Игрушечного дела людишки смысл

Обновлено: 01.05.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Анастасия Анатольевна

Рассматриваются различные проявления марионеточной природы персонажей Салтыкова-Щедрина. «Кукольность» проступает через соответствующее телесное поведение героев: автоматизм жестов, театральность движений. Даже в тех произведениях, где отсутствует образ марионетки как таковой, поведение персонажей вскрывает их механистическую сущность. В сфере духовной жизни герои-куклы лишены «человеческого» содержания: их речь примитивна, их внутренний мир почти всегда за пределами изображения. Также в статье прослеживается связь между темой куклы и темой смерти.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павлова Анастасия Анатольевна

«Головлево — это сама смерть. . . » (образ «Дворянского гнезда» в романе М. Е. Салтыкова-щедрина «Господа Головлевы») (статья вторая)

Marionettes in Saltykov-Schedrin's art

The subject of this article is various manifestations of marionette's nature of Saltykov-Schedrin's characters. Puppet's features show through the apt body behavior : automatism of gestures, theatrical movements. Even if there is no marionette image in the work, characters' behavior reveals their mechanistic essence. In the sphere of spiritual life characters-puppets are deprived of human content: their speech is very primitive and their inner world is often beyond the scope of the story. In addition, the article studies the connection between the puppet theme and the death theme.

Текст научной работы на тему «Герои-марионетки в творчестве М. Е. Салтыкова-щедрина»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

УДК 821.161.1 - 3 (091)

ГЕРОИ-МАРИОНЕТКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Рассматриваются различные проявления марионеточной природы персонажей Салтыкова-Щедрина. «Куколь-ность» проступает через соответствующее телесное поведение героев: автоматизм жестов, театральность движений. Даже в тех произведениях, где отсутствует образ марионетки как таковой, поведение персонажей вскрывает их механистическую сущность. В сфере духовной жизни герои-куклы лишены «человеческого» содержания: их речь - примитивна, их внутренний мир почти всегда - за пределами изображения. Также в статье прослеживается связь между темой куклы и темой смерти.

Ключевые слова: архетип, «марионеточное» поведение, телесность, мотив смерти, мотив игры.

Почти всем героям произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина присуще «марионеточное» поведение. Щедрин обратился к «тайне куклы» и с первых своих сочинений пытался проникнуть в эту тайну, вследствие чего тема марионетки у него многогранна и тесно связана с другими темами и мотивами, формирующими целое художественного текста.

Как отмечает В.Гиппиус1, тема куклы у Щедрина на протяжении творчества переживала эволюцию. Начинал писатель с введения «кукольных оттенков» [1. С. 309] в изображении мира и человека (к примеру, введение «обессмысленной жестикуляции» героя), а затем пришел непосредственно к созданию образа куклы и к «кукольности в самой типологии». В.Гиппиус выделяет различные «кукольные» ипостаси, существующие в художественной вселенной Салтыкова-Щедрина: «Неподвижная кукла, движущаяся и говорящая марионетка, автомат, похожий на человека, и человек, похожий на автомат. » [1. С. 306].

В позднем творчестве осмысление марионеточной природы человека становится частью не только художественной, но и философской концепции Щедрина.

Прежде всего отметим, что марионетке свойственна особая телесность, восходящая к театральным, наигранным, однотипным жестам. Так, в «Господах Головлевых» самые разные персонажи совершают одни и те же телесные действия. В «Господах Головлевых» «кукольная» природа персонажей менее очевидна, чем в других произведениях Щедрина, но характер их движений указывает именно на это: будто привязанные к ниточкам, они «дергаются» из стороны в сторону. Тела механически, «по привычке» «воспроизводят» многочисленные непроизвольные, рефлекторные движения: он «вдруг как-то таинственно замялся на месте», «не решался ответить и продолжал переступать с ноги на ногу» [3. С. 3], «. смотрел на милого друга маменьку и скорбно покачивал в такт головою» [3. С. 44], «.Петенька ежился и молча курил папироску за папироской» [3. С. 138], «Арина Петровна беспокойно смотрела из стороны в сторону.» [3. С. 140] и т.д. В результате подобного принципа изображения возникают образы «людей-механизмов», которые, словно заведенные невидимой рукой, действуют механистически, бессознательно и однотипно.

При этом щедринские герои утрачивают свою уникальность, свое особое положение в мире. Кукольная природа обнаруживает в них нечто общее, в результате чего создается иллюзия взаимозаменяемости персонажей. Так, после смерти дочери Арина Петровна говорит об оставшихся сиротках-близнецах: «Одну дочку бог взял - двух дал!». Те же слова повторяет Иудушка, когда умирает его сын Володя и рождается другой Володя у Евпраксеюшки. В романе имеется еще одна авторская «игра» с заменой героев. Мы имеем в виду Порфишу-блаженненького и Порфирия Петровича. Первый предсказывает рождение и судьбу второго, и второй, появившись на свет, как бы заменяет собой первого. В результате создается впечатление, что одна «кукла» ломается и покидает сцену, уступая место другой - с таким же именем и аналогичной судьбой.

Появление марионетки, заменяющей собой человека, связано с актуальной для Щедрина темой утраты человеческого облика, отпадения от «живого» мира и соприкосновения с миром мертвых. Доказательством тому служат всевозможные описания уставшего, больного, измученного человеческо-

1 Статья В.В. Гиппиуса «Люди и куклы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина» представляет собой наиболее основательное исследование кукольной темы в произведениях сатирика.

2010. Вып. 4 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

го тела, постоянно встречающиеся в «Господах Головлевых»: «Люди обесчеловечиваются; их лица искажаются, глаза горят, язык произносит непроизвольные речи, тело производит непроизвольные движения» [3. С. 251]; «Павел Владимирыч лежал весь багровый и чуть не задыхался. Если б он мог в эту минуту разбить себе голову, он несомненно сделал бы это» [3. С. 88]. «Порфирий Владимирыч сидел в засаленном халате, из которого местами выбивалась уж вата; он был бледен, нечесан, оброс какой-то щетиной вместо бороды» [3. С. 252] и т.д. Следовательно, тема куклы активизирует семантику «границы» между миром живых и миром мертвых. Ю.М. Лотман в своем исследовании «Куклы в системе культуры» говорит о том, что марионетка - гораздо более «мертвый» вид куклы именно потому, что марионетка пытается подражать движениям человека: «Чувство неестественности прерывистых и скачкообразных движений возникает именно при взгляде на заводную куклу или марионетку <. >Возможность сопоставления с живым существом увеличивает мертвенность куклы» [2. С. 647]. Кукольное представление, разыгрываемое на сцене, - это игра в театр, то есть игра в игру, а стало быть, мы имеем дело с двойным удалением от реальности, двойным отклонением в сторону мертвого мира. Само по себе появление куклы в произведении, кукольных черт в герое указывает на обращение к теме смерти, ведь кукла - пограничное «существо», ни живая, ни мертвая2. Отсюда чрезвычайная важность темы смерти во всех произведениях Щедрина. Она обозначилась в качестве одной из главных тем уже в ранних текстах («Губернские очерки») и постепенно, в особенности в позднем творчестве («История одного города», «Г оспода Г оловлевы», «Пошехонская старина»), развертывается до апокалипсических масштабов гибели всего мира. Однако именно мотив механизации связан с попыткой примирения со смертью, с желанием и потребностью включить ее в круг жизни и, таким образом, преодолеть страх перед смертью.

Образ марионетки в произведениях Салтыкова-Щедрина активизирует их игровое начало. Лот-ман выделяет два типа восприятия произведения искусства: «Существуют два типа аудитории: «взрослая», с одной стороны, и «детская», «фольклорная», «архаическая», с другой. Первая относится к художественному тексту как получатель информации <. >Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в нее пальцами, говорит за нарисованных людей.» [2. С. 646]. Первый тип восприятия ориентирован на созерцание статуи, второй - на игру, то есть на активное взаимодействие с куклой. Произведения Щедрина, без сомнения, требуют второго типа восприятия: детского, игрового прочтения. Мир героев Щедрина - это мир игры, непрекращающийся процесс создания «кукол-человечков», придумывание сценариев их поведения и наблюдение за их «жизнью» со стороны. Текст Щедрина способствует активизации настроя на игру, на активное, творческое, преобразующее взаимодействие с текстом. Так, например, кукольных дел мастер Изуверов (герой сказки «Игрушечного дела людишки», который «не игрушки делает, а «настоящих деревянных человечков» [5. С. 94]) - своего рода alter ego писателя: создавая своих кукол, он сам наблюдает со стороны за их жизнью. Изуверов отчаянно стремится сделать куклу более «живой», а «жизнь» в его представлении связана с необходимостью присвоить кукле максимальную свободу в движениях. В глазах Изуверова весь мир наполнен куклами. С точки зрения героя, «те, которые ходят по улицам», - такие же куклы, как и другие - сделанные его руками.

Два кукольных мира в сказке «Игрушечного дела людишки» - живой и мертвый - постоянно пересекаются. С одной стороны, «живые» куклы зачастую похожи на игрушки: «Городничий стоит посреди передней, издавая звуки и простирая длани.» [5. С. 92]; девица Матрена Идолова, «рослая, рыхлая, как будто нарочно созданная, чтобы горшки из печи ухватом таскать» [5. С. 94]. С другой, выйдя из рук Изуверова, тщательно сделанные им куклы «оживают»: «.коллежский асессор выказывал чрезвычайное волнение: вращал глазами, колыхал животом и хлопал руками по бедрам.» [5. С. 102]; об этой кукле рассказчик говорит: «И хотя я не мог доподлинно вспомнить, где именно я эту личность видел, но несомненно, что где-то она мне встречалась, и даже нередко» [5. С. 101]. Сам создатель кукол исполняет в кукольном представлении отдельную роль: «Чудесный мастер, создатель движущихся и говорящих кукол <.>перекликается непосредственно с созданиями первобытных мифологий.» [1. С. 324]. Однако Изуверов, несмотря на исполняемую им роль Творца, не вы-

2 В труде Ирины Уваровой «Кукла в ландшафте культуры» подробно рассматриваются параллели между куклой и смертью: «Когда дихотомия жизнь-смерть становится непереносимой для человеческой психики, появляется кукла». Для нас также важно упоминание о том, что образ куклы актуализируется в переходные эпохи, он особенно востребован кризисным временем, предвещающим глобальные изменения в мироустройстве.

Герои-марионетки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

бивается из «кукольного» ряда, а является его частью: этот кукловод в свою очередь подчиняется другому - «Кукловоду-автору». Думается, что в образе кукольника угадываются «взаимоотношения» Салтыкова-Щедрина со своими героями: Изуверов предстает и как создатель кукол, и одновременно как зритель, наблюдающий за кукольными представлениями, сочувствующий своим героям, при этом, как зрителю, ему не всегда известно, чем всё закончится.

Все мотивы, используемые Щедриным в «жизнеописании» кукольной реальности, так или иначе связаны с отклонением от нормы: «Мотивы смерти, контрастной по отношению к норме - живой жиз-ни. »[1. С. 298], «Мотивы болезни как контраст по отношению к норме здоровой жизни.» [1. С. 299] и т.д. Кукла лишена нормального человеческого веса тела, потому и ее движения отличны от движений человека, иначе говоря, кукла обладает своей собственной анатомией, которая только подражает человеческой. У куклы иное, нежели у человека, внутреннее, духовное содержание: она легковесна. По Щедрину, «.легковесный» определяется как человек, который «вполне свободен от мысли. мог чувствовать только голод, сгорать только от любострастных желаний и ощущать только физическую боль» [1. С. 301]. Постепенно мир нормы окончательно исчезает как предмет изображения и остается только кукольная реальность: «.мертвому миру противостоит мир живых людей, но эта норма остается за пределами сатирической типологии и всей вообще композиции щедринской сатиры» [1. С. 321].

«Кукольная» метафора - ведущая в мировосприятии писателя. Сквозь ее призму он смотрит на всё, что его окружает: «.Часто приходит мне на мысль, что все мы, сколько нас ни есть, живем и действуем на каких-то бесконечно обширных театральных подмостках, которые почему-то называем ареною жизни; что над нами стелется холстинное небо, освещаемое промасленным бумажным кругом, сквозь который тускло светится мерцание стеаринового огарка.» [2. С. 63]. Именно такое своеобразное виденье действительности во многом сообщает произведениям писателя тот трагический пафос, который является сквозным для всего творчества писателя. В «Игрушечного дела людишках» Салтыков-Щедрин писал: «.кто не согласится, что из всех тайн, раскрытие которых наиболее интересует человеческое существование, «тайна куклы» есть самая существенная, самая захватывающая?» [5. С. 440]. В системе человеческой культуры с марионетками и куклами (двойниками и тенями человека) связан глубочайший страх - страх человека потерять контроль над своими творениями, страх, что существа, созданные усилием собственной воли, эту же волю поработят. Этот страх, к описанию которого постоянно обращается Щедрин, очень глубок, он выходит далеко за рамки эпохи, в которую жил и творил писатель. В обращении Щедрина к теме омертвения, к теме превращения человека в механизм угадывается один их главных страхов, который будет сопровождать грядущие столетия.

В истории русской литературы Салтыков-Щедрин не только одним из первых обратился к теме куклы, но значительно развил и углубил ее, выявив ее многогранность и своеобразие в контексте русской культуры. Писатель использовал различные смысловые пласты, связанные с образом куклы вообще и марионетки в частности. На наш взгляд, своеобразие образной системы Салтыкова-Щедрина обусловлено тем, что автор черпал эту образность из архаичных представлений. Именно этим объясняется обращение писателя к древнейшему архетипу кукловода и марионетки. Однако, по словам Лотмана, «как всякий материал искусства, эта исходная мифология может быть сдвинута.» [2. С. 648]. Щедрин не просто заимствует образ марионетки для воплощения своих художественных целей, но и преломляет его необходимым ему образом, по-новому воплощая архаичную метафору.

1. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М; Л.: Наука, 1966. С. 295-330.

2. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2005. 704 с.

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1955. 304 с.

4. Салтыков-Щедрин М.Е. Литературная критика. М.: Современник, 1982. 349 с.

5. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: в 10 т. М.: Правда, 1988. Т.8. 576 с.

Поступила в редакцию 15.09.10

2010. Вып. 4 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Marionettes in Saltykov-Schedrin’s art

The subject of this article is various manifestations of marionette’s nature of Saltykov-Schedrin’s characters. Puppet’s features show through the apt body behavior: automatism of gestures, theatrical movements. Even if there is no marionette image in the work, characters’ behavior reveals their mechanistic essence. In the sphere of spiritual life characters-puppets are deprived of “human” content: their speech is very primitive and their inner world is often beyond the scope of the story. In addition, the article studies the connection between the puppet theme and the death theme.

Keywords: archetype, puppet behavior, body behavior, the death motif, the game motif.

Павлова Анастасия Анатольевна, аспирант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

Pavlova A.A., postgraduate student Udmurt State University

В этой удивительной истории Салтыкова-Щедрина, опубликованной в 1880 году, рассказчик знакомит нас с процветающим городом Любезновым и его жителями. Городок некогда носил название Буянов из-за необузданности его жителей, но после правления нескольких городничих, приобрел новое лицо. По ходатайству жителей даже сменил название и стал одним из самых любимых городов губернатора.

Повествователь посещает главного героя кукольного мастера Никанора Сергеева Изуверова, имевшего в городе лучшую игрушечную мастерскую, после того, как над ним чуть не свершается беззаконие городничего.

Изуверов не хотел делать пустых кукол из чурбачков. Он славился изобретением механических и даже говорящих игрушек. Вкладывал «сердца им в нутро» и наделял человеческим качествами. Но только добродетельных персонажей у него никак не получалось. Мастер приглашает рассказчика посмотреть несколько порочных и отвратительных кукольных представлений, происходящих в мире его «людишек». Герои, созданные Никанором Сергеевым – это фактически те же люди, только деревянные.

Рассказ «Игрушечного дела людишки» учит нас тому, что надо задумываться о своей жизни, а не существовать механически как куклы Изуверова, не продавать свои сердца за копейки. Ведь очень легко можно оказаться игрушкой в руках другого человека.

Также читают:

Рассказ Игрушечного дела людишки (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Евгений родился в ноябре 1901 года в семье архитектора Ивана Чарушина. Его детство было счастливым и всем обеспеченным, воспитывался в любовной и творческой атмосфере. Дом был очень просторным, в нем было очень много книг

Маленькая шестилетняя девочка Катя становится сиротой. Она остается со своей няней и часто вспоминает те дни, когда они счастливо жили с мамой до ее болезни, с няней и котом. Няне пришлось все имущество распродать и уехать в деревню

Главный герой произведения – мальчик Антошка, события в книге описаны от его лица. Его отец – заместитель главного инженера на стройках. Он строил электростанции. Семья живёт в Сибири, хотя отец Антошки – москвич

Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора

Микропересказ : Рассказчик познакомился с мастером, механические куклы которого разыгрывали отвратительные и порочные спектакли. Рассказчик, шокированный увиденным, был рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Содержание

Названия глав — условные.

Прекрасный горд Любезнов [ ред. ]

В 184* году рассказчик служил в одной из северных губерний России, частенько наведываясь в близлежащий городок Любезнов, чтобы развеяться и посетить друга, штабс-капитана Вальяжного, который служил там городничим.

Город был, с точки зрения губернатора, хорошим: жители исправно платили подать и трудились. В Любезнове процветали различные ремёсла.

Ходили слухи, что раньше город назывался Буянов, и жители его отличались крайней необузданностью. Но теперь о том времени напоминали только фамилии горожан: Изуверовы, Идоловы, Строптивцевы. Исправили жителей городские главы, которые сумели внушить людям, что человек рождён трудиться, слушаться начальства и лить слёзы. Вместо сопротивления властям горожане стали заниматься ремёслами, а однажды, собравшись на вече, массово покаялись и попросили переименовать город в Любезнов.

Однажды рассказчик приехал в гости к Вальяжному и услышал, как тот отчитывал местного жителя по фамилии Изуверов за то, что тот не желал исполнять супружеский долг.

Жалоба поступила от жены гражданина. Так как он продолжал отказываться, Вальяжный приказал запереть Изуверова в холодную камеру на ночь.

Кукольный мастер Изуверов [ ред. ]

Рассказчик, Вальяжный и присоединившийся к ним судья спорили, есть ли закон, обязывающий мужа исполнять супружеский долг перед женой. В итоге найти такой закон приказали письмоводителю.

В разговорах выяснилось, что Изуверов — талантливый мастер, который делал хитрые игрушечные механизмы. До сорока лет он жил с матерью, всецело отдавшись своей профессии, но после смерти матери женился, так как некому было еды сготовить и одежду починить. Впрочем, молодая жена не слишком интересовалась хозяйством, а вот выполнения супружеского долга требовала неуклонно, из-за чего в семье начались неурядицы.

Наутро выяснилось, что закона, обязывающего мужа выполнять супружеский долг, не существует. И наказать Изуверова тоже было нельзя, потому что образованные мещане от такой обязанности освобождены. Изуверова сейчас же выпустили, а жене сказали, что закона нет.

После этой истории рассказчик заинтересовался ремеслом Изуверова и отправился к нему домой. Домик был аккуратный, как и все дома в Любезнове, но внутри рассказчику почему-то стало грустно. Немые куклы глядели пустыми глазами, и жалко было мастера, который вынужден был целыми днями находиться в их обществе. На вопрос, не скучно ли ему живётся, Изуверов ответил, что ни скуки, ни веселья в городке нет, одна тишина.

Потом поговорили о кукольном деле. Изуверов сказал, что на свете много людей, и все разные, поэтому и кукол разных можно сделать сколько угодно. В пример он привёл соседку, жену часового мастера, которая как раз проходила мимо окон, и обратил внимание на её уникальность. Разве можно сделать куклу, просто нарисовав глаза и рот? Необходимо сначала понять её суть.

Изуверов показал богато убранную куклу-невесту, которую ему прислали из Петербурга, и сказал, что она пустая, хоть и стоит дорого. Рассказчик присмотрелся и согласился с мастером. Изуверов рассказал, что создаёт обычных кукол в целях заработка, но делает и особенных, уникальных.

Мастер признался, что ему бывает жутковато среди своих творений. С другой стороны, они сошлись с рассказчиком во мнении, что и среди живых людей немало кукол.

Взглянешь кругом: все-то куклы! везде-то куклы! не есть конца этим куклам!

Так что Изуверов выбрал общество деревянных кукол, которых всегда можно уложить в коробку и заставить умолкнуть.

Кукла «Мздоимец» [ ред. ]

Мастер показал рассказчику нескольких кукол. Все они были в мундирах коллежских асессоров. Первая, с блестящими блудливыми глазами, пухлыми губами и румяными щёчками звалась «Мздоимец». Кукла любила взятки и на самом деле имела более высокий чин, но мастер ради цензуры нарядил её в мундир асессора, как и всех остальных. На вопросы о том, любит ли она мзду, кукла отвечала утвердительно, а когда ей грозили судом или тем, что «кондрашка хватит», выражала недовольство.

Изуверов вынул из коробки куклу-мужика, бородатого и седого, на вид зажиточного, с курами, гусями и поросятами за пазухой. Мужичок тут же полез на коленях просить прощения у асессора, а тот стал мужика теребить и грабить, сожрал живьём гуся и отобрал другую живность. Потом указал на лапти, и мужик достал оттуда деньги и отдал взяточнику. Довольный и обобранный мужик отправился обратно в коробку с чистой совестью. Как пояснил Изуверов, эта кукла служила лишь для демонстрации сущности других кукол во всей полноте.

Изуверов предложил рассказчику поговорить с куклой-взяточником. Но та не смогла ответить на простые вопросы о значении слова «правда» и о том, боится ли она Бога, так как разговор на добродетельные темы не входил в её функции. Изуверов отметил, что и живые куклы редко могут поддержать разговор на такие темы, а рассказчик сказал, что живые могут лицемерить, и это делает их ещё хуже деревянных. Идея научить кукол говорить на любые темы с помощью лицемерия понравилась мастеру, и он решил попробовать применить её на практике.

Кукла «Лакомка» [ ред. ]

Следующая кукла была «Лакомка». В своём кабинете она принимала женщин и служила попечителем по благотворительности. Но попечитель не стремился помочь старушкам, его интересовали только молодые женщины, чьи ходатайства он удовлетворял лишь на особых условиях. Результатом его работы была толпа разгневанных женщин с младенцами на руках.

Куклы «Наказанный Гордец» и «Нерассудительный Выдумщик» [ ред. ]

Следующее представление называлось «Наказанный Гордец». Очередной коллежский асессор мчался на телеге, колошматя ямщика, чтобы тот побыстрее гнал лошадей. Когда пришло время менять упряжь, он оторвал ямщику голову. Но на почтовом дворе, где меняли лошадей, не было ни души. Гордец нашёл писаря и ямщиков и в ярости всех убил. Менять лошадей было некому; на запах крови пришли волки. Гордец заплакал, и волки его растерзали.

Ещё один асессор по имени «Нерассудительный Выдумщик» решил, что его судьба — бороться с невежеством. Он без конца выпускал бессмысленные распоряжения, от которых людям жилось всё хуже и хуже, и не собирался прекращать. На этом показ кукол кончился.

Реакция рассказчика на изделия Изуверова [ ред. ]

После просмотра рассказчик почувствовал нравственную усталость и опустошение. Он решил, что всё-таки живые куклы лучше деревянных. Причина тому — разнообразие людей, их инстинкты и участие во всеобщей жизненной драме. В жизни действия всех персонажей словно уравновешивают друг друга, а деревянные куклы имеют только одну струну, по которой и бьют раз за разом.

Может быть, Изуверов является совсем не изобретателем, а только бледным копиистом того, что уже давно изобретено жизнью?

За основу пересказа взято издание сказки из собрания сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974).

Микропересказ : Рассказчик пришёл в гости к городничему и застал его бранящим местного жителя, мастера по изготовлению кукол, за неисполнение супружеского долга. Рассказчик посмотрел на будто живых кукол и приуныл.

Названия глав — условные.

Прекрасный горд Любезнов

В 184* году рассказчик служил в одной из северных губерний России, частенько наведываясь в близлежащий городок Любезнов, чтобы развеяться и посетить друга, штабс-капитана Вальяжного, который служил там городничим.

🧑🏻 Рассказчик — состоит на службе, имеет много свобод­ного времени, имя в сказке не упоми­на­ется.

👱🏻‍♂️ Степан Степанович Вальяжный — город­ничий города Любезнов, друг глав­ного героя.

Город был, с точки зрения губернатора, хорошим: жители исправно платили подать и трудились. В Любезнове процветали различные ремёсла.

Ходили слухи, что раньше город назывался Буянов, и жители его отличались крайней необузданностью. Но теперь о том времени напоминали только фамилии горожан: Изуверовы, Идоловы, Строптивцевы. Исправили жителей городские главы, которые сумели внушить людям, что человек рождён трудиться, слушаться начальства и лить слёзы. Вместо сопротивления властям горожане стали заниматься ремёслами, а однажды, собравшись на вече, массово покаялись и попросили переименовать город в Любезнов.

Однажды рассказчик приехал в гости к Вальяжному и услышал, как тот отчитывал местного жителя по фамилии Изуверов за то, что тот не желал исполнять супружеский долг.

👴🏻 Никанор Сергеев Изуверов — мещанин, кукольный мастер, тщедушный, пожилой, бледный и изму­ченный.

Жалоба поступила от жены гражданина. Так как он продолжал отказываться, Вальяжный приказал запереть Изуверова в холодную камеру на ночь.

Кукольный мастер Изуверов

Рассказчик, Вальяжный и присоеди­нившийся к ним судья спорили, есть ли закон, обязывающий мужа исполнять супружеский долг перед женой. В итоге найти такой закон приказали письмоводителю.

В разговорах выяснилось, что Изуверов — талантливый мастер, который делал хитрые игрушечные механизмы. До сорока лет он жил с матерью, всецело отдавшись своей профессии, но после смерти матери женился, так как некому было еды сготовить и одежду починить. Впрочем, молодая жена не слишком интересовалась хозяйством, а вот выполнения супружеского долга требовала неуклонно, из-за чего в семье начались неурядицы.

Наутро выяснилось, что закона, обязывающего мужа выполнять супружеский долг, не существует. И наказать Изуверова тоже было нельзя, потому что образованные мещане от такой обязанности освобождены. Изуверова сейчас же выпустили, а жене сказали, что закона нет.

После этой истории рассказчик заинтере­совался ремеслом Изуверова и отправился к нему домой. Домик был аккуратный, как и все дома в Любезнове, но внутри рассказчику почему-то стало грустно. Немые куклы глядели пустыми глазами, и жалко было мастера, который вынужден был целыми днями находиться в их обществе. На вопрос, не скучно ли ему живётся, Изуверов ответил, что ни скуки, ни веселья в городке нет, одна тишина.

Потом поговорили о кукольном деле. Изуверов сказал, что на свете много людей, и все разные, поэтому и кукол разных можно сделать сколько угодно. В пример он привёл соседку, жену часового мастера, которая как раз проходила мимо окон, и обратил внимание на её уникальность. Разве можно сделать куклу, просто нарисовав глаза и рот? Необходимо сначала понять её суть.

Изуверов показал богато убранную куклу-невесту, которую ему прислали из Петербурга, и сказал, что она пустая, хоть и стоит дорого. Рассказчик присмотрелся и согласился с мастером. Изуверов рассказал, что создаёт обычных кукол в целях заработка, но делает и особенных, уникальных.

Мастер признался, что ему бывает жутковато среди своих творений. С другой стороны, они сошлись с рассказчиком во мнении, что и среди живых людей немало кукол.

Так что Изуверов выбрал общество деревянных кукол, которых всегда можно уложить в коробку и заставить умолкнуть.

Кукла «Мздоимец»

Мастер показал рассказчику нескольких кукол. Все они были в мундирах коллежских асессоров. Первая, с блестящими блудливыми глазами, пухлыми губами и румяными щёчками звалась «Мздоимец». Кукла любила взятки и на самом деле имела более высокий чин, но мастер ради цензуры нарядил её в мундир асессора, как и всех остальных. На вопросы о том, любит ли она мзду, кукла отвечала утвердительно, а когда ей грозили судом или тем, что «кондрашка хватит», выражала недовольство.

Изуверов вынул из коробки куклу-мужика, бородатого и седого, на вид зажиточного, с курами, гусями и поросятами за пазухой. Мужичок тут же полез на коленях просить прощения у асессора, а тот стал мужика теребить и грабить, сожрал живьём гуся и отобрал другую живность. Потом указал на лапти, и мужик достал оттуда деньги и отдал взяточнику. Довольный и обобранный мужик отправился обратно в коробку с чистой совестью. Как пояснил Изуверов, эта кукла служила лишь для демонстрации сущности других кукол во всей полноте.

Изуверов предложил рассказчику поговорить с куклой-взяточником. Но та не смогла ответить на простые вопросы о значении слова «правда» и о том, боится ли она Бога, так как разговор на доброде­тельные темы не входил в её функции. Изуверов отметил, что и живые куклы редко могут поддержать разговор на такие темы, а рассказчик сказал, что живые могут лицемерить, и это делает их ещё хуже деревянных. Идея научить кукол говорить на любые темы с помощью лицемерия понравилась мастеру, и он решил попробовать применить её на практике.

Кукла «Лакомка»

Следующая кукла была «Лакомка». В своём кабинете она принимала женщин и служила попечителем по благотво­ри­тельности. Но попечитель не стремился помочь старушкам, его интересовали только молодые женщины, чьи ходатайства он удовлетворял лишь на особых условиях. Результатом его работы была толпа разгневанных женщин с младенцами на руках.

Куклы «Наказанный Гордец» и «Нерассу­ди­тельный Выдумщик»

Следующее представление называлось «Наказанный Гордец». Очередной коллежский асессор мчался на телеге, колошматя ямщика, чтобы тот побыстрее гнал лошадей. Когда пришло время менять упряжь, он оторвал ямщику голову. Но на почтовом дворе, где меняли лошадей, не было ни души. Гордец нашёл писаря и ямщиков и в ярости всех убил. Менять лошадей было некому; на запах крови пришли волки. Гордец заплакал, и волки его растерзали.

Ещё один асессор по имени «Нерассу­ди­тельный Выдумщик» решил, что его судьба — бороться с невежеством. Он без конца выпускал бессмысленные распоряжения, от которых людям жилось всё хуже и хуже, и не собирался прекращать. На этом показ кукол кончился.

Реакция рассказчика на изделия Изуверова

После просмотра рассказчик почувствовал нравственную усталость и опустошение. Он решил, что всё-таки живые куклы лучше деревянных. Причина тому — разнообразие людей, их инстинкты и участие во всеобщей жизненной драме. В жизни действия всех персонажей словно уравновешивают друг друга, а деревянные куклы имеют только одну струну, по которой и бьют раз за разом.

Может быть, Изуверов является совсем не изобретателем, а только бледным копиистом того, что уже давно изобретено жизнью?

Пересказала Мария Луговая. За основу пересказа взято рассказа из собрания сочинений в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рассказчик в свободное время часто ездил в город Любезнов. Всеми делами там заправлял человек, который уже пятнадцать лет занимал эту должность. Он держал местное население в ежовых рукавицах. Благодаря такой политике в городе процветали разнообразные мастерства. Из-за этого населённый пункт стал известен за пределами губернии, и начальство часто приезжало в Любезнов на пиры.

А раньше город имел название Буянов из-за пьяниц и гуляк, которые населяли город. Только с приходом нового главы люди изменились, стали мастерить разнообразные вещи.

Однажды рассказчик познакомился с Никанором Сергеевичем и поехал к нему в гости. Мужчина был известен как мастер на все руки. Он изготовлял прекрасные механические и даже говорящие игрушки. Никанор даже показал рассказчику целое представление в своей мастерской. Говорящие механические куклы изображали сценки из жизни провинциального города как настоящие люди. Такое чудесное изобретение поразило рассказчика.

Произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Игрушечного дела людишки» заставляет читателя задуматься об игрушках, о роли их в жизни человека и о «живых куклах», которых можно встретить и в реальной жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Игрушечного дела людишки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение известного социолога и политика, являющегося профессором американского университета посвящено размышлениям о реализации стратегии геополитического могущества

Собранные короткие рассказы включают в себя множество интересных фактов из жизни животных и птиц, сезонное временное изменение в лесном хозяйстве. Описание ведётся в форме дневника. Каждое время прекрасно и привлекательно

В книге рассказывается про жителей города Сычуань. В этом городе уже 2 000 лет не прекращаются жалобы и эксплуатация людей. Люди давно лишились чувства доброты

Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

Повествование идет от имени автора, являющимся главным героем рассказа. Плывя на пароходе по широкому Енисею, воспоминания о родных просторах щедрой земли захватывают автора. Он спрашивает себя, зачем он так надолго уезжал с этих милых сердцу земель

Читайте также: