Городецкая игрушка своими руками

Обновлено: 04.05.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

В последнее время все чаще педагоги обращаются к музейной педагогике, как наиболее наглядной и доступной для дошкольников. Для знакомства воспитанников с элементами городецкой росписи, например, я решила смастерить объемную тройку коней и на их примере наглядно показать, как можно расположить элементы городецкой росписи, учитывая цвет объекта.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона

Так как изначально задумывалась русская тройка, то и внешний вид коней отличается, конь в центре - с поднятой головой, а кони по краям (пристяжные) - с опущенными головами. Выкройку нарисовала на листе бумаги, а в основе поделки – картонная коробка.




Для придания игрушкам объема, по контуру каждой основной детали приклеила картонные полоски шириной до 3-х см. Для склеивания деталей использовала прозрачный клей «Титан». В местах изгибов шеи и пр. предварительно полоски сгибала, как мне надо, ориентируясь на контуры основной детали. После полного высыхания, излишки картона срезала ножницами с закругленным концом или канцелярским ножом.


Для выравнивая стыков деталей, на всю поверхность игрушек приклеивала на клей ПВА мелкие кусочки обычной бумаги для принтера, которую рвала руками. В некоторых местах наклеивала несколько слоев бумаги. Каждую игрушку покрыла клеем ПВА в несколько слоев.


После полного высыхания, покрыла каждого коня водоэмульсионной краской белого цвета в несколько слоев, давая высохнуть каждому слою. Затем зашкурила игрушки мелкой шкуркой, чтобы их поверхность была максимально ровной.


Последний этап перед росписью – окрашивание игрушек однотонной краской, акриловой, так как она водостойкая, ровно ложится, придает поверхности игрушек небольшой блеск. Расписывала также, акриловыми красками.




Городецкая тройка готова! Размер игрушек определяет сам автор. Кони получаются легкими, устойчивыми, яркими, самобытными.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из гофрированного картона «Времена года»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из гофрированного картона «Времена года» Мастер – класс рассчитан для педагогов, родителей и творческих людей Цель: изготовление дидактического пособия из гофрированного картона.

Мастер-класс по изготовлению наглядного пособия из фанеры и цветного картона «Светофорик настроения»

Мастер-класс по изготовлению наглядного пособия из фанеры и цветного картона «Светофорик настроения» На сегодняшнее время эмоциональное развитие – важный показатель развития личности ребёнка. Задача взрослых – научить ребенка управлять своими.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Дни недели» в старшей группе

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Дни недели» в старшей группе С каждым днем дети растут и узнают, всё больше нового об окружающем мире. Они пытаются исследовать всё, что происходит вокруг. Для того,.

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка» из картона В последнее время все чаще педагоги обращаются к музейной педагогике, как наиболее наглядной и доступной для дошкольников. Для знакомства.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Для изготовления данного пособия нам понадобиться:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы» Для изготовления дидактического пособия "Грибы" нам понадобится: пенопласт, простой карандаш, кисточка, гуашь, стакан с водой, резак, паркетный.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой. Ранее в своей предыдущей публикации я предлагала Вам познакомиться с.

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Торт»

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Торт» Ни один праздник, ни одно торжественное мероприятие не может обойтись без этого десерта. Наверно Вы уже догадались, речь идёт о торте.

Мастер-класс по изготовлению пособия для игр «Ягода клубники»

Мастер-класс по изготовлению пособия для игр «Ягода клубники» Мастер-класс «Выращивание клубники». Ароматную ягоду называют клубникой, а еще по-старому – викторией. Соберёте урожай ароматных ягод,.

Цели: 1. Формирование умений и навыков простейших приёмов рисования орнамента Городецкой игрушки.

2. Развить творческое воображение детей, графические умения для выражения главного в композиции.

3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

- Сегодня мы познакомимся с известным народным промыслом – Городецкой игрушкой.

- Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

- Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные.

- Посмотрите на картины и скажите, какие основные цвета преобладают в изделиях?

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

- Какие элементы нарисованы на изделиях? (цветы, показ розана и купавки).

- Эти цветы составлены из двух красок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий; другая – белая).

- Ребята, обратите внимание, у розана центр рисуют в середине цветка, а у купавки он смещается влево или вправо. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра ветка.

- Кроме игрушек изготавливают детскую мебель, кухонные разделочные доски.

- А теперь представьте, что вы мастера и вам нужно придумать и расписать такую игрушку, какую делают в Городце.

Практическая работа и показ рисунков.

Дидактическая игра «Выложи композицию» Дидактическая игра «Выложи композицию» Цель: Закрепить знания детей о народном промысле Городцу. Совершенствовать умение детей создавать.

Готовим детей к школе

Готовим детей к школе Дети моей группы - уже выпускники, точнее,наша группа уже подготовительная к школе. Очень хочется,что бы адаптация к школе прошла успешно,поэтому.

Возникла городецкая роспись в начале 19 века в Нижегородской губернии в городе Городец. Вначале месные мастера украшали резные прялки. Они были особенными благодаря украшению донца прялки в технике инкрустации, когда в поверхность украшаемого предмета врезались фигурные куски из другой породы. Из двух оттенков дерева мастера создавали настоящие произведения искусства. Позже начали использовать краски (красные, синие, зеленые и желтые цвета). Это сделало донце прялки еще красочнее. В конце 19 века такая сложная техника, как инкрустация, была заменена резьбой и покраской.

Технология

Городецкая роспись выполняют на деревянной поверхности, которую по желанию можно покрыть грунтовой краской. Основные цвета - яркие красные, синие, зеленые и желтые. Для выполнения оттенков эти цвета можно разбавить. Городецкая роспись выполняется без предварительной прорисовки карандашом. Для начинающих художников предлагаю нарисовать композицию на бумаге и перевести на доску.

В городецкой росписи существует три вида композиции:

-цветочная роспись;

-цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

-сюжетная роспись.

1. Промалевка. Прорисовывание узлов, как правило светлым тоном краски.

2. Теневка. Нанесение темных оттенков цвета, изображая детали (лепестки цветов,элементы одежды и т. п.).

3. Разживка (черной) и оживка (белой). Т. е. черной и белой красками наносятся штрихи и точки.

После выполнения росписи и высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Мастер-класс «Городецкая роспись»

Далее пошагово цветочная роспись с включением мотива "птица"


Далее необходимо перевернуть картинку к доске и заштриховать карандашом











Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись» Роспись: «Городецкая роспись. Рисование птицы». Группа: старшая. Цель. Учить рассматривать городецкие узоры, выделять образ птицы, видеть.

Конспект открытого занятия в группе по теме «Городецкая роспись» Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Фотоотчёт занятия «Городецкая роспись»

Фотоотчёт занятия «Городецкая роспись» Цель: формировать интерес к "Малой Родине", культуре родного края задачи:рассказать о культуре родного края,развивать интерес к людям.

Мастер-класс «Городецкая роспись разделочной доски»

Мастер-класс «Городецкая роспись разделочной доски» Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица», сюжетная.

Конспект занятия по рисованию «Роспись силуэта матрёшки» по мотивам хохломской и городецкой росписи Прежде чем начать работу с детьми по данному направлению, я попыталась определить особенности эстетического восприятия детьми народных образцов.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: Учить самостоятельно, выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение.

Тарелочка. Городецкая роспись Часть 2.

Тарелочка. Городецкая роспись Часть 2. Вот такую замечательную тарелочку можно разрисовать с детьми в городецкой росписи. Предлагаю посмотреть мастер -класс. Рисуем основу "окантовки".

Городецкая игрушка – уникальный вид народного художественного промысла, родившийся в Городецком районе Нижегородской области. Городецкая роспись давно на слуху, она широко известна наравне с хохломской и гжельской. И особое место в ней отводится производству оригинальных игрушек.

Нижегородская земля богата на всякого рода промыслы. Будучи торговым центром, она заставила местных ремесленников, которые не могли похвастаться плодородными почвами и богатыми урожаями, переориентироваться на развитие промыслов художественного направления.

Особенной популярностью пользовалось изготовление деревянных изделий. Мастерам удавалось создавать удивительно изящные предметы бытовой утвари, среди которых были и знаменитые городецкие ложки. Вырезали их топорами – этот достаточной грубый способ обработки оставлял много щепок, из которых впоследствии и стали делать игрушки.

Изготовление игрушек оказались гораздо более перспективным направлением. Они всегда пользовались спросом, а процесс их создания для мастеровитых ремесленников представлялся не такой уж сложной задачей. Настоящим хитом того времени был городецкий конь-качалка. Кони эти были разных видов. И особое внимание уделялось деталям конструкции и их росписи.

Главная сложность заключалась в том, что достаточно сложные игрушки, в композиции которых были сами кони, полозья и сани, собирались без использования гвоздей и клея. Необходимо было максимально точно и аккуратно подогнать детали друг к другу. При этом игрушка должна была быть достаточно прочной, чтобы дети не могли её сломать.

Со временем конструкции становились всё сложнее. В повозках появлялись резные куклы, а сами игрушки уже могли двигаться. Специальные механизмы приводили конструкцию в движение: фигурки людей меняли положение тел и даже танцевали. Однако не забывали при этом мастера и о главной «фишке» городецкой игрушки – её росписи.

Деревянные изделия украшались крупными розовыми бутонами, грациозными вороными конями, жар-птицами и разного рода бытовыми сценками. Игрушки буквально пылали яркими цветами и замысловатыми узорами. При этом буйство красок и затейливость декора выступала залогом продаваемости изделия.

К сожалению, сейчас найти настоящую городецкую игрушку ручной работы найти не так уж просто. Однако всегда можно самому попробовать сделать собственное изделие для личного пользования или в подарок близким.

Ещё больше творческих идей, фактов и лайфхаков ищите в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой . В своих альбомах для творчества художник делится не только опытом в организации семейного досуга, но и пошаговыми мастер-классами с доступными объяснениями использования различных художественных приёмов.

Читайте также: