Хлуднево калужская область игрушки

Обновлено: 29.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Калужское чудо

(Конспект беседы по ознакомлению дошкольников с хлудневской игрушкой. Подготовила воспитатель МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга» Рожкова Елена Васильевна)

Цель: познакомить детей с народной игрушкой Калужского края, формировать интерес к истории своей малой родины.

Оборудование: хлудневские игрушки, иллюстрации с их изображением.

- Сегодня, ребята, мы с вами опять собрались в музее народной игрушки. Давайте вспомним, какие глиняные игрушки есть в нашем музее? (Дымковские, филимоновские).

- У нас в Калужской области много – много лет назад тоже лепили игрушки из глины.

Много игрушек – потешек

Делалось на Руси:

Барышни, мишки, олешки,

Не перечислишь их все.

Были игрушки в Вятке,

В Каргополе, в Городце,

Очень они все красивые.

Рады им дети везде.

Знаем мы игрушку филимоновскую,

Что под Тулой живёт до сих пор.

Но о нашей земле Калужской

Поведём мы сейчас разговор.

Есть в области нашей Калужской

Деревенька стоит там Хлуднево.

Игрушки лепят там до сих пор.

Сохраняя традиции прадедов,

Жить продолжает ремесло,

И много и тепла, и радости

Оно большим и малым принесло.

Древо жизни, свистульки, медведи,

Красивы узоры на них.

Этот промысел очень древний.

Это всё мы должны сохранить.

- Давайте познакомимся с хлудневской игрушкой. Посмотрите на иллюстрации. Какие игрушки вы на них видите? Правильно, хлудневские мастера лепили и фигурки животных, и фигурки людей. Но есть у хлудневских умельцев игрушка, которой нет больше ни у кого. Эта игрушка называется «Древо жизни» (показ иллюстрации). Посмотрите, кто есть на этом дереве? (Цветы, птицы, листья, животные). Образ дерева, это образ природы, дающей жизнь всему живому.

Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Распространены ромбы, знаки неба, жизни, солнца.

Расписывают хлудневскую игрушку не целиком, а только отдельные детали, перья птиц, очертания и части туловища животных.

Уже много столетий хлудневская глиняная игрушка является произведением искусства, образцом художественного творчества.

Хороша игрушка расписная.

Вся поёт, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Чтобы вы помнили о хлудневской игрушке в нашем музее останется вот эта свистулька (показ). Как вы думаете, кто это? Какие части игрушки раскрашены?

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

История происхождения промысла

Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века. Многие местные мастера, наряду с посудой и другими изделиями из керамики , стали делать смешные и трогательные игрушки — сувениры из глины.

В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара, и чаще всего лепкой незамысловатых глиняных фигурок занимались женщины и дети, для которых это было весьма увлекательным занятием.

Хлудневская игрушка - свистулька

Хлудневская игрушка — свистулька

После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневские игрушки, хоть и были далеки от совершенства по своим декоративным качествам и художественному оформлению, тем не менее, пользовались спросом у покупателей. Таким образом, игрушки из глины были для мастеров немалым подспорьем.

Постепенно промысел изготовления посуды сошел на нет, потому что спрос на нее значительно снизился. Эта же участь постигла и хлудневскую игрушку, изготовлением которой теперь исключительно в качестве хобби занимались жительницы деревни Хлуднево.

В 70 — х годах XX века в советской прессе был опубликован ряд статей, рассказывающих об этом своеобразном народном промысле. Далее была всесоюзная выставка произведений народного искусства, где хлудневская игрушка заняла свое заслуженное место. А мастер — гончар Анастасия Гаврикова получила диплом за вклад в развитие декоративного искусства Советского Союза.

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки не исчез бесследно. Так, созданием своеобразных глиняных игрушек и сувениров продолжают заниматься мастера — энтузиасты из Хлуднево и соседних Думиничей. Это потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков передавали из поколения в поколение секреты мастерства.

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Особенности технологии изготовления игрушек

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины, а затем оставляют для просушивания на открытом воздухе в течение 2 — 3 дней. После этого их отправляют в печь, где при умеренной температуре происходит процесс окончательного досушивания глины, во время которого она значительно светлеет.

Далее изделия обжигают в печи особым образом, так что после обжига игрушки приобретают уникальный светло — розовый оттенок. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью и некоторой грубостью форм.

Росписи хлудневской игрушки

В вот росписи имеют характерные особенности, так что хлудневскую игрушку невозможно спутать с образцом другого народного промысла. Так, хлудневские игрушки не расписывают полностью, а только отдельные их элементы — рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей.

Хлудневская глиняная игрушка

Хлудневская глиняная игрушка

Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Среди самых распространенных графических элементов изображений можно назвать следующие:

Роспись на хлудневской игрушке

Роспись на хлудневской игрушке

Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

Таким образом, некоторые мастера и на сегодняшний день продолжают делать хлудневские игрушки, которые являются отличным декоративным элементом для оформления интерьера в русской национальной стилистике.

Образцы хлудневских изделий из глины

Образцы хлудневских изделий из глины

Хлудневская игрушка — русский народный декоративно-художественный промысел в Калужской области. Свое название промысел получил по наименованию деревни Хлуднево Думиничского района, в которой жили мастерицы, занимавшиеся производством оригинальных глиняных игрушек. Возникновение промысла датируется первой половиной XIX века.

В конце XX века здесь работало пять выдающихся мастериц: А. Ф. Трифонова, Е. Д. Манушичева, М. В.. Самошенкова, К. П. Трифонова и Т. И. Бубнева. Известной народной мастерицей считается Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Игрушки лепят из синей глины , которая после обжига в земляном горне приобретает белый цвет разных оттенков. Для отделки раньше применялись натуральные краски. Их разводили на желтке, а процесс росписи производился соломинкой.

Теперь мастерицы используют готовые краски и кисти. Откликаясь на вкус покупателей, вводят в игрушку новые темы и сюжеты. Однако самое ценное качество хлудневской игрушки — это сохранившееся в ее пластике восприятие крестьянским художником человека и природы как единого неделимого мира.

Хлудневские игрушки

Хлудневские игрушки

Множество фигурок и деталей игрушечницы искусно соединяют в скульптурные композиции. » Птушки-соловейчики», медведи, собаки, цветы, листья, человечки, головки животных, их лапки и хвостики — все эти отдельно изготовленные элементы лепятся друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяющего могучее плодоносное дерево жизни.

Ему же уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучки, гнезда, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена и в пластической форме хлудневской куклы — древоподобной, как бы прорастающей цветущими ветками и листьями, плодами и птицами.

Хлудневские игрушки на выставке

Хлудневские игрушки на выставке

Вместе с тем кукла передает и конкретные детали народного костюма. Здесь можно узнать и местные головные уборы, и шейное украшение — приставной воротник, и верхнюю плечевую одежду » коротайку» с карманами и рукавами до локтя.

В росписи игрушек чаще всего мастерицы используют следующие цвета:

Подобное цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, а также для местного народного костюма.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Хлудневкие игрушки : 4 комментария

В сентябре 1970 г. на Всесоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова была награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР». Изготовлением хлудневской глиняной игрушки сейчас занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево, а также мастера в посёлке Думиничи, дети и внуки хлудневских мастеров в городе Калуге.

Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный.( «Русская народная игрушка», автор Галина Львовна Дайн).

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки. Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ №2 г.Балабаново-1» Чугусова Е.А.
Хлудневская игрушка. Калужская область .

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству.
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Для своих игрушек местные мастерицы использовали синюю глину, которая находилась тут же за деревней. Её рубили, поливали водой и тщательно месили. Вязкая, однородная, масса легко мнётся, как тесто, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.
Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.

«Древо Жизни» – уникальный мотив хлудневской игрушки. Хотя сами мастерицы объясняют его очень просто: «Наверху космос – там сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже – воздух – птицы в гнездах. А внизу, у корней дерева – земля – медведь сидит на гармошке играет».

Чрезвычайно интересную группу хлудневских глиняных игрушек составляют женские фигурки, так называемые «бабы».
Это разнообразные по своей пластической трактовке женские фигурки, обнаруживающие по своему характеру некоторое сходство со снеговыми бабами, держащими, обхватив руками, одного или несколько детей, либо животных и птиц.

Особое место занимают хлудневские игрушки со вторым смыслом. Они делятся на две группы: те, которые надо как-то повернуть, чтобы увидеть другой сюжет, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки - это своего рода народные головоломки.
Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей”- маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком. Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Некоторые из мастериц лепят свистульки. Это небольшие игрушки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму: коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна, реже несколько фигурок.

Кроме свистулек, хлудневские мастерицы делают и грематушки. Иногда это просто глиняный полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или эта грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки. Которые и гремят при малейшем сотрясении игрушки, поскольку и они затвердели в процессе обжига, превратившись в звонкие шарики.

Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи", коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни". Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнёздами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками.

Читайте также: