Гоночный автомобиль ссср игрушка

Обновлено: 17.05.2024

Детский легковой автомобиль, 1955 год

Детская машина с педалями была настоящим чудом, объектом роскоши и вожделения каждого советского ребенка. В СССР существовали десятки моделей таких педальных машин - Москвич, Ракета, Победа, Радуга. Среди них были и уменьшенные копии настоящих автомобилей. Все они были выполнены в лучших традициях советского дизайна с вниманием и любовью к деталям. Кроме того, все они обладали по-советски надежными конструкциями. Правда, были такие машинки у редких счастливчиков.

Дети на педальной машине «Стрела», 1962 год

Дети на педальной машине «Стрела», 1962 год

Детство Сергея прошло в Москве в 1960-ые. Он вспоминает, что о такой машинке он даже не мечтал. Во-первых, они стоили дорого, а во-вторых, появлялись такие экземпляры в продаже только в Детском Мире, главном магазине игрушек Москвы, и их тут же раскупали.

«Кажется во дворе нашего дома такая была только у одного мальчика, сына какого-то “серьезного” человека. У меня же был только трёхколёсный велосипед, но и ему я бы просто несказанно рад», - рассказал Сергей Russia Beyond.

Дети фотографируются в парке, 1970

Дети фотографируются в парке, 1970

Кроме того, жилищные условия многих советских граждан просто не позволяли иметь такой объект - в квартирах ее было просто негде хранить! В легендарном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» можно увидеть, как такую машинку хранят вместе с колясками на лестничной клетке. И такая возможность была далеко не везде - только в образцово-показательном доме с консьержем, где такую роскошь точно не украдут.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1973

Детство Олега прошло в 1980-е, во времена тотального дефицита всего, в том числе игрушек. «Появление такого авто во дворе вызывало небывалый ажиотаж и зависть, а счастливый хозяин становился "другом" всем и каждому».

«Наш Колька бабник», 1965

«Наш Колька бабник», 1965

У машинок, впрочем, был и существенный недостаток - их устройство было рассчитано на возраст 4-5 лет, определенный рост и достаточно худосочное телосложение. Так что, к сожалению, пользоваться ими удавалось фактически в течение лишь одного летнего сезона.

В парке, Волгоград, 1960-е

В парке, Волгоград, 1960-е

В некоторых городах такие машинки можно было арендовать и сделать на них пару кругов по парку или центральной площади. Правда, советские родители не часто баловали детей, так что катание, мороженое или сладкая вата были мечтой, которая могла осуществиться лишь на большой праздник или день рождения.

На стоянке детского такси «Карапуз», Архангельск 1965 год

На стоянке детского такси «Карапуз», Архангельск 1965 год

Борис рос в 1980-х в советской Риге. Там «достать» такую машинку было чуть легче. Борис вспоминает, что весил его автомобиль немало и дети постарше помогали ему поднимать «игрушку» домой на третий этаж. Сам он просто не смог бы поднять.

Педальный Москвич

В СССР при этом очень поощряли любое развитие детей - и если ребенок интересовался вождением, он вполне мог пойти в любительский кружок. А среди «юных автогонщиков» даже устраивали соревнования.

Соревнование юных «автогонщиков», 1930

Соревнование юных «автогонщиков», 1930

1936 год. Юные автомобилисты на спортивном параде, Красная площадь.

1936 год. Юные автомобилисты на спортивном параде, Красная площадь.

В 1966 году в Москве состоялся парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций, организованный популярным журналом «Техника молодежи». Парад прошел по всему центру города, в Парке Горького устроили выставку конструкций.


«Москвич» на фото ниже, например, не был в массовом производстве, это самодельная конструкция.


Для совсем маленьких детей были и «упрощенные» варианты - «толокары». На них ребенка сажали сверху, за ручку его мог катить родитель. Например, на фото ниже модель “Волга”. Ее счастливый обладатель говорит, что на улицу с ней он не выходил, а катался по дому.


Андрей Соболев/Личный архив

Сейчас в российских магазинах можно свободно купить любые автомобили, в том числе и самые современные иномарки. Однако коллекционеры готовы выложить немалую сумму за советскую педальную машинку (цены на сайтах объявлений варьируются от 4 до 50 тысяч рублей). А стоит ее покрасить, и она будет снова радовать глаз и служить еще не один десяток лет.

Советский игрушечный автопром сильно отличался от западных или азиатских производителей — в СССР основной упор делался на реалистичность игрушки. Мотоциклы, легковые автомобили, грузовики и танки были миниатюрными копиями настоящих машин, и даже раскрашивались как прототипы. Такой выбор был сделан неслучайно: ребенку показывали, что машины — это интересно, и если он вырастет «хорошим мальчиком», у него будет такая же, но настоящая. Советские люди могли мечтать, но их желания должны были быть достижимыми. Представляю вам примеры редких игрушечных автомобилей времен СССР.

ВАЗ-2102

Среди легковых авто пользовались популярностью «Жигули» и «Москвич». В основном самые миниатюрные и ценные модели делались из металла, они имели формат 1:43.



ВАЗ-2102, но с багажником

Часто на таких машинках открывались двери, а внутри были сидения, руль и рычаги.



Москвич-433

Занятно, но чаще детей такие модели покупали взрослые коллекционеры, которые до сих пор «охотятся» за редкими экземплярами.



Москвич-2141

Были и более крупные модели, 1:32, сделанные из пластика, а также обычные игрушки, которые не поддавались точным стандартам.



Москвич-408

Автомобили скорой помощи, милиции или пожарных чаще всего заказывались ребятами на Новый год или день рождения.



ВАЗ-2101

А это те самые «Жигули» Гаи-Милиция, которые мелькали в фильмах и на полу перед телевизорами.


Были игрушечные машинки стилизованные под такси…


… эскорта из аэропорта.



ЗИЛ-4331

Это автоцистерна «Аэрофлот», но из этой же серии были и другие обслуживающие автомобили, например, для топлива.



ВАЗ-2121, надежная «Нива»



ВАЗ-2101

К самым большим праздникам заводы игрушек могли выпускать ограниченные тиражи, приуроченные к мероприятию. Эти «Жигули» — к Олимпиаде-80.



УАЗ-469, а повод тот же — гостеприимная Москва-80


Были и совсем раритетные игрушки, которые больше хотелось взрослым коллекционерам, нежели детям.





УАЗ-452В



МАЗ-503 — автомобиль-самосвал

Такие пластиковые машины пользовались большим спросом, ведь с ними можно было играть в песочницах и по-настоящему перевозить грузы.



Еще один любимец дворов — трактор К-700 «Кировец»



Автомобиль десантный



Камский грузовик 5511

Забавно, но производители не просто создавали игрушечные грузовики, но и указывали, что они камские, рассказывая детям, где именно производят реальные большегрузы.



АМО Ф-15 (завод ЗИЛ)



Икарус 260

Один из самых популярных автобусов в СССР.



Автобус «Турист»

Эта игрушка считается очень редкой. Сделанная из жести, с ярким рисунком и необычной тематикой, она является популярной «хотелкой» любителей машинок СССР.

Машинками, на которых катаются дети, сейчас уже конечно никого не удивишь. Их полно и в детских магазинах и в парках развлечений, они все с электроприводом, совершенно разных расцветок, моделей, и разных по стоимости, как от вполне доступных, так и до полного «лакшери», цена которого может достигать стоимости настоящего подержанного автомобиля. Но так было не всегда…


Мне, чьё детство проходило в 80-е на периферии Донецкой области, в своё время даже и мечтать не приходилось о собственном маленьком автомобиле, хотя настоящая, большая «Волга» в семье была, но вот своё, что бы гонять по двору, по «центральной трассе» от ворот до противоположной части двора, по дорогам поскромнее (между грядками) и «по грунтовке» — по самим грядками и в саду, своего такого, конечно не было, хотя о существовании таких машин для детей, с механическим приводом, я знал благодаря большому количеству всякой периодики, которую выписывали в семье.
На вопрос – а где можно купить такую машинку, на просьбы подарить такую машинку, родители и дедушка с бабушкой лишь разводили руками, говорили что может это в столицах такое есть, а у нас…



Впрочем, и в столицах маленьких автовладельцев было не так уж много. Детская машина была такой же желанной у малышей, как настоящая у взрослых. И большие и маленькие машины в то время объединяла одна характерная для всех черта – их было мало, и стоили они недешево. По имеющимся у меня данным, стоимость педального «Москвича» была от 25 до 35 рублей ( в 70-е), что в общем-то было немало, но не столько стоимость была препятствием, а дефицит. Как и с большими, маленьких машин на всех желающих не хватало.



Педальные «Москвичи» производились на самом настоящем конвейере, хоть и маленьком, не знаю даже, было ли такое, конвейерное производство детских игрушек в других странах, но на АЗЛК вот было, о чем говорят сохранившиеся фото и документальные кинохроники. Ежегодно с конвейера сходило около 200 тыс. мини-москвичей, поэтому машина эта являлась самой распространённой у счастливых маленьких «автовладельцев». Из опций на ней была только одна – можно было включать фары, работавшие от батарейки «Планета», напряжением 4.5 вольт. Задние фонари были простыми катафотами.





«Москвичи» небыли первыми машинками для детей, выпускавшимися в СССР. На сохранившихся фото видно, что производились и «Победы», и стилизованные под «ЗИМ» педальные машинки, производившиеся мелкими партиями силами артелей, и вообще какие-то неопознанные образцы, возможно изготовленные в единичном экземпляре «кулибиными» для своих детей.







В 80-е ассортимент педального автопрома значительно расширился, одной из самых прогрессивных моделей была «Львовянка», выпускавшаяся с 1980 года во Львове, на мощностях завода автопогрузчиков. У «Львовянки», стилизованной под «Копейку» был самый богатый набор электрических опций, помимо фар там были мигалка, и даже указатели поворота, если не ошибаюсь.





Ну а я к концу 80-х всё же стал счастливым обладателем педального «Москвича». Правда, поездить мне на нем так и не удалось, машина была мягко говоря не на ходу, отсутствовали два колеса, рассохся и рассыпался руль, ну и так еще, «по мелочи» проблем там хватало, нашли мы его практически на свалке и приволокли к себе во двор. Я очень хотел восстановить эту машину при помощи дедушки, но мечтам моим не суждено было сбыться. Машина была недалеко от забора, видна была с улицы, и кто-то её «угнал» на металлолом ненастным осенним утром…



Кстати, сейчас пишу эти строки и думаю, а может моя любовь к машинам марки «Москвич», к олдтаймерам, янгтаймерам и реставрации вообще и идёт корнями в детство, вот к тому самому первому педальному «Москвичу», который я очень-очень хотел отремонтировать? Ведь его случайная тогда находка, даже в таком, нерабочем виде для меня была осуществлением мечты, огромной мечты маленького еще человека.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Забытые советские игрушки

Да, было время, когда детские игрушки делали в основном из железа.

IMG_3746


Набор кукол "Детский сад", игрушка "Автобус" 1950-нач. 60-х

Что-то у меня журнал в последнее время стал напоминать "Афишу" :) Но выставок, милых моему сердцу, действительно много сейчас, поэтому не могу не ходить и не делиться - вдруг кому-то пригодится? Зима, по-моему, самое то время, когда по музеям ходится замечательно.
В общем - очередная выставка для тех, кто неравнодушен к игрушкам и не прочь поностальгировать :) Называется "Мы едем, едем, едем", проходит в Коломенском, во Дворце Алексея Михайловича (м. Каширская), продлится до 8 марта. Взрослый билет - 150, школьники - 50, дошкольники - бесплатно.
На выставке представлены коллекционные модели, детские игрушки, настольные игры, книги, открытки из коллекции Сергея Романова, а это значит, что там можно увидеть множество уникальных вещей.
Какие же, все-таки, хорошие игрушки делали раньше. Прямо вот смотришь - ну Вещь же! Такой вещи радуешься, ценишь, передаешь младшим братьям-сестрам. Куклы - с лицами человеческими, резиновые игрушки для малышей - добрые. Вот сейчас, например, каждый мой поход в большой игрушечный магазин, накануне Нового года или матвеева дня рождения, оборачивается сплошным расстройством от обилия пластмассового мусора и просто страшноты какой-то. За редким исключением - практически никакой альтернативы :( Есть страшнота и мусор дорогие, а есть дешевые. Интересно, что-нибудь из этого пластмассового современного недоразумения сохранится для выставок, которые будут проходить хотя бы лет через 30?

Мы с Матвеем ходили в будний день, за все то время, что мы там провели (около 2 часов) были практически одни (не считая семьи, которая забежала на 5 минут), я не спеша все рассматривала и читала, Матвей задружился с милой смотрительницей (сошлись на почве любви к рисованию) и вообще сказал, что это, пожалуй, лучшая из всех выставок, на которой он был за последнее время. Детям на выставке, кроме разглядывания игрушек и моделей, можно играть на игровой приставке в "Гонки" (это же до сих пор называется игровой приставкой, да? :) а то мы с Матвеем как-то пока мимо этого, хотя смотрительницы ему очень любезно предлагали :) и, если ребенок умеет сам читать - можно подбирать бумажные колеса с номерами к соответствующим моделям машинок и узнавать для себя что-то новое.
Очень жалею, что решили поехать экспромтом и без Антона, мне кажется, что это идеальная выставка для больших и маленьких мальчиков :)

Машинок на выставке очень-очень много, я, конечно, сфотографировала далеко не все, а только наиболее понравившееся.

IMG_3747


Автомобиль Москвич, 1960-е; Заправочная станция, 1970-нач. 1980-х

IMG_3748


Гараж и автомобиль "Чайка", куклы "Мальчики-суворовцы", 1960-е

IMG_3749


Троллейбус "Пионер" из серии "Радуга", 1960-70-е

IMG_3751


АЗС, Киев, 1960-70-е

IMG_3752


Мотоциклист, Ленинград, кон. 1950-70-е

IMG_3754


Троллейбус, Минск, 1950-е; деревья из строительного набора, 1950-60-е; Троллейбус, Рига, нач. 1960-х; набор кукол "Детский сад", Мос. обл., 1950-нач. 60-х

IMG_3755


Мальчики-нахимовцы и капитан-офицер, Мос. обл., 1950-нач. 60-х

IMG_3756


Автобус, Астрецово, 1950-е

IMG_3757


Автомобиль-фургон "Одежда", 1950-е

IMG_3759


Игра настольная "Настойчивость", 1940-е Мне кажется, что такую игру не очень сложно сделать самому, мне вот прямо захотелось :)

IMG_3760


Игра настольная "Будь осторожен!", Минск, 1950-е Тут, по-моему, должно быть еще сбоку устройство, вроде пускового - для железного шарика.

IMG_3762


Автомобиль-фургон, Верхняя Пышма, 1960-70-е

IMG_3763


Каток, Киев, 1950-е; Пионер, Москва, артель Всекохудожник, 1934.

IMG_3764


Мотороллер, Астрецово, 1960-нач. 1970-х

IMG_3765


Автомобиль-фургон "С Новым годом!", Верхняя Пышма, нач. 1960-х

IMG_3767


Автобус, Минск, 1950-нач. 60х; Пионервожатая с пионерами, Мос. обл, 1950-нач. 60-х

IMG_3768


Автомобиль-фургон "Рыба", Ленинград, 1950-нач. 60-х

IMG_3769


Трамвай электромеханический, Одесса, 1970-е

IMG_3770


Автобус "Турист" из серии "Радуга", Верхняя Пышма, 1960-70-е

IMG_3772


Гоночный автомобиль, Ленинград, 1930-нач. 40-х

IMG_3773


Игрушка-конструктор "Автомобиль гоночный", Ленинград, 1930-нач. 40-х; Гоночный автомобиль, Москва, кон. 1970-х

IMG_3775


Гоночные автомобили, Харьков, 1930-40-е

IMG_3778


Гоночный автомобиль, Минск, 1970-е; Автомобиль гоночный, Астрецово, 1970-нач. 80-х

IMG_3779


Автомобиль гоночный миниатюрный, Завод Ватутина, Киев, 1960-70-е

IMG_3781


Кукла "Пожарный", Москва, 1930-е; Пожарная машина: (2) - Москва, 1950-нач. 60-х; (3) - Москва, Артель "Универпром", 1930-40-е; (4) - 1950-е

IMG_3784


Пожарная машина, 1-й Механический завод, Москва, 1950-нач. 60-х

IMG_3786


Пожарная машина, 1-й Механический завод, Москва, 1940-нач. 50-х

IMG_3789


Настольная игра "Юные пожарные", Москва, кон. 1950-х - нач. 60-х

IMG_3792


Деревянная игрушка "Трамвай №10", Артель "Любимая игрушка", Москва, 1930-е; Трамваи, Артель "Штампигрушка", Москва, кон. 1930-40-е

IMG_3795


Трамвай, Астрецово, 1950-нач. 60-х

IMG_3796


Куклы "Рабочий с молотком", "Рабфаковка", Москва, Артель "Всекохудожник", 1934

IMG_3797


Трактор "Фордзона" с Пашей Ангелиной, Ленинград, 1930-е

IMG_3798


Трактор "Фордзона", Киев, 1930-е

IMG_3801


Трактор с прицепом, Артель "КИМ", Москва, 1920-30-е

IMG_3805


Автомобиль-цистерна "Молоко", 1950-60-е, Москва, Серп и Молот (3), 1-й Механический завод (4), Ленинград (5).

IMG_3806


Трактор, 1950-60-е

IMG_3807


Комбайн "Колос", Астрецово, 1960- нач. 70-х Очень понравился Матвею!

IMG_3809


Милиционер, Москва, 1930-е; электромеханическая игрушка "Жезл", Ленинград, 1960-е; рядом - автомобиль "Милиция" из серии "Радуга", Верхняя Пышма, 1960-70-е; внизу слева - деревянный микроавтобус "Милиция", Наро-Фоминск, 1970-80-е; по центру - "Милиция", Кубань, кон. 1960-70-е; справа сверху - автомобиль "Милиция", Минск, кон. 1960-х-70-е, рядом - "Милиционер-регулировщик", ф-ка "Треугольник, Ленинград, 1950-60-е; справа внизу - кукла "Милиционер", Москва, завод "Малыш", 1960-нач. 70-х, рядом - микроавтобус "ГАИ", кон. 1960-70-е.

IMG_3813


Автобус, артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е.

IMG_3814


Игрушка-конструктор "Автомобиль-кабриолет", Ленинград, "Северный пресс", 1930-40-е

IMG_3816


Мотоцикл с коляской, Ленинград, 1930-40-е

IMG_3820


Кукла "Айболит", худ. Лев Разумовский, Ленинград, 1950-е; деревянный автомобиль "Скорая помощь": рядом, справа (2) 1940-50-е; (3) - Лобня, 1960-70-е; (6,7) - 1960-е; игра настольная "Юные санитары", Москва, 1960-е; игрушка электромеханическая "Айболит", Рига, Страуме, 1960-нач. 80-х; игрушка "Медсестра", завод "Треугольник, 1960-70-е.

IMG_3823


Куклы "Айболит", "Медсестра", Киев, Завод резиновых изделий, 1960-70-е, "Скорая помощь", Астрецово, 1960-70-е. Мне этот добрый Айболит напомнил трогательного Деда Мороза из мультика "Дед Мороз и лето" )

IMG_3824


Кукла "Медсестра", худ. Винокур, Ивановская ф-ка игрушек, 1960-е

IMG_3825


1930-40-е

IMG_3827


"Прожекторная установка", 1930-40-е

IMG_3830


Кукла "Красноармеец", Москва, Артель "Всекохудожник", 1934; Мотоциклист, Ленинград, 1930-40-е; (3,6) автомобиль "Эмка", з-д Мосгорместпрома №1, 1930-40-е; (4) грузовик "ЗИС Полуторка", артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е; (8) грузовик АМО, артель "КИМ", Москва, кон. 1920-30-е.

IMG_3832


Санитарная машина, артель "Универпрома", Москва, 1930-40-е

IMG_3834


Мотоциклисты из Ленинграда, Верхней Пышмы, Киева. 1930-70-е

IMG_3836


Верхняя Пышма, 1960-е и Ленинград, 1950-70-е

IMG_3838


Экскаватор СиМ, Москва, Серп и Молот, 1950-нач. 70-х
Мечта моего детства :)

IMG_3839


Гусеничный трактор, Уфа, 1970-е

IMG_3840


Экскаватор СиМ, Москва, Серп и Молот, 1991; Бетономешалка, худ. Казаков, Астрецово, 1960-70-е

IMG_3843


Педальный автомобиль "Москвич", Москва, 1960-е
Просто мечта всех советских детей, наверное :)

IMG_3847

В последнем зале выставлено множество моделей автомобилей - легковых, грузовых, гоночных, общественного транспорта и всяческих машин специального назначения. На стенах висят бумажные колеса с номерами, которые надо подобрать к соответствующей машинке и узнать о ней что-нибудь интересное. В этом зале я ходила, как ни странно, дольше всего.

IMG_3845

Машинка, которая больше всего понравилась Матвею - ЗАЗ 965А "Запорожец", 1963. Копия из серии "Автомобили Джеймса Бонда", воспроизводит эпизод из фильма "Золотой глаз".

IMG_3848

ЗИС-6, 1934

Игрушки на пульте из СССР.


Можно многое говорить о СССР, но глупо будет отрицать тот факт, что игрушек советским детям хватало. Инженеры и промышленники страны смогли создать по истине невероятное число самых разнообразных средств развлечения ребенка. Были среди них управляемые игрушки, в том числе и с дистанционным пультом.

Машинка на пульте

Первая попытка сделать такую игрушку.

Одна из первых «дистанционно управляемых» игрушек. На самом деле машинка была на проводе, который тянулся от пульта. Это было не очень удобно, впрочем, этот факт не помешал полюбить эту машинку огромному числу советских детей. Куда более важным минусом было то, что батареек она «кушала» действительно много.

Машинка «Вираж»

Первые модели везли из Германии.

Первые действительно радиоуправляемые игрушки в СССР стали появляться с 70-х годов прошлого века. Первые модели попадали в страну из ГДР. Машинка «Вираж» была очень крутой! Вот только стоила такая игрушка достаточно много, а потому позволить себе ее каждая семья не могла.

«Интеркосмос»

Игрушки стали массовыми.

Настоящее разнообразие радиоуправляемых игрушек в СССР наступило в 80-е годы. В стране появилось огромное количество танков, луноходов, машин с дистанционным управлением. Одной из них была и вот такая игрушка. Такие модели стоили намного дешевле тех, что привозили когда-то из ГДР, а значит «радиоигрушка» смогла стать действительно массовой.

Сделай сам

Сам себе мастер.

Не стоит списывать со счетов тот факт, что в СССР действовало огромное количество кружков для ребят, где они учились азам инженерного дела. Любой достаточно целеустремленный мальчишка мог сделать радиоуправляемую игрушку в таком кружке своими руками. Как следствие, ребята делали не только машинки, но и корабли и даже управляемые самолеты.

В продолжение темы рассказ о том почему в Советском Союзе были запрещены микроволновые печки в отличие от других стран.

Читайте также: