Хорошо шутить можно только одним способом делать из людей игрушки

Обновлено: 13.05.2024

Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Где слабый ненавидит-сильный уничтожает…

Теперь дети не играют , а учатся. Они все учатся , учатся и никогда не начнут жить. Все это так , а жаль , право , жаль.

Сегодня с ней что-то такое и прочее.

Хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

«Зеленая лампа», 1930 год

Немыслимо провести границу там, где кончаются предчувствия и начинается любовь.

Мне хочется всегда быть только собой.
Что может быть скромнее?

Волнение прошлого. Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству; в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление.

Я не знаю более уродливого явления, как оценка по «видимости». К числу главных несовершенств мыслительного аппарата нашего принадлежит бессилие одолеть пределы внешности.

Золотая цепь

…требование торжества, намеченного человеческой волей и страстным желанием…

Люди с так называемой « душой нараспашку» лишены острой и блаженной сосредоточенности молчания; не задерживаясь , без тонкой силы внутреннего напряжения , врываются в их душу и без остатка покидают ее те чувства , которые , будучи задержаны в выражении , могли бы стать ценным и глубоким переживанием. А. Грин , «Возвращенный ад»

Как думаете?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. Нашел девушку. У нас как-то странно начались отношения. Во-первых, нас свели друзья. Во-вторых, в самом начале отношений, может быть первые недели две был абсолютный неконнект. Мы не понимали вообще друг друга, но почему-то приходили на очередную встречу, причем…

…я понял одну нехитрую истину. Она в том, что бы делать так называемые чудеса своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и — во время сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. /А.Грин, «Алые паруса»

Люди глупо доверчивы… Вся реклама мира основана на трех принципах: Хорошо, много и даром. Поэтому можно давать скверно, мало и дорого.

Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.

Счастье сидело в ней пушистым котенком.

« …я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.»

…глупость, высказанная каким-нибудь одним человеком, приобретает вид чего-то серьезного, если ее повторит сотня других глупцов.

Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он. — Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль, стараясь закруглить оригинальное положение (склонность к мифотворчеству — следствие всегдашней работы — было сильнее, чем опасение бросить на неизвестную почву семена крупной мечты), — ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, д…
… показать весь текст …

Александр Грин

Всякое счастье утратит половину своих блестящих пёрышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно?

Эти ваши человеческие отношения, — сказал мне Аносов, — так сложны, мучительны и загадочны, что иногда является мысль: не одиночество ли — настоящее, пока доступное счастье.

Есть вещи, сила которых в их содержании. Шепот на ухо может иногда потрясти, как гром, а гром — вызвать взрыв смеха

Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.

ггггг. это редкий талат, так сделать, что называется, задушить любовью. так чтоб не только на других не косился, а вообще интерес к жизни потерял))))

А потом еще: Ты жалкое ничтожество! Ты не тот, кого я полюбила!

Потратила на тебя лучшие годы своей жизни!

Говорила мне мама: Зачем он нужен тебе, этот подкаблучник?!

аха. не для тебя моя мамаша цветочечек растила!

есть такие тетки да. меня добила фраза "утратил всякий интерес к жизни" . да еще от такого мрачноватого автора как Уальд. так и видится картина ревнивая брюзжащая тетенька в буклях и мужик в кресле с отсутствующим овощным выражением лица, что-то механически жующий

>> с отсутствующим овощным выражением лица, что-то механически жующий

А вот я хочу вступится за слабый пол: а откуда это Уайльд знает, что может женщина сделать из мужчины, он-то, извините, как известно по мальчикам больше выступал. хм. *dontknow*

бог весть откуда, сама удивилась, но картину четкую вызвала цитатка в моем мозгу, видела такое и не раз))

Тут скорей имеется в виду, что мужчина только "в кресле с отсутствующим овощным выражением лица, что-то механически жующий" будет праведником. А об этом он судить может с большой долей вероятности, ибо сам мужчина.

Ну у него, как бы, жена и дети были.

Похожие цитаты

Завладев же сердцем мужчины, женщина может утратить к нему активный интерес, придерживая его только для коллекции.

Только мужчина может сделать женщину по-настоящему женственной. Сделать так, чтобы она почувствовала себя красивой и желанной.

Хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Если мужчина не способен сделать так, чтобы женщина полюбила его, винить он должен себя.

У нас реально столько требований к мужчинам и все разные такие. Мне подруга говорит: «Да, но зато мы не примитивны. А мужчинам от женщин одно только надо — секс». Я думаю, так может, это и хорошо? Одно хотя бы понятно, куда двигаться, в какую сторону развиваться. <. >Я вообще не понимаю, откуда этот стереотип, что мужчинам от женщин нужен только секс, а женщинам интересен человек целиком. Вообще же не факт. Достаточно сравнить секс-игрушки. Мужчины заморочились и сделали себе женщину целиком. Для женщин только важная функциональная часть.

В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу улицы Пикадилли остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что ужинали в дорогом ресторане.

На улице они наткнулись на лежащего без движения плохо одетого молодого человека. Вокруг него собиралась толпа.

Этот человек упал в обморок от голода.

— Реймер! — сказал Стильтон. — Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии, работал везде, где находил работу, но в те времена царила жестокая безработица.

Стильтону было сорок лет. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов. Испробовав все виды развлечений, он томился скукой.

Он предложил Иву выдавать ему ежемесячно десять фунтов с условием, что «вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, на втором этаже, с окном на улицу.

Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. »

Джон Ив согласился. Тем более что Стильтон пообещал в один, пока неизвестный час сделать Ива миллионером.
Стильтон хвастается Реймеру, что задешево купил дурака, который «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Стильтону было сорок лет. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов. Испробовав все виды развлечений, он томился скукой.

Он предложил Иву выдавать ему ежемесячно десять фунтов с условием, что «вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, на втором этаже, с окном на улицу.

Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. »

Джон Ив согласился. Тем более что Стильтон пообещал в один, пока неизвестный час сделать Ива миллионером.
Стильтон хвастается Реймеру, что задешево купил дурака, который «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Литературная викторина по рассказу Александра Грина «Зелёная лампа». 8 класс

1. Как называется произведение, которое вы прочитали? («Зелёная лампа».)

2. Кто является автором данного произведения? (Александр Грин.)

3. К какому жанру литературы относится произведение? (Рассказ.)

4. Где происходят события, описанные в рассказе?

5. Когда происходят описанные события?

6. Назовите героев рассказа.

7. В какой момент жизни оно описаны?

8. Что подчёркивает писатель в двух героях, которые вышли из ресторана? (Герои хорошо одеты.)

9. Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

10. Как описал Грин этого человека? (Лежащий без движения, плохо одетый.)

11. Какова позиция автора? (Автор осуждает богатых людей за их презрение к бедному.)

12. В чём эта позиция выражается? (Данная позиция автора выражается в его ремарках: «брезгливо сказал толстый джентльмен», «пробормотал несчастный».)

13. Проследите, какие синонимы к слову «человек» использует писатель. (Богатые – «двое людей», «толстый джентльмен», «приятелю»; бедный – человек, лежащий, падаль, несчастный.)

14. Чем объяснить такой выбор автора? (Автор употребляет слово «человек» только в отношении бедного, лежащего на улице.)

15. Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

16. По какой причине могла собраться толпа?

17. Почему Грин так бегло описывает эту сцену? (Это краткое вступление, в котором автором представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

18. Какие слова можно считать ключевыми в этой части? («Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки».)

19. Прав ли Стильтон, считая себя «человеком большого воображения и хитрой фантазии»? (Нет.)

20. Почему у Стильтона нет семьи, детей? (Жизнь Стильтона – это шутки над людьми, в которых нет доброты, смысла.)

21. Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее «благоденствием»? (Предыдущие попытки Ива найти работу не имели успеха, поэтому предложение Стильтона было для него спасением.)

22. Чем доволен Стильтон? (Стильтоном приобретена живая игрушка, живущая по его правилам.)

23. Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона дураком? (Реймер не приемлет такие игры с людьми, в которых обещание не может быть осуществимо.)

24. Какова развязка рассказа? (Стильтон стал голодным, грязным, истощённым бродягой, а Ив превратился в образованного хирурга.)

25. Почему прежде уверенный в себе Стильтон стал таким? (Он вёл праздный образ жизни, не умел преодолевать трудности, жил за счёт чужого труда, а пришла неудача, он не знал, как жить своим трудом, не имел цели, смысла в жизни.)

26. Как оценивает своё настоящее положение Стильтон? (Стильтон понял, что его шутка по отношению к Иву была жестокой, поэтому он просит прощения у него.)

27. За что наказан Стильтон? (За стремление пошутить над жизнью человека, превратить его в живую игрушку.)

28. Почему Ив смог добиться многого в жизни? (Жизнь по отношению к Иву была жестокой, трудной, в которой он полагался только на самого себя, а шутку Стильтона считал благоденствием и начал готовиться к профессии врача.)

29. Почему Ив не ударил жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда он, разорившись, назвал Ива дураком? (Ив был благодарен за жестокую шутку, помогшую ему стать образованным человеком.)

30. Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Ива? (Для Стильтона зелёная лампа – возможность подчеркнуть своё превосходство, проявить презрение по отношению к бедным людям. Для Ива зелёная лампа – надежда и вера в осуществление мечты.)

31. Какова тема рассказа? (Счастливая судьба бродяги Ива, ставшего известным врачом и обеспеченным человеком, и несчастная судьба некогда богатого Стильтона, превратившегося в нищего.)

32. Какова его идея? (Тот человек, который имеет цель, смысл в жизни, может стать хозяином своей судьбы.)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина

Цели урока : создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока : портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.

Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе.

Стадия вызова.

“Мозговой штурм”.

Работа над стихотворением В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

(Странный сказочник – это А. Грин; берег туманный, море, бриг, отзвук морей, солёная кровь- всё это так трепетно берёг в своей душе А. Грин, именно такие ассоциации вызывает его фамилия.)

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

(Гринландия – так называется эта загадочная страна.)

- Кто населяет эту сказочную Гринландию?

(Люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре.)

- Почему же Грин назван “сказочником странным”?

(Он не только уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, но и тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.)

Приём “Ассоциации”.

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

Приём “Синквейн”.

- Составьте синквейн “Зелёная лампа”.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

2. Стадия осмысления.

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

  • Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
  • Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы :

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы :

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

3) Интерпретационные вопросы :

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы :

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?

  • Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
  • Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Приём “Дерево предсказаний”.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

“Дерево предсказаний”

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

3. Стадия рефлексии.

Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы” (работа в группах).

- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.

Хорошо одетый человек среднего возраста

плохо одетый человек лет двадцати пяти

-Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный

Хорошо шутить…делать из людей игрушки

Сирота, не получил образования, изголодался, истощал…

Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…

Страшно изумлённый предложением

Очень гордился своей выдумкой

Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом

Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом

Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком

Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем

Я дам вам работу в нашей амбулатории…

Презентация таблиц. Защита. Аргументация.

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

Работа с цитатами.

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Возвращение к синквейну.

- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?

  • Лампа
  • Зелёная, настоящая.
  • Светит, греет, обнадёживает.
  • Лампа, озаряющая темноту ночи!
  • Маяк!

4. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: ““Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Читайте также: