Филимоновская игрушка петушок роспись

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытое занятие на тему « Учимся у народных мастеров. Роспись филимоновского петушка»

Педагог дополнительного образования

объединения «Мастерская волшебника»

Дегтянникова Татьяна Алексеевна

г. Саратов 2016 г.

Тема: Учимся у народных мастеров. Роспись филимоновского петушка.

Педагог: Дегтянникова Т. А.

Цель: знакомство с росписью филимоновской глиняной народной игрушки – филимоновского петушка.

ü обучение приёмам росписи глиняной народной игрушки;

ü развитие детского творчества и фантазии, воображения, внимания;

ü воспитание трудолюбия, терпения, художественного вкуса, потребности к художественному самовыражению, культуре взаимоотношений;

ü воспитание заботы и любви к животным.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Форма обучения: мастерская народных умельцев.

Возраст детей: 8 – 9 лет.

Оборудование:

ü образцы глиняных филимоновских игрушек, детские работы, эскизы;

ü кисти, гуашь, акриловые краски, подставки, палитра, баночки с водой.

Ход занятия:

1. Организующий этап. Подготовка рабочего места. Приветствие.

Две девочки приветствуют друг друга. Рядом за столом мастерская народных умельцев: дети расписывают глиняные игрушки.

2. Мотивация к предстоящей работе, вводная беседа.

Вводное слово

Первая девочка: Ты знаешь, что такое народные промыслы?

Вторая девочка: Конечно, знаю. Это когда сами что ни будь, делают своими руками.

Первая девочка: А я знаю, что наша страна издавна славится народными мастерами. Они стараются сохранить промыслы резьбы из дерева, лепки из глины, росписи, плетения и другие. Говорят, что в нашей школе сохраняется промысел лепки из глины и наши ребята лепят и расписывают настоящие народные игрушки.

Вторая девочка: Да вот они (показывает на ребят). Давай подойдём к ним и узнаем.

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. Постановка проблемной ситуации.

Народные умельцы: Да, мы продолжаем очень древний промысел лепки из глины. Эти красивые, нарядные игрушки мы лепим и расписываем сами. А помогает нам в этом Татьяна Алексеевна.

Педагог: У вас на столах приготовлены акриловые краски, кисти, палитры. И такие замечательные петушки. Расскажите нам о своих петушках. И что вы сделаете для того, чтобы они стали красивыми и нарядными.

Народные умельцы: Мы будем расписывать филимоновских петушков. Пришла эта игрушка к нам из деревни Филимоново Тульской области. По преданию жил в этом селе во времена Ивана Грозного гончар – Филимон. От него то и пошло это название – Филимоново, филимоновская.

Педагог: А чем отличаются филимоновские игрушки?

Народные умельцы: Филимоновские игрушки сильно вытянуты и роспись у них очень смелая: пятна и полосы лилово – жёлтого, малинового, зелёного, синего цвета на белом фоне.

4. Усвоение новых знаний. Технология выполнения работы.

4.1 Рассматривание образцов.

4.2 Определение схемы росписи:

· поперёк туловища и шеи идут, чередуясь разноцветные полосы: жёлтые, малиновые, зелёные и синие

· голова окрашивается одним цветом: жёлтым, малиновым, зелёным или синим.

4.3 Рассматривание орнамента (орнамент – геометрический, смешан с растительным), выделение элементов филимоновской росписи (полоски, штрихи, веточки, звёздчатые розетки, пятна).

4.4 Последовательность выполнения росписи:

· нанесение пятен и полос в определённой последовательности

· роспись (использование элементов филимоновской росписи по желанию детей)

4.5 Правила техники безопасности. Нельзя делать резких движений кистью.

Физминутка.

5. Закрепление новых знаний. Практическая часть. Анализ работ (самоанализ). Ребята маленькие чудо – мастера расписывают народные глиняные игрушки: филимоновских петушков, используют знания по росписи, цветоведению, составлению орнаментов; используют основные и дополнительные цвета. При необходимости смешивают в палитре краски. Роспись должна быть красивой, аккуратной и законченной.

6. Заключительная часть. Подведение итогов. Мини-уборка рабочего места. Информация о домашнем задании.

Рассказы детей о своих работах. Все работы разные. Все игрушки очень яркие, красочные, добрые и забавные, вызывают улыбку, приносят радость. Ими можно не только играть, но и дарить или украсить комнату.

Д/з: роспись филимоновских игрушек, в журналах, интернете и т. д.

7. Рефлексия занятия. Выставка детских работ. (Общая композиция).

Что вызвало затруднение? Что особенно запомнилось? Что произвело особенное впечатление?

Педагог: Мы сегодня снова прикоснулись к удивительному миру глиняной игрушки. Все работы выполнены старательно, с желанием, каждая работа по-своему индивидуальна, выразительна. Молодцы.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

1. Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

2. Учить украшать силуэт филимоновской игрушки.

3. Закреплять знания основных цветов (зелёный, красный, жёлтый).

4. Развивать моторику рук.

5. Воспитывать любовь к народному промыслу.

Материалы и оборудование:Образец игрушки, шаблон, рассказ воспитателя, клеёнка, кисти, гуашь (красный, зеленый, желтый, баночка для воды, силуэты игрушки по количеству детей.

Ход ООД:

I В. Ребята убираем игрушки, садимся за столы.

Дети убирают игрушки и садятся за столы.

В. Ребята, посмотрите кто к нам пришел сегодня в гости. Давайте поприветствуем нашего гостя.

Д. (Здравствуйте)

В. А вы у гадали кто это?

Д. (да, это петушок)

В. Да, правильно, но это петушок не простой, а филимоновский. Ребята, а вы знаете почему эти игрушки называются филимоновскими?

В. В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным- давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Игрушки изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук. Весной, как только устанавливалась сухая ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали. Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. У всех этих игрушек длинные шеи.

Отгадайте-ка,ребятки, про кого моя загадка?

Раньше всех встаёт,

Д. (Петух)

В. Посмотрите на нашего петушка, какой он красивый, яркий.

Скажите, что нарисовано на нашем петушке?

В. Какого цвета полоски?

Д. (зеленые,красные,желтые)

В. Где расположены полоски?

Д. (на хвостике, на ножке, на шейке)

В. А что еще нарисовано на петушке?

В. А какого цвета елочки?

Д. (Зеленые и красные)

В. А где они расположены?

Д. (на шейке)

В. А где находится солнышко?

Д. (по середине туловища)

В. Молодцы ребята. А сейчас мы все станем филимоновскими мастерами и будем расписывать наших петушков.

В. Ребята, а сейчас я вам расскажу как нужно рисовать петушка, что бы он получился очень красивым.

Берем кисточку между большим и указательным пальцами, так что бы кисточка стояла. Мокнем кисть в воду и наберем красную краску и аккуратно начинаем закрашивать голову нашему петуху. Теперь макнем кисть в зеленую краску и аккуратно на хвосте проводим линию. Так же поступаем с желтой краской и рисуем большой желтый кружок на туловище. Макнем кисть в воду и наберем красную краску. Делаем небольшой кружок на желтом кружке в середине туловища. От этого кружка проводим небольшие линии вокруг.

II. Самостоятельная деятельность детей.

Дети украшают петушка по мотивам филимоновской росписи.

Воспитатель во время работы оказывает помощь по необходимости: (напоминает об осанке,о аккуратности и о правилах работы кистью).

III. Подведение итогов и анализ детской работы.

В. Вот уже раскрашены все наши петушки. А теперь ребята давайте сделаем свою выставку филимоновских петушков, дети давайте повесим все наши рисунки на доску. Все «мастера», постарались, молодцы!

В. С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

Д. (Филимоновский петушок)

В. А какой петушок вам нравится больше всего?

Д. (отвечают)

В. Вам понравилось расписывать петушков?

В. Все рисунки у нас получились очень красивыми и аккуратными. Теперь мы закрываем нашу выставку.

Конспект занятия «Петушок и его семья» Интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное, развитие речи. Цель:.

Конспект открытого занятия по пластилинографии «Петушок, петушок золотой гребешок» Конспект открытого занятия по пластилинографии. Тема: «Петушок, петушок золотой гребешок!» Задачи: 1. Освоение передачи образа петушка посредством.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Петушок, петушок» Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Петушок, петушок… Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному.

Конспект занятия по лепке в технике пластилинографии «Петушок» Художественно-эстетическое развитие лепка-пластилинография «Петушок» 1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое.

Конспект занятия «Петушок» в первой младшей группе ЦЕЛЬ: Совершенствовать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе поэтического слова. ПРОГРАММНЫЕ.

Конспект коррекционно-развивающего занятия о домашних животных «Петушок, Петушок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия о домашних животных «Петушок, Петушок» ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Конспект коррекционно-развивающего занятия «Петушок, Петушок» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Дымковский петушок» Занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Программное содержание: Образовательные задачи: - Учить детей.

Конспект занятия по логоритмике «Петушок и бобовое зернышко» Конспект занятия по логоритмике для дошкольников 5-6 лет Тема: «Петушок и бобовое зернышко» Цель: преодоление речевых нарушений путем развития,.

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок»

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок» Конспект занятия в средней группе по рисованию «Храбрый петушок» Задача: Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая.

Конспект игрового занятия «Петушок и его семья» ПЕТУШОК И ЕГО СЕМЬЯ Цель Занятие проводится в игровой форме. Развивать первоначальные представления ребенка, а также их представление о.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детского сада на тему: «Рисование филимоновских игрушек Петушка и Курочки»

Цель: научить детей приёмам росписи филимоновских игрушек.

Задачи: образовательные: познакомить детей с элементами филимоновской росписи, рассказать об истории промысла, расписать фигурки птиц на бумаге; воспитательные: воспитывать интерес к народному промыслу, воспитывать терпение и настойчивость при выполнении творческой работы; развивающие: развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание филимоновских игрушек и картинок их изображающих.

Материалы и оборудование: филимоновские игрушки, картинки, листы А4 с нарисованными карандашом контурами петушка и курочки, листы А5, краски гуашевые или акварельные, кисти, баночки с водой, клеёнки, восковые мелки черные, аудиопроигрыватель.

Звучит русская народная музыка без слов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые игрушки-свистульки я вам принесла! (Показывает игрушки, какие есть в группе). Сделаны эти игрушки в Тульской области, в селе Филимонове. Давным-давно в этом селе добывают глину – белую, эластичную, тягучую и мягкую. Раньше там все девочки и женщины делали игрушки, а сейчас в Филимонове есть мастерская керамических игрушек. Но традиции сохраняют, свистульки делают вручную, сушат, вытягивают, так как глина немного «садится», обжигают в муфельной печи при очень высокой температуре и расписывают специальными красками, используя гусиное пёрышко. Ребята, какие цвета вы видите на свистульке? (Желтый, красный, зелёный, синий). Иногда используют и фиолетовый цвет. Фигурки бывают в виде животных (показывает картинки): барашки, олени, медведи, лошадки, уточки, петушки; а также сельские барышни и кавалеры. Все филимоновские игрушки – свистульки. Свисток находится в хвосте животного. А все фигурки людей держат на руках животное, и в его хвостике тоже есть свисток!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”
Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовска им. C. И. Мамонтова”
Филимоновой Екатерины Александровны

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка появилась в Тульской обл.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново.
По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день.
Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛАРодина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского р.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Родина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело.
Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕКБольшинство изделий, созданные филмоновскими мастер.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.


Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета.

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, п.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Были у филимоновских игрушек и образы.
Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам. . Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАПервый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки на.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Первый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки наносят первый цвет- желтый.
Это основа для дальнейшей росписи.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, где все зависит от воображения мастерицы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАВторой этап. Используют красный цвет или малиновый. Лини.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Второй этап. Используют красный цвет или малиновый. Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, елочки, розетки, геометрические узоры.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАТретий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет. Традиц.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Третий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет.
Традиционно называется зеленка. Тонкими линиями роспись ведется между красными линиями.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи, идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашиваются одним цветом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Читайте также: