Игрушка новогодняя снегурочка ссср

Обновлено: 02.05.2024

Очень скоро настанет самый главный и любимый праздник нашего детства- Новый Год, поэтому давайте немного вспомним про главную героиню это празднества- Снегурочку, именно о ней этот топик!
Снегу́рочка (Снегурка, Снежевиночка) — сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза).

Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки в качестве его помощницы произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега».

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»
В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочка тает. Иное развитие сюжета имеет сказка, записанная Э. В. Померанцевой в 1948 году в селе Ахлыстино Покровского района Башкирской АССР (сказительница Е. И. Кононова), в которой девочка, слепленная Стариком и Старухой из снега, зовётся Снегурушка (также называется и сказка). Девочки-соседки отправляются со Снегурушкой в лес, собирать ягоды, где они из зависти убивают Снегурушку, закапывают под кустом и пристёгивают прутиком, а Старику и Старухе говорят, что Снегурушка потерялась в лесу. Прутик с могилы Снегурушки, по просьбе своего сына, срезает Купец и делает из него дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, поёт:
Дяденька, помаленьку,
Свет родной, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку раскололи,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Когда дудочка попадает в руки одной из «подружек», та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. «Подружек» же отправляют «в лес зверям на съеденье».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, погибающая во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

Однако в 1935 году в результате поворота государственной политики рождественские традиции были переосмыслены как часть светского празднования Нового года (1 января). В книгах по организации новогодних ёлок советского периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме в 2008 году построен Терем Снегурочки, в которой та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно.

Бегут года, десятилетия, меняются столетия, но все так же для миллионов людей самым волшебным праздником остается Новый год. Любят главный праздник года и коллекционеры, но любовь у них особая. Самое заветное желание любого увлеченного собирателя - пополнить свою коллекцию еще одной заветной вещицей.

И сегодня, раз уж Рождество не за горами, речь пойдет о советских новогодних игрушках. Да, вот так, страны Советов давно нет, а игрушки пока есть и многие из них стоят не малых денег.

Государственное производство елочных игрушек стало налаживаться лишь с 1936 года, до этого праздничные украшения производились, в основном, частными умельцами и небольшими артелями.

До 40-х годов материалы для производства использовались самые простые и доступные - картон, вата, бумага. Некоторые из игрушек дожили и до наших дней. Но вот сохранивших первозданный вид - таких немного, все-таки ватные и картонные изделия сложно чистить, а запахи и влагу они впитывают хорошо.

Сколько стоят советские елочные игрушки сейчас и от чего зависит цена

Состояние коллекционных предметов - один из основных параметров, влияющих на стоимость .

Следующий, немаловажный фактор - это редкость новогодней игрушки . Другим языком, чем меньше тираж выпущенной вещицы, тем желаннее она для коллекционеров.

Вот, например, картонные елочные игрушки, хотя и имеют солидный возраст, продаются по цене 50-500 рублей за штуку, уж очень большими тиражами в своё время выпускались.

Есть, правда, и среди картонажа ценности. Например, фигурка пограничника с собакой. Никто и не помышлял об ее исключительности, пока в прессе не вышла статья, что именно картонную елочную игрушку "Пограничник Карацупа и пес Ингус" выпускали только в течении 1936 года и лишь единичные экземпляры сохранились до наших дней.

Самые расторопные продавцы быстренько отыскали на блошках упомянутый предмет и выставили на продажу. Пара штук ушла по цене более 100 000 руб, потом стоимость немного откатилась вниз, но и сейчас на интернет-аукционе Мешок фигурка выставляется по цене 15000-35000 рублей, в зависимости от сохранности.

Но ажиотажа лоты с пограничником уже не вызывают.

А вот интерес к тематическим сериям не ослабевает уже который год.

В СССР, в принципе, был очень популярен выпуск чего-бы то ни было наборами от открыток до солдатиков.

Поэтому стоимость стеклянных героев одной и той же сказки отличается в несколько раз.

Дорого ценятся елочные фигурки из набора Чиполлино: Синьор Помидор за решеткой (50-70 тыс. руб.), Барон Апельсин (40-50 тыс. руб.), Лук-порей, собака-ищейка Держи-хватай, генерал Мышь Долгохвост (40-50 тыс. руб), а вот Лимон или Редиску можно купить за 500-1000 руб.

Коллекционеры ценят уникальность и аутентичность. Хорошая сохранность антикварного предмета и отсутствие следов реставрации ценятся выше художественной красоты .

Редкая елочная стеклянная Снегурочка из одноименного набора, ушла с аукциона в ноябре 2021 года за 227 тыс. рублей

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Добрый день. Рассказ о старых елочных игрушках из ваты и их переделке. Это результат обновления советской Снегурочки.

Добрый день. Рассказ о старых елочных игрушках из ваты и их переделке. Это результат обновления советской Снегурочки. (фото 1)

Снежные гости. Новая жизнь советских Дед Морозов и Снегурок. Часть 4. Снегурочка СССР. (фото 2)

Снежные гости. Новая жизнь советских Дед Морозов и Снегурок. Часть 4. Снегурочка СССР. (фото 3)

Снежные гости. Новая жизнь советских Дед Морозов и Снегурок. Часть 4. Снегурочка СССР. (фото 4)

Снежные гости. Новая жизнь советских Дед Морозов и Снегурок. Часть 4. Снегурочка СССР. (фото 5)

Это Снегурочка оклеена салфетками с ПВА, раскрашена акрилом челка. Личико подкрашено и укреплено лаком.

Это Снегурочка оклеена салфетками с ПВА, раскрашена акрилом челка. Личико подкрашено и укреплено лаком. (фото 6)

Эта снежная компания поступила на переделку в начале ноября.

Эта снежная компания поступила на переделку в начале ноября. (фото 7)

Снегурочка оклеена салфетками.

Снегурочка оклеена салфетками. (фото 8)

Наложен слой ваты и сформированы бугорки. В работе использован картофельный клейстер.

Наложен слой ваты и сформированы бугорки. В работе использован картофельный клейстер. (фото 9)

В таком виде Снегурочка поступила на переделку, утрачена краска на челочке и бровках, в остальном лицо в порядке.

В таком виде Снегурочка поступила на переделку, утрачена краска на челочке и бровках, в остальном лицо в порядке. (фото 10)

Одета в тканевую шубку из атласа, украшена глиттерным фоамираном, стразами, блестками, полубусинами, фатином, кружевом. Продолжение следует.

Одета в тканевую шубку из атласа, украшена глиттерным фоамираном, стразами, блестками, полубусинами, фатином, кружевом. Продолжение следует. (фото 11)

Очень красивая переделка! У меня тоже подобные Снегурочка и Дед Мороз были, попробую завтра поискать на даче и оживить, но, возможно. и выбросила.

Мое хобби тоже советские елочные игрушки. Но в таких переделках они становятся новыми. Красивыми , но новыми. Как по мне , то я восстанавливаю их , максимально сохраняя первоначальный вид. Так , мне кажется сохраняется их аутентичность и они продолжают жить еще много и много лет. Но каждый по-своему все делает. Ваша снегурочка преображена до неузнаваемости. Все новое и красивое.

А деды Морозы-вообще исторические! У меня тоже такие есть, в белой шубе-раритетная редкость.

Сразу вспомнила когда была маленькой, дома перед Новым годом всегда пахло хвоей и мандаринами, которые берегли именно на праздник, елка всегда была из леса и мы наряжали ее именно с такими игрушками) Переделка очень отличная, все красивенько с сохранением старинной ватной игрушки.

У всех народов, без исключения, существует множество собственных праздников, для которых индивидуальны традиции, время и место проведения. Но существует только два праздника – Рождество и Новый год – которые, отмечаются в большинстве стран. Самым важным и неизменным украшением этих праздников является ёлка. Это вечнозелёное дерево, с древних времён у многих народов, имело сакральный смысл, считалось символом жизни, вечной весны и обновления, а также, символом процветания и изобилия.

«Подъёлочные» фигурки Деда Мороза

Трудно представить новогодний праздник без «подъёлочных» сюрпризов и подарков, а в нашей стране также, без главных героев этого праздника - Деда Мороза и Снегурочки. Традиция ставить этих новогодних волшебников под вечнозелёное дерево существует не больше века. До революции 1917 года, эти персонажи радовали глаз исключительно с открыток и ёлочных игрушек. С 1928 года празднование Нового года было официально запрещено – этот день стал обычным рабочим.

После революции, празднование Рождества, а также украшение ёлок на Новый год, оказались под запретом. Те, кто пытались сохранить традицию, попадали под уголовную ответственность. Но со временем, всё изменилось. В конце 1930-х годов, после возрождения традиции празднования Нового года, на Кремлёвской ёлке появляется Дед Мороз – главный гость мероприятия. Спустя год, к нему присоединилась его помощница – Снегурочка. Они становятся неотъемлемыми «спутниками» празднества, создавая волшебную сказку для жителей нашей страны. Новогодние волшебники начинают посещать ёлки в детских садах и школах. Готовятся сценарии для утренников. Уже трудно представить праздник без этих персонажей, одаривающих подарками малышей. Бездонный мешок с сюрпризами для детей является обязательным атрибутом в образе доброго Дедушки Мороза.

«Подъёлочные» фигурки Деда Мороза и Снегурочки

Вскоре начинается массовое производство «подъёлочных» Дедов Морозов и Снегурочек. Их делают из древесины, используют технику папье-маше, раскрашивают каждую деталь вручную. Это была очень тонкая работа. В каждую фигурку мастера вкладывали частичку себя. Волшебство и прекрасное настроение стало приходить в дома при приобретении этих уникальных персонажей. Все праздничные дни эти герои сохраняли сказку прямо под красавицей ёлкой, предлагая продлить счастливое время и новогоднее чудо.

Украшение новогодней ёлки потеряло отчасти свою рождественскую символику и обрело символику советскую. Если ранее, в царские времена, ёлочные игрушки демонстрировали библейские сюжеты – Вифлеемскую звезду, колокольчики, ангелов, то после революции, они сменились на «кремлёвские» звёзды, символику СССР, самолёты и автомобили.

С началом Великой Отечественной войны производство новогодних игрушек и «подъёлочных» игрушек притормозилось, но не исчезло. Ёлка имела место быть и в это нелёгкое время. Лесная красавица часто была украшена солдатиками, пистолетиками, танками и другими символами того времени. В домашних условиях их делали, как говорится «из того, что было», из бумаги, картона, яичной скорлупы, перегоревших электрических лампочек.

С 1946 года начинает возрождаться производство праздничных игрушек и фигурок. Это один из способов возвращения к мирной жизни. Повсеместно, на всей территории РСФСР и в союзных республиках открываются специальные цеха по производству подставочных фигур. Многочисленные артели занимаются изготовлением Дедов Морозов и Снегурочек. Технология осталась прежней: каркас из древесины, вата, а вот лицо делали из древесно-опилочной массы. Фигурки изготавливаются и расписываются, как и до войны, вручную. Выпущенные разными заводами новогодние персонажи, отличаются друг от друга. Типичный Дед Мороз конца 40-х годов – старик в красной шубе, и шапке ушанке, со своим незаменимым атрибутом - мешком с подарками и книгами. В это время страна «возвращается к жизни». Ёлочные игрушки уже имеют более весёлые сюжеты: появляются звездочёты, персонажи сказок, а также, предметы быта, такие как чайники, чашки, самовары, лампы. Они отличаются текучестью формы, яркостью красок и ручной росписью.

В конце 60-х годов начинается массовый выпуск Дедов Морозов и Снегурочек из пластмассы. Эти игрушки украсили практически каждый дом. Они стали дешевле, разнообразней в выборе, но потеряли свою индивидуальность и красоту. В тренде - космические темы: ракеты, планеты, звёзды, космонавты.

Фигурки Деда Мороза и Снегурочки

С каждым новым десятилетием меняется мода на ёлочные игрушки, они становятся всё краше и ярче, приобретают образы любимых персонажей, а производители открывают всё новые способы и материалы для их изготовления.

Читайте также: