Игрушка года психологи рекомендуют

Обновлено: 14.05.2024

Конкурсные программы грантов и проектов по профессиональному развитию и обменам, объявления об учреждении научных стипендий для индивидуальных исследователей и коллективов. Организации, ассоциации, фонды, предоставляющие гранты.

Департамент образования города Москвы

Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ

Ежегодная церемония вручения

Премии «Игрушка года – «Детские психологи рекомендуют»

Каталог «Лучшие игрушки – 2010»

Центр игры и игрушки уже ведет работу по созданию нового Каталога «Лучшие игрушки – 2010».

Новые производители, новые игрушки!

В этом году в каталог войдет больше игрушек, а также настольные игры для детей.

Результаты работы будут объявлены осенью этого года.

Выбирайте игрушку года вместе с нами!

Расскажите об игрушках, которые Вы считаете самыми хорошими.

Лучшие игрушки будут отмечены Премией «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют, 2010» по следующим номинациям:

  1. «Сохранение традиций»
  2. «Универсальная игрушка»
  3. «Игрушка для экспериментирования»
  4. «Игрушка для самых маленьких»
  5. «Лучшая кукла»
  6. «Лучшая образная игрушка»
  7. «Лучшая настольная игра»
  8. «Кубики и конструкторы»
  9. «Набор для режиссерской игры»
  10. «Игрушки для сюжетной игры»

Для того чтобы игрушка участвовала в конкурсе, необходимо прислать следующую информацию:

  • Фотографию игрушки.
  • Описание игрушки с объяснением, почему вы выделили ее из ряда других игрушек.
  • Название номинации, в которой, на ваш взгляд, она может победить.
  • Обязательно укажите производителя игрушки и его адрес. Эти данные всегда имеются на игрушечной упаковке.

Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 411

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.

Представляя игрушку на конкурс, помните главный критерий, по которому определяется «хорошая игрушка»: она, по определению экспертов Центра игры и игрушки, должна быть «открыта для детской игры».


На церемонии были названы лучшие игрушки, которые были отобраны по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2009 году.

В рамках мероприятия состоялась презентация Каталога «Лучшие игрушки», в котором опубликованы фотографии и описания игрушек, а также экспертные заключения специалистов Центра.

Игрушки-победители рекомендованы Департаменту образования для оснащения детских учреждений города Москвы.

Торжественная церемония вручения Премии состоялась при участии представителей власти, науки, общественности и СМИ.


Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка - с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.


16 февраля 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) прошло торжественное вручение ежегодной премии «Игрушка года – детские психологи рекомендуют».

В 2004 году Московский городской психолого-педагогический университет учредил Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Информацию о прошедших экспертизу игрушках ежегодно публикуются в каталоге, доступном широкой аудитории. В него входят фотографии и краткие экспертные заключения на каждую игрушку. В 2009 году прошло первое награждение производителей лучших игр и игрушек по десяти номинациям.

Этот год не стал исключением. Центр выпустил каталог лучших игрушек и настольных игр 2010 года, которые прошли через экспертизу и получили сертификат и знак «Детские психологи рекомендуют».

Торжественное вручение премии собрало психологов, педагогов, производителей игр и игрушек, общественных деятелей и руководителей образовательными учреждениями и ведомствами Москвы.

Гостями конференции стали:

  • Калина Исаак Иосифович – руководитель Департамента образования города Москвы – директор Центра образования «Царицыно», член Общественной Палаты России, народный учитель России
  • Случ Михаил Ильич – директор школы № 1060, учитель математики, абсолютный победитель всероссийского конкурса "Учитель года-2010"
  • Собкин Владимир Самуилович – профессор, академик РАО директор Центра социологии образования РАО
  • Яковлев Александр Викторович – заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве, полковник
  • Нашивочников Виталий Викторович – генеральный директор Фонда профессионального образования и инновационной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ – научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика»
  • Светлова Александрина – выпускница, а сейчас аспирант МГППУ, абсолютный победитель профессионального конкурса «Педагогический дебют - 2010», обладатель Кубка мира и чемпион Европы по фехтованию на саблях, мастер спорта международного класса - председатель Совета родительской общественности образовательных учреждений города Москва

Церемонию открыл ректор Московского городского психолого-педагогического университета Рубцов Виталий Владимирович. Он рассказал о деятельности Центра игры и игрушки, о том, насколько важно донести до молодых специалистов понимание значимости игрушки в жизни ребенка. Виталий Владимирович отметил, что знак «Детские психологи рекомендуют» в последнее время стал оказывать существенное влияние на родителей:

«Наш знак «Детские психологи рекомендуют» стал оказывать влияние на родителей и привлекательность игрушки стала возрастать. Мы это почувствовали по не всегда радостным, по отношению к нам, отношением предпринимателей, которые стали видеть, что интересы и внимание родителей начали привлекать не те игрушки, которые выпускают они».

Помимо этого, по словам В. В. Рубцова, предприниматели, работающие с хорошими игрушками, стали чаще обращаться за помощью к психологам Центра с вопросом, какие им нужны игрушки.

Вручение премии проходило по 10 номинациям:

  1. Лучшая кукла
  2. Игрушки для сюжетной игры
  3. Сотрудничество в игре
  4. Военная игрушка
  5. Самая универсальная игрушка
  6. Стратегическая игра
  7. Семейная игра
  8. Режиссерская игра
  9. Соревнование в игре
  10. Логическая игра


Номинантов представляли сотрудники Центра: зрителям был показан видеоролик, в котором описывались те или иные особенности номинируемой игрушки; акцентировалось внимание как на физических особенностях, так и на развивающих. Вручали премию гости церемонии, каждый из которых сказал теплые слова и пожелания производителям игрушек и высказал свою точку зрения на значение игровой деятельности в жизни ребенка.

1. Номинация «ЛУЧШАЯ КУКЛА».

Победитель: «Пупс». Производитель: Madeleine, Германия.
Вручает награду: Смирнова О.Е., представитель компании: Моисеева Л.А.

Смирнова Е.О. рассказала о том, как собирался каталог в течение всего года, искались игрушки, экспертировались, отвергались и принимались. Отметила, что сложнее всего было в этом году отыскать достойную куклу: симпатичную, милую, обаятельную, добрую, не навязывающую агрессивности и демонстративности.

2. Номинация «ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА» .

Победитель: Лабиринт «Юниор». Производитель: Ravensburger, Германия.
Вручает награду: Случ М.И., представитель компании: Майорова Е.П.

Случ М.И. отметил, что присутствие на церемонии такого количества взрослых говорит о том, что человек всю жизнь является человеком играющим. Данная игрушка, по его мнению, развивает такой полезный навык как креативность, умение что-то делать и создавать то, чего раньше не было.

3. Номинация «ИГРУШКИ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ»

Победитель: «Уборка». Производитель: Plan Toys, Таиланд.
Вручает награду: Собкин В.С., представитель компании: Гальперина М.В.

Собкин В.С. подчеркнул, что одной игровой детали недостаточно для того чтобы, ребенок получил определенный опыт, например, в уборке, для этого нужен целый набор, позволяющий комбинировать действия ребенка, соотносить вещи друг с другом, что приближает их к опыту взрослого.

4. Номинация «СОРЕВНОВАНИЕ В ИГРЕ»

Победитель: «Нападай!». Производитель: Selecta, Германия.
Вручает награду: Светлова А., представитель компании: Сахненко Л.В.

Александрина Светлова – мастер спорта по фехтованию на саблях – отметила, что в любом виде спорта важны скорость реакции, хладнокровие, и подобная игра для маленьких детей, занимающихся спортом, может очень хорошо способствовать их развитию и смены деятельности в тренировках.

5. Номинация «РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА»

Победитель: «Рыцарский замок». Производитель: ELC, Англия.
Вручает награду: Рачевский Е.Л., представитель компании: Шарубина Е.А.

Рачевский Е.Л. подчеркнул, что игра сегодня – это единственный универсальный способ научить ребенка не бояться ошибиться и принимать решения. Ефим Лазаревич предложил, также, провести конференцию в ближайшем будущем «Игра, как важнейший фактор развития образования ребенка».

6. Номинация «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИГРА»

Победитель: «Коридор для детей». Производитель: Gigamic, Франция.
Вручает награду: Нашивочников В.В., представитель компании: Пешков А.

Нашивочников В.В., представитель торгово-промышленной палаты, рассказал, что в своей работе предприниматели малого и среднего бизнеса сосредотачивают свое внимание на школьниках более старшего возраста – 10-11 класс, отметив, что эта игра даже с более раннего возраста позволит им правильно выбрать себе будущую профессию.

7. Номинация «ВОЕННАЯ ИГРУШКА»

Победитель: «Славяне (воины)». Производитель: ИП Машинец М.Ю., Россия
Вручает награду: Яковлев А.В., представитель компании: Михайлов А.

Яковлев А.В. выразил восхищение тому факту, что вручает этот приз российскому производителю, и тем более, в такой номинации. Он отметил патриотическую составляющую данной игрушки и тот факт, что все представленные номинанты прошли проверку на безопасность. Очень важно, чтобы игрушки прививали ребенку культуру безопасности жизнедеятельности.

8. Номинация «СЕМЕЙНАЯ ИГРА»

Победитель: «Ловкие удочки». Производитель: Вальда, Россия.
Вручает награду: Галимову А.С., представитель компании: Лаганчев В.А.

Галимова А.С. отметила, что семейная игра – это всегда объединение в семье, веселое настроение, мир и благополучие. Родители передают опыт своим детям посредством совместного участия в игровой деятельности.

9. Номинация «СОТРУДНИЧЕСТВО В ИГРЕ»

Победитель: «Хоп! Хоп! Хоп!». Производитель: Djeco, Франция.
Вручает награду: Адамский А.И., представитель компании: Сахненко Л.В.

Адамский А.И. рассказал о том, что в этом году исполняется 25 лет со дня выхода в свет манифеста «Педагогики сотрудничества» в 1986 году, в котором он принимал участие, и, по его мнению, сотрудничество – один из ключевых моментов характеристики любой игры. Надзор психологов за игрой, патронирование – это великое дело для психолога.

10. Номинация «САМАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРУШКА»

Победитель: Пирамидка «Дельфинчик». Производитель: Биланик, Россия.
Вручает награду: Калина И.И., представитель компании: Владимиров А.Л.

По мнению Калины И.И. игрушка – это только повод и способ человеку общаться с самим собой, с другими детьми и с взрослыми; каждого человека можно проверить по тому, берут ли дети его в игру. Также, руководитель Московского Департамента образования предложил запустить конкурс среди учащихся школ и колледжей «Придумай новую игрушку», целью которой стало бы увеличение количества национальных игрушек в стране.

После вручения премии перед собравшейся аудиторией появился мальчик Амир. «Представитель детской общественности» поздравил с праздником производителей игрушек и психологов, а также передал психологам видеописьмо от всех детей – фильм «Психологи, привет!».

По завершению мероприятия специалистам Центра были вручены цветы, а Елена Олеговна Смирнова выступила с финальной речью.

Репортаж подготовили: А.А. Шведовская и А.В. Верчинов


Репортаж о прошлогодней церемонии вручения здесь.

В 2008 году вышел спецномер научного журнала «Психологическая наука и образование» (№3, 2008), посвященный психолого-педагогическим проблемам игры и игрушки. Статьи выпуска можно почитать в открытом доступе здесь.

Застенчивый кролик

Тип игрушки: головоломки
Деятельность: режиссёрская игра
Материал: дерево, бумага и картон
Место использования: дом, детский сад, в дорогу
Страна производства: Бельгия
Производитель: Bondibon
Возраст от: 2 года
Возраст до: 5 лет

Застенчивый кролик – это первая головоломка для самых маленьких. Игрушка задаст малышам непростые задачки. Кроме того, кролик может просто показывать фокусы или участвовать в любых сюжетных играх. Головоломка развивает пространственное мышление и речь малыша, стимулирует познавательную активность и воображение.

Мягкая игрушка «Овечка»

Мягкая игрушка «Овечка»

Тип игрушки: мягкие игрушки
Деятельность: ролевая игра
Материал: синтетический текстиль
Размер: 25 см
Место использования: дом, детский сад
Страна производства: Россия
Производитель: Мир Детства
Возраст от: 2 года
Возраст до: 5 лет

Мягкая игрушка от российского производителя представляет редкий случай реалистичного облика овечки, причём, не только внешне: её шерсть даже на ощупь напоминает настоящую. Лёгкая симпатичная овечка имеет оптимальный для малышей размер и уверенно стоит на своих ножках.

Кейс первой помощи для животных

Кейс первой помощи для животных

Тип игрушки: кукольные аксессуары
Деятельность: ролевая игра
Материал: дерево, пластмасса, металл
Место использования: дом, детский сад
Страна производства: Чехия
Производитель: Bino
Возраст от: 2 года
Возраст до: 6 лет

Эффектно открыть настоящий докторский чемоданчик, поставить укол, выписать рецепт - это ведь мечта любого играющего ребёнка. Набор первой помощи позволит осуществить эту мечту, а кроме того, «подскажет» другие сюжетные ходы и роли. Игрушка развивает воображение малыша, познавательную и эмоциональную сферы.

Настольная игра «Скрабл»

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: пластмасса, бумага и картон
Место использования: дом, в дорогу
Страна производства: Китай
Производитель: Mattel Games
Возраст от: 10 лет
Возраст до: 12 лет

Настольная игра «Скрабл»

Классическая популярная настольная игра для всей семьи, требующая составления слов с помощью фишек-букв. Игроки не просто состязаются в умении придумывать слова по принципу кроссворда, а стремятся составить каждое новое слово так, чтобы оно принесло как можно больше очков. Это усложняет задачу участников и придаёт игре особую интригу.

Лестница привидений (Geistertreppe)

Лестница привидений (Geistertreppe)

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: дерево, бумага и картон
Место использования: дом
Страна производства: Германия
Производитель: Drei Magier
Возраст от: 4 года
Возраст до: 10 лет

Интригующий сюжет игры связан с тайной и в то же время пронизан юмором. Поднимаясь вверх по лестнице, наверху которой «живёт приведение», фишки играющих сами превращаются в приведения. Но где это происходит и с кем - становится известно только в конце игры.

Кошки-мышки

Кошки-мышки

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: дерево, натуральный текстиль
Место использования: дом, детский сад, в дорогу
Страна производства: Россия
Производитель: Вальда
Возраст от: 3 года
Возраст до: 8 лет

Весёлая и азартная игра для детей дошкольного возраста на скорость реакции и моторную ловкость. Кот ловит нужную мышку (накрывает её мисочкой), а хозяин мышки должен беречь её от кота, быстро убирая мышонка за хвост. Игра не приносит огорчений «пойманному», поскольку каждая мышка обязательно «попадёт в лапы коту».

Московский Центр психолого-педагогической
экспертизы игры и игрушки МГППУ

ранее развитие 1-3 отзывы

Игрушки

Какие развивающие игрушки нужны ребенку: отзывы педагогов, психологов о раннем развитии и развивающих методиках для детей.

Шум по поводу того, поздно или нет вкладываться в развитие ребенка после 3 лет не утихает до сих пор.

Теория про окно возможности мозга, которое запрется в 3 года, была создана в 60-х годах XX века. На пресловутом Западе теорию давно освоили, поколение «развитых с пеленок» выросло; теория наглядно доказала свою несостоятельность, тема закрыта. До нас теория добралась только в 2000-х.

Главный двигатель теории в России — Ибука Масару с книгой «После трех уже поздно». Впрочем, гении маркетинга постоянно «рождают» все новые пособия на аналогичную тему.

Информация о том, что окно развития/возможности мозга закроется в 3 года, получена полвека назад, когда и возможностей, технологий для изучения нейрофизиологии не существовало. Современные ученые эту теорию опровергли.

ранее развитие развивающие игрушки

Нейрофизиология за 50 с лишним лет здорово шагнула вперед. Доказано, что формирование нейронных связей в различных отделах коры мозга продолжается в течение всей жизни. То есть мозг продолжает свое развитие и в три года, и в тридцать, и в девяносто. Хотя в более взрослом возрасте порой решающую роль играют другие факторы — социальные, психологические… Часто взрослый человек просто уже ничего не хочет познавать. Или уже может себе такую роскошь позволить.

Из всего вышенаписанного легко выводится тезис, что какие-то специальные развивающие игрушки и пособия для самых маленьких не нужны. А что нужно?

Раннее развитие ребенка 1-3 года

Не все родители понимают, что лучший старт в жизни детям дают не «развивающие методики», а доверительные, теплые, стабильные отношения с мамой и папой.

Петрановская Л.В.

Раннее развитие — придуманный маркетологами и запущенный в массы звучный термин. Ранее развитие — это интенсивное развитие способностей, направленное на опережение, т.е. преждевременное формирование навыков. В возрасте до 6 примерно лет ребенок не умеет концентрировать внимание надолго. Но развивается он постоянно! В процессе игры, разговора, выдумывания небылиц или разглядывания птичек. Пока ребенок не пошел в школу, если ведущая деятельность — игра.

Если от ребенка требуется выполнить несвоевременную задачу, мозг ее будет выполнять, но за счет других структур, которым тоже необходимо развитие, и именно сейчас.

В Германии провели исследование, сравнивали выпускников 50-ти детских садов раннего развития с выпускниками «обычных» садов, где упор сделан на игры и общение.

В самом начале ученики из группы раннего развития имели небольшое превосходство. Но уже к 4-му классу их результаты значительно ухудшились по сравнению с детьми, которые в садике играли и общались. Значительным был разрыв в социальных навыках и эмоциональной сфере — это ожидаемо. Но также они отставали в чтении и математике!


Если задуматься, ребенку для развития нужно не много: ощущение безопасности, мама рядом, самые простые игрушки и потешки, живое общение — все то, что окружало многие поколения любимых детей задолго до нас… Все те поколения, что изобрели письменность и математику, философию и геометрию, музыкальные инструменты и живопись, ракету и антибиотики…

Популярный психолог, автор множества книг и популярный инста-блогер Суркова Лариса предлагает реально работающий и поразительно минимальный перечень того, что нужно ребенку для развития до 3 лет:

  • много живойречи. Разговаривать с ребенком обо всем, особенно об окружающем мире.
  • много крупной моторики наравне с мелкой. Ползать, ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать мяч, падать…
  • время для свободной игры без подсказок и инструкций взрослого. Без «не роняй, не шуми, не лезь…»
  • форма обучения (если очень хочется) — игровая. То есть это не сидение за столом с карточками, а игра с мячом в «съедобное-несъедобное», например.
  • безусловная любовь и принятие ребенка как человека.
  • ощущение безопасности и отсутствие команд (только пояснения)

Какие развивающие игрушки нужны для детей до трех лет

Все, о чем говорилось выше, конечно не говорит о том, что с ребенком заниматься не надо вовсе. Речь скорее идет о балансе. Для самых маленьких, только познающих этот мир детей, любая игрушка превращается в развивающую, ведь все им внове и каждый новый опыт полезен.

Большинство детских психологов и педагогов против модного увлечения развивающими карточками. Даже анекдот есть на эту тему: мальчик сидит за столом, смотрит на ворону за окном. Мама в ужасе: «Чем ты занимаешься? И кому я купила комплект карточек «Птицы России»?


Для детей после года «развивающая игрушка» обычно синоним игрушки для развития координации движений и мелкой моторики. На втором месте основы логического мышления, причинно-следственной связи и соотнесение части и целого. Самые популярные развивающие игрушки для детей от года до трех:

  • Пирамидка,
  • Стаканчики,
  • Сортер,
  • Шнуровка,
  • Мозаика,
  • Бизиборд,
  • Коврик или книга с застежками и липучками,
  • Рамки-вкладыши,
  • Половинки,
  • Пазлы,
  • Матрешки. Или яйца Tomy, как вариант (гибрид сортера и матрешки),
  • Кубики,
  • Всевозможные книжки с наклейками,
  • Стучалки.

Необязательно приобретать весь список. Ориентируйтесь на интересы ребенка.


А теперь про те игрушки, что не упомянуты. Это не потому, что они ничего не развивают. Просто общественное мнение их чаще относит к развлекающим игрушкам, а не развивающим, не ассоциируя их с фамилиями Доман, Зайцев и Монтессори.

Читайте также: