Химия в детских игрушках

Обновлено: 03.05.2024

Здравствуйте.
Мою игрушки детские часто,мою в горячей воде.Из всех игрушек поцентов 70 сделаны из пвх. Родня приехала в гости,увидев этот момент,сказали ,что при контакте с горячей водой пвх выделяет фенол и толуол и еще какие-то яды,этого делать категорически нельзя.
нашла инфу ,что при нагревании 50 градусов уже идет высвобождение токсич веществ из пвх.а в кране вода из горячего примерно 65.
скажите,если игрушку помыли в горячей воде,то теперь всегда из нее будут выделяться токсич.вещ-ва(даже ,когда ее вернули обратно в комнатную температуру)?или только выделяются в момент именно контакта с горячей водой?дети в комнате у себя прижимали осла -прыгун(из пвх)надувной такой к батарее(играли так),это тоже получается опасно,батарея очень горячая.и еще один вопрос в тему,виниловые обои прям за батареей тоже нельзя клеить получается?
спасибо всем,кто ответит

ПВХ - поливинилхлорид
Он не содержит в составе фенол или толуол.
Фенол - раньше использовали в больницах для дезинфекции. Толуол - рекомендуемый растворитель для фармацевтики.
Горячая вода скорее может размягчить игрушку и она постепенно потеряет форму. Ядов не будет. Кроме того, любой гипотетический яд водой с мылом смоется и потом все равно сам выходить из игрушки не будет.
ПС. Я вырастил двух детей, в окружении собаки и толпы котов, и наверное, ни разу не мыл пластиковые игрушки.
В "Трое в лодке" аптекарь дал главному герою хороший рецепт насчет мнительности от болезней - последуйте ему тоже.

Спасибо,что отвечаете,а не смеетесь надо мной.
Я ведь просто переживательная маман.
Может я просто не правильно выразилась,может и не фенол. может какие-то стабилизаторы или пластификаторы?т.е. там вообще нет никаких примесей страшных/токсичных,как повсюду пестрят сайты(типа задержана партия игрушек, то с цинком,то с фенолом,то еще с чем-то)?и даже если впх игрушки будут находиться на/под батарей?почему тогда пишут рабочую температуру якобы 50-55 градусов,а далее типа что-то происходит,т.е. ничего не происходит?почему везде фигурирует эта цифра нагрева?
ой,и про виниловые обои тоже не беспокоиться,то ,что они за батареей и соприкасаются с ней?тоже с них при нагреве ничего не выделяется,формальдегид?
спасибо большое

Самая интересная часть школьной химии — лабораторные — начинается в 9-10 классах. К сожалению, к этому времени многие ученики уже успевают разочароваться в предмете, запускают его и, как следствие, не могут разобраться в элементарных понятиях.

Чтобы вовлечь ребенка в химию и вернуть утраченный к ней интерес, «Летидор» собрал несколько химических опытов, которые будут интересны ученикам как средней, так и старшей школы.

Предупреждение: в некоторых опытах в результате химических реакций происходит процесс горения веществ. Будьте очень аккуратны! Соблюдайте технику безопасности!

Не допускайте ребенка до экспериментов одного и на всякий случай приготовьте огнетушитель.

Светящийся помидор

Теперь комнату на Хэллоуин можно будет украшать не только тыквами, но и другими овощами. А главное, что в темноте они будут светиться разными цветами.

Нам понадобится

• помидор (или другой овощ)

• шприц 3 мл с иголкой (30 рублей)

• «Белизна» или гипохлорит натрия (покупаем в хозяйственном магазине — 30 рублей/бутылка)

• 30% перекись водорода или раствор гидроперита (блистеры гидроперита продаются в аптеке, один блистер — около 50 рублей). Из 10 растолчённых таблеток, залитых 50 мл кипятка, получится нужный раствор.

Пропорции: белизна : сера : перекись — 2:1:1

Как проводить опыт

Растворяем серу в «Белизне».

Ждем, пока раствор расслоится.

Набираем жидкость в шприц и обкалываем выбранный овощ.

После вводим в центр овоща перекись.

Выключаем свет и вуаля: обычный овощ стал фонариком

Предупреждение: обработанный овощ лучше не есть после эксперимента.

Чему учит опыт

Это хороший пример окислительно-восстановительной реакции — одного из главных механизмов взаимодействия веществ в химии.

В нашем случае «Белизна» (она же раствор гипохлорита) и перекись — окислители, а сера — восстановитель. После взаимодействия они как бы «меняются местами», и образуется соль из натрия и серы, вода и хлор. Хлор — это газ желто-зеленого цвета, который может светиться. Он тяжелее воздуха и растворим в воде, поэтому газ останется в помидоре и боятся вам нечего.

Превращение воды в кровь

Продолжаем тему страшилок, которую дети очень любят. Предлагаем вам оригинальный способ сделать кровь для грима.

Этот опыт достаточно зрелищный, поэтому его можно проводить как шоу. Но сначала надо потренироваться в одиночестве.

Нам понадобится

• индикатор лакмус (купить можно в магазине для химиков или садоводов, например, здесь, 12 мл за 400 рублей): несколько капель

• кислота (уксусная или лимонная): 1 ст. л.

• загуститель: немного крахмала или муки: 1 ст. л.

Как проводить опыт

В кислой среде фенолфталеин становится красным, поэтому, если в раствор кислоты капнуть немного индикатора, то он резко изменит цвет.

Насыщенность цвета можно регулировать количеством индикатора. Но кровь — это не просто красная вода. Она еще и густая.

Поэтому предварительно смесь лучше загустить мукой.

Есть и другой вариант — дороже, но интересней.

Нам потребуются

• Хлорид железа (234 рубля/кг) — можно купить на сайте химических реактивов

• Роданид калия (326 рублей/кг)

Пропорции: хлорид : роданид — 1 : 3

Как проводить опыт

Протираем то место, где должна быть кровь, хлоридом железа, а сверху наносим роданид. Вещества реагируют и получается роданид железа.

Отличный способ объяснить ребенку, что одна из причин красного цвета крови — наличие в ее составе железа.

Чему учит опыт

Пример второго важного механизма взаимодействия — обмен. Элементы просто поменяются местами, а их форма не изменится (как было в предыдущем опыте). В итоге получим хлорид калия и роданид железа. Фишка в том, что у солей железа много разных цветов, поэтому желтые вещества станут красными.

Пенный джин

Этот эксперимент может не только порадовать ребенка, но и стать частью фокусов на детском празднике. Ведь джину так интересно загадывать желания!

Нам понадобится

• раствор перекиси водорода (несколько пузырьков из аптеки)

• пена для ванны или мыло: примерно полбутылочки

• йодистый калий (купить в аптеке, 100 таблеток по 200 мкг — стоимость 127 рублей)

Пропорции: йодистый калий : перекись — 2 : 3

Как проводить опыт

В мыльный раствор мы присыпаем йодистый калий.

Потом добавляем перекись.

Спустя уже несколько секунд начнется реакция, и пена полезет из емкости с утроенной силой.

Чему учит опыт

Тут снова происходит окислительно-восстановительная реакция.

Дело в том, что в результате реакции может измениться агрегатное состояние компонентов.

То есть в начале было твердое и жидкое, а в конце — жидкое и газ. Так и здесь: мы получим растворенную в воде и мыле щелочь, улетевшие кислород и йод. Йод даст фиолетовую окраску, а газ кислород даст пену.

Цветное пламя

Мало кто помнит, но цвет пламени зависит от того, что горит. Ведь само пламя — это продукты горения, то есть те газы, на которые разложилось исходное вещество. Что происходит, если горит дерево или природный газ, все знают. Но что будет, если загорится соль металла?

Как получить цветной огонь

1) Для желтого огня нам потребуются соли натрия. Например, поваренная соль (хлорид натрия) или пищевая сода (гидрокарбонат натрия)

2) Зеленое пламя дают соединения меди. Для этого можно взять медную проволоку (купить можно, например в Хоббимаркете: 290 рублей / 10 м)

3) Синим пламенем горит спирт. Раствор спирта тоже подойдет.

4) Красное пламя дают соли кальция, которые содержатся в накипи.

Как проводить опыт

Любое из указанных веществ кладем на ложечку и аккуратно вносим в пламя спички или свечки. Не волнуйтесь, пламя не потухнет, а только поменяет цвет.

Чему учит опыт

Что такое горение? Горение — это то же окисление. Кислород из воздуха окисляет металлы, и получаются их оксиды.

Как мы уже поняли, у разных соединений металлов — разные цвета. Поэтому мы и видим разноцветное пламя.

Фараонова змея

Это очень известный эффектный химический опыт. Он также связан с последствиями горения. Но на этот раз гореть будут органические соединения.

Нам понадобятся

• просеянный песок (горстка)

• 95% спирт или крепкий алкоголь (водка, абсент)

Пропорции: сахар : сода — 1 : 1 — столько, чтобы заполнилась ямка в песке.

Как проводить опыт

Из песка делаем горку и пропитываем ее спиртом.

На вершине горки делаем углубление, куда засыпаем смесь сахара и соды.

Поджигаем спирт и наслаждаемся эффектом.

Чему учит опыт

Этот опыт похож на предыдущие: снова окислительно-восстановительная реакция с выделением газа. Песок и сахар сгорели в сажу, которую надул углекислый газ.

Ледяные пузыри

От горячего логично перейти к холодному. Мы предлагаем вам показать ребенку процесс роста кристаллов. Обычно кристаллы из набора юного химика нужно растить несколько дней. Но есть и более быстрый способ.

Итак, надуваем мыльный пузырь и сажаем его на лед или снег. И наблюдаем процесс образования снежинок!

В итоге мыльный пузырь заледенеет и треснет.

Вулканчик

Все хорошо знают опыт с вулканчиком, который поджигают. Но мало кто знает, что вода может вызвать возгорание. В этом опыте мы это и покажем.





В МИРЕ ИГРУШЕК


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда в семье появляются дети, дом начинает постепенно заполняться игрушками. Сначала это погремушки и погрызушки, потом пирамидки, конструкторы, машинки и куклы, игрушки для ванной и улицы, мягкие и твердые, звенящие и пищащие. Их приносят знакомые и родственники, ими прямо-таки заваливают ребенка на его день рождения и Новый год. И ведь сегодня это сделать совсем не сложно - пошел в детский магазин и купил, они совсем недороги. А игрушки из натуральных материалов ведь так дорого стоят.

Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что дешевые игрушки вряд ли окажутся безопасными для здоровья и стоит ли их вообще давать детям.

Объект исследования: пластмассовые игрушки.

Предмет исследования: материалы, используемые при производстве пластмассовых игрушек.

Цель исследования: попробовать изготовить экологически безопасную игрушку.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи для исследования:

1.Провести анализ литературы по теме: материалы, используемые при производстве пластиковых игрушек;

2. Изучить местный рынок пластиковых игрушек, выяснить их состав и влияние на организм ребенка;

3. Изготовить экологически безопасную игрушку.

Результатом исследования будет представлена экологическая игрушка.

Игрушка для детей первого года жизни должна быть достаточно крупной, ярко окрашенной, издающей звуки, удобной для захватывания и соответствовать по величине и весу физическим возможностям ребенка. Распространенными являются погремушки, кольца, пирамиды и тому подобные игрушки, изготовленные из пластмасс. Анализ литературных источников показал, что основным материалом, используемым при производстве игрушек в России, является поливинилхлорид и стирол.

Дети раннего и ясельного возраста, как правило, при занятии с игрушкой, познавая ее, включают все органы чувств, в том числе берут игрушку в рот. Поэтому гигиенический контроль за такими игрушками должен быть более жестким, чем установленный действующими нормативными документами 

Погрызушки, и уточка, приобретенные нами для анализа изготовлены из ПВХ, что было заявлено производителем на этикетке. Анализ показал, что игрушки оказались эластичными, гладкими на ощупь, довольно ярко окрашенными, легко гнущимися. Первоначально они обладали довольно резким и неприятным запахом, что позволило предположить наличие в изделиях вредных для здоровья малышей веществ, раздражающих верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, тем самым вызывающие ряд аллергических реакций. Для проверки стойкости красителей мы, намочив белую фильтровальную бумагу, протерли поверхность игрушек. При этом обнаружили, что ярко окрашенные части оставляют след. Это указывает на возможное содержание ионов тяжелых металлов, что отрицательно скажется на здоровье малышей.

Далее приобретенные игрушки мы разрезали на мелкие части и провели ряд исследований.

Образцы оказались трудногорючи, при удалении из пламени самозатухали. При горении сильно коптили, в основании пламени можно было наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. При этом выделялся очень резкий запах дыма. При сгорании образовывалось черное, углеподобное вещество, легко растираемое между пальцами в сажу.

Все это позволило экспериментально подтвердить, что данные игрушки действительно изготовлены из ПВХ, как и было заявлено на этикетке (производитель завод «Огонек» Россия).

Для определения наличия хлора маленькие кусочки образца анализируемой игрушки мы поместили в пробирку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустили в пробирку с лакмусом, причем конец газоотводной трубки помещался выше уровня раствора лакмуса. Содержимое пробирки нагрели. Выделяющийся хлороводород менял окраску лакмуса на красную. Затем эту газоотводную трубку опустили в раствор с нитратом серебра и наблюдали выделение белого творожистого осадка, со временем темнеющего.

При производстве пластмассы зачастую используют фенол в качестве антиоксиданта. Фенол, или карболовая кислота, токсичен, вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

Фенол всасывается в кровь через слизистые оболочки и кожу, а затем распределяется в органах и тканях. И уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. При хронических отравлениях фенолом наблюдаются слабость, повышенная утомляемость, плохой сон, головные боли, головокружение, нарушения центральной нервной системы, деятельности желудка, кожный зуд, дерматиты. Согласно требованиям СанПиНа, в детских игрушках содержание фенола не допускается ни в каких количествах.

Мы исследовали образцы игрушек на наличие фенолов. Для этого исследуемые образцы мы на сутки поместили в воду. К полученной вытяжке добавили несколько капель FeCl3. Изменение окраски при этом не наблюдалось. Значит, в выбранных для анализа игрушках фенола нет.

Игрушки из полистирола.

Погремушка «Гантелька», подвеска на коляску производитель Стеллар Россия изготовлены из полистирола, как утверждал производитель.

При сгибании полоски образцов, легко гнутся, потом резко ломаются с характерным треском. На изломе видна мелкозернистая структура. Горит образец ярким, сильно коптящим пламенем (хлопья копоти тонкими паутинками взмывают вверх!). Запах сладковатый, цветочный.

Мы провели деполимеризацию полистирола. Образующийся при разложении полимера стирол конденсируется в приемнике - пробирке, охлаждаемой водой. Примесями он окрашен в желтый цвет. Полученный стирол вызвал обесцвечивание раствора перманганата калия.

К какому выводу мы пришли:

Несомненно, эти пластмассы обладают рядом достоинств: устойчивость к кислотам, щелочам, растворителям и маслам, бензину, керосину, хорошие диэлектрики. Но прочитав, все достоинства этого материала можно подумать, что ребенок во время игры будет погружать игрушку в столь опасные для него вещества, или что еще интереснее поджаривать на костре? А тогда почему игрушки, попадающие на рынок изготовлены именно из ПВХ и полистирола? Единственный ответ, который пришел нам на ум – это дешевизна. А стоит ли «овчинка выделки»?

А сколько поломанных игрушек мы выбрасываем! В результате возникает еще одна проблема, пластмасса практически не подлежит вторичной переработке. Отслужившие свой срок игрушки отправятся либо на мусорную свалку, либо в печь мусоросжигательного завода. При горении пластмассы выделяют самые сильные из известных человеку ядов – диоксины, опасные даже в малых дозах. Они накапливаются и в окружающей среде, и в организме человека, практически не выводятся, способны вызывать расстройства репродуктивной функций и приводить к онкологическим заболеваниям.

А чем можно заменить столь опасные игрушки? Ведь пластмассы появились лишь в ХХ веке, а что заменяло этот материал ранее? Еще в 1899 году немецкий химик Адольф Шпитлер получил патент на производство пластика на основе казеина – белка, образующегося при сворачивании молока под действием ферментов (тех самых веществ, с помощью которых мы перевариваем пищу). Ученый обнаружил, что казеин придает материалам эластичные свойства, а при остывании – твердость и прочность.

Первое промышленное изготовление пластмасс на основе органических веществ началось в конце XIX века. Одной из них является галалит (дословно – молочный камень), который на заводах делался из казеина, обработанного формалином. Использование формалина нас несколько насторожило, ведь это тоже ядовитое вещество. Но возможно его можно будет заменить чем- то не столь вредным для здоровья?

В свое время галалит шёл на изготовление самых разных вещей, начиная от перьевых ручек и заканчивая бижутерией.

Итак, выход есть!

Изготовление экологически чистой игрушки.

Технология изготовления очень проста и приготовить самодельную галалитовую пластмассу может даже ничего не смыслящий в химии человек. Основными составляющими формулы являются молоко и лимонный сок.

Для приготовления галалита понадобятся:

Молоко, можно обезжиренное,

очень много бумажных салфеток

Молоко и лимонный сок берутся в пропорции 16:2 соответственно, или 1 столовая ложка сока на стакан молока. Из одного стакана молока получается кусок пластика диаметром около 5 см и толщиной 3 мм.

Купленное молоко на сутки оставили в теплом месте.

Затем нагрели его до температуры 36-40 о С. Оно не должно кипеть (иначе масса для лепки будет слишком твёрдой). И добавили лимонный сок.

Буквально сразу в смеси стали появлятся частицы отделившегося казеина. Перемешили смесь с полминуты. Затем медленно процедили жидкость сквозь марлю, переливая из одной чашки в другую. Основная часть казеиновых частиц собралась в марле. Отжали марлю так, чтобы весь казеин в ней слипся в один комок. Переложили массу на вощеную бумагу. Массе пластика можно придавать желаемую форму, а имеет он консистенцию водянистого сыра. Приготовление массы занимает всего около 10-15 минут. Отвердевание происходит минимум двое суток.

После полного высыхания размер уменьшается в два раза и фигурки темнеют.

С помощью надфиля и наждачной бумаги, обработали поверхность каждой фигурки. Фигурки стали ровные и гладкие.

В домашних условиях можно найти еще много применений для этого нетоксичного, экологически чистого пластика. Например, его довольно успешно используют как материал для самодельных авторских пуговиц. Ведь в старину пуговицы на Руси и изготавливались из творога.

Утилизация подобного материала не представляет труда. Достаточно оставить изделие на несколько часов в теплой воде и оно развалится. Затем смесь можно слить в канализацию.

Для производства игрушек чаше используется ПВХ или полистирол, что связано с их дешевизной.

Альтернативу пластиковым игрушкам могут составить игрушки из естественных материалов, например дерева, натурального каучука, соломы, шерсти. Такие игрушки химически и экологически безопасны, знакомят малыша с естественными текстурами и свойствами материалов, как правило не окрашены, либо окрашены с использованием натуральных красителей.

Мы попытались в домашних условиях изроговидной пластмассы (из молока), с использованием натуральных красителей, изготовить разные игрушки. Такие игрушки химически и экологически безопасны, для малышей, а утилизация надоевшей игрушки не представляет труда. Проведенный нами блиц-опрос учащихся младших классов и учителей показал, что большинство опрошенных с большим удовольствием имели бы в доме безопасную игрушку. А если ее можно сделать самим это еще и увлекательно!

Верховцев О.Г. Практические советы мастеру-любителю. Энергоатомиздат, 1988, 386с.

ГОСТ 25779 – 90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» – Москва – 1990.

Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979, 58с.

Методические указания по санитарно-химическому исследованию детских резиновых и латексных сосок и пустышек. – Москва – 1974.

Стан В.В. Методические подходы к гигиенической оценке игрушек из полимерных материалов. // Гигиена и санитария. – 1984 – N 8 – c. 32-35.

Тужилин Н. Мир вокруг тебя. Издательство Крым, Симферополь, 1966.

11. Цветков Л.А. Синтетические высокомолекулярные вещества. Учебное пособие для средней школы., Москва – Учпедгиз - 1962.

Наталья Выборова больше двух лет проводит мастер-классы по изготовлению слаймов. И она лучше других знает, что не все новые игрушки одинаково полезны.

Куклы Барби и плюшевые медвежата - прошлый век! Сейчас в тренде у детей иные игрушки - сквиши, лизуны и слаймы. Многие и названий-то таких не слышали, но только не родители.

«Комсомолка» вместе с преподавателем химии из иркутского детского образовательного клуба BrainStorm Натальей Выборовой разбирались, насколько безопасны такие игрушки.

Мастер-классы по изготовлению слаймов она проводит более двух лет. И знает, как определить, качественная ли игрушка попала ребенку в руки.

НЕ ПЛАСТИЧНЫЙ? ЗНАЧИТ, В НЕМ ХИМИЯ

Итак, эксперимент начинаем в отделе игрушек магазина. Набираем лизунов и слаймов на 400 рублей.

- Начнем с лизуна, - предлагает Наталья. - С виду образец очень даже привлекательный: ярко-розовый, с блестками. Изучаем состав. «Полимер» - вот и все, что в нем указано. Звонок тревожный. Под полимером можно спрятать много химических элементов, в том числе вредных… Такие игрушки лучше не брать.

Но мы открываем пластиковую прозрачную коробочку с лизуном внутри - и…

- Твердоват и не тянется, а рвется на куски, а лизун должен быть пластичным, - добавляет Наталья. - Если нет, значит, в игрушку добавили слишком много тетрабората натрия, из-за которого смесь густеет. Само по себе вещество нетоксично, его даже используют для лечения грибков или ангины, но с одной оговоркой - если использовать в малых дозах. А в больших, как в данном лизуне, оно может вызвать раздражение и зуд на коже. Я бы точно не стала рисковать и давать такое ребенку.

СИЛЬНЫЙ ЗАПАХ? ВЫБРАСЫВАЙТЕ!

На очереди еще три баночки со слаймами - их мы изучим на запах. Вскрываем по очереди: у двух тянучек аромат мыла и ароматизаторов, как у гелей для душа, - от зеленого веет яблоком, от розового - ягодами.

- Ничего необычного, - заключает Наталья.

Третья - умная масса (тот же слайм, только более густой), резко ударяет в нос запахом резины и режет глаза ядовито-розовым цветом. При этом на упаковке написано: «Нетоксично!»

- В слаймы обычно добавляется наименее вредный клей ПВА, бытовая химия для приятного аромата и безопасные пищевые красители, - говорит Наталья. - А такой острый запах и кричащий цвет, конечно, настораживают. Как минимум может возникнуть аллергическая реакция. Неизвестно, что за химические вещества сюда добавлены, но состав мы и здесь не изучим: на этикетке снова значится только сухое слово «полимер». А что за ним? Таблица Менделеева…

«Врага» родители должны знать в лицо: слаймы - слева, умная масса - справа вверху, лизун - справа внизу.

«Врага» родители должны знать в лицо: слаймы - слева, умная масса - справа вверху, лизун - справа внизу. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

БЕЛЫЙ НАЛЕТ - ЭТО ПЛЕСЕНЬ

Прежде чем покупать лизуна в магазине, посмотрите на коробку с тянучкой на свет. Видите белый налет? Возможно, это плесень. Значит, игрушку хранили неправильно или вскрывали. Ребенку ее давать нельзя.

- Вскрытые игрушки можно хранить только в холодильнике, - говорит Наталья. - Слаймы влажные, к ним быстро прилипает грязь от рук и поверхностей - это настоящее раздолье для бактерий и плесени. Играть ими более двух-трех часов подряд нежелательно. Обычно лизуны «живут» 2 - 3 месяца, а потом усыхают или плесневеют, особенно если лежат в тепле.

Не позволяйте детям долго играть в слаймы, брать их в рот или трогать руками, если на ладошках ссадины. Инфекции и аллергия - верные спутники таких игрушек.

ИСПЫТАНИЕ НОГТЯМИ НА ПРОЧНОСТЬ

Теперь испытаем сквиш - игрушку-антистресс с жидким наполнителем. Взяли резиновую лягушку. Сжимаем покрепче, и на зверушке вылезают шарики со слизью. Дети от восторга обычно пищат!

- А знак нехороший… Внутри сквиша - кусочки гидрогеля, пропитанного водой, - поясняет Наталья. - Это полимер, который используется при выращивании растений, так как хорошо впитывает и отдает жидкость. Но от влаги гидрогель расширяется и, бывает, рвется!

Доказательство мы увидели через 10 минут. Лягушка лопнула, вода и кусочки гидрогеля брызнули во все стороны. Мне прилетело прямо в глаз, который тут же покраснел.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Валерий КИЖНЯЕВ, доктор химических наук, профессор Иркутского государственного университета:

Клей и антисептик - ничего полезного

- Изначально лизунов изготавливали из безвредной смолы. Сейчас основной ингредиент - клей ПВА. Если говорить языком химии, он состоит из поливинилацетата и добавок. Сам по себе поливинилацетат нетоксичен, но при изготовлении клея в него добавляются химсоединения, которые могут быть вредны для здоровья. Что касается тетрабората натрия, то это антисептик. В больших количествах он убивает не только вредные бактерии, но и необходимые организму.

КОМПЕТЕНТНО

В России впервые проверят слаймы на токсичность

Несмотря на популярность слаймов, в Роспотребнадзоре нет четких рекомендаций относительно них. И этим производители явно пользуются. Доказательство - слово «полимер» на фабричных упаковках, за которым можно спрятать что угодно. Но буквально на днях этой темой вплотную занялись эксперты Роскачества. Слаймы изучат по 50 параметрам, не только на содержание различных химических элементов, но и на внешний вид, текстуру, липкость, маркировку (с указанием срока годности). Результаты станут известны 1 июня.

КСТАТИ

Делаем слайм своими руками

Безопаснее делать слаймы своими руками. Так хотя бы родитель будет точно знать, что входит в состав тянучки. Именно этот способ нравится детям - им интереснее самим «сварить» игрушку, а некоторые потом их даже продают.

Классический рецепт, популярный в интернете и на мастер-классах: «Смешать в чашке полстакана воды, 50 граммов клея и половину чайной ложки порошка тетрабората натрия или 5 - 10 капель раствора, а затем разминать ложкой, пока смесь не станет густой и вязкой. Добавить пару капель геля для душа для запаха и блестки для красоты. Готово!»

- Четких пропорций не существует, все ингредиенты смешиваются на глаз, именно поэтому юные слаймеры и придумывают сотни разных рецептов, - рассказывает Наталья Выборова. - Важно, чтобы дети не использовали для изготовления слаймов строительный клей вместо ПВА или бытовую химию с резким запахом. На руки нужно надевать резиновые перчатки, а помещение хорошо проветривать. Контроль взрослых - обязателен!

СЛОВАРИК «КП»

- Слайм - игрушка из вязкого желеобразного материала, похожего на слизь. Влажная на ощупь. Если ее не трогать, расползается по поверхности, но уплотняется при сжатии или ударе. Могут быть разной текстуры в зависимости от добавок: с бусинами, с твердой корочкой, хрустящий (с пенопластом), на что хватит фантазии.

- Лизун - тот же слайм, но может быть более плотным, но в то же время пластичным. Держит форму только в покое.

- Сквиш - игрушка-антистресс с мягким наполнителем (как правило, резиновая, внутри - вода и гидрогель). Приятно мять, быстро принимает первоначальную форму, не пачкает руки. Выпускается в разнообразной форме, от зверей до игрушечной еды.

Возрастная категория сайта 18 +

Содержание ядовитых веществ в детских игрушках не всегда регулируется законодательством.

Содержание ядовитых веществ в детских игрушках не всегда регулируется законодательством.
Фото Pixabay.

Согласно данным нового научного исследования, каждый ребёнок, живущий в западной стране, получает в год 18 килограммов пластиковых игрушек (!). Это вполне объяснимо: пластику можно придать яркие цвета, он лёгкий и при этом достаточно прочный и долговечный, из него легко делать изделия.

Однако точный состав различных видов пластика, в том числе биопластика, и его влияние на здоровье детей до конца не изучены. Проблема усугубляется тем, что в мире набирает обороты переработка пластика. Однако достаточно ли тщательно изучается состав исходного материала? Именно этот пробел в знаниях попытались закрыть учёные в новом исследовании.

Они обнаружили, что в популярных игрушках продолжают использоваться запрещённые и вредные для здоровья химикаты. Также они составили дополнительный список токсичных веществ, которые ещё не попали под запрет и продолжают широко применяться в производстве детских игрушек.

В исследовании были объединены результаты 25 работ о составе пластиковых детских игрушек. Всего учёные описали 419 компонентов в твёрдых, мягких и вспененных материалах, из которых 126 представляют опасность для здоровья, в том числе и как канцерогены (вещества, вызывающие рак).

"Мы объединили информацию о химическом составе материалов, используемых для производства игрушек с тем, как дети взаимодействуют с игрушками, то есть как долго они обычно играют с ними, кладут ли их в рот, и тем, сколько таких игрушек приходится на одного ребёнка", – сообщил в пресс-релизе ведущий автор работы Николо Аурисано (Nicolò Aurisano) из Датского технического университета.

Учёные видят причину такого засилья ядовитых веществ в отсутствии международного контроля за производством пластиковых игрушек. Несмотря на то, что во многих странах существует законодательство, запрещающее использование некоторых токсичных компонентов, оно не всегда учитывает полный список опасных веществ, которые находят в составе детских игрушек.


Более того, некоторые запрещённые опасные компоненты присутствуют в пластиковых игрушках из-за того, что производители не знают точный состав используемых ими материалов. Соответственно, канцерогенные и вредные вещества могут присутствовать в переработанном, но изначально загрязнённом пластике.

Так использование 27 из 126 потенциально опасных компонентов, выделенных в исследовании (включая разнообразные фталаты, антипирены и пластификаторы), регулируется законодательством многих стран, но при этом они всё равно обнаружены в исследованных игрушках.


Также учёные обнаружили 17 химикатов, которые могут быть вредны для здоровья, но всё ещё используются в производстве игрушек и не входят в списки опасных веществ.

В рамках исследования команда учёных разработала список максимально допустимых концентраций опасных для здоровья веществ. Они предлагают использовать эти результаты как в законодательных инициативах, так и в качестве рекомендательных норм для производителей игрушек.

Пока же исследователи напоминают, что непосредственное решение о том, чем будут играть дети, принимают их родители. Пока допустимое количество ядовитых веществ в детских игрушках недостаточно регулируется на государственном уровне, это остаётся задачей потребителя.

Учёные видят простое решение этой проблемы в отказе от пластиковых игрушек, или, по меньшей мере, в ограничении их количества.

Работа опубликована в издании Environment International.

Читайте также: