Гжельская игрушка материал изготовления

Обновлено: 03.05.2024

Народный гжельский промысел появился в России много веков назад. История его полна взлетов и падений, а после революции в 20 веке он едва не исчез совсем. Но, к счастью, нашлись те, кто восстановил народное искусство. И сегодня чайник, молочник, кувшин или сахарница, гжель в которых сохранилась в мельчайших деталях, к счастью, есть в свободной продаже. И приобрести отдельные предметы или целые наборы может любой желающий.

Гжель удивительная по красоте роспись. Более того, удивительны не только рисунки и тонкая вязь синих узоров, но и сам материал. Дело в том, что все предметы делаются из особой, очень жирной, огнеупорной глины белого и красного цвета. Глина белого цвета — элитная, из нее получается шикарный тончайший фарфор. И расписанные под гжель сахарницы, и другие предметы посуды выглядят по-королевски. Глина красная — майолика, более практичная, изделия из нее прочнее, чем из фарфора. Поэтому фарфоровую посуду обычно приобретают для торжественных случаев, а посуду из майолики для повседневных нужд.

Технология превращения куска глины в произведение искусства сложная и долгая и состоит из нескольких этапов.

1 этап: заготовка

Любой предмет, прежде чем появиться на свет, сначала до мельчайших подробностей продумывается и рисуется художником. Затем, по рисунку, создается заготовка для будущего шедевра. Для этого из гипса вытачивается форма. Потом в нее заливается жидкая масса фарфоровая или майолика, которая постепенно затвердевает. Любопытно, что форма изготавливается именно из гипса еще и потому, что он способен впитать в себя излишки жидкости, отчего изделие становится максимально прочным. Каждая деталь будущего сувенира, подноса или сахарницы из гжели (например, крышечки, ручки и пр.) заливаются в отдельные формы. А затем мастера их очень аккуратно склеивают.

2 этап: подготовка

Следующим этапом становится подготовка к собственно росписи. Каждый предмет скрупулезно зачищают особым ножичком, а затем шлифуют. Если в изделии были склейки элементов, то швы замывают, а специальным поролоновым валиком делают поверхность идеально гладкой. Затем изделие отправляется в печь на первый обжиг. Длится он, в среднем, восемь часов.

3 этап: брак

фото сахарницы из гжели

4 этап: роспись

Это самый красивый этап работы, который всегда выполняется вручную и обязательно только самыми опытными мастерами. Рисунок наносится специальной краской: окисью кобальта, которая на самом деле очень темного, почти черного цвета. И нужно обладать истинным талантом, нанося узоры одним колором так, чтобы после обжига они стали не просто синими, а вобрали в себя все оттенки этого цвета.

5 этап: финальный

На финальной стадии салатницы, сахарницы и чашки из гжели окунают в горячий парафин, а затем в глазурь. И после этого изделия отправляются в печь на второй обжиг. После 18 часов, проведенных в печи, на свет появляется та самая, великолепная и неподражаемая гжель. Фантастическая, с белоснежным фоном и всеми мыслимыми оттенками и переходами от светло- к темно-синему цвету.

На фабриках в основном работают женщины: труд кропотливый, требующий особого внимания. Почти все операции проводятся вручную и должны быть проделаны с максимальной точностью.

Но зато результат! Народный промысел шикарнее, оригинальнее и роскошнее гжельской росписи, сложно себе представить.

Приглашаю Вас на прогулку по Гжели. Думаю нет нужды представлять этот знаменитый промысел. Гжель один из самых узнаваемых символов России.

Мировую известность она получила во второй половине двадцатого века, 1970-80 были золотые годы производства Гжели. Несмотря на тяжелые 1990 и начало 2000-ых, гжельское производство не остановилось и не пропало.

Сегодня на территории Гжельского куста, а это современный Раменский район Московской области, производством традиционного бело-синего фарфора занимается множество предприятий. От мелких кустарей частников до крупных производств, работающих под официальным брендом Гжель. Да, да это не один завод

Существует Объединение Гжель, Гжельский фарфоровый завод, Гжельский завод художественной росписи (Синь России), Галактика и другие. Разобраться в гжельских производствах не просто. Каждое считает именно себя исконным, самым традиционным и качественным

Я побывала в нескольких фирменных магазинах при заводах и одном общем магазине-салоне всех производств. Если честно, мне понравились все, сама от себя такого не ожидала)

Как говорят продавцы, а они во всех магазинах очень профессиональные и доброжелательные, традиции гжельского производства соблюдаются везде, основное различие в ассортименте продукции.

В основном, в магазинах современные изделия, но можно встретить и винтаж

Такую табличку с номером Вашего дома можно заказать за 1500 рублей. Внимание окружающих и зависть соседей - гарантированы)

Расскажу Вам, что узнала про некоторые из производств. Объединение Гжель - крупнейшая и старейшая компания. Создатель и правообладатель современного гжельского промысла. Находится в деревне Турыгино

В декабре 2019 Сбербанк стал собственником 37,5% Объединения Гжель. Цель покупки - возрождение производства, находившегося на грани банкротства и образование туристического кластера

Гжельский завод художественной росписи - Синь России . Находится непосредственно в самом населенном пункте Гжель. Производство выпускает более 700 наименований изделий: столовые, чайные, кофейные сервизы, предметы интерьера, изразцы для каминов и много другое.

При Гжельском заводе художественной росписи есть экскурсионная программа, в которую входит посещение производства, музея, зоопарка и чаепитие

У властей есть грандиозный план по созданию целого туристического кластера Гжель, к нему же должен подключится и новый инвестор Сбер.

Часовня Воспитание в Новохаритоново. Построена в память 60-летия Победы в 2003-2005 годах. Фасады украшены гжельской майоликой, фото автора

Часовня Воспитание в Новохаритоново. Построена в память 60-летия Победы в 2003-2005 годах. Фасады украшены гжельской майоликой, фото автора

Проект должен включить в себя различные Гжельские производства и музеи, строительство мини-гостиниц, гостевых домов, ресторанов, кафе и другого. Пока это только планы. А приехать в Гжель и соседние поселки можно в любое время.

Мы конечно не удержались и сделали пару покупок. Я купила книгу "Небеса на фарфоре" об истории производства Гжель, а муж чашку-гигант, блюдце и фарфоровую ложку

Я очень рекомендую Всем посетить "планету Гжель" хорошее настроение и покупки гарантированы!

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации! Все самое интересное впереди

Истоки лежат в подмосковном районе. 400 лет назад в Гжели запустили гончарное производство. У изделий достаточно высокое качество. Производили чашки, горшки и детские игрушки.

Майолика

В 18 веке Гребенщиков основал первую фабрику по производству изделий Зенина — пористые майолики большого размера.

В самом начале ассортимент был небольшим, изготавливали трубки для табака и плитки. Позже в производство запустили столовые принадлежности и небольшие фигурки.

В 1770 производство прекратило свою работу. К этому времени появились частные мастера, изготавливающие майолики.

Все изделия разделяют на 3 категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогие сосуды.
  • Мелкая пластика.

Майолики красили жидкой эмалью. Вначале темными красками чертили контур рисунка, затем его закрашивали синим цветом.

Полуфаянс

В начале 19 века полуфаянс сменил майолики. Сырьем была гжельская глина, с различными примесями.

Главное отличие гжельского полуфаянса – контрастность синей расцветки и белого фона. Для декора использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Производство фарфора начал Павел Куличков в 1802 году. Вскоре в Гжель открылось несколько мануфактур, по выпуску фарфоровых изделий высшей пробы.

Характерные черты:

  • Поверхность глазируется.
  • Белый фон.
  • Орнамент исполняют в синих или голубых цветах.
  • Растительный узор в народном стиле.
  • Ручное производство.

Встретить одинаковый орнамент изделие нельзя, так как каждый мастер вносит свою индивидуальность.

Для росписи используют следующие основные цвета:

  • Белоснежный.
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий.

Классика гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Изделие опускают в белоснежную глазурь, потом обжигают в печи при температуре 1400 градусов. В итоге покрытие получается прозрачным, а рисунок становится насыщенным.

gzhel

Знаменитые далеко за пределами России гжельские изделия продолжают существовать не только в музеях и частных коллекциях. Живописная продукция фабричного производства, ручные работы художников, творчество любителей и детей – в самых разных областях и в самом разном исполнении живет сегодня гжель. Майолика, фарфор и полуфаянс с узнаваемыми сине-голубыми узорами могут стать украшением в любом доме и не только. О том, как появлялась гжельская керамика, о тематике рисунка на гжельских изделиях, а также о том, как с помощью обычного папье-маше самому можно стать мастером гжельских традиций, читайте далее.

Керамические изделия из Гжели

Небольшие деревушки на юге-востоке от столицы России могли остаться безвестными, ничем не примечательными поселениями. Но вошедшие в историю под общим названием «Гжель», они стали краем особого народного творчества, самобытного и узнаваемого, имеющего почитателей по всему миру.

Неплодородная почва гжельских земель когда-то навела на мысль местных жителей о том, что глина в ее составе может использоваться для других нужд, не связанных с земледелием. Известно, что в 1744 году гжельскую глину проверили на предмет возможности использовать ее как сырье для фарфора. Так и начал развиваться в этих местах гончарный промысел. Низшие сорта белой глины заменялись более благородными, ведь в Гжели залегал и белый известняк.

Майолика

gzhelskaya-majolika

Расписные работы на заводе купца делались с оглядкой на выдающиеся голландские фаянсовые образцы. И это закономерно: голландский фаянс был эстетическим идеалом своей эпохи. Но орнаментальные мотивы, выполненные синей краской, стали своеобразным шаблоном красоты, эстетики, стиля. Гребенщиковская посуда взяла самое лучшее у голландских вдохновителей, и ажурный белый узор на голубом фоне с геометрическим декорированием, а также элементами корзиночного плетения, вошел в историю русской керамики.

lubochnaya-gzhel

На образцах гжельской майолики есть и архитектурные мотивы, и мир животных, и мир растений, человеческие фигуры тоже встречаются. Но чаще там можно увидеть птиц, особенно любимых народным искусством. К слову, народное творчество оставило свою милую черту на изготовлении керамики – надписи или имена владельца оставались на изображении. Это присуще народному искусству, и это перекочевало в керамику Гжели.

Фарфор

gzhel

Фарфор из Гжели выглядит не хуже легендарных иностранных образцов. Некогда полукустарный промысел развился в масштабное фарфоровое производство. Сегодня у гжельского фарфора заслуженный статус национального достояния.

В 1800-ом году крестьяне из Володино, братья Куликовы нашли недалеко от своего надела каолиновые залежи. Каолин – природный материал, подходящий для высокотемпературного обжига. Так и начала свое существование фарфоровая мануфактура. Павел Куликов работал на немецком заводе в Перово, производившем изделия по мейсонскому образцу. Потому секреты технологии и производства он знал, и смог их применить в собственном развивающемся деле.

И хоть в росписи керамики братья использовали приемы Мейсена, тематика и сюжетность оставались исконно русскими. Характерный народный стиль на керамических изделиях и стал визиткой гжельского фарфора. Но конкуренция не заставила себя долго ждать, и кузнецовские заводы, активно взявшиеся за производство фарфора, взяли первенство. Гжельский промысел пришел в упадок. И только в прошлом веке, уже в послевоенные годы производство фарфора было восстановлено в Гжели.

На видео представлено все разнообразие гжельского фарфора.

Благодарить за это нужно Наталью Бессарабову, художница сделала множество эскизов, обновленных и упрощенных, благодаря чему гжельские изделия стали выпускать крупные партиями. А крупные партии, безусловно, более выгодны в коммерческом отношении. Тарелки, чашки, прочая посуда приобрела лаконичные формы. Потрудилась Наталья Ивановна и над созданием статуэток, фигурок животных, которые и сегодня есть во многих домах.

Процесс изготовления изделия:

  1. Наброски художника.
  2. Формирование пробного образца с созданием гипсовых форм.
  3. Изготовление разъемной формы для литья, заполнение ее шликером.
  4. Обработка изделия, погружение в фуксиновый раствор.
  5. Нанесение рисунка.
  6. Глазурирование.

Гжельская фарфоровая масса уникальна по своему составу: мастера добавляют в нее особые «секретные» присадки, которые делают фарфор гладким и «отзывчивым». Правда, те самые ценные месторождения глины давно исчерпаны, и сегодня гжельская посуда производится из привозного сырья. Но знаменитый оксид кобальта, дающий глубокий синий цвет, единственный краситель для легендарной подглазурной росписи, и сегодня является основным инструментом гжельских мастеров.

Полуфаянс

gzhel

Полуфаянс считается, можно сказать, родным братом гжельского фарфора. Это переходный материал от майолики к тонкому фаянсу. В начале 19-ого века гжельцам удалось получить «белую посуду, подобную фаянсу», и эта технология позволила им производить десятки тысяч предметов быта. Основными из них стали квасники, кумганы и кувшины.

Особенным назвать полуфаянс можно и потому, что именно на нем художникам удалось отточить мастерство в использовании кобальта. Синий цвет именно тогда стал классическим, фактически он стал символом гжели. На белом фоне мастерам удалось вырисовывать изображения с тремя десяткам оттенков синего цвета.

Получение полуфаянса стимулировало развитие нового декоративного стиля. И тем ценнее, что главные имена гжельской истории – это люди из народа, мастера-самоучки. Один из таких умельцев – Афанасий Киселев. Технологические опыты Киселева, невероятное творческое чутье, а также сплоченность команды учеников и последователей привели к тому, что продукция народных мастеров составляла серьезную конкуренцию именитым заводским изделиям (например, продукции Императорского фарфорового завода).

Гжельский полуфаянс более демократичный, теплый, уютный. Особое место в истории керамики заняли кувшины из полуфаянса с привлекательным шарообразным туловом, украшенными растительными полосочками гирлянд. Они использовались и как емкость для напитков, и как ваза.

Тематика рисунка в стиле гжель

Даже маленьких детей в дошкольных учреждениях знакомят с народным искусством не только теоретически, но и на практике. Малыши знакомятся с понятием «гжельская игрушка», пытаются сами расписать бумажную лошадку синим узором или нарисовать матрешку в гжельском стиле. Но и взрослым тоже интересно узнать, чем примечателен гжельский узор и почему он использует каноничные приемы и техники.

Растительная

gzhel

Тематика рисунка отражает взор художника на окружающий его мир. Это и многовековое творчество со своими традициями и устоями. Гжельская керамика – это часто цветочная, растительная тематика. Это широкие и узкие полоски, точки, а также кустики, волны, сетки, лепестки и листки.

Растительный узор на любой поделке имеет стилизованный вид, но основные черты изображаемого предмета все равно просматриваются: ягоды, цветы, травинки и черенки. Ягоды смородины не спутаешь с клубникой на рисунке гжельского мастера. Колосья с ягодными гроздьями или цветочными гирляндами – узнаваемый растительный мотив, уютный, простой и гармоничный.

Орнаментные узоры

Это стилизованные и оригинальные узоры, которые порождают у зрителя определенные ассоциации. Отличает гжельский промысел наличие таких узнаваемых элементов как усики, капли, травинки, жемчужины, гребенки. А есть еще и традиционные шашечки, которые художник наносит вдоль бортика изделия или по кромке.

И орнамент не менее интересен, чем растительные элементы. Но когда обе тематики комбинируются в одной работе, получается шедевр. Фруктовница, конфетница, кувшин, ваза – Гжель и сегодня производит изделия, которые будут органичны в разных интерьерных стилях, которые созвучны дню нынешнему.

Сюжетная роспись

gzhel

Сюжет иллюстрирует сцены из жизни народа – простые, встречающиеся в каждой семье, будничные и праздничные. Особенно привлекают сегодня такие ностальгические сцены как зимние катания на санях, ярмарки, природные явления и т.д.

Не только керамику украшает сюжетная роспись, популярны уже много лет разделочные деревянные доски под гжель, и матрешки в стиле гжель. Искусство народа не стало музейным, закрытым. Оно развивается, живет и сегодня, обретая все новые способы выражения.

Гжельская роспись в современном мире

Не отказываются и дизайнеры, и другие специалисты фешн-индустрии вдохновляться гжельскими узорами, знаменитыми колористическими решениями. Легендарный орнамент переносится на одежду: платья и сарафаны с гжельскими мотивами носят и взрослые женщины, и маленькие девочки. Что говорить, если сам Валентино цитирует в одной коллекции узоры гжели.

И еще сине-белая роспись украшает полотенца, скатерти, пледы, наволочки и т.д. Роспись появляется на дизайнерских упаковках, на подарочных пакетах, на обоях и панно, на вставках мебельных фасадов. Гжельская игрушка считается элегантным подарком, а презентованная иностранному другу матрешка под гжель однозначно будет хорошим выбором.

Увлекательное видео о популярности гжельской росписи в современной России.

Народное искусство – это база для развития художественных навыков у ребенка. Пока его вкус, чувство прекрасного гибкое как пластилин, ребенку нужно дать хорошую, понятную базу. Так, он сам может сделать собственную гжельскую игрушку из папье-маше, например. Можно, конечно, брать деревянные заготовки и учить ребенка их расписывать, но интереснее ведь и саму заготовку сделать. Выручают наборы для творчества, которые работают по принципу мастер-класса: ребенок под руководством взрослого и доступной инструкции с нуля делает игрушку. Чем не повод почувствовать себя гжельским мастером?

Рекомендуем к прочтению статью, которая познакомит с основами рисунка гжели: «Особенности гжельской росписи и мастер-класс по рисованию узоров».

Очарование гжельской продукции еще и в том, что она отлично вписывается в разные интерьерные стили. В популярном сканди-стиле, в направлениях кантри, в рустике найдется место сине-белым узорам.

Сегодня центр производства — ЗАО «Объединение Гжель», а также «Гжель Малахит». Специалисты центров занимаются модернизацией производственных технологий. Но процесс не утрачивает присущей ему магии и притягательности, так как, например, фарфор так же расписывается вручную. Повторяются полюбившиеся мотивы и узоры, бытовые сюжеты, а также сюжеты из русской литературной классики.

sovremennaya-gzhel

Традиции народного творчества не консервируются в музеях, а продолжают жить стараниями дизайнеров и керамистов, художников и хранителей старинного промысла. Прикосновение к творчеству с богатой истории и сегодня дарит начинающим художникам приятные и теплые эмоции, вдохновении и возможность почувствовать себя хранителем традиций.


Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.

Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.

Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую волость.

В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.

Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.

Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.

В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.

Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.

Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

Читайте также: