Филимоновская игрушка курочка с цыплятами

Обновлено: 17.05.2024

формировать умение рисовать узоры на объёмных заготовках (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Творческая задача:

создавать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

Техническая задача:

закрепить умение наносить узоры тычками; закрепить приёмы работы кистью.

Воспитательно-эстетическая задача:

закрепить представления детей о многообразие игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветосочетаниями.

Коррекционная задача:

развивать мелкую моторику руки, внимание и восприятие.

Подготовка к занятию:

Подготовка воспитателя:

подобрала и оформила конспект, изготовила образец, подобрала наглядность.

Предварительная работа:

рассматривание филимоновских игрушек; лепка из солёного теста «Курочка»; оформление мини – музея группы. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа «Волшебные руки народного мастера». Игры – развлечения с народными игрушками. Декоративное рисование на плоскостной фигуре «Всадник». Заучивание стихов.

Материалы и оборудование:

1. У воспитателя: иллюстрации филимоновских игрушек (лиса с курицей, корова с кувшином, олень, курица); таблицы с элементами филимоновской росписи; гуашь, тычки, кисти, стакан с водой, подставка под кисть, магнитофон.

2. У детей: гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов; тычки, кисти, подставка под кисти, стаканы с водой, салфетки бумажные и влажные, объёмные модели филимоновской курицы.

Организация детей: подгрупповое занятие.

Логика образовательной деятельности:

I часть. Вступительная.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель в русском народном костюме с детьми входит в группу.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла игрушка. А вот какая это игрушка? Отгадайте-ка ребятки!

Ой, свистулечка какая, курочка полосатая!

Необычная, смешная и чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку. Ты откуда, курочка?

Курочка свистит моя: Филимоновская я!

Воспитатель: вы догадались, кто пришёл к нам в гости? (Курочка). Правильно, это курочка. А кто помнит как она называется? (Филимоновская). Правильно, на прошлом занятии мы с вами учились лепить курочек из солёного теста, а сегодня будем украшать их.

Ребята, а какими узорами расписана курочка? (полоски, точки, круги, овалы).

Ребята, посмотрите, курочка пришла не одна, а семейкой (раздача детям фигурки Филимоновской курочки, но чего-то им не хватает? (Они белые).

Воспитатель: Совершенно верно, фигурки белые, без узора. Давайте мы с вами, как настоящие филимоновские мастера распишем наших курочек, чтобы они были нарядные и красивые.

Дети с воспитателем проходят за столы.

Воспитатель: ребята, есть много разных филимоновских игрушек - это лиса с курицей, корова с кувшином, олень.

А какие цвета использовали мастера, когда украшали игрушки? (Красный, жёлтый, зелёный.)

Показываю детям вариант оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы). Предлагаю детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки.

Правильно, молодцы. Ребята, прежде чем приступить к украшению наших курочек, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Малых деток потешает.

2 часть. Основная.

Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем мастерами. Посмотрите, у вас у каждого есть кисть и тычки. Как вы думаете, зачем вам тычки? (Чтобы нарисовать горох.) А кисти (Чтобы нарисовать полоски.) Вы всё знаете, поэтому как настоящие филимоновские мастера можете приступать к украшению своей курочки и я вместе с вами.

Дети рисуют под русскую народную музыку. Воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются в рисовании.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: Ребята, давайте поставим наших курочек на поднос. Посмотрите, какие у нас получились курочки яркие и красивые. Полина, какая курочка тебе больше всех понравилась? Почему? Ребята, каждая курочка хороша по-своему. А кто помнит стихотворения про филимоновские игрушки?

1 ребёнок: Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без лишних затей.

С короткой шеей и расписная

Для игры и забавы детей.

2 ребёнок: Я тебя полюбил в раннем детстве-

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству.

От красивых людей из села.

3 ребёнок: Для тебя не страшны расстоянья.

Ты - от предков далёких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам филимоновских игрушек «Курочка»

Декоративное рисование на объемной форме «Нарядная лошадка» (оформление вылепленных игрушек) во второй младшей группе

Декоративное рисование на объемной форме «Нарядная лошадка» (оформление вылепленных игрушек) во второй младшей группе Цель. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок.

Конспект НОД в старшей группе «Оформление водоносок по мотивам дымковских игрушек» Конспект ОД в режимных моментах в старшей группе по теме: «Оформление водоносок по мотивам дымковских игрушек» Задачи: Инициировать декоративное.

ТЕМА : «Филимоновская курочка».

1. Образовательные задачи:

- Продолжать знакомить с филимоновской игрушкой;

- Показать особенность лепки игрушки свистульки;

- Учить добиваться точности в передаче формы;

- использовать условные приемы соединения деталей игрушки, сглаживание мест соединения;

2. Развивающие задачи:

- Развивать самостоятельность и творчество;

- Развивать мышление, устанавливать взаимосвязь;

- Развивать мелкие движения руки;

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам;

- Воспитывать эстетические чувства при восприятии народной игрушки;

- Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, сформированности сенсорных эталонов: цвета, величины и формы, тактильной чувствительности;

- Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками, закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки;

- Активизировать словарный запас детей.

- Продолжать развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству

-Развивать эстетическое восприятие.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество

4. Методы и приемы:

- вопросы к детям;

- хоровые и индивидуальные ответы;

- игровой прием, игровая ситуация;

- показ способов действия;

5. Предварительная работа:

- рассматривание филимоновских игрушек,

-беседа о народных промыслах,

- рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

- чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках-свистульках,

- роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью;

6. Индивидуальная работа: Обратить внимание Кирилла, Ксюши на выполнение приема примазывания, подвести к мысли «качество примазывания влияет на прочность фигуры».

7. Дифференцированный подход:

- Учить детей высокого уровня самостоятельно выполнять работу, опираясь на динамическую таблицу.

- Закреплять знания детей среднего и низкого уровня выполнять работу по показу воспитателя.

- Предложить мальчикам лепить фигурку филимоновского петушка, а девочкам филимоновскую курочку.

8. Материал к занятию :

- Демонстрационный: элементы деревенской избы, аудиокасета, магнитофон, динамическая таблица лепки филимоновских игрушек, мешочек, игрушки: цыпленок, курочка, уточка.

- Раздаточный: глина, тряпочки, доски для лепки, стеки.

Ход занятия:

Оформление группы - деревенская изба. Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети входят в группу. В горнице стоит хозяюшка и поет песню «на улице дождик…».

Дети здороваются и низко кланяются:

-Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

- Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу! У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. «Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось».

- Да! Мы специально пришли тебе помочь! А что мы будем делать хозяюшка?

- А вы сначала должны отгадать загадки, и тогда вы поймете кого будете лепить.

(Звучит русская народная музыка «Птичий двор».)

- Ну тогда слушайте внимательно:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки!

- А как вы догадались, что это цыпленок?

- Цыплята вылупляются из белых скорлупок. И они желтые!

- Молодцы! А вот и он! (Хозяйка достает из мешочка игрушку).

- Слушайте следующую загадку:

Унесла его лиса,

Аж за темные леса.

Слышен тонкий голосок,

- Вот еще одна загадка:

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

- Под крылом хохлатки,

- Курочка!

- Молодцы, все загадки отгадали! Скажите мне пожалуйста, а чем отличается курочка от уточки?

- У них разного цвета оперение; у курочки носик острый, а у уточки закругленный; у уточки голова больше, чем у курочки; у них разные лапки; туловище у уточки немного больше, чем у курочки; шея у курочки короткая, а у уточки длиннее.

- А чем отличается уточка от гуся? Как думает Алена?

- Гусь белого цвета, а уточка пестрая; у гуся очень длинная шея; гусь больше уточки.

- А чем похожи курочка и уточка? Скажи, пожалуйста, Саша И. ?

- У них овальное туловище, две ноги, голова у них похожей формы.

- Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час. Надо нашей хозяюшке помочь, и слепить ей филимоновских курочек и петушков. Поможем?

- А скажите мне, как лепят птиц, с чего нам нужно начать?

- Нам нужно скатать три разных шара.

- А для чего они нам понадобятся?

- Это будет шея с головой, туловище с хвостом и ноги, на которых наша курочка будет стоять.

- послушайте, хозяюшка нам хочет кое – что показать! Это таблица, как нужно лепить птиц! Она нам дает ее в помощь!

- Скажите, что сначала мы будем лепить?

- А как мы будем это делать?

- Мы облепим наш большой пальчик глиной и сделаем кувшинчик.

- А что мы будем делать дальше?

- Теперь нашей курочке (петушку) надо слепить шею и голову.

- А как мы это сделаем?

- Мы из шара будем вытягивать очень длинную сосульку, это будет шея нашей курочки.

- А где же голова у нашей курочки?

- А мы согнем наш столбик в самом верху и сплющим его, это и будет голова у нашей курочки.

- Вот кажется мы все и слепили для нашей курочки!

- Нет! Нам нужно еще слепить ножку.

- А как мы ее будем лепить?

- Третий шар мы скатаем в конус.

- Ну а теперь мы все сделали для нашей курочки?

- Слышите играет веселая музыка и зовет она нас в веселый танец!

(Звучит фонограмма музыки «Птичий двор» - ритмическая гимнастика).

- Хорошо мы с вами потанцевали, да и делом пора заняться. Как вы думаете, что нам осталось сделать?

- Соединить эти три части.

- Что мы с вами сначала соединим?

- Туловище и шею у курочки.

- Каким способом мы будем соединять?

- Вот так петушки да курочки у нас появились!

«Петушок поет с утра,

Ку-ка-ре-ку во двор пора!»

Все работы выставляются в птичий дворик.

- Посмотрите какой у Саши получился петушок! У него длинная шея, клюв поднят вверх, как будто он говорит «КУ-КА-РЕ-КУ».

- А Танина курочка будто клюет зернышки! А как наша хозяюшка рада, что у нее на ярмарке целый птичий двор. Слышите, как закудахтали наши курочки, и запели петушки.

-Спасибо вам ребята за помощь. Хотите вместе со мной на ярмарке побывать?

Звучит музыка «Птичий двор».

Дети обыгрывают ситуацию «Ярмарка».

Конспект НОД в старшей группе «Край родной и любимый» Конспект НОД в старшей группе по теме: «Край родной и любимый» Автор: Полуэктова Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №3.

Совместное проведение физкультурно-речевых занятий в детском саду. 06. 12. 2012 г., в рамках городского семинара-практикума " Интеграция ОО "Физической культуры" с другими образовательными областями", было.

Родилась Тульской области в семье потомственных мастеров филимоновской игрушки. Народный мастер с 1981 года, член Союза художников России. с 1987 г., член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР (г. Москва). Потомственная мастерица, училась мастерству у прабабушки Дербенёвой Авдотьи Григорьевны, бабушки Карповой Антонины Ильиничны и мамы Марченковой Марии Николаевны. Работы хранятся в краеведческом и художественном музеях г. Тулы, в Русском музее г. Санкт-Петербурга. Имеет множество дипломов, грамот, награждена наградным знаком” За достижения в культуре”.

О ПРОМЫСЛЕ :

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева в удивительных местах Тульского края, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Сколько существует деревня Филимоново, столько и существует филимоновская игрушка, одна из самых древних в России. Из поколения в поколение передавали мастерицы секреты своего искусства детям, внукам. Игрушку делали всегда, и когда был голод, и когда были войны, что называется, и в горе, и в радости. Лепили с поздней осени, сушили на русской печи или на лежанках. В феврале-марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках.

Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоановича к рождеству Пречистыя в Настасов монастырь деревня Филимоново». Появиться на свет деревня могла много раньше и возможно в древности, как и весь Одоевский край, «обитаема» была вятичами.

Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию князя Воротынского, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта – «синика», запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.

Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. Так же, как и другие животные, птица несет в себе символическое значение. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая. Существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков «и «курочек»: и в парах, и в одиночку. У «петушков» присутствует хвостик вместо свистка, а курочка изображается чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.

Очень распространен сюжет дерущихся «петушков» или парные композиции с солдатом, барынькой, лисой или медведем. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, длинноногие солдаты, танцующие пары, семьи на скамейках. Популярны сюжеты «Медведь смотрится в зеркало», «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста». Фигурки тесно сплетены друг с другом или соединены общим основанием.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу.

Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

Процесс изготовления игрушки длительный: «Сначала надо накопать и замочить в воде «глинку», - так ласково называла глину Антонина Ильинична Карпова. Затем через какое-то время необходимо её вымесить как тесто, дать «отдышаться» и через 3-4 дня можно лепить. Игрушка постоит, потом по сырой «глинке» прокалывается свисток, еще раз проглаживается и может ставиться сушить. Подсохнет и в обжиг, а после обжига начинается роспись в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда и голубой цвет применяли, и фиолетовый. Краски прозрачные, и при наложении одной на другую образуются ещё 2-3 цвета. Так и получается игрушка цвета радуги».

Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным или зеленым. Животные традиционно расписывались разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д. Любители филимоновской игрушки называют ее «маленькой радугой» или «солнышком».

Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Создатели игрушки – это многие поколения. Их чудесные игрушки пользовались неизменным успехом не только на ярмарках, но и на художественных выставках всех рангов – от областных до международных, приобретались музеями и коллекционерами, как ценнейшие экспонаты народного творчества.

В настоящее время в Филимонове старых мастериц не осталось. Но, к счастью, выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует многовековой опыт своих предков и по-своему его развивает. Так, Гончарова Алла Ивановна является представительницей четвертого поколения известных мастериц: прабабушка Авдотья Григорьевна Дербенева, бабушка Антонина Ильинична Карпова, мать Марченкова Мария Николаевна. Дочь Аллы Ивановны Романова Анна Вячеславовна потомственная мастерица в пятом поколении. С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Новое поколение мастеров стремится не только лепить игрушку, но и готовить себе смену. На сегодняшний день единственное в Тульской области учебное заведение - Одоевская детская школа искусств, где преподавание лепки и росписи филимоновской игрушки ведется строго в соответствии с традициями и канонами этого старинного промысла. Многие ученики, окончив основной курс занятий в школе, продолжают обучение, получая мастер–классы у народных мастеров, становятся студентами художественных колледжей и вузов.

Художественные промыслы, рассеянные по всей России как жемчужины, являются уникальным явлением в жизни народа. Для Тульской области такой жемчужиной является филимоновская игрушка, прославившая свою деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущих поколений. В наше время промысел стабильно развивается, интерес к игрушке растёт, многие её знают и любят.

Гончарный промысел. Филимоновская игрушка.

(из интервью Гончаровой А.И. )

Рассказывает народный мастер Алла Ивановна Гончарова: «Сама глина – живая. Даже когда ее заготавливаешь, уже с ней начинаешь общаться. Не имеется ввиду, что словесно. А через руки наверное душа туда что-то вкладывает. Это одно. А когда начинаешь лепить - с игрушкой растворяешься. Становишься одним целым. Ритм рисунка играл какую-то роль. Я так думаю, что может быть это какое-нибудь заклинание было, может быть наши предки вкладывали не только душу, но они еще пытались своих близких от чего-то уберечь. То есть это как свистки - обереги».

«С самого раннего детства рядом с бабушкой, мамой я впитывала любовь к игрушке, и непроизвольно училась мастерству. Часто вспоминаю, о чём говорили во время лепки, росписи – вся жизнь перед глазами. Бабушка рассказывала, как тяжело жилось: войны, голод, но игрушка отвлекала, привносила в жизнь радость. Когда рассматриваю игрушки, сделанные бабушкой ли прабабушкой – вижу отпечатки пальцев, запечатленные, закаленные огнём прикосновения – незабываемые ощущения, как будто-то бы прикасаюсь к родным рукам, невольно проверяю себя: «Так же я леплю?». О чём думала Авдотья Григорьевна Дербенёва, когда лепила? Что происходило вокруг? Что она переживала в эти минуты? Вопросы, вопросы… и светлая грусть. Возможно, они рады за нас, за то, что мы не прервали традицию!?

Я однажды спросила бабушку: «Ты рада, что я продолжила твое дело?». Недолго думая, улыбаясь, глядя мне в глаза, она ответила: «Тяжело это, дочушка» И сердце наполнилось радостью и гордостью: «Пусть тяжело! Кто-то должен продолжить! А как же иначе! А теперь уже и своей жизни не представляю без игрушки. Мы ведь с ней единое целое!»

Организация образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Курочка Ряба в гостях у Филимоновской игрушки».

Автор конспекта ННОД: Артамонова Е. М. воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №92

Задачи приоритетной образовательной области :

Социализация: Формирование восприятия своей принадлежности к русской культуре, традициям русского народа и русского фольклора.

Художественное творчество: Закрепление знаний о филимоновской

игрушке, особенностях внешнего вида, колорите.

Задачи ОО в интеграции:

1. Труд: формирование трудовых навыков и трудолюбия, нацеленность на достижение конечного результата;

2. Безопасность: формирование основ безопасности обращения с глиной и оборудованием;

3. Коммуникация: а)свободное общение по поводу процесса и результата деятельности, эмоциональное отношение к происходящему;

б)развитие связной речи;

4. Познание: расширение кругозора, развитие познавательного интереса;

5. Художественная литература: приобщение к устному народному творчеству;

6. Физическая культура: развитие мелкой и общей моторики;

7. Социализация: формирование доброжелательных взаимоотношений, формирование гендерной принадлежности

8. Социализация: адекватное восприятие художественного образа Использование театральных атрибутов.

9. Художественное творчество: упражнять в лепке овойда.

Форма организации : групповая комната, фронтальная деятельность.

Виды деятельности : речевая, продуктивная.

Предпосылки учебной деятельности : Участие в совместной деятельности (рассказывание по очереди). Способность принять задачу и действовать по образцу.

Оборудование: Филимоновская игрушка «Курочка», Проект: плоскостной театр «Курочка Ряба». Плоскостные игрушки по сказке. Глина, доски.

Содержание образовательной деятельности :

Дети стоят вокруг воспитателя.

- Мы поиграем в игру с мячом «У кого кто»

У кур – цыплята, у гусей- гусята, у уток, у коз, у кошек, у собак.. .

Дети стоят перед магнитной доской на которой прикреплены картинки-силуэты к сказке.

- Сегодня мы будем рассказывать сказку. Как она называется (Курочка ряба);

- Помогут нам в этом игрушки рисунки, какие? (Филлмоновские);

- Как вы догадались, что это филимоновские игрушки? (они раскрашены филимоновским узором);

- Какие цвета используют филимоновские мастера? (красный, желты, зелёный.);

- Какие узоры рисуют? (елочки, полоски, точки, круги)

- Начинаем рассказывать сказку!

В процессе рассказывания дети выставляют плоскостные игрушки по очереди, в соответствии с действием. Воспитатель демонстрирует проект плоскостной театр филимоновской игрушки «Курочка Ряба».

- Молодцы дети, хорошо рассказали.

- Посмотрите кого ещё я вам принесла (Филимоновскую курочку);

- Из чего сделана филимоновская курочка? (из глины);

- А как называется эта глина? (синика);

В чём особенности лепки филимоновской игрушки? (стройные, вытянутые, высокие, без налепов, простая по форме, длинная шея, маленькая голова);

Дети рассматривают, трогают фигуру курочки.

- А сейчас мы превратимся в петушков и курочек : будем высоко поднимать колени, когда ходим, махать руками-крыльями, и кричать ку-ка-ре-ку! ко-ко-ко!

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу.

А потом снесу яичко,

- Посмотрите, какое яичко снесла мне курочка? С одной стороны оно круглое, а с другой заостренное вытянутое. Вылепим яичко для дедушки и бабушки.

Дети лепят самостоятельно. Воспитатель по мере необходимости оказывает помощь.

- Кладите яичко на тарелочку. Как постарались дети. Как вы думаете, кто будет рад угощению?

Перефразирую заголовок: как слепить из пластилина филимоновскую народную игрушку - петух, а заодно и курицу.

Настоящих филимоновских игрушек я в реальной жизни не видела и леплю по фотографиям. Вот мой секрет мастерства - нахожу в интернете картинку поинтереснее и леплю "с натуры":

Филимоновский петушок

А теперь расскажу подробно.

Урок лепки филимоновской игрушки Петух

Лепить буду из пластилина - из одного куска, вот примерно такой величины :

Пластилин

Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.

Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:

Лепим филимоновского петушка

Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:

Филимоновский петух лепка.

Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.

Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка - филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.

Народная игрушка филимоновский петух

На этом не остановимся, дальше лепим курочку.

Лепим из пластилина филимоновскую игрушку Курица

Филимоновская курица

Ну, эта игрушка чуть более упитанная. И шея не такая уж безразмерно-длинная.

Лепим курочку

Этапы те же,что и у Петуха. Но Курица проще выглядит. Но у неё есть очень характерная для народной игрушки деталь - хвост сделан так,чтобы в нём была свистулька.То есть,я в пластилиновом варианте эту внутреннюю полость с горошинкой делать не буду,но покажу,что туловище слегка вздуто,а хвост-трубка.

Лепка -филимоновская курица

И вотфилимоновская Курица готова. Сразу познакомим её с Петухом:

Филимоновские игрушки -Петух и Курица

Ну что ж - совет да любовь!

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки Петуха и Курицу вам рассказала Марина Новикова.

Читайте также: