Игрушка делим на слоги

Обновлено: 14.05.2024

Тема. Слог. Деление слов на слоги.

Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

-Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка спит. (2-слова)

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

- Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги».

- Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

- Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

-Каким способом вы делили слова на слоги?

-Сколько слогов может быть в слове?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры»

Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием "слог", "слово".Закреплять.

Для быстрого деления слов на слоги в режиме онлайн воспользуйтесь формой ниже. В текстовое поле можно вводить несколько слов через пробел или запятую. При нажатии кнопки «Разделить на слоги» результат будет показан мгновенно в текстовом поле. Форма предназначена для выделения слогов только в русских словах, набранных русскими буквами.

Фразы и предложения удобнее читать, слова в которых разбиты на слоги по старым правилам. Старые правила с точки зрения восприятия и удобства произношения удобнее новых, поэтому в форме используются они. Однако отдельные слова на нашем сайте разобраны по новым правилам, такие слова вы найдете через форму поиска. Смотрите подробнее правила деления на слоги.

Форма удобна для случаев, в которых требуется разбить много слов на слоги без деталей и справочной информации. Если нужно узнать, сколько и какие слоги есть в словах, какие есть варианты переноса, то воспользуйтесь формой поиска или подберите слова по количеству слогов в них:

Примечание.
1. Не используйте результат деления слов на слоги для определения мест переноса слов. Деление на слоги и выделение мест переноса слов не всегда одно и то же. На нашем сайте подробно объясняется разница (пункты 4-5 из правил деления на слоги).
2. Деление на слоги производится с учётом правил школьной программы. Некоторые правила могут отличаться от правил институтской программы и школ с углублённым изучением русского языка. По этой причине в отдельных случаях слоги могут быть выделены не в соответствии с вашими знаниями о правилах деления слов на слоги.

Слогом называется один гласный звук или сочетание одного гласного с одним или несколькими согласными. Другими словами: гласные звуки образуют слоги, согласные звуки только в соединении с гласным образуют слог. Для запоминания может помочь небольшая шпаргалка: гласные — «гласят», согласные — «согласуются». Например: в слове собака выделяют три слога со-ба-ка (гласные: о, а, а, согласные: с, б, к), слове Азия — три слога А-зи-я (гласные: а, и, я, согласный: з).

Слоги, состоящие из двух и более звуков, бывают открытые и закрытые. Открытые слоги оканчиваются на гласный звук: во-да, тра-ва, ро-ди-на. Закрытые слоги оканчиваются на согласный: ком-байн, кор-ка, жел-теть.

Выделяют прикрытые слоги, начинающиеся с согласного, и неприкрытые, начинающиеся с гласного. Примеры: ко-ра (оба слога прикрытых), я-бло-ко (один неприкрытый, два прикрытых).

Сколько слогов в слове?

Слова состоят из слогов. Исходя из определения слога, количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Школьные учителя русского языка часто говорят: «Сколько гласных — столько слогов».

Пример: снег — один слог, читать — два слога, работа — три слога, длиношеее — пять слогов.

Еще примеры слогов:

  • вода — слоги во и да;
  • читала — слоги чи, та, ла;
  • я — слог я;
  • вешние — слоги ве, шни, е;
  • стул — слог стул, в слове один слог, состоящий из одного гласного и трёх согласных звуков.

Слог является минимальной частью слова при произнесении, если не учитывать вырожденные случаи, когда требуется произносить слово по буквам. Отсюда известные выражения: читать по слогам, произносить по слогам. Слог, как звук и ударение, относится к разделу фонетики.

В русском языке есть слова без слогов, то есть состоящие только из согласных. Ярким примером таких слов служат звукоподражательные слова. Например: хм, т-с-с-с, тр-тр-тр.

Представлены игры и упражнения, которые могут быть использованы педагогами, родителями по развитию умения у детей делить слова на слоги.

ВложениеРазмер
igry_po_razvitiyu_umeniya_delit_slova_na_slogi.docx 95.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся делить слова на слоги

Очень важно, что бы ребенок умел различать

гласные и согласные звуки!

Гласные звуки образуют слог.

Например, А-ИСТ, УТ-КА, ГРА-ЧИ, ПАР-ТА .

В русском языке 6 гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э , которые обозначаются соответствующими буквами.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Для того, что бы ребенку было легче разделить слова на слоги можно использовать слоговую линейку (длинный «конверт» с прорезями в виде кружков или квадратов, полоска по размеру «конверта»).

Линейка – это условное обозначение «слова». А кружки на полоске – части или слоги, из которых состоит слово.

МА-ЛИ-НА (3 кружка открылось – 3 части в слове или 3 слога)

С помощью слоговой линейки ребенку будет легко увидеть сколько слогов в слове и их последовательность. Для этого необходимо произносить слово по слогам и на каждый слог сдвигать полоску вправо. Открывающийся кружок – это слог в слове. Сколько кружков открылось, столько и слогов.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку научится

делить слова на (части) слоги

Взрослый произносит слово по слогам (по частям), нараспев, протягивая слоги, объясняя ребенку, что слова «потерялись», их нужно найти. Можно использовать заранее приготовленные предметные картинки. Затем попросите ребенка проговорить слово так же, как вы. Далее попросите ответить, сколько частей он услышал в слове, назвать первую часть и вторую.

Для игры можно использовать следующие слова (предлагайте ребенку для деления на слоги слова в указанном порядке):

  1. ма-ма, ла-пы, ту-чи, ва-та, му-ха, ва-за,
  2. ку-би-ки, са-по-ги, ка-би-на, па-на-ма, ма-ши-на,
  3. рак, сок, кот, дом, сад, рысь, зал (в этих словах один слог, так как один гласный звук)
  4. ли-мон, ба-нан, па-кет, ва-гон, ка-ток, ди-ван,
  5. бан-ка, вет-ка, ут-ка, нит-ки, тап-ки, ок-но, май-ка,
  6. чаш-ка, аль-бом, дож-дик, как-тус, буб-лик, кос-тюм, пав-лин,
  7. ко-ло-бок, са-мо-лет, по-ми-дор, бе-ге-мот, ба-ра-бан, ма-га-зин,
  8. кол-ба-са, кон-фе-ты, ку-ку-шка (ку-куш-ка), у-до-чка, ка-пус-та,
  9. ав-то-бус, ху-дож-ник, ав-то-мат, ши-пов-ник, а-пель-син,
  10. мат-реш-ка, иг-руш-ки, лам-поч-ка, гар-мош-ка, клуб-ни-ка,
  11. лист, болт, зонт, винт, бант, флаг, шкаф, гном (в этих словах 1 слог, так как один гласный звук)
  12. звез -да, гнез-до, спич-ки, флаж-ки, клюш-ка, клюк-ва, трав-ка, кноп-ка,
  13. пи-а-ни-но, ку-ку-ру-за, ра-ко-ви-на, ви-та-ми-ны, ма-ка-ро-ны, че-мо-да-ны,
  14. зем-ля-ни-ка, ос-та-нов-ка, вос-пи-та-тель, мед-ве-жа-та
  1. «Сосчитай слоги»

Взрослый называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове.

Например, МА- ЛИ- -НА

В слове МАЛИНА 3 слога.

*Можно отхлопывать количество слогов в слове (на каждый хлопок проговариваем слог), пропрыгать на скакалке (на каждый прыжок – проговариваем слог), прошагать слово (на каждый шаг – проговариваем слог) и пр.

Слова, которые можно использовать в этой игре, приведены в упр.№ 1.

В этом магазине игрушку можно купить, если правильно произнести ее название по слогам, сосчитать сколько слогов в слове.

Например, миш-ка (2 части или слога), ма-шин-ка (3 части или слога), кук-ла (3 части или слога) и т.д.

Взрослый предлагает ребенку сначала подобрать слова-названия птиц, животных, рыб, состоящих из 2 слогов, из 3 слогов.

Нарисуйте три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Предложите ребенку расселить слова в домики.

Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.

Взрослый предлагает ребенку назвать слово из двух слогов, из трех слогов по определенной теме, например: «Осень», «Зимние виды спорта», «Игрушки» и т.д.

Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку, название которой состоит из 2 слогов, из 3 слогов. Для игры отбираются картинки, в названиях которых не только 2 и 3 слога, но и 4, и 1, что бы ребенок упражнялся в определении количества слогов.

Взрослый предлагает ребенку назвать предмет по-другому, так, что бы в слове стало больше слогов.

Например, в слове ша-ры – 2 слога. Назови эти же предметы так, что бы в слове стало 3 слога?

Взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на МА- (или любой другой слог):

маки, малыши, матрешка, мама, матрас и т.д.

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, начинающиеся с определенного слога, например, МА, и состоящие не более чем из 2 слогов.

Например, ма-ки, ма-ма, ма-лыш, ма-трас…

Взрослый предлагает ребенку: «Я задумал слово, оно начинается на слог РУ-». И предлагает ребенку называть слова, начинающиеся на этот слог. Ребенок подбирает слова, пока не назовет нужное слово.

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, в которых слог ЗА встречается в начале слова, а затем – в конце слова, с опорой на схему (где квадрат обозначает слог в слове):

Взрослый предлагает ребенку придумывать слова, начинающиеся на последний слог названного слова. Для этого слово надо произнести так, что бы последний слог прозвучал более отчетливо.

Например, маКИ – кисточКА – каША – шаРЫ…и т.д.

Предложите ребенку разделить слово на слоги. Например, МА-ША.

Нарисуйте или выложите из цветных квадратов схему слова (цветовые обозначения звуков – красный цвет – гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие).

Далее слово прочитывается - ребенок ведет СЛЕВА НАПРАВО указательным пальцем, либо карандашом под схемой и читает слово –

Вертикальная черта черного цвета делит слово на слоги.

Взрослый произносит слово, выделяя ударный слог голосом. Затем обращает внимание ребенка на то, что одна из частей слова прозвучала громче, протяжнее: «Этот слог лучше слышится». Просит ребенка повторить слово, выделить голосом ту его часть, которая слышится лучше.

Например, МАААА -ША. Повтори: МАААА -ША.

На схеме слова знак ударения – это косая черта над ударным слогом (ударным гласным звуком):

Слова, используемые в игре – см. упр. № 1.

Взрослый называет слова, меняя ударение, предлагает ребенку определить – не допускает ли он ошибки. Если ребенок слышит, что слово произнесено неверно, то попросите его сказать правильно и назвать слог, на который падает ударение.

Мишка, подушка, зима, забор…

Взрослый произносит слова, меняя в них ударение, предлагает ребенку объяснить значение слов.

Например, кружки – кружки, замки – замки.

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, в которых первый слог - ударный, затем второй слог - ударный, третий слог – ударный.

Ка ша, ма ли на, сапо ги …и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В коррекционной работе использую различные игры для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя .


Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах
Роль игры в развитии речи дошкольника

Игра занимает главное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Для педагога игры становятся важным средством всестороннего развития ребенка.

Формируем слоговую структуру слова. Учим детей медленно, чётко проговаривать слова сложной слоговой структуры.

Прежде всего, нужно запомнить:

Слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает . Примеры : мо-ло-ко, ё-жик , и.т.д.

1 . «Прошагай слово» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог - шаг.

А) совместно с взрослым;

2. « Отхлопай слово» - дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки, ударный слог более сильный хлопок.

3. Игра «Телеграфист» - отстучи слово на столе (ладошкой, молоточком, кубиком и т.д.), где ударный слог выделяем более сильным ударом. Дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам.

4. «Шагающие пальчики» - пальчики «шагают» по столу, на ударный слог пальчики делают «шаг» более широким.

5. «Загни пальчики» - дети загибают пальчики на каждый слог.

6. «Кубик» - медленно произнести слово, показать на кубике столько точек, сколько слогов в слове.

7. «Цифры» - медленно произнести слово, показать цифру - сколько слогов в слове.

8. «Счётные палочки» - медленно произнести слово, отложить счётные палочки, сколько слогов в слове.

9. »Отложи предмет» - медленно произнести слово, отложить любые предметы, сколько слогов в слове.

10. «Полоски» - отложи полоски, сколько в слове слогов. Покажи пальчиком каждую полоску и назови слог.

11. «Цветные квадраты» - произнести слово и закрыть ладошками цветные квадраты: большой красный квадрат ударный слог(7х 7) , маленькие жёлтые квадраты безударные слоги (6 х 6).

12. «Крестики» - разложить «крестики» - Х – ударный слог, Х – безударный слог. Закрыть крестики ладошками и произнеси слово.

13. «Дирижер» - дети «дирижируют» слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками.

14. «Стадион» - несколько раз проскандировать слово, как болельщики на стадионе.

15. «Эхо» - слово «заблудилось», медленно по слогам «позвать» слово.

«Делим слова на слоги»

Формируем слоговую структуру слова. Учим детей медленно, чётко проговаривать слова сложной слоговой структуры.

Прежде всего, нужно запомнить:

Слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает . Примеры : мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.

1 . «Прошагай слово» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог - шаг.

А) совместно с взрослым;

2. « Отхлопай слово» - дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки, ударный слог более сильный хлопок.

3. Игра «Телеграфист» - отстучи слово по столу (ладошкой, молоточком, кубиком и т.д.), где ударный слог выделяем более сильным ударом. Дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам.

4. «Шагающие пальчики» - пальчики «шагают» по столу, на ударный слог пальчики делают «шаг» более широким.

5. «Загни пальчики» - дети загибают пальчики на каждый слог.

6. «Кубик» - медленно произнести слово, показать на кубике столько точек, сколько слогов в слове.

7. «Цифры» - медленно произнести слово, показать цифру - сколько слогов в слове.

8. «Счётные палочки» - медленно произнести слово, отложить счётные палочки, сколько слогов в слове.

9. »Отложи предмет» - медленно произнести слово, отложить любые предметы, сколько слогов в слове.

10. «Полоски» - отложи полоски, сколько в слове слогов. Покажи пальчиком каждую полоску и назови слог.

11. «Цветные квадраты» - произнести слово и закрыть ладошками цветные квадраты: большой красный квадрат ударный слог(7х 7) , маленькие жёлтые квадраты безударные слоги (6 х 6).

12. «Крестики» - разложить «крестики» - Х – ударный слог, Х – безударный слог. Закрыть крестики ладошками и произнеси слово.

13. «Дирижер» - дети «дирижируют» слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками.

14. «Стадион» - несколько раз проскандировать слово, как болельщики на стадионе.

15. «Эхо» - слово «заблудилось», медленно по слогам «позвать» слово.

16. «Мяч» - отстучи об пол (стенку), подкинь вверх и поймай каждый слог.

17. «Молоточек» - отстучи молоточком каждыый слог.

18. »Барабан» - отстучи палочками части слова (слоги).

19. «Барабанные палочки» - прямые пальчики стучат друг об друга на каждый слог, как барабанные палочки.

В сентябре Ваш малыш поступает в первый класс… Тогда, спешу поделиться опытом мамы у которой ребенок закончил в этом году первый класс. Как говорится «Предупрежден – значит, вооружен», ну или готов другими словами. Среди множества сюрпризов, наверное, самым «сюрпризным» для меня стал русский язык, а точнее слогоделение и перенос слов.

Поверьте опыту: лучше изучить эту тему до того как с ней столкнется ребенок. Для наглядности скажу, что мой первый ребенок закончил первый класс четыре года назад, а уже все изменилось, хотя как такое может быть, ума не приложу. Ну и вдобавок ни первый, ни второй вариант «обращения» со словами даже рядом не стоит с тем чему я училась в школе.

Постараюсь кратно, донести до Вас самое основное:

Современные лингвисты не пришли к единому пониманию сущности слога. Поэтому в данный момент есть две основные теории деления на слоги: Рубена Ивановича Аванесова (Московская фонологическая школа) и Льва Владимировича Щербы (Ленинградская фонологическая школа). И правила деления на слоги в них различны. Насколько мне известно, есть школы, где преподают по первой теории, а есть школы – где учат по второй теории. Попытаться узнать, что именно выбрала Ваша школа можно на сайте учебного заведения, посмотрев список учебников. Как правило, он сформирован уже в конце предыдущего учебного года. Как-то я спросила учителя «Если в нашей школе детей учат делить слоги по Аванесову, а в соседней по Щербе, как мы будем сдавать выпускные экзамены, ведь они формируются едиными для всех?» Ответ учителя звучал примерно так «Пока это только началось, мы сами еще учимся, не могу сказать про экзамены». Ладно, до экзаменов далеко, но во втором классе начинаются оценки, и очень бы не хотелось, чтобы ребенок получал двойки, только потому, что мы не знаем что этой темы.

Наша школа выбрала теорию Р. И. Аванесова. И эта теория намного сложнее первой, так как если в первой слова и делятся на слоги и переносятся по одному и тому же правилу, то в этой слогоделение и перенос слов совсем различны.

Итак, прежде чем углубляться в теорию Р. И. Аванесова, приведу правила теории Л. В. Щербы.

Слогоделение по теории Л. В. Щербы:

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ка-ша, мо-ло-ко.

2. Звук й не отрывается от предшествующей гласной. Пример: чай-ник, лай-нер.

3. Буквы ь и ъ не отрываются от предшествующей согласной. Пример: боль-шой, объ-езд.

4. Согласная не отделяется от следующей за ней гласной. Пример: те-ле-фон, кни-га.

5. Если в слове стоят 2 согласные подряд, то разделение слога проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, то деление слога идет по произношению (как удобнее произносить). Пример: праз - дник, солн-це.

А теперь разберем теорию Р. И. Аванесова.

Слогоделение по теории Р. И. Аванесова:

Деление на слоги не совпадает с делением слова на части (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слов для переноса.

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ба-та-ре-я, си-ла.

2. Слова делятся на слоги после каждой гласной (как правило). Согласный (или группа согласных) стоящий после гласного обычно отходит в следующий слог. Пример: дру-жба, и-зжить, о-ттечь.

3. Но! Если после гласного стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й , а за ними парная согласная, то эти буквы отходят к предыдущему слогу. Пример: горь-ка-я, сонь-ка, май-ка. Это так называемые сонорые звуки.

4. Но! Если эти сонорные парные (рр, нн, мм) или если их две непарных (мл, мн), то они отходят ко второму слогу. Пример: зе-мля, да-нный, ра-ссчи-та-нный.

5. У глаголов на –тся, -ться сочетание –тся, -ться отходят к следующему слогу. Пример жме-тся, ку-ё-тся.

6. Если после сонорного с мягким знаком нет парного согласного, значит сонорный отходит во второй слог. Пример: се-мья, И-лья, На-та-лья.

Это основные моменты правил слогоделения по теории Р. И. Аванесова. Повторюсь слогоделение и перенос слов, с которым вы также столкнетесь в первом классе, различаются.

Читайте также: