Городецкая игрушка как сделать

Обновлено: 17.05.2024

Городецкая игрушка – уникальный вид народного художественного промысла, родившийся в Городецком районе Нижегородской области. Городецкая роспись давно на слуху, она широко известна наравне с хохломской и гжельской. И особое место в ней отводится производству оригинальных игрушек.

Нижегородская земля богата на всякого рода промыслы. Будучи торговым центром, она заставила местных ремесленников, которые не могли похвастаться плодородными почвами и богатыми урожаями, переориентироваться на развитие промыслов художественного направления.

Особенной популярностью пользовалось изготовление деревянных изделий. Мастерам удавалось создавать удивительно изящные предметы бытовой утвари, среди которых были и знаменитые городецкие ложки. Вырезали их топорами – этот достаточной грубый способ обработки оставлял много щепок, из которых впоследствии и стали делать игрушки.

Изготовление игрушек оказались гораздо более перспективным направлением. Они всегда пользовались спросом, а процесс их создания для мастеровитых ремесленников представлялся не такой уж сложной задачей. Настоящим хитом того времени был городецкий конь-качалка. Кони эти были разных видов. И особое внимание уделялось деталям конструкции и их росписи.

Главная сложность заключалась в том, что достаточно сложные игрушки, в композиции которых были сами кони, полозья и сани, собирались без использования гвоздей и клея. Необходимо было максимально точно и аккуратно подогнать детали друг к другу. При этом игрушка должна была быть достаточно прочной, чтобы дети не могли её сломать.

Со временем конструкции становились всё сложнее. В повозках появлялись резные куклы, а сами игрушки уже могли двигаться. Специальные механизмы приводили конструкцию в движение: фигурки людей меняли положение тел и даже танцевали. Однако не забывали при этом мастера и о главной «фишке» городецкой игрушки – её росписи.

Деревянные изделия украшались крупными розовыми бутонами, грациозными вороными конями, жар-птицами и разного рода бытовыми сценками. Игрушки буквально пылали яркими цветами и замысловатыми узорами. При этом буйство красок и затейливость декора выступала залогом продаваемости изделия.

К сожалению, сейчас найти настоящую городецкую игрушку ручной работы найти не так уж просто. Однако всегда можно самому попробовать сделать собственное изделие для личного пользования или в подарок близким.

Ещё больше творческих идей, фактов и лайфхаков ищите в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой . В своих альбомах для творчества художник делится не только опытом в организации семейного досуга, но и пошаговыми мастер-классами с доступными объяснениями использования различных художественных приёмов.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Городецкая игрушка. Сергей Соколов


Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Правда, промысел не умер - кое-какие фигуры делают на фабрике. Но они лишь отдаленно напоминают изделия старых искусных мастеров.
Тем радостнее, что в настоящее время работает замечательный резчик, художник Сергей Соколов.
















СЕРГЕЙ СОКОЛОВ – ПУТЬ МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА

Городец – древний город в Нижегородской области. Когда-то он был столицей княжества. Потом запустел и превратился в село. Славу ему стали добывать не князья, а искусные мастера, виртуозно владевшие топором. Вроде бы этим на Руси никого не удивишь. Но городецкие мужики, за чтобы не брались, творили нечто особенное. В бурях ХХ века многие из их умений забылись, и в XXI вполне могли бы кануть в Лету. Если бы не Сергей Соколов. Сегодня он – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом.

Сергей Федорович родился в 1960 году. Детство будущего резчика-виртуоза прошло на Студеной – одной из улочек старого Городца. В этом городе все напоминает о седой старине. В центре едва ли не каждый дом украшен удивительной красоты резьбой. Но к середине ХХ века резчиков здесь почти не осталось. Городецкие мужчины теперь работали с железом, а не с деревом. Вот и отец Сергея, Фёдор Агапович Соколов, был токарем по металлу.

Сергей в отца рос парнем рукастым. И в то же время с детства в нем жила тяга к художественному творчеству. На всю жизнь запал Сергею в душу однажды увиденный по телевизору фильм: мальчику не давали вырезать; и вот он чистит картошку, а из под ножа появляются картофельные скульптурки. После просмотра этого фильма у Сергея Соколова появились первые мечты о резьбе.

Но до их воплощения было ещё ой как далеко. Путь к своему делу, делу жизни, для Сергея Федоровича не был простым. Как положено два года он отслужил в армии (1978 – 1980). Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика. Работал телевизионным мастером. Душа, однако, жаждала чего-то большего. Молодой телемастер обожал всякие выставки, собирал художественные открытки. Но просто созерцать красоту, ему тоже было мало. Жила потребность сотворить нечто собственными руками. Но что?

В 1983 году Соколов увидел альбом Сергея Тимофеевича Коненкова, скульптура удивительной судьбы и чрезвычайно широкого диапазона дарования. Сергею особенно запали в душу чудные деревянные скульптуры Коненкова из «лесного цикла»: «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1910), «Старик-лесовик» (1917). Захотелось сделать что-то подобное. Сергей достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать. Сразу конечно воплотить задуманное не удалось. Тем более, что инструментов у него, по сути, не было. Вырезал Сергей просто заточенной отверткой. Но упорство взяло своё. Начало получаться. А, когда получается, хочется ещё. И вот тут вмешался Его Величество Случай.

Однажды зимой 1990 года Сергей Соколов пришел ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.

После этой судьбоносной встречи Сергей Федорович Соколов оставил работу радиомеханика и засел за резьбу. Ушёл, что называется в свободное плавание. В тридцать лет, имея семью и двоих детей, не побоялся круто изменить свой жизненный путь.

Начинал Сергей Соколов с небольших деревянных скульптурок. Главные герои – мудрые и улыбчивые старички – дед и бабка. От коненковских вещей Сергей взял для них прищур и взгляд с хитринкой. Стесняясь, начинающий мастер принес несколько своих резных старичков в Городецкий историко-краеведческий музей, показал директору, Вере Викторовне Бровиной. С трепетом ждал оценки. А заезжие туристы их вдруг разом купили. Да ещё других запросили.

Скульптур из этой серии Сергей Федорович сделал много, благо спрос был большой. Людям сразу полюбился образ обаятельного дедушки. Старичок с гармошкой, с котом – все работы сразу находили покупателя. Практически все скульптуры из этого цикла сейчас находятся в частных коллекциях. Вырезал их Соколов из березы и немножко тонировал.

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Федорович стал изучать городецкие традиции этого вида искусства. Он с головой погрузился в мир нижегородской «глухой» резьбы. Само это название действовало на него завораживающе.

Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).

Основой узора нижегородской глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь. В прибрежных районах Волги в орнамент часто вводили изображения полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX века выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы. В бурном ХХ веке шедевр едва не погиб. В музее уцелела только его верхняя часть. В 1994 году Сергею Соколову доверили воссоздать это чудо искусства, и с тех пор оно не перестает радовать жителей и гостей Городца.

Работа над надвратной доской дома графини Паниной принесла Соколову известность и ещё большую востребованность. С 1995 года он режет пряничные доски для ООО «Городецкий кондитер». Массовое производство печатных пряников в Городце началось в XVII веке. С помощью пряничной доски отпечатывали лицевую сторону пряника. Отсюда и название – печатный пряник. Изображения на пряничных досках были чрезвычайно разнообразны. Это сказочные птицы, рыбы, веселые лошадки, симпатичные котики. С середины XIX в. на пряниках появляются пароходы и

паровозы. После революции 1917 года промысел затух. Его возрождение произошло в 1970-е. Тогда пряничные доски начал делать резчик фабрики «Городецкая роспись» Валерий Зеленин. Сейчас без покупки местного печатного пряника из Городца не уезжает ни один турист. И многие из этих сладких шедевров созданы фантазией С.Ф.Соколова.

Традиционные сюжеты городецких пряничных досок и домовой резьбы в середине 1990-х вдохновили Сергея Соколова на создание цикла резных панно. Эта форма художественной обработки дерева начала развиваться мастерами фабрики «Городецкая роспись» (М.А. Логинов, В.Г. Зеленин, А.Я. Колов) в 1970-е годы. Соколов сумел здесь сказать своё слово. Панно Сергея Федоровича «Птица Алконост» и «Китоврас» привлекли внимание главного знатока городецкого народного искусства С.П.Чуянова, который в 1996 году написал о молодом мастере в крупнейшей областной газете «Нижегородская правда». Чуянову особенно понравился добрый крестьянский юмор, пронизывающий вещи Соколова.

Ещё один источник вдохновения для Сергея Федоровича в этот время – Библия, жития святых. Он с увлечением копирует древние иконы. Плодом осмысления библейских сюжетов в крестьянском, народном восприятии стало панно «Искушение Адама».

В это время к Соколову приходит признание уже и на всероссийском уровне. В 1997 году на II всероссийском фестивале «Тайны дерева» он занимает 3 место. А в 1998 году на III фестивале с панно «Борис и Глеб» и «Застолье» завоевывает Гран-при.

Итак, одна вершина покорена, что дальше? Совершенствовать себя в резьбе или искать новые формы самовыражения? В 1998 году Сергей находится на перепутье. Возникает мысль попробовать себя в живописи. Его привлекает творчество Кандинского, городецкого художника Расторгуева. Однако мастера ожидает совсем другой поворот биографии.

Толчок к нему дала выставка деревянной игрушки из Германии и России «Хапельман & матрешка», которая проходила в Нижнем Новгороде с 12 августа по 19 сентября 1999 года. Там Соколов обратил внимание на произведения своих земляков-городчан (И.А.Мазина, Ф.С. и Т.Ф.Краснояровых) и поразился, насколько они обаятельные и, что называется, живые. Немедленно захотелось заняться именно этим.

История городецкой игрушки насчитывает как минимум полтора века. Один её вид берет начало от балбешек середины XIX века. Согласно Далю «балбёшка» – это «чурбашек», «чурка», «болвашек». Такой чурбашек раскалывали пополам. Получалось поленце, плоское спереди и полукруглое сзади. На его передней ровной поверхности ножом создавали контур фигуры. Заднюю часть обстругивали, но не шлифовали. Ведь её не нужно было покрывать краской. Переднюю часть раскрашивали. Эти куклы-балбешки чаще всего изображали «барынь», «нянек» и «кормилиц». А ещё котов и петухов. Главным средоточием промысла являлось село Курцево.

В более – менее крупных размерах этот промысел существовал недолго. Уже вначале ХХ века топорно-щепная балбёшка не выдержала конкуренции фабричной игрушки, а также кустарной игрушки из Сергиева Посада и правобережной части Балахнинского уезда (современный Чкаловский район).

В 1922 года центром бывшего Балахнинского уезда стал Городец. Естественно игрушки сделанные в правобережной части уезда, в Новинках, Леденцове, Телячьеве (запряжки коней, «колески»-каталки) в искусствоведческой литературе тоже стали называть «городецкими». А во второй половине ХХ века с легкой руки основателя фабрики «Городецкая роспись» Аристарха Евстафьевича Коновалова эти «тройки», «кони в упряжи», каталки стали делаться уже в самом Городце. Это и есть второй вид городецкой игрушки.

Особого искусства в изготовлении таких вещичек достиг Тимофей Федорович Краснояров из Курцева. Кроме того, этот мастер разработал уникальные движущиеся композиции с использованием музыкальной шкатулки. Это уже третий вид городецкой игрушки.

Сергей Соколов освоил все три её ипостаси. Начал с топорно-щепной балбешки. Поначалу использовал реальные щепки, которые всегда остаются после колки дров. Потом стал делать полукруглые березовые щепки специально. Выпиливал нужный контур электрическим лобзиком. Лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки. Потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая дает более насыщенный яркий цвет.

Образцом служили фотографии шедевров старых мастеров. Соколов работал строго в рамках их канонов. Поэтому тыльную сторону куклы он лишь обстругивал, но не шлифовал и не раскрашивал, чтобы было можно видеть фактуру необработанного дерева. Сюжеты традиционны для городецкой росписи. Мне особенно милы его парень в синей рубахе с барышней-скромницей. В соответствии с традицией лица их белы, а на белом фоне уверенными черными штрихами даны глаза, носы, губы. А как точны движения губ и бровей!

Есть у Соколова и серия красных и бурых коней на колесиках. Это дань той городецкой игрушке, которая родом из Новинок, Леденцова, Телячьева – из нынешнего Чкаловского района. Один такой скакун имеется в моей коллекции. Кстати колесики это отдельная история. Как сделать так, чтобы колесики свободно крутились, но не слетали – без клея, гвоздей или других приспособлений? Эта старинная хитрость народных мастеров Сергею Соколову хорошо известна.

Параллельно Сергей Федорович научился делать игрушки в стиле Тимофея Красноярова. Начал с упряжек. Эти забавные лошадки с лихими возницами пользовались особым спросом.

Потом Соколов стал разгадывать секрет знаменитых движущихся игрушек Тимофея Красноярова. Все оказалось просто и потому гениально. Есть ручка, которой вы вращаете деревянный круг, спрятанный внутри игрушки. Он крутится и трется о другую плоскость с закрепленными на ней фигурками, приводя в движение уже её. Таков принцип действия «Карусели» Красноярова и других его шедевров этого типа. Соколов по этому образцу сделал свою «Карусель», которая быстро нашла покупателя.

Целый ряд чудесных работ Сергея Соколова радует посетителей Детского музея в Городце. Вот принц верхом на скакуне. Конь стоит на колесиках и когда катится, доблестный принц взмахивает мечом. Ну, чем не диво для ребенка? А это заяц с печальными глазами. Глядя на него, сразу в памяти всплывают строки Рубцова, Помните? «Заяц в лес бежал по лугу, я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу так и сел передо мной». В спинке у зайца тайничок. Такие любил делать в своих игрушках Тимофей Краснояров.

Ну и, конечно, нельзя без кота. Кот Соколова мудр. Глаза его зелены. Игрушка плоская. Изображение создается выемками, которые подкрашены акварелью. Здесь мастер вплотную подошел к созданию нового типа городецкой игрушки – игрушки собственно Соколовской.

Поиски мастера в этой области видны уже в панно «Падение Икара» (2003). Оно выполнено в технике контурной резьбы с подкраской акварелью. Похожая техника будет использована Соколовым и при создании его новых авторских игрушек.

Для городецкой игрушки – это совершенно новый тип. Такого не делал никто. И в то же время по манере, по духу – эти вещи на 100 % городецкие. Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколову, как резчику хотелось сохранить фактуру дерева. Как же тогда создать на плоскости изображение? Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором. Цвет же или совсем не используется и или играет вспомогательную роль подкраски. С его помощью мастер делает акцент на отдельных выемках.

К вершинным достижениям игрушек этого типа следует отнести серию, сделанную Сергеем Федоровичем в 2010 году. Начнем с добрых единорога и оленя и разъяренного льва. Вообще то в городецкой традиции гнев для царя зверей совсем не характерен. Впрочем, и злой лев Соколова

внутри добр и разгневан скорее несовершенством мира, нежели чем-то иным. Во всех трех игрушках краска не используется совсем. Не коснулась кисть и кота-философа, равно как и держащего его в объятиях веселого парня. Обошелся без подкраски тот же кот в другой ситуации. Теперь он держит в лапах птицу. (Впрочем, и он, и она переживают эту ситуацию поистине философски).

Большинство новых игрушек Соколова – на радость детям – снабжены колесиками. А есть и те, которые способны к механическому движению. Например, удивительный Георгий Победоносец, на ходу методично, обрушивающий на голову змея удары копья.

В 2010 году Соколов представил свои шедевры на выставке «И дерево расскажет сказку…» в доме графини Паниной в Городце. Творить сказку мастер продолжает и дальше. В игрушке он по-настоящему нашел себя. В его стиле – стиле «наива» (в лучшем смысле этого слова!) огромное количество возможностей и тем. «Все мы дети», – говорит Сергей Федорович, – «может степень детскости разная». А поскольку народное искусство обращено именно к детскому в человеке, искусство Соколова всегда будет востребовано.

Доктор исторических наук,
профессор Ф.А. Селезнев,
заведующий кафедрой истории России и краеведения
ННГУ им. Н.И. Лобачевского


P.S. Страничка мастера на facebook. Рекомендую к просмотру.
Там можно найти работы этого мастера (игрушки, пряничные доски), фотографии городецких донец, фотографии из музеев Нижегородской области, домовой резьбы, старых домов Городца и другое.

В последнее время все чаще педагоги обращаются к музейной педагогике, как наиболее наглядной и доступной для дошкольников. Для знакомства воспитанников с элементами городецкой росписи, например, я решила смастерить объемную тройку коней и на их примере наглядно показать, как можно расположить элементы городецкой росписи, учитывая цвет объекта.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона

Так как изначально задумывалась русская тройка, то и внешний вид коней отличается, конь в центре - с поднятой головой, а кони по краям (пристяжные) - с опущенными головами. Выкройку нарисовала на листе бумаги, а в основе поделки – картонная коробка.




Для придания игрушкам объема, по контуру каждой основной детали приклеила картонные полоски шириной до 3-х см. Для склеивания деталей использовала прозрачный клей «Титан». В местах изгибов шеи и пр. предварительно полоски сгибала, как мне надо, ориентируясь на контуры основной детали. После полного высыхания, излишки картона срезала ножницами с закругленным концом или канцелярским ножом.


Для выравнивая стыков деталей, на всю поверхность игрушек приклеивала на клей ПВА мелкие кусочки обычной бумаги для принтера, которую рвала руками. В некоторых местах наклеивала несколько слоев бумаги. Каждую игрушку покрыла клеем ПВА в несколько слоев.


После полного высыхания, покрыла каждого коня водоэмульсионной краской белого цвета в несколько слоев, давая высохнуть каждому слою. Затем зашкурила игрушки мелкой шкуркой, чтобы их поверхность была максимально ровной.


Последний этап перед росписью – окрашивание игрушек однотонной краской, акриловой, так как она водостойкая, ровно ложится, придает поверхности игрушек небольшой блеск. Расписывала также, акриловыми красками.




Городецкая тройка готова! Размер игрушек определяет сам автор. Кони получаются легкими, устойчивыми, яркими, самобытными.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из гофрированного картона «Времена года»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из гофрированного картона «Времена года» Мастер – класс рассчитан для педагогов, родителей и творческих людей Цель: изготовление дидактического пособия из гофрированного картона.

Мастер-класс по изготовлению наглядного пособия из фанеры и цветного картона «Светофорик настроения»

Мастер-класс по изготовлению наглядного пособия из фанеры и цветного картона «Светофорик настроения» На сегодняшнее время эмоциональное развитие – важный показатель развития личности ребёнка. Задача взрослых – научить ребенка управлять своими.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Дни недели» в старшей группе

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Дни недели» в старшей группе С каждым днем дети растут и узнают, всё больше нового об окружающем мире. Они пытаются исследовать всё, что происходит вокруг. Для того,.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона В последнее время все чаще педагоги обращаются к музейной педагогике, как наиболее наглядной и доступной для дошкольников. Для знакомства.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Для изготовления данного пособия нам понадобиться:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы» Для изготовления дидактического пособия "Грибы" нам понадобится: пенопласт, простой карандаш, кисточка, гуашь, стакан с водой, резак, паркетный.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой. Ранее в своей предыдущей публикации я предлагала Вам познакомиться с.

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Торт»

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Торт» Ни один праздник, ни одно торжественное мероприятие не может обойтись без этого десерта. Наверно Вы уже догадались, речь идёт о торте.

Мастер-класс по изготовлению пособия для игр «Ягода клубники»

Мастер-класс по изготовлению пособия для игр «Ягода клубники» Мастер-класс «Выращивание клубники». Ароматную ягоду называют клубникой, а еще по-старому – викторией. Соберёте урожай ароматных ягод,.

Цели: 1. Формирование умений и навыков простейших приёмов рисования орнамента Городецкой игрушки.

2. Развить творческое воображение детей, графические умения для выражения главного в композиции.

3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

- Сегодня мы познакомимся с известным народным промыслом – Городецкой игрушкой.

- Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

- Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные.

- Посмотрите на картины и скажите, какие основные цвета преобладают в изделиях?

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

- Какие элементы нарисованы на изделиях? (цветы, показ розана и купавки).

- Эти цветы составлены из двух красок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий; другая – белая).

- Ребята, обратите внимание, у розана центр рисуют в середине цветка, а у купавки он смещается влево или вправо. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра ветка.

- Кроме игрушек изготавливают детскую мебель, кухонные разделочные доски.

- А теперь представьте, что вы мастера и вам нужно придумать и расписать такую игрушку, какую делают в Городце.

Практическая работа и показ рисунков.

Дидактическая игра «Выложи композицию» Дидактическая игра «Выложи композицию» Цель: Закрепить знания детей о народном промысле Городцу. Совершенствовать умение детей создавать.

Готовим детей к школе

Готовим детей к школе Дети моей группы - уже выпускники, точнее,наша группа уже подготовительная к школе. Очень хочется,что бы адаптация к школе прошла успешно,поэтому.

Мастер-класс «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования)

В рамках проекта "Страна мастеров" у нас прошёл день "Веселый Городец", на котором ребята продолжили знакомиться с народными промыслами, познакомились с изделиями городецких мастеров.

- расширять знания детей о городецкой росписи как об одном из народных промыслах;

- закреплять знания детей о её характерных особенностях: элементах, цветочных узорах, сказочных букетах;

- формировать умения создавать композиции по мотивам городецкой росписи;

- развивать умение вырезывать предметы круглой формы;

- знакомство с городецкой росписью и её историей;

- рассматривание изделий Городца из мини-музея и иллюстрации альбома "Весёлый Городец" - подносы, игрушки, деревянные доски, шкатулки

Сегодня мы продолжили путешествие по стране мастеров. Побывали в городе Городец нашей родной Нижегородской области у мастеров городецкой росписи.




Ребятам рассказали о зарождении городецкого промысла. Обратили внимание детей на отличительные особенности росписи. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

Особое внимание уделили сказочным букетам, без которых не обходится ни одно городецкое изделие. Основные цветочные элементы - розан, ромашка, купавка. Выделили основные отличия и разобрали технику рисования каждого цветка.


Прочитали стихотворение Э. Межелайтис "Городец"

Знает каждый молодец,

Чем прославлен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный,

Это цвет, конечно (красный).

Можешь цвет найти любой:

Синий, желтый (голубой).

Нарисуем кистью ловко

Для цветов два подмалевка.

После замысел свой смелый,

Оживим мы краской (белой).

Можно в сказке очутиться,

И цветы здесь есть и (птицы).

Мы сегодня будем с вами

Просто чудо-мастерами.

Доски чем украсить знаем,

И к работе приступаем.


Ребятам было предложено стать на время юными городецкими мастерами. И изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.

И вот что у нас получилось!


А теперь небольшой мастер-класс.

Разделочная доска «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования).

- тонированная бумага желтого цвета

- цветная бумага (красная, синяя, желтая, зеленая)

- гуашь белого и чёрного цвета

Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.


Городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это и есть подмалевок).

Мы цветочные элементы вырезаем из цветной бумаги.

2 розана из красной, 2 ромашки из синей, 1 купавка из желтой бумаги.


Располагаем цветы на разделочной бумаге.

Что не хватает? Листочков!

Вырезаем из цветной бумаге зелёного цвета 3 больших листика и 6 маленьких.

Все детали готовы.


А теперь приклеиваем и получаем:



Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.

Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.




И вот результат.


Спасибо всем за внимание!

Аппликация с элементами рисования (для детей средней группы) «Весёлый снеговик»

Аппликация с элементами рисования (для детей средней группы) «Весёлый снеговик» Аппликация с элементами рисования (для детей средней группы)«Весёлый снеговик»Цель: Учить передавать изобразительными средствами настроение.

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи.

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи. Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный подход в создании аппликации из природного материала с элементами городецкой росписи. Цель работы:.

Мастер-класс. Аппликация с элементами рисования «Дом с трубой и фокусник дым»

Мастер-класс. Аппликация с элементами рисования «Дом с трубой и фокусник дым» Вид занятия: нетрадиционное, художественно-изобразительное. Задачи. 1. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств.

Мастер-класс «Цветные ладошки». Аппликация силуэтная с элементами рисования

Мастер-класс «Цветные ладошки». Аппликация силуэтная с элементами рисования Аппликация силуэтная с элементами рисования. Целый день мои ладошки Не дают покоя мне И рисуют, и играют, И бумагу вырезают. Вот получится.

Мастер-класс «Осеннее дерево». Нетрадиционные техники рисования. Аппликация

Мастер-класс «Осеннее дерево». Нетрадиционные техники рисования. Аппликация Хочу с вами поделиться своим опытом. На этот раз я хочу показать вам,как можно интересно и необычно сделать осеннее дерево. Своё осеннее.

Мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Снеговик на полянке»

Мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Снеговик на полянке» Непосредственная образовательная деятельность по Образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Аппликация "Снеговик на.

Мастер-класс «Поздравительная открытка к 23 февраля». Аппликация с элементами пластилинографии

Мастер-класс «Поздравительная открытка к 23 февраля». Аппликация с элементами пластилинографии Автор: Трошкова Анастасия Петровна, воспитатель, ОДОД ГБОУ школа-интернат № 576. Мастер класс рассчитан на детей 4-6 лет. Цель: Учить создавать.

Мастер-класс «Этот яркий Городец»

Мастер-класс «Этот яркий Городец» Знакомя детей с народными русскими промыслами можно рассказать и показать детям последовательность выполнения росписи досок. Для росписи.

Мастер-класс: первоцвет «Радужный гиацинт», аппликация с элементами оригами

Мастер-класс: первоцвет «Радужный гиацинт», аппликация с элементами оригами Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс по аппликации с элементами оригами первоцвет "Радужный гиацинт". Нам потребуются: 1. картонная.

Читайте также: