Федосеевская игрушка доклад для 3 класса

Обновлено: 10.05.2024

Деревянная федосеевская игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В деревне Федосеево, что в 10 км от г. Семёнова, к концу XIX - началу XX веков сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, но лихим и ярким растительным орнаментом.

Федосеевская деревянная игрушка получила название "щепьё", т. е. изделия из "щепы" (тоненьких дощечек) и отличалась удивительным типологическим разнообразием при своеобразной модульности элементов. Из тё санных дощечек разной конфигурации изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки, как в нижегородском, так и в других регионах России.

Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Ход работы.

За образец федосеевской народной поделки я взяла кукольную мебель из фанеры.

В магазине я приобрела заготовки:

- стол и два стула для кукольной комнаты;

- книгу с описанием и иллюстрациями работы;

- краски, кисти, лак.

По эскизам из книги простым карандашом нанесла рисунки на стол и стулья. Далее, красками разрисовала игрушки в цвет, и покрыла лаком.

Изготовляя данные игрушки я хотела украсить кукольную комнату в своей группе и доставить девочкам радость от игры в куклы, а, рассказывая им о ходе своей работы, старалась привить им уважение к труду и любовь к творчеству.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, желтый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект занятия по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Цель: Формирование у детей первичного.

Конспект занятия «Спички детям не игрушка» Тема: Спички детям не игрушка. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-взрослых отношений,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Любимая игрушка» Любимая игрушка Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию ЦЕЛЬ :. Создание условий для привлечения.

Конспект занятия по развитию речи «Моя любимая игрушка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 3 Конспект занятия по развитию речи Тема:«Моя любимая.

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка»

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка» Рисование: «Дымковкая игрушка» Задачи: 1 развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные техники рисования.

Птица счастья

Птица счастья – это игрушка, выполненная из дерева, в виде птички. Еще ее называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она символ семейного счастья и благополучия.

Место происхождения резного, деревянного промысла – территория Архангельской губернии, в состав которой в 20 веке входили земли современных Мурманской, Архангельской областей, некоторые районы республики Карелия и Ненецкого автономного округа (Поморье). Историки в своих работах упоминали, что в 19 веке деревянная птичка, подвешенная к потолку, была обязательной деталью любого дома. Такие игрушки изготавливали поморские жители и мурманские ремесленники. Детям будет интересно послушать древнюю легенду о том, как появилась птица счастья. Однажды морозной зимой, примерно 300 лет назад, в одной деревне Архангельской губернии от болезни умирал маленький мальчик. Родители отчаялись вылечить своего сына, т.к. никакие лекарства и лечебные травы не помогали, а врачи и знахари были бессильны. Папа мальчишки «щепил лучину» когда сын спросил его: «Папа, а когда придет весна?». На что отец ответил: «Когда прилетят птички, так и наступит весна». «Вот когда прилетят птички, тогда и я пойду на поправку» – сказал мальчик и крепко уснул, измотанный болезнью. И тогда у отца возникла идея – вырезать птичку из дерева. Сразу же он принялся за работу: вырубил туловище птицы и тонкие деревянные перышки, которые собрались в пышное оперение. Дивную птицу было решено повесить над кроваткой больного ребенка. На удивление, мальчик пошел на поправку, ежедневно наблюдая полет пышноперой птицы, разглядывая тени, которые она отбрасывала своими резными крыльями – не иначе, как чудо! С тех пор, птицу счастья подвешивают над колыбелькой: пусть кроха любуется прекрасным узором, а птица размахом своих крыльев будет защищать малыша от бед и несчастий. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок», много раз в своих произведениях автор заостряет свое внимание на необычном украшении домов поморских жителей. Поморский старообрядческий голубь – это элемент этнических и религиозных верований поморских народов. Птицу счастья, как семейный оберег подвешивали в красном углу деревянной комнаты, рядом с обеденным столом. По вечерам, когда семья собиралась вместе за ужином, на стол ставили большой самовар, от горячего пара резная птица начинала медленно кружиться вокруг своей оси, как будто «осматривая свои владения».

Описание игрушки

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Каждое перышко вырезается тонким лепестком и изгибается специальным образом. Процесс тонкого отделения слоев – самая ответственная и сложная операция при создании птицы. Брусочки соединяются между собой, а потом мастер «распускает» перья крыльев и хвоста. Перышки соединяются между собой нитями. Мастера, пытаясь продемонстрировать истинную красоту дерева, подбирают текстуру древесного слоя под оперение птички, выделяя форму туловища, головы и хвостика. Мифическую птицу счастья не окрашивают красками и не покрывают лаком преднамеренно, считается, что только настоящее, живое дерево положительно влияет на человека. По прошествии времени деревянная птичка приобретает бронзовый оттенок. Такая необычная игрушка прекрасно впишется в интерьер любого современного дома, особенно эффектно будет выглядеть полет птицы счастья, если ее традиционно подвесить рядом с источником света. Лучи от лампы будут проходить сквозь тонкий и резной узор крылышек, создавая необычные тени.

Как играть?

Сегодня благодаря Интернету и большому количеству учебной литературы попробовать себя в этом древнем промысле может любой желающий. Подробные мастер-классы и детальное описание процесса изготовления необычной игрушки помогут Вам своими руками создать настоящий шедевр. Единственное, обработка и обпил дерева требует знаний, сноровки и умения пользоваться ножом. Поэтому такой процесс не стоит доверять детям. Приступать к такому виду творчества можно не ранее 7-ми лет под обязательным присмотром взрослым. А вот раскрасить тонкие перышки яркими красками могут даже самые маленькие члены семьи. Для творчества подойдут любые краски: обычная гуашь или яркие и более стойкие акриловые краски.

Плюсы и минусы

Вместе с малышами можно попробовать изготовить птицу счастья в технике оригами из обычной бумаги и с возможным использованием бумагопластики (использование гофрирования для оформления крыльев, хвоста и хохолка). Таким образом, следуя инструкциям и схемам, дети самостоятельно смогут изготовить красивый и необычный оберег в виде птицы счастья. Такая поделка принесет удачу в дом, прогонит злых духов, будет оберегать семью от бед и радовать всех членов семьи своим видом. Словно Жар-птица из русских сказок, необычная щепная птичка защищает людей и помогает решить проблемы.

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Откуда сам мастер Яков Александров взял идею такого дела, никто уже и не вспомнит.

Суть мастерства

Сами по себе игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, попросту сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками.

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Талантливый игрушечник Л. В. Котиков мастерил «потешки с секретом», его игрушки с незамысловатой механикой, с колесной передачей, вызывали удивление, персонажи на каруселях и каталках двигались, кружились, стучали, трещали.

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки

Жбанниковская (городецкая) глиняная игрушка.


Родившись в Городецком районе, Нижегородской области название свое игрушка получила от деревни Жбанниково, хотя делали ее и в близлежащих деревнях – Роймино, Проскурино, Рыжухино, Смиркино, Старцево, Язвицы, Щадрино. Согласно археологическим данным, она датируется 13-м веком. Жбанниковская игрушка - это игрушка-свистулька, имеет три опоры - две небольшие кругленькие ножки и 3-й опорой является свисток. Была и 4-х опорная игрушка – конь на 4-х ногах, воплощал его Сироткин Степан Григорьевич.

Образы свистулек как простые - архаичные, зооморфные – баран, конь, олень, лось, бык, петух, так и более сложные, мифологические и антропоморфные – птица Сирин, полкан, воин, всадник с солдатом, гармонист. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный инструмент. Делается полость, затем вытягивается глина для свистка, и залепляется – получается полая внутри основа для игрушки. Определяется в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно не нажимая на нутро, тянется глина наверх, и из получившегося кусочка глины уже вылепливаются голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе - от свистка через первое отверстие. Мастера говорят, « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала». Изделие сохнет и, как и всякая вещь из глины, работа требует обжига. В деревнях использовали печи, или копали яму и делали костер.

Роспись игрушки довольно простая, но самобытная. Сначала одним цветом выполняется фон, а затем сверху тычками из поролона или ватной палочки наносится полоски разных цветов. Одна цветовая полоса под другой – два, три, четыре цвета может быть на одной игрушке. Во время расцвета городецкой, хохломской росписи, на игрушку наносился и городецкий узор, и хохломские золотые кудри. Краски использовали масляные, и в завершении, игрушку покрывали лаком. Сейчас используют темперу, однако по сложившейся традиции, наносят сверху лаковое покрытие.

О свистульках из деревни Жбанниково, о лепных коньках, птичках, оленях и барашках мастеров Белова и Потатуева писал краевед Д. В. Прокопьев, отмечая своеобразие форм и узоров изделий. Геннадий Блинов упоминает мастера-дудочника, работавшего еще до первой мировой войны, Василия Дудкина, возможно, принадлежавшего к династии игрушечников. Автор также отмечает архаическую оригинальность и консервативность формы городецко-жбанниковских свистулек. Силуэт городецких дудок вписывается в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов. При этом туловище любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы, – замечает Блинов. Говоря о творчестве старейшего мастера Лариона Трифоновича Потатуева (1912–1941), чьи работы хорошо представлены в ХПМИ Сергиева Посада и в Московском музее народного искусства, Блинов отмечает зависимость этого мастера от городских образцов, от оловянных солдатиков, фарфоровых статуэток птиц и животных, но вместе с тем подчеркивает, что в большинстве изделий мастер работает в народной традиции, обогащая ее жанровыми сценками с людьми и животными.

В фондах НГИАМЗ и в экспозиции МИХП НО нижегородская керамическая игрушка представлена как поливными одноцветными образцами Балахны, так и однотонными и разноцветными керамическими изделиями Городецкого района. В музеях Городца находятся богатые коллекции свистулек из деревни Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. В Приузолье мастера лепили такие традиционные поделки, как свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей. Как и в изделиях из дерева, в глиняных свистульках сливались черты древней игрушки и современная ее интерпретация тем или иным мастером. Сам материал, глина, казалось бы, позволял более, чем дерево, оригинальничать, но мастера придерживались старых традиций, поэтому в изображении животных присутствует некая сказочная архаичность и они воспринимаются героями русской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления, обожествленного и мифологизированного. Конь-свистулька ассоциируется с Хорсом, не случайно он часто красился в красный цвет, а также с Перуном и Даждьбогом. Козлик, баран или медведь заставляют вспомнить мифологический образ древнейшего бога Велеса, курица ассоциируется с Макошью, петух – с Дивом, олень – с Родом. Лепили мастера фантастических птиц – сирина, алконоста – и животных, полуконей-полулюдей – полканов. Мифологические корни игрушки скорее интуитивно ощущались, чем осознавались мастерами, что не делает образы менее привлекательными, и спрос на свистульки всегда был велик.

Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась эмалиевыми красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета с золочением рогов у парнокопытных и гребешков у петушков, а также с нанесением характерного украшения губкой или штампиком, сделанным из ткани, или расписывалась городецким узором.

Неизвестно точное время возникновения промысла свистулек в деревне Жбанниково Городецкого района. При археологических раскопках в Городце были найдены подобные изделия, и их отнесли к XIII веку. В начале XX столетия такие свистульки лепили не только в Жбанникове, но и в деревнях Проскурино, Шадрино и Роймино. В 1930-х годах жбанниковская свистулька получила широкую известность. Впоследствии мастеров, изготовлявших эту продукцию, становилось все меньше и меньше. Особенно ценились в свое время свистульки Степана Григорьевича Сироткина, по его стопам пошла и дочь, Валяева Марфа Степановна, мастерица из деревни Шадрино. Мастер Вадим Николаевич Жарков научился свистулечному ремеслу от своей родственницы М. С. Валяевой – так от одного к другому передаются вековые секреты и не угасает древний промысел. Шадринские ребята тоже взялись изучать и осваивать мастерство изготовления глиняных игрушек. Ведь свистульки – не просто баловство и забава. Как считали в древности, свист отгоняет нечистую силу, а добрых духов приманивает. Не случайно праздники весенние не только песнями и танцами, но и соревнованиями свистулечников славились. Эти поделки можно отнести к духовым музыкальным инструментам, игра на которых способствует ритмизации дыхания и развивает легкие.

В совершенстве владеет секретами этого дела Прасковья Степановна Тимофеева, которая создала у себя дома своеобразный музей жбанниковской свистульки и чьи произведения находятся в самых престижных музеях России и частных коллекциях. Медали ВДНХ, многочисленные дипломы за участие во всероссийских и всесоюзных выставках народного творчества, членство в Союзе художников России – свидетельства признания ее таланта и преданности любимому делу. Родилась Прасковья Степановна в 1925 году в деревне Жбанниково Нижегородской губернии и мастерство изготовления свистулек освоила, как это часто и бывает в народном искусстве, глядя на работу старших мастеров. Она училась их делать, прежде всего, у отца, за его работой глядючи. Сама научила лепить игрушки сына, дочь, а теперь – и внуков. Живя в поселке Первомайске, занимается с местными ребятишками, которым передает секреты своего мастерства.

П. С. Тимофеева, являясь потомственной игрушечницей, бережно относится к традиции, и в то же время она привносит в изделия свое видение образов. Так, оленей Прасковьи Тимофеевой легко отличить от оленей Разгуловой Анны из деревни Роймино. Птицы Алконост, Сирин и Феникс, сладкоголосый Гамаюн в интерпретации Тимофеевой имеют не только фантастический характер, но и наивную прелесть народных образов. Занимательны сюжетные фигурки, выполненные Тимофеевой – это разнообразные всадники: гусары и пехотинцы, римские воины и красноармейцы, гармонисты на оленях и бабы на козлах и конях. П. С. Тимофеева является членом Союза художников России. Она участник многих региональных, областных и международных выставок, дипломант многих всероссийских выставок произведений народных мастеров. Ее сын, Константин Фомич Тимофеев, – также мастер игрушки. Воин со щитом, воин 1812 года, всадник на олене, казак, гармонист и офицер-кентавр – образы, имеющие много общего со свистульками Прасковьи Степановны, и вместе с тем отличающиеся своей изюминкой. Лепит игрушки и дочь Прасковьи Степановны Анна, внуки Михаил и Евгений, которые часто осовременивают образы: мышь с сыром и утенок-макряк с долларом напоминают персонажей из мультипликационных фильмов, хотя традиционные черты в них также прослеживается. Особенно эффектно смотрится белый дракон с типичной городецкой росписью Евгения Тимофеева. Образ совсем не страшный, а сказочно нарядный и веселый.

Еще одна старейшая мастерица, Анна Дмитриевна Разгулова, часто обращается к маленьким игрушкам, к пигалам - пигалицам, которые представляют собой разноцветный глиняный зверинец: розовые кони, красные собачки, желтые, зеленые и синие бараны, с разрисованными точками боками. Геннадий Разгулов, сын Анны Дмитриевны, чаще всего делает черных зверьков и животных с росписью. Другая игрушечница, Валяева Марфа Степановна, предпочитает оранжевый и коричневый цвета, а ее дочь – роспись по черному фону.

Из современных городецких мастеров активно с белым фоном и яркой раскраской работает Елена Акимовна Рябинина. А Вадим Николаевич Жарков из деревни Старцево предпочитает контрастные сочетания красного с черным – олень – или черного с желтым – петух, – или совсем неожиданное цветовое решение: собачки черного цвета с голубым и желтым оформлением.

Сейчас игрушкой занимаются как потомственные мастера, так и ценители народного промысла. Изготовляют как традиционную свистульку, так и на основе свистка-дудки авторскую игрушку.

Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы явно восходят к древнейшим прототипам, но воспринимаются по-современному остро и свежо. Художественную выразительность свистулек усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка – в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Городца растительный узор. Темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и серебрениемалюминиевым порошком в некоторых случаях создают эффектное декоративное чудо на форме в виде пирамиды с разнообразными головами.

В жбанниковской игрушке особенно хорошо просматривается фолк-дизайнерская основа, когда незначительная модификация базовой формы и орнаментики дает массу вариантов оригинальных изделий. Неважно, что в природе не бывает такой формы и цвета коней, лосей и лисичек, коровок и оленей, петушков и курочек, уточек и гусачков; главное, что их можно вылепить из влажной глины, обжечь в печи, разукрасить в самые разные цвета и создать праздник – свистопляску с игрой на жбанниковских свистульках. Жбанниковские дудошники – так называют народных мастеров свистульки на местном наречии – еще не перевелись, живет эта игрушка, радуя детей и взрослых.

Разработчики: старший воспитатель Митрофанова О. Л.

Музыкальный руководитель Киселёва И. Б.

Педагоги:Севастьянова А. П.

г. Семёнов 2012 год

Проект «Федосеевская игрушка - улыбка детства»

1 этап. Целеполагание.

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство - это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально –психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности.

Особое место среди изделий народного искусства принадлежит

игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является знакомство детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства. Особое значение в работе по приобщению детей к народному искусству принадлежит федосеевской деревянной игрушке.

Федосеевская деревянная игрушка.

Можно считать, что появление игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Деревянная игрушка была изготовлена в 18 веке. Об этом можно судить из сохранившихся записей дворцовых расходов: «для детей Петра 1 куплено в Москве на торгу разных игрушек…3 коровы. 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, город с солдатами.». Город Семёнов стал центром выделки деревянных игрушек к концу 19 века. Искусство семёновской народной игрушки, возникшее на ремесленной основе выделялось исполнительным разнообразием форм, развивалось законами и традициями края, его обычаев нравов.

Эстетическую и педагогическую ценность федосеевской игрушки трудно передать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в неё так много что всё время возникает ощущение чего – то недосказанного. Отметим самое главное.

Федосеевская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из осины, сосны, липы. А весь инструмент – топор и нож.

Федосеевская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Когда ребёнок начнёт терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней.

Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней, и будет кормить курочек и петушка, катать на лошадке игрушки. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность поэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребёнка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребёнка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде транспорта, домашних животных, он овладевает приёмами приведения игрушек в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.

С возрастом интерес ребёнка к действиям с федосеевской игрушкой снижается, но её эстетическое воздействие сохраняется. Игрушка становится важной частью предметно – развивающей среды ребёнка - она украшает быт, идейно – эмоционально организует его: учит ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Цель проекта.

Приобщение детей к традициям родного края, расширению кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой, интеграции разных образовательных областей: коммуникации,

познания, художественного творчества, музыки.

1. Обеспечить сотрудничество педагогов детского сада, сотрудников историко – краеведческого музея, мастеров по изготовлению и росписи федосеевских игрушек.

2. Повысить качество информационного просвещения родителей.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей при встрече с федосеевскими игрушками.

4. Развивать технические навыки и умения декоративного рисования и аппликации воспитанников.

5. Закреплять знания детей об игрушке, используя дидактические игры.

6. Интеграция при ознакомлении с федосеевскими игрушками разных видов деятельности: познание,, художественное творчество, музыка, социализация, речевая.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

• Сформируется коллектив единомышленников среди педагогов и социума по знакомству детей с федосеевской игрушкой.

• Коллекция детского сада пополнится новыми игрушками : колыбель, лошадка с тележкой, новые виды самолётов.

• Интерес родителей к проблеме сохранения народных традиций и декоративного прикладного творчества.

• Расширятся знания детей о федосеевской игрушке.

Разработка проекта.

• Подбор литературы и рисование шаблонов с изображением игрушек.

• Довести до сведения родителей о важности этой темы.

• Составление плана работы с педагогами, детьми, социумом.

Выполнение проекта.

Исходя из задач, мы наметили следующие формы работы:

1. Экскурсия педагогов в музей «Золотая Хохлома»

2. Мастер – класс для педагогов по росписи федосеевских игрушек художницей Вагановой Е. А.

3. Проведение родительских собраний.

4. Экскурсия детей старшей группы в историко – краеведческий музей с мастер – классом по росписи федосеевских игрушек.

5. Приглашение мастера по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёва Н. С. в детский сад.

6. Изготовление игр для воспитанников по данной теме.

7. Составление конспектов организованной образовательной деятельности в группах.

8. Подбор физкультминуток, потешек, стихотворений.

9. Организация выставки детских работ «Федосеевские балясы».

10. Изготовление альбомов в группах с разными видами игрушек.

11. Приобретение новых игрушек : самолёты, кровать, колыбель, лошадка с повозкой.

12. Проведение экспериментов с деревом.

Презентация проекта.

• Выставка рисунков детей «Федосеевские балясы».

• Проведение организованной образовательной

деятельности в группах.

1 младшая группа: комбинированная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Кораблик» педагог Севастьянова А. П.

1 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Сломались колёса у машин» педагог Рогова Т. П.

1 младшая группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к федосеевским игрушкам» педагог Логинова Л. С.

2 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по коммуникации и художественному творчеству «Подарок для Машеньки»

педагог Зеленкова Т. А.

2 младшая группа: организованная образовательная деятельность по коммуникации «Подарки бабушки Забавушки» педагог Потехина И. В.

Средняя группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к нам пришли игрушки» педагог Полевая Е. В.

Старшая группа : организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Рисунки на выставку» педагог Поднозова Т. И.

Подготовительная группа : организованная образовательная деятельность по познанию «прошлое и настоящее федосеевской игрушеки» педагог Куфтырёва В. П.

Срок выполнения проекта : 1 сентября 2011г. - 15 апреля 2012 г.

Участники проекта : педагоги детского сада, дети, экскурсовод историко – краеведческого музея Жаринова А. С. мастер по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёв Н. С. художница Ваганова Е. А.

Описание реализации проекта.

Был разработан проект, в котором приняли все педагоги дошкольного учреждения.

На групповых родительских собраниях мы старались донести до родителей значимость возрождения федосеевской игрушки.

Показывали достижения детей в художественном творчестве, организованную образовательную деятельность на видео, приглашали родителей посмотреть на детей во время организованной образовательной деятельности, просили приобретать для детей такие игрушки, посещать с детьми историко - художественный музей. Вместе с педагогами посетили музей «Золотая хохлома». Художница Ваганова Е. А. провела для воспитателей мастер – класс по росписи федосеевской игрушки. Во время подготовки к организованной образовательной деятельности педагогами были подобраны физкультминутки, потешки, изготовлены дидактические игры, альбомы с образцами федосеевских игрушек.

Все конспекты мы составляем совместно с педагогами, потому что эта тема ещё не разработана.

Дети старшей группы посетили историко – художественный музей с мастер – классом по росписи игрушек из деревни Федосеево.

Педагоги старались отразить работу ознакомлению с федосеевской игрушкой в разных видах деятельности, интегрируя разные образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыку. Музыкальный руководитель Киселёва И. Б. подбирала музыкальное сопровождение.

В подготовительную группу был приглашён мастер Муравьёв Н. С. Он рассказал и показал детям, как мастерит свои игрушки. Дети смогли рассмотреть инструменты, подержать их в руках, задать свои вопросы.

Презентацией проекта было проведение организованной образовательной деятельности в 8 группах детского сада.

Мы верим, что наша работа с детьми, останется в умах и сердцах наших воспитанников. И кто – из них продолжит

возрождать забытое ремесло федосеевских мастеров по изготовлению игрушек – забав.

Проект «Федосеевская игрушка — улыбка детства»

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Читайте также: