Филимоновская игрушка папка передвижка

Обновлено: 01.05.2024

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

- беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

- рассматривание элементов росписи;

-рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;

- непосредственная образовательная деятельность;

- познавательные рассказы воспитателя;

- просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке;

- раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

- рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;

- лепка игрушек из соленого теста,глины и их роспись.

Взаимодействие с родителями:

- изготовление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;

- обеспечение материалами (соль, мука или глина) для лепки.

  • подбор литературы, фильма о народном промысле "Филимоновская игрушка";
  • иллюстраций филимоновских изделий;
  • создание мультимедийной презентации «Филимоновская свистулька»;
  • изготовление обьемных филимоновских игрушек;
  • подготовка соленого теста для лепки, глины;
  • мини –музей «Филимоновская игрушка».

Продукт проектной деятельности:

  • мультимедийная презентация «Филимоновская свистулька»;
  • игрушки для мини-музея;
  • папка-передвижка для родителей «Филимоновская игрушка»

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;

- создание презентации «Филимоновская свистулька»».

- ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;

- роспись бумажных силуэтов игрушек;

- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек.

- обобщение результатов работы;

-оформление мини-музея филимоновской игрушки.

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Наименование проекта: Филимоновская игрушка.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: кроткосрочный

Срок реализации: 1 неделя

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

рассматривание элементов росписи;

рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;

непосредственная образовательная деятельность;

познавательные рассказы воспитателя;

просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке;

раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;

лепка игрушек из соленого теста и их роспись.

Взаимодействие с родителями:

изготовление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;

обеспечение материалами (соль, мука или глина) для лепки.

Деятельность педагога:

подбор литературы, фильма о народном промысле "Филимоновская игрушка";

иллюстраций филимоновских изделий;

создание мультимедийной презентации «Филимоновская свистулька»;

изготовление плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

подготовка соленого теста для лепки;

проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.

Продукт проектной деятельности:

мультимедийная презентация «Филимоновская свистулька»;

игрушки для выставки народных мастеров;

папка-передвижка для родителей «Филимоновская игрушка»

Ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

Основной (этап непосредственной реализации).

Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;

- создание презентации «Филимоновская свистулька»».

Основной:

- ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;

- роспись бумажных силуэтов игрушек;

- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек.

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Актуальность проекта. Современные дети, а порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими?»,

«Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?»

Так и родился наш проект «Филимоновская игрушка».

Проект: творческо-познавательный.

Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушки.

2. Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

3. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Участники проекта: старший воспитатель: Казакова Людмила Викторовна, воспитатели: Кузнецова Нина Васильевна, Кутырева Татьяна Геннадьевна, Тушина Елена Александровна; воспитанники старшей группы (возраст от 5 до 6 лет) и родители.

Сроки реализации: краткосрочный (01.11.2018 г по 31.11.2018 г.)

Материальное обеспечение проекта:

  1. Составление презентации «Филимоновская игрушка».
  2. Разработка группового проекта, конспектов мероприятий.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».

Ожидаемые результаты:

1. У воспитанников сформируются первоначальные представления об истории «Филимоновской игрушки».

2. Сформируется у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3.Раскроются творческие способности у детей, самостоятельность в создании своей необычной игрушки.

Реализация проекта:

1этап: Подготовительный этап.

2этап: Творчески-познавательный.

3этап: Заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

  1. Анализ методической литературы.
  2. Подборка материала о филимоновской игрушке.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».
  4. Подготовка презентации «Филимоновская игрушка».
  5. Составление конспекта развлечения « Ярмарка игрушек».
  6. Изготовление родителями детских костюмов и атрибутов для развлечения «Ярмарка игрушек»

2 этап: творческо-познавательная деятельность

  1. Беседа «Творчество филимоновских мастеров».
  2. Оформление книжного уголка в группе для детей и информационной зоны для родителей.
  3. Рассматривание образцов филимоновской росписи.
  4. Просмотр видеоматериала «В мастерской филимоновской игрушки».
  5. Лепка игрушек из соленого теста
  6. Рисование «Роспись филимоновской игрушки».
  7. Пластилинография
  8. Проведение развлечения «Ярмарка игрушек».

3 этап: заключительный

На заключительном этапе организовали совместно с родителями мини-музей «Народные промыслы».

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

1. У воспитанников сформировались первоначальные представления об истории филимоновской игрушки.

2. У воспитанников появилась потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания своей необычной игрушки.

Совместная детско-взрослая деятельность






Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи:

  • Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;
  • Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;
  • Исследовать, какие цвета и символы используют при росписи игрушек и что они означают;
  • Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;
  • Научить расписывать игрушки.

Возраст детей: 5-6 лет.

Период реализации проекта: 2 недели.

ФИО, должность педагогов-участников проекта:Горюнова Наталья Валериевна,Налимова Анна Игоревна,Конощук Наталья Викторовна, воспитатели.

Численность детей: 15 , сотрудников: 5, родители воспитанников: 15.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Ожидаемые результаты:

- проявляют интерес к истории возникновения русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;

- лепят и расписывают изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной и игровой деятельности.

Художественные способы деятельности:музыкальный, художественно-речевой, изобразительный, театрально-игровой.

Новые понятия:филимоновская игрушка, гончар, свистуличница, синики, белила.

Формы реализации: беседа, наблюдение, рассматривание, рисование, непосредственная образовательная деятельность, рассказ, ИКТ, дидактические игры, раскрашивание, лепка игрушек из глины и их роспись.

Итоговое мероприятие: развлечение «Мы на ярмарке бывали».

Результаты проекта: выставка «Народные промыслы в быту», альбом алгоритм рисования «Филимоновские узоры», продукты творческой деятельности детей,д/игры «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», презентация «Филимоновская игрушка», папка – передвижка «История создания филимоновской игрушки», развлечение «Мы на ярмарке бывали».

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача. Готовясь к тематической неделе «Народная игрушка», в одном из журналов мы увидели и прочитали сказку об истории возникновения филимоновской игрушки. Сказка была на столько интересной и поучительной, что нам захотелось в такой необычной форме познакомить детей с этим народным промыслом. В нашей местностиглиняная расписная игрушка-свистулька большая редкость, поэтому мы решили как можно больше рассказать о ней.Так началась наша работа над проектом…

Перед собой поставили цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Для достижения цели проекта обозначили следующие задачи:

1.Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;

2. Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;

3. Исследовать, какие цвета и символы используют при росписи игрушек и что они означают;

4. Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;

5. Научить лепить и расписывать игрушки.

Для создания условий по расширению представлений о филимоновских игрушках использовали следующие формы работы с детьми: беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании; рассматривание элементов росписи; рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения; непосредственная образовательная деятельность; познавательные рассказы воспитателя; просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке; дидактические игры; раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек; рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек; лепка игрушек из глины и их роспись.

Для полного достижения поставленной цели в наш проект были вовлечены и родители воспитанников: проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки, помощь в организации развлечения «Мы на ярмарке бывали».

Наш проект осуществлялся в несколько этапов:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки-передвижки «История создания филимоновской игрушки»;

- изготовление дидактических игр;

- создание презентации «Филимоновская игрушка».

- ознакомление с историей промысла : в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высокий берег реки Упы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные: у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки: особенностью колорита игрушки является использование жёлтых, красных, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых полосок. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы;

- составление орнаментов: роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек и треугольников. На основе полученных знаний дети составляли с начала простые орнаменты, а затем более сложные;

- роспись бумажных силуэтов игрушек: использование шаблонов с нанесением орнамента;

- лепка и росписьфилимоновских игрушек : лепка игрушек из глины и нанесение характерной росписи;

-организация непосредственно образовательной деятельности: «От куда ты пришла филимоновская игрушка?», «Составление рассказов о филимоновской игрушке», «Филимоновские цветы», «Узор на ковре», «Весёлый праздник», «Роспись филимоновской игрушки по выбору детей», «Составление орнамента на листе», лепка: «Филимоновская игрушка», «Сказка о мужике Филимоне и его игрушках», «Нарядное платье длясельской красавице» и др.

- игры (настольно-печатные, дидактические, музыкально-театрализованные): «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», «Карусель», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «Какой игрушки нестало», «Чудесный мешочек», «Платье для барышни», разрезанные картинки «Филимоновский орнамент» и др.

- обобщение результатов работы : в результате проведения комплексной работы над проектом по приобщению детей к народным художественным промыслам, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, сформировался интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- проведение развлечения «Мы на ярмарке бывали».

В результате работы над проектом дети изучили историю создания филимоновской игрушкии сделали неожиданный вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной. Изучили особенности росписи филимоновской игрушки, приобрели умение и навыки составления и нанесения филимоновского орнамента, освоили лепку игрушки из глины с характерными филимоновскими особенностями.

Детско-взрослая деятельность:






Детские работы:





Видеофрагмент деятельности детей:

  1. Вилюнова В. А. Филимоновская игрушка - М.: «Мозаика-Синтез», 2017г.;
  2. Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития» , 1998г.;
  3. Дорожин Ю. Г. Народное искусство – детям «Филимоновская игрушка» - М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.;
  4. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О. Яковлева;
  5. Рогов А.П. «Книга о русском народном искусстве» - М.: «Современник», 1978г.;
  6. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: «Высшая школа», 1992г.

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки филимоновских игрушек, свистульки-игрушки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы; лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской игрушке.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы посетили еще и ярмарку.

Стихотворение про ярмарку.

Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси. Это деревянные, соломенные, глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.

Основная часть:

Ребята, вы видели когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную, полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках, всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями, медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал народ.

Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ иллюстрации): у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера? Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. (презентация)


Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

– Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки?

– Какие элементы росписи будете использовать?

– Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).



Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.


На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

За работу тихо сели.

Рефлексия

А теперь заканчивайте свои работы

Сегодня я узнал …

Оцените своё изделие

-* над изделием ещё надо потрудиться;

-** изделие сделано хорошо;

- *** изделие сделано отлично.


Фотографии из архива д/с №15 «Страна чудес» г. Ханты- Мансийск, педагога Пуртовой Анны Газинуровны.

1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство, роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975.

2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г. Л. Дайн. – М.: 1980.

3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980.

4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: 1979.

5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров – игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: