Игрушка юла для какого возраста

Обновлено: 28.04.2024

Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки… Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов… В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские: например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки.

Нажми на кнопку – получишь результат?

В последнее время появилось множество, казалось бы, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» – радость обиду боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку – ожила.

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности.

Телесное и душевное отождествление ребенком себя с этим движением не требуется, более того, наносит вред его развитию.

В отличие от вышеназванных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка. Причем, движение и равновесие не создается искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения, где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)

Без системы не обойтись!

Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, – по характеру движения:

Игрушки-каталки.

Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемыепередние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.

К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой.

Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

Крутящиеся игрушки.

Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.

Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его на весу и дать упасть на пол – так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование – запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

Механическая юла. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха.

Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

Мобиль – это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.

Есть и напольные игрушки-качалки – конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

Птица в полете. Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?

«Шагающие» игрушки – те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1-3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться.

«Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например,медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.

Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах. Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше – и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.

Этот тип игрушек тоже популярен у детей разного возраста. Широкий возрастной диапазон объясняется тем, что, помимо интереса к движению, такие развлечения могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр.

Действуем, наблюдаем, подражаем

Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз.

Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, что, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

Так же реагирует малыш и на движения кувыркающегося акробата. Сначала -неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

Игрушки-помощники

Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек. Дело в том, что в различных случаях они действуют с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их полярности, противоположности.

Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое – это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя этого не скажешь о механической юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны – восприятие такого центробежного движения может не концентрировать, а возбуждать. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

Телесные переживания малыша занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного «Я».

В возрасте около 2 лет образ себя формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

На третьем году жизни происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

Силы подражания, действующие в первые годы жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это ВОСПРИЯТИЕ собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

Как выбирать игрушки

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, не карикатурность образа. Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;
  • естественность и плавность движения, природосообразность. Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;
  • соответствие звука и образа. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;
  • форма, цвета, цвет в движении. Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).

Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести это чудо до ребенка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.

Малыш в возрасте 7-18 месяцев уже многое умеет (читайте подробнее “Что может уметь ребенок…” ). Французы любят говорить, что здоровые дети “растут, как одуванчики”, то есть как сорняки — без особых усилий извне. И это еще один довод в пользу того, что не стоит захламлять дом огромным количеством игрушек, которые дублируют друг друга по назначению, и к которым ребенок быстро теряет интерес.

Но есть такие игрушки, которые трудно заменить бытовыми предметами. Их можно, конечно, сделать самим. Но проще все же купить. Тем более, что нужны они будут еще долго (гораздо дольше, чем до полутора лет). Итак, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНЫЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-18 месяцев:

🌺

ПИРАМИДКА -их может быть даже несколько, в зависимости от возраста ребенка (читайте подробнее “Пирамидка. Как выбрать и играть? ). Для возраста 7-18 месяцев подойдет пирамидка с числом колец не больше 5, диаметр колец должен быть больше диаметра штыря основания (чтобы оставался зазор). Малыш будет учиться снимать кольца, затем — надевать, затем — экспериментировать и проявлять творчество. Если поддержать интерес ребенка к пирамидке, она останется нужной лет до 5.

🌺

КУБИКИ (СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАБОР) — в наборе дожны быть разные формы: куб, кирпичик, призмы, цилиндры, полуцилиндры и т.д. Причем, лучше не мешать в одну кучу разные задачи и не давать годовалому малышу для первого знакомства кубики с алфавитом. Последнее — хорошая вещь. Но для знакомства с формой предметов и опыта строительства пусть будет один набор простых деревянных кубиков. Крохе 7 месяцев достаточно будет дать 3 кубика из набора, показать как рушить башенку. Потом — по одной дать познакомиться с разными формами. Вовсе необязательно вываливать малышу на коврик весь конструктор — это только отвлечет его внимание, которое итак трудно пока собрать. К году ребенок будет самостоятельно пытаться построить башню из нескольких кубиков. А малыш постарше будет под руководством мамы, а потом и самостоятельно выполнять разные постройки: дом из кубика и призмы, горка из кубика и кирпичика и т.д.

🌺

ЮЛА — сначала маленькая, потом — побольше. Хорошо крутить юлу ребенок сможет не раньше 2 лет. Но и в возрасте 7-18 месяцев ребенок многому научится с помощью юлы. Он будет наблюдать за волчком, пытаться остановить его, дальше — пытаться остановить его так, чтобы он не упал. Дальше — будет учиться нажимать на стержень юлы, вызывая небольшое вращение. Это развивает произвольное внимание, координацию “глаз-рука”. Малыш учится нажимать именно с тем усилием, которое нужно для верчения юлы.

🌺

КСИЛОФОН — лучше сразу купить качественный, с хорошим звуком. Это касается и других музыкальных инструментов, доступных малышам: барабана, маракасов, бубна. Разница в звучании качественных и дешевых “как бы инструментов” — огромна. Хороший инструмент увлечет малыша. А плохой — просто станет еще одним ненужным предметом в доме. В общем, здесь работает правило: “или хороший — или не надо”. Зачем нужны инструменты? Отбивать ритм — самому, параллельно с мамой, играть в “шумовой оркестр” всей семьей (это для деток постарше). Отстукивать ритм стиха, песенки. Ходить под звук барабана — как медведь, под ксилофон — как мышка. И многое другое. Возможностей для развития речи ребенка — море. Но это тянет на отдельную статью.

🌺

МАШИНКА (ИЛИ ДРУГАЯ ИГРУШКА) НА ВЕРЕВОЧКЕ — впервые ребенок осознает, что можно подтянуть предмет за веревочку около 7 месяцев. И это важный вывод о причинно-следственных связях, которые малыш потом долго еще проверяет. А ходунок важно везет за собой машинку на веревочке.

🌺

ГРУЗОВИК С КУЗОВОМ (самосвал) — малыш около 8 месяцев крутит колеса. Потом — учится возить машинку, запускать ее. Потом — возить в кузове разные предметы и выгружать их, катать игрушечных кошку и мишку и т.д.

🌺

КУКЛА — самая простая, пластмассовая, без признаков пола. Она нужна даже если у Вас мальчик, а не девочка. Что делать с куклой девочкам, объяснять не нужно. Пишу для мам мальчиков. На кукле малыш учится показывать части тела (руки, ноги, носик, глазки, уши и т.д.). А еще кукла — важный представитель “мира людей” в “мире игрушек”, то есть проекция самого ребенка в игрушечный мир. Поэтому на ней можно отрабатывать различные режимные и игровые моменты. Вот кукла моет ручки перед едой, а вот — она (или он — мальчик Витя) одевается на прогулку. Для детей до 2 лет кукла может быть голой, дальше куклу желательно одеть. Куклу можно купать. На ней можно отрабатывать словарь по теме “одежда”, включая глаголы (снять — надеть, одеть). Ее можно катать в качестве пассажира автосредств. Причем, если для девочек можно сделать кукол постоянным спутником игр и режимных моментов, то для мальчика лучше “дозировать” — включать в какую-то определенную игру с определенной целью. Для родителей, беспокоящихся о том, что мальчик может вырасти “неправильным”, играя в куклы, советую прочитать статью “Розовый мозг, голубой мозг” .

🌺

ВКЛАДЫШИ — это разные “стаканчики”, вставляющиеся друг в друга. Вкладывая фигуры друг в друга, ребенок исследует разные объемы, понимает, что самый большой может вместить в себя все, а самый маленький — ничего. Из фигур можно построить башню. А можно выкладывать их в ряд — что очень полезно в будущем для математических навыков и навыков письма. Матрешки — тоже вкладыши, и они тоже must have.

🌺

МЯЧИ — их должно быть несколько, разных размеров и свойств (гладкий, колючий, более или менее упругий, надувной — для воды и т.д.).

Конечно, есть множество других очень полезных игрушек. Я перечислила только те игрушки, которые считаю настолько важными, что они должны быть у каждого малыша. И которые трудно сделать самим. Вот кукла-перчатка — очень нужная каждому ребенку вещь: она развивает эмоции, но ее легко сделать мамам-рукодельницам. А, может быть, у Вас есть свое мнение на этот счет? Чем бы вы дополнили список действительно важных ИГРУШЕК ДЛЯ РЕБЕНКА 7 — 18 месяцев?


Юла (раньше ее еще называли волчком) – игрушка любимая и хорошо знакомая, и нынешним родителям, и даже их дедушкам и бабушкам. По сути своей это – простейший пример гироскопа, который является важной составляющей многих сложнейших навигационных приборов. Волчки не имеют единственной неподвижной точки, и в этом состоит их главное отличие от гироскопов.

Юла для ребенка, не знакомого с законами физики, кажется волшебной игрушкой, ведь она чудесным образом умеет сохранять во время вращения стойкость, стоя только лишь на одной точке опоры! Волчок действительно не падает, а постепенно, из-за трения, снижает скорость своего вращения. Когда же скорости вращения становится недостаточно, вес волчка начинает отклоняться от строгой вертикали, по спирали. Почти остановившаяся юла падает на бочок и прекращает свой завораживающий танец.

История волчка не менее интересна, чем сама игрушка. Первой юлой была обычная пластинка роговой кости, причем играли с такими волчками еще в древности, в каменном веке. Аборигены Австралии делали волчки из дерева, у них они имели форму рыбы и даже считались магическими средствами для гаданий – на них рисовали заклинания и рисунки. У древних славян волчки тоже были, делали их из дерева, в виде конуса. Конусы раскручивались с помощью длинной веревочки.

И сегодня юла является одной из наиболее популярных игрушек в мире, за последние сто лет придумано множество ее вариаций. В странах Южной Америки ее называют пеонца, в Испании она зовется пеон, в Мексике – тромпо. Кстати, в Мексике даже проводятся соревнования по запуску волчков, выигрывает тот, у кого он прокрутится дольше.

Польза юлы для развития ребенка


Многие современные родители недооценивают юлу, считая ее просто забавным развлечением и не более того. Однако юла может совмещать игру и обучение, она крайне полезна для развития детей. Эта игрушка способна не только стимулировать малыша к активным действиям, она еще и развивает ловкость, координацию движений и их слаженность. Многие современные модели этой игрушки имеют разную фактуру, что способствует формированию моторики маленьких пальчиков, развивает их тактильные ощущения. Забавные формы, яркие цвета юлы стимулируют зрение, дарят радость, увлекают.

Почему же имеет смысл подарить ребенку одну из разновидностей юлы?


Совсем маленькие детки учатся просто нажимать на кнопочку, чтобы завести юлу, после годика они уже с интересом рассматривают яркую, забавную игрушку, внимательно слушают звуки и музыку, которые она издает. Многие мамы и папы, подарившие своему малышу юлу, подтверждают, что недооценивали эту игрушку, рассказывают о том, что игры с ней действительно всесторонне развивают детей.

Волчок с росписью RNToys – идеальная игрушка для самых маленьких, за движениями ее будет следить, не отрываясь, даже младенец, которому буквально три-четыре месяца от роду! Звенящая, музыкальная юла может его напугать, а вот расписной волчок будет вызывать неизменный восторг. Следить за тем, как яркие цветы и листики превращаются при вращении в загадочный узор, очень интересно. Волчок легкий, небольшой, сделан из натурального дерева. Чтобы его раскрутить, нужно проявить некоторую ловкость, поэтому играться с ним будет полезно и детям, и даже взрослым.

Музыкальная юла на колесах, Kiddieland – отличное развлечение для детей от полугода до трех лет. Эта удивительная забава на устойчивых колесиках сделана из яркой, безопасной для здоровья пластмассы, вращаясь, она издает приятную мелодию. Играться этой юлой малыш будет долго и с удовольствием, ведь в ней таится секрет – под прозрачным куполом бегут наперегонки черепашка и зайчонок, бегут они быстро, но зайчику, как бы он ни старался, не удается догнать шуструю черепашку. Такая игрушка – не просто развлечение, она развивает познавательную активность, сенсомоторную координацию детей.

Музыкальная юла Kiddiland создана для самых маленьких исследователей, ею могут играться детки от шести месяцев до полутора лет. Яркая забава сделана из экологической, крепкой пластмассы, малыши обожают ее крутить, слушая музыку и наблюдая за веселым танцем маленьких разноцветных шариков и жучков под прозрачным куполом. Игра с ней развивает множество навыков, в том числе сенсорное восприятие, внимание, интеллект, формуриет интерес к игре.

Юла-карусель с медведем и собачкой еще интереснее – она яркая, издает разнообразные звуки, способна всерьез и надолго заинтересовать даже самого привередливого малыша. Яркие цвета привлекут его взор, а игра в догонялки веселых собачек и мишек под колпачком надолго завладеет его вниманием!

Юла-карусель с шариками – еще одна разновидность этой потрясающей игрушки. Юла это непростая – достаточно лишь нажать на кнопочку, как разноцветные шарики и шестеренки внутри нее начинают плясать, вращаться и бегать по кругу, показывая свои разноцветные бочка. Юла вращается сначала очень быстро, потом – медленнее, так, что уже можно рассмотреть детальнее все фигурки под куполом. Юла не просто развлечет ребенка, но и научит его понимать причинно-следственные связи, разовьет координацию движений и зрительную активность.

Как видите, самая обычная юла может стать по-настоящему любимой и очень полезной игрушкой. Современные дети привыкли к чудесам, их сложно чем-либо по-настоящему удивить. Однако яркая, красивая юла с секретами наверняка вызовет у них восторг!

Волчок, юла

Прообразом волчка является пластина конусообразной формы из рога или кости. Такие «игрушки» археологи довольно часто встречают при раскопках стоянок первобытных людей. Эта игрушка давно отпраздновала 100-летний юбилей, в нее играют дети с давних времен и она уже считается классической игрушкой для самых маленьких. Конечно, это волчок или юла. Где именно появились первые волчки неизвестно. Но доподлинно установлено, что играли в них на всех континентах. В Австралии в те далекие времена волчок представлял собой длинный плоский кусок дерева с привязанной веревкой к одному из его концов. Он считался магическим, благодаря нанесенным на него заклинаниям и рисункам. В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, которые показывали с их помощью завораживающие иллюзионные шоу, пользующиеся огромной популярностью на протяжении длительного времени. В Африке волчки применялись также как веретено для пряжи и розжига огня. А в Древней Греции с волчками игрались не только дети, но и взрослые, организуя целые турниры. О чем говорят найденные археологами манускрипты. Во времена Средневековья волчок был сделан из дерева и имел примитивную форму и и раскручивался двумя ладонями. Это могло быть простое яблоко или груша, нанизанная на прут, или обыкновенный желудь, в редких случаях – морская раковина, наполненная воском для равновесия. Но с течением времени форма волчков усложнялась, мастера придумывали новые оригинальные решения, как сделать изделие интересней, эстетичней и практичней.

Переломным моментом стал 1880 год, когда однажды талантливый и предприимчивый немецкий игрушечный мастер Лоренцо Больц решил создать юлу для маленьких детей, чтобы она была и интересна для них, и безопасна. Он придумал вставить механизм с гайкой – вращающуюся ручку, который позволял ей крутиться без раскручивания, ведь маленькие детки не могли еще выполнять этих действий. Игрушка сразу же была запатентована. Но совершенствование игрушки продолжалось. Вскоре ученик Лоренцо –Питер Больц наделил волчок голосом. Он придумал проделать небольшие отверстия в игрушке, через которые бы проходил воздух и во время кружения издавал жужжащий звук. И уже в 1937 году игрушка могла проигрывать несложные детские мелодии. Так на свет появился музыкальный волчок, который сразу заслужил успех у детской аудитории. В Советском Союзе юла появилась на прилавках игрушечных магазинов лишь в 1960-е годы.

Описание игрушки

Волчок, или юла – это игрушка, вращающаяся вокруг своей оси, при этом сохраняющая опору и удерживающаяся в вертикальном положении. При уменьшении скорости вращения угол наклона уменьшается, и, в конце концов, при полной остановке он падает. Прообразом волчка является пластина конусообразной формы из рога или кости. Юла – это игрушка, которая во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры. Для малышей существуют модели, которые заводятся простым нажатием на кнопку. Это может сделать сам малыш или его родители, а ребенок с удовольствием будет наблюдать за вращающимся волчком. Есть классические модели юлы, изготовленные из пластика, дерева или металла. Некоторые модели при вращении издают шуршащий звук, если внутри волчка находятся много ярких фигурок или шариков, или даже играют простую мелодию. Знакомить детей с юлой лучше пораньше, где-то с шести месяцев. Пусть ребенок потрогает ее, повертит в руках и посмотрит, как родители делают так, что бы она вертелась, издавала звуки.

Как играть?

Посадите малыша возле себя на пол и покажите ему игрушку. Запустите юлу, яркие краски, шуршащие звуки или мелодия, которые издает игрушка, привлекут внимание малыша. Пусть он посмотрит, как игрушка кружится, а затем дате ему самому попробовать запустить юлу. Вместе запустите волчок, потом дайте ребенку попробовать это сделать самому.

Плюсы и минусы

Играя с волчками, дети развивают мелкую моторику рук и учатся выстраивать причинно-следственные связи. Игры с юлой развивают наблюдательность и упражняют внимание малыша, вырабатывают зрительно-моторную координацию; отрабатывают новые движения и совершенствуют уже имеющиеся. Модели волчков для детей от трех лет совмещает в себе игру и познание мира. Играя в юлу, ребенок может освоить счет, названия животных, геометрических фигур, цифры и буквы, цвета. Музыкальная модель развивает музыкальный вкус и слух у детей.

Новый век

Сейчас на прилавках магазинов можно увидеть музыкальную юлу, юлу со световыми эффектами, с различными фигурками или шариками внутри пластмассового конуса, юлу на подставке или без, и многие-многие другие модели. С появлением различных новых персонажей и мультгероев нашего времени, юла так же обрела новый образ с изображениями детских кумиров.

Производство

В СССР уже в 1960-х годах юлу делали из самых разных материалов: дерева, пластика, самых разных размеров и цветов. Сегодня она так же выпускается многими известными производителями игрушек. Из наиболее популярных и известных: «Stellar», «Simba», «Little Tikes», «B Dot», «Kiddieland» и другие. Все они настроены на совершенствование предыдущих стандартных моделей и, конечно же, использовать только качественные материалы. Некоторые производители, не имеющие сертификатов и разрешений на производство, пренебрегают этим важным условием. Поэтому перед покупкой обязательно нужно ознакомиться с производителем.

Волчок или юла

В современном мире, пожалуй, не каждый ребёнок знает что такое юла, а меж тем волчок или юла — это древнейший предмет, который появился по оценкам учёных более пяти тысяч лет назад. Принцип его действия прост: центробежная сила удерживает волчок на острие. А вот материалы, из которых делали эту игрушку, были самые разные. Береста, войлок, кожа, дерево, кости. Индейцы Северной Америки исполь­зовали восковые пластинки, а африканские племена — тыквенные корки. Информация о том, кто первый изобрёл волчок, до наших дней не дошла. Археологи находили прообразы волчков на всех континентах кроме Антарктиды. Вот откуда такое обилие мате­риалов и разновидностей у этой игрушки. Каждый народ делал и называл волчок на свой манер

Существует китайский волчок или Тип-топ — волчок, обладающий свойством переворачиваться в процессе вращения.

Широко распространён дрейдл. Это четырёхгранный волчок (на каждой из сторон написано слово на иврите) с осью для вращения. Согласно традиции, дети играют с ним во время еврейского праздника Ханука. У игры в этот волчок существуют даже свои правила.

Тромпо — популярная в Латинской Америке игрушка, волчок грушевидной формы. Для его раскручивания используется верёвочка. В Испании эта игрушка известна под названием пеон, в ряде стран Южной Америки — как рунчо или пеонца.

17080c7306e6f.jpg

А на Руси излюбленной забавой была игра в кубáрь. Кубарь — это цилиндр небольшого диаметра и высоты со стёсанным нижним концом до формы конуса. К нему необходим кнутик на короткой палочке или просто верёвка длиной 50-80 сантиметров. Кубарь раскручивали при помощи верёвочки. А затем, подхлёстывая кубарь, контролировали его скорость вращения и заставляли двигаться в нужном направлении. Недаром появилась народная поговорка «скатиться кубарем», то есть скатиться вращаясь.

Существует даже волчок из скрепки! Он был придуман в 1986 году японским профессором-физиком Такао Сакаи из университета Тохоку в Сэндай. Учёный хотел продемонстрировать законы физики и использовал подручный материал.

levitron.jpg

Пожалуй, одной из разновидностей волчка можно считать и левитрон. Это волчок на магнитной подушке. В коробке по определённой системе располагают магниты. Сам волчок имеет стандартную форму и тоже является магнитом. При раскручивании этот волчок массой около 20 граммов способен зависнуть в воздухе. Так как магниты под ним постоянные, левитрон не требует источника электрического тока. Волчок испытывает силу трения только о воздух, поэтому парить он может довольно долго.

Чем хороша для детей эта, простая на первый взгляд, игрушка? Во-первых, она развивает мелкую моторику рук. Тренирует координацию движений. Демонстрирует причинно-следственные связи (кручу — предмет двигается, не кручу — останавливается). С помощью юлы хорошо учить цвета, так как эта игрушка обычно выпускается ярко раскрашенной.

Волчок обычно воспринимается, в первую очередь, как детская игрушка. Однако и взрослые находят ему применение. В Древней Греции запуск волчка, вероятно, считался спортом, о чём можно судить по найденным осколкам ваз. Механизм волчка использовался для добывания огня, как веретено. В середине прошлого века в Америке для популяризации игрушки компания-производитель стала организовывать чемпионаты по запуску волчка. Призом в таком виде спорта была денежная сумма в 5 тысяч долларов. Участников на соревнования собиралось множество, но компания всё-таки обанкротилась, и чемпионаты канули в лету.

1Wood_toys_pronka_v_005.jpg

В телевизионной игре «Что? Где? Когда?» вопросы для знатоков выбираются с помощью волчка «Скачущий всадник» со стрелкой-указателем.

Сейчас искусство обращения с волчком — это прерогатива жонглёров. В 1993 году на соревнованиях Международной Ассоциации Жонглёров было отмечено наградой виртуозное выступление Masahiro Mizuno. Также, волчок — это простейший пример гироскопа, являющегося важнейшим элементом целого ряда навигационных приборов. В Нидерландах даже установлен памятник этой замечательной игрушке на все времена — юле.

Читайте также: