Если ребенок выставляет игрушки в ряд

Обновлено: 20.05.2024

Многие мои аутичные знакомые говорили о том, что в определенный период жизни они сталкивались с обессивно-компульсивным расстройством (ОКР), либо что оно есть у них до сих пор.В некоторых англоязычных исследованиях я встречала статистику о том, что ОКР встречается практически у каждого третьего аутиста. Некоторые более ранние исследования показывают меньшую распространенность ОКР среди аутичных людей (по ним ОКР есть примерно у 10% аутичных людей, и, согласно этим исследованиям, у аутистов ОКР встречается примерно в 2 раза чаще, чем у не аутичных людей).Но по исследованиям того времени аутичных людей и людей с ОКР в целом намного меньше, чем по последним данным.

Как бы там ни было, ОКР у аутичных людей — довольно распространенная проблема. Тем не менее, эти люди — аутисты с обсессивно-компульсивным расстройством — почему-то остаются невидимыми. Их как будто бы не существует. Очень часто аутисты признаются, что в определенный период своей жизни — чаще всего в школьном, подростковом возрасте — они сталкивались с неприятными, навязчивыми мыслями, которые возникали у них против их воли и которые они не могли контролировать. Многие признают, что у них были ритуалы — определенные действия, которые им было сложно не повторять и от которых им было сложно избавится.Но я встречала очень мало аутистов, которые открыто говорили бы об этом своем опыте, очень мало статей, написанных на эту тему — и на русском, и на английском языке.Это — одна из самых малоосвященных и малоизвестных проблем аутичных людей.

Зато на этот счет встречается очень много мифов и предрассудков.

Например, на многих сайтах ОКР обозначено как один из критериев диагностики аутизма.«Один из симптомов аутизма — обсессивно — компульсивное расстройство. Аутичные дети исполняют своеобразные „ритуалы“: например, выставляют предметы в ряд, любят садится на один и тот же стул за обеденным столом, любят расставлять на полке книги и т. п.»Так вот — это не ОКР. Подобные вещи иногда называют «ритуалами», ритуалами при аутизме, но с ОКР они никак не связаны. Так как же отличить ОКР от этих аутичных ритуалов?

Очень часто отличить один вид ритуалов от другого может только сам человек.

Аутичные ритуалы — это действия, которые помогают сделать этот шумный и непостоянный мир, в котором все время происходят какие-то изменения, более стабильным. Они позволяют аутисту чувствовать, что его собственная жизнь находится под его контролем, делают его жизнь более структурированной. Многим аутистам это ощущение стабильности, структурированность и контроль над своей жизнью очень важны.

Поэтому обычные аутичные ритуалы являются приятными, и часто — если они не мешают текущим делам — желательными для аутичных людей.

При обсессивно — компульсивном расстройстве, компульсии (ритуалы), сопровождаются обсессиями — неприятными и навязчивыми мыслями, возникающими против вашей воли.Кроме того, сами компульсии, в отличие от аутичных ритуалов, не улучшают психическое состояние. Если аутист выполняет определенные ритуалы, потому что они доставляют ему удовольствие и упрощают жизнь, при ОКР вы выполняете ритуалы потому, что просто не можете их не выполнять.

Например, если аутичный ребенок выставляет игрушки в ряд потому что ему это нравится, человек с ОКР (вне зависимости от того, аутист он или нейротипик), который выставляет игрушки в ряд, хочет прекратить это, но не может этого сделать. Возможно, если он заставит себя не выставлять игрушки, ему будет казаться, что случится что-то ужасное. А возможно, ему просто будет очень сложно противостоять мыслям о том, что он должен выставить эти игрушки. Он будет думать об этом постоянно, что бы он не делал. У него может даже начаться паническая атака.Обсессивно —компульсивное расстройство — это своего рода паразит. Не в буквальном смысле, конечно, ОКР — не вызвано организмами паразитами, и вообще его природа до сих пор остается неизвестным.Но оно паразитирует на том, что для вас важно.Вот несколько примеров того, как может проявить себя ОКР:

1) Если вам важно правильно запоминать информацию, вы можете начать сомневаться в своей способности ее усваивать, даже если на то не было объективных причин. Сомнения будут настолько сильными, что вы начнете по нескольку раз перечитывать номера страниц, когда листаете книгу, перечитывать отдельные абзацы, и если вы этого не сделаете, у вас начинается нечто похожее на паническую атаку.Вы можете постоянно отматывать фильм назад, и проверять, правильно ли вы запомнили слова героев — причем проделывать это несколько раз, чтобы убедится в правильности своего восприятия.Вы можете постоянно вспоминать известные вам факты из интересующей вас области, чтобы убедится, что вы помните их. Если вы будете вспоминать или формулировать что-то слишком долго, это может вызвать у вас настоящую панику, и вы заново начнете проверку. Чем больше вы будете паниковать и боятся, чем больше вы будете заново перечислять все факты. И тем сложнее вам будет остановится.Это может привести к тому, что вам будет сложно смотреть фильмы, читать книги и у вас может возникать паника, когда вы начнете думать о том, что вам прежде нравилось.

При этом у человека, с которым происходит подобное, может и не быть логических причин для того, чтобы сомневаться в своей памяти. Его память может быть даже лучше, чем у большинства людей, и на логическом уровне он может это осознавать.

2) Если вы верите в Бога, у вас могут возникать богохульные мысли. Вы можете начать молится, но во время молитвы они будут возникать еще чаще. И молитва может превратится в компульсивный ритуал. Вам может начать казаться, что произойдет что-то ужасное, если вы не прочтете молитву правильно, и вы будете перечитывать ее много раз подряд. Вам будет казаться, что надо добавить дополнительные молитвы в ваш обычный список, и вы не сможете противостоять этому желанию. Молитв будет все больше, а вы будете молится все чаще. В конце концов вы можете начать прерывать почти все ваши текущие дела, чтобы прочесть молитвы. Вы начнете молится на улице, и люди будут смотреть на вас и перешептываться. Знакомые начнут приставать с расспросами. И скорее всего вы не будете знать, что ответить этим людям, потому что побоитесь, что вас сочтут сумасшедшим, если вы расскажете им правду. Из-за частых молитв вы будете постоянно не успевать делать ваши дела. Ваша трудоспособность резко снизится, как и качество жизни

Чтобы подобное случилось, не обязательно быть очень религиозным или фанатичным. До того, как это случится с вами, вы можете заходить в церковь всего раз в год и почти не молится дома. И вы можете логически понимать, что Бог врят ли накажет вас за мысли, контролировать которые вы не в состоянии. Логика, знания, глубина веры — все это не сильно влияет на вероятность возникновения ритуала.

3) Если вы боитесь заболеть какой-то болезнью, вы можете начать постоянно проверять, здоровы ли вы и не заболели ли вы той самой болезнью, которой вы так боитесь. Вы можете начать записывать, почему именно эта болезнь кажется вам маловероятной, постоянно прокручивать список в голове или перечитывать его и проверять, правильно ли вы помните все пункты.

Для того, чтобы подобное случилось, не обязательно быть ипохондриком. Это вообще может быть первый случай в вашей жизни, когда вы боитесь чем-либо заболеть. И он может быть совершенно безосновательным.

Вы заметили, что общего во всех этих пунктах? Ритуалы были связаны с навязчивыми мыслями и со страхами.

Ритуалы и навязчивые мысли не были обоснованы логикой, хотя человеку на тот момент эти мысли казались либо необъяснимыми и пугающими, либо логичными и обоснованными.

И, наконец, все обсессивно-компульсивные циклы в какой-то степени были связаны с убеждениями, страхами и приоритетами человека.

А теперь я открою небольшой секрет. Все три примера, которые я привела — это примеры из моей собственной жизни. И это не единственные обсессивно-компульсивные циклы, которые у меня были — это лишь самые сильные и продолжительные из них.

Некоторые проблемы, которые возникли у меня благодаря этим циклам, существуют до сих пор. Например, меня до сих пор охватывает паническая атака при написании любого экзамена потому что в моей жизни был период, когда я не могла писать контрольные и экзамены, не читая молитв. И еще мне до сих пор сложно читать книги, не проверяя номера страниц.

Это не все мои проблемы, связанные с ОКР. Некоторые из них я могла бы избежать, если бы в то время, когда у меня появились первые симптомы ОКР, я знала бы то, что я знаю сейчас.Вот несколько простых вещей, которые надо помнить во время обсессивно-компульсивного цикла:

1) Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Вы не должны стыдится своих мыслей и своих действий. Помните — это происходит против вашей воли.

2) Осознайте, что ваши страхи и ритуалы нелогичны. Отделите ваши собственные мысли от мыслей, вызванных обсессивно-компульсивным расстройством.

3) Если это не первый ваш обсессивно-компулсивный цикл и вы запомнили ощущения, которые у вас возникают, когда вы отказываетесь от ритуала ни смотря на желание его выполнить, обращайте внимание на ЛЮБОЕ подобное ощущение.Обратите на него внимание, каким бы логичным и обоснованным вам не казалось желание, которое его вызывает — и подумайте об обоснованности еще раз. К примеру, если вы хотите еще раз вымыть руки, подумайте, действительно ли они настолько грязные, что их ни в коем случае нельзя не помыть. Если вы начинаете прокручивать в своей голове все причины того, почему это надо сделать, и при этом в список хочется добавлять все больше пунктов, не подчиняйтесь этому желанию и прекратите составлять этот мысленный список.Скорее всего — это первые признаки нового обсессивно-компульсивного цикла.

4) Помните, что избежать нового обсессивно-компулсивного цикла гораздо легче, чем прекрвать уже начатый. И лучше не сделать какое-то дело /что-то неверно запомнить/ выглядеть глупым, чем допустить состояние, при котором большая часть вашего времени будет уходить на повторение бессмысленных действий.

5) Если желание повторять прежние аутичные ритуалы становится похожим на желание повторять обсессивно-компульсивные ритуалы, и вам начинает казаться, что вы уже не можете не повторять то, что раньше вас просто успокаивало, откажитесь от этих ритуалов.

6) Лучший способ борьбы с компульсиями — отказ от них. Если не можете отказаться от них полностью, выделите для этих ритуалов отдельное время и ни в коем случае не повторяйте их в другое время. Если вы не укладывайтесь в эти временные рамки, если вам хочется повторить ритуал еще раз, после того как прошел установленный час, резко прекращайте его и в течении всего дня, до следующего «ритуального времени» ни под каким предлогом не повторяйте его.

7) После того, как вы сможете «загнать» ритуал в определенные временные рамки, откажитесь от него. Возможно, вам будет сложно использовать стратегию с временными рамками, и вы решите сразу отказаться от ритуала. В этом случае, главное ни под каким предлогом не повторять ритуал.

Единственный способ избавится от ритуала — это полностью от него отказаться. Это похоже на технику лечения алкогольной зависимости, во время которой ни при каких обстоятельствах нельзя позволять себе употреблять алкоголь. Помните — если вы сорветесь один раз, все ваши усилия окажутся тщетными и компульсии начнутся с новой силой. Желание их повторять, которому вы хотите поддаться сейчас, тоже станет сильнее.

Вам будет казаться, что легче повторить ритуал и спокойно продолжить свои дела, чем терпеть сильное желание его повторить.Знайте, что если вы поддадитесь, вы не просто «спокойно продолжите свое дело». Желание повторять ритуалы будет возникать снова, и чем дальше, тем чаще.Помните, что легче перетерпеть это желание непродолжительное время, чем жить с ним в течении многих лет.

8) Ваше сознание будет постоянно находить причины, из-за которых вы должны повторять ритуалы.Игнорируйте их.

9) Возможно, после того, как вы откажетесь от ритуалов, действительно произойдет то, чего вы боитесь.К примеру, вы можете действительно забыть вымыть руки, если ваши ритуалы, от которых вы отказались, были связаны с гигиеническими вопросами.Не бойтесь этого. Это совершенно нормально, крайне маловероятно, что от этого могут быть серьезные последствия.

Или, к примеру, вы можете начать хуже воспринимать прочитанное после того, как откажетесь постоянно проверять номера страниц.Помните — что ритуалы, скорее всего, и стали причиной того, что ваше восприятие прочитанного ухудшилось. Со временем это пройдет, но если вы и дальше продолжите их повторять, это только усугубит проблему.

10) Через какое-то время — через несколько месяцев или, возможно, лет, у вас может снова возникнуть желание повторить старый ритуал.Если оно хоть отдаленно напоминает ощущение при обсессивно-компульсивном расстройстве, каким бы ни был предлог, ни в коем случае не повторяйте его, иначе может быть повторение обсессивно-компульсивного цикла. У меня по этой причине было три практически одинаковых компульсивных циклов с перепроверкой книжных страниц, от последствий одного из них я не могу избавится до сих пор.

10.1) Научитесь отделять обсессивные мысли и сомнения от обычных, свойственных вам сомнений. Один из главных признаков — это когда какие-то ваши сомнения через непродолжительный период времени кажутся вам глупыми и необоснованными, а потом возникают снова.Часто я сравниваю обсессии с вредоносными компьютерными программами, которых называют троянскими конями и которые можно принять за обычные полезные программы.Точно также обсессии часто кажутся нормальными мыслями. Поэтому иногда их не так то просто определить. Но это необходимо, чтобы от них избавится.

11) Если у вас возникают обсессии на религиозную тему, осознайте, что вы не виноваты в этих мыслях. И, какими бы богохульными они не казались, эти мысли — не больший грех, чем грипп, головная боль или расстройство желудка.

12) Не старайтесь подавить обсессии усилием воли. Это практически невозможно. Чем больше вы будете стараться их подавить, тем чаще они будут возникать. Иногда лучше наоборот сосредоточится на этих мыслях и убедится, что они не несут в себе никакой опасности.Единственное исключение — если эти мысли стали частью компульсий, к примеру, если мысленно вы перечисляете причины, по которым вы не можете ослепнуть, если вы сильно этого боитесь — в таком случае сами обсессии превращаются в «мысленный» ритуал.В этом случае останавливайте подобные мысли еще до того, как сможете сформулировать их и сосредоточится на них.

13) Если вам сложно справится с ОКР самостоятельно, обратитесь к специалисту.

14) Если у вас впереди важное мероприятие, на котором у вас может возникнуть паническая атака, связанная с ОКР, не убеждайте себя, что вы сможете «справится с этим усилием воли». В подавляющем большинстве случаев это не так. Постарайтесь разработать план и понять, что вы будете делать в случае панической атаки либо примите сильное успокоительное.

15) Если для того, чтобы избавится от навязчивых мыслей или желаний повторять определенный ритуал, вам захочется нанести себе самоповреждающее поведение, подавляйте это желание (иногда оно может быть очень сильным) либо замените опасный способ отвлечься на более безобидный. К примеру, вместо того, чтобы ударится головой об крышку стола, можно ударить себя по руке надетой на нее резинкой.

16) Если вам помогает справится с ОКР определенный человек (многократно отвечает на ваши вопросы, проверяет то, что вам надо проверить, слушает и опровергает ваши сомнения и т. п.) постепенно учитесь справляться с ОКР без него. Иначе что вы будете делать, если его не будет рядом на протяжении долгого времени?

17) Не стесняйтесь объяснять причину своего поведения близким людям, особенно людям, с которыми вы живете в одном доме и тем, с кем вы часто взаимодействуйте. Если, конечно, это не грозит вам увольнением или другими подобными проблемами.Если этот человек — ваш будущий супруг/супруга или просто знакомый, с которым вы собираетесь вместе жить, это будет хорошей проверкой его надежности и поможет избежать большого количества проблем в будущем. Потому что, очень вероятно, что это не последний ваш обсессивно-компульсивный цикл, и, на собственном опыте я могу сказать, что такие циклы редко остаются незамеченными.

18) Особенно важно объяснить человеку, с которым вы часто общаетесь, что с вами происходит, если ритуалы занимают большую часть вашего времени и становятся заметными, и/или если из-за них вы становитесь раздражительными и/или если они как-то связаны с общением (например, сильное желание задавать человеку одни и те же либо похожие вопросы, чтобы убедится, что он не изменил своего мнения).

Подобное поведение очень часто раздражает людей, и часто причина в том, что они его не понимают и им может просто показаться, что человек над ними издевается.

19) Если вам сложно рассказать другому человеку про ОКР устно, воспользуйтесь альтернативными способами коммуникации, даже если обычно вы их не используете. Скорее всего вашзнакомый поймет, что для вас это очень тяжелая тема, на которую вам сложно говорить.Вы также можете написать вашему знакомому электронное либо обычное письмо, в котором подробно объясните ситуацию. Именно таким способом я рассказала об ОКР своей матери.Если же вы думаете, что человек не будет читать то, что вы ему написали, вы можете выучить письмо наизусть а потом пересказать ему, предварительно попросив его вас не перебивать.Вы можете также распечатать для него данные об ОКР, чтобы он смог лучше понять вашу проблему.

20) Помните, что обсессивно-компульсивные циклы могут повторяться, и, возможно, ОКР останется с вами до конца вашей жизни. Вы не сможете его вылечить. Но вы сможете научится жить с ним.Если вы справились с одним обсессивно-компульсивным циклом, вы уже знаете, как это делается, и этот опыт может помочь вам в будущем. Учитывайте его и учитесь на своих ошибках. Вы лучше других знаете, какие методы преодоления ОКР подходят именно вам.

Многие из нас прекрасно понимают, что обилие игрушек вредит ребёнку, но, тем не менее, почти в каждом доме их несметное количество . Я тоже попадаюсь в эту ловушку - встречая выгодную акцию на развивающую игрушку, а тем более-детскую книжку, глаза загораются и сразу хочется все купить.

Но, если задуматься, это представляет собой тот же шопоголизм, только под прикрытием материнского инстинкта, особенно если ребёнок первый и долгожданный.

То есть, перед нами сразу несколько проблем:

  1. Необдуманное потребление . Может быть, это, действительно, зависимость-покупать вс больше и больше, все лучше и лучше, невзирая на то, сколько ребёнок проводит времени с этим предметом.
  2. Если мыслить глобально - серьезный вред экологии . Представляете, сколько сотен лет потребуется на разложение пластика?
  3. Вред ребёнку . Да-да, и это, пожалуй, главный аргумент для родителей. По мнению нейрофизиологов - обилие игрушек истощает нервную систему ребёнка. Такое многообразие зрительных образов формирует у него поведение, когда он не умеет сосредотачиваться и концентрироваться. Согласитесь, сейчас с такими проблемами сталкиваются многие родители. Необходимо использовать только те игрушки, которые подходят для ролевых игр. И для малышей до трёх лет должно быть в доступе 3-5 игрушек, остальные нужно прятать и периодически менять.
  • Конечно, осознанно подходить к покупкам. Я задаю себе вопрос, как часто ребёнок играл с последней купленной игрушкой ? Обычно с новой игрушкой сын играет активно, через неделю он про нее забывает. Поэтому я стараюсь прятать игрушки на месяц, потом доставать и ставить коробку, когда мне нужно его отвлечь. Разложила в 4-5 небольших коробочек, которые меняю периодически.
  • Второе-просить друзей и родственников не "забрасывать" подарками ребенка, пусть ребенок радуется приходу человека, а не подарку.
  • Третье-стараюсь без жалости сортировать игрушки и давать ненужным вторую жизнь.

Что-то отдаю друзьям, совсем малышковские отдала в ближайший садик для яслей и группы кратковременного пребывания. Мне сказали, что запретов для садов нет, и многие принимают игрушки б/у.

Но существует еще множество фондов и благотворительных организаций . В прошлом году я промониторила фонды, которые принимают б/у игрушки. Ну и, конечно, же одежду в хорошем состоянии.

Поэтому можно с пользой провести расхламление детских комнат и помочь действительно тем, кто в этом нуждается. У нас много детей-отказников, беременных мам в кризисном положении, да и просто малообеспеченных семей.

Обычно маленькие дети - это хаос и беспорядок. Но в жизни почти каждого ребенка наступает момент, когда он начинает почти одержимо все расставлять и организовывать: ряды машинок, выстроенные солдатики, мягкие игрушки, сидящие плечом к плечу. Дети могут заниматься этим часами.


Почему и зачем они дети это делают?

Говорит ли это о возможности аутизма или какого-то расстройства? Определение истины может оказаться сложным и, как родители, мы часто беспокоимся больше, чем нужно. Между статьями, в которых подчеркнуто утверждается, что это явный признак аутизма, встречаются и замечания, что это совершенно нормальное поведение. Как же разобраться?

Для некоторых детей выстраивание игрушек и упорядочивание вещей может быть веселой игрой. Это способ увидеть, как их действия влияют на окружающий мир. Это дает ребенку чувство контроля и власти над своим окружением. Всего несколько месяцев назад они могли лишь ползать и делали первые шаги, а теперь получают возможность сделать что-то по-своему.

А вот если организация и выстраивание игрушек навязчивы и привычны, повторяются постоянно, изо дня в день, это должно вас насторожить.

Игра - это способ изучения окружающей среды, и если выстраивание и расположение игрушек ограничивает ребенка от игры с новыми вещами, это должно вызвать беспокойство.


Большинство детей будут так или иначе упорядочивать свои игрушки во время игр, но если это основная часть игры, повторяющаяся изо дня в день, это является поводом для беспокойства.

Когда речь идет о детях, главное - осторожность. Не нужно делать поспешных выводов. Но если у вас возникают вопросы и сомнения, вы думаете, что ребенок "зациклился" и это поведение становится единственным видом игры, проконсультируйтесь с педиатром. Желание выстроить игрушки или расположить их в определенном порядке является очень распространенным аспектом у детей с аутизмом. И ключевым моментом успеха развития таких детей является как можно более раннее вмешательство.

Несмотря на опасения, сортировка оказывается необходимым навыком, когда малыши начинают посещать сад или школу. Сортировка и организация являются необходимыми навыками, так что их нужно развивать.


Организация и сортировка являются основополагающими математическими навыками. Сортировка обучает чувству счета, анализу объектов. А обучение аналитическим навыкам в раннем возрасте готовит детей к начальной школе.

Практика организации и выстраивания хороша также как средство обучения цветам, размерам, формам и узорам.

Ежедневные действия (сортировка игрушек, карандашей, счетного материала, цветных камешков, пуговиц, белья для стирки. ) могут превратить естественное желание ребенка к организованности в учебное упражнение.


Организация важна и в повседневной жизни. Когда дети становятся старше, это очень помогает с организацией учебных материалов, рюкзаков. Это отличные исполнительные функциональные навыки, которые могут помочь лучше подготовиться к школе, домашним делам, а затем и к работе.


Ему 2,6. Не говорит. Наблюдаемся у Шароновой. Она ничего страшного особо не видит. В последнее время начал машинки в ряд выставлять. Иногда друг за другом близко. Рассматривает их. Потом крушит этот ряд. Я и так из-за речи паникую. Сейчас еще это. Стоит переживать? Или это момент игры?


Моя дочь тоже выстраивает иногда, 2 года, говорит все с 1.9, никаких претензий ни у одного врача. Так что не паникуйте. Делает ряды просто, иногда по цвету, играет так, объясняет мне для чего.





У нас тоже сын выставлял машинки друг за другом в несколько рядов. Говорил -пробка на дороге. :smile: Нормальный у вас ребенок, играет он просто. Скоро заговорит, не переживайте.





Было такое в 2,5 года. Доходило до того, что зубные щетки из ванной забирала и тоже в ряд. Карандаши, игрушки все в ряд выкладывала. Сейчас 4,5 года все отлично, никакого аутизма. На счет речи - до 3 не говорила, но мы лечили ЗРР. Сейчас поет во всю, сказки пересказывает, стихи читает.






Сыну 5 лет, выстраивает машинки в ряд, при этом озвучивает все звуки дорожной пробки)) никаких диагнозов, здоровый, активный, в садике с 2 лет. Задержка речи была в 3 года, лечились, сейчас все в порядке. А вы откуда узнали про этот признак аутизма?




Моя сестра до трех лет молчала. Вообще ни слова. А потом резко начала болтать. В четыре все буквы знала. В пять с половиной читала уже. Школу закончила с золотой медалью.


Нет конечно. Это один. из маркеров. Мое чадо строило в год поезда из кубиков, с 4 до 6 -пробки из машин. Неврология - имеет место быть, да. Но точно также играл абсолютно здоровый неврологически сын подруги.
Я, нейротипичная девочка, пересчитывала предметы (узнаете признак, ага?). До 2,5 лет молчала как рыба (дай, нет, да, мама-папа-баба). В 3 шпарила предложениями и ..родители с тоской вспоминали время, когда я молчала. Ибо фонтан было не заткнуть :help:



У меня дочка любит выстраивать все мелкие предметы по цветам, карандаши, детали лего. Развита по возрасту, по речи отставала, но в садике разговорилась, после 2,5.



Вот я тоже надеюсь на садик. Так как в окружении нет детей его возраста. Обычно со мной и папой проводит время



у нас сын так. Молчал до 2,5. Потом заговорил. В 4 нас спрашивали - он когда нибудь замолкает. В 14 говорит односложными фразами. Интересно - когда опять он начнет молотить языком :gy:


брат до 5 не говорил, целыми днями машинки в ряд выставлял.ниче, вырос вон, в школе учился на отлично, универ закончил. Никаких отклонений.


М.б. уже начал? но не с вами :wink: в таких случаях следующей может быть речь на тему: Мама я женюсь. Как догадалась она тебе сразу не понравилась?Мама, она такая :give_rose: Женюсь, говорю! и точка"


Мой старший ,пока маленький был, только маленькими машинками играл. Даже фото есть, как они в ряд выстроены. Даже мыслей не было, что это проблема. А вот что не говорит, так с младшим я жалела, что слушала невролога, что заговорит, что физически развит хорошо и не может быть, чтобы во всех направлениях одновременно был развит. С логопедами потом столько бились.


Сын тоже любит упорядочивать машинки, фигурки зверей друг за другом выставляет. Я так тоже в детстве делала.
Парню 2,5. Болтает без умолку, поет песни, рассказывает стихи, танцует. Так что просто нравится так ему играть. Ничего страшного.

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.




Выпускник Высшей школы экономики, журналист. Сейчас изучает политологию в Центрально-Европейском университете


Интересное на «Меле»:


Блоги

Когда семья с 2 детьми может считаться многодетной и другие вопросы о льготах и выплатах в 2022 году


Блоги

4 совета тем, кто плохо сдал ЕГЭ: как теперь попасть в желаемый вуз или на нужный факультет


Партнёрский материал

Кто такой генерал Гавс? Тест: поймете ли вы ребёнка, который пишет вам в личку


Советы

«Я же вам добра желаю!». Почему мы злимся на бабушек и как перестать это делать



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Читайте также: