Игрушка как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Обновлено: 30.04.2024

Детская игрушка является обязательным элементом в структуре детской игровой деятельности. Использование детской игрушки в воспитании исследовали известные отечественные и зарубежные ученые, разработавшие теории игры (Гросс К., Нейман Д. и др.); концепции детской игровой деятельности и игрушки (Выготский Л.С., Брунер Дж., Гаспарова Е.М., Менджерицкая Д.В. и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии разных подходов к характеристике и раскрытию сущности детской игрушки:

- детская игрушка как историко-археологический материал (Аркин Е.А., Бартрам Н.Д. и др.);

- как элемент философской культуры (Зиновьева Т.Н., Руссо Ж.-Ж. и др.);

-в качестве педагогического средства (как элемент игровой деятельности) (Гаспарова Е.М., Манасеина М.М., Менджерицкая Д.В. и др.);

- как элемент этнокультуры (Бакушинский А.В., Бартрам Н.Д., Оршанский Л.Г. и др.);

- как средство психического развития (Абраменкова В.В., Лэндрет Г.Л. и др.).

В этнопедагогике детская игрушка понимается как помощник в приобретении опыта ребенком. В этом ракурсе проблема народной игрушки представлена в диссертационных исследованиях Малик Л.С. и Шоломицкой Н.Д..

Гаспарова Е.М. в своих работах характеризует роль предметов-заместителей реального объекта (на материале игрушек-конструкторов). Горалик Л. изучила куклу Барби как социокультурный феномен.

Доронова Т.Н. исследовала предметно-пространственное пространство ребенка дошкольного возраста как ресурс социального опыта. Важным элементом этого пространства является детская игрушка. В некоторых случаях игровые средства применяются для диагностики детей.

Абраменкова В.В. и Смирнова Е.О. изучили современную игрушку и особенности ее влияния на развитие ребенка.

Современная классификация игрушек.

- сюжетные или образные игрушки;

- строительные и конструктивные материалы;

- игрушки для подвижных и спортивных игр;

- звучащие и музыкальные игрушки;

Проблема игрушки и ее роли в развитии современного ребенка дошкольного возраста актуализируется именно в настоящее время, в XXI веке, в связи с рядом обстоятельств. Современный ребенок имеет совершенно новые интересы и потребности, обусловленные все более интенсивным проникновением во все сферы жизнедеятельности техники, в том числе компьютерной.

Тревожным обстоятельством является массовое появление на прилавках магазинов детских игрушек, не всегда соответствующих санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям, соблюдение которых обеспечивает выполнение детской игрушкой тех функций, для которых она предназначена.

Основные требования к детским игрушкам заключаются следующем:


  • обладание дидактическими свойствами;

  • возможность применения группой детей;

  • высокий художественно-эстетический уровень.

Это достигается соблюдением следующих условий:


  • обеспечение мотивационной основы игры благодаря привлекательности игрушки для ребенка;

  • развивающий потенциал игрового действия, создаваемый полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров;

  • самостоятельность действий ребенка, обеспечиваемая операциональными возможностями игрушки.

Детская игрушка выступает одним из важных факторов развития дошкольника. В процессе деятельности с игрушкой ребенок дошкольного возраста приобщается к общественному опыту, отражающему различные сферы человеческой жизнедеятельности, зафиксированному в игрушке.

Этот опыт интериоризируется ребенком, присваивается им и обуславливает последующее психическое, социальное и физическое развитие ребенка.

Россия издавна располагала богатыми народными традициями воспитания детей с использованием народных игрушек, в которых наиболее зримо воплотились духовные ценности народа, определяющие развитие ребенка.

Однако в настоящее время мощный развивающий потенциал детской игрушки, в том числе и современной, используется в образовательной практике не в должной степени.

Следует констатировать тот факт, что проблема использования детской игрушки для развития творческого воображения ребенка дошкольного возраста исследована не в достаточной степени.

Современная воспитательная среда осложняется наличием следующих противоречий:

- между постоянно обновляющимся рынком детских игрушек и их неизученным, неоднозначным, в определенной степени стихийным, в недостаточной степени регулируемым воздействием на развитие детей дошкольного возраста;

- между развивающим потенциалом детской игрушки как средства развития творческого воображения ребенка дошкольного возраста и отсутствием научного обоснования данного потенциала и педагогических условий его актуализации.

Игрушка способствует реализации потребности дошкольника в активной разнообразной деятельности, в двигательной активности. Достаточно часто детская игрушка подсказывает ребенку идею игры, напоминает ему об увиденном или услышанном ранее, воспитывает эмоциональную и чувственную сферу ребенка.

Важнейшей функцией детской игры является функция исследования окружающего мира. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей предметов и явлений. Активно влияющее на развитие дошкольника исследовательское поведение, тяга к познанию реализуются именно через игру.

Развитию нестандартного мышления, творческого воображения дошкольника может препятствовать чрезмерное количество готовых игрушек. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко оказывают негативное влияние на развитие ребенка, поскольку блокируют поисковую активность ребенка, подавляют работу его фантазии. В целом ряде исследований отмечается, что большое количество игрушек может привести к рассеиванию внимания ребенка.

Опыт воспитателей и родителей свидетельствует о том, что готовой игрушке ребенок может предпочесть простое стеклышко или камешки, неизвестного происхождения предметы. Познавательный интерес ребенка может вызывать то, что не имеет жестко фиксированных функций и может быть использовано в самых разных целях.

Интерес ребенка вызывают игрушки, которые дарят ему «радость достижения». Помочь ребенку пережить эту «радость достижения» могут наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно.

Особое значение для развития творческого воображения детей дошкольного возраста имеет использование в игровых целях в качестве игрушек реальных предметов.

Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка.

Особенно привлекательны для ребенка игры, в которых активно используется его стремление к новизне.

Достаточно часто ребенок сам находит предметы, выполняющие для него роль игрушки: это могут быть шишки, ракушки, камни, гвоздики, желуди, палочки, кусочки ткани и лент, которые ребенок наделяет теми или иными свойствами, характеристиками.

Взрослый может предложить ребенку самостоятельно изготовить игрушку подручного материала, тем самым предоставив ему возможность проявления и развития фантазии.

Важно развивать интерес и навыки детей в изготовлении таких поделок с использованием различного отделочные материала (кусочки ткани, бумага-самоклейка, салфетки, нитки, ленточки и пр.) и разнообразные способы соединения деталей (клей, скотч, проволочка, зубочистки и др.).

Непременным условием и требованием для развития детской игры является доступность для ребенка того материала (как правило, бросового), который обеспечивает детям возможность самостоятельно изготавливать игрушки.

Необходимо стимулировать необычность замысла детей, поощрять проявление инициативы при выборе материала для игрушки, развивать мелкую моторику ребенка.

Таким образом, в процессе использования игрушки развиваются творческие способности, прививается эстетический вкус, что рассматривается как важный результат игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Воспитатель, родитель или педагог, организуя и поддерживая изготовление ребенком игрушек и их использование в игровой деятельности, тем самым, способствует развитию всей когнитивной сферы дошкольника и, в том числе, – творческого воображения ребенка дошкольного возраста. Кроме того, в ходе изготовления игрушки воспитывается такое личностное качество как самостоятельность.

Для дошкольников следует применять частичный показ, напоминание, действие по образцу. Они могут изготовить поделки с мелкими деталями: домики, флажки, елочные украшения, разнообразные варианты построения транспорта, зданий, мостов и пр. Важно, чтобы результаты детской деятельности находили применений в оформлении детской комнаты ребенка или группы в детском саду.

Важно, чтобы весь материал, который используют дошкольники в процессе изготовления поделок-игрушек, был экологичен, безопасен, эстетичен.

Хотя игровая деятельность детей протекает, как правило, стихийно, развивающий потенциал детской игрушки не актуализируется самопроизвольно.

В связи с этим, развитие творческого воображения детей дошкольного возраста обусловлено не только наличием имеющихся в их распоряжении игрушек, но также и от степени готовности воспитателей управлять игровой деятельностью детей, создавать условия для реализации ее развивающего потенциала.

Организация и управление игровой деятельностью детей, в том числе и с использованием детской игрушки, реализация ее развивающего потенциала является одной из профессиональных обязанностей специалистов дошкольных образовательных организаций.

Использование детской игрушки для развития творческого воображения детей должно осуществляться в виде управляемого, целенаправленного и полноценно оснащенного методически процесса. Следует отметить, что в данной сфере накоплен достаточно большой педагогический опыт.

В то же время, применение детской игрушки для развития творческого воображения детей дошкольного возраста нередко вызывает у воспитателей и педагогов те или иные затруднения. В начале двадцать первого века детская игрушка претерпела значительные изменения. Изменилось внешнее оформление сюжетно-ролевых, технических игрушек, все более разнообразным становится ассортимент интерактивных и электронных игровых средств.

Отличительной особенностью современных детских игровых средств по сравнению с традиционными игрушками, является тенденция к постоянному обновлению ассортимента, его технологизация. Далеко не все родители, воспитатели и педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, уверенно ориентируются в современном игровом материале, испытывают затруднения в оценивании его развивающего потенциала и специфике влияния на воспитанника.

Непременным условием реализации развивающего потенциала детской игрушки оказывается владение воспитателем и педагогом необходимым объемом знаний о современном игровом арсенале.

Следует отметить, что родители, педагоги и воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста, далеко не всегда в достаточной степени осознают значение и потенциал детской игрушки как фактора развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

В значительной степени данная проблема характерна в отношении современных игрушек, осознание развивающего влияния которых требует дополнительной просветительской работы.

Для преодоления указанных проблем в практике работы с детьми дошкольного возраста необходимо дальнейшее исследование развивающего потенциала игрушки как средства развития творческого воображения дошкольников, педагогических условий ее продуктивного применения. Педагогическая наука должна пополниться новыми исследованиями в области использования детской игрушки для развития творческого воображения ребенка дошкольного возраста.

Взрослым, занимающимся воспитанием детей дошкольного возраста, необходимо знать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования данных возможностей игрушки в работе с дошкольниками.

Таким образом, детская игрушка является обязательным элементом в структуре детской игровой деятельности. Развивающий потенциал детской игрушки как средства развития творческого воображения дошкольников наиболее полно реализуется в условиях педагогического сопровождения игровой деятельности детей с игрушками. Педагогическими условиями, способствующими актуализации развивающего потенциала детской игрушки как средства развития творческого воображения дошкольников, являются:

1) признание воспитателями, родителями и педагогами, работающими с дошкольниками, особого значения и потенциала игрушки в развития творческого воображения дошкольников и их подготовленность к корректному использованию игрушки в воспитании детей;

2) психолого-педагогическая оценка потенциала применяемой в воспитательном процессе детской игрушки как средства развития творческого воображения ребенка;

3) организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников с применением игрушек.

Детство для детей немыслимо без игрушек. Ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие предметы.

Игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетнообразные, дидактические, музыкальные, спортивные, технические, строительные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки. Они радуют, развлекают дошкольника, постепенно знакомят его с назначением предметов, предметными действиями, дают знания об окружающем мире, материалах и формах.

В данное время разработана классификация игрушек, в которой учитываются не только тема, но и различные характеристики. Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д.

Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

Необходимо также развивать воображение с детства различными средствами, одним из которых является игрушка.

ВложениеРазмер
igrushka_kak_sredstvo_razvitiya_voobrazheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста

Детство для детей немыслимо без игрушек. Ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие предметы. Ведь именно с момента появления ребенка на свет в его жизнь приходит игрушка.

В настоящее время игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетнообразные, дидактические, музыкальные, спортивные, технические, строительные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки. Они радуют, развлекают дошкольника, постепенно знакомят его с назначением предметов, предметными действиями, дают знания об окружающем мире, материалах и формах. Сначала дошкольник выполняет с ними примитивные манипуляции. Взрослея, ребенок от манипуляций с игрушками и предметами переходит на новый уровень – уровень сюжетно-ролевой игры, которая возникает из противоречия между желанием ребенка выполнять действия, как взрослые, и его возможностями. Именно в этот момент на помощь приходят игрушка, позволяющая в воображаемой ситуации выполнять действия, присущие взрослым (готовить пищу, водить автомобиль, ходить на работу и так далее), тем самым сокращая психологическую дистанцию между желанием ребенка быть похожим на взрослого и его возможностями.

Существует ряд педагогических требований, выдвигаемых к игровой продукции. Требования утверждают, что игрушка должна приносить пользу дошкольнику: удовлетворять потребности ребенка в игре, пробуждать добрые чувства, развивать чувство прекрасного, создавать возможность сотрудничества между детьми и включение в сюжетную игру, а также развивать творческие способности, воображение.

В процессе игры игрушка выполняет не только информативную (является источником сведений о предметах окружающего мира), функциональную (позволяет знакомиться с назначением предметов и действиями с ними), культурологическую (знакомит с традициями, особенностями народа), эмоциональную (знакомит с чувствами, эмоциями) функции, но и не менее важные функции, соответствующие вышеизложенным педагогическим требованиям. Такими являются: креативная (активизирует творческую деятельность) и функция формирование воображения. Последняя функция выполняется за счет того, что игрушка не полностью отображает конкретный предмет, позволяя тем самым дошкольнику фантазировать, домысливать образ игрушки, увеличивать объем действий с ней.

В данное время разработана классификация игрушек, в которой учитываются не только тема, но и различные характеристики. Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д.

Моторно – спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение – способствовать развитию сюжетной игры ребенка.

Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.

Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.

Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

Разберемся, что же такое воображение и каковы его особенности у детей? Воображение – это сложный психический процесс создания новых образов, ситуаций, путем комбинирования имеющихся в личном опыте образов и представлений. Оно отражает реальность в новых конкретных образах. Воображение ребенка отличается от воображения взрослого, оно беднее, схематичнее. Это объясняется тем, что личный опыт дошкольника не так богат, как опыт взрослого. Поэтому воображение необходимо развивать, обогащая опыт ребенка, создавая проблемные ситуации в игровой деятельности, предлагая ребенку формулировать замыслы и стараться воплощать их в жизнь. Так будет проходить развитие воображения и становление его творческого характера, который зависит от различных приемов, средств. Такими приемами являются: антропоморфизация, комбинирование, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация, схематизация.

Антропоморфизация – присвоение объектам живой и неживой природы свойств, присущих человеку (речь, мысли, чувства, действия), то есть, олицетворение предметов. Такой прием используется в сказках, стихотворениях, рассказах, дети хорошо знакомы с ними и, следовательно, применяют данный прием.

Комбинирование – создание нового образа, путем анализа и синтеза имеющихся в опыте представлений.

Агглютинация – создание нового образа, путем соединения качеств, свойств различных объектов. Акцентирование – выделение каких-либо признаков, свойств предмета.

Гиперболизация – изменение величины частей предмета, персонажа (преувеличение или приуменьшение).

Типизация – выделение существенного в однородных предметах, явлениях.

Схематизация – выделение сходства представлений, при сглаживании различий.

Развивать воображение, совершенствовать вышеназванные приемы помогает игрушка. Фантазировать ребёнок может, не только домысливая образ игрушки, приобретенной в магазине, но и создавая игрушку-самоделку, изготавливая ее самостоятельно или при помощи взрослого. Такие игрушки дети начинают мастерить тогда, когда у них возникает потребность в разнообразии, дополнении сюжета игры. Самые различные материалы выбираются дошкольниками для изготовления игрушек-самоделок. Это бумага, спичечные коробки, бутылочки, лоскутки, вата, пуговицы, палочки и многое другое. В ход идут ножницы, клей, нитки с иголками, пластилин, скотч и так далее. Ребенок самостоятельно или при помощи взрослого вырезает, пришивает, клеит, закрепляет. В результате проделанной работы получается игрушка-самоделка, в которой дошкольник создал и воплотил свой замысел; в процессе работы на которой активизировалась творческая деятельность ребенка, его фантазия, т.е. способность выдумывать и, конечно же, процесс воплощения замысла игрушки, т.е. процесс создания, выступает способом самовыражения ребенка.

Сегодня у современных дошкольников большое количество игровой продукции - это и куклы, солдатики, машины, конструкторы и прилагаемые к ним игровые атрибуты: пластмассовые продукты питания, предметы быта (стиральная машина, гладильная доска с утюгом, кухонная мебель и так далее), человечки, животные, прилагаемые к конструкторам и многое другое. Все игрушки яркие, многие из них могут приводиться в движение, издавать звуки, сюжетные игры интересны с ними. И тут возникают вопросы: Нужны ли современным детям игрушки-самоделки для дополнения сюжета их игры? Мастерят ли они такие игрушки, или богатый выбор современной игровой продукции не дает такой возможности?

Пытаясь найти ответы на интересующие нас вопросы, мы провели анонимное анкетирование, респондентами которого стали родители детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняли участие 22 родителя. Цель – узнать, в какие игрушки играют современные дети. Мы пытались определить, какими критериями руководствуются родители при покупке игрушек, учитывают ли они мнение, желание детей. Так же нам было интересно, есть ли у дошкольников любимые игрушки, и какие они. Интересовал нас и ассортимент имеющихся игрушек у детей, начиная от конструктора, мягкой игрушки и завершая слаймом. А также был задан следующий вопрос: «Изготавливаете ли вы игрушки вместе с ребенком?» и предложены варианты ответа: да, мы помогаем ему в этом; нет, ребенок самостоятельно изготавливает игрушки; наш ребенок играет только в игрушки, приобретенные в магазине.

Мы получили ответы, с помощью которых узнали предпочтения детей в выборе игровой продукции. Выяснили, что не у всех дошкольников есть любимая игрушка. А также, по результатам анкетирования выявилось, что 14 из 22 дошкольников мастерят игрушки, и в этом им помогают родители. 3 ребенка из 22 мастерят игрушки самостоятельно, и 5 из 22 дошкольников не изготавливают игрушки, а играют только в те, которые приобретены в магазине.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: 17 из 22 дошкольников нуждаются в игрушках-самоделках, дополняющих сюжет их игры. Эти дошкольники мастерят игрушки самостоятельно или при помощи взрослых. 5 дошкольников не имеют необходимости в таких игрушках, так как они, мы делаем предположение, удовлетворены сюжетом игры, имеющимися игрушками и игровыми атрибутами.

Таким образом, большая часть современных детей, не смотря на такое разнообразие игровой продукции, которое мы имеем на сегодня, нуждается в игрушках-самоделках, способствующих дополнению, расширению сюжетов игр. Следовательно, игрушка-самоделка, образ которой продумывается, а затем воплощается в реальность дошкольником самостоятельно или при помощи взрослых, развивает не только мелкую моторику, различные навыки (вырезание, шитье и прочее), но и воображение. И здесь следует вспомнить, что современное общество требует от человека воображения для того, чтобы находить новые, нестандартные пути решения задач, стоящих перед людьми. Именно поэтому необходимо развивать воображение с детства различными средствами, одним из которых является игрушка.

1.Савочкина, А. А. Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста / А. А. Савочкина, И. В. Кошкина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 10 мая 2019 года / Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. – С. 365-368.

2. Стругова, Н. С. Игрушка, как средство гармоничного развития дошкольников с нарушением зрения / Н. С. Стругова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 12 декабря 2020 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2020. – С. 407-412.

3. Адонина В.С., Скрябина Н.Ю. Влияние игрушек на формирование личности ребенка // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. - №1(37). – С. 56-61.

5. Малый академический словарь / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1984.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. – 336 с. 5. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: Академия, 2012. – 272

Автор: Личиева Динара Вахаевна

Воспитатель МАДОУ “Колокольчик”, г. Когалым

«Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста”

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка.

Игрушка – предмет, предназначенный для детских игр. Это предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет ». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале I тыс. до н. э. Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения – «Крокодил» и «Тигр». В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую действительность. Следует помнить слова Е.А. Флериной «Чем больше возможностей представляет игрушка для различных действии, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна:

– отвечать потребностям ребенка;

– помогать выполнить игровой замысел;

– делать игру − замысел более реальным.

Игрушка вредна, если она:

– провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

– вызывает страх или тревогу;

– имеет грубый натурализм;

– унижает человеческое достоинство;

– вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

– искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка — это инструмент, с помощью которого малыш воплощает свои задумки в реальность. Только если соблюдаются эти три условия, ребенок доволен игрой. Конечно, игрушка — это лишь помощник для детского воображения, но она влияет на правильное психическое развитие личности.

Обруч на голове у девочки представляется ей короной. Малыш забывает о размерах машинки, когда играет с ней. Все происходящее кажется им реальным. Дальше работает воображение. Оно помогает сгладить недостатки нереалистичности игрушки.

Для детей с хорошо развитым воображением не так важен внешний вид. Они из всего могут сделать для себя игрушки. Так, мальчик 4 лет все лето может играть с деревянным бруском, представляя его то машинкой, то корабликом. Перевернув его вертикально, он получает коня или солдатика.

Воображение влияет на развитие ситуационного мышления. Игра становится все более сложной, по мере того как совершенствуется психическая деятельность. Появляется продуманный сценарий, малыш говорит во время игры, имитируя разные голоса.

В психологии классификация игрушки разработана В.С.Мухиной Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

  1. Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
  2. Игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Виды игрушек в ДОУ представлены в таблице.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений.

Рассмотрим методики внесения детской игрушки в группу детей детского сада.

К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится. Такая методика подходит для детей раннего и младшего возраста.

Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все расколдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена. Данную методику можно применять с младшей группы.

О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение. Эту методику можно применять с младшего возраста.

Прежде, чем преподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена. Например, прежде чем познакомить детей с новой игрушкой зайцем, можно рассказать детям о том, что наступила зима и зайке нечего кушать. Можно предложить детям пригласить зайку в гости и накормить его. Данную методику можно применять с раннего возраста.

Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посуду) можно

предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц

может попросить детей попрыгать так же быстро как он. Данную методику можно применять со старшей группы.

Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина». Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы. Эту методику можно применять со средней группы.

Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них. Данную методику можно применять с ранней группы.

Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми. В гости приходит мишка и ведет беседу с детьми о том, что такое дружба, дружные ли они ребята и можно ли с ними подружиться. Данную методику можно применять с младшей группы.

Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам. Данную методику следует применять с ранней группы, так как с раннего возраста нужно приучать детей бережно относиться к игрушкам.

Определив роль игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, игрушка – это важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Игрушка оказывает позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление, только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Данные методики помогают привлекать детей к созданию игровых уголков, формировать желание творчески действовать с игрушками, углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного применения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками. Применяя эти методики, воспитатель сможет добиться ожидаемого результата от детей.

Авторское право © 2022 Педагогические таланты России
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502
Роскомнадзор - МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 - 75452


Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию.

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

Выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

По признаку самостоятельности и оригинальности:

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Появление игрушек связано с тем, что ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему стали делать маленькие орудия труда земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых. Игрушки с рождения становились непременным спутником жизни детей. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.


Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечение игровой деятельности детей. Игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития , а также развития творческого воображения дошкольников. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение, возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка. Ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. С самых ранних лет игрушка способствует развитию творческих сил ребенка, именно она помогает обогащению его фантазии и воображения. Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка – самоделка. Редкий ребенок не имеет дела с такой игрушкой – от самой примитивной, сделанной им по мере своих возможностей из бумаги, тряпочек, спичечных коробков, из глины, палочек. Это первый творческий труд ребенка наряду с рисунками всегда выражает не только его творческие способности, но и техническое изобретательство, конструкторские возможности.

Методика подачи той или иной игрушки зависит от ее типа, возраста ребят и тех задач, которые ставит перед собой педагог. Главные изменения, происходящие в сфере воображения, связаны с тем, что в репертуар игрового поведения детей прочно входят замещения. Практически все дети без труда и самостоятельно находят среди полифункциональных предметов реально отсутствующие, но необходимые им объекты и свободно включают их в игру. Такие показатели, как: а) самостоятельный выбор предметов- заместителей; б) гибкость в изменении функции предметов; в) оригинальные названия и действия; г) критичность к замещениям партнера, которая свидетельствует о наличии своего особого видения окружающего, в совокупности свидетельствуют в пользу того, что воображение в этом возрасте приобретает творческий характер.

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, – мишки, зайчики, собачки и, конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле.


Из игрушек-образов нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор сюжетной игре, отображающей современность с ее бытом, строительством, техникой. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребят, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь. Игры с сюжетной игрушкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми сюжетными игрушками и строительными материалами, из которых ребята строят необходимые здания как дополнение к игре. При этом если детям не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ребятам сделать их самим сейчас же (из картона, бумаги) или наметить изготовление более сложных самоделок (деревянные, из папье-маше и пр.), которые потребуют специального времени.

Современные условия образования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед дошкольными учреждения встает важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В своем выступлении перед Федеральным собранием 2015 года В. В. Путин отметил о необходимости развитии творческого потенциала детей. Он говорил, что нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Все это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Можно сделать вывод о том, что существует потребность в нашей стране в развитии творческих личностей.

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. В нашем обществе можно заметить большой поток различных детских мультфильмов, которые круглые сутки показывают по телевидению, большой выбор детских игрушек и кажется, что в нашем мире ребенок может как никогда лучше развиваться и быть более творческим и активным.

Результаты исследования творческого воображения показывают тенденцию снижения уровня творческого воображения детей. Если дети в исследованиях даже двух летней давности, например по методике О. М. Дьяченко, имели преимущественно средний уровень творческого воображения, встречалось достаточное количество испытуемых которые дорисовывали фигуры в интересные картинки, а некоторые даже в интересные и замысловатые сюжеты, то в исследовании в настоящее время дети в большинстве случаев только называют и закрашивают недорисованные фигуры, а некоторые не могут придумать даже название фигуры.

Современная игрушка помогает ребенку войти во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в мировой истории. Игрушка формирует в ребёнке универсальные, этнические и индивидуальные черты его психического развития умственной деятельности ребёнка. Игрушки способствуют развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины. Особое место в настоящее время занимают игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих способностей, которые стимулируют и упражняют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. Поэтому необходим тщательный отбор игрушек ведь существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные-милитаристского, садистического низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие её к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, ограничению потенций развития. Игрушки отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности.

Давайте вспомним, какие игрушки были раньше. Во-первых был ограниченный выбор игрушек, дети сами себе придумывали игрушки, шили, конструировали из подручных средств или воображали, что тот или иной предмет является каким либо объектом нужный ребенку. Во-вторых когда игрушки начали появляться на прилавках магазинов они были не «перегружены», то есть не было никаких лишних деталей, куклы игрушки были максимально приближены к реальным, представление детей не искажалось о идеалах красоты. Думаю, что многие заметили какие игрушки продают в магазинах : куклы зомби, вампиры, куклы с большими головами, синим цвета лица, красными глазами, с рожками, не естественным цветом волос, с нестандартными пропорциями тела, куклы в гробах и так далее. Не вольно начинаешь переживать за психику будущего поколения. Ведь эти игрушки являются кумирами многих детей, они требуют с родителей купить им именно такую современную игрушку за невероятную цену. И родители это делают, не замечая, как сами своими руками нарушают слабую психику ребенка, а потом не понимают почему дети становятся агрессивными, тревожными.

Как мы уже отмечали выше, творческое воображение лучше всего развивается когда ребенок начинает «сочинять» и «воображать», то есть когда действует сам, но с развитием игрушек ребенку больше не приходится придумывать из чего можно сделать, например, диванчик, так как уже есть готовый, им не приходится самим изготовлять куколок, потому что родители могут купить ему любую, какую только захочет ребенок. Таким образом, у ребенка не возникает потребности в том, что бы что то придумывать, так можно предположить, что это является одной из причин снижения уровня развития творческого воображения у детей.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Читайте также: