Игрушки будущего для девочек

Обновлено: 06.05.2024

Обучающие куклы, говорящие мягкие игрушки, конструкторы с роботизированными деталями — ХХI век стал временем, когда технологии вошли в привычную жизнь. Какими будут самые лучшие игрушки из будущего — умные роботы или надоедливые летающие дроны? Ответ совсем рядом.

Гоночная трасса с машинками Anki Overdrive

На старт, внимание, марш! Гоночные машины с трассой Anki Overdrive — серьезный шаг в области игрушечной робототехники. Базовый набор включает в себя восемь модулей трассы и два суперкара с уникальными возможностями, виртуальным оружием и технологиями. Можно приобрести и дополнительные модули (трамплины, пандусы, горки) — тогда игра с друзьями будет еще увлекательнее.

Принцип действия: автомобили на гоночной трассе приводятся в движение с помощью мобильных устройств. Соедините магнитные дорожки, запустите приложение Anki Overdrive, программа автоматически соединит машинки — гонка начнется!

Роботы LEGO Mindstorms Education EV3

Конструкторы LEGO Mindstorms Education EV3 — это наборы программируемой робототехники, которые дают возможность управлять собственными роботами LEGO. Уверены, что роботы вызовут интерес у учащихся и вдохновят их на совместное обсуждение реальных задач и поиск творческого решения. Собранная игрушка увлекательно тестируется наборами моторов, датчиков и строительных элементов LEGO.

Робот ВАЛЛ-И умеет проигрывать музыку и танцевать под нее (не в стиле тверк, конечно, но тоже энергично), говорить несколько фраз, включая коронные «Валли» и «Ева», перемещаться с помощью гусеничных колес, а также много другого — всего 1000 комбинаций. Очаровательный ВАЛЛ-И оснащен аниматронной подставкой с глазами. По характеру он чувствителен и романтичен, храбр и изобретателен.

Принцип действия: управление механизмом происходит с инфракрасного пульта. На нем есть 12 кнопок, 10 из которых предназначены для программирования действий. Вместе с ребенком вы можете пофантазировать и заложить в память робота любую их последовательность.

Дроид Sphero BB-8

Для фильма «Звездные войны» была специально создана действующая модель робота. Эта технология легла в основу создания мини-копии дроида-астромеханика BB-8 от компании Sphero. Малыш BB-8 устроен просто, хотя таким не выглядит: в нем мощный магнит, специальное вращающее устройство, акселерометр (прибор, измеряющий проекцию ускорения). BB-8 умело гоняет по поверхности, изучает местность и демонстрирует голографические изображения.

Принцип действия: чтобы управлять игрушкой, понадобится смартфон, работающий на платформе iOS или Android и поддерживающий Bluetooth. На телефон устанавливается фирменное приложение Sphero BB-8 с простым и понятным интерфейсом. BB-8 удивит вас морганием глаз-светодиодов, киванием и поворотами головы, и реакцией на голос. У этого робота есть все шансы стать вашим новым другом.

Боевой робот Ganker

Ganker — быстрый, мощный и подвижный боевой робот. Благодаря ему вы сможете устраивать по-настоящему красочные и динамичные бои. Игрушка имеет модульную конструкцию, поэтому по желанию можно заменить или улучшить ходовую часть, броню или оружие.

Принцип действия: специальное приожение контролирует работу каждого элемента. В нем также предусмотрена возможность создания «комбо»: задавайте определенную последовательность действий, а потом используйте ее в бою. Интересная система повреждений зафиксирует удары и их силу, после этого приложение рассчитает причиненный ущерб. При каком количестве повреждений робот считается проигравшим — решаете вы. Кстати, Ganker способен не только на драки, он также может участвовать в гонках или играть в футбол.

Необычные ролики Orbit wheel

Orbit wheel — абсолютно новый спортивный гаджет! Это скейт и ролики в одном устройстве. Прочная конструкция состоит из двух колес, каждое из которых вставлено в раму из ударопрочного пластика. В нижней части рамы есть платформа для ног, а в верхней части — резиновая прокладка для удобства катания. С такими колесами мягкое и плавное скольжение вам обеспечено! Даже по неровному ландшафту.

Принцип действия: вставляете ноги в девайс и катаетесь. Эти колеса позволяют развивать скорость до 20 км/час и дают полную свободу действий: трюки, катание «змейкой», разворот на произвольный угол и езда задним ходом.

Оригинальный светильник, который в темноте выглядит как голограмма, станет оригинальным аксессуаром в детской комнате.

Принцип действия: в выключенном состоянии светильник выглядит как прозрачная вертикальная пластина на круглом основании. Когда ночник включен, на пластине проявляются изогнутые линии, которые создают 3D-эффект изображения.

3D-ручка — это инструмент для рисования пластиком в воздухе. Она позволяет создавать простые и сложные трехмерные объекты. Используйте ее для веселого творчества и развивающих занятий с детьми или даже для мелкого бытового ремонта предметов из пластмассы. Или вам по душе целое искусство 3D pen art?

Принцип действия: «горячий» и «холодный». «Горячая» ручка заправляется термопластичными цветными нитями. Под действием температуры нити плавятся и через отверстие в корпусе подается пластик в горячем виде. Он быстро застывает, принимая любую форму по задумке автора.

«Холодная» ручка отличается наличием в устройстве картриджа с жидким полимером. И материал здесь застывает на выходе при помощи ультрафиолетового излучателя.

В обоих случаях поделки получаются хрупкие, будьте аккуратны!

Принцип действия: изображение с компьютера или со смартфона передается на две линзы, расположенные внутри очков. За линзами есть экран с делением на две части. Он построен так, что один глаз не видит то, что видно второму глазу. И объемное 3D-изображение получается за счет того, что каждому глазу видно свою картинку.

Заказать: в mvideo (от 1 000 руб.) или на buyvrdevice (от 2 500 руб.).

Но не спешите сразу погружать ребенка в мир технологий. Пусть малыш вначале потренирует моторику на обычных аппликациях от магазинов «Феечка» и «Десятое королевство».

Что еще надо знать об игрушках:

Игрушки, которые не надоедят вашему ребенку через пять минут

Лучшие игрушки для мальчика с точки зрения взрослого мужчины

Крутые и полезные игрушки для детей 7-10 лет дешевле 500 рублей: берем все!

475_large

Обучающие куклы, говорящие мягкие игрушки, конструкторы с роботизированными деталями — ХХI век стал временем, когда технологии вошли в привычную жизнь. Какими будут самые лучшие игрушки из будущего — умные роботы или надоедливые летающие дроны? Ответ совсем рядом.

Гоночная трасса с машинками Anki Overdrive


На старт, внимание, марш! Гоночные машины с трассой Anki Overdrive — серьезный шаг в области игрушечной робототехники. Базовый набор включает в себя восемь модулей трассы и два суперкара с уникальными возможностями, виртуальным оружием и технологиями. Можно приобрести и дополнительные модули (трамплины, пандусы, горки) — тогда игра с друзьями будет еще увлекательнее.

Принцип действия: автомобили на гоночной трассе приводятся в движение с помощью мобильных устройств. Соедините магнитные дорожки, запустите приложение Anki Overdrive, программа автоматически соединит машинки — гонка начнется!

WOW-кинотеатр МУЛЬТиКУБИК


Роботы LEGO Mindstorms Education EV3


Конструкторы LEGO Mindstorms Education EV3 — это наборы программируемой робототехники, которые дают возможность управлять собственными роботами LEGO. Уверены, что роботы вызовут интерес у учащихся и вдохновят их на совместное обсуждение реальных задач и поиск творческого решения. Собранная игрушка увлекательно тестируется наборами моторов, датчиков и строительных элементов LEGO.

Робот ВАЛЛ-И


Робот ВАЛЛ-И умеет проигрывать музыку и танцевать под нее (не в стиле тверк, конечно, но тоже энергично), говорить несколько фраз, включая коронные «Валли» и «Ева», перемещаться с помощью гусеничных колес, а также много другого — всего 1000 комбинаций. Очаровательный ВАЛЛ-И оснащен аниматронной подставкой с глазами. По характеру он чувствителен и романтичен, храбр и изобретателен.

Принцип действия: управление механизмом происходит с инфракрасного пульта. На нем есть 12 кнопок, 10 из которых предназначены для программирования действий. Вместе с ребенком вы можете пофантазировать и заложить в память робота любую их последовательность.

Дроид Sphero BB-8


Для фильма «Звездные войны» была специально создана действующая модель робота. Э та технология легла в основу создания мини-копии дроида-астромеханика BB-8 от компании Sphero. Малыш BB-8 устроен просто, хотя таким не выглядит: в нем мощный магнит, специальное вращающее устройство, акселерометр (прибор, измеряющий проекцию ускорения). BB-8 умело гоняет по поверхности, изучает местность и демонстрирует голографические изображения.

Принцип действия: ч тобы управлять игрушкой, понадобится смартфон, работающий на платформе iOS или Android и поддерживающий Bluetooth. На телефон устанавливается фирменное приложение Sphero BB-8 с простым и понятным интерфейсом. BB-8 удивит вас морганием глаз-светодиодов, киванием и поворотами головы, и реакцией на голос. У этого робота есть все шансы стать вашим новым другом.

Боевой робот Ganker


Ganker — быстрый, мощный и подвижный боевой робот. Благодаря ему вы сможете устраивать по-настоящему красочные и динамичные бои. Игрушка имеет модульную конструкцию, поэтому по желанию можно заменить или улучшить ходовую часть, броню или оружие.

Принцип действия: специальное приожение контролирует работу каждого элемента. В нем также предусмотрена возможность создания «комбо»: задавайте определенную последовательность действий, а потом используйте ее в бою. Интересная система повреждений зафиксирует удары и их силу, после этого приложение рассчитает причиненный ущерб. При каком количестве повреждений робот считается проигравшим — решаете вы. Кстати, Ganker способен не только на драки, он также может участвовать в гонках или играть в футбол.

Необычные ролики Orbit wheel


Orbit wheel — абсолютно новый спортивный гаджет! Это скейт и ролики в одном устройстве. Прочная конструкция состоит из двух колес, каждое из которых вставлено в раму из ударопрочного пластика. В нижней части рамы есть платформа для ног, а в верхней части — резиновая прокладка для удобства катания. С такими колесами мягкое и плавное скольжение вам обеспечено! Даже по неровному ландшафту.

Принцип действия: вставляете ноги в девайс и катаетесь. Эти колеса позволяют развивать скорость до 20 км/час и дают полную свободу действий: трюки, катание «змейкой», разворот на произвольный угол и езда задним ходом.

3D-светильник


Оригинальный светильник, который в темноте выглядит как голограмма, станет оригинальным аксессуаром в детской комнате.

Принцип действия: в выключенном состоянии светильник выглядит как прозрачная вертикальная пластина на круглом основании. Когда ночник включен, на пластине проявляются изогнутые линии, которые создают 3D-эффект изображения.

3D-ручка


3D-ручка — э то инструмент для рисования пластиком в воздухе. Она позволяет создавать простые и сложные трехмерные объекты. Используйте ее для веселого творчества и развивающих занятий с детьми или даже для мелкого бытового ремонта предметов из пластмассы. Или вам по душе целое искусство 3D pen art?

Принцип действия: «горячий» и «холодный». «Горячая» ручка заправляется термопластичными цветными нитями. Под действием температуры нити плавятся и через отверстие в корпусе подается пластик в горячем виде. Он быстро застывает, принимая любую форму по задумке автора.

«Холодная» ручка отличается наличием в устройстве картриджа с жидким полимером. И материал здесь застывает на выходе при помощи ультрафиолетового излучателя.

В обоих случаях поделки получаются хрупкие, будьте аккуратны!

VR-очки


Принцип действия: изображение с компьютера или со смартфона передается на две линзы, расположенные внутри очков. За линзами есть экран с делением на две части. Он построен так, что один глаз не видит то, что видно второму глазу. И объемное 3D-изображение получается за счет того, что каждому глазу видно свою картинку.

Заказать: в mvideo (от 1 000 руб.) или на buyvrdevice (от 2 500 руб.).

Но не спешите сразу погружать ребенка в мир технологий. Пусть малыш вначале потренирует моторику на обычных аппликациях от магазинов «Феечка» и «Десятое королевство».

Умные игрушки набирают популярность в последние годы. Многие надеются, что технологии помогут лучше развивать детей и их навыки, а другие обеспокоены тем, что цифровые миры слишком контролируемы и не стимулируют ребёнка использовать своё воображение. Ведь мир уже готов, и сделать в нём можно не так уж много.



Смарт-часы VTech Kidizoom.

Новые гаджеты и пластиковые говорящие существа появляются каждый день, и некоторые из них предназначены исключительно для детей. В будущем электронные всезнайки смогут отвечать на вопросы детей, напоминать, когда пора выполнять домашние задания, будут будить их по утрам, контролировать освещение спальни, а также дадут послушать музыку и аудио книги. Родители смогут контролировать деятельность ребёнка через веб-панель современных инновационных игрушек. Такие гаджеты и игрушки — то, что ребёнок может использовать с момента, когда он проснулся утром, до момента, когда он ложится спать.

Годовые объёмы продаж смарт-игрушек во всём мире, как ожидается, вырастут до $11,3 млрд к 2020 году (в 2015 эта цифра составила около $2,8 млрд), по данным британской аналитической компании Juniper Research. Цифровые игрушки и подключенные к интернету устройства для детей постепенно набирают обороты, наряду с интеллектуальными конструкторами, умными гоночными автомобилями и дронами, роботами, которые учат детей, игрушками для обучения программированию. Сейчас доступна к покупке обучаемая собака-робот под названием CHiP за $200, скоро появится в продаже суперкостюм для лазертага за $200, и система ROXs, которая поощряет детей бегать по саду. И это только начало!



Ozobot Evo Starter Pack, игрушки-роботы с персонализацией.

Индустрия игрушек уходит от экрана, но это не значит, что производители отказались от электроники. Приложения выносят многие функции в фоновый режим — и вы получаете игрушку, с которой вы взаимодействуете благодаря приложению. Умные игрушки приобретают всё большую популярность, отчасти из-за заботы о детях, которые тратят слишком много времени, глядя на экраны.


В прошлом (2015) году игрушки, связанные с приложениями, были относительно редкими, в этом году это уже явно выраженная тенденция, и в следующем году синхронизация телефона или планшета с игрушкой станет столь же распространённым явлением, как пальчиковые батарейки. Таким образом, технология становится менее заметной, и собственно игра выходит на первый план.

Но замена экранов на подключенные к интернету игрушки не обязательно означает лучшее для детей. Детям важны настоящие, аутентичные игры – действия, производимые только ради самой игры, а не за приз и не для того, чтобы получить ответ от своей игрушки. Здесь результат вторичен по отношению к опыту. Игра с побочным эффектом обучения является ключом к воспитанию уравновешенных в жизни людей.

Хиты экранов, Minecraft и Pokémon Go, показывают, что технология может обеспечить чистую игру, развитие, фантазию. Майнкрафт — это призыв к строителям-творцам, в то время как Покемон Go обращается к духу коллекционирования, который живёт в каждом из нас. Эти игры социальны. Эти модели помогают держать интерес детей и после того, как первоначальная новизна уже ушла. Но пока что мы находимся только в начале пути проектирования игр для ещё большей реалистичности.

Нужно не забывать о важности выбора игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития детей (сложно — и слишком велико разочарование, слишком просто — это скучно). Это касается и умных игрушек. Дети хотят знать, что это такое, что они сами могут здесь сделать, сюрпризы и неожиданные связи здесь приветствуются.

Некоторые современные игрушки очень огорчают психологов. Например, если ребёнку дают игрушку, где невозможно использовать своё воображение (что часто бывает с говорящими куклами и другими говорящими запрограммированными игрушками), это отнимает вклад ребёнка в игру. А для ребёнка игра — это серьёзное обучение, это реальная "работа детства".


Большинство подключенных игрушек способны отсылать данные производителю о том, как дети используют их, и здесь возникает проблема доверия покупателя производителю. Вы уверены, что информация, которую получит разработчик, останется конфиденциальной? К тому же вызывает беспокойство "машина", встающая между родителем и ребёнком. Ведь интерактивная игрушка, подключённая через устройство к глобальной сети, это, по сути, робот, программа, которая начинает оказывать воздействие на ребёнка, хотите вы того или нет.

Таким образом, можно говорить о том, что технологии явно будут влиять на всю нашу жизнь, и чем дальше, тем больше, это касается также воспитания и обучения детей. Вероятно, в ближайшие годы мы увидим настоящий бум новых технологий в мире игрушек, и снова нужно будет думать и выбирать, с чем будут играть наши дети.

Еще несколько лет назад мы и думать не могли, что для дошкольников будут делать специальные телефоны, вместо ночника у нас будет радуга, а непослушным первоклашкам будут давать на завтрак жареный револьвер.

Фотография: Детские игрушки из будущего №1 - BigPicture.ru

Фотография: Детские игрушки из будущего №2 - BigPicture.ru

Видео-няня, работающая через Wi-Fi: настоящая камера слежения для наблюдения за малышом, для тех, кому просто слышать недостаточно. На выставке CES 2012 компания Samsung представила свою модель – она может передавать видео на любой смартфон.

Фотография: Детские игрушки из будущего №3 - BigPicture.ru

Angry Birds от ThinkGeek – детская игрушка-конструктор по мотивам знаменитой игры. Не менее захватывающая, и точно без вреда для зрения (если не попасть птичкой в глаз).

Фотография: Детские игрушки из будущего №4 - BigPicture.ru

Frying Gun Egg Stencil – для мальчишек с плохим аппетитом есть специальные «военные» формочки для яичницы. От такой глазуньи ни один ковбой не откажется!

Фотография: Детские игрушки из будущего №5 - BigPicture.ru

BB-Mobile Guard – смешные рожки и совсем не смешное назначение устройства обеспечивать безопасность ребёнка. Умеет запоминать до 10 зон, которые ребенок чаще всего посещает (садик, бабушкин дом, игровая площадка и т.п.), и отвечать на SMS-запросы родителей – где (в какой из зон) в данный момент находится ребенок. Вместо цифровых клавиш набора – четыре кнопки для заранее сохраненных номеров (например — мама, папа, бабуля, дедуля). В настройках родители могут устанавливать номера, от которых ребенок сможет принимать вызовы и SMS, все остальные будут игнорироваться. Устройство помимо своего основного назначения может работать как вполне себе полноценный телефон и как «радио-няня»: позволяет родителям прослушать, что происходит вокруг ребенка.

Фотография: Детские игрушки из будущего №6 - BigPicture.ru

BB-Mobile Dog – «продвинутый» телефон для детей постарше, внешне похож на мультяшную собачку. Если его потрясти, гавкает или говорит смешные фразы. Вполне взрослый функционал (FM-приемник, камера и выход в Интернет) делает телефон-собачку интересным не только для детей. С таким мобильным легко представить какого-нибудь хипстера или просто любителя ярких гаджетов. В отличие от большинства описанных в подборке устройств, телефоны BB-Mobile уже в продаже.

Фотография: Детские игрушки из будущего №7 - BigPicture.ru

Для любого ребенка рисовать на стенах – радость. KLEXL — проектор, реагирующий на специальную светодиодную ручку. Он будет отображать на стене и любой другой поверхности детские каракули, которые можно потом сохранить.

Фотография: Детские игрушки из будущего №8 - BigPicture.ru

PocketBook A 10″ вообще-то устройство «взрослое» — это читалка-планшет под управлением Android с быстрым процессором, выходом в Интернет и камерой для видеозвонков. Но интерактивные книжки, вроде демонстрируемой «О съедобном и тому подобном», превращают покетбук в детскую книжку сказок. Полезно, если малыша нужно занять чем-то, например, в дороге.

Фотография: Детские игрушки из будущего №9 - BigPicture.ru

INCHworm — растущая обувь. Если ребенок растет быстрее, чем вы зарабатываете, такая обувь в самый раз. Размер регулируется (жалко, что последний размер не 42, а то всю жизнь проходил бы).

Фотография: Детские игрушки из будущего №10 - BigPicture.ru

Чпок-чпок – детский брелок, который оценят люди любого возраста: он симулирует лопанье пузырчатого целлофана. Что называется, «Скажи стрессу чпок!»

Фотография: Детские игрушки из будущего №11 - BigPicture.ru

Uncle’s Milton Rainbow – проектор, отображающий радугу. Интересный вариант ночника – малыш не будет бояться темноты, и сны ему будут сниться самые волшебные.

Гаджеты против конструкторов и плюшевых мишек

Самая впечатляющая для меня новинка на рынке вооружения была продемонстрирована в начале 80-ых годов пацаном по прозвищу Коля Рыжий. По своему обыкновению мы ходили в лесхоз играть в войнушку. В нашем деревенском детстве в оружии недостатка не было - достаточно было выпилить дощечку подходящей формы и присобачить к ней обрезок трубы, который легко раздобыть на свалке. В них тоже недостатка не наблюдалось. Но Рыжий поверг в изумление мировую общественность, внеся революционное усовершенствование - он оснастил свое оружие оконным шпингалетом, который после каждого выстрела можно было передергивать на манер затвора. Это вызвало среди нас настоящий вау-эффект! Новатор, как водится, пострадал, столкнувшись с непониманием со стороны консерваторов и реакционеров. Выяснилось, что шпингалет он снял с уличного сортира, чем вызвал неудовольствие домашних.

Теперь другие времена и у детей иные игры. Любители пострелять зависают в Counter-Strike, Far Cry или каком-то другом шутере, который обеспечивает полное погружение в виртуальный мир боевых действий. Спортсмены осваивают футбольный симулятор FIFA. А дошкольники познают мир с обучающим приложением “Сказбука” или “Фиксики”. И чем дальше, тем больше наши дети переселяются в воображаемый мир.

Что же будет дальше? Об этом мы поговорили с Сергеем Каракозовым, доктором педагогических наук, директором Института математики и информатики МПГУ.

ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ НЕ БУДЕТ НИЧЕГО КРОМЕ ГАДЖЕТОВ?

- Сергей Дмитриевич, смогут ли гаджеты и виртуальные игры окончательно заменить конструкторы, солдатиков и плюшевых мишек?

- Думаю, что нет, но их доля, безусловно, увеличится. Игрушки - это же отражение окружающей реальности. Их основное назначение прежде всего социализация. Они используются для того, чтобы ввести подрастающее поколение в ту сферу деятельности, которая типична для общества. И если мы живем в эпоху цифровой революции, то цифровых игрушек, конечно, станет больше. Но куклы и плюшевые мишки тоже никуда не денутся, потому что, играя с ними, ребенок моделирует то, что видит - уход за детьми, отношения в семье. Всякие мячики-скакалки прекрасно будут себя чувствовать в цифровую эпоху, потому что у человека есть не только когнитивные потребности, но и потребность в игре и в движении. Тоже самое с конструкторами, кубиками и игрушками, связанными со строительством, потому что интерес к созиданию тоже изначально заложен в нас. Возникнет разумный баланс - виртуальные и традиционные игрушки найдут новую точку равновесия. Потому что гаджеты при всех своих возможностях тоже имеют недостатки. Они работают в основном на вход, то есть на потребление, они сокращают творческие возможности, ограничивают общение детей и возможность совместной деятельности.

- То есть опасения, что через 20 лет не будет ничего кроме гаджетов, несколько преувеличено?

- Конечно, это же не первый раз, когда мы ищем баланс нового и старого. Помню в середине 50-х годов постановлением ЦК КПСС и Совета министров решался вопрос о том, что в школах можно писать не только перьевыми чернильными ручками, но и шариковыми. Считалось, что шариковые ручки окажут пагубное воздействие на качество почерка и психомоторные способности. Сейчас об этом вспоминаешь с улыбкой, но тогда это обсуждалось очень серьезно. А можно вспомнить диалоги Сократа и Платона, когда Сократ сетовал, что из-за распространения письменности уходит культура устной речи и культура дискуссии. То есть диалог между революционным и традиционным происходит на протяжении всего существования человечества. Вот вы сколько телефонных номеров помните?

- От силы два-три.

- Я в вашем возрасте практически все контакты держал в голове. А сегодня тоже помню только несколько номеров, остальные в гаджете. Повлияло ли это как-то на мои способности? Не уверен. Меняются условия жизни меняется и человек. Как говорил классик, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.


РОДИТЕЛЯМ ПРИДЕТСЯ ОСВАИВАТЬ “ЦИВИЛИЗАЦИЮ” И WARKRAFT

- Тем не менее, у родителей много страхов по поводу влияния гаджетов на неокрепшие мозги детей. Как новые игрушки могут влиять на психику?

- Родительские страхи вполне объяснимы, потому что они в эти игры не играли в детстве. Чем хороши традиционные игрушки? Тем, что они проверены веками, мамы с папами в свое время играли в то же самое. А теперь им самим надо учиться. Потому что полностью на самотек пускать не стоит. Прежде чем давать новую виртуальную игрушку надо самому посмотреть. Почитать, что пишут в интернете, спросить знакомых, у которых тоже есть дети.

- Значит, лучший выход для родителей, это сесть со своим чадом за компьютер и вместе пройти “Цивилизацию” или Warcraft?

- Да, по крайней мере, на начальном этапе надо попробовать. И тут есть еще другая важная вещь - чем больше вы общаетесь с ребенком, тем лучше. Ему никогда уже второй раз не будет пять, десять или двенадцать лет. Когда дети вырастут они уже не будут с вами играть. И здорово, если компьютерная игра будет вас объединять с ребенком, давать возможность что-то обсудить, чем-то поделиться. Быть вместе с ребенком - это одна из прелестей жизни, не надо себя лишать этого.

- Все-таки у ученых есть представление чем цифровые дети могут отличаться от их сверстников, к примеру, 80-х годов?

- Они в большей степени индивидуалисты, более замкнуты, более ориентированы на внутренний мир, у них больше сложностей с общением. В том числе и потому что компьютерные игры не способствуют развитию социальных навыков. У цифровых детей другой тип мышления, потому что информация подается по-другому. Они стали меньше читать больших линейных текстов, а это учило анализировать, держать в голове сложную многослойную ткань повествования. Сейчас информация подается небольшими порциями и есть опасение, что это формирует клиповое мышление. Когда ты видишь объект не целиком в системе, а отдельными гранями. Но все определяет среда, они живут в мире, где скорости другие.

- Цифровые ребятишки схватывают быстрее?

- Нет, учатся они примерно так же. Просто число задач, которое приходится решать за единицу времени, значительно увеличилось. Потому что возросла скорость движения информация в обществе и детям нужно принимать решения быстрее, в условиях, когда нет возможности всесторонне обдумать свой шаг. Поэтому они очень часто отказываются от самостоятельных шагов, откладывают их на потом. Отсюда у них детство длится дольше, может развиваться инфантилизм.

КАКАЯ СУДЬБЫ ЖДЕТ ЦИФРОВОГО МАУГЛИ

- Среди родителей есть модное движение: они вводят ограничения, а то и запрет на использование ребенком гаджетов. Что будет с таким цифровым Маугли, когда он рано или поздно попадет в мир, который как раз во многом построен на гаджетах и приложениях? Ведь мы их помощью учимся, работаем, общаемся, ориентируемся в городе, заказываем еду, такси и т.д.

- Детство готовит ребенка к жизни в обществе. С моей точки зрения существует три базовых навыка, без которых вам будет сложнее жить в современном мире: это знание иностранного языка, умение водить машину и опыт работы на компьютере. Можно ли без этого обойтись? Можно, но вы значительно ограничиваете свои жизненные горизонты. Можно ли приучить ребенка к образу жизни цифрового отшельника? Тоже можно. Но надо понимать, что человек, умеющий общаться с компьютером, будет более конкурентоспособным. Он просто быстрее найдет себе хорошую работу. Любая крайность вредна. Цифровое отшельничество, на мой взгляд, не вариант, но и тотальный переход в виртуальный мир - тоже плохо. Потому что ребенку все равно придется покинуть матрицу, как и Нео из одноименного фильма. Надо готовиться к тому, что ты выйдешь во взрослый мир, где у тебя не будет такой защиты, которую тебе давали мама и папа. И не будет такого доброжелательного отношения, как в школе.

- Игрушки должны готовить ребенка к реальной жизни, а в ней существует некий элемент опасности. Мы же создаем детям стерильную безопасную среду - это не только виртуальные игры не от мира сего, но и, условно говоря, полная защитная экипировка, когда отрок выходит кататься на велосипеде. Выходит, нынешние дети будут хуже приспособлены к реальной жизни?

- Мне отец рассказывал, что в 50-е годы он не мог проехать на трамвае из дома на работу без потасовки, чтобы с кем-нибудь не сцепиться и не выяснить отношения. Не потому что он был хулиган - вовсе нет. Просто тогда среда была такая агрессивная. Сегодня мир стал более безопасным. Поэтому, да - к жизни в 50-х годах прошлого века нынешние дети не готовы, им бы пришлось очень тяжело. А в современном мире они очень хорошо себя чувствуют. При этом излишне заботливым родителям надо осознавать опасность, что можно задушить свое чадо гиперопекой.

ГАДЖЕТ СТАНОВИТСЯ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ

- Культура дворовых игр, во время которых мы “прокачивали” навыки общения постепенно сошла на нет. Это большая потеря? Возможен ли ренессанс казаков и разбойников, о которых грезят дедушки и бабушки?


- Игрушки формируют сознание ребенка. В свое время куклу Барби обвиняли в том, что она делает из девочек идеальных потребителей: для куклы надо покупать сотни платьев и наборов мебели. И вот эту модель потребления детки потом реализовали во взрослой жизни в виде шоппинга длинною в жизнь и целого шкафа бесполезного хлама. Кого могут вырастить новые игрушки?

- Я бы заступился за Барби. Мы, например, домик для нее не покупали, дедушка смастерил его вместе с дочкой, и она этим строительством была очень увлечена. Все зависит от того, как вы ту или иную вещь используете. Утюгом тоже можно обжечься, но мы же не запрещаем использование утюгов? По большому счету изменилось не многое. Мы всегда учили детей строить отношения в многоугольнике. Это может быть треугольник: родители - ребенок - сверстники. А в некоторых семьях, где держали собаку или кошку, добавлялся еще один элемент - домашний питомец. Сейчас появилась новая грань в этих отношениях - это гаджет или компьютер.

- Фактически это новый полноправный член семьи?

- Может быть и не полноправный. Вот собака является полноправным членом коллектива? Я знаю, некоторые люди не представляют себе жизни без барбоса, а другие спокойно без него существуют. Вот и гаджет должен стать членом семьи, но при этом знать свое место, а не заменять собой все остальное. Ребенок должен знать, что папа придет с ним поиграть, а мама поболтает перед сном и почитает сказку. Главное, чтобы ему с родителями было лучше, чем с компьютером. А если малышу в виртуальном мире комфортнее, чем в реальном, значит родители должны задуматься - что в их жизни происходит не так?

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: