Игрушки для невидящих детей

Обновлено: 10.05.2024

Игрушка и её роль в воспитании слепого ребёнка.

Игровая деятельность многообразна, и внутри каждого её вида изо дня в день ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для слепого ребенка игрушка приобретает особое значение. Глубокое нарушение зрения ограничивает возможность познавать окружающее пространство и действовать в нём. При определённых условиях игрушка может помочь слепому ребёнку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.

Игра с игрушками, подобранными с учетом потенциальных возможностей ребёнка, способствует его психическому развитию, помогает формированию коллективной деятельности детей, учит ориентироваться в пространстве.

Очень важно научить слепого ребёнка играть с игрушкой. Этому предшествует подготовительная работа, в процессе которой его знакомят, если это возможно, с окружающими реальными предметами и их назначением, а затем сравнивают их с соответствующими игрушками.

С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнаёт окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребёнка в общении.

Игрушки подразделяются на виды, такие как:

1. Моторно-спортивные и тренировочные игрушки

3. Технические игрушки

7. Настольные игры.

Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию мелкой моторики, умению ребёнка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч. прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики (это мозаика, бирюльки и. т. д)

Сюжетно- образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это мягкие игрушки, куклы, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля.

Технические игрушки с механическим управлением : экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки демонстрируют физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка. Играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.

К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования- строительные наборы, конструкторы и т. д.

Музыкальные игрушки- это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребёнка.

Театральные игрушки –это куклы би-ба-бо, марионетки, теневой театр и т. д.

Игры-забавы это клюющие цыплята, утка, которая несёт яйца,

прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами- это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребёнку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Психическое развитие слепого ребёнка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время, дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полноценного развития необходимо развитие игровой деятельности.

Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.

Игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того. Чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы.

Для слепого ребёнка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Для них оптимальны игрушки средней величины (9-30 см).

Материал, из которого изготавливаются игрушки должен быть приятен для осязания и сходен с материалом натуральных предметов.

Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличие, игрушки должны быть ярко окрашены.

Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребёнка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.

Необходимо, чтобы игрушка способствовала развитию игровой деятельности и воображению ребёнка. Этим задачам в первую очередь, отвечают игрушки- образы, такие как куклы.

Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши,брови куклы должны быть четкими, удобными для осязания. Голова, руки и ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы носки или тапочки.

Первый год жизни ребёнка характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребёнок тянется к предмету, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает в функции человека- она предмет действия. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры.

На втором году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает её. В этот период, помимо фигурок удобны простые резиновые куклы средних размеров (30-40 см).

Постепенно кукла в руках ребёнка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению- выступает в функции человека. Ребёнок наделяет её жизнью. К трем годам всё больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры. В которых ребёнок куклу баюкает, катает, кормит, одевает и раздевает. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами. Удобнее куклы ростом 25-35 см.

Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр. стройку.

Разнообразная тематика игр. активность и более высокий объём сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол средних размеров (35-45 см). нужны им куклы и больших размеров. Удобные для катания в колясках, для хороводных игр.

Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол- семья, моряки, летчики (10-12 см).

Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские куклы». Так, футболист импонирует интересам мальчиков. В играх он спортсмен, космонавт, турист. Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, шоферов, машинистов и т. д.

Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.

Консультация для родителей «Роль папы в воспитании ребёнка» «Роль папы в воспитании ребёнка». Роль папы в воспитании своего ребёнка, пожалуй, переоценить очень трудно. Именно отец играет огромную.

Собрание бабушек и дедушек «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка» Собрание бабушек и дедушек «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка» Форма проведения: «Голубой огонёк». Ход встречи 1-ая ведущая.

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребёнка» Роль семейных традиций в воспитании ребёнка. Для родителей о семейных традициях. Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но.

Консультация. Роль сказкотерапии в воспитании дошкольников Роль сказкотерапии в воспитании дошкольника Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия.

Консультация «Роль мамы в воспитании ребёнка» Мама – это первый и самый главный человек в жизни каждого ребёнка. Роль матери в воспитании детей огромна, а многие даже не представляют.

Роль отца в воспитании ребенка. Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются.

Роль родителей в воспитании здорового ребёнка Роль родителей в воспитании здорового ребёнка. (папка - передвижка) Физкульт - Ура! Полноценное физическое развитие дошкольника.

Роль семьи в воспитании малыша Роль семьи в воспитании малыша. «…Все начинается с семьи. Умение прощать, любить и ненавидеть, Уменье сострадать И сложность в жизни видеть».

Роль семьи в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании ребенка Все начинается с семьи… Что же ребенок должен знать о понятии «семья», и какова роль семьи в воспитании.

Роль сказки в воспитании детей Мнoгoлетняя пpивычкa к лoгическoму мышлению увoдит взpoслoгo из миpa симвoлoв. Этo - глaвнaя пpичинa в paзличии вoспpиятия нapoдных скaзoк.

● Лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

● Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма.

● В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

● Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка: пирамидки, матрешки, стаканчики.

● Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35–50 см в окружности). Мячи можно набивать самостоятельно.

● Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

● Детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см).

● Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасса, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка. Помним: Холодные материалы могут быть неприятны для осязания, дети могут отказаться играть с ними. Также по опыту знаем, что чаще всего слепые дети не любят играть с мягкими игрушками. Наибольшая заинтересованность у слепых проявляется к деревянным игрушкам.

● Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, чтобы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, чтобы они не раскололись и не травмировали ребенка.

● При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.

● Желательно, чтобы игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Также, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.

● Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается дошкольник. Однако не следует забывать о том, что слепые дети не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить нужные действия, развернуть сюжет. Отсутствие зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. При этом важно не забывать оречевлять все выполняемые действия.

Правила обучения игре незрячих детей:

1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

2. предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком).

5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших бытовых дел. Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета игры.

Этапы освоения игры:

- Подвесьте погремушки разнообразные по форме и звучанию, на расстоянии вытянутой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разноцветные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колокольчики, тогда ребенок, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные касательно-слуховые впечатления, будет стремиться к повторению движения.

- Вкладывайте в руки ребенка небольшие предметы. Это необходимо для того, чтобы развивать у ребенка навык хватания. Предлагайте ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.

- Положите на стол 2-3 игрушки. Сначала покажите ребенку, как он может найти игрушку, передвигая его руку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков. Не жалейте усилий для того, чтобы ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Учите манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами. Кроме погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребенку различные вкладыши-стаканчики

При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.

- Предложите игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите, как можно сминать, разрывать бумагу.

- Знакомьте с различными сюжетными игрушками (игрушки животных, куклы и т. д.). Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев дети сначала неохотно соглашаются играть с новыми игрушками. Они необычны по материалу (например, мех), велики по размеру, не производят никаких звуков. Постарайтесь заинтересовать ребенка игрушкой.

- Игры с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с ней нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре ребенок может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. При правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

- Строительно-конструкторские игры. Начинать следует с простейших построек. Предлагайте деревянные и металлические конструкторы. Можно предлагать делать простые игрушки из бумаги, проволоки, дощечек.

- Игры с мячом. Можно научить ребенка обхватывать мяч двумя руками, поднимать его над головой и бросать в разных направлениях. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно отыскать его, используйте звуковой мяч, тогда при движении он будет издавать звук, и ребенок сможет, услышав этот звук, самостоятельно определить направление его движения. Желательно, чтобы ребенок ориентировался на голос и старался бросить мяч вам. Учите также ловить мяч двумя руками, ударять мячом об пол и узнавать по звуку, когда мяч коснется пола. Научите ребенка различать мячи по фактуре (резиновый ─ пластмассовый), по характеру поверхности (резиновый ─ гладкий, пластмассовый ─ шероховатый), по звуку при ударе о твердую поверхность.

- Обучение целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Например: «Угостим куклу чаем», «Положим куклу спать», «Катя (Андрюша) собирается на прогулку», «Поможем Кате постирать одежду», «Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие ему знакомо, и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными предметами, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совершить действия, как с натуральными предметами, так и их моделями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с игрушкой в соответствии с назначением реального предмета. Сначала действия выполняются совместно взрослым и ребенком, постепенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или другую сюжетную игрушку и начинать обучать ребенка воображаемым действиям с атрибутами предметной игры. Необходимо путем сравнения реальной и игровой ситуации постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту и закреплять соотнесение куклы и живого объекта.

После всей этой предварительной работы, ребенок уже может соединить несколько действий в один сюжет (пока еще с вашей помощью) и привнести в игру что-то свое.

- Игры- сортировки (форма, величина, материал, свойства поверхности). Можно использовать крупы, желуди, шишки, камешки и другие природные материалы.

- Игры с пуговицами и петлями, молниями, маленькими крючками, петельками, лентами или шнурками для завязывания и т. д..

- Найди такой же (по звуку, на ощупь)

- Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину, крупы)

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, ─ постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками.

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы.Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира,их характеристики и свойства,развивают мелкую моторику.

ВложениеРазмер
trebovaniya_k_igrushkam_dlya_slepyh_detey.docx 15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к игрушкам слепых детей

У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие, которое является ведущим в осознании окружающего мира. Вследствие этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы. Различные образцы материалов для ощупывания для развития тактильного восприятия. Речевое сопровождение и детальное описание всех предметов и действий. И, конечно, развитие игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте обладает основной информационной нагрузкой. Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира, их ведущие характеристики и свойства, развивают мелкую моторику. Рассмотрим свойства игрушек, необходимых для развития игровой деятельности слепых детей.

  1. Цвет. Желательно выбирать игрушки ярких, насыщенных цветов, светящиеся или со световыми индикаторами. В первую очередь у слепых детей необходимо развивать остаточное зрение. Даже светоощущение может впоследствии очень помочь для ориентировки в пространстве. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте, что является важным стимулом развития остаточного зрения. При этом необходимо не только сохранить остатки зрения, но и научить ребенка ими пользоваться, что впоследствии будет стимулировать его познавательную деятельность и интеллектуальное развитие.
  2. Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасс, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка.
  3. Твердость и прочность. Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, что бы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, что б они не раскололись и не травмировали ребенка.
  4. Гигиенические требования. Как уже было сказано выше, обследование игрушек слепыми детьми проводится не только руками. При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.
  5. Звуковое сопровождение. Желательно, чтоб первые игрушки, а также многие последующие игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Так же, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.
  6. Размер. У слепых детей должны быть игрушки разного размера, начиная от 9 см. Мелкие игрушки необходимы на первых трех годах жизни, когда ребенок только овладевает навыками распознавания формы, размера, структуры предмета и начинает производить элементарную классификацию и сравнение предметов. Это, в основном, простые геометрические фигуры: пирамидка, строительный конструктор. Игрушки же, отождествляющие объекты окружающего мира, наоборот, по возможности, должны отображать реальные пропорции (куклы, игрушки, изображающие представителей животного мира, фрукты, овощи), что отражало бы основные, существенные признаки натурального предмета.
  7. Запах. Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Крайне важно развивать сенсорные эталоны слепых детей с младенчества. Обучение формам, размерам, распознаванию материалов должно идти параллельно с обучением распознаванию запахов. Подобное совмещение позволяет развивать у слепого ребенка наиболее качественные знания об окружающем мире.

Так же не стоит опасаться давать слепым детям разборные игрушки: пирамидки, кубики, конструктор. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики и способствуют ориентировке в микро пространстве. При этом стоит соблюдать только одно правило: не оставляйте малыша одного с такими игрушками.

В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность слепых детей развивается параллельно с деятельностью нормально видящих детей, проходит те же ступени по формированию основных игровых навыков и примерно в одинаковом возрасте, но при условии, что интеллект ребенка сохранен, и в отношении воспитания слепого ребенка были применены коррекционные средства и методы обучения.

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребёнка, особенного слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действий с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Это объясняется тем, что слепой ребёнок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию. И, как правило дети отказываются играть с ними. Напротив, мягкие тёплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребёнка необходимо знакомить с различными материалами и свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги, они очень непрочны. Слепой ребёнок, обследуя игрушку и действуя с нею, сжимает её пальцами, с большим усилием нажимает на неё, мнёт игрушку в руках, стучит ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издаёт. Поэтому к прочности игрушек должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется её форма. Это значительно затрудняет создание у ребёнка привольного образа игрушки.

Игрушки должны отвечать определённым гигиеническим требованиям: легко мыться, краска покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размер. Мелкие игрушки нужны для всех слепых детей. Но такие игрушки должны быть не менее 9 сантиметров. Однако в зависимости от возраста ребёнка и уровня его психического развития они выполняют разные функции.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

Особые требования предъявляются к художественно – образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом не соответствует по своему художественно – образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать. При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения её функции: матрёшки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей раннего возраста неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых в то же время были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображённого в игрушке предмета.

В воспитании слепого ребёнка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затрудняет формирование у ребёнка образа, не вызывает желания играть с ней.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы.

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнётся при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятнее для осязания.

Развитию пальцев рук малышей с глубокими нарушениями зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на которой навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки, матрёшки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности.

Формированию умения слепого ребёнка ориентироваться в ближайшем пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры со строительными материалами у детей формируются пространственные умения и навыки.

Развитию движений слепого ребёнка и формированию у него приёмов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большой упругостью и, что очень важно, отскакивая от твёрдой поверхности, издаёт приятный звук – “звенит”.

Для развития ориентировки детей в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колёсиках. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой дорожки, свободной от посторонних предметов.

Малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. В то же время ребёнку можно предложить волчок, клюющего цыплёнка и другие игрушки – забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием. Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребёнком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребёнку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать её неподвижной, иначе она может напугать ребёнка.

В жизни слепого ребёнка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, свистулька, металлофон и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребёнка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Слепых детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Кукла должна быть упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребёнка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застёжка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Малышам с глубокими нарушениями зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания.

Взрослому не следует заниматься с ребёнком всё время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого можно положить рядом с ним ещё одну - две игрушки, время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

НРОО

Выдержки из книги МИХАЭЛЯ БРАМБРИНГА "Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье".
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Интенсивный телесный и голосовой контакт.
Слепой ребенок в значительно большей степени, чем зрячие дети, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Слепой ребенок считает, что мамы нет, если он не чувствует или не слышит ее. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому родители слепых детей должны заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.
Предварительное оповещение. Зрячие люди никогда не должны брать на руки слепого ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот без предварительного уведомления. Не получив предварительного оповещения, слепые дети чаще всего пугаются, а в результате может быть спровоцирована реакция отторжения любого телесного контакта.

Направление руки сзади.
Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки органчика, открывании коробочки или при еде с ложки. Такая методика хороша тем, что при этом руки ребенка и обучающего взрослого движутся в одном направлении. Этот же принцип применим также и при демонстрации движений тела: взрослый совершает то или иное движение вместе с ребенком сзади.
Как показывает наш опыт, направление руки сзади оправдало себя не со всеми детьми. Особенно это касается детей на первом году жизни, но встречаются случаи активного сопротивления такому приему и на втором году. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, мы пытались осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.

Звуковое и речевое сопровождение всех действий.
Звуковое и — если дети стали немного постарше — речевое сопровождение всех совместных действий родителей и их слепых детей очень важно. Подобно тому как зрячих детей побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать слепых детей голосом заняться своими игрушками, Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес слепого ребенка к участию в игре.

Правильное наименование предметов и действий.
Слепому ре-бенку труднее, чем зрячему, воспринимать, сравнивать и различать предметы окружающего мира. Поэтому так важно правильно и дифференцированно называть эти предметы. Например, слепой ребенок с самого начала должен «знать», что игрушечные автомобили, мягкие игрушки, изображающие животных, представляют собой нереальные объекты. Игрушечный автомобиль так и следует называть, избегая названия просто «автомобиль».

Обучение поиску и подбиранию предметов.
У детей, лишенных зрения, отсутствует мотивация к поиску и подниманию с пола упавших игрушек. Благодаря координации зрения и движения рук зрячий младенец уже через несколько месяцев умеет целенаправленно и Уверенно брать в руки тот или иной предмет.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит.

Развитие подвижности тела.
Слепые маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен. У них нет стимула повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед. Уже во вторые шесть месяцев своей жизни зрячий ребенок начинает ползать на животе, становиться на четвереньки и наконец ходить. У детей, лишенных зрения, этот естественный процесс развития нарушен, поэтому его необходимо стимулировать с помощью игровых упражнений.

НРОО

Фрагмент из книги Л. А. Фоминой "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА СЧИТАЮТ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ"

В данной работе рассказывается о незрячих детях дошкольного возраста, о которых часто говорят, что они неуправляемые.

Часто желание ребенка выйти за привычные для всех рамки его образа жизни принимает неприемлемые для человека формы, которые трактуются как агрессия и неуправляемость. Случается и наоборот, при попытке научить ребенка чему-либо новому он, либо не понимая, чего от него хотят, либо не желая приложить усилие, может оказывать такое сильное сопротивление, что снова подпадает под категорию неуправляемого ребенка. Бывают дети, которые ни на чем не могут концентрировать внимание быстро перекидывая различные игрушки, и отказываются от контакта даже со своими близкими. Нередко ребенок настолько пассивен, что после безуспешных попыток вывести его из этого состояния родители приходят к ошибочному выводу, что он ничего не хочет. Конечно, немалую трудность представляет для родителей и педагога ребенок, который вдруг начинает кричать по разного рода причинам: не понравился какой-либо звук, слово или фраза, прозвенел звонок с урока с мелодией, не звучавшей обычно в это время, и т. д. Ребенок также может начать кричать, оказавшись в незнакомом помещении. Часто ему может казаться, что его снова привели в больницу и сейчас начнут лечить.
Причин быть неуправляемым у незрячего малыша гораздо больше. Здесь причудливо сплетаются проблемы, связанные с отсутствием у ребенка зрения," с его индивидуальными сопутствующими нарушениями, с поведением, характерным для аутичного ребенка, но по существу связанным не с аутизмом, а с домашней изоляцией или с неумением определять, в какой ситуации он находится, и т. д.

В настоящее время особенно, хотя так было и раньше, при обследовании ребенка прежде всего обращается внимание на сохранность интеллекта и на сформированность у него каких-либо интересов. Здесь родители вместе с ре-бенком часто оказываются практически в безнадежной ситуации. Случается, что малыш сразу после рождения оказывается очень болен, а иногда практически находится при смерти. Это приводит к серьезному отставанию в его развитии. И часто родители сконцентрированы на лечении ребенка, считая, что они займутся его развитием и воспитанием, когда он выздоровеет. Но, к сожалению, процесс выздоровления может оказаться долгим, и малыш все больше отстает в развитии. Поскольку он болен, его постоянно опекают: кормят, одевают, раздевают, укладывают спать, водят на прогулку — и ни в чем из вышепере-численного ребенок сам не принимает никакого активного участия. Таким образом, у ребенка формируется привычка к пассивному образу жизни, когда окружающие бывают нужны ему лишь для удовлетворения физиологических потребностей.

Иногда малыш начинает говорить и играть с игрушками, но к трем годам практически перестает это делать. Происходит это часто из-за того, что родители недостаточно уделяют внимания его развитию или не знают, как это нужно делать. Также причиной регресса в развитии может быть неоднократное медицинское вмешательство с применением наркоза или некоторых препаратов. Какими бы щадящими ни были медицинские препараты, к сожалению, нередко они оказывают негативное воздействие. Вот почему, прежде чем применять какие-либо лекарства, следует быть очень осторожными и обязательно прокон-сультироваться у хорошего специалиста. Не нужно стесняться спрашивать о противопоказаниях и возможных побочных воздействиях.

НРОО

-Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.

– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.

– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.

НРОО

– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и выпускать его, это тяжело.

– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.

НРОО

– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.

– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.

– А тактильные ощущения, как развивать их?

– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.

– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?

– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.

– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?

– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.

– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.

– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

Читайте также: