Игрушка для изучения частей тела

Обновлено: 01.05.2024

Оборудование: Геометрические фигуры, шаблон тела человека.

Ход игры: детям предлагается собрать человечка путем размещения геометрических фигур в необходимой последовательности, нужном месте.

Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, пихтовое масло (хвойный запах, жевательную резинку, соления (запах маринада, цветы.

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать два продукта: апельсин, соленый огурец (1-е занятие).

«Апельсин какой?» – сладкий.

«Огурец какой?» – соленый.

(В рот мы кладем пищу, с помощью языка различаем вкус, зубами – мы жуем.)

(2-е занятие) лук и лимон (горький и кислый).

(Еще раз обращается внимание на значение каждого органа.)

Дидактическая игра «Найди на ощупь».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза. Он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются.

(С помощью чего мы нашли друг друга)

Физкультминутка.

Руки вверх я подниму,

Вправо, влево разведу,

И как птица полечу,

А теперь присяду, встану.

И попрыгаю немножко

И пешком пойду в дорогу

И на месте побегу

Все на свете я могу!

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Есть всегда у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза)

Тридцать два молотят,

А один поворачивает. (Язык и зубы)

Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот, зубы)

Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

О своём пошептаться,

Но гора на их пути —

Не перелезть, не обойти. (Щеки)

От радости растёт. (Улыбка)

У двух матерей по пяти сыновей,

И одно имя всем. (Рука и пальцы)

На щечках у Маринки. (Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Всю жизнь друг друга догоняют,

а обогнать не могут. (Ноги)

Подвижная игра : «Части тела»

Вот рука, и вот рука –

(Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопнуть в ладоши)

Вот нога, и вот нога –

(Выставить вперед правую ногу, затем леву; шагать на месте)

Ну а это – голова.

(Обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка.

Пальчиковая игра: «Вот твое богатство друг!»

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

Вот у нашей деточки

Пятки и коленочки!

Вот бочок, я за бок хвать,

Буду долго щекотать!

Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб, глаза,

Руки, плечи, шея, грудь

Про животик не забудь.

Это — нет, а это — да.

Это — раз, а это — два.

Будем пальчики считать:

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять

Десять пальцев, пара рук —

Вот твое богатство друг!

Минутка отдыха - загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза.)

Твои помощники — взгляни

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый. (пальчик).

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

Игра "Нос-лоб-ухо"

Количество игроков: любое

Ведущий говорит:

– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос—лоб—нос—нос—лоб—лоб—ухо!

Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Конспект фронтального занятия в средней группе по лексической теме «Меры времени. Части суток» Конспект фронтального занятия в средней группе по теме: «Меры времени. Части суток» Цель: познакомить детей с мерами времени, частями.

«Человек. Части тела, части лица». Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми имеющими РАС и РДА Тема: «Человек. Части тела, части лица». Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме. Задачи: • Коррекционно-образовательная:.

Конспект занятия «Человек. Части тела» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Как учитывается в предметно-пространственной развивающей среде тема ННОД:.

Конспект занятия «Кто я? Части тела»

Конспект занятия «Кто я? Части тела» 1. Закрепить знания детей о частях тела человека. 2. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». 3. Продолжать учить.

Конспект занятия в средней группе по теме «Части тела» Цель: развитие диалогической речи, расширение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие выразительности речи путем подбора.

Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Человек. Части тела. Движение»

Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Человек. Части тела. Движение» Тема занятия «Человек. Части тела - движение» Цель: развитие воображения и мелкой моторики, знакомство со строением частей тела человека,.

Задания логопеда воспитателю логопедической подготовительной группы по лексической теме «Человек. Части тела» Октябрь – 2 неделя. Тема недели: «Я - человек». Лексическая тема: «Человек. Части тела». (Подготовительная к школе группа.) Программное.

Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Человек. Части тела» Октябрь – 2 неделя. Тема недели: «Я - человек». Лексическая тема: «Человек. Части тела». (Старшая группа.) Программное содержание: учить.

Занятие по познанию в подготовительной группе «Человек, части тела» Конспект познавательного занятия с использованием технологии деятельностного подхода в подготовительной группе на тему: «Части тела человека».

План занятия в старшей группе «Человек. Части тела»

План занятия в старшей группе «Человек. Части тела» Тема: "Человек, части тела". Задачи: - Познакомить детей с понятием человек - как с живым существом. - Учить детей выделять основные части.


Едва родившись, младенец начинает проявлять интерес к изучению себя и своего тела. Уже в 3-6 недель наступает «комплекс оживления». Кроха внимательно рассматривает окружающие предметы, близких людей, эмоционально реагирует на них, активно двигает ручками и ножками. Изучение частей тела – важнейшее занятие. Для чего мы изучаем с малышами части тела? Не только для того, чтобы он их запомнил, но и для того, чтобы почувствовать близость, ощутить безопасность, ведь мир полон неизвестности, а мамины руки дарят тепло, нежность, спокойствие.

Когда начинать изучение частей тела?

Итак, когда же начинать изучение частей тела? С самого рождения. Естественно, в полгода малыш Вам ничего не покажет, но задача состоит не в этом. На первом месте стоит тактильный контакт и совместно проведенное время. Очень важно, чтобы Вы не просто называли, что и как называется, а делали это в игровой легкодоступной форме.
Важно! В первый год жизни ребенок должен познавать мир тактильно. Советуем отдавать предпочтение живому общению, а не занятиям по карточкам. Доказано, что сенсорный опыт и общение запускают познавательный интерес.
Психолог Анна Быкова в своей книге «Развивающие занятия «ленивой мамы» писала:
«Через чувственный опыт, опираясь на зрение и осязание, он должен находить сходства и отличия. «У мамы тоже есть нос. Но он больше, чем у меня. А папин нос больше, чем у мамы. А еще у папы есть уши. Если сильно потянуть папу за уши, папа закричит, что ему больно. А если закрыть свои уши руками, что-то случится с маминым голосом» – вот это и есть познание мира, вот это и имеет отношение к развитию, это бесценный опыт, и притом бесплатный».
И с этим нельзя не согласиться.

Способы изучения частей тела

  • показывать части тела на себе;
  • показывать части тела на малыше;
  • показывать части тела на кукле;
  • своими руками показывать части тела на себе;
  • руками малыша показывать части тела на себе;
  • руками малыша дотрагиваться до его частей тела;
  • показывать части тела на других членах семьи (папе, бабушке, дедушке, братике и пр.)

Наклоняйтесь таким образом, чтобы малыш хорошо видел ваше лицо. Улыбайтесь.
Не показывайте все и сразу. Сначала покажите только нос, рот, глаза и т.д., чтобы не перегружать малыша.
Одни малыши уже к году показывают части тела, другие чуть позже демонстрируют результат. Не торопите кроху. У каждого свой уникальный темп развития.

Знакомимся с частями тела: игры для младенцев

«Приветствие»

Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок,
Здравствуйте глазки – ок, ок, ок,
Здравствуй мои носик – пип, пип, пип,
Здравствуй, моя сыночек/моя дочка, привет-привет!

У Екатерины Железновой есть отличная песенка «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…», в которой фигурируют различные животные и части тела.
Подобные стишки подходят и младенцам, и деткам постарше, которые уже умеют ориентироваться на слух по тексту и выполнять движения.

«Дуем и целуем»

«Баю-баюшки-баю, я тебя люблю. На носик я подую, носик поцелую. На глазки я подую, глазки поцелую» и пр.

«У кого что есть»

Привлекайте к игре всех членов семьи. Пусть ребенок видит, что у всех есть глазки, носики, ушки и пр.

«Где же ручки?»

Можно закрывать ладошками, а можно прятать под платочек и радостно находить. Прячьте поочередно то свои части тела, то части тела крохи.

«Ухвати за пальчик».

Что за пальчик непослушный!
Нам поймать его так нужно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчик мы хватать».

«Веселые игры»

Важно не только называть и показывать части тела, но и показывать их «в действии». Что можно сделать с ротиком? Открыть? А с щечками? Надуть! Малышу будет интересно наблюдать за вами. Со временем в эту игру вы уже будете играть вместе.

Мы играли, мы играли, ручками махали.
Мы играли, мы играли, ножки мы сгибали.
Мы играли, мы играли, глазками моргали.
Мы играли, мы играли, носиком дышали.
Мы играли, мы играли, ротик открывали.
Мы играли, мы играли, щечки надували.
Мы играли, мы играли, ушки мы щипали.

«Язычок»

Потешки про части тела


Обязательно используйте в играх с малышом потешки и короткие звучные стишки. Это не только поможет ему в изучении частей тела, но и разовьет речь. Мы сделали подборку лучших стишков.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Играем с куклой
Совершаем воображаемые действия:
Моем ручки, ножки, умываем личико.

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.

И. Ильина
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Игры на изучение частей тела для 1,5 - 2 лет

Чего не хватает?

Нарисуйте лицо ребенка и вырежьте отдельно части тела и лица. Соберите вместе с крохой человечка. Затем уберите любую часть тела и спросите, чего не хватает.
«Ой, ушки пропали. Мальчик ничего не слышит»
«Ой, глазки пропали. Мальчик ничего не видит» и т.д.
Можно играть на магнитной доске (нарисовать маркером лицо и приклеить на магниты части тела) или смастерить многоразовую развивающую игрушку из фетра и липучек.

Зеркало

Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай.
Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай.
Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай.
Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби.
Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, ну-ка говори (нараспев произносим гласные звуки).

Кукла


Игра № 1
Возьмите куклу и любую другую игрушку.
Продемонстрируйте крохе, для чего нужна каждая часть тела.
Дайте кукле цветочек и спросите, чем она его будет нюхать. Конечно, носиком. Таким же образом проиграйте варианты с другими частями тела.
Спойте кукле песенку («Чем кукла будет слушать? Ушками»)
Подарите кукле подарок («Чем кукла его возьмет? Ручками»)
Кукла просит носочки («Куда их надеваем? На ножки»)
Кукла хочет спать. Уложите ее («Кукла засыпает! Что кукла закрывает? Глазки!»)

Изучать части тела можно не только в играх, но и при помощи творчества. Обводите ручки и ножки на ватмане, рисуйте вместе человечков по принципу «палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек», лепите из пластилина простые фигурки, делайте из спичек ручки и ножки, из бусинок – глазки, проговаривайте, что и для чего Вы делаете. И не забывайте каждый день повторять малышу, какие у него красивые глазки, какие нежные ручки, какой мягкий животик, какие сладкие щечки и т.д. Помните, важно не только дарить знания, но и демонстрировать свою любовь!

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол — синие и коричневые (карие).

Ход игры : предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз — синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета — оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Глазоньки у дочки.

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры : покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши. (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

«Покажи у куклы.»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры : рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другуюпотешку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Это—я, а это—мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой (ая)», «маленький (ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица : нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая, вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры : встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это — я,

А это — мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно — она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос — он большой, а вот твой носик — он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года — 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица : нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев — 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол — большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т. д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев — 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая — пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить.» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры : ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке.»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

Дидактические игры в ДОУ

Дидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игры. Часть 2 Дидактические игры. «Погода» Цель: развивать умение движением и мимикой показать свои чувства. Покажи, что ты чувствуешь? - Когда на улице.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по грамоте

Дидактические игры по грамоте Дидактические игры по грамоте для детей старшего дошкольного возраста изготовлены в докомпьютерный период, когда буквы писали по трафарету.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Дидактические игры по ПДД

Дидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические игры по сказкам

Дидактические игры по сказкам Цель. 1. Приобщение детей к русским народным сказкам. 2. Вызвать интерес к творчеству художников – иллюстраторов. 3. Развитие связной речи,.

Мои дидактические игры

Мои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.


hello_html_m1a345a05.jpg

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол — синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз — синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета — оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Глазоньки у дочки.

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

У меня пропали ручки. (руки за спиной)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять (показываете ручки)
У меня пропали глазки.(прячем глазки)
Где вы, глазоньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. (убираете ладони от глаз)
У меня пропали ушки, (закрываем ладонями ушки)
Где вы, ушеньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. (убираем ладошки от ушей)
У меня пропали ножки, (закрываем руками ножки)
Где вы, ноженьки мои?
Раз, два,три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять! .

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке. »

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

«Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут ваши ручки. (дети используют вращательные движения кистями рук — ручки «пляшут» )

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками ступни ног)

Пляшут наши ножки.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки (дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями)

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

Задачи: Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы: Листы бумаги, картон, кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Серия дидактических игр для детей, представленная на данной странице сайта, направлена на изучение различных частей тела человека. Каждая игра сопровождается веселыми стишками, которые объясняют, как устроены наши части тела. Ребенок научится загибать свои пальчики, определять цвет глаз (игра «У кого такие синие глаза?»), выучит руки, ноги, живот, лицо, нос, уши и сможет показать их на кукле (игра «Покажи на кукле…») или мягкой игрушке (животное, человек). Игры очень полезны для развития малыша, к тому же, ребенку будет очень весело и интересно!

ВложениеРазмер
kartoteka_didakticheskih_igr_na_izuchenie_chastey_tela.docx 174.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида».

г.Новотроицк Оренбургская область.


http://itd1.mycdn.me/image?id=854944852566&t=20&plc=WEB&tkn=*Rxmkis1S8uhLiAXfpb53rbES-cE

первой квалификационной категории


Аннотация : Серия дидактических игр для детей, представленная на данной странице сайта, направлена на изучение различных частей тела человека. Каждая игра сопровождается веселыми стишками, которые объясняют, как устроены наши части тела. Ребенок научится загибать свои пальчики, определять цвет глаз (игра «У кого такие синие глаза?»), выучит руки, ноги, живот, лицо, нос, уши и сможет показать их на кукле (игра «Покажи на кукле…») или мягкой игрушке (животное, человек). Игры очень полезны для развития малыша, к тому же, ребенку будет очень весело и интересно!

Игра «Этот пальчик хочет спать. »

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол — синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз — синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета — оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Глазоньки у дочки.

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши. (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другуюпотешку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Это—я, а это—мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры: встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это — я,

А это — мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно — она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос — он большой, а вот твой носик — он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года — 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев — 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол — большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т.д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев — 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая — пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить. » Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке. »

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

«Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут ваши ручки. (дети используют вращательные движения кистями рук — ручки «пляшут» )

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками ступни ног)

Пляшут наши ножки.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки (дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями)

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

«Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой )

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

Задачи: Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы: Листы бумаги, картон, кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.

Читайте также: