Характер действия с игрушками у дошкольников

Обновлено: 02.05.2024

С первых месяцев жизни маленького ребенка окружают детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и пр.) требуют определенных и жестко фиксированных способов действия, то с игрушками ребенок может делать все, что хочет. Действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка.

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать. Малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные емкости, то есть осуществляет с ними неспецифические действия. Игры - как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста еще нет. Однако на втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от предметно-практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Постепенно, на протяжении второго года жизни, малыши усваивают игровое назначение предметов, начинают кормить куклу, укладывать ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т. д. Для выполнения таких действий им вовсе не надо в точности воспроизводить их технический состав. Достаточно обозначить общую траекторию этого действия (например, приложить ложку к лицу куклы, чтобы осуществить процедуру кормления). Их действия оказываются тесно связанными с конкретными предметами, с которыми они играли вместе со взрослыми. Затем те же действия распространяются на другие, похожие предметы. Сама же игрушка еще не является для малыша игрушкой в привычном смысле слова (то есть моделью другого предмета); она выступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький. Они переносят действия с “настоящими” предметами на игрушки, и появляются действия с игрушками как с “настоящими предметами”.

Игра ребенка второго года жизни представляет собой довольно бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. Малыш либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи. Он сначала кормит куклу, потом причесывает, потом укладывает ее спать, потом снова причесывает и снова кормит и т. д. Игровые действия не имеют какого-либо продолжения и лишь формально (а не содержательно) переходят одно в другое. Например, сложив в кастрюльку предметы и начав их помешивать ложкой, то есть готовить еду, ребенок незаметно переходит на простые манипуляции: принимается заполнять кастрюльку всеми доступными предметами, потом выкладывать их на стол и обратно. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называют процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

- однообразие, “одноактность” и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними;

- содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на разных игрушках то, что уже делал вместе со взрослым;

- материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;

- слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка.

После трех лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется. Дети начинают действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать градусником, или самолетом, или волшебной палочкой. Носовой платок может стать одеялом, или флагом, или шляпой для куклы. Одни предметы начинают превращаться для ребенка в другие и замещать недостающие. Любой предмет может стать символом других. Поэтому такие игровые замещения называют символическими. Они возникают в конце раннего возраста и открывают огромный простор для фантазии ребенка.

Детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Необходимо обучение игре. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослыми, которые передают ребенку способ замещения одних предметов другими.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры.

Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми.

Самые первые игры взрослых с детьми – “Прятки”, “Ладушки” и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные. Поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия “понарошку” с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки (“Ладушки”, “Сорока”, “Едем-поедем”, “Баран-баран” и пр.), хороводные (“Каравай”, “Пузырь” и др.), подвижные игры (прятки, салочки, “Третий лишний”, “Ручеек” и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и т.д.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики и прочие.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

- организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

- обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

- привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

- обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращаться к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов.

Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его желание и умение играть. Чем ребенок младше, тем больше доля участия взрослого в его игре.

Если малыш впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы), побуждает малыша воспроизвести то или иное действие, например, обращаясь к нему от имени куклы: “Я хочу спать, положи меня в кроватку”.

Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий. Например, если ребенок катает машинку, ему можно предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого “заболели глазки”, и показать малышу, как закапать мишке капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие “понарошку”.

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия “с отсутствующим предметом”: протянуть кукле пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок с удовольствием повторит это.

Включение игровых персонажей в режимные моменты оказывает благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций. Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу, которая тоже будет “кушать”, поставить перед ней приборы; укладывая малышей спать, – посоветовать им убаюкать любимую игрушку, положить ее рядом с собой.

Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.

Увеличению длительности игры, возможность сделать ее более интересной благоприятствует смена сюжетов. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и т.д. Расширяется круг предметов, с помощью которых ребенок “играет роль”, подражая действиям взрослых.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

Таким образом, для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности, в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

«Особенности развития действий с предметами в первый год жизни».

Первый год - ответственный период в жизни ребёнка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность.

Возможность познания предметов, окружающих ребёнка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. В новорождённый период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребёнка в процессе воспитания и обучения.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве, а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т. е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка, и в частности на развитие речи.

Первая двигательная функция руки - схватывание. Сначала выявляется как врождённый рефлекс «Робинзона», он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Он исчезает уже в первые месяцы, замещаясь хватательным рефлексом. Схватывание предметов как действие формируется у ребёнка в процессе общения со взрослым и является результатом обучения.

На протяжении всего первого года жизни воспитатель использует метод пассивных движений с разной степенью активности со стороны ребёнка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребёнка, затем вместе с ним, всё чаще внося элементы активности.

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к младенцу этот вопрос приобретает значение проблемы, ибо в первые месяцы жизни у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия. В новорожденный период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно.

Целенаправленные действия, в том числе и руки, формируются у ребенка в процессе воспитания и обучения постепенно на протяжении первого полугодия его жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы выполняют особые хватательные движения. Так рука начинает действовать как человеческий орган.

Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности, речи.

Однако проходит значительное время, прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека. Первая двигательная функция руки схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс Новорожденный, ухватившись за предмет, прикасающийся к его ладони, способен повиснуть на нем всем телом это т. н. рефлекс Робинзона, или ладонный рефлекс, так как он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев.

В 2 месяца дети начинают фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за передвигающимися, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

С 3 месяцев у ребенка начинается период сенсорной активности.

С 2,5—3 до 4—4,5 месяцев этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако действия все еще носят безусловно-рефлекторный, т. е. случайный характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребенок удерживает в руке игрушку, если взрослый

вкладывает ее в ладонь: в 2 месяца 2—3 секунды, в 3 месяца — до 10 секунд, в 4 месяца до 20 секунд. В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов : тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания.

С 4 до 7 месяцев ребенок начинает активно обнаруживать скрытые свойства объекта, приводить предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может бросить его в определенное место, например на пол, похлопывать по предмету, стучать им, размахивать, чтобы вызвать звучание.

В 5 месяцев при схватывании более активными становятся пальцы. Так, например, заметно доминирует большой палец: ребенок отводит его при схватывании объекта. Для этого особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмично взмахивать ими, извлекая звуки, перекладывать в другую руку.

В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же представления о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Он познает движение предметов как следствие их притягивания или отталкивания, а главное, выделяет форму предметов в соответствии с возможностями их схватывания и перемещения. У него появляется способность выделять постоянные свойства предмета, независимые от его положения. Так, у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать и любимой.

В 7—10 месяцев появляется способность соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Ребенок выполняет двухактные действия : вкладывает и выкладывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробки; воспроизводит вращение предмета, ударяя по нему, стремится вызвать звук: использует один из предметов в качестве орудия и т. п.

В 8—9 месяцев малыш крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать. Он берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Появляется превалирование функции одной руки, чаще правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. Малыш познает новые свойства предметов. Он различает части в предмете, определяет его место в пространстве, осваивает такие действия, как разъединение и соединение, осуществляет направленное движение предмета, усваивает различные пространственные отношения предметов (в, на, под, за, над) и т. п.

От 10—11 месяцев до 1года 2 месяцев—1 года 3 месяцев у детей появляются т. н. функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают использовать предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). Совершенствуются действия, выработанные ранее, а также отмечаются обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия руки : кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Какие же занятия необходимы ребенку на протяжении первого года его жизни для успешного развития действий рук?

В первые месяцы с детьми на основе ладонного рефлекса целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони поочередно вкладывают шарик диаметром 2—2,5 см, добиваясь схватывания. Используют шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовые, деревянные, а также самодельные матерчатые гладкие, махровые, покрытые мехом, кожей и т. д., твердые и мягкие. К шарикам следует прикрепить ленточки, которые позволят взрослому опускать их сверху в ладонь ребенка, а ребенку действовать относительно самостоятельно под контролем взрослого. Шарики можно поочередно опускать в каждую руку; одновременно в две руки вкладывать шарики одинаковые и разные и т. п. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Полезны вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки (схватывание, сжимание, дифференцировку положения большого пальца руки при схватывании развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения и упражнения на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, однако они полезны для развития осязаниями 3—4 месяца реакция возникает уже не только при вкладывании, но и при случайном захватывании предметов.

Все пособия для самых маленьких должны быть изготовлены добротно: пуговицы пришиты крепко, палочки не иметь заусенцев, валики без острых выступов. Ребенку не следует давать мелкие предметы, поскольку он может взять их в рот и проглотить. Все действия с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно подтягивая за один' конец, побуждает малыша не только крепче схватывать шнурок, но и перехватывать его.

В 5 месяцев ребенок может взять предмет, если он находится в поле его зрения и расположен удобно, в 6 месяцев он хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

С этого времени можно учить ребенка захватывать предмет не только из разных положений, но и разными способами : петлеобразное движение сверху; плавное приближение с постепенным опусканием; движение, скользящее по поверхности. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию по направлению к предмету, малыш как бы разучивает движение, затем начинает выполнять его самостоятельно. Совершенствование движений идет на протяжении всех последующих месяцев.

Если в 2—3 месяца игрушки – подвески использовались для

того, чтобы научить ребенка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5—6 месяцев они необходимы для развития целенаправленных движении руки к предмету, формирования умения захватить и подтянуть его к себе.

С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки и т. п., укрепленные на шнуре, который связан концами. Подтягивая к себе один предмет, малыш вызывает перемещение других, на которые затем переориентируется и начинает захватывать. После 6 месяцев начинается второй период развития действий с предметами. На протяжении второго полугодия первого года жизни воспитатель обучает малыша следующему. Выполнение действий с 2 — 3 предметами — воздействуя на один, малыш изменяет положение в пространстве другого. Выкладывание предметов из емкости путем ее переворачивания (высыпание всех шариков из ведерка или опрокидывание тележки с кубиками и т. п., поочередное выкладывание предметов с опорой на автодидактические свойства материала (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить цепь последовательных действий и т. п.

Вкладывание предметов в полое пространство (например, в коробку, ведерко) : поочередно с опорой на автодидактические свойства материала и без опоры на эти свойства (т. е. вкладывание игрушек по одной, по две вне какой-либо системы). Проталкивание предметов (занятия с шаробросом, дидактической коробкой и т. п.).

Прокатывание предметов : толкание игрушки от себя, следование за отталкиваемым предметом, прокатывание с лотка и т. п.

Снятие предметов с опоры : колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты в горизонтальной плоскости.

Нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости).

Рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей: вытаскивание грибков, втулок из отверстий панели; открывание матрешки, бочат и т. п.

Открывание коробок: снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами.

Выполнение двухактных, взаимоисключающих действий :

выкладывание — вкладывание; снятие — нанизывание, рассоединение — соединение.

Одним из методов обучения детей первого года жизни (после 3 месяцев) действиям с предметами является метод пассивных движений (взрослый выполняет действие рукой малыша). На. протяжении всего первого года он использует этот метод с разной степенью активности со стороны ребенка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребенка, затем вместе с ним.

Начиная с 3 месяцев после каждого применения вышеописанного метода взрослый дает ребенку возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью, не опережая его инициативу. После пассивного упражнения надо стимулировать активность ребенка, проявляющуюся в самой элементарной форме.

При действиях с предметами взрослый должен давать ребенку время на их рассматривание, не торопить переходить к непосредственному выполнению.

Другой метод обучения действиям с предметами — «случайного действия». Взрослый заранее планирует ситуацию, в которой ребенок встает перед необходимостью выполнить задание. Метод «случайного действия» позволяет исподволь, незаметно подвести ребенка к самостоятельному выполнению задания. Это особенно важно до 3 месяцев, когда у ребенка не сложилось еще целенаправленного воздействия на предметы.

Вначале следует подбирать объекты, наиболее удобные для

схватывания, сжатия, а затем и захватывания их из удобного положения.

Как уже было сказано, с 6 месяцев с младенцами проводят занятия с игрушками, формируя навык захватывания из любого положения. При этом подбирают такие упражнения, которые позволяют активизировать движения большого пальца Детям предлагают игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном погремушки. Ассортимент их невелик, поэтому взрослый прибегает к самоделкам, используя «мордочки» кукольного театра бибабо. Так, например, можно изобразить петрушку, матрешку, зайчика, поросенка, мишутку, пришив к «мордочкам» чехольчики, которые имеют «ручки», «лапки». Чехольчик натягивают на кеглю или продолговатую погремушку, а внизу, там, где начинается ручка, стягивают шнурком. Игрушку можно дополнить звуковым оформлением, пришив маленький колокольчик к колпачку петрушки или вложив в кеглю мелкие предметы так, чтобы они гремели, но не высыпались (для этого плотно заклеивают ее основание). Малыши очень любят самодельные сюжетные погремушки. Они вглядываются в их «мордочки», встряхивают их, забавляются с ними.

С момента возникновения целенаправленного захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках все упражнения активно выполняются самим ребенком. Его действия можно рассматривать в двух аспектах: техническом (как он совершает действие) и смысловом (для чего это делает).

Смысловая сторона действий с предметами развивается интенсивно. Дети начинают выполнять не только движения схватывания, но и проталкивания, вкладывания, подтягивания, выкладывания, перекладывания и т. п. Задача взрослого состоит в том, чтобы активизировать пальцы руки. Для этого используются игрушки-вкладыши : цветные колпачки, бочата, матрешки и т. д.

С 8—10 месяцев интенсивно «работает» не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять более тонкие движения. С целью развития моторики пальцев им дают коробочки, которые | открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы : круглой, квадратной, продолговатой, треугольной. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы.

В 10—12 месяцев с детьми можно проводить дидактическую игру «Чудесный мешочек», который шьют из яркой ткани. Можно сделать его в виде занимательной хлопушки с петелькой для подвешивания. Основанием хлопушки служит круглая коробка, которую обтягивают тканью с красочным рисунком; сбоку хлопушка имеет широкую прорезь, в которую вкладываются игрушки, шарики, кубики, колечки и т. п. Встряхивая хлопушку, взрослый побуждает ребенка доставать из нее предметы, учит их рассматривать. Иногда это пособие имеет вид китайского фонарика: игрушки вкладывают и вынимают сверху.

В этом возрасте ребенок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Ему предлагают 3—5 колец одинакового размера, которые он последовательно нанизывает на стержень. При этом ребенок совершает петлеобразное движение рукой, делает попытки захватывания кольца кончиками большого и указательного пальцев, т. е. выполняет относительно сложное с точки зрения координации упражнение.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. Составила воспитатель : Сарайкина Е. А. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ. ЦЕЛЬ : 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком первого года жизни в условиях дома ребёнка Цель: 1. Нормализовать состояние артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. 2. Вызывание звуков лепета. 3. Развитие зрительно-моторной.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Консультация для родителей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» Консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет". Воспитание культурно – гигиенических.

Консультация для воспитателей «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной жизни» Решая, задачи экологического воспитания в детском саду необходимо опираться современные программы на такие, как: «Юный эколог» С. Н. Николаевой,.

Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Гуманные качества - это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании,.

Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года до 1 года 6 месяцев СЕНТЯБРЬ 1. Знакомство с формой предметов. Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Воспитывать.

Родительское собрание в средней группе «Особенности детей пятого года жизни» Родительское собрание в средней группе Тема: «Особенности детей пятого года жизни» Выполнила: воспитатель Катаева Н. С. Родительское.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5–6 года жизни» Возрастные особенности детей 5-6 лет Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка. Игрушки являются обобщённым, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое надлежит ребёнку освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства. Игрушка может использоваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребёнка. Возникает понимание того, что помимо игрушек, составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития. К созданию игрушек привлечены помимо мастеров производства технологи, дизайнеры, педагоги, психологи. Современная индустрия игрушек оснащена новыми материалами и технологиями. Игрушки служат игре, поэтому их видовой состав должен соответствовать потребности ребёнка в различных видах игр с учётом их специфики в различные периоды детства.

Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.

Виды занятий по игрушкам :

1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды, «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Сначала дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек дается загадка : «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования) :

а) рассказ по набору игрушек и по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки : две куклы – одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша черную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»).

В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.

Можно выделить следующие виды занятий с игрушками направленные на развитие связной речи детей дошкольников: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке, загадки связанные с игрушками, сюжетно-ролевые игры с игрушками, театрализованные игры.

Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Консультация для воспитателей «Особенности проведения занятий в раннем возрасте» «Особенности проведения занятий в раннем возрасте» Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми.

Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники» Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Консультация для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке» Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация.

Консультация для воспитателей «Пластилинография. Виды пластилинографии»

Консультация для воспитателей «Пластилинография. Виды пластилинографии» Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники.

Консультация для воспитателей «Виды пластилинографии»

Консультация для воспитателей «Виды пластилинографии» Невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие.

Консультация для воспитателей «Методические основы проведения занятий и игровых упражнений с мячом» Упражнения с различными мячами (малым, большим, средним) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств,.

Консультация для воспитателей «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним.

Читайте также: