Игрушечные птички из деревни бабенки птичка в лесу

Обновлено: 03.05.2024

Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Развивать ретроспективный взгляд на происхождение духовых музыкальных инструментов.

Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику.

Воспитывать любознательность, интерес к музыке и традициям.

Подводить к образной оценке готовых работ.

Словарь: духовые, музыкальные, свистулька.

Компьютер, деревянные и глиняные свистульки, ватные палочки, краски, политра.

Предварительная работа: рассказ детям «Волшебная синичка»

Ход занятия:

Дидактическая игра «Музыкальный мешочек»

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.

Птичку в руки я беру,

Тихо дую в неё «Ту-у-у».

Это птичка не простая-

А из дерева, расписная. (свистулька)

Воспитатель: Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми.

В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? (Ответы детей).

Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде птички.

Просмотр видеоролика (История игрушки – свистульки)

Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно.

Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки. В руках мастериц появлялись петухи и зайцы, собаки и медведи. С тех пор так и повелось – старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку.

Мастерицы делали игрушку из целого куска глины, долго ее перед этим размягчая. Затем лепили туловище животного, ножки, шею, головку.

Затем простой деревянной палочкой, заточенной на конце, делали два незаметных отверстия и обжигали игрушки в печи. Самое приятное занятие для мастериц – раскраска игрушек.

Как я уже отметила, по форме свистульки могли быть самыми разнообразными, но традиционно их лепят в форме птиц

Подвижная игра «Стайка»

Мы играем в стайку

Стайка, полетай-ка! (бежать на носочках по кругу друг за другом)

Полетели птички,

Птички – невилички. (размахивать руками, как крыльями)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп! (остановиться)

Сели птички на дорожку, (присесть, повернувшись лицом в круг,

Поклевали птички крошки : (стучать указательными пальчиками, как клювами, по полу)

Потом песенку споем» (встать лицом в круг)

Ти-ди-ди Ви-фи-фи, зи-си-си

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Подуйка»

Цель игры: научить ребенка играть на деревозвучных инструментах; стимулировать развитие дыхательных путей, легких; снимать психическое напряжение. Научить воспроизводить контрастные степени громкости.

Воспитатель: Отлично! А сейчас я раздам вам свистульки и мы создадим большой оркестр (дети дружно дуют в свистульки и под руководством воспитателя делают это то громко, то тихо) .

Воспитатель: Какой замечательный оркестр у нас с вами получился! А теперь я вам предлагаю разукрасить свистульку. Это не так сложно, как лепить её. Давайте внимательно посмотрим на свистульку (воспитатель показывает детям образец). Какую форму имеет голова?

Дети: Форму круга.

Воспитатель: Какую форму имеет туловище свистульки?

Дети: Форму овала.

Воспитатель: правильно ребята!

Пальчиковая игра «Птичка»

Разукрасим»Пптичку- свистульку»

- А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую. Ребята, у вас у каждого в руках есть птичка– свистульки. Посмотрите наши птички белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные расписные яркие игрушки! Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. Не набирайте кисточкой много краски. Лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные птички-свистульки у вас получились!

Вы сегодня не только узнали много нового об этих игрушках-забавах, но и научились их разукрашивать. Давайте организуем выставку и покажем ваши работы родителям. Я думаю, что им это очень понравится!

Спасибо за внимание.

— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.

— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.

— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.

Мама улыбнулась и хитро спросила:

— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?

— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.

На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.

— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.

— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.

На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.

Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.

Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.

— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.

— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.

Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.

Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.

Вечером он рассказал маме:

— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.

Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.

— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.

— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.

— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.

Спасибо за внимание.

Интерактивная игра «Один лишний». Из четырёх инструментов нужно выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся.

Интерактивная игра «Один лишний». Из четырёх инструментов нужно выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся. нтерактивная игра "Один лишний" поможет ребёнку закрепить классификацию музыкальных инструментов и их названия в игровой форме. В игре.

Музей музыкальных инструментов

Музей музыкальных инструментов Музей музыкальных инструментов. "Зачем он нужен?" - спросите вы. А где знакомить детей с музыкальными инструментами? Конечно в музее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Символ птицы в народной игрушке»


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

«Искусство детям - увлекательно и просто: Ренессанс»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Символ птицы в народной игрушке»

«Символ птицы в народной игрушке»

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в покол.

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами.

Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства.


Птица – один из древнейших образов в народном искусстве. Птица участвовала в.

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве.
Птица участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, о.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом.

У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перья.

У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица.

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных.

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки.

Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки живот.

Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц.

Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бы.

Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров.

В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках.

В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках.

Совсем другие по пластике филимоновские птички

Совсем другие по пластике филимоновские птички

Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены.

Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегор.

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева.
В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство.

Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора.

С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что.

С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко».

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если.

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.



Птица Сирин


Выполнить эскиз образа-птицы для лепки на основе зарисовки с натуры, по пам.

Выполнить эскиз образа-птицы для лепки на основе зарисовки с натуры, по памяти, по представлению.
Решение образа по выбору: «Птица счастья», «Птица Феникс», «Утица», «Говорящая птица», «Лебедушка, «Жар-птица» и др.
Материалы; простой или цветные карандаши.
Творческое задание:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 150 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Коротеева Е.И.
  • Тема: Три основных цвета — жёлтый, красный, синий

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2017 1536
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Безлепко Марина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

126 минут

«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

62 минуты

«Конструирование образовательного пространства учебного занятия: структурно-логические схемы и дистанционное обучение»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.
Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт.) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками.
Рубрику подготовила Добролежа Наталья.

НОД «Путешествие в мир игрушек. Бабенская игрушка»

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Образовательные: познакомить детей с БАБЕНСКОЙ народной деревянной игрушкой. Рассказать об истории её возникновения и изготовлении.

Закреплять знания о народной деревянной игрушке – матрёшке.

Закреплять знания о назначении предметов, их классификация.

Воспитательные: продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять знания о народном творчестве.

Приучать детей бережно пользоваться предметами, уважать труд людей, которые их создали.

Формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру.

Коррекционные: развивать у детей навыки рассказывания, составления рассказа об игрушке. Закреплять навыки связной речи, развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность.

Развивать у детей мелкую моторику рук, терпение, усидчивость.

БАБЕНСКАЯ деревянная игрушка (бирюльки, пирамидки, волчки, грибочки, ёлочки, посуда, погремушки, матрёшки, пуговицы и др.)

«Чудесный мешочек», шнурочки, фигуры - трафареты для шнуровки.


В группу в гости к детям приходит МАТРЁШКА (кукла в руках, заранее подготовленного ребёнка).

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я! (Ребёнок передаёт куклу воспитателю).

МАТРЁШКА. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. У вас в группе много интересных и красивых игрушек, поэтому я приглашаю вас в волшебный мир игрушки. Я принесла с собой волшебный «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», в нём игрушки, о которых вы никогда не слышали, никогда не видели и никогда в них не играли.

МАТРЁШКА старается заинтересовать детей игрушками, которые находятся в «ЧУДЕСНОМ МЕШОЧКЕ», предлагает детям, прежде чем они достанут игрушку из мешочка – подумать, что бы там могло быть, дети должны ответить на вопросы:

- Что там? Кто что там найдёт? Кому для чего понадобится?

Дидактическая игра «УЗНАЙ ИГРУШКУ НА ОЩУПЬ» : дети с закрытыми глазами должны выбрать любую игрушку в мешочке, ощупать её и постараться рассказать о внешних признаках игрушки : форме (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, качестве (мягкая, твёрдая, гладкая, шершавая).

Особую радость детям доставляет момент, когда игрушка извлечена, особенно если она была правильно названа.

Дидактическая игра «РАССКАЖИ ОБ ИГРУШКЕ» - составление описательного рассказа по плану:

2. Каков её внешний вид (величина, цвет, форма?

3. Из какого материала сделана?

4. Для чего она предназначена? Как с ней можно играть?

После извлечения всех игрушек из «ЧУДЕСНОГО МЕШОЧКА», МАТРЁШКА даёт детям задание сравнить и сгруппировать свои игрушки по форме, назначению, характерным признакам, особенностям «Фрукты» : растут в саду, из них варят варенье, компот, сок, джем; «Овощи» - растут на огороде, из них варят щи, борщ, делают салаты, пюре, заготавливают на зиму; «Посуда» - в ней готовят еду, из неё едят, пьют; «Игрушки» - в них очень любят играть дети.


Дети стоят в кругу, МАТРЁШКА называет большой предмет - «миска» и бросает ребёнку мяч, ребёнок, поймав мяч, называет маленький предмет - «мисочка»; шар – шарик; пирамида – пирамидка; чашка – чашечка; гриб – грибочек; огурец – огурчик и т. д. – это дидактическая игра «СКАЖИ ЛАСКОВО». Можно провести дидактическую игру «ОДИН – МНОГО» (гриб – грибы, шар – шары, огурец – огурцы, игрушка – игрушки и т. д.)

После динамической паузы МАТРЁШКА предлагает детям послушать рассказ о том, как называются эти игрушки из «ЧУДЕСНОГО МЕШОЧКА», где и кто эти необычные игрушки смастерил.

МАТРЁШКА. Эти необычные игрушки называются БАБЕНСКИЕ деревянные игрушки. Их смастерили мастера – токари из деревни БАБЕНКИ, что недалеко от Москвы, в нескольких километрах от Шишкина Леса.

Мастера – игрушечники вытачивают из дерева: (осины, берёзы, ольхи, клёна, яблони, липы) различные игрушки – разъёмные погремушки и грибы, вкладные яйца, шары, чашки, матрёшки, пирамидки, кегли, шахматы, бусы, кукольную посуду, самоварчики, бирюльки (миниатюрные токарные изделия, бочонки для лото и много других игрушек.

Свой рассказ МАТРЁШКА сопровождает показом фотоснимков БАБЕНСКОЙ игрушки.

МАТРЁШКА продолжает свой рассказ о том, что в БАБЕНКАХ открыт для детей центр «БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА», где обучают детей токарному делу – работать на токарном станке, вытачивать игрушки, расписывать их. За год обучения ребята делают столько игрушек, что потом их раздают по детским садам.

МАТРЁШКА показывает детям, как правильно играть в игру «БИРЮЛЬКИ» - в коробочке лежат мелкие изделия (например, фрукты – овощи или грибочки с разноцветными шляпками, которые надо вытащить с помощью маленьких крючочков и не задеть остальные игрушки, сгруппировать их по какому – либо признаку. Тот, кто достал игрушку, решает, куда её положить, в какую группу. Другие дети помогают ему, исправляют в случае необходимости.



МАТРЁШКА показывает детям, как можно играть с волчком – его можно просто раскручивать, или раскрученным волчком сбивать кегли, за каждую сбитую кеглю в первом ряду засчитывается 1 очко, за второй ряд – 2 очка.

Волчок может бегать между рядами фанерки, в которой сделаны две дверки.

МАТРЁШКА рассматривает с детьми деревянные пуговицы разного размера, читает детям стихотворение Р. Сефа «Пуговица» :

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живётся.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвётся.

МАТРЁШКА. Ребята, представьте себе, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем заменить пуговицы?


Дидактическая игра «ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ» : дети к трафаретам, изображающим игрушки (снеговик, медвежонок, кукла, матрёшка и др.) с помощью шнурочков «пришивают» пуговицы – учатся шнуровать, завязывать шнурки.

После окончания игры МАТРЁШКА хвалит всех детей за старание и правильно выполненное задание.

В конце занятия МАТРЁШКА интересуется, понравилось ли детям занятие, запомнили ли они, где и кем изготавливаются такие необыкновенные чудесные игрушки, хотели бы они с ними ещё поиграть.

Дети отвечают на вопросы МАТРЁШКИ, благодарят её за интересное занятие.

МАТРЁШКА оставляет в подарок детям БАБЕНСКИЕ деревянные игрушки.





Спасибо за внимание!

Примерная циклограмма образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Первая половина дня Вторая половина дня Утро Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики). Совместная деятельность: – игровая;.

Выставка «Зимняя сказка» (фотоотчёт)

Выставка «Зимняя сказка» (фотоотчёт) Каждый год, в Новогодний праздник, у нас в детском саду устраивается выставка «Зимняя сказка», на которой представлены творческие работы.

Как проводит время современный дошкольник? Ходит в детский сад, помогает родителям, гуляет, смотрит телевизор… А ещё ребёнок играет. Во что? В компьютерные игры, конструкторы, трансформеры и, конечно, в куклы. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности они служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Из чего только ни делали кукол! Глиняные, деревянные, куклы из гипса, воска, металла, соломы и, конечно же, из лоскутков ткани. Ткань – пластичный материал, в то же время хорошо держит форму. Различная фактура и расцветка ткани помогают создавать различные образы и характеры кукол.

На Руси было великое разнообразие тряпичных кукол, их делали и для игры, и для совершения разных обрядов, и как обереги. Причём, обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.

Куклы были не только забавой девочек. До 7-8 лет в куклы играли все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Постепенно обереговая функция лоскутной куклы забывалась, но ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и в малых провинциальных городах дети играли тряпичными куклами. Когда промышленность начала миллионами выпускать игрушки из резины и пластмассы, традиции изготовления домашней куклы начали угасать.

В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её изготовления.

Одной из таких кукол является лоскутная кукла «Птичка». Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то считали, что в этот год она будет счастливой.

Сделать таких лоскутных кукол можно и для игры детям, и для украшения помещений. А можно подарить маленьких куколок – обережков друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Но главное - изготовление народных кукол является прекрасным средством:

• развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия объектов окружающего мира;

• приобщения детей к народным традициям;

• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.

• художественно-эстетического развития воспитанников;

• продуктивного взаимодействия детей и родителей, вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении немалое внимание уделяется организации как совместной продуктивной деятельности детей и взрослых, так и самостоятельной детской деятельности. Мероприятия по изготовлению игрушек, кукол могут являться итоговыми при реализации проектов по темам недели («Неделя добра», «Неделя народного искусства»)

Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развития дошкольника. Совместная деятельность с детьми включает : игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, постановку задачи перед детьми и ее решение, обсуждение результатов, игры с поделками, оформление выставок, оформление подарков малышам.

Полученные в процессе совместной деятельности представления о способах изготовления народных игрушек дошкольники могут закрепить в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы условия - центр творчества «Мастерская народных умельцев», в котором находятся художественные материалы и оборудование: лоскутки ткани, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, вата, а также – схемы последовательности изготовления народных кукол и фотографии готовых изделий. Идея создания кукол своими руками и сам процесс изготовления интересны для ребят, способствуют становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции воспитанников.

Организуя работу с родителями, стараемся привлекать их к участию в совместных проектах, проводим творческие «мастерские».

Детско-родительская встреча состоит из нескольких этапов:

• Приветствие – необходимо для раскрепощения участников, снятия эмоционального напряжения, поднятия командного духа. Оно проводится в виде музыкально – ритмических упражнений, коммуникативных игр или просто релаксирующих игровых фрагментов.

• Совместная творческая деятельность детей и родителей – изготовление игрушек.

• Динамические паузы проводятся между творческими заданиями, с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Дети и родители с удовольствием выполняют коррекционные упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические задания, предложенные учителем-логопедом.

• Объединение совместных творческих работ в коллективную, ставшее традицией каждой встречи, способствует не только развитию способности работать в паре ребенок – родитель, но и формированию позиций командной деятельности.

• Формированию способности анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению способности к саморегуляции, владения собой, посвящен завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе проводятся психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения.

В конце такой «мастерской» семьи получают буклеты с полезными советами, практическим материалом по изготовлению народных игрушек, рекомендации по организации игр с детьми дома,сувениры, изготовленные детьми и взрослыми.

Образовательные ситуации совместного взаимодействия родителей и детей в «мастерских» в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Предлагаю изготовить народную лоскутную игрушку «Птичку».

Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Для работы понадобится:


- лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);

- нитки любого цвета;

- набивка (вата или синтепух);

Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.


Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.



Еще раз сложить боковые уголки к середине.



Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.


Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.




Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.



Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.


Птичка готова.


Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь в качестве сувенира, либо подвесить на нитке над столом или под люстрой для украшения интерьера.


Прикреплённые файлы:

Мастер-класс «Календарь народной куклы»

Мастер-класс «Календарь народной куклы» В декабре в нашем детском саду прошёл конкурс «Календарь 2016 года». Идея создать кукольный календарь родилась неожиданно, и была воплощена,.

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток 16 февраля 2016 года мы с коллегой провели мастер класс для детей и родителей нашего дошкольного отделения. Цель: создание фигурки птички.

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы»

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы» Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега»

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: - научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы»

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы» Мастер - класс ‘Изготовление Платковой куклы. ’ Платковая кукла получила свое название благодаря платку, который является основой платковой.

Мастер класс изготовление тряпичной куклы

Мастер класс изготовление тряпичной куклы Предлагаем вашему вниманию изготовление куклы из ткани. Ткани должны быть натуральные, приятные на ощупь, привлекательные глазу. Вся куколка.

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы Русская народная лоскутная кукла - благодатный источник духовности. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию,она.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки»

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

Читайте также: