Игрушка космонавт в скафандре

Обновлено: 29.04.2024

18 сентября на орбиту отправился космический корабль "Союз ТМА-9", в экипаж которого входит первая "космическая туристка", американка иранского происхождения Аноуше Ансари. Все прошло по плану. Как известно, успешному старту должны предшествовать некоторые "космические ритуалы" на земле, порой, весьма странные.

Утром 18 сентября на орбиту отправился космический корабль "Союз ТМА-9", в экипаж которого входит первая "космическая туристка", американка иранского происхождения Аноуше Ансари. Все прошло по плану. Как известно, успешному старту должны предшествовать некоторые "космические ритуалы" на земле, порой, весьма странные.

Вместе с экипажем в космос отправляется мягкая игрушка, которая играет не только роль талисмана, но и помогает космонавтам уловить момент, когда наступает состояние невесомости. Так, в прошлом году Сергей Крикалев брал с собой на орбиту плюшевого медвежонка - любимую игрушку своего ребенка. После шести месяцев пребывания в космосе плюшевый космонавт вернулся к своему законному владельцу. Когда 30 марта 2006 года производился запуск космического корабля "Союз" по телевизору показали игрушку-брелок - белого медвежонка, амулет на удачу.

За сутки до старта принято смотреть фильм "Белое солнце пустыни", вот уже более 30 лет так делают все космонавты. Это связано с трагической страницей в истории отечественной космонавтики: гибелью 30 июня 1971 года при возвращении на Землю экипажа в составе Добровольского, Волкова и Пацаева. После того как следующий полет на "Союзе-12" прошел благополучно, космонавты выяснили, что успешно слетавшие смотрели накануне старта фильм "Белое солнце пустыни". Следующие экипажи тоже выразили желание, чтобы им перед полетом показали эту картину. После того все летали в космос без проблем. "Сегодня тот, кто не смотрел "Белое солнце пустыни" хотя бы 5 раз, к полету в космос еще не готов" - шутят теперь космонавты. Кроме того, после просмотра фильма проводится небольшая викторина, в которой экипаж отвечают на более чем 400 вопросов по фильму, пишет агентство NewsInfo. Самые простые из них звучат примерно так: "Как звали третью жену Абдуллы?"

Кстати, на праздновании 25-летнего юбилея кинокартины режиссер фильма Мотыль, знавший о викторине, предложил космонавтам задать ему вопрос на засыпку. В ответ на сцену вышел старейший сотрудник Центра подготовки космонавтов Борис Михайлович Есин и спросил: "Как звали кота красноармейца Сухова?"

- Насколько я помню, никакого кота в картине не было, - растерялся режиссер.

- Давайте вспомним письмо Федора Сухова несравненной Екатерине Матвеевне, - парировал Есин. - А говорится в нем следующее: "Лежу я здесь на солнышке и греюсь, как наш кот Васька".

В зале - немая сцена. И только через несколько секунд Спартак Мишулин, сыгравший в фильме знаменитого Саида, задыхаясь от смеха, выдавил из себя: "Ни. себе". После чего весь зал буквально взорвался от хохота.

Экипаж "Союза ТМА-9", как и его предшественники, утром перед полетом расписался маркерами на дверях своих номеров в гостинице "Космонавт", а на улицу вышел под известную "космическую" песню группы "Земляне" "Земля в иллюминаторе".

Сообщалось, что космическая туристка выполнит вместе с экипажем все необходимые "манипуляции", даже самую экстравагантную из них: помочиться на колесо автобуса, везущего космонавтов на стартовую площадку. Традиция берет начало от полета Юрия Гагарина, который попросил остановить машину в казахской степи по дороге на "Байконур". Но некоторые считают родоначальником генерального конструктора Сергея Королёва, который обязательно орошал ракету перед запуском.

Кроме того, космонавты перед посадкой в кабину корабля обязательно с лестницы должны помахать рукой на прощание. Кстати, с провожающими экипаж никогда не прощается - примета плохая.

Существуют и традиции, связанные с "употреблением". Первый раз - за 12 дней до старта, когда основной и дублирующий экипажи прибывают на Байконур на "отсидку". Пока основной экипаж облачается в скафандры, дублеры проводят тренировку в космическом корабле. Когда они освобождают корабль для работы основного экипажа, их ведут в специальную комнату, где вторые номера обязаны пропустить по 100 граммов чистого технического спирта. Космонавтам же, которые летят, позволяют только глоток шампанского - после утверждения их госкомиссией в составе основного экипажа.

Основателями одной из традиций совершенно неожиданно стали два журналиста - собственный корреспондент газеты "Ленинская смена" Георгий Лория и начальник пресс-центра космодрома Ярослав Нечеса. В марте 1992 года на наблюдательном пункте, где находятся все гости, приехавшие посмотреть на запуск космического корабля, было очень холодно. Согревались, естественно, в буфете. И вдруг туда зашли дублеры - Анатолий Соловьев и Сергей Авдеев. Узнав журналистов, которые накануне буквально достали их своими вопросами, Анатолий и Сергей подошли к ним. Разумеется, первым предложением было "согреться". Космонавты не отказались, только уточнили, что тост будет кратким: "За удачу". Опрокинув бокалы, дублеры удалились. И только Георгий Лория, посмотрев зачем-то на часы, отметил: "До старта осталось еще полчаса".

Полет "Союза ТМ-14", на котором стартовали Викторенко, Калери и Фладе, прошел без сучка и задоринки. Поэтому перед стартом следующего корабля дублерам вновь было предложено произнести тост "За удачу" с соответствующими пояснениями. Причем, вспомнили о получасовой готовности. Полет снова был успешным. И с тех пор небольшой экспромт превратился в традицию.

Всего два раза дублеры не принимали участия в этой традиции, пишет NewsInfo. Первый раз пить отказалась Клоди Андре-Дэе, которая должна была отправляться в космос. Вместо нее на орбиту полетел ее будущий муж Жан-Пьер Энере. А Клоди полетела только после того, как "приняла на грудь" по получасовой готовности в компании журналистов. Другой случай получился более печальным: Геннадий Михайлович Манаков вместе со своим бортинженером Павлом Виноградовым, когда дублировали основной экипаж "Союза ТМ-23" в 1996 году, просто забыли про традицию за полчаса до старта. И вместо них на "Союзе ТМ-24" в августе 1996-го стартовали дублеры Валерий Корзун и Александр Калери. Дело в том, что у Геннадия Манакова за 15 дней до старта случился микроинфаркт, и его космическая карьера была завершена. Примечательно, что в составе экипажа Манаков - Виноградов находилась и Клоди Андре-Дэе. Но как раз она, а не дублировавший французскую космонавтку Леопольд Эйартц, полетела на орбиту с Корзуном и Калери. Космонавты считают: потому что успела поучаствовать в получасовой традиции.

После возвращения из полета, космонавты сажают свое именное дерево на аллее космонавтов на Байконуре.

Старт какого-либо корабля космонавты никогда не назовут "последним": к примеру, "последний старт к станции Мир. " предпочтут назвать "крайним", "итоговым". Также космонавты никогда не прощаются с провожающими.

На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут "Таня". Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась.
Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок.

Космонавты никогда не дают автографов до первого полета. Некоторые принципиально избегают ставить автографы чёрными чернилами. Однако весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую выпивают уже на земле, в казахской степи, после удачного полёта.

Совсем недавно участники "Зеленого края" предприняли короткое, но очень познавательное путешествие в ближнее Подмосковье. И сегодня мы хотим вам о нем рассказать.

В марте 1965 года Телеграфное агентство Советского Союза разослало по всему миру новость о том, что человек впервые вышел в открытое космическое пространство. Эта скупая новостная строка оповестила о невероятном научном и техническом достижении. По значению оно было сравнимо с первым полетом в космос.

На практике это означало, что Алексей Леонов, одетый в тонкую оболочку из литой резины, покинул пределы корабля и вернулся, совершив беспримерный в истории подвиг.

Пребывание Алексея Леонова в космосе продолжалось всего чуть более двенадцати минут, он не выполнял никакой работы. Но подготовка к этому событию заняла несколько лет.

Ещё больше времени ушло на производство и испытание шлюзовой камеры и конструирование первого скафандра, для внекорабельной деятельности космонавта. Они были спроектированы и сделаны на научно-производственном предприятии "Звезда" в подмосковном Томилино.

Досье: Объединение Звезда возникло в 1952 году, как опытный завод №918. Главной его задачей было производство средств индивидуального спасения для экипажей: высотных скафандров, катапультных кресел и компенсационных костюмов. С запуском советской космической программы, часть мощностей предприятия было отдано под спасательные и рабочие скафандры для будущих космонавтов.

Одним из первых образцов космической продукции Звезды стали скафандры. для собак. Именно эти хвостатые космонавты проторили нам дорогу на околоземную орбиту. А когда люди сначала полетели в космос, а затем и вышли в открытое космическое пространство, свет увидела знаменитая "птичья серия" скафандров, названная в честь крылатых хищников.

Леоновский "Беркут" стал первенцем в серии скафандров, для выходов в открытый космос.

Из интервью Сергея Позднякова, главного конструктора НПП "Звезда"

Первые скафандры для работы в открытом космосе , и у нас, и у американцев, они были целиком мягкие. То есть вся оболочка была мягкой, её надевали, шнуровали там аппендикс, застегивали. И система обеспечения она была в отдельном ранце, и связывалась шлангом со скафандром. Тело космонавта защищала гермооболочка, которая делалась из листовой резины. Под ней создавалось избыточное давление, и циркулирует газ, который снимал с человека тепло.

В Беркуте впервые была применена экранно-вакуумная изоляция, которая работала по принципу всем известного термоса. Даже оказавшись в тени корабля, космонавты никогда не жаловались на холод.

Продолжением "птичьей" серии стали скафандры Ястреб и Сокол. Ястреб был глубоким развитием Беркута, с системой регенерации вместо прямой подачи кислорода. Сокол, который используется и по сей день - спасательный скафандр на случай разгерметизации корабля.

Тогда же начались работы над полужесткой системой Кречет. Впоследствии, она стала судьбоносной в эволюции отечественных и мировых скафандров.

Из интервью Сергея Позднякова, главного конструктора НПП "Звезда" :

Принципиальное отличие скафандра полужесткого, когда есть металлическая кираса с ранцем, и все системы жизнеобеспечения сосредоточены в ранце, и вы как дверь открываете и входите в скафандр. Это российское, а тогда советское ноу-хау, и впервые система была применена, когда Советский Союз и в частности Звезда, работали по лунной программе

Вслед за Кречетами были спроектированы Орланы. Они-то и есть настоящий мировой хит "Звезды", по признанию многих специалистов! Орланы включали в себя ряд сложнейших систем, которые просто не имели аналогов. Это и монолитный шлем с мощным светооражателем, поворачивающийся вместе с головой, и мощная система регенерации, и повышенная многочасовая автономность.

Одним из интереснейших ноу-хау была система водяного охлаждения. Благодаря ей космонавт мог работать на орбите, фактически не обращая внимания, находится ли он на солнце или в тени.

По этим трубочкам циркулирует жидкость. Она поддерживает оптимальный температурный режим для космонавта.

По этим трубочкам циркулирует жидкость. Она поддерживает оптимальный температурный режим для космонавта.

Первые модели Орлана применялись ещё на орбитальных станциях Салют, в конце семидесятых. Примерно каждые три-четыре года выходила их новая модификация. Теперь Орланы последней серии, под маркой МК, работают на Международной космической станции. Ими с удовольствием пользуются и российские космонавты, и зарубежные члены экипажа.

Современный космический скафандр, это не просто герметичная оболочка. По сути, это маленький космический корабль, в котором космонавт способен находиться в безвоздушном пространстве более десяти часов. И кстати, не просто находиться, но и активно передвигаться.

Стоимость такого космического костюма со всеми прилагающимися девайсами, зашкаливает за десять миллионов долларов. Но несмотря на невероятное количество высоких технологий, спрятанных под оболочкой, он остается удивительно простым в обращении и, что немаловажно, в одевании.

Какими мы привыкли видеть космонавтов (ну или астронавтов) в фильмах, на популярных картинках, на официальных фотографиях? Такими красивыми, величественными, в футуристического вида скафандрах. (Даже если фильм или картинка вполне реалистичны и полувековой давности – всё равно космический скафандр вещь впечатляющая).

А задумывались ли мы, что у космонавта (ну или космонавтки) под скафандром?

«Официальное» фото внекорабельной деятельности на МКС с «участием» скафандра «Орлан-МК». Запуск наноспутника НС-1.

«Официальное» фото внекорабельной деятельности на МКС с «участием» скафандра «Орлан-МК». Запуск наноспутника НС-1.

«Орлан» – российский скафандр для внекораблеьной деятельности. (Ещё есть и «Сокол» – спасательный скафандр. Его используют «на борту», при взлёте и посадке, при стыковке-расстыковке. «На всякий пожарный»).

«Орланы» постоянно хранятся на орбитальной станции, и, в отличие от «Соколов» и иных костюмов, не делаются под каждого космонавта персонально. Заменяются только индивидуальные перчатки, которые могут отсоединяться от рукавов. Очередная смена космонавтов свои перчатки привозит с собой. Ну а предыдущие перчатки увозит предыдущая смена. И может взять себе – на память.

Олег Германович Артемьев дважды летал в космос, в 2014 и 2018 году, налетал 365 суток за два полёта. Три раза выходил в открытый космос, провёл там, в общей сложности, 20 часов. Обозначенная на перчатке дата, 18.08.2014, это его второй выход.

Кстати, на первом снимке в «Орлане» именно Артемьев, запускающий именно 18.08.2014 г. наноспутник НС-1.

Конструкция «Орлана» полужёсткая, регулируемая в тех частях, что не-жёсткие. Скафандр предназначен для космонавтов, чей рост в диапазоне 165-190 см. Длину рукавов, оболочек ног и «нижнюю часть корпуса» скафандра можно отрегулировать.

Что же до «верхней части», то смотрите сами.

Кираса заметно некомплектная, но общее представление даёт. Сверху на неё ещё шлем крепится, а со спины – жёсткий ранец. Через спину, кстати, в этот скафандр космонавт и попадает, как в скорлупу.

Ну а что же, всё-таки, скрывается под красивым скафандром?

Для начала, КВО – костюм водяного охлаждения.

Костюм водяного охлаждения лётчика-космонавта, Дважды Героя Советского Союза А.П. Александрова (55-й советский космонавт). Фото автора.

Костюм водяного охлаждения лётчика-космонавта, Дважды Героя Советского Союза А.П. Александрова (55-й советский космонавт). Фото автора.

Александр Павлович Александров дважды летал в космос, в 1983 и 1987 году, налетал 309 суток за два полёта. Два раза выходил в космос, провёл там, в общей сложности, почти шесть часов.

КВО на снимке для первой модификации «Орлана», но и более современные костюмы водяного охлаждения принципиально не отличаются.

Олег Артемьев в своём КВО готовится занырнуть в «Орлан». (Сам скафандр повёрнут к нам спиной, хорошо видна «та самая» правая перчатка с жёлтой ладонью).

Олег Артемьев в своём КВО готовится занырнуть в «Орлан». (Сам скафандр повёрнут к нам спиной, хорошо видна «та самая» правая перчатка с жёлтой ладонью).

В космосе, конечно, абсолютный ноль, всё такое. Но главная проблема не переохлаждение, а перегрев. Вакуум же, вещества нет, тепло сбрасывать проблематично – некуда. А человеческое тело, да запакованное герметично, да во время работы, имеет тенденцию греться, да ещё как.

Для того и нужен лёгкий перфорированный тканевый костюм водяного охлаждения, на поверхности которого размещены трубки с циркулирующей водой. Впрочем, вода может не только охлаждать, но и согревать, космонавт может регулировать её температуру в пределах +5…+30 градусов. (В самой последней модификации «Орлана» - «Орлан-МКС» - это отдано автоматике. Впрочем, возможность ручной регулировки тоже осталась. Кстати, «МКС» в наименовании «Орлана» это не МКС, это «модернизированный, компьютеризированный, синтетический»).

И вот мы, наконец, добрались до истинных «космических подштанников». КВО, конечно, надевают не на голое тело. Под него надевается специальное бельё. Немного специфического вида. Эдакая нижняя сорочка с кальсонами, соединённые в комбинезончик.

Не надо думать, что в такое исподнее космонавты наряжались при царе горохе, это костюм 2012 года. (Правда, в космос не летавший, использовавшийся во время различных наземных испытаний).

Но тот, что в космосе был, ничем не отличается.

Та же самая подготовка к выходу. Олег Артемьев в спецбелье примеривается надеть костюм водяного охлаждения.

Та же самая подготовка к выходу. Олег Артемьев в спецбелье примеривается надеть костюм водяного охлаждения.

Так что помните, когда в художественном фильме космонавт-астронавт в спешке и с лёгкостью «накидывает на плечи» один скафандр для выхода в открытый космос и быстренько лезет наружу – это всё художественный вымысел.

Да, такое и в фильмах, и на красивых картинках увидишь нечасто. Зато именно такими костюмчиками щеголяют космонавты на орбите.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Скафандр — это специализированная одежда, предназначенная для выхода в космос, является одной из самых дорогих вещей в мире. Американские скафандры, которые разрабатываются для участников программы исследования космоса от NASA, стоят от 9 до 12 миллионов долларов. Это огромные цифры, но из-за чего они такие? Для сравнения, за плюс-минус 10 миллионов долларов можно купить личный самолет, роскошную недвижимость или несколько компаний, чтобы преумножить свой капитал, а тут 9-12 миллионов стоит незаурядный костюм для выхода в космос. Неужели производство одного скафандра может стоить как самолет? Давайте разберемся.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Лицевой частью скафандра является шлем. Наверняка у многих, если попросить их представить скафандр, в первую очередь на ум придет огромный, идеально зеркальный шлем. На самом деле основной иллюминатор шлема не имеет отражающего эффекта, его имеет специальный светофильтр, который надевается космонавтом, если тому необходимо защититься от лучей Солнца.

Основной иллюминатор и светофильтр делаются из специального ударопрочного материала, который не удастся разбить, даже если ударить по нему молотком. Материал просто погнется, но не разлетится на тысячи маленьких острых кусочков, как это могло бы произойти с обычным стеклом. Светофильтр, вдобавок к этому, покрывается слоем настоящего золота. Благодаря ему, до космонавта поступает всего около 5 процентов света. В условиях Космоса, где нет никакой атмосферы, это защищает от возникновения ожогов на лице. Раньше вместо золота использовали серебро, но, как оказалось, оно имеет довольно плохие протективные свойства.

Комбинезон-радиатор

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Наверняка многие видели на космонавтах такие забавные, похожие на кольчугу, синие жилеты, которые надеваются под скафандр. Оказывается, это не просто своеобразный тканевый комбинезон, а полноценный радиатор. Между слоями синей ткани проведены сотни небольших трубок, через которые постоянно циркулирует вода.

Перед тем как зайти в скафандр, специальные входная и выходная трубки подключаются к системе жизнеобеспечения и после при помощи встроенного компьютера космонавт регулирует комфортную для него температуру воды. Это позволяет создавать внутри герметизированного костюма своеобразный микроклимат. С учетом довольно серьезной термозащиты тепло никогда не покинет пределов скафандра.

Из чего сшит скафандр?

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Раз уж я затронул термозащиту скафандра, давайте поговорим о том, из каких материалов состоит каждый из его слоев обшивки.

Наружный слой выполнен из фенилона, благодаря которому костюм становится неуязвим к механическим повреждениям, огню, а также радиации. Следом идут целых 10 слоев термоизоляционного материала, чтобы защищать космонавта от экстремальных температур (от –150 до +150 градусов по Цельсию).

Под термоизоляционным слоем находится радиоткань. Что такое радиоткань? Это специальный материал, который обеспечивает прием и передачу данных для связи с МКС. Им прошит весь скафандр, поэтому качество связи выходит довольно надежным. После радиоткани находится силовая оболочка — слой, поддерживающий форму отдельных мягких частей скафандра. В случае если при изменении давления он будет надуваться. И, наконец, герметичная оболочка — обеспечивающая полную закрытость скафандра, замыкает весь этот «бутерброд» под силовой оболочкой.

Бортовой компьютер

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Теперь давайте немного поговорим про бортовой компьютер скафандра.

Наш отечественный скафандр «Орлан МК» является самой первой моделью со встроенным компьютером в российской истории космонавтики. Располагается он рядом с блоком радиотелеметрической температуры. И не случайно. Данный блок отвечает за сбор всей информации о скафандре, и такое решение позволяет наиболее надежно и быстро передавать информацию на дисплей компьютера. Компьютер сам совсем небольшой и максимум, что он позволяет делать, — это смотреть информацию о состоянии скафандра и показания давления. Кроме дисплея у компьютера имеются несколько тумблеров. С их помощью можно переключать работу некоторых блоков жизнеобеспечения в ручной или автоматический режим.

Дубль два

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Как и в самолете, большинство систем скафандра продублированы. Рядом со шлемом, расположены несколько светодиодов, которые могут сигнализировать в случае поломки. В отсеке жизнеобеспечения также можно найти по два баллона с кислородом, водой.

Инженерами была продублирована, внимание, даже система герметизации. То есть, если вдруг случится разгерметизация скафандра из-за каких-то внешних факторов, то система автоматически переведет герметизацию костюма по внешнему желобу.

Мелочь, а приятно

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

За внушительным слоем внешней защиты скрывается еще более сложная, но элегантно скомпонованная инженерами техническая система. Разработчики позаботились не только о безопасности, но и об удобствах космических исследователей. Внутри скафандра можно обнаружить чесалку для носа, систему продувки ушей (в случае изменения давления) и специальный отсек для герметичной емкости с жидкостью, чтобы пить.

Теперь бы я хотел поговорить с вами о истории создания скафандров в СССР. Вот так плавно мы переходим ко второй главе.

История Советских скафандров

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Рассказ об этом я думаю стоит с того, в какой стране впервые был разработан скафандр. Самый первый скафандр (СК-1) был разработан в СССР. Для меня это, безусловно, очередной повод для гордости за мою Родину.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

СК-1 не был предназначен для работы в открытом космосе. Основная задача, которая была на него возложена, — это поддержание жизнедеятельности человека в течение 5 часов, если вдруг в кабине космического корабля неожиданно произойдет разгерметизация. Плюс, при возвращении на Землю человек, находящийся в таком костюме, мог рассчитывать на то, что до приезда помощи он сможет спокойно находиться в любой среде в течение 12 часов. Самым первым космонавтом, который осуществил выход на орбиту в скафандре СК-1, стал Юрий Алексеевич Гагарин — 12 апреля 1961-го года. В дальнейшем СК-1 использовался во всех полетах космических аппаратов «Восток».

Несмотря на то что эта разработка является довольно старой, скафандр уже имел несколько автоматизированных систем. Так, например, в шлеме был установлен специальный механический датчик, который при изменении давления перекрывал забрало, обеспечивая тем самым полную герметичность костюма. Если даже сегодня мы с трудом можем утверждать, что хорошо знаем поведение организма человека в космосе, то в те времена учеными этот аспект был и вовсе не изучен. Поэтому инженеры старались изо всех сил любыми возможностями создать условия, при которых пионеры исследований космоса будут живы.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Спустя четыре года в 1964-м, после множества сложных этапов разработки и тестирований советскими учеными была представлена абсолютно новая модель скафандр, известная ныне как «Беркут». Эта модель подлежала выходу в открытый космос и была еще более устойчива к внешней разгерметизации. Самыми первыми людьми в истории, осуществившими выход в открытый космос, которые ко всему прочему еще были одеты в эти скафандры стали Павел Беляев и Алексей Леонов.

«Беркут» имел ряд недостатков, которые ученым не удалось выявить во время тестирования. Оказывается, система поддавалась изменению давления и в конечном итоге Алексею Леонову было затруднительно вернуться на борт космического корабля, потому что скафандр увеличился в размерах.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Следующей моделью скафандра, которую выпустило советское научно-производственное предприятие «Звезда» в 1967 году стал «Ястреб». Самыми первыми космонавтами, которые осуществили переход между двумя пилотируемыми космическими кораблями «Союз–4» и «Союз–5» стали Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. «Ястреб» конструктивно мало чем отличался от «Беркута», однако, в нем были исправлены все недочеты, которые были присущи прошлой модели скафандра. Также в «Ястребе» был реализован светофильтр, который защищал космонавтов от вредного воздействия солнечных лучей на зрение.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

В 1969 году закончились работы над легендарным скафандром «Кречет» — предназначенного для выхода на Луну. На этот раз ученым пришлось изрядно потрудиться, так как кроме обычной герметичности костюма, требовалось разместить в нем полноценную систему жизнеобеспечения, благодаря которой астронавт мог бы автономно ходить по поверхности земного спутника в течение определенного количества времени.

В заднем отсеке, напоминающем чем-то довольно большой полый рюкзак, инженерам удалось вместить аккумулятор, систему вентилирования, сбора влаги, а также терморегулирования. «Кречет» являлся представителем полужестких скафандров, посему термин «надеть скафандр» был не применим к нему. В «Кречет» нужно было входить, и без помощи кого-то второго сделать это было невозможно. Так как советская программа исследования Луны предполагала полет лишь одного космонавта, на поясе был предусмотрен специальный «обруч», благодаря которому астронавт, в случае падения мог встать без посторонней помощи.

После «Кречета» научно-производственным предприятием «Звезда» был выпущен спасательный скафандр «Сокол». Что значит «спасательный»? Это значит, что изначально скафандр не предусмотрен для осуществления внекорабельной деятельности, а как следствие и выхода в открытый Космос. Однако все условия для него он поддерживает. Главной задачей, возлагаемой на «Сокола» была поддержка жизнедеятельности пилотов советских космических кораблей в течение 125 минут для осуществления посадки.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Как вы уже могли понять, «Кречет» был очень знаковой разработкой для Советского Союза, и несмотря на свертывание лунной программы, скафандр принес довольно много технологий, которые были применены в целом поколении скафандров «Орлан». Даже на сегодняшний день «Орлан» является актуальной линейкой спецэкипировки для полетов в Космос на МКС.

История их появления достаточно банальна. Активно использовавшиеся в те времена скафандры «Беркут» и «Ястреб» не имели возможности подгонки, и поэтому для каждого космонавта было необходимо изготавливать снаряжение, которое бы соответствовало всем индивидуальным параметрам космического путешественника. Плюс, они были довольно громоздкими, а в условиях ограниченного количества груза, которое можно было бы брать на космические станции «Союз» и «Прогресс», это было очень проблемным недостатком. «Орлан» впервые вступил в эксплуатацию во время выхода в открытый космос на станции «Салют–6» космонавтов Юрия Романенко и Георгия Гречко. Всего с 1977-го по 2018 год было выпущено шесть моделей скафандра «Орлан».

Последняя выпущенная актуальная модификация «Орлан–МКС» ждет испытаний в открытом космосе в ближайшее время. Федор Юрчихин и Сергей Рязанский станут первыми членами экипажа МКС (Международной Космической Станции), кто опробуют новейший отечественный скафандр в действии. Актуальным и эксплуатируемым начиная с 2009-го года скафандром является «Орлан–МК». Основным его отличием является наличие компьютерной системы позволяющей управлять всеми показателями скафандра, для большего комфорта находящегося в нем космонавта.

Людмила Куликова

Огромное спасибо

Марина Сергеева

Спасибо! только вчера искала ! заказала голову космонавта в скафандре напечатать, а тут такая красота!

Жанна Зубкова


Жанна Зубкова

Светлана Воробьева


Светлана Воробьева

👍

Благодарю от души.

Мария Сторожева

Светлана Стамикова

Татьяна Ермашова

😄

Спасибо большое! Успехов вам!

Читайте также: