Гендерные игрушки что это такое

Обновлено: 05.05.2024

Всё розовое и красное по умолчанию считается «женским», синее и коричневое — «мужским». Психологи попытались разобраться, почему так происходит, с чего начался бум розового цвета как маркера девичества и что всё это означает для нас и наших детей.

В последние несколько лет в фокусе внимания миллионов людей — вопросы о том, нужны ли общие туалеты и разумно ли предоставлять детям право решать, каков их гендер. Тем временем на другом полюсе — маркетинговый бум «девочкизации» всего, пишет профессор нейронаук Джина Риппон. Розовая одежда, игрушки, открытки, телефоны, компьютеры, велосипеды… Нельзя сказать, что и раньше не было деления вещей на «девочке — розовое, мальчику — голубое», но в конце 2010-х с их сильной фемповесткой этот феномен, который исследователи называли пинкификацией (pinkification) , выглядит довольно неожиданно.

Колумнистка New York Times в своем бестселлере «Золушка съела мою дочь: депеши с фронта новой девочковой культуры» отмечает, что Дисней продает более 25 тысяч наименований мерча с принцессами.

Пинкификацию постоянно критикуют, но, как и любое явление, которое приносит своим создателям деньги, она не спешит исчезнуть.


В американской культуре цветовая маркировка гендера начинается еще до рождения ребенка — с так называемых gender reveal party. На 20-й неделе по УЗИ уже понятен пол ребенка, и многие будущие матери устраивают по этому поводу вечеринку. Те, кто не утерпел и узнал, мальчик будет или девочка, устраивают вечеринки с соответствующим антуражем — обед с подружками в зале, оформленном розовыми блестками, или тематическая пати с ружьями и машинками. Для любителей сюрпризов выпекаются внешне одинаковые торты с розовой или голубой начинкой. Во всех случаях не избежать подарков — кучи розовых или голубых шариков, носков, слюнявчиков и пр.

Даже формально прогрессивные инициативы, направленные на борьбу с пинкификацией, захлестывает розовой волной: вот компания Mattel выпустила STEM Barbie — серию кукол, которые делают карьеру инженеров. Но что конструирует такая прогрессивная кукла? Правильно, розовую стиральную машину, розовый вращающийся гардероб, розовый стенд-карусель для бижутерии.

Вы можете задаться вопросом, почему это вообще важно.

Важно понять, отражает ли пинкификация биологически обусловленное различие или насаждает искусственно сконструированный обществом стереотип.

Если это биологический императив, то его нужно уважать и поддерживать, верно? Но если речь идет о социальном конструкте, стоит понять, чьим интересам он служит. Кто выигрывает от того, что завороженная розовыми бусиками девочка не обращает внимание на конструкторы и предпочитает приключенческим книгам жизнеописания принцесс?

В 2007 году группа ученых задалась целью выявить объективные причины тяги женщин к розовому цвету, если таковые существуют. Рабочей гипотезой было то, что для древних женщин-собирательниц розовый был цветом спелых ягод, в противовес зеленому цвету незрелых. Еще одной теорией стало то, что розовый был «цветом эмпатии» — женщины следили за здоровьем других членов общины, прежде всего маленьких детей, и изменение цвета кожи было одним из первых сигналов болезни. Проведенное исследование цветовых предпочтений полов было подхвачено СМИ и широко распиарено с посылом «девушки предпочитают розовое — это заложено в мозге», несмотря на то, что участников экспериментов было всего 200, исследовали только взрослых, и у китайцев, в отличие от британцев, тяга к розово-красному цвету была сильно выражена также и у мужчин (в Китае красный цвет традиционно считается самым нарядным и величественным).

Спустя три года аналогичное исследование цветовых предпочтений провели у пятимесячных младенцев, которым демонстрировали предметы разных цветов. И оказалось, что красная часть спектра нравится им всем, вне зависимости от пола.

Эту статью медиа цитировали в пять раз реже, чем подтверждавшую «биологические корни любви к розовому».


Уже в трехлетнем возрасте дети наделяют игрушки гендером, ориентируясь на их цвет: розовые и сиреневые — девочки, зеленые и коричневые — мальчики. Американские психологи Ванесса Лобю и Джуди Делоуч смогли определить, в каком возрасте дети уясняют для себя эту взаимосвязь. Двум сотням детей, от семимесячных до пятилетних, предлагали пары объектов, один из которых был розовым. Результат оказался однозначным: до двух лет розовый воспринимается нейтрально, дальше девочки начинают предпочитать именно эти предметы, а мальчики, наоборот, их отвергать.

Исследователи предполагают, что розово-голубое разделение (РГР) началось около ста лет назад, по крайней мере, тогда в документальных источниках, таких как газеты и книги, начали появляться соответствующие паттерны. Гендерное разделение в литературе для детей появилось примерно тогда же — в конце XIX века, до того в культуре существовала четкая дифференциация миров мужчин и женщин, но не маленьких детей.

Очевидно, что сам по себе розовый цвет сегодня не имеет никакого значения, был ли он связан с собирательством на заре человечества или нет.

Важно то, что он стал кодом сегрегации, запирания целевой аудитории (девочек) в рамках ограниченного набора ожиданий. Из этого набора также исключаются мальчики, что ограничивает и их свободу.

Парадоксальным образом иногда пинкификация, наоборот, используется как разрешительный маркер — как в примере с той же STEM Barbie. Но в таких случаях часто наблюдается патерналистский подтекст: мол, девочка не сможет сама по себе понять, что быть инженером круто, пока мы не предложим ей изобретать помады.

В 2016 году в Белом доме даже проводили специальную встречу экспертов, которые должны были обсудить, не являются ли игрушки важнейшим инструментом манипуляции детским неопределившимся сознанием. Отражают ли они то, что уже происходит в мозге, — или диктуют это? Однозначного ответа нет.

Гендерные предпочтения в типе игрушек существуют, и обусловлены они дозой мужских гормонов, которые ребенок получает, находясь в утробе матери.

Таким был вывод социологов из Кембриджского университета, которые изучали поведение 120 детей одного, полутора и двух лет. Девочки значительно больше интересовались куклами, а мальчики — машинками. При этом цвета для них значения не имели, что позволило исследователям сделать вывод о социальной природе выбора в рамках РГР.

Чтобы понять, направляют ли определенные игрушки жизненный сценарий маленького человека вопреки его природным склонностям или, наоборот, развивают их, необходимо смотреть на ситуацию шире. Справедливы ли немногочисленные и разрозненные западные исследования вопроса для всех культур?

И кто на самом деле решает, что такое «мальчишечья игрушка» и «девчачья игрушка» — сами дети, родители, маркетологи, медиа?

Американские психологи Джудит Блэкмор и Рене Сентерс попросили 300 юношей и девушек рассортировать 126 игрушек по трем категориям: для мальчиков, для девочек, для обоих полов. Исходя из поведения участников эксперимента они выделили пять типов игрушек: определенно мужские, умеренно мужские, определенно женские, умеренно женские и нейтральные. Результаты показали единодушие в определении гендерной принадлежности — спорными оказались атрибуции только девяти игрушек, причем спорили об умеренно мужском / нейтральном или нейтральном / умеренно женском.

Психолог Бренда Тодд из Лондонского университета решила проверить, существует ли аналогичный консенсус у детей. Все ли мальчики выберут машинку, экскаватор, мяч или голубого мишку? Все ли девочки возьмут куклу, набор посуды или розового мишку? Участников разделили на три группы: 9–17 месяцев (возраст первых самостоятельных игр), 18–23 месяца (демонстрируют первые признаки понимания гендера) и 24–32 месяца (период, когда гендерная идентичность уже укрепилась).

Чем старше были мальчики, тем дольше они играли в «мужские» игрушки и тем меньше в «женские». У девочек эта зависимость оказалась обратной — кукла притягивала внимание младшей группы, старших всё больше интересовали машинки.

А что будет, если «мужскими» и «женскими» игрушками назначить произвольные, а не те, к которым мы привыкли? Эту идею проверили в небольшом (42 участника) эксперименте: детям раздали обувные колодки, орехоколы, чеснокодавки и формочки для дыни, каждый предмет — в голубом и розовом вариантах, и каждый рандомно назвали «девочковым» или «мальчуковым». Мальчики не смотрели на цвет, проявляя одинаковый интерес к каждому виду игрушек, девочки же нашли розовые предметы более интересными. Однако когда «мужскую» чеснокодавку перекрашивали в розовый, она начинала нравиться им не меньше «женских» предметов. У мальчиков такого эффекта не отметили.

По словам историка маркетинга Элизабет Свит, в 1950-х игрушки имели гораздо более выраженную гендерную составляющую (например, набору юного строителя противопоставлялся набор юной чистильщицы ковров), чем в 1970–1990-е: наступление феминизма сделало игрушки более гендерно нейтральными.

Однако сейчас мы рискуем потерять завоевания этих лет — по мнению Свит, это происходит из-за либерализации регулирования детских программ.

Мультики становятся инструментом маркетологов, а для них гендерное разделение — удобный способ таргетирования целевой аудитории и увеличения прибыли.

Играем ли мы розовыми пони в семью и синими солдатиками в войну потому, что этого хотим, или потому, что нас программирует общество? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы рассчитываем получить, собрав больше данных и сделав более точные выводы на основе их анализа. Очевидно одно: чем больше общество выступает за разделение гендерных ролей, тем больше мозг ребенка, подобно губке впитывающий все существующие вокруг паттерны, будет гендерно фиксированным — со всеми проистекающими от этого позитивными и негативными последствиями.


Гендерно нейтральный подход к воспитанию детей предполагает соответствующие игрушки.

В одном юмористическом американском сериале герой спрашивает героиню, что подарить ее сыну на день рождения. «Что-то гендерно нейтральное!». «Что-то такое, чтобы он не догадался, что он мальчик? - уточняет герой. А я думал подарить ему туристический нож . ». Конечно, это шутка, но попробуем разобраться, что же такое гендерно нейтральные игрушки и зачем они нужны.

Как появились игрушки для мальчиков и девочек?

В древности роли мужчин и женщин были предопределены зарание и детей приучали через игру к тому, чем им придется заниматься всю жизнь. Для мальчика – это была война и охота. Для девочки - дом, семья, хозяйство. Отсюда - деревянный меч и лук для мальчика, кукла и посуда - для девочки. Но времена меняются роли мужчин и женщин в семье и социуме тоже, а значит, и детские игрушки становятся более разнообразными.

Но, если в мире взрослых девушка может стать военной а парень - поваром, то игрушечных автоматов для девочек и набора посуды для мальчиков вы не найдете.

Часто разделение игрушек не имеет практической основы. Так, китайские исследователи провели эксперимент. Предложили двум группам детей кучу самых разных игрушек. Первой не сказали ничего, второй - что желтые игрушки - для мальчиков, зеленые - для девочек. Первая группа весело и с удовольствием играла, вторая - тревожилась и тратила кучу времени на то, чтобы выбрать игрушки подходящие для своего пола. А то вдруг сверстники будут смеяться?

Всегда ли уместна маркировка?

Иногда маркировка по половому признаку ничем не оправдана. Например - пластилин «для мальчиков» и «для девочек», который отличается только цветом коробки - розовой или синей. А когда сыну на завтра в садик надо срочно купить пластилин, а продавец говорит, что есть только «для девочек», то возникает вопрос, а почему у вас нет просто «пластилина для детей»?

Рациональным, мне лично, кажется подход, при котором на коробках игрушек изображены двое детей. Например, конструктор, в который играют мальчик и девочка, или детская кухня, где присутствуют оба ребенка.

Нейтральный подход - это не навязывать мальчику синюю машинку, девочке - куклу в разовом платье, а попытаться взглянуть на ассортимент игрушек шире, а также не ставить искусственных запретов.

Как играют дети?

Доцентка кафедры психологии Ратгерского университета Ванесса Лобью в ходе исследований выяснила, что дети начинают замечать и использовать гендерные поведенческие модели (выбирать игрушку голубого или розового цвета) примерно в возрасте 2-3 лет. В 5-7 лет многие дети предпочитают играть со сверстниками своего пола и выбирают игрушки, которые считают приемлемыми для мальчиков или для девочек. Но в 7-10 лет эти грани стираются. Дети выбирают занятия и модели поведения в соответствии со своим мироощущением. Поэтому если двухлетний мальчик просит в магазине куклу - это еще не говорит о том, что в будущем он будет недостаточно мужественным. А девочка гоняющая с мальчиками в футбол - недостаточно женственной. Но в 10 лет уже можно говорить о личных интересах и предпочтениях.

дети играют в мяч

Хотя часто, нужно задать себе вопрос, а действительно ли эта игрушка для ребенка определенного пола?

Мальчик на площадке просит у девочек игрушечную колясочку, в которой сидит заяц. Девочки разрешают. Мамы девочек переглядываются, а мама мальчика комментирует: «Хочешь покатать зайца в коляске? Прекрасно! Вырастешь, создашь семью, будешь хорошим отцом!». Через 10 минут малышу надоела коляска, и он пошел играть в доганялки. Еще не известно, каким он вырастет, но главное что на уровне подсознания не будет установки: Коляски, малыши, пеленки - это исключительно женские штучки.

У моей дочки есть стереотипно девичьи игрушки: куклы, наборы розового лего, и прочее. Также она может играть фигурками супергероев брата. Иногда сын разбирает ее розовую лего-карету и строит из кирпичиков конюшню, или берет игрушечную кроватку и бережно укладывает спать Бэтмена. Иногда они вдвоем выстраивают в комнате динозавров и устраивают баталии, спасая принцессу - куклу, которая сидит на шкафу. Мы не разделяем игрушки, и никаких проблем при этом нет.

Но важно понять, что гендерно-нейтральный подход предполагает не воспитание андрогенного ребенка, без понятия половой пренадлежности, а свободу выбора. В том числе розовых пони для девочек без страха быть высмеянной за инфантильность и набора солдатиков для мальчика - без риска, что его сочтут агрессивным.

Игрушки «унисекс»

Вместе с тем, примерно половина игрушек у нас «нейтральные». Одинаково интересные для детей обоих полов:

  • Кубики, брусочки, разнообразные строительные материалы;
  • Конструкторы: кирпичики лего из которых можно построить все что угодно, магнитные, механические конструкторы с набором детских отверток, гаечных ключей и.т.д;
  • Пазлы с нейтральными рисунками (животные, пейзажи);
  • Электронные игрушки: роботы, радиоуправляемые машинки, самолетики;
  • Мягкие игрушки. Бежевый медвежонок нравится как сыну так и дочке. Вальдорфский пупс в желтом комбинезоне может быть как мальчиком, так и девочкой, в зависимости от того, кем его представит ребенок в процессе игры;
  • Спортивный инвентарь: набор для бадминтона, детский боулинг, скакалки, мячи;
  • Настольные игры: джанго, домино, лото, мозаика и тому подобное.

Также я стараюсь придерживаться нейтральной цветовой гаммы. Проще говоря, выбирая мяч, покупаю не розовый или синий, а зеленый. И все довольны.

Слушать ребенка

Хорошо если дети могут выбрать игрушки в соответствии со своими интересами и имеют возможность играть так, как им этого хочется. Вмешательство родителей при этом, целесообразно разве для соблюдения техники безопасности. Если девочку отчитывают за игры в войнушку, а мальчика за приготовление песочных пирожков - это дико. Если родители девочки категорически против кукол, или мальчика - против пистолетиков и танков, - это всего лишь подмена одной диктатуры другой.

Если воспринимать понятия нейтральности и свободы слишком буквально можно и двухлетнего мальчика доставать вопросами: "Ты считаешь себя мальчиком или девочкой?", "Ты хочешь надеть платье или шорты?" Что должен ответить ребенок, который еще не имеет жизненного опыта? Поэтому во всем важен баланс и рациональный подход.

«SOS! Мой сын играет в куклы!», «Что делать: дочку совершенно не интересуют барби и пупсики». Такие «крики о помощи» время от времени появляются в соцсетях и обычно становятся поводом для нешуточных дискуссий. Большинство откликнувшихся пытаются успокоить паникующих родителей, заявляя, что нет повода для тревоги, но некоторые уверены, что беспокойство не напрасно. Нужно ли разделять игрушки по гендерному признаку? «Мальчикам — машинки, девочкам — куклы» — устаревший стереотип или формирование традиционного представления о мужских и женских ролях? Психологи и опытные родители пытаются ответить на эти вопросы.

Игрушки разные нужны, игрушки разные важны

Большинство родителей считают, что детям для гармоничного развития нужны разные игрушки. Девочки не обязаны играть только в куклы или любить розовых пони, а мальчикам вовсе не возбраняется кормить пупса из бутылочки и катать его в коляске.

Мальчики — налево, девочки — направо

Как оказалось, деление игрушек по половому признаку и стереотип «розовое-голубое» прочно сидит в головах многих родителей. Особенно категоричны папы мальчиков, которые считают куклу в руках своего сына страшным позором.

  • «У подруги муж, увидев, что их сын играет с девочками в куклы, пришел в ужас, выхватывают у него неугодную игрушку со словами: „Ты мальчик, будущий мужчина! Не смей даже прикасаться к ней!“. Я считаю, что это диагноз, но не мальчику, конечно, а его отцу. У взрослого человека наверняка какие-то свои комплексы, раз он уверен, что игры в куклы свидетельствуют о нетрадиционной половой ориентации».
  • «Я купила куклу племяннице в подарок, а сын захотел с ней играть. Я ему говорю: „В куклы играют только девочки, а ты мальчик“. Он запротестовал, истерика была ужасная. Мальчик и вдруг такой неподдельный интерес к куклам. С чего бы это? Как-то подозрительно, волнуюсь…»
  • «Сначала мальчик играет в куклы, потом захочет надеть платья, это далеко заведет! Такое нетипичное поведение может говорить о том, что у ребенка „не та“ ориентация или есть ошибки в воспитании».
  • «Подруга рассказывала, что ее сын играл в коляски и куклы, а потом к трем годам начал называть себя женскими мена, говорить не „я пошел“, а „я пошла“. Она думает, что, скорее всего, из-за игр в куклы. Поэтому вчера, когда мой малыш отобрал на улице у девочки колясочку с куклой, я готова была за валерьянкой бежать».
  • «Я считаю, что игры и игрушки с раннего детства помогают в формировании поведенческой модели, в том числе и по половой принадлежности. Зачем мальчику игрушечную коляску покупать и поощрять его желание заниматься с куклами? Не понимаю!»
  • «Мою 3-летнюю дочку совершенно не интересуют куклы, посудка и прочие игрушки для девочек. Она мечтает быть Человеком-пауком и обожает книги про пиратов. Бабушка очень беспокоится, настойчиво предлагает, чтобы внучке перестали покупать машинки и роботов, а еще категорически выступает против брюк, мол, девочка должна носить только юбки и платья».
  • «Купила годовалому сыну игрушечную коляску мишек возить по дому. Муж был в бешенстве, побежал ее выкидывать. Еле остановила, договорились, что завтра же подарим ее какой-нибудь девочке в парке, а наш, мол, будет катать коляску только став папой».
  • «Я категорически не согласен с тем, что мальчику надо в куклы играть. Кто потом из него вырастит? Заботу о ближнем можно и другими способами ребенку привить, например, куклу можно заменить мягкой игрушкой».

Мнение специалистов

Доцент кафедры психологии Коломенского государственного пединститута Наталья Тарасенко : «Кукла — это модель человека. Игра с ней развивает умение сочувствовать. Ни в коем случае не запрещайте сыну играть в куклы и тем более не оскорбляйте его достоинство („Ну что ты как девочка?“): у малыша может сложиться впечатление, что сопереживание — немужское дело. В психологии существует целое направление под названием „куклотерапия“. Рекомендую и родителям использовать инсценировку жизненной ситуации с помощью куклы для подготовки ребенка к какому-то стрессовому для него событию, например, походу в больницу. Можно устроить сеанс куклотерапии и после похода в больницу: так вы узнаете, что больше всего напугало там ребенка. От имени куклы он может сказать о том, о чем не скажет просто так маме или папе».

Семейный психолог Елена Заитова : «Совершенно понятны тревоги родителей о том, правильно ли играют их дети. Вырастет ли мой сын мужественным, ответственным, сильным, а дочь женственной, привлекательной, заботливой? Дети, к счастью, часто сами интуитивно верно чувствуют, что им нужно сейчас для развития и самовыражения. Для мальчика игра в „дочки-матери“ может быть не менее полезна, чем для девочки: он может играть в заботливого и ответственного папу, возя куклу или плюшевого мишку по квартире в тележке или коляске. Возможность поиграть в родителя или поговорить от имени пупса очень важна для выражения каких-то его тревог, переживаний и чувств любви, заботы, благодарности. Есть чувства, которые ребенку трудно выразить иначе, нежели в игре. Не стоит бояться этого, в данном случае игра — скорее лекарство, нежели опасность. Также нет ничего плохого, если девочки решили порезвиться с пистолетиками и машинками».

Что делать, если мальчик играет в куклы? Свое мнение высказывает психолог Екатерина Кровошеева

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого.

Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра - это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра - главная развивающая деятельность .

Дети всех возрастов познают мир с помощью различных игр, и в этом прекрасно помогают игрушки, которые должны соответствовать физическому и психологическому возрасту ребенка, ведь детство - очень важный период в становлении личности ребенка-дошкольника. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Малыши быстро растут, развиваются, постигают нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку, сочувствие в минуты огорчения.

Куклы, машинки конструктор, мозаика, кубики - все они участвуют в процессе социальной адаптации и даже помогают решать разные психологические проблемы. Роль игрушек для детей - дает большие представления об окружающем его мире. Дидактические игры - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно с удовольствием подчинять свое поведение этим правилам. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит к трем, четырем годам. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Итак, игра для ребёнка 2-3 лет очень важное, интересное и полезное занятие, и важно, что бы родители видели что, игра – это не пустое развлечение.

Вид проекта : Групповой, информационный.

Участники проекта : Дети 1 младшей группы «Неваляшка», воспитатели, родители.

Цель : Дать представление детям об игрушках, учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.

-активизировать мыслительную деятельность детей, настроить их на занятие посредством отгадывания загадок;

-способствовать формированию у детей навыки взаимодействия друг с другом;

- создать условия в группе для гендерного воспитания детей;

-развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- способствовать развитию у детей умения сочувствовать и сопереживать;

-формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

1.Подготовительный этап:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, подбор методической литературы.

- Разработка мероприятий с детьми по проекту «Игры и игрушки».

2. Основной этап реализации проекта:

Цель : активное участие детей и родителей в проекте «Игры и игрушек»; улучшение взаимопонимания между детьми в группе.

Срок реализации проекта : 1 неделя.

Работа с родителями

Содержание мероприятий

Наглядная агитация о проведении проекта «Игры и игрушек»

Рекомендации родителям «Игры ребенка 2-3-х лет»

Беседа с родителями о любимых игрушках своих детей

Игрушки мальчиков и девочек

Папка передвижка «Будущий мужчина», «Будущая женщина».

Перспективный план проведения мероприятий по теме проекта

«Игры и игрушки»

Совместная деятельность детей и взрослых

1.Чтение стихотворений об игрушках

А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»

2. Создание игровых ситуации:

- «Построим дом для наших игрушек», «Зайка заболел», «Уложим куклу спать».

4. Подвижные игры

«Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч»

5.Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки», «Подбери одежду для мальчика».

1.Рассматривание картин, иллюстраций («Игры детей»)

2. Настольные и дидактические игры:

- «Собери картинку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек».

3.Отгадывание загадок об игрушках.

4. Подвижная игра

1. Чтение худ. литературы:

- знакомство с потешками, пестушками, прибаутками, колыбельными, использование их в режимных моментах воспитателями.

2. Знакомство с русскими народными играми, повторение ранее знакомых:

- «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит»

3. Игры с матрешками, неваляшками, пирамидками.

4. СРИ «К нам пришла доктор», «Я капитан».

1.Обыгрывание стихотворений об игрушках

А. Барто «Мишка», «Мяч», «Зайка», «Бычок».

2.Создание игровой ситуации:

- «Построим дом для зверят».

Познакомить детей с разными формами ролевого взаимодействия; вносить в игру элементы новизны.

4. Рассказ сказки «Теремок» с помощью игрушек (резиновых), обыгрывание.

- Построим гараж для машин.

2.Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений.

4. Закрытие недели:

- итоговое мероприятие ( дискотека с любимыми игрушками).

3. Заключительный этап.

Создание мини-музея «Любимые игрушки девочек и мальчиков». Рассказывание об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов.

«Попади в круг»

Дети стоят в кругу на два шага от обруча. У них в руках мячики. По сигналу

Они бросают мячи в круг, берут из круга. Отмечаем детей, которые попали в

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки

Надевай скорее, ну же:

Снизу шире, сверху – уже (пирамидка)

На одной ноге кружится,

А устанет – спать ложится (юла)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрешка)

Он резиновый и круглый

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать,

По дорожке покатать (мяч)

У нее колеса есть, руль, четыре дверки -

Возит в кузове Андрей

Для Танечки конфетки (машина).

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати».

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду ( шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить , какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

«К нам пришла доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки - зайку, мишку, куклу.

- «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Даша, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор».

«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

- Доктор! У нас в группе заболел мальчик - Артем, давай его вылечим.

Проводится прием больных.

Обыгрывание стихотворений про игрушки

Обратить внимание детей на игрушки , которые пришли к ним в гости .

Чтение стихотворений про игрушки А . Барто :

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Беседа с детьми какой зайчик : маленький, серенький, добрый (дети все повторяют за воспитателем)

- Скажите дети, а зайчик умеет прыгать? (ответы детей) .

Давайте зайчика развеселим и попрыгаем как зайки.

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

- Пальчики разомнем? Повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика «Топ-топ, топотушки»

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут зайки на опушке. (Показать «зайчиков» )

Топ-топ, топотушки. (Ладошки стучат по столу)

Пляшут лапки, (Потрясти кистями рук)

Пляшут ушки. (Показать «зайчиков» )

- Кто это у нас заскучал…мишка. Какие у него лапы? Есть ли у него хвостик, как у зайки. Ой, а мишка упал (чтение стихотворения про мишку)

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

- Пожалеем мишку (дети гладят медведя)

- А как же мишка ходит (ходьба с детьми переваливаясь с ноги на ногу) .

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенки поет,

Шишка отскочила прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою, топ.

- И слоник с бычком заскучали. Смотрите дети какое большие уши и длинный у слона хобот, а у бычка большие острые рога.

Трудно точно назвать дату появления первой детской игрушки. Уже в первобытном обществе, как только люди научились обрабатывать камень, появились первые фигурки животных и прочих предметов, которые использовались для игр детей. В то время взрослые, скорее всего, на интуитивном уровне понимали необходимость игрушек для малолетних членов общества.

В современном обществе каждый взрослый понимает, что игрушки – это не просто способ игры и развлечения. Это действенный метод знакомства маленького человечка с окружающим миром. В самые первые месяцы игрушки помогают развивать моторику, чувства осязания, зрения. Позже ребёнок на примере игр и игрушек моделирует жизненные ситуации и взаимоотношения в обществе, фантазирует и рисует своё понимание, как должно происходить. В любом случае игры помогают ребёнку развиваться и познавать окружающую действительность.

Разделение игрушек: так ли это важно?

Как невозможно определить момент появления игрушек, также трудно отследить точку отсчёта условного разделения игр и игрушек на "мальчиковые" и "девчачьи". С незапамятных времен девочки играли в кукол, а мальчики в солдатиков. Гендерные различия закладывались в игрушки взрослыми, и далее все шло по проторенной дороге: дети вырастали и навязывали такое разделение своим детям.

Эти игрушки фактически определяли домашние "обязанности" будущей женщины.

Конечно, всегда были и есть универсальные игрушки – мячи, конструкторы, спортивный инвентарь и прочее. Но даже в нынешнее время можно увидеть родителей, у которых может вызвать непонимание желание мальчика поиграть в куклы или девочки – в солдатиков.

Девочка и мальчик играют в куклы

Игрушки – это познание окружающего мира

Взрослые должны отдавать себе отчёт, что игры для маленьких детей – это способ познания мира. И на первых порах этот мир ограничен рамками квартиры или дома. Потом он распространяется на уличные прогулки. Поэтому ребёнок старается моделировать происходящие вокруг него ситуации.

Ведь папа нянчится со своим малышом? Почему тогда мальчик не может поиграть с куклой, как будто она его ребёнок? Мама часто водит машину, когда ездит с ребёнком за покупками (например). Почему девочка не может поиграть в машинки?

Поэтому все разделения довольно условны и являются скорее каким-то пережитком прошлого.

Девочка и мальчик играют в куклы

Дети могут и должны играть в разные игрушки. Это позволит им гармонично развиваться. То, что мальчик, например, будет играть с куклой, может стать основой того, что он будет хорошим папой в своё время. А девочка, увлекающаяся машинами, сможет быстрее изучить правила дорожного движения.

Главное в игрушках – это чтобы они были безопасны для ребёнка. А воспитание лучших "мужских" и "женских" качеств в детях родители должны проводить на примере собственного поведения.

Читайте также: