемуарах сына Повышева стало известно, что еще летом того же года его отец сказал загадочно: - «Что-то мы все-таки не додумали. ». Позже выяснилось, что он говорил именно о запрете праздничных елок. Оказалось, что Павел часто делился со своими детьми воспоминаниями из детства. Он рассказывал, как они с друзьями с завистью смотрели в горящие окна богачей, где их дети водили хороводы вокруг большой и красиво украшенной рождественской ели, с большим количеством подарков.

Павел Постышев часто рассказывал своим детям, как они с друзьями в детстве с завистью смотрели в горящие окна богачей

Павел Постышев часто рассказывал своим детям, как они с друзьями в детстве с завистью смотрели в горящие окна богачей

Кстати, в семье Постышева есть интересная история, связанная с елкой. Когда Павел собирался в Москву, его сын заболел воспалением легких с осложнениями. Добившись возвращения праздника, Постышев вернулся домой с маленькой елочкой, украшенной стеклянными горящими свечами, и поставил ее у постели больного сына. Что удивительно, сын достаточно быстро пошел на поправку. Так в семье появилась история, что сына вылечили не лекарства, а новогодняя елочка.

Новогодние праздники быстро стали самыми любимыми. Началось строительство огромного количества катков, ярмарок, горок. Стремительно развивалась торговля елками и различными новогодними украшениями. Особый ажиотаж вызвала первая новогодняя елка, установленная в 1937 году в Москве.

Теперь макушку украшала не золотистая восьмиконечная Вифлеемская звезда, а красная советская. Игрушки на новогодней красавице в основном были в виде пионеров, героев из русских сказок, животных, крошечных автомобилей, часов, сосулек и так далее. Во многих семьях постсоветского пространства даже сейчас этими игрушками украшают новогоднее деревце.

Дед Мороз и Снегурочка, пожалуй, никогда не утратят своей актуальности на новогодние праздники

Неизменным гостем на зимних праздниках стал Дед Мороз в красной шубе, с волшебным посохом и мешком с подарками. А уже в 50-е годы появилась и его спутница внучка Снегурочка. Кстати, ее образ был выдуман советскими писателями Львом Кассилем и Сергеем Михалковым. По сей день эти персонажи радуют детишек на новогодних утренниках и других мероприятиях. Да и взрослые зимние корпоративы редко обходятся без этих полюбившихся героев. Читайте далее, как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза.

Читайте также: