Если ребенок украл игрушку у друзей

Обновлено: 19.05.2024

Детский психолог Ольга Сергеева и инспектор по делам несовершеннолетних Оксана Макарова рассказали о том, почему дети решаются на плохие поступки.

Сотрудники супермаркетов нередко ловят «маленьких воришек», прихватившими с полки шоколадку или что-то подороже. Воровство – это не просто невинная шалость, это правонарушение, ведущее к определенным последствиям. В то же время за проступком ребенка всегда стоят его психологические проблемы и возможные пробелы в семейном воспитании.

«Летидор» поговорил о воровстве с детским психологом Ольгой Сергеевой и инспектором по делам несовершеннолетних, сотрудником полиции Оксаной Макаровой.

Кто и почему ворует

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Не могу сказать, что это всегда дети из неблагополучных семей, как иногда считают. Часто и «благополучным» чего-то не хватает, на самом деле. Совсем недавно у нас был, например, вполне благополучный мальчик, учится в лицее. Украл из спортивного магазина специальные бинты для бокса, вынес в кармане, охранник его поймал на выходе. Тут кому чего не хватает, мне кажется. Кому-то эмоций, адреналина, кому-то и правда вещь очень нужна, а мама сказала, что не купит.

В основном, это единичные эпизоды. Но, конечно, есть и те, кто уже регулярно промышляет воровством, это другой случай. У нас есть такой подросток на учете, уже не первый раз попадается – магнитолы из машин вытаскивает, колеса снимает. Не могу сказать, что семья там неблагополучная, но воспитывает его мама и отчим, которые оба для него не авторитеты, влияния никакого оказать не могут».

почему ребенок ворует.jpg


Ольга Сергеева, психолог: « Я тоже точно не могу согласиться, что воруют только дети из каких-то неблагополучных семей. Это скорее говорит о каком-то психологическом неблагополучии ребенка, а оно возможно и в самых благополучных с виду семьях, в семьях с высоким достатком тоже.
Вот, к примеру, один случай – девочка 11 лет, удачливая спортсменка, отличница. Воровала в раздевалке школы, пока не застукали, а потом всплыла еще и кража в автобусе на приличную сумму. Выяснилось, что мечтала о красивом платье и телефоне, а маме даже сказать об этом боялась, так были отношения между ними устроены. Или вот вспоминаю мальчика, который стал воровать в магазине продукты, которые мама ему запрещала есть из соображений здорового образа жизни, а ему очень хотелось, невыносимо просто.

Ребенок идет на воровство, когда не удовлетворена какая-то из его потребностей. Бывает, что ребенку, действительно, очень хочется эту конкретную вещь. Но еще чаще это потребность, например, в признании или во внимании. Например, подростку нужно завоевать популярность среди сверстников – и он идет воровать с компанией. Был у меня и случай, когда ребенок стащил в магазине сладости, чтобы угостить друзей. Будь то вещь или внимание, ребенок в этой ситуации просто не знает, как получить желаемое легальным, адекватным способом».

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Вся работа с подростком, совершившим кражу, строится в рамках предписанного законом. Допустим, он что-то украл в магазине, шоколадку какую-то пронес в кармане. Охрана заметила, задержала его, позвонила 02, приехал наряд. На месте составляется заявление, а нарушителя привозят к инспектору по делам несовершеннолетних района, если выясняется, что он несовершеннолетний. Здесь уже регистрируется заявление, мы незамедлительно вызываем родителей, они обязаны приехать в течение трех часов. И только в присутствии родителя начинается разбирательство, выяснение обстоятельств правонарушения.

Отвечать ребенок будет по данной статье, если ему уже исполнилось 16 лет. Если кража совершена на сумму до 1000 рублей, ответственность наступает административная, если сумма больше – то уже уголовная, тогда дело мы передаем вести уже в органы дознания. При административной ответственности выписывается штраф родителям. Если правонарушителю еще нет 16 лет, выносится постановление об отказе в возбуждении дела. Но в любом случае подросток ставится на учет к нам в подразделение по делам несовершеннолетних полиции, а также направляется письмо в комиссию по делам несовершеннолетних. Об этом факте информируется учебное заведение, где учится подросток. На учете он состоит минимум полгода, если по прошествии этого срока характеристики показывают, что все в порядке, эпизодов больше нет, то с учета подросток снимается.

Без заявления потерпевшего мы на учет не поставим, нам нужен доказанный факт. Но, конечно, если нам станет известно о каком-то случае, беседу мы проведем. Также мы ходим по школам, разговариваем с детьми – и индивидуально, и перед классами выступаем. Рассказываем о том, когда наступает ответственность, какая. Для многих детей это становится открытием.

Чаще всего в моей практике это, действительно, единичные случаи. Попадание в полицию, постановка на учет становится для подростка сильнейшей встряской, повторения которой ему не хочется».

Ольга Сергеева, психолог: «Как психолог я, в первую очередь, ищу мотив воровства, а потом помогаю ребенку и родителям найти способ удовлетворять потребности приемлемым способом.

1. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).

Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она "рассосётся" сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.

2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.

2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание - тюремное заключение». Для сравнения - другая фраза: « Ты - вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»

Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.

2.2. Наказание - не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.

4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.

3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка . Сделать это можно разными способами:

Во-первых , ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или ( во-вторых ) из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку. В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.

В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб. Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).

В-четвёртых , продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то уж позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу.

*Приходилось встречаться с ситуациями, когда родителям самим жалко расставаться с вещами, которые были недавно подарены ребёнку. Понятно, что так дорого, как хочется, их уже не продашь. Решите, что для вас важнее? Какую сумму вы готовы заплатить за то, чтобы уберечь ребёнка от воровства?

В-пятых , отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение. Этот способ мне нравится меньше других, так как девочка или мальчик лишается возможности пережить чувство потери собственной ценности. Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках. С другой стороны, если возможность заработать или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.

3.2. Никогда не оставляйте полученные нечестным путем вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно . «Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» - рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.

Как поступить с незаконно полученными вещами?

Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, что бы была названа истинная причина и принесены извинения.

*Однажды мамочка приятеля моего сына возвращала мне фотоаппарат со словами «Алексей нечаянно положил его со своими вещами и принёс домой» - было сказано при мальчике. Проблема с воровством у этой семьи не решалась очень долго

Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать.

Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно. Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому, не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.

5. Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев ) ситуацию невозможности взять чужое. Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п. Делайте это деликатно.

Не проверяйте на честность ! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка. Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией. Важно создать ситуацию, когда у мальчика или девочки просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.

6. Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и нечему не учат.

Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку, как естественные последствия поступка и таковыми являются.

Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Психолог и педагог Людмила Петрановская в книге «Если с ребенком трудно» рассматривает 9 причин не случайного, а именно настойчивого детского воровства, на которое не повлияли объяснения и наказания родителей:

1. « У ребенка может быть просто пока не сформировано представление о собственности. Это довольно сложное абстрактное понятие, которое ребенок осваивает постепенно.

Я сама пережила когда-то неприятный момент, когда мама мальчика, с которым вместе мой сын жил в лагере в одной комнате, позвонила мне с жалобой, что он берет без спроса "чужое печенье".

Понадобилось успокоиться, чтобы сообразить, что ребенок просто в первый раз в жизни живет не дома, где он привык, что если печенье лежит на столе, а ты хочешь — ты просто подходишь и берешь. То, что там это печенье не общее, а чье-то конкретно, и у хозяина могут быть на него свои виды, ему не пришло в голову, а мы не сообразили предупредить.

В этом случае потребность ребенка — разобраться в вопросах собственности.

2. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, "что ему в действительности нужно", и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, слишком ограничивают карманные деньги. Это заставляет ребенка чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что для подростка очень тяжело.

И создает у него впечатление, что с ним не считаются, не доверяют ему принимать решения (например, о том, как именно ему одеваться), "держат за маленького".

В этом случае потребность ребенка — "быть в порядке", не испытывать отвержения сверстников, и еще принимать решения относительно самого себя.

3. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. Легко может попасть в положение изгоя новенький в классе, особенно если ребенок ведет себя нервно и неуверенно.

В этом случае потребность ребенка — быть принятым сверстниками, иметь друзей.

4. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за собственной усталости или в результате длительных конфликтов с ребенком утрачивают связь с ним, редко показывают свою любовь и заботу, предъявляя только требования и претензии.

В этом случае потребность ребенка — быть любимым и принятым, получать внимание и заботу.

5. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Например, между родителями есть долгий тлеющий конфликт. Они почти не общаются между собой, в доме висит напряжение. Но вот ребенок украл — и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся, снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может такими образом "объединять" родителей.

В этом случае потребность ребенка — близость и контакт между взрослыми, чувство защищенности в прочной семье.

6. Ребенок может быть неуверен, что привязанность родителя к нему надежна, чувствует тревогу и страх, что его отвергнут, оставят. Поскольку это жизненно важно для него, дети в такой ситуации всегда очень точно определяют самые "уязвимые места" взрослых, и если детское воровство очень чувствительно для родителей, если именно это их "главный кошмар" и свидетельство полного фиаско как воспитателей, то скорее всего именно этот тип поведения ребенок и будет использовать для того, чтобы задать вопрос: "Будете ли вы любить меня даже таким?"

В этом случае потребность ребенка — быть уверенным, что привязанность надежна, не мучиться от тревоги.

7. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией.

Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

В этом случае потребность ребенка — хотя бы на время избавиться от гложущей тревоги, получить передышку в виде расслабления и эйфории.

8. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он зависим от чего-то. Возможно, его отношения с родителями слишком отравлены недоверием и борьбой, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

В этом случае потребность ребенка — быть в безопасности, защитить себя от угроз и страданий.

9. Наконец, бывает, что детское воровство вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и потому непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом "Собери их все"). Это очень важный жизненный опыт.

Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть — не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что "ты знаешь, как потом будет плохо на душе".

Когда обнаружилось, что девятилетний Тима стащил у мамы из кармана деньги, чтобы купить очередного бакугана, вся семья была в шоке. Дедушка кричал, что не потерпит "крысятничества" в доме, бабушка пила сердечные капли, папа сказал, что за такое следовало бы выпороть хорошенько, мама сидела с таким выражением лица, что Тима заплакал и убежал в свою комнату.

Через какое-то время мама пришла к нему, легла рядом, взяла за руку. И тихо сказала, что почти каждый ребенок хоть раз в своей жизни пробует что-то украсть. Но это еще не делает его вором. Он просто пробует, узнает, каково это, и потом решает: будет он продолжать или с него хватит. "Тебе решать, — сказала мама, — как ты решишь, какой путь для себя выберешь, так и будет". Поцеловала сына и ушла из комнаты, чтобы он мог побыть один и подумать.

В этом случае потребность ребенка — получить опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния и сделать свои выводы из этого опыта.

Как мы видим, все названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству в собственном смысле этого слова. Ни в одной из них ребенок не хочет "сознательно присвоить чужое" (именно таково словарное определение понятия "воровство"). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т. д. Можно надеяться, что, показав ему, как можно добиться того же самого, не прибегая к утаскиванию чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения».

В книге «Если с ребенком трудно» психолог Людмила Петрановская продолжит рассуждать вместе с родителями о видах трудного поведения, двигаясь от простого к сложному, определяя «движущей силе», мотивы ребенка.

Что делать, если ребенок ворует - причины проблемы, правильная реакция родителей

Детское воровство считается страшным позором для всей семьи. Что делать, если ребёнок ворует?

Родители ребенка, совершившего кражу, неохотно делятся этой проблемой с педагогами и психологами. Так ли всё ужасно и необратимо, и почему дети крадут чужие вещи?

Ребенок ворует: угроза будущему или норма развития

Многие родители и педагоги, узнав, что ребенок совершил воровство, сразу же вешают на этот поступок ярлык криминальной деятельности. Но является ли детское воровство тревожным звоночком?

Чтобы чётко ответить на этот вопрос, нужно всего лишь вспомнить – воровали ли вы в детстве? Почти каждый ребенок, независимо от возраста, совершал кражу следующих вещей:

Большой процент людей совершали кражи вышеописанных вещей, однако преступниками так и не стали. Чаще всего, такие вещи дети воруют без злого умысла.

В совсем еще раннем дошкольном возрасте малыши не понимают разницы между «своё» и «чужое», поэтому воруют, не осознавая этого. Период неосознанного воровства может продолжаться включительно до 6 лет. Конечно, эта граница зависит от добросовестности родителей, так как чем раньше и доходчивей ребенку объяснят понятие чужой собственности, тем быстрее и лучше он усвоит это правило по жизни.

Почему ребенок ворует?

Причин детского воровства довольно много, так как, прежде всего, эта проблема психологическая, то есть на её формирование влияет множество причин извне.

1. Украденный подарок

Одной из причин детского воровства может стать весьма безобидное желание - сделать подарок. Дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, сильно выражают любовь к своей семье, даже несмотря на неблагополучную ситуацию в некоторых из них. Малыши часто дарят различные украденные предметы взрослым, но в силу возраста не могут осознать, что подарки должны добываться другим путем.

Если ребенок принес украденное у воспитателя колечко, то не следует мгновенно вешать на малыша ярлык преступника и представлять в ярких красках его криминальное будущее. Достаточно лишь объяснить воришке, что чужая вещь – не подарок.

2. Сильное желание

Часто случается, что после посещения детского магазина, у ребенка обнаруживается краденая игрушка. Этот пример отнюдь не единственный, так как детское «хочу» сильнее всего на свете.

Да, дети могут воровать и просто потому, что очень сильно хотят завладеть той или иной вещью. Они в таких случаях понимают, что совершают нечто противозаконное и за такой поступок не похвалят, но не могут себя сдержать.

Но что же в этом сложного? Может быть, стоит тогда развивать в своих детях силу воли? На самом деле, воровство именно по этой причине не подлежит коррекции. У людей практически до 21 года остается не сформированной система самоконтроля, то есть они физиологически не могут регулировать силу своих желаний.

3. Символ авторитета

Данная причина воровства часто встречается среди подростков 14-19 лет. Дело в том, что дети с заниженной самооценкой, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, считают, что какой-либо брендовый предмет повысит их социальной статус в компании сверстников. Брендовая одежда, техника и прочие атрибуты многим подросткам недоступны, поэтому они находят единственное решение своих психологических и материальных проблем – кража.

В этом случае, можно только скорректировать самооценку подростка, прибегнув к помощи профессионального психолога. В основном, желание самоутверждения за счет модных атрибутов проходит с возрастом.

4. Воровство «за компанию»

Кража группой детей чаще всего совершается в отношении безделушек и сладостей. Конечно, такие пакости в основном совершают мальчики, которые стараются доказать друг другу свою смелость и дерзость.

Страх наказания у ребенка в этом случае снижен, так как ругать будут не одного, а всех участников содеянного. А если он попал в компанию более старших ребят, которые являются для него авторитетом, или же родители не занимались просвещением ребенка на тему воровства, то у смельчака формируется мнение: если все так делают, значит это нормально.

Дети могут воровать, чтобы вызвать неприятное чувство потери у того, с кем они в конфликтных отношениях. Чаще всего предметом кражи становится очень ценная для «врага» вещь.

6. Стрессовая ситуация

Стресс считается распространенной причиной детских краж. Ребенок совершает такой поступок, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых.

Также, во время стресса дети не способны контролировать свои эмоции и желания, так как и без того не сформированная система самоконтроля, не может эффективно работать.

Как не нужно реагировать на воровство ребенка?

Прежде, чем рассмотреть грамотную реакцию, нужно обратить внимание на то, что для ребенка вещи разной ценовой категории – равнозначны. То есть, если родители могут не особо сокрушаться над украденной игрушкой, то обнаруженный в кармане чужой гаджет будет приравнен к преступлению. Дети же не обращают особого внимания на стоимость украденной вещи.

Итак, примеров «правильных» реакций на воровство ребенка великое множество, но какие существуют ошибки?

Безусловно, такой поступок ребенка может шокировать родителей и они под влиянием эмоций начинают бранить его, не пытаясь выяснить происхождение проблемы. Взрослые расписывают ребенку криминальное будущее и позиционируют его поведение как конец хорошей репутации. В этой ситуации важно помнить: дети должны быть уверены, что родители будут на их стороне, даже если они совершили дурной поступок. В момент ярости нужно остановится и подумать: есть ли смысл выражения недовольства? Чего необходимо добиться: унизить ребенка или предотвратить такие события в будущем?

• Оскорбления

Во время ругани, поражённые совершённым деянием родители склонны оскорблять ребенка и акцентировать внимание на его «приобретенном» статусе. Часто дети слышат: «Ты уголовник!», «Вор», «Тебе одна дорога в тюрьму».

Такое унижение ребенка безосновательно. Конечно, воровство – это не тот поступок, за который гладят по головке, но и не так масштабно и исключительно это деяние, чтобы унижать своего ребенка.

Важно понимать, что в сравнении, как минимум, нет никакого смысла. Все совершали проступки, особенно в подростковом возрасте. Сравнивать ребенка с собой, сверстниками и детьми подруг не следует, так как он может обзавестись еще и чувством обиды на родителя. Воровство в таком случае продолжится, но уже, как описано выше, ради мести.

Также, постоянно сравнивая своего ребенка с другими, можно понизить его самооценку. Дети с заниженной самооценкой не верят, что они способны измениться, а это значит, что ситуация с воровством останется по-прежнему нерешенной.

• Публичное порицание

Ругать ребенка на свидетелях, особенно за стыдный проступок категорически нельзя, так как тем самым вы унижаете его личность и понижаете его самооценку.

• Постоянные напоминания

Чтобы не вырастить ребенка «преступником», не нужно ему постоянно напоминать о проступке. Регулярные разговоры о содеянном снизят уровень доверия между ребенком и родителем, а также будут понижать его самооценку.

Причины и ошибки понятны, но как полностью искоренить желание воровать у ребенка?

1. Объяснение

Объяснять нужно еще в дошкольном возрасте. Нужно дать ребенку информацию о чувствах человека, который потерпел потерю, вследствие кражи его ценной вещи.

Также, необходимо рассказать ребенку о различных способах добыть желаемую вещь: поменяться игрушкой с другом, попросить купить родителей или написать письмо Деду Морозу.

2. Поддержка

Важно донести до ребенка, что это просто жизненное испытание и с трудностями сталкивается абсолютно каждый человек. Можно рассказать ему о своем плохом поступке в детстве, поделиться с ним своей историей преодоления себя.

3. Поиск происхождения проблемы

Причин детского воровства много, однако, всех их объединяет дефицит. Ребенок может воровать из-за того, что ему не хватает внимания, поддержки. Также, дети воруют из-за низкой самооценки и желания влиться в компанию сверстников. Родительская задача: узнать происхождение проблемы и искоренить её.

4. Коррекция

Под этим пунктом подразумевается усиленная работа над ошибками. Ребенок не в состоянии объективно оценивать свое поведение, поэтому объяснить и показать, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации – это задача родителей. Если ребенок совершил кражу, то необходимо показать ему, как можно повлиять на ситуацию, чтобы изменить её к лучшему. Например, рассмотреть варианты возврата украденной вещи, хотя бы тайно, или сделать что-то хорошее, чтобы не чувствовать себя плохим человеком.

Ребенок ворует и врет

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Читайте также: