Игрушки царских детей романовых

Обновлено: 28.04.2024

«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.

О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны. Чему может научить кукла? Вообще, возможно ли воспитание через игрушки? Император Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной, видимо, считали, что возможно. Неслучайно у детей русского царя среди прочих были, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка». Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий.

Давайте посмотрим какими же игрушками играли дети последнего русского царя Николая II: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.


Игровая комната цесаревича Алексея Николаевича в Александровском дворце. Царское Село.



Примерно так выглядела комната великих княжон.


Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг. Высота 32 см.



Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века. Высота 3 см.


Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг. Высота 65 см.


Кукла «Матрос». Россия, начало ХХ века. Высота 7 см. Корабельная пушка. Германия, начало ХХ века.



Солдатики. Россия, начало ХХ века.



Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.




Игра настольная "Христос Воскресе!" Россия начало 20 века.


Сейчас уже мало кто знает, что наследники российского престола оказывались в седле с самого раннего детства. Но вот их первой лошадью была деревянная лошадка-качалка.


Кукла. Германия - Россия. Конец 19 - начало 20 века.


На праздники девочки получали дорогие подарки – фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости. Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям.







Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.




В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.


Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами.



Кегли «Богатыри». Сергиев Посад, начало ХХ века.


У цесаревича Алексея был театр Гиньоль.



Развивающая настольная игра «Путешествие по России». 1885 год.


Бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.


Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.


Шахматы, которыми играли дети в царской семье.


Цесаревичу Алексею из Лондона отец привез индейский вигвам, пирогу, головной убор — чтобы играть в индейцев.



После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах. После революции часть интерьеров: «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения. А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски — их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение музей в В Сергиевом-Посаде с 32-ого года. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

В 2012 году 2 июня в Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки "Александровский дворец. В гостях на Детской половине". Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.

В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

Музей грушек в Сергиевом Посаде.

У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:

"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.

После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам. И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."

«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 1

Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.

Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"

Какими игрушками играли дети царя., фото № 2

У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 3

У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 4

Шахматы, которыми играли дети в царской семье.

У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая IIбыло много кукол, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».

Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.

Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 6

Какими игрушками играли дети царя., фото № 7

Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.

Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие форфорвые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 8

Какими игрушками играли дети царя., фото № 9

Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 10

Какими игрушками играли дети царя., фото № 11

Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.

Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 12

В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 13

Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.

Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 14

Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 15

Какими игрушками играли дети царя., фото № 16

Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 17

Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 18

Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 20

Велосипед, на котором катался царь.

В этом году 2 июняв Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки «Александровский дворец. В гостях на Детской половине.

Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.

Драгоценности Дома Романовых

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.


Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.


Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.


Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.


Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.


Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.


Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.



Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.


Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».



Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.



художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны



на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).



Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.





Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны. Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.


Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.




Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.


Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.




Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.

Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.



Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.


Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.

Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.

Обломки империи: 5 историй о судьбе драгоценностей семьи Романовых

До революции 1917 года династия Романовых стояла во главе Российского государства на протяжении 300 лет и за это время, конечно, собрала завидную коллекцию ювелирных изделий, которые создавали лучшие мастера своего времени. Среди сокровищ были и поистине легендарные предметы вроде яиц Фаберже, а о многих браслетах и брошах европейские послы и правители даже писали в своих мемуарах — настолько драгоценности впечатляли их!

После падения монархии немало ювелирных шедевров было продано: на аукционах или напрямую миллионерам из Европы и США — молодое Советское государство нуждалось в деньгах. Некоторые украшения разбирались на отдельные составляющие и продавались тайно, некоторые и вовсе бесследно пропали, другие удалось сохранить, и сегодня они хранятся в Кремле.

1. Большая императорская корона


Большая императорская корона с 1762 по 1917 год была главным символом царской власти в России. Она была создана придворными ювелирами Жереми Позье и Георгом Фридрихом Экартом всего за два месяца специально для коронации Екатерины II.

В. Эриксен. Портрет Екатерины II в коронационном платье

В. Эриксен. Портрет Екатерины II в коронационном платье

С тех пор ею венчались на царство все российские монархи. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная шпинель весом в 398,72 карата. В 1920 году ее стоимость была оценена в 52 миллиона долларов. После революции корона была передана в Гохран, хотя и известно об одной тайной попытке ее продажи, которая, к счастью, не увенчалась успехом. С 1991 года корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля, а в 80-х годах корона была отреставрирована.

Оригинал из-за своей ценности не выставляется, но в 2012 году к 250-летнему юбилею Большой императорской короны и 400-летию дома Романовых была создана копия.

Копия Большой императорской короны

Копия Большой императорской короны

На ее изготовление ушло свыше 11 тысяч якутских алмазов, также были использованы австралийские жемчужины, белое золото вместо серебра, а гигантскую шпинель заменили на рубеллит.

2. Венец-кокошник Марии Федоровны


Еще один бесценный экземпляр в запасниках Алмазного фонда — бриллиантовый венец-кокошник Марии Федоровны с розовым бриллиантом. Уникальность украшения еще и в том, что это, пожалуй, единственная диадема из сокровищниц российских императриц, которая осталась в России.

Увы, но почти все известные диадемы и тиары были проданы и следы многих после 1917 затерялись — настоящих владельцев большинства из них сегодня уже невозможно установить. Так, неизвестна судьба сапфировой тиары Романовых, которая была подарена императором Николаем I своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на престол в 1825 году, а вот так называемая Владимирская тиара, созданная для Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича, сейчас хранится у Елизаветы II (в 1921 году тиара была продана королеве Великобритании Марии Текской).

Елизавета II во Владимирской тиаре

Елизавета II во Владимирской тиаре

Венец Марии Федоровны, супруги императора Павла I, украшен редчайшим по цвету нежно-розовым бриллиантом в 13,35 карата.

Мария Федоровна в диадеме с розовым бриллиантом

Мария Федоровна в диадеме с розовым бриллиантом

Во второй половине XIX века диадема была частью "венчального набора" невест императорского дома — особое очарование украшению придавали подвижные бриолеты, которые покачивались и мерцали при малейшем движении головы.

3. Жемчужная диадема


Сохранить в России восхитительную диадему, которая была заказана императором Николаем I у ювелира Карла Эдуарда Болина для своей жены Александры Федоровны в 1841 году, увы, не удалось.

Ювелирное украшение дало старт моде на кокошники среди придворных дам, а императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III и мать Николая II, так любила эту диадему, что какое-то время хранила ее в своих личных покоях. Украшение было продано в 1927 году на аукционе Christie's и с тех пор совершило почти кругосветное путешествие!

Первым владельцем стала фирма Holmes & Co, которая перепродала диадему 9-му герцогу Мальборо, который преподнес ее своей супруге Глэдис. После ее смерти в 1977 году диадема попала в коллекцию первой леди Филиппин Имельды Маркос, но после того как она и ее муж сбежали на Гавайи в 1986 году, диадема была конфискована местными властями и, судя по всему, до сих пор находится на Филиппинах — несколько лет назад правительство объявило о возможности продажи диадемы на Sotheby's или Christie's, но окончательного решения пока так и не было принято.


"Русская красавица"

Копия, которой дали название "Русская красавица", была создана ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году из платины, золота, серебра, бриллиантов и 25 культивированных жемчужин и сегодня хранится в Алмазном фонде.

4. Колье с бриллиантами, жемчугом и сапфиром


Еще одно ювелирное украшение, которое перекочевало из сокровищниц российской монархии в британские шкатулки, — это бриллиантовое колье с жемчугом и сапфиром, последней владелицей которого также была Мария Федоровна. Императрица обожала сапфиры и часто носила роскошные украшения с этим камнем.

Портрет Марии Федоровны кисти Константина Маковского

Портрет Марии Федоровны кисти Константина Маковского

Как известно, после революции ей удалось бежать из России, но вот большинство драгоценностей пришлось оставить. Колье было выставлено на продажу и приобретено британской королевой Марией Текской — по некоторым данным, покупка обошлась в шесть тысяч фунтов стерлингов.

Мария Текская

Мария Текская

После смерти королевы в 1953 году колье унаследовала ее внучка Елизавета II. Сегодня с этим украшением нередко на публике появляется ее дочь принцесса Анна — причем речь, как правило, идет о поистине значимых событиях.

Принцесса Анна

Например, она надевала колье на торжественный вечер, который предшествовал свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон в 2011 году.

5. Бриллиантовая диадема с колосьями


Данную диадему, бесспорно, можно причислить к одним из самых красивых ювелирных украшений семьи Романовых. Филигранность исполнения просто поражает! Неудивительно, что диадема была одной из любимейших у Марии Федоровны — именно для на тот момент уже вдовствующей императрицы она и была изготовлена в мастерской братьев Дюваль.

Удивительна не только красота, но и символизм украшения — пшеничные колосья обвивают тонкие стебельки льна, а 37-каратный лейкосапфир, помещенный в центр композиции, олицетворял солнце. Таким образом подчеркивались природные богатства России, красота ее бескрайних плодородных полей. Увы, но большевики не увидели в диадеме исторической или художественной ценности — украшение было решено выставить на торги. В 1927 году диадема ушла с молотка на аукционе Christie's — после этого ее следы затерялись и сведений о ней не появлялось.

В 1980 году уже упомянутые выше ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин изготовили копию для Алмазного фонда из золота, платины и бриллиантов. Реплика получила название "Русское поле".

Копия диадемы с колосьями

Копия диадемы с колосьями

«Детский мир семьи Николая II» — эта выставка в музее-заповеднике Коломенское рассказывает о трудном и вместе с тем счастливом детстве четырех великих княжон и цесаревича Алексея. О том, как одевались великие княжны, в какие игрушки играли царские дети и как выстраивали общение со своими учителями, — в фото-экскурсии «Фомы». Открывает экскурсию предмет, который, казалось бы, собственно к царским детям отношения не имеет. Но это только на первый взгляд.

Платье императрицы Александры Федоровны

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

Известно, что императрица носила это платье, когда вынашивала своего последнего ребенка – будущего цесаревича Алексея. Чтобы не покупать множество нарядов, Александра Федоровна, ценящая практичность во всем, заказала особое платье: изнутри с обеих сторон сделана шнуровка для увеличения объема в течение беременности.

Английский модный журнал отмечал чрезмерную скромность, казалось бы, не свойственную представителям императорского двора. Именно эту скромность впоследствии Александра Федоровна будет воспитывать в своих детях, что отразится в том числе и на выборе одежды для великих княжон и цесаревича.

Платье великой княжны Татьяны

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

Это платье Татьяны, хотя историки и исследователи не всегда могут с уверенностью сказать, кому из великих княжон Романовых принадлежал тот или иной предмет гардероба. Несмотря на разницу в возрасте, всех девочек одевали в одинаковые наряды. Зачастую платья передавались от старшей дочери к младшей.

Воспитание осуществлялось по английской системе, на которой особо настаивала Александра Федоровна. В основе — скромные, даже достаточно строгие правила жизни, отсутствие роскоши. В одежде больше всего ценилась не красота, а практичность: дети часто играли в подвижные игры, катались на ослике и много времени проводили на свежем воздухе.

Впоследствии на обратной стороне некоторых предметов гардероба были найдены пометки в виде одной, двух, трех или четырех небольших полосок. Это, как предполагают исследователи, своеобразные условные обозначения, которые, возможно, делали сами девочки: от старшей к младшей, соответственно, от одной полоски до четырех.

Детское платье цесаревича Алексея

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

На кукле слева представлено платье, которое принадлежало маленькому цесаревичу Алексею. Сейчас это может показаться удивительным, но в XIX веке разделения на мужскую и женскую одежду для самых маленьких не существовало: в платья, начиная с XVI века, одевали и мальчиков, и девочек — сначала до достижения ими возраста 6, а в более позднее время — 4 лет. Конечно, когда цесаревич подрос, его гардероб совершенно изменился: излюбленными нарядами мальчика стали военные мундиры.

Плюшевые игрушки фабричного производства

Предположительно, эти игрушки принадлежали цесаревичу Алексею. Плюшевый кот — из Аничкова дворца в Петербурге, а шпиц и мишка — из Александровского дворца в Царском Селе. Эти особые, так полюбившиеся императорским детям игрушки родом из Германии, сшиты на фабрике Маргарет Штайф. Собачки разных пород и окрасок, на колесиках, сидящие или лежащие — вариаций было множество. Однако именно шпицы пользовались наибольшей популярностью у покупателей.

Фарфоровые куклы

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

Великие княжны особенно любили фарфоровых кукол. Специально для них шилась одежда, притом самая разнообразная. Одни из самых выразительных нарядов — крестьянки Московской губернии, национальные костюмы разных народов. Выбор платьев для кукол неслучаен. Детям царской семьи с ранних лет, в том числе и при помощи игрушек, прививалась любовь и уважение к народам огромной империи, интерес к самобытной и уникальной культуре разных регионов страны.

Несмотря на хрупкость фарфоровых кукол, девочкам так нравилось проводить с ними время, что они брали их даже в небольшие путешествия. Сохранилась фотография: на яхте «Штандарт», на которой каждый год царская семья путешествовала по финским шхерам, Мария сидит с той куклой, которая сохранилась и сейчас экспонируется на выставке.

Шуточное письмо великой княжны Анастасии учителю Василию Петрову

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

Александра Федоровна самостоятельно подбирала учителей своим детям. Учебный график было очень плотным и насыщенным даже несмотря на то, что обучение происходило на дому. Если старшие дочери были более терпеливы и старательны, то младшим грамота подчас давалась с трудом. Особенно сложно проходил учебный процесс у Анастасии. От рождения активная и резвая, она не отличалась усидчивостью. Анастасия была главной хулиганкой в семье, любила устраивать розыгрыши и шутить.

Один из главных учителей — преподаватель русского языка Василий Васильевич Петров. У него сложились теплые, отеческие отношения с каждой из княжон, и в особенности с Анастасией. Однажды она написала ему письмо следующего содержания: «Вонючке П. В. П. Диктовки не будет. Слышите, а? Adio! Вот и все. Ухожу». Петров был отличным педагогом, поэтому смог деликатно и с достоинством ответить на это «провокационное» послание. Он отметил, что, как только увидел конверт издали, сразу понял: он от Анастасии. «Только Вы могли использовать такое количество сургуча для одного письма», — написал он в ответе. Потом Василий Васильевич перевел все в шутку и даже прислал книгу, которую непослушная великая княжна должна была прочесть.

Подарочный набор моделей винтовок Мосина

Плюшевый мишка цесаревича Алексея и бунтарское письмо маленькой княжны Анастасии Романовой: 7 необычных экспонатов выставки «Детский мир Николая II»

Николай II и Александра Федоровна старались всячески оберегать страдающего гемофилией цесаревича Алексея: любая, даже незначительная, травма могла пагубно сказаться на его здоровье, поэтому игрушки в детскую комнату наследника престола выбирали особенно внимательно. Однако Алексей воспитывался прежде всего как будущий император, которому предстоит возглавить в том числе и армию. Его растили как будущего офицера, да и самого цесаревича очень интересовала военная тема.

Если любимыми игрушками девочек были куклы, то у мальчика — оружие. Модели винтовок, представленные на выставке, были подарены императору Николаю II по случаю выпуска пятисоттысячного экземпляра винтовки Мосина на Ижевском оружейном заводе. Подарочный набор включает в себя три вида оружия: винтовка пехотная, драгунская и казачья (сверху вниз см. фото). Когда Алексей подрос, отец, зная увлеченность сына, подарил ему этот набор, чему цесаревич был очень рад.

Выставка открыта до 16 февраля 2020 года.

Адрес: г. Москва, ст. м. «Коломенская», проспект Андропова, д. 39, стр.6.

Читайте также: