Игрушка ставшая символом россии

Обновлено: 05.05.2024

Актуальность проекта : Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Цель: Воспитание интереса к русскому народному творчеству на примере русской национальной игрушки Матрёшки.

• Дать элементарные знания о истории создания Матрёшки как народного промысла;

• Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде Матрёшки;

• Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

• Формировать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать;

• Воспитывать любовь к традициям русского народа.

Тип проекта : информационно-творческий

Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников

Состав участников: групповой

Сроки проекта : октябрь 2016г.

• Развитие познавательного интереса к русской народной игрушке - Матрешке;

• Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры, размер);

• Развитие творческих способностей, обогащение сенсорного опыта.

• Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Наглядный материал: иллюстрации, картины (карточки) с изображением русской народной игрушки Матрёшки, вкладыши "Матрёшки", образцы русских Матрёшек различных видов и размеров;

• Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

• Картотека русских народных игр;

• Картотека музыкальных произведений;

• Консультативный материал для родителей.

• Аудиозаписи, СД - диски;

• Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Материал для художественного творчества: кисти, гуашь, акварель, бумага, пластилин, клей;

Технические средства обучения: телевизор, магнитофон, ноутбук, проектор.

Беседы по теме проекта;

Разработка плана по реализации проекта;

Подбор иллюстративного материала, картин, фото с изображением Матрёшек, методической и художественной литературы по теме проекта;

Рассказ о народной игрушке Матрёшке;

Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;

Создание мини-музея "Русская Матрёшка".

Знакомство с русской народной игрушкой "Матрёшка";

Игры с игрушками Матрёшками;

Загадки о Матрёшках;

Разучивание стихов и песен о Матрёшках;

Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов с Матрёшками;

Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски, аппликация);

Физминутки, динамические паузы;

Анкета для родителей;

Чтение и разучивание стихов о Матрёшках;

Совместное творчество детей и родителей по изготовлению Матрёшек для выставки;

Беседы с родителями.

Мероприятия по реализации плана

Этапы Воспитатели Совместная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями

1. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;

2. Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с Матрёшками;

3. Подбор интернет -ресурсов по теме проекта;

4. Разработка плана по реализации проекта;

1. Знакомство с русской народной игрушкой "Матрёшка";

2. Организация уголка "Русская Матрёшка" 1. Анкетирование;

2. Информирование родителей о предстоящем проекте;

3. Рекомендации родителям.

1. Непосредственная образовательная деятельность: "Нарядим Матрёшку" (коллективная работа);

2. Нетрадиционный способ рисования ватными палочками "Украсим Матрёшке сарафан";

3. "Дом" для Матрёшек;

4. "Мебель" для Матрёшек;

5. Рассказ о народной игрушке Матрёшке;

6. Беседы по теме.

1. Игры с игрушками Матрёшками;

2. Игра -инсценировка

"У Матрёшки новоселье";

3. Рассматривание картины "Играем с Матрёшками";

4. Раскрашивание Матрёшки;

5. Чтение, разучивание стихов и песен о Матрёшках;

6. Развивающая игра "Разрезные картинки";

7. Знакомство с загадками о Матрёшках;

8. Динамические паузы "Матрёшки";

9. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с Матрёшками;

10. Дидактические игры;

11. Загадки о Матрёшках.

1. Консультации для родителей "Русская Матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста", "История возникновения Матрёшки", "Развивающие игры с Матрёшкой";

2. Помощь родителей в разучивании стихов и песен;

3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению Матрёшек для выставки.

1. Подведение итогов;

2. Создание мини - музея "Русская Матрёшка";

1. Совместная выставка: "Семейная Матрёшка"

Прикреплённые файлы:

«Белая березка — символ России». Изобразительная деятельность с детьми старшей группы

«Белая березка — символ России». Изобразительная деятельность с детьми старшей группы Многие известные художники любили рисовать природу – И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, И. Э. Грабарь и другие. Они выбирали очень.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Непосредственная образовательная деятельность «Матрёшка-символ России» Тема занятия: «Матрёшка – символ России» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Интеграция образовательной области:.

НОД — в старшей группе. Тема: «Русские матрёшки — символ России». Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Русские матрёшки - символ России». Задачи и цели: - Познакомить.

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46» Педагогический проект «Русская матрешка» для детей.

Исследовательский проект «Символ русской зимы и Культуры» Исследовательский проект «Валенки - символ русской зимы и культуры» Тема моей исследовательской работы-валенки. Валенки, также как шапка-ушанка.

Проект «Берёза-символ Росии» МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса» ПРОЕКТ "Береза - символ России" В старшей группе № 6 «Теремок» Воспитатель : Ярош З. Н.

Конспект музыкального занятия «Символ России — балалайка» Конспект музыкального занятия «Символ России – балалайка» Подготовительная группа г. Дзержинск 2017 г. Цель: прививать.

Творческий проект «Как мы делали кино…» (для детей старшего дошкольного возраста). Проект посвящён году кино в России

Творческий проект «Как мы делали кино…» (для детей старшего дошкольного возраста). Проект посвящён году кино в России МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ Автор проекта: Костырко.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Матрешка – национальная традиционная игрушка. Является одним из символов русской культуры, известного на весь мир. На сегодняшний день их расписывают самым разным образом, от традиционной росписи в виде обычной девушки до портретной на заказ.

Появилась эта деревянная кукла примерно в 90-е года 19 века . Это был время когда началось стремительное развитие русской культуры, национальное искусство стало интересовать общество все и больше и больше. Именно тогда возникло целое отдельное направление по название “русский стиль”. Начались открываться мастерские по изготовление различных кукол в костюмах из различных областей и губерний. Именно здесь и появилась первая матрешка, идею которой создал русский художник и архитектор Сергей Васильевич Малютин, который так же является одним из основателей “русского стиля”.

Идею куклы, Малютин позаимствовал у другой игрушки, привезенной женой Саввы Ивановича Мамонтова, русского мецената и предпринимателя, с японского острова Хонсю. Это была игрушка дарума, в виде доброго мудреца и одного из семи богов счастья Фукурокудзю(Факурамы), он, как и впоследствии матрешка, состояла из нескольких фигурок вложенных друг в друга.

Первая матрешка состояла из восьми фигурок и была в виде девушки крестьянки с черным петухом в руках, затем шел юноша, потом опять девушка, последней был младенец в пеленки. Каждая фигурка отличалась друг от друга. Изготовление матрешки Малютин доверил Василию Петровичу Звездочкину, одному из лучших токарей и мастером игрушек на тот момент.

Почему ее навали Матрешкой?

Конечно это не было случайностью. Имя Матрена(матрешка), в то время было самым распространенным, а в основе имени слова “матерь”. Это имя ассоциировалось с хорошей и здоровой матерью большего семейства, обладающей вдобавок красивой фигурой. Впоследствии это имя станет нарицательным для деревянной игрушки, но образ останется тем же, ведь матрешка это "семья" из нескольких фигурок меньшего размера, а классический вид это женщина в традиционном русском наряде.

Подобные куклы быстро вошли в моду, если можно так выразиться, а народные умельцы с легкостью овладели мастерством изготовления.

Конспект занятия «Символы России. Матрешка»

Символы России. Матрешка.

Закреплять знания детей об изготовлении русской матрешки как об одном из видов народных промыслов.

Развивать изобразительную деятельность и творческие способности; самостоятельность и активность

Закреплять умение пользования ножницами и клеем.

матрешка, клей, ножницы, цветная бумага и картон с нарисованными заготовками.

Мастера России славятся умением во всем мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры?

И в России есть такой сувенир, он считается таким же символом нашей страны, как березка русская.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! Это русская (матрешка)

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала.

Конечно, это наша любимая матрешка!

У этой куклы есть секрет. Такого секрета нет больше ни у одной игрушки.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю-

Достаю их друг за другом,

Одна матрешка, две… И вот

Матрешек целый хоровод.

Существует много легенд о происхождении матрешки. В одной из этих легенд говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка-кукла Дарума. Она изображала доброго старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Даруму пряталась вся его семья- 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему русскому мастеру, и он решил сделать матрешку.

Первым мастером, который изготовил матрешку на токарном станке, считают Василия Петровича Звездочкина.

Первым художником, который расписал матрешку, был Сергей Васильевич Малютин.

Что представляла собой первая матрешка? Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней прятались еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка русская. С тех пор живет матрешка как русский яркий сувенир. Шагает кукла по планете, и ею любуется весь мир. Прошло много лет, а матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, ее дарят друзьям на долгую память. Так и стали ее называть матрешкой. Имя Матрена в переводе с латинского языка означает «матрона». А ласково – Матрешка.

Существуют 3 основных росписи матрешек :

Семеновская матрешка. Ее отличает большой букет цветов в середине, край платка цепь небольших бутонов. Роспись этой матрешки – хохломская.

Полхов – Майданская матрешка. Самое яркое пятно - это фартук. На нем расцвел чудо- букет. Платок у нее яркий, юбка тоже.

Сергиев - Посадская матрешка. У матрешки на голове разноцветный платок в горошек, завязан на узел. На кофточке надет сарафан с цветами по подолу.

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство.

Процесс изготовления матрешки непростой. Сначала подбирают древесину. Вытачивают фигурку на станке. Покрывают крахмальным клеем, чтобы не было шероховатостей. Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета. Просушивают. Покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.

А теперь мы с Вами попробуем создать свою матрешку своими руками.

Молодцы, потрудились все на славу! Какие красивые матрешки получились!




Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

«Символы России» (фотоотчёт)

«Символы России» (фотоотчёт) Мы с детьми участвовали в городском конкурсе "Символы России". Думали, что же сделать и решили с ребятами сделать макет России. Наши дети.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России". Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.

Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность» Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Символы России» для средней группы

Конспект НОД «Символы России» для средней группы Конспект НОД «Символы России»для средней группы Подготовили: Горошилова Е. П. ,Шлык Е. В. Цель: воспитание чувства уважения и любви к своей.

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «Символы нашего города» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Расширять представления детей о родном городе. 2. Уточнять.

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ " МАТРЕШКА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, Материалы и оборудование : Игрушка- Матрешка, приготовленные.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России»

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России» Интеграция ОО :" Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие". Задачи : - закрепить.

Наравне с русской берёзкой и русским самоваром, русская Матрёшка стала неофициальным символом России. Причина популярности матрёшки заключается в том, что она олицетворяет саму Россию с её широкой душой, и является доброй посланницей дружбы и любви. Она душа России. Матрёшка является так же символом материнства, продолжением жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру ещё одну жизнь, бесконечность жизни, плодородие, изобилие, в этом и заключается глубокий смысл популярности Матрёшки.

Обобщающий образ Матрёшки, это образ Русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой образ воспетый в русских песнях и сказках изготавливают и расписывают всего несколько центров: Сергиев - Посад, Полхов - Майданский, Семеновский и Вятский.

Матрешка, при всей своей простоте стала образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России, символ народной культуры нашего Отечества.

Она несёт в себе очень много для развития детей и широко используется в работе воспитателя ДОУ. Центр патриотического воспитания детей, я решила пополнить привлекательным пособием расписанным своими руками.

Цель:

• Воспитание духовно – нравственных ценностей и патриотических чувств;

• Развитие познавательного интереса и любви к Родине, её культурным ценностям и традициям, сознание необходимости преемственности поколений, через знакомство с народной игрушкой.

Своих матрёшек я расписала, как и отдельные мастера из Семёнова, используя приёмы хохломской и гжельской росписи.

Данная публикация может быть полезна педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.

Спасибо за внимание!

КВН для музыкальных руководителей «Визитная карточка команды педагогов-наставников» (Появляется Царица и Казак.) Царица: Как дела в дошкольном царстве, В музыкальном государстве? Казак: У музруков - свои вопросы: Изучают.

Визитная карточка группы «Почемучки» Видео В нашем детском саду в октябре прошел конкурс "Лучшая визитная карточка группы" Целью конкурса было: развитие предметно-развивающей среды.

Проект «Матрёшка-символ России»

Проект «Матрёшка-символ России» Во второй младшей группе в марте проводился проект «Матрёшка – символ России». В проекте участвовали дети, посещающие группу, их родители,.

«Ракушка рапана — визитная карточка Чёрного моря». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Ракушка рапана — визитная карточка Чёрного моря». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программное содержание -Расширить представления детей об обитателях Чёрного моря. -Познакомить детей с ещё одним из обитателей подводного.

Визитная карточка для муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог-2020»

Визитная карточка для муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог-2020» В середине февраля 2020 года в нашем районе проходил муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог 2020». Конкурс состоял из двух.

Визитная карточка педагога на конкурс «Воспитатель года»

Визитная карточка педагога на конкурс «Воспитатель года» Визитная карточка педагога на конкурс "Воспитатель года"Звучит музыка из т/п «Модный приговор». Выходит ведущий. На экране заставка «Здравствуйте,.

Визитная карточка старшей группы

Визитная карточка старшей группы Здравствуйте! Вот и мы! Наш девиз. В группе «Белочка» ребята Как пушистые бельчата. Ни минутки не сидят, Поиграют, поедят И немножечко.

Визитная карточка: творческая самопрезентация «Воспитатель года-2015» В феврале 2015 года я была участником муниципального этапа всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2015" и стала победителем. Представляю.

Видео «Визитная карточка воспитателя» Мартынович Р. В 1. Визитная карточкаМартынович Раисы Валентиновны Стаж педагогической работы – 33 года 2. Мой девиз: С детьми всегда должна.

Матрешка (от русского имени Матрёна или Матрёша)- наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционно это кукла в образе молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят одинаково, количество кукол в комплекте - от 5 до 30(!). Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет.

Считается, что первая русская матрешка появилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат. У этой версии есть один изьян.

Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин. Он родился в 1876 году и в 1890 году ему всего 14 лет! Маловат для создания "шедевра"! Около 1898 год а он устраивается в мастерскую при магазине "Детское воспитание" в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова. Значит первая матрешка могла появитьсяи в мастерской при магазине.

Утверждается, что росписью занимался художник Сергей Малютин, но это только версия. Документальных подтверждений авторства Малютина не найдено.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Вот что Звездочкин вспоминал про Матрешку : ". увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников , работавших где-то на Арбате". По этой "версии" кто-то из местных или бывающих на Арбате художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно.

В 1905 году производство переехало в мастерские Сергиева Посада. Руководитель мастерской, Владимир Иванович Боруцкий, пригласил к себе токаря В. П. Звездочкина. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели в Сергиевом Посаде.

Фигурок было всего восемь . У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец. Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки.

Читайте также: