Филимоновская игрушка роспись для дошкольников

Обновлено: 18.05.2024

Основные цели: сформировать у дошкольников представление о филимоновской росписи : ее истории, основных элементах; воспитание любви к традициям русского народа.

Дидактические материалы: пазлы с изображениями разных видов народной росписи : гжели, дымковской, хохломы, филимоновской; презентация "Филимоновская роспись"; по количеству участников мастер - класса: пластиковые салфетки; кисточки белка № 3; подставки под кисточки; гуашь красная, желтая, зеленая; стаканчики с водой; влажные салфетки; глиняная заготовка петуха, запись народной музыки.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор,

Краткая аннотация к работе: Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по ознакомлению дошкольников с филимоновской росписью.

Ход образовательной ситуации:

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки.

1. Введение в ситуацию

Беседа с детьми.

Воспитатель:Какая у вас любимая игрушка?

Из каких материалов могут делать игрушки?

Воспитатель :А когда-то давным –давно игрушки делали из соломы, дерева, глины. Для украшения игрушки расписывали. Какие виды росписей вы знаете?

Дидактическая игра «Собери картинки».

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары и собрать картинки с элементами одной из росписей.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей пазлы.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: У нас есть пазлы, на которых изображена роспись, о которой мы ничего не говорили. Кто - то может сказать, что это за роспись?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой росписи, я приглашаю вас на мастер – класс.

4. «Открытие» нового знания

Рассказ - презентация о филимоновской росписи.

Проходите, устраивайтесь по удобнее. (Дети проходят на ковер перед экраном).

Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали красками, замешанными на яйце, наносились они куриным пером. Научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

- Родились филимоновские игрушки в селе Филимонове Тульской области более 700 лет назад. (Слайд 1)

В этом селе было много пластичной глины. (Слайд 2)

- Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. (Слайд 3)

- Какие цвета используют мастерицы?

(Желтый, зеленый, красный, малиновый).

Филимоновские узоры бывают простые и сложные.

Простые состоят из цветных чередующихся полос. (Слайд 4)

Роспись козлика простым узором. (Слайд 5).

Сложными узорами украшали фигурки людей. (Слайд 6).

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко». (Слайд 7)

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. (Слайд 8).

Так хочется, чтобы традиции нашего народа жили всегда. Мы с вами помогаем этому, создавая глиняные игрушки.

Беседа - диалог об этапах лепки филимоновской игрушки - петуха.

Давайте рассмотрим все этапы лепки петуха. В этом нам помогут наши девочки Надя, Лера и Диана.

Разминаем глину. (Слайд 6).

Вытягиваем шею, прищипываем носик. (Слайд 7).

Вытягиваем хвост. (Слайд 8).

Лепим гребешок и бородку. (Слайд 9).

Вот какой получился петушок. (Слайд 10).

Давние времена славились не только своими промыслами, но и играми. Приглашаю вам сыграть в одну такую игру.

Где-то в глиняной избушке

Жили яркие игрушки.

Кланялись друг другу,

Бегали по кругу.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель: Скажите, а теперь вы сможете назвать роспись на четвертых пазлах?

Воспитатель: Приглашаю вас представить себя художниками филимоновской росписи.

Творческая мастерская филимоновских игрушек.

Воспитатель: Вспомним какие элементы росписи мы будем использовать для росписи филимоновского петуха?

Воспитатель:Нам помогут в работе медальоны с изображением филимоновских элементов. Медальоны имеют волшебную силу: игрушки у нас получатся яркие.

Самостоятельное выполнение детьми росписи глиняной заготовки петуха по мотивам филимоновских игрушек под народную музыку.

Рассматривание выполненных работ.

Воспитатель: Секреты какой росписи мы с вами открыли на нашем мастер - классе? Из чего лепят эти игрушки? Почему так называются? Какие цвета используют мастерицы? Какие элементы филимоновских узоров использовали вы в своей росписи?

Вы молодцы, наши игрушки получились яркие и веселые. Предлагаю устроить выставку филимоновской игрушки для детей из других групп?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).

При организации образовательной ситуации использовались методические приемы: беседа – диалог о народных росписях, рассказ - презентация о филлимоновской росписи, беседа - диалог об этапах лепки филлимоновской игрушки, творческая мастерская филимоновской игрушки. При подготовки к занятию была проведена предварительная работа: знакомство с разными видами народной росписи : просмотр презентаций, рассматривание альбомов, раскрашивание узоров, рассматривание игрушек и предметов быта, украшенных этими росписями, использование дидактических игр, чтение потешек, прибауток.

После занятия предполагается последующая работа: оформление выставки "Филимоновская игрушка" для родителей и воспитанников, проведение мастер - класса для родителей с участием детей.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Секреты русских узоров» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Секреты русских узоров» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

Филимоновская игрушка - барашек

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

Филимоновские игрушки

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Филимоновские игрушки - упряжка

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Раскрашенные филимоновские игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Лепка филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские узоры

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Заготовки для филимоновских игрушек

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Этапы изготовления филимоновской игрушки - петушка

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Шаблоны - силуэты филимоновских игрушек

  1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
  2. Детям выдают шаблоны игрушки.
  3. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  4. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  5. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Раскрашивание силуэта филимоновской лошадки

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

Ознакомление детей с Филимоновским промыслом

воспитатель высшей кв. к.

История возникновения промысла

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня Филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на Филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи Филимоновской игрушки.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.
Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Она занималась именно игрушкой, потому что хотела детей позабавить, а лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.
Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала, как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что, начиная с 7 лет, уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.


В Филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.


Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

История возникновения промысла для детей

Промысел игрушки возник в середине ХIХ века. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все Филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После сушки изделия обжигают в муфельных печах. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.


Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Сегодня в Одоеве лепят Филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.


Характерные особенности промысла

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда Филимоновские фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял, размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.

Главное, что поражает при взгляде на Филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать Филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Яркая и очень самобытная Филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Принято считать, что Филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение. Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно. Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа. Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.


Технология выполнение игрушки и росписи

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

Последовательность лепки птички

Последовательность лепки барышни


Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

Роспись делается в несколько этапов.

Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить жёлтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.


Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.


Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.

Стоит обратить внимание на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.

Филимоновское чудо. Конспекты занятий по лепке и росписи филимоновской игрушки. В гостях у деда Филимона — сценарии фольклорных праздников. Филимоновская деревенька — детские поделки на тему народного промысла. Художественное слово о филимоновской игрушке. Дидактические пособия, творческие мастерские, кружки по декоративному рисованию и прикладному творчеству.

Филимоновское чудо сразу узнают повсюду

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой Дидактическая игра «Разрезные картинки». Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка. Методическое сопровождение: картинки большого размера с.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Филимоновская игрушка барашек»

Конспект занятия по лепке в средней группе «Филимоновская игрушка барашек» Тема: «Филимоновская игрушка барашек». Цель: Научить детей лепить барашка. Задачи: - Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передовая характерные черты (мордочку, рожки, длинная шея, короткие ноги. - Закреплять приёмы лепки. - Развивать самостоятельность.

Филимоновские игрушки. Лепка, роспись - Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской игрушкой

Публикация «Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской. » Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской игрушкой. Публикация будет полезной для воспитателей, педагогов, студентов, родителей детей 4-5 лет, педагогов специального образования. Цели: Формирование представления детей о русских народных промыслах. Умение детей.

Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки»

Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки» Цель: - познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров; - учить раскрашивать шаблоны.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель.

Филимоновские игрушки. Лепка, роспись - Сценарий основной образовательной деятельности «Филимоновские мастера»

Статья «Сценарий основной образовательной деятельности «Филимоновские. » Цель: Расширить представления детей о ремесле мастеров филимоновских игрушек. Задачи:дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами; рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимоново; учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи;.

План-конспект ООД по лепке «Мастерская игрушек» на тему «Филимоновская игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №61«Радуга» План-конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на тему «Мастерская игрушек» Разработал и провел.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» во второй младшей группе

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» во второй младшей группе Цель: Познакомить детей с филимоновской росписью. Задачи: 1. Учить самостоятельно применять ранее полученные навыки рисования( прямые линии. 2. Учить при рисовании соблюдать границы фигуры. 3.Вызвать интерес к рисования и закрашивания филимоновской игрушки. 4. Упражнять в.

Фотоотчет по лепке в младшей группе «Филимоновский петушок»

Фотоотчет по лепке в младшей группе «Филимоновский петушок» Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего.

Расскажите детям о Филимоновской игрушке

Филимоновская игрушка — народный промысел, который в старину зародился в деревне Филимоново. Филимоновские мастера делали кухонную утварь из местной глины, но всенародную славу им принесли не предметы обихода, а детские игрушки. Гончарным ремеслом в Филимоново занимались все — мужчины на гончарном круге изготавливали большие изделия, а женщины лепили свистульки и расписывали их малиновыми, желтыми и зелеными красками. Эти игрушки зпвоевали такую любовь, что за ними стали приезжать со всей России.

Филимоновскую игрушку не спутаешь ни с какой другой. Каждая фигурка имеет общие черты — тонкую талию и длинную шею. Вылепленных из глины людей и животных после обжига раскрашивают характерной росписью — разноцветными полосками, солнышками, снежинками, елочками. Яркие филимоновские барышни, кавалеры, сказочные животные были для наших предков не просто игрушками, но и семейным оберегом. Наши предки дарили друг другу свистульки-игрушки с пожеланием семейного счастья, благополучия, достатка.

Конспект занятия по рисованию "Филимоновская роспись" в старшей группе.

- учить самостоятельно повторить орнамент рисунка из шаблона

- развивать чувство композиции и правильно его передать

- закреплять знания ребят в изучении темы "филимоновская роспись"

- продолжаем пополнять знания в изучении русской культуры.

-акварельные краски, готовый трафарет, кисти,баночки,образец "филимоновской росписи".

Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи; роспись полоски; знакомство с историей "Филимоновская роспись.

Ход занятия:

- ребята, хочу вас познакомить с русской росписью,а называется она "Филимоновская". Как она появилась и где. Филимоновская роспись появилась очень давно (данные археологов)более 700 лет назад. Ремесленники из деревни Филимонова Одоевского района Тульской области делали детям игрушки. Игрушки были простые, барашки, свистульки. Чтобы они были нарядней,изделия расписывали. Это были простые полосочки,кружочки, полукруг. Но каждый орнамент нёс свою символику. Кружочки символ "солнца","земли и плодородия","воды".

Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим предметы Филимоновской росписи. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Каждая работа умельцев, передаёт настроение нам с вами.

- Дети,а вы запомнили что означают орнаменты филимоновской росписи.

(Дети) -символ земли,это кривые полосочки и треугольники.

- символ солнца, это кружочки.

- символ воды,это разнообразные полукруги.

- Ребята, кто запомнил, какие цвета красок использовали мастера (ответы детей).Красный,зелёный, жёлтый.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь ребята, мы приступим к работе.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Филимоновская роспись»


Итог работы наш таков.




Наше занятие окончено,ребята справились с задачей. Всем спасибо!

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись» Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью. Задачи: - Формировать умения рисовать элементы кистью с соблюдением.

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка»

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка» Цель: расширение представлений детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Роспись олешка»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Роспись олешка» Тема: Роспись олешка. Цель: Формировать умение детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковской росписи. Задачи: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле.

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня»

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня» Программные задачи: закреплять умение изображать прямые пересекающиеся линии, создавая узор на определенной форме; учить сочетать цвета;.

Читайте также: