Игрушка используется как дидактическое средство в обучении и служит источником знаний

Обновлено: 05.05.2024

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному процессу является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

В. А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение… Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и дошкольников, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В. Г. Коваленко).

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т. е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Чтобы умело использовать дидактические игры на занятиях, надо иметь ясное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность детей.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Другими словами, «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала»

В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при образовательной деятельности происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед дошкольниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры; в учебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. «Обучение в такой игре – это латентное обучение. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. Постижение учебной задачи является сопутствующим игре» (Н. М. Конышева). Таким образом, задачи в игре решаются легче, ребенок даже не всегда осознает, что он что-то решил.

Вариант, когда игра скрывает в себе задачу, не является единственным. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм образовательного процесса. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т. е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.

Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении дошкольника.

Для дошкольника дидактическая игра, делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к занятиям, желание узнать новое.

Использование дидактических игр является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в образовательную деятельность или в развивающие часы способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Все дидактические игры, можно разделить на три основные группы:

1. игры с предметами;

2. настольные (настольно-печатные) игры;

3. словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи – фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др., проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку, решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Приведем примеры некоторых настольных игр:

«Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов, например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

«Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4–6, в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки.

Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования – кто быстрее сложит.

«Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.

«Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение».

Некоторые виды дидактических игр

Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.

Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе.

Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)

На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

«Вершки и корешки».

Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.

У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.

В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.

Дидактическая задача : знать названия детёнышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

Дидактическая задача : учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Дидактическая задача : Формирование представлений овлиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

Оборудование: набора больших картинок с изображением времён года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

Игровые действия: Класс делится на 4 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.

К словесным играм можно отнести такие, как «Небылицы», «Где ошибся писатель?» и т. п.

1. В. М. Найдыш «Концепции современного естествознания», учебное пособие

2. Горелов «Концепции современного естествознания»

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.


В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание.

Рассмотрим несколько определений понятия «дидактическая игра» в различных источниках. В зарубежном педагогическом словаре продемонстрировано следующее определение понятия «дидактическая игра». «Дидактическая игра — это аналогия спонтанной детской деятельности, преследующая дидактические цели (не всегда очевидным образом для учеников). Это может происходить в классной комнате, в тренажерном зале, на детской площадке или на открытом воздухе. Такая игра имеет свои собственные правила и требует постоянного наблюдения и окончательной оценки. Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от главного организатора до наблюдателя. Основная его задача — это стимулирование интереса, усиление вовлеченности учеников в выполняемые действия, стимулирование их творчества, спонтанности, сотрудничества и конкуренции. Если педагог хорошо справляется со своей задачей, ученики начинают использовать разные знания и способности и применять собственный жизненный опыт. Некоторые дидактические игры имитируют реальные ситуации» [5].

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой».

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [2].

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения определенных дидактических целей» [3]. При сравнении этого утверждения с определением учебного метода видно, что дидактическую игру можно рассматривать как метод обучения. Данное определение ограничивает определенную стандартную структуру дидактической игры. Наиболее важными частями дидактической игры являются: игровая среда; игровые цели; сама игровая процедура, определяемая правилами; итоговая оценка игры.

Рассмотрим определение понятия «игровая среда». Игровая среда — это материальная среда (необходимые средства и оборудование). Компонентом этой среды является сама игра, ее правила, задачи, процедура и форма взаимодействия между учениками и учителем. Самая важная часть игровой среды — это ученики и учитель. Ученики применяют свой опыт, знания и навыки в математике для каждой игры. Учитель обычно выполняет контрольную и организационную функции. Его основная задача — это обеспечить плавный и успешный ход игры. Игровая среда должна мотивировать учеников и побуждать их к активному участию в игре, для совершения попыток достичь целей игры.

Разберем понятие «игровые цели». Дидактические цели игры определяются образовательной целью, которую необходимо достичь в игре. На основе данной цели выбирается подходящий тип и форма дидактической игры. Использование игры в качестве метода обучения имеет смысл только тогда, когда она позволяет достичь определенных целей обучения.

Перейдем к разбору значения понятия «игровая процедура». Процедура игры — это проведение дидактической игры, основанной на деятельности учеников и учителя. Необходимо, чтобы эта деятельность была интересна ученикам и побуждала их быть активными. Игра должна соответствовать возрасту учеников, их навыкам и удовлетворять их потребности. В то же время она должен быть ориентирована на достижение образовательной цели. Правила игры должны гарантировать, что успешное выполнение поставленных задач приведет к достижению цели игры. Правила игры определяют характер и форму деятельности учеников, организуют их. Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах.

Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Её задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Согласно статье Савченко А. А. [6] дидактические игры различают по следующим аспектам: обучающему содержанию; познавательной деятельности детей; игровым действиям; правилам организации и взаимоотношениям детей; по роли преподавателя. Перечисленные аспекты можно отнести ко всем играм, но каждый признак в отдельности преобладает только в определённых видах дидактических игр. Четкая классификация игр по видам отсутствует, но обычно игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений.

Приведем еще одну классификацию дидактических игр:

– Коллективные дидактические игры.

В разных источниках указано более 500 дидактических игр, в статье упомянуты лишь самые используемые дидактические игры в процессе обучения.

В своей работе такие педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова [4] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий. Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются. Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно. Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды. Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Суммируя все вышеупомянутые определения, можно сказать, что дидактическая игра — это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, метод обучения, правило игры, процесс обучения, психолого-педагогическая работа, учебная деятельность.

Ключевые слова

дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание

Похожие статьи

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Игра как метод обучения. Автор: Грибова Юлия Юрьевна.

Виды педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности

Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Использование педагогических игр как фактор повышения.

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

учебная деятельность подчиняется правилам игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая.

Игра как метод активизации познавательной деятельности.

игра, учебная деятельность, игровая деятельность, процесс игры.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего.

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры.

Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно - теория.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения.

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве ее средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую


Дошкольный возраст это один из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, в течение которого происходит развитие образных форм познания действительности — восприятия, образного мышления и воображения. У ребенка появляется готовность к изучению и овладению знаниями об окружающем мире. Дети проявляют активность в различных видах деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная, а также у ребенка появляется самостоятельная игровая деятельность.

Каждый педагог в своей деятельности ставит перед собой цель, при которой основную задачу обучения составляет обеспечение усвоения знаний каждым ребенком, причем в такой степени, в которой он сможет с легкостью пользоваться этими знаниями в дальнейшем. Точность и полнота воспроизведения ребенком полученных знаний в основном зависит от того как осуществлялось запоминание материала и как оно было организованно. Поэтому учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте, правильная ее организация является одним из путей педагогического воздействия на ребенка воспитателем.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [3, с.97].

Во время игры у каждого ребенка начинает развиваться произвольная память и внимание, вследствие чего дети могут лучше сосредоточиться и больше запомнить из предложенного материала. То есть, правильно организовав игровую деятельность воспитанника, педагог может добиться большей эффективности организованного им процесса обучения. Во время игры дети развиваются как личности, у каждого из них формируются такие стороны психики, впоследствии от которых будет зависеть успешность детей, как в учебной деятельности, так и в трудовой, а также их отношения с окружающими.

Большую роль как средство обучения в дошкольной педагогике играют дидактические игры, которые могут служить основной частью занятий, помогающие усвоению и закреплению полученных знаний, овладению способами познавательной деятельности. Значимая особенность дидактических игр заключается в том, что задания предоставляются в игровой форме и включают в себя не только познавательный, но и воспитательный компонент. Воспитатель организует, направляет игру, выступая в роли исполнителя игрового задания, помощника в правильном выборе, а также поддержке и активизации положительного влияния воспитанников друг на друга.

Дидактические игры можно проклассифицировать как игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические. Также игры имеют определенную структуру, которая характеризует ее как форму обучения и игровую деятельность. Как правило, выделяют такие структурные составляющие дидактической игры, как обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры и ее результат.

Обучающая (дидактическая) задача определятся целью обучения, воспитательного воздействия и формируется воспитателем, отображая его деятельность (например, в дидактической игре в соответствии с программными задачами закрепляется умение не только составлять слова из букв, но также отрабатываются навыки счета). То есть необходимо сформулировать обучающую задачу, как игровую и чем она разнообразней, тем интереснее и успешнее для ребят сама игра.

Например, у детей трех, четырех лет внимание еще не устойчиво, поэтому для прочного усвоения знаний их необходимо максимально заинтересовать работой, для этого целесообразно проведение словесных дидактических игр, но с большим набором наглядности. В неторопливом темпе вести с детьми непринужденный разговор используя при этом яркие наглядные пособия и игровые упражнения, дидактические игры, это все создаст у ребят положительный эмоциональный настрой.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста [4, с.323].

У дошкольников пяти, шести лет, чем выше уровень их общего развития, тем игры для становления самодеятельных форм поведения являются более ценными. Игра побуждает в детях любопытство и потребность активно действовать, обогащая их необходимыми знаниями и развивая при этом умения, навыки, стимулирует мышление, что способствует выявлению имеющихся задатков дошкольника и превращению их в способности. Во время игры ребенок осознает, что его успех в основном зависит от старания и это дает ему возможность научиться чему — то новому.

Дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника, так как такие игры, способствуют развитию познавательных способностей. Это получение, обобщение и закрепление новых знаний, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность, путем расчленения сложных явлений на более простые или наоборот, единичные обобщаются. Дидактические игры приносят пользу тем, что учат дошкольников применять имеющие знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт. Пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребенка, развивая связную речь. Например, побуждая детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания (принимая на себя роль птицы или автомобиля), ребенок активно воспроизводит нужный звук и чем он больше увлечен данным процессом, тем более полнее педагогический эффект.

Социально — нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Дошкольники задумываются над совершенными действиями, насколько они правильны и уместны в конкретных ситуациях.

Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что:

– перед дошкольниками ставятся задачи, требующие внимания, сосредоточенности, последовательности действий, умственных усилий и умения осмыслить правила;

– дидактические игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, усвоению знаний и формированию представлений. Данные игры обучают детей разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач, в чем и заключается их развивающая роль.

– для формирования способностей дошкольников, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра стала не только формой усвоения отдельных умений и знаний, но и также способствовала общему развитию ребенка.

– для решения задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности в дидактических играх, педагог создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, быть честным и справедливым, требовательным и уступчивым, а также регулировать свое поведение.

Таким образом, для успешного обучения дошкольников нужна системность. Игры должны быть подобраны с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Для развивающего и обучающего результата все игры должны использоваться в системе. Учебные и познавательные задачи в дидактических играх взаимосвязаны с игровыми и, следовательно, при организации игр необходимо обращать внимание на присутствие на занятиях элементов занимательности: сюрприза, поиска, отгадывания.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.
  3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 192 с.
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 2000. — 264 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, время игры, дидактическая игра, дошкольник, дошкольный возраст, игровая деятельность, нравственное воспитание, обучающая задача, процесс обучения.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В данной работе описано значение дидактических игрушек в обучении и развитии ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Педагоги дошкольного образования оперируют четырьмя видами игрушек. К ним относятся игрушки сюжетно-образного вида, дидактического, моторно-спортивного и игрушки собственно для забавы. Деление это можно считать условным, так как игрушки свободно перемещаются из одного вида в другой. К примеру, известная всем с самого раннего детсва матрешка может относиться как к образным игрушкам, так и дидактическим, так как она отображая образ человека, в то же время служит обучению ребенка. Дидактические игрушки – это игрушки особой категории. В их конструкцию заложена развивающая задача. Использоваться такая игрушка может только в дидактической игре.

Невозможно переоценить значение дидактической игрушки в жизни ребенка, так как это его первый в жизни обучающий материал. И это место она занимала еще на заре человечества, а не только в современном обществе. К самым древним погремушкам, известным миру, более трех тысяч лет. Найдены ни при раскопках в Египте. В культуре Древнего Египта было принято класть игрушки вместе с телом погибшего ребенка. Так же поступали и древние американские племена. А древние греки дарили погремушку новорожденному ребенку, а кормилица или мать напевала песню ребенку, постукивая игрушкой. Но приписывали игрушке и иное значение: считалось, что своим шумом она отгоняет от ребенка злые силы, оберегая его тем самым. А игрушки, найденные при раскопках печально известного города Помпеи, отличались огромным многообразием и высокой художественностью форм.

Раскопки древних славянских городищ явили миру погремушки, изготовленные из глины. Их еще называли тарахтушками, побрякушками. В некоторых городах были найдены игрушки, изготовленные с большим мастерством, гончарами. Эти ремесленники, занимавшиеся изготовлением посуды, считали нужным создавать и такие изделия. В середине 16 века большое распространение получило изготовление деревянных и глиняных игрушек. Назначение их уже тогда было не только в том, чтобы развлечь ребенка, но и научить его чему-либо, дать ему развитие. Матери во все времена стремились порадовать свое дитя.

То, что дидактическая игрушка обладает большим обучающим потенциалом, считали издавна многие ученые. Ф.Н Блехером, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и многими другими учеными был сделан огромный вклад в разработку теории дидактической игры и ее значения в жизни и обучении ребенка. В современной дошкольной педагогике имеется громадный багаж дидактических игр и материалов, назначение которых в том, чтобы развить способности детей к познанию.

Дидактическая система средств, связанная с обучением ребенка, выделяет игрушке почетное место. Она хороша тем, что маленький ребенок интуитивно понимает, в чем ее предназначение. Познавательный элемент дидактической игрушки доставляет ребенку радость, представляет искренний интерес для него, что особо ценно. В этом и состоит ее основное отличие от пособия, познавательное содержание которого не допускает забав и игр.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития по данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей.

Для детей данной категории характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. На мой взгляд, главная задача учителя начальных классов на уроке - это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность уроков в школе-интернате VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития учащихся.

Целесообразно использовать дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Т.к. особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

Практическое применение игровых технологий.

Несмотря на всю важность и знание игры в учебном процессе, она не самоцель, не средство развлечения учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру - тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности - это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. На всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. "Игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают". Проводить игру можно на разных этапах урока.

Большое внимание уделяется работе с пословицами. Например, при изучении темы "Части речи", "Словосочетания ча-ща, жи- ши" и др.

На картинках изображены, хаотично расположенные "елочки" со словами, из которых учащиеся собирают пословицы. Можно усложнить задания, если на доске прикреплены картинки с елочками из 2-х пословиц.

При изучении темы "Предложение" работаюn на уроке с деформированными предложениями. Например, на "шариках", вырезанных из цветной бумаги, написаны слова, из которых учащиеся составляют предложения. Можно усложнить задание, увеличив количество шариков со словами, чтобы можно было составить 2-3 предложения.

Так, например, при изучении темы "Дикие животные" (ОЗОМ) мною используются следующее пособие. Каждому учащемуся раздаются карточки (в виде сигнальных) со словами и он составляет предложение. Если оно составлено правильно, то на другой стороне ученик сможет прочитать слово - верно. Например "Волк живет в логове", "У белки тонкое обоняние" [17, c. 54].

Для развития логического мышления, я использую игру "Кто быстрее". Задание - из букв данного слова составить другие слова, например - ХРАБРОСТЬ: ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.

  • - Собрать слова из слогов. На геометрических фигурах - слоги, например, при изучении темы "Словосочетание чу-щу".
  • - Игра " Буква потерялась" (при изучении звука Ф)

Задание - вставить пропущенные буквы в слова: абрика, шо. ер, . лаг.

Занимательные задания, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, используемые мною на разных уроках, способствуют активизации мыслительной деятельности.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические вычисления и т.д. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Следовательно, дети стремятся быть находчивыми, чётко выполнять учебные задания, выполнять правила игры [17, c. 55].

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника - обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на не продолжительное время. А главное - механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной - становится вообще невозможным.

В процессе познавательной работы дети овладевают содержанием первоначальных представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о числе и количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении и оперировании ими). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.

Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной познавательной деятельности. Она включает в себя: латентное, реальное, опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает спонтанность чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база "ясных и неясных знаний" (Н.Н. Поддьяков) [9, c. 35]. Накоплению спонтанного опыта способствуют:

  • - обогащенная предметная среда;
  • - специально придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебно-математическая);
  • - созидательная продуктивная деятельность;
  • - познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющиеся у ребенка;
  • - наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально - организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости "открываются" дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются "самим" ребенком). Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное - активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей, родителей. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.

Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, она направлена не только на формирование у дошкольников понятийных представлений, но и на их развитие в целом.

При изучении многих понятий дети опираются на чувственный опыт, на "память рук и глаз", которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В дошкольные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.

Партнерство с взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач - вот, основной путь организации обучения детей с ЗПР.

Необходимо и в группе детского сада, и дома создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими "бездушными" упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Читайте также: