Глиняная игрушка ленинградской области

Обновлено: 16.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Плешковская игрушка неприметна на первый взгляд, неяркая, но сколько в ней теплоты и обаяния! Я давно очарована этим промыслом. Но с каким трудом удается собрать хоть какую-то информацию! А та, что есть, часто вызывает сомнения в своей достоверности. Вот даже в дате рождения выдающейся мастерицы, "классика" промысла, расхождение.

На форму игрушки, пластику влияет прежде всего материал и его местные особенности. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями. Такой глине не нужен дополнительный декор - украшены игрушки мало: редкая гравировка, нет налепов, только грудки у птиц с защипами. Да и раскраска очень деликатная, небольшие пятнышки сдержанных цветов. (Фроловы применяют и другие узоры, но моего доверия к ним нет. По-моему, это просто набор различных русских языческих символов без разбора.)
Форма игрушки цельная, без лишних деталей. Размером небольшие - ребенку по руке.

Сюжеты традиционны, хоть и с некоторыми особенностями. Преобладает так называемая крестьянская тема - все домашняя скотина и птица. О связи с древними языческими символами и мотивами напоминает разве что медведь, да и конник условностью отличается от других изображений людей. Но о них во второй части.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Местная сюжетная особенность - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны. Но, как отмечают и Фроловы, это довольно поздний сюжет.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этой области - островерхий капор, косынка на шее. Орловский костюм знаю плохо, не могу сейчас проверить. Встречается также убор в виде кокошника - то ли местный, то ли символический.
Тема костюма в игрушке очень интересна, и у нее еще не было своего исследователя.

Интересно и место свистка - не в птице, зажатой подмышкой - прямо в руке.

Сюжеты:
Барыня без ребенка
Барыня с ребенком
Солдат в форме русско-японской войны.

Медведь
Олень
Конник, всадник
Конь
Коза
Корова
Баран
Курица
Петух
Утица
Собака – более поздний сюжет (с сайта Фроловых, но вероятный мотив)

Сюжеты с сайта Фроловых, в подлинности которых я сомневаюсь.
Ни в одном издании и ни в одной коллекции я таких плешковских игрушек не видела. Не вижу и логики их возникновения в контексте промысла:
Поросенок
Белка
Зайчик
Русалка (птица-дева) (с хвостом и \ или со свистком)
Русская троица с оленями
Русская троица с конями "Ладья"
Русская троица с птицами (курами)
Русская троица с птицами (петухами)

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).
Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.
Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. ”
Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
«Русская троица» — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.
Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.
.
Барыня - хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).

Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где заброшенные дома с пустыми глазницами - окон.
Но мне посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства, помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.
Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного".
Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого жарче греет.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.
Только у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.
С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки, но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое символическое значение игрушечных изображений.
Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще всего делают без свистка.
Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу на колеснице.
Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.
Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце, являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая.
Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности, охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним у А. С. Пушкина: ". Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. "
.
29.10.2005

Каргопольская игрушка. Документальный фильм (1982)

Каргопольская игрушка. Документальный фильм (1982)

Каргопольская игрушка – традиционный народный промысел, сложившийся на местных красных глинах. Гончары изготавливали глиняную посуду, а из остатков глины лепили игрушки для детей и для забавы. Фильм о династии потомственных гончаров Шевелевых, сумевших возродить и продолжить традиции народного промысла – каргопольской игрушки (Архангельская область).

НЕ БЕЗ ВОЛШЕБСТВА. Мастерица Ирина Чувашова

НЕ БЕЗ ВОЛШЕБСТВА. Мастерица Ирина Чувашова

. Последние штрихи – заглаживание нескольких вмятинок и нанесение нарядного декора палочкой …Дружное и пока сырое глиняное семейство, пара с детками и зверьками домашними глядит задорно на свою совсем молодую создательницу. Можно, наконец, выйти из-за стола после четырехчасового фестивального онлайн-марафона и помыть руки… Ирина еще не знала тогда, что уйдет с этого конкурса победителем.

Альбом «РУССКИЕ ИГРУШКИ» с картинками и описанием

Альбом «РУССКИЕ ИГРУШКИ» с картинками и описанием

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли.

Выставка глиняной игрушки «Игры всерьёз» - 84 фото

Выставка глиняной игрушки «Игры всерьёз» - 84 фото

В Архангельской областной научной библиотеке им. Добролюбова открылась выставка глиняной игрушки из собрания народного мастера России Сергея Степановича КЛЫКОВА. Более 30 лет Сергей Степанович собирал глиняные игрушки в разных уголках мира. В его коллекции находится около 200 игрушек, которые он подарил библиотеке. Птицы, звери, всадники, деревья – глиняные игрушки из различных регионов России, традиционные и авторские вы сможете увидеть на экспозиции.

Каолин — фарфоровая глина

Каолин — фарфоровая глина

Знаменитый венецианец Марко Поло прожил в Китае 26 лет. Он привез с собой в Италию из путешествия никем не виданные легкие и красивые китайские чаши и вазы. Это было в ХIII века. Секрет изготовления удивительной посуды очень интересовал его современников. Ходили всякие слухи.

Основы художественного ремесла. Барадулин В.А. (ред.) (Часть 2)

В книге содержатся методические рекомендации учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков по работе с твердыми материалами, практические советы по обучению школьников приемам резьбы и росписи по дереву, художественной обработки металла, кости, изготовления керамической игрушки. Первая часть второго издания пособия «Основы художественного ремесла» вышла в 1986 г.

Дымковская игрушка

В слободе Дымково под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.

Чудо-кони, чудо-птицы. Геннадий Блинов

Обобщенность, условность формы и раскраски, выразительность, непосредственность, яркость не определяют особенности народной игрушки России, в отличие от игрушки и декоративной скульптуры других народов. То же самое можно сказать об игрушке Таджикистана и Узбекистана, Украины и Литвы, Японии и Мексики. В чем же проявляется национальный характер нашей игрушки?

Дымковская игрушка - история промысла и фото

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

Потомственный гончар, мастер романовской игрушки Иван Федорович Гункин родился 23 марта 1928 года в с. Ленино Липецкого района (до 1920 года – с. Романово). Жители этого села, а также соседних сел Пады и Троицкое традиционно занимались гончарным ремеслом. В самостоятельный промысел выделилось изготовление романовской глиняной игрушки.

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда то в обиходе была в основном глиняная, целые сёла занимались гончарством. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие игрушки, фигурки-свистульки.

Мастера каргопольской глиняной игрушки

На юге Архангельской области, недалеко от того места, где Онега вытекает из озера Лача, спрятался в хвойных лесах, тронутых березовой сединой, тихий маленький городок Каргополь. Вынянченный и укрытый от врагов дремучим бором, он долго сохранял традиции, восходящие к самой глубокой древности.

Специальный репортаж «Тайна игры»

Дети привыкли, что игрушки должны пахнуть лаком, краской, пластиком. Природные запахи, грубоватая поверхность кости, кожи, дерево их отталкивает, но и притягивает одновременно. Так начинается знакомство с миром традиционной игрушки.

Валентина Племянникова "Дымковское искусство"

Валентина Племянникова

Более 400 лет существует на Вятской земле дымковское искусство. Много талантливых художниц посвятили себя этому народному промыслу. Среди них и Валентина Петровна Племяннникова. Можно смело сказать, что сегодня Валентина Петровна является старейшим мастером своего дела. Она родилась в 1938 году в городе Кирове. С 1958 года начала заниматься дымковской игрушкой. В старой части города Кирова Валентине Петровне была предоставлена мастерская, где она и по сей день лепит свои очаровательные произведения.

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.

Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.

Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.

Этим летом я был в Петербурге, и искал там на барахолках оятские игрушки, но нашёл только горшки. Несколько предметов видел в петербургском Музее игрушки. Они ниже на фото. Один оятский конёк, тоже из Петербурга, был у меня раньше.



Оятские игрушки 1970-80-х гг. в петербургском Музее игрушки.

Моё желание неожиданно исполнилось на последней «Ладье». Я познакомился там с мастером из Алёховщины – Ивановой Людмилой Андреевной. Она училась у старых мастеров, Лукичёва и других. Работает педагогом в центре детского творчества.

Я мог встретить её и в прошлом году, но тогда она привезла только свои авторские работы по мотивам промысла – фигурки старичков, старушек, сельских девочек, сложные и многоцветные. Я просто не обратил на них внимания, проходя мимо.

Сейчас она тоже выставила подобные вещи, добавив полуреалистических новогодних петухов. Но было и много традиционного – ей заказали коллекционеры, и многое разобрали. Я застал под конец ярмарки только небольшие изображения животных и птиц. Как сказала мастерица, были и крупные фигуры – всадники и львы (мне попался маленький вариант льва). Эти вещи забрали сразу, и я их не видел.

Мне и без того хватило. Все свои работы, включая маленькие и сравнительно простые, Людмила Андреевна ценит высоко, на уровне мелкого антиквариата. Она сделала мне скидки; был уже конец ярмарки. Я, конечно, сообщил, что работаю педагогом, и выглядел не сказать что богато.



Л.А.Иванова. Глухарь, птичка-свистулька. 2016 г.




Л.А.Иванова. Зайцы, лев, козёл. 2016 г.

Как мне показалось из разговора, Людмила Андреевна считает себя единственным нынешним мастером оятского промысла, который имеет право так называться. Я интересовался, есть ли ещё мастера или ученики, но определённых сведений не получил, и вопрос остался для меня открытым. Возможно, в том детском центре есть кто-то ещё, но это лишь мои домыслы.

Напротив её столика и витрины стояла посуда из Алёховщины, ходили мастера – на них Людмила Андреевна поглядывала с неприязнью и говорила, что у них не настоящая оятская керамика. «Они могут сфотографировать мои игрушки, и будут потом делать такие».

Как рассказала народная художница, в 70-е годы в Алёховщине работал керамический цех. Она там была на какой-то руководящей должности, но начальники были и над ней. Все образцы посуды и игрушек утверждали искусствоведы и худсоветы, и по ним делались почти одинаковые изделия. Посуду нередко расписывали по замыслам художников, искажавших местный самобытный стиль.

Кстати, у старых мастеров Алёховщины ангобной росписи не было, только красная глина и глазурь. Главные черты расписной посуды восстановили по археологическим находкам. От посуды орнаменты перешли и на игрушки. Именно такие вещи я видел в музее в Петербурге.

Впоследствии Людмила Андреевна ушла из цеха и стала работать педагогом. Как она говорит – потому что в цехе портили промысел. Я думаю, что она ещё и устала от начальства, так как она, похоже, человек с характером.

После известных реформ цех преобразовали в ООО, игрушку делать перестали, осталась одна посуда. В 2004 г. цех сгорел при пожаре. Есть версия, что его руководство хотело скрыть финансовые нарушения, и было заинтересовано в случившемся.

Потом цех частично отстроили, и в каком-то виде там сейчас есть гончарное дело, по-прежнему без игрушек. Всё, что связано с игрушкой, находится в детском центре.

Летом я подумывал, не съездить ли мне из Питера в Алёховщину, но оказалось, что это в 300 километрах. Даже и на машине тяжеловато – впрочем, и нет её у меня.

Похоже, что я увидел бы там только горшки, и в лучшем случае – выставку в центре творчества. Возможно, в полноценном виде этого промысла там сейчас нет.

Мне бросилось в глаза, что мастерица столько говорит об искажениях промысла, но сама аутентичные вещи делает только по заказу, или для выставки. А на продажу лепит авторское, в основном. На мои сомнения она отвечала так: я не называю их оятскими игрушками, они авторские.

От себя добавлю: непросто распутать эти вещи. В интернете висят фото, сделанные любителями, там всё перемешано, и есть эти цветные статуэточки – всё под заголовками «оятская» или «алёховская» игрушка.

По крайней мере, Людмила Андреевна хорошо делает традиционные вещи «под Лукичёва». Есть у неё и почти традиционное, но немного с орнаментом, как делали раньше в цехе.

Рядом с мастером торговала изделиями из шерсти её знакомая, тоже из Алёховщины. Она участвовала в разговоре: вот, Людмилу Андреевну и в педагогах обижают, работать не дают. Нужно помогать, кто бы о ней написал.

Я тоже педагог, работаю с глиной, и мне хорошо знакомы заполнение журналов, писание планов, отчётов и других документов, проверки. Всё это идёт во вред творчеству. Многие пожилые педагоги обижаются, что начальство смотрит больше на бумаги, а не на суть дела.

Правда, здесь, на «Ладье» народным мастерам оплачивает участие (командировку, торговое место) их областная или районная администрация. Наверное, и оятскому мастеру тоже дали заработать, и у неё есть не только известные трудности, но и кое-какие блага. Каковых, например, у меня нет и не предвидится. (Ах, это уже личное).

Поскольку я всё равно не могу чем-то серьёзно помочь редкому мастеру – может, хотя бы эта заметка поможет заинтересованным людям найти к ней дорогу. Пусть приходят на зимнюю «Ладью» и ищут торговый ряд промыслов Ленинградской области.

Из комментариев

d_lanin
Строго говоря, оятская керамика и алеховщинская керамика – это два разных этапа. Исторически керамикой занимались в деревнях выше по течению Ояти: Кондрашово (больше не существует), Новое Село (два брошенных дома), Кяргино, Нижнее Подборье (там я провожу каждое лето на протяжении многих лет), Верхнее Подборье, Карпина гора, Ефремково, Надпорожье и нескольких других. В начале 1930-х гг. была создана артель «Красный гончар» в Карпиной горе, которая действовала до конца войны. После ее упразднения традиция прерывается. Возродить ее попытались в 70-е годы по инициативе ленинградских художников, и именно в Алеховщине, потому что она к тому времени разрослась в большое село, а деревни, бывшие историческими центрами гончарного промысла, обезлюдели или вообще исчезли. При этом пригласили нескольких стариков, помнивших традиционную технологию, чтобы они обучали местных мастеров. С тех пор имеет смысл говорить уже об алеховщинской керамике, поскольку больше нигде на Ояти ею не занимаются.

Что касается игрушек, то единственная аутентичная оятская игрушка – это птичка-свистулька, поливная, но без всякой росписи и налепов. Они по сути различались только размерами и пропорциями. Так было до 1830-х гг., когда в Новом Селе возник гончарный завод Фока, работавший на петербургский рынок. Традициями там не интересовались, делали все, вплоть до бюстов, моделей петербургских зданий и памятников и т.д., и под влиянием завода кустари тоже начали разнообразить свои изделия: кто-то пытался воспроизводить фоковскую продукцию, кто-то импровизировал. По той же причине на оятской керамике появилась роспись. Завод был уничтожен после революции, формы растащили по избам.

Тем не менее, большинство типов игрушек на снимках не имеют отношения даже к «фоковскому» периоду. С самого начала возрождения промысла было ясно, что на одних свистульках не прожить, поэтому начали заимствовать сюжеты отовсюду. После исчезновения помянутых в посте худосоветов эта тенденция только усилилась.

ipsum_dixit
С большим вниманием прочитал эту интересную и новую для меня историческую справку. И благодарю за определённый труд, которого она потребовала.

Наверное, это более научно - считать оятскую и алеховщинскую керамику разными. Просто сейчас нынешняя алеховщинская керамика часто называется оятской, как в интернете, так и на ярмарках промыслов; чему я и следовал.

Обычно в доступных источниках в связи с возрождением промысла в 70-е годы чаще всего вспоминают мастера Лукичёва, чьи игрушки, как мне кажется, довольно просты, архаичны и не ассоциируются с заимствованиями, или подражанием заводской продукции. Хотя, возможно, мастер расширил круг сюжетов, что-то придумал сам, и это уже какой-то сравнительно поздний этап.

d_lanin
Не за что благодарить. Об Ояти я мог бы рассказывать часами, да некому: никого этот медвежий угол не интересует )
Вот, кстати, две настоящие оятские свистульки. Одну я нашел на чердаке, другую – на отмели (там все дно реки выстлано черепками), она заметно обточена течением:




Такие же остались практически в каждом доме, как и разнообразные горшки. Но никаких лошадок, коровок, баранов и т.д. нет и в помине. Крайне редко встречаются поздние и явно подражательные или экспериментальные вещи вроде этого красного командира в алеховщинском музее:


Это как раз довоенная продукция «Красного гончара». Как образец наивного искусства он, конечно, великолепен, но хорошо видно, что никакой местной традиции антропоморфных изображений за ним нет. А игрушки рядом – это, понятно, уже современность.
На одной фотографии уместилась половина всей экспозиции керамики:


Как видите, старых горшков много, но игрушки сплошь новые.
Это продукция сгоревшего цеха:


А это заменивший его детский центр ремесел:




Что до Лукичева, то он был не один, конечно. Мне в Алеховщине с таким же пиететом называли еще пару фамилий, которые я сейчас, увы, не вспомню. Если я правильно понял, это и были первые ученики тех самых стариков, которых специально переселили из умирающих деревень и имена которых уже все благополучно забыли, потому что не свои, пришлые. Сейчас дело представляют таким образом, что Алеховщина издревле была центром оятского гончарного промысла. Это не совсем так )

ipsum_dixit
Мне очень нравятся эти птички-свистульки, от них веет стариной.

Вместе с тем, я бы вряд ли стал их называть особым видом народной игрушки (в том же смысле, как дымковская, каргопольская и др.) Хотя по происхождению они и оятские.

Это потому, что, не зная места изготовления, мы не узнаем по ним самим, что они сделаны именно там.

Подобных птичек делали везде, где был промысел гончарной посуды. И самостоятельного промысла игрушки на Ояти на тот момент, получается, просто не было.

Чтобы говорить о промысле игрушки, нужны местный стиль, узнаваемость, и хотя бы несколько сюжетов.

Игрушки советского периода и их стиль основаны, скорее всего, на работах лишь одного мастера - Лукичёва Алексея Васильевича (1907-1980).
Он родился в Карпиной Горе. В 60-е его нашёл искусствовед Блинов, он же впервые употребил в своих публикациях термин "оятская игрушка". В 1969 сделали цех в Алеховщине, и пригласили его туда. Не только его: ещё трёх гончаров, Бойцова, Романова и Смирнова. Но они делали, скорее всего, только посуду, поскольку игрушки в старых коллекциях и книгах есть только Лукичёва.

Есть фото его игрушек и в этом сообществе, можно найти. Сюжетов у него немало, в основном, домашние и дикие животные и птицы. Легко узнаются по почерку. Изделия цеха по форме похожи, но на них роспись, а у Лукичёва её не было. (В период цеха разрисовывали и его вещи.)

Подобным образом, нынешняя дымковская игрушка происходит от работ одного мастера, Анны Мезриной.

Несоответствие термина нынешнему месту гончарства, не один случай. Знаменитая филимоновская игрушка сейчас делается не в Филимонове (типичной умирающей деревне), а в Одоеве, Туле и даже Москве. Видел лет 20 назад в Москве старую родственницу мастериц прошлого, Марию Алдохину, работавшую для худ. салонов; глину ей привозили внуки из родных мест.

Конечно, когда пишут, что в Алеховщине промысел был издавна, это нужно исправлять. Но сам термин "оятская игрушка", наверное, можно оставить. Алеховщина ведь тоже на Ояти; просто в своё время туда переселились мастера.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мастера:
В тридцатые годы:
Чумичева Прасковья Павловна (1869 — 1955),
ее дочери — Фомина М.Л., Клинина Пелагея Павловна, Аленкина Т.П.
После войны также:
Афанасова Анна Харитоновна (1924 г. р.) и Шеляева Елена Алексеевна (1911 - 1994).

На сайте, с которого взяты тексты, есть также перечень всех сюжетов чернышенской игрушки с комментариями.
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k1.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k2.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k3.htm
Сомнения не оставляют меня по поводу сюжета "монашка". Это очень нехарактерный образ для деревенской, крестьянской игрушки. Присутствует обычно в городских промыслах.

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли "кукушками", за что в народе их прозвали "тетерошниками".

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка - "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Девицы—молодицы в "кукушечье время" с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне—язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали "долговременного и благополучного здравия".

Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки Думали, что величайший владыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Поэтому убиение кукушки считалось преступлением". (А. Афансьев)

Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: "кукушка, прокукуй мою скотину!". Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей. чтобы водились пчелы.

Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: "кукушка роди мне сынушечку—дочушечку".

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не лепят, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков—свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками.

Форма коньков—свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши Чернышенские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия — четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышенской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышенских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина М.Л., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева Е.А. до50—х годов.

В настоящее время возрождением чернышенского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.р.) и ее дочь Аня (1983 г.р.) вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна.

Работы Фроловых были представлены на выставках и фестивалях у нас в стране, а также в Германии, Франции, Италии, Норвегии и США.

В трудные времена для Отечества все чаще мы оглядываемся назад, ищем опору и поддержку в прошлом своего народа, возвращаемся к истокам, к своим глубинными корням. Интерес к национальной культуре на Орловщине велик. Все чаще можно услышать орловскую песню, увидеть традиционный крестьянский костюм, возвращаются к жизни забытые промыслы и ремесла.

Принято было считать, что Чернышенский игрушечный промысел угас в 30-х годах. На самом же деле мастера в этой деревне продолжали работать и после войны. Эту игрушку мы встретили случайно в Загорском музее игрушки, изучая там другой орловский промысел — плешковский.

Но самое удивительное нас ожидало в деревне Чернышино Новосельского района, где мы познакомились с живущими и ныне мастерицами П. П. Клениной, А. X. Афанасовой и Е. А. Шеляевой.

Развитие гончарного ремесла в этом крае идет от казаков, поселившихся для охраны рубежей на Орловщине во времена Ивана Грозного. Фамилии у них в основном были украинские, поэтому место, где глину брали, так в народе и прозвали "Хохлов Верх". Жители д, Чернышино были крепостные - "барские". К своему основному доходу добавляли заработки от какого-либо промысла.

Интересные воспоминания об этом промысле оставил В. Н. Глаголев - учитель рисования в Новосиле, большой любитель этой игрушки. Благодаря его энтузиазму чернышинские игрушки начала века есть в собраниях многих музеев нашей страны.

Глаголев пишет в 1933 г.: "Производством игрушки в этих местах занимались только женщины. По давно сложившемуся обычаю ни от семьи, ни от мужа на свой расход крестьянка ничего не получала, а пользовалась приходом от продажи молочных скопов и изделий женского производствам холста, пряжи, вязания и остатков растительного сырья. В начале XX века было занято значительное количество женщин, но как только на рынке появилась фабричная и кустарная игрушка, часто штампованная, местное производство стало снижаться.

Доступность по цене и традиционный обычай покупать именно глиняную игрушку делали ее популярной. Несмотря на повышенную цену, игрушки быстро раскупались населением.

В период ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались заунывными звуками свистулек. Поднятие этого промысла весьма желательно, но на него не обращено еще внимание местных деятелей".

Еще в начале века В. Н. Глаголев пытался обратить внимание на угасающий уникальный промысел.

О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева (1911 - 1994), к сожалению, в марте месяце ушедшая из жизни.

"Собираемся и холь. Ни то сено косить, ни то за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может; три - когда успеет.

А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь.

День прожгут, ночь простоят и они как раз звонкие выходят.

Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Лад накладали, лад - свистки делали, одну дырочку наспрось, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Препловены. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.

Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то бывало и на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо было".

Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или "ляпушками".

Анна Харитоновна Афанасова (1924 г. р.) рассказывает: "После войны недостаток был, вот мы и промышляли "ляпушками". "Захочешь папки — протянешь лапки", так бывало моя бабушка говорила, знатная была мастерица Прасковья Павловна Чумичева (1869 — 1955). А папками у нас хлеб называли. А за то, что кукушек делали, называли нас в народе "тетерошниками".

И действительно, в чернышинской пластике не встретишь домашнюю птицу, как в плешковской Игрушке. Лепили они в основном только кукушек. А связано это было с преобладанием в местной обрядовой структуре своеобразного культа кукушки. Кукушка отождествлялась с весной, это "божья" птица - вещая. Предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу не только человека, но по существу всех природных явлений. Кукушка заключала в себе птичий образ женского божества, наделенного тайной высшей силой пророчества, что изначально приводит к древнейшему культу бога Рода и рожениц,

В кукушку превращали женщину с несчастной судьбой (нарушившую нормы поведения). С этим превращением связаны большинство мифологических легенд славянского населения о происхождении кукушки. Кукушка носитель сакральной силы, которая проявляется в народных представлениях о ней как о защитнике скота. "Кукушка, прокукуй мою скотинку", - просили крестьяне. Трава "кукушкины слезки" участвовала в обрядах, связанных с браком.

В этих местах с Вознесенья по Духов день проходил Обряд "Похороны и крещение кукушки". Что интересно, чернышинскую игрушку продавали только на двух ярмарках, именно в "кукушечье" время года.

Чернышинские мастерицы расписывали свои игрушки полосками, напоминающими живое оперение птицы. Даже у кукол-кормилок на шее элементы кукушечьей росписи - чередующиеся полоски - своеобразное напоминание о магической связи женщины и кукушки.

Н. ФРОЛОВА, народный мастер, член Союза художников России.
29.10.2005.
---------------------------------------- ---------------------------------------- ---
Обе статьи взяты с сайта семьи Фроловых, мастеров-игрушечников.
Больше 10 лет назад Фроловы решили возродить чернышинский и плешковский промысел своими силами. Я очень радуюсь, если промыслы возобновляются, повышается интерес к народному творчеству и т.д. Тем не менее, к деятельности Фроловых отношусь с осторожностью и некоторым недоверием.

Сразу должна сказать, что это сугубо мое мнение, с которым не обязательно соглашаться.
1. Есть мастера, игрушку которых я признаЮ, считаю хорошей, несмотря на то, что эти мастера не потомственные, приезжие или живут в промысловой деревне. Однако проблема изменения формы из-за смены места жительства существует, ее отмечают многие исследователи и сами мастера. Вне среды, пейзажа, быть может, "родной" глины,
меняется характер игрушки, форма, часто появляются новые сомнительные сюжеты, "уходит" качество.

2. Фроловы взялись сразу за 2 промысла, очень разные. Еще один минус в моих глазах. Чаще всего, в такой ситуации страдают оба промысла. Хотя из этого правила у меня есть собственное исключение: мастер, делающий романовскую и добровскую игрушку. Но романовская и добровская родственные игрушки, и сама мастерица очень правильно относится к ситуации, считая себя не совсем народным, а скорее профессиональным мастером.

3. Люди, пришедшие в промысел, а не "выросшие" в нем, часто стремятся "окультурить" традиционную игрушку, Она получается рафинированной, "заглаженной", красивенькой, сувенирной. Такая вещь ориентирована на массовый вкус. Я не за дремучую архаику во что бы то ни стало, но такие вещи - не народная игрушка, а ее изображение, воспроизведение.

Примечательно, что все примеры из цитаты говорят как раз об упадке ремесла, доказывают деградацию игрушки вдали от своих истоков.

4. Не строго соблюдая традицию, мастера рискуют оказаться в совсем другой области - авторская игрушка по мотивам народной. Сама по себе тема интересная, у нее есть свои поклонники, плохо, если интерпретацию выдают за традицию, за исконную форму.

5. Появляются новые сюжеты и формы. Это происходит и при нормальном развитии промысла Каждый мастер привносит свои стилевые черты, работая по канону. Но в данном случае стоит говорить не о развитии традиции, а о ее нарушении. Фроловы изобрели множество несуществовавших сюжетов, взяли их из из русской мифологии "вообще", а не из верований конкретной области. Подозреваю, что есть нарушение росписи. До меня доходили сведения, что раньше Фроловы, вопреки местной традиции, покрывали игрушки лаком.
Я считаю это признаком "работы на публику", желанием понравиться, быстро получить признание и известность.
В моей коллекции работ Фроловых нет. Если у меня появятся основания, чтобы изменить представление о творчестве этих мастеров, сообщу отдельно.

Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника

Оятская керамика неразрывно связана с историей одного из коренных народов, проживающих на территории Ленинградской области – вепсами.

Оятская керамика. Село Алёховщина

Приоятские вепсы

Вепсы – один из древнейших народов Северной Европы. Первые упоминания о предках вепсов – чуди и веси, относится к VI веку. А о том, как «призывали варягов» на Русь племена «чуди заволоцкой» вместе со славянскими племенами, рассказывается в Повести временных лет. Так, когда-то, в этом союзе и появилось первое русское государство со столицей в городе Ладога.

Вепсы, исторически проживающие по руслу реки Оять – относятся к так называемым «средним» вепсам. К малому коренному народу, относящемуся к финно-угорской языковой группе.

Вепсы в национальных одеждах:

Вепсы. Национальный костюм

Вепсы. Национальный костюм

Берега реки Ояти, по которым принято условно считать места осёдлости средних вепсов – круты. А близлежащие по реке ландшафты – холмисты. Места красивые. Но не сильно подходят для земледелия. Не случайно вепсы традиционно были охотниками, рыболовами и ремесленниками. И именно у приоятских вепсов получило распространение гончарное дело и производство керамики. В немалой степени этому способствовала и глинистость почв реки Ояти. Красная глина в этих местах – кругом и около.

История Оятской керамики. Село Алёховщина в «приоятской вепсарии»

Чтобы познакомиться поближе с оятской керамикой лучше всего приехать в село Алёховщина. Посёлок с давней историей расположен в Лодейнопольском районе, на севере Ленинградской области. Здесь, в Алёховщине — существует Центр возрождения ремёсел.

Издревле вепсы, населявшие этот район, занимались гончарным делом. Но широкую известность оятская керамика обрела волею случая.

Оятская керамика. Село Алёховщина

Некогда, в XVIIIв. проживал в этих местах немецкий лесопромышленник. По фамилии Фок. Занимался лесом. Имел мануфактуры и фабрики. Но дело у него, со временем, пошло в разлад. И его предприятию стало угрожать банкротство. Предприимчивый фабрикант решил сменить сферу своей деятельности. И решил заняться гончарным делом. Поставив его на поток. Благо глины кругом в Приоятьи хватало. Решено – сделано. Открыл Фок мануфактуры по производству керамики. А тут, ещё и беда помогла. Как часто бывает. После пожара в императорской резиденции, в самом Эрмитаже, понадобилось царской семье обновить интерьеры. Тут, Фок и получил крупный заказ с Высочайшего соизволения. И дело у немца пошло. Так, со временем, производство оятской керамики насчитывало в районе Ояти и села Алёховщина уже до 200-от мануфактур. Каждый год отправлялись караваны лодок в Северную Столицу в конце XIX и XX-ых веков. Да что там! Оятская керамика шла и в Европу. Через Санкт-Петербург и Финляндию.

К 20-ым годам прошлого века в Оятском районе насчитывалось около 200-от гончарных «горшечных». Деревянных изб и построек, в которых целые семьи и артели занимались изготовлением керамической утвари.

После Великой Отечественной Войны дело местных мастеров… как-то пошло само на убыль. И до наших времён, ремесло это, в здешних краях, сохранилось лишь только в семьях.

Центр возрождения ремёсел в селе Алёховщина

В конце 60-ых годов прошлого века предприняли попытку возродить уникальный народный промысел в промышленном масштабе. И в 1969-ом году в селе Алёховщина был создан (не без помощи местных энтузиастов-мастеров) цех производства керамики. Цех, спустя годы, вырос до фабрики по производству гончарной продукции. Так появилась предприятие «Оятская керамика». К несчастью, просуществовала эта фабрика только до 2004-го года. Прекратив своё существование после пожара.

Оятская керамика. Центр возрождения ремёсел в селе Алёховщина

Но ремесло оятской керамики и Алёховщинской глиняной игрушки не умерло. Мастера народного промысла объединились в Центр возрождения ремёсел. В котором продолжают традиции вепских гончаров.

Каждый, кто приедет в Центр возрождения ремёсел в Алёховщине – будет радушно встречен местными мастерами. Они познакомят гостя с особенностью оятской керамики, алёховщинской игрушки. С историей и технологией гончарного производства. Можно самому попробовать сесть за гончарный круг и изготовить (под руководством опытных наставников) керамическое изделие. Стакан, кружку, горшок. Всё, что у вашей душе угодно. После чего, это изделие можно забрать с собой. Всё это — за очень символическую плату. Такой творческий интерактив интересен не только детям, но и взрослым. Стать на время настоящим гончаром. Сесть за настоящий гончарный круг. Сделать глиняный горшок (например) своими руками! Очень занятно и любопытно. Приезжайте в Алёховщину! Попробуйте)

Оятская керамика. Центр возрождения ремёсел в селе Алёховщина

(Место, где расположен Центр возрождения ремёсел (карта) и часы работы Центра — указаны в конце статьи)

Особенности оятской керамики и алёховщинской игрушки

Оятская керамика — самобытна. Она не так известна — как гончарные и керамические изделия других традиционных народных промыслов России. Утварь из оятской глины — скорее практична. Она не такая замысловатая как «гжель» , изделия скопинских или дымковских мастеров. Но это ни сколько не умаляет её достоинств. Среди изделий мастеров оятской керамики встречаются настоящие произведения искусства!

Оятская керамика. Алёховщина

К характерным особенностям изделий оятской керамики можно отнести форму основания посуды. Ему придают определённому форму (по окружности основания изделия) при помощи резца-лекала. Этим лекалом оттачивают наружный диаметр утвари (горшка, стакана, тарелки), аккуратно очерчивая основание посудины во время вращения его на гончарном круге.

Подрезка донышка основания изделия лекалом:

Оятская керамика. Гончарный круг

Также существует традиционный орнамент свойственный вепсской гончарной традиции. И способ его нанесения.

В былые времена существовало несколько традиционных орнаментов оформления оятской керамики. И использовалось три традиционных цвета. Белый, чёрный и зелёный. Узор наносился естественными, «природными» красками. Зелёный цвет, при этом — получали из медного купороса. В настоящее время — мастера используют большее количество орнаментов и сюжетов. В оформлении гончарной продукции. И большее количество цветов. Используя более широкий спектр красок пищевых красителей. Но одно остаётся неизменным. Традиционным способом нанесения орнамента на изделия оятской керамики служит…груша. Мастера наносят узоры не кистью. А именно грушей. Раньше для этого служили коробочки из бересты, а сейчас — используются обычные резиновые груши.

Нанесение орнамента грушей

Нанесение узора грушей. Оятская керамика

Алёховщинская игрушка

Алёховшинская игрушка — также имеет свои характерные черты. И похожа и не похожа на игрушки других народных промыслов из других регионов и областей.

К традиционным игрушкам Алёховщины можно отнести свистульки. Которые выполнены в виде различных животных и птиц. Сама игрушка, как правило, пёстро не расписывается. И имеет простые формы. Также, к традиционным игрушкам вепсов из глины — можно отнести и глиняные куклы. Которые оформлены и стилизованы в фигурки в народных костюмах, и расписываются под традиционные цвета вепсского платья.

В Центре возрождения ремёсел можно попробовать смастерить своими руками и традиционную игрушку или свистульку. Мастера подскажут как её сделать)

Центр возрождения ремёсел в селе Алёховщина

Продукция, которую изготавливают в Алёховщине доводится до стадии «готовности» двумя способами. Готовые формы оставляют сохнуть либо под действием естественной температуры, либо её обжигают в печах. При последнем способе, предварительно, перед обжигом, поверхность изделия покрывают глазурью. Это придаёт блеск утвари, «оживляет» краски и делает любое изделие более практичным. Ему не страшны погодные метаморфозы. А посуда, после такой обработки — абсолютно пригодна для приготовления и хранения пищевых продуктов. С единственной особенностью, свойственной любой керамике — боязни открытого огня.

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Если вы отправились в путешествие в Приоятье, то стоит посетить и местный музей народного быта вепсов. Он находится рядом с Центром возрождения ремёсел. В старом деревянном доме. Для того, чтобы попасть в музей, нужно обратиться в Центр. И сотрудники Центра ремёсел радушно проведут экскурсию по музею. Расскажут о традиционном быте вепсов, и укладе их жизни. В небольшом «Музее жителей Приоятья» собрана интересная экспозиция. С ней любопытно будет ознакомиться, посмотреть, и даже потрогать руками предметы быта простых селян вепсов.

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина

Плата за экскурсию и за посещение Центра возрождения ремёсел в Алёховщине — почти символическая.

Время работы и место расположения Центра возрождения ремёсел и Музея жителей Приоятья

Алёховщинский центр ремёсел находится по адресу: с. Алёховщина, ул. Алёховщинская дом 20.

Центр находится в здании Администрации с. Алёховщина.

Режим работы: с 10-00 до 17-00, выходные дни: суббота и воскресенье.

От Санкт-Петербурга до Алёховщины около 230-240 км. Нужно двигаться на север по трассе «Кола» и не доезжая немного до села Доможирово — свернуть направо.

Посмотреть как добраться с трассы «Кола» в Алёховщину можно открыв карту.

Посетив Алёховщинский Центр возрождения ремёсел можно проложить своё путешествие по живописным местам этого края. Примерно в 20 км от Алёховщины находится старинное поселение Тервеничи. В котором находится очень красивый монастырь.

На страницу Ленинградская область. Интересные места: Перейти…

В Рубрику всех записей блога Перейти….

На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…

Оставить комментарий или подписаться на обновления темы можно в самом низу страницы

Перейти в паблик Дранки в ВК или подписаться на него можно по ссылке : Паблик Дранки в ВК»

Читайте также: