Игрушки делать тоже ремесло 3 класс окружающий мир конспект

Обновлено: 04.05.2024

Ребята, давайте проверим , готовы ли вы к уроку. Проверьте порядок на рабочем месте. Удачной работы. Сегодня у нас не просто урок, а урок –проект.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Постановка учебных задач и определение темы урока.

Послушайте рассказ и скажите о какой удивительной профессии идет речь.

- Задача ясна? Тогда слушайте…стр.109

Вы догадались, о каких ремеслах идет речь?

- Почему использовали дерево на Руси? Что еще из него делали?

-Мы изучали много ремесел. А как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Какая тема урока.

Обсуждают вопросы, формулируют тему урока конструируют учебные задачи урока .

Обработка дерева, древоделы

-Дома, орудия, труда, бочки, корзины…

-Игрушки делать - тоже ремесло

Регулятивные, познавательные (постановка и решение проблемы)

- Игрушки появились давно. Уже в 10 веке новгородские ремесленники делали игрушки для детей . Способ их изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому игрушки, сделанные разными мастерами из одного села похожи. О таких игрушках говорили «народные игрушки». И сегодня, говоря об игрушках разных уголков нашей страны мы еще соприкоснемся с народным творчеством.

Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие. - Их покупали на ярмарках и базарах или делали дома из самых разных материалов: дерева, соломки, глины, ткани или ниток.

Девочки наряжали своих тряпичных и соломенных куколок, как настоящих модниц.

Деревянные игрушки «Карусель» и «Кузнецы» очень нравились мальчикам, потому что могли двигаться.

Из дерева и глины мастерили свистульки в виде птицы, зверя или фигурки человека.

Способ изготовления игрушки передавался из поколения в поколение: от деда- к внуку, от отца- к сыну. Ремесленники, которые вырезали матрёшек и медведей, лепили птичек, людей и коней, были во многих деревнях. И назывались эти игрушки по названию тех мест, где они изготавливались.

Перед нами выставка игрушек.

Какое настроение, чувства они вызывают?

Для чего делали эти игрушки?

А как вы думаете, легко ли делать игрушки?

Давайте проверим и проведем исследование. Исследование проводим в три этапа.

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе мы должны поставить цель, гипотезу.

Цель: что нужно знать, чтобы сделать игрушку?

Гипотеза: Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником?

Каким методом можно проверить нашу гипотезу.

Итак, мы поставили цель, выбрали метод, которым будем добиваться поставленной цели, нужно провести исследование. Переходим ко второму этапу.

2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле.

Из какого материала будет делать, для чего это игрушка..и т.д.

Познавательные, коммуникативные, личностные

Взаимодействие и сотрудничество

Работа в группах

2 этап .Исследовательский. На нем мы разделимся на группы, чтобы узнать , как можно больше об этом ремесле.

Предлагаю вас представить и прославить свой край ремесленников.

1.Место рождения игрушки

2.Материал для изготовления

4.Отличительные черты(форма, узоры, украшения, цвета..)

5.Настроение и умение мастера.

Работа в группах по плану исследования.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Построение защиты своего исследования,

остальные слушают и дополняют

Обмен информацией. Представляют проекты

Вывод: каждая группа по плану рассказала об изготовлении игрушек. Про анализировав все ответы , что вы может сказать. Какой вывод сделаем?

3 этап. Заключительный.

Давайте вернемся к нашей гипотезе.

Нужно ли для изготовления игрушки быть ремесленником?

Какие выводы можем сделать?

Анализируют результат приобретенных знаний и применение их в жизни.

А теперь , давайте попробуем стать мастерам, изготовим игрушку

- Что можно сказать о качестве вашей работы?

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В ходе работе удалось научиться..

А какими вы сегодня были мастерами, работая в группах? Оцените свою работу. Выставьте их на листочках. Есть разногласия в оценивании?

Спасибо за работу.

Старательным, трудолюбивым, терпеливым, ловким, работать с любовью, желанием.

Регулятивные- уметь оценивать правильность выполнения действия.

Делали мастера игрушки и вспоминали сказки и свои придумывали. Я предлагаю выбрать и выполнить творческие задания.

1. рассказ, что ты умеешь мастерить

2.Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки».

3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.

Производят выбор заданий.

Самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИГРУШКИ ДЕЛАТЬ- ТОЖЕ РЕМЕСЛО

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ЦЕЛЬ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ИГРУШКУ

ГИПОТЕЗА НУЖНО ЛИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ БЫТЬ РЕМЕСЛЕННИКОМ

ПЛАН РАБОТЫ 1.МЕСТО РОЖДЕНИЯ ИГРУШКИ 2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 3.ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 5.НАСТРОЕНИЕ И УМЕНИЕ МАСТЕРА

Я узнал… Интересно было… В ходе работы удалось научиться… - Мне захотелось…

Домашнее задание: 1. Рассказ, что ты умеешь мастерить. 2. Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки» 3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.

СПАСИБО ЗА УРОК

Предварительный просмотр:

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов . Возник в заречной слободе Дымково , близ города Вятки .

Это один из самых старинных промыслов Руси-- более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают белилами в два-три слоя. Затем расписывают. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи , барыни .

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

В деревне Федосеево сложился промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, даже примитивным, но лихим и ярким растительным орнаментом.
Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» ( изделия из щепы – тоненьких дощечек). Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок- столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели… разнообразные каталки .
Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков.

Сами распространёнными изделиями были кони-колёски, состоящие из одной фигурки или упряжки по 2-3 коня, с возком или без него… федосеевские кони вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощенная форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост, и ставили такие фигурки на струганную тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него человечка из дерева вырезанного посадить. Федосеевские игрушки- коняшки представляли собой смешную грубоватую рабочую лошадку-трудягу.
Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Уроки 59–60. Что создавалось трудом ремесленника и рабочего?
Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле.
О веретене, прялке и ткацком станке. оружейных дел мастера

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о труде ремесленников.

Предметные результаты: иметь представление о ремеслах в России XVII–XVIII веков.

Содержание этапа уроков

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; уметь выстаивать события в хронологическом порядке; работать с информацией в разных форматах. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Предлагается разделить на группы следующие предметы: глиняный горшок, подкова, серп, русская рубаха, скамья, игрушка,
оружие
.

– Что объединяет все эти предметы?

– Разделите их на группы.

– Как в крестьянскую избу попали эти предметы?

– Кто их изготовил?

Рассказ учителя (см. РМ)

– Все их можно встретить в русской избе.

Предлагают варианты деления на группы.

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД.)

– Определите тему урока.

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Ремесло на Руси.

– Какие ремесла были
на Руси?

III. Совместное открытие новых
знаний

Научить решать учебные задачи

Уметь планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

– Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.
А как это происходило, вы узнаете из статьи учебника.

Организует чтение статьи учебника «Что такое ремесло».

– Назовите причины возникновения
ремесла

Внимательно слушают.

Работают с учебной статьей

IV. Первичное закрепление с созданием
схемы

Научить проговаривать новые знания в громкой речи с созданием схемы

Уметь осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов; работать с информацией, представленной в разных форматах; упорядочивать информацию по заданным критериям. (Познавательные УУД.)

Уметь планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. (Коммуникативные УУД.)

Организует групповую работу по изучению ремесел с использованием материала учебника, энциклопедий, Интернета.

– Сегодня мы отправимся на экскурсию в ремесленные мастерские. Вам необходимо будет изучить информацию и заполнить «Информационный лист»:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представление о русской культуре, сформировать представление о народной игрушке.

Образовательные: раскрыть особенности работы ремесленника, познакомить с традиционными ремеслами и местами традиционных игрушечных народных промыслов, продемонстрировать основные виды игрушек;

Воспитательные: формировать художественный вкус, воспитывать трудолюбие, уважение и гордость достижениями своего народа,

Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи;

- Предметные: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное.

формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока, планирование, прогнозирование.

поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения, формирование умений отличать изделия народных промыслов.

строить рассуждение, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других.

формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного.

Оборудование: Проектор, презентация, учебник, конспект, рабочая тетрадь

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

- Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Лилиана Григоровна. Давайте сядем правильно и поскорее начнем урок.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть. ) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

- Ребята, в начале нашего урока давайте озвучим, что мы узнаем или повторим сегодня на занятии:

- Кто такой ремесленник?

- Что такое ремесло?

- Какие есть виды ремесла?

- Кто может сказать кто такой ремесленник? (Слайд 1)

- Для начала обозначим, что ремесленник – это человек, который занимается ремеслом, он обладает особыми навыками мастерства и производит на продажу или заказ изделия ручной работы, так он имеет заработок.

-Так если ремесленник – это мастер, что же такое ремесло?

Ремесло – мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо. изделий ручным, кустарным способом. Ремесло основано на применении ручных орудий труда.

А какие были ремесла в 17-18 веке в России давайте узнаем на страничке 112, рассмотрим табличку.

- Давайте пойдем по порядку

1.Скорняжное ремесло, обработка кожи.

- Как думаете ребят, чем занимался мастер? Что он изготавливал?

Скорняк — мастер по выделке шкур пушных животных на мех, скорняжное ремесло всегда было одним из важнейших промыслов на Руси, так как кожа и меха давали нам одежду. Он занимался изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.

2. Работы с кожей, башмачное ремесло

Данная работа посвящена ремеслу, связанному с изготовлением кожаных изделий. Кожевники обрабатывали шкуры животных для изготовления одежды, кожаных доспехов, а также упряжок для ездовых животных. Башмачники изготавливали обувь из кожи.

3. Обработка шерсти – это добыча ниток, в частности из шерсти. Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал много стадий.

Делали нитки с помощью процесса – прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были: деревянная прялка и веретено.

4. Ювелирное ремесло, но тут я думаю и так все понятно.

Ювелир – это мастер по изготовлению ювелирных изделий.

5. Строительные ремесла – это строительство, каких либо домов, помещений и т.д. Занимались мужчины – строители.

6. Производство продуктов питания – люди занимались продажей и переработкой зерна, производством растительного масла, огородничеством , выпечкой и т.д.

7. Обработка льна, из льна мастерицы получали ткань.

8. Гончарное мастерство - ремесло, служившее для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Этим занимались гончары с помощью глины.

9. Обработка металла. С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. Эти занимались кузницы. Особо распространено было производство доспехов и оружия, также изготавливали орудия труда, для других ремесел и инструменты.

10. Обработка дерева. Основным материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой. Этим занимались мастера плотники.

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обмениваются мнениями по пройденной теме.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

- Ремесло было помощником не только в бытовых делах, а еще и в игровых. С помощью своих умений мастера создавали игрушки.

- А тема сегодняшнего нашего уроки «Игрушки делать - тоже ремесло». (Слайд 2)

- Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем истории некоторых из них, о способах их изготовления, как они называются, выглядят и что они из себя представляют. (Слайд 3)

- Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.

-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац.

Кто хочет прочитать?

- Тут мы узнали, что игрушки бывают деревянные и глиняные, а какие еще бывают?

Из чего мастерили игрушки?

глина дерево ткани солома нитки

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Возможные ответы детей.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

-И когда же в нашей стране появились детские игрушки?

Найдите мне эту информацию в тексте на той же странице во втором абзаце.

- Молодцы. А что это за игрушки были?

- А какая игрушка вам кажется самой знаменитой из всех деревянных? Даю подсказку – она многослойная.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна, в то время самое популярное женское имя, а в уменьшительно - ласкательной форме – Матрешка.

- А вам что-нибудь говорит название «Дымковская игрушка»?

Давайте прочитаем на странице 114, второй абзац.

- На странице 115 рассмотрим игрушки.

Ребят, я предлагаю вам разделиться на 6 групп – чтобы каждая подготовила ответ про свою игрушку.

1 группа - Богородская игрушка;

2 группа - Федосеевская игрушка;

3 группа - Игрушки Сергиева Посада;

4 группа - Романовская игрушка;

5 группа - Дымковская игрушки;

6 группа - Филимоновская игрушки;

Я вам раздам информацию, а вы должны выделить про свою игрушку – где ее производили? Из чего? И что она из себя представляла?

Даем полный ответы (Пример: Болгородская игрушка произвошла из посёлка Богородск, Сергиево-Посадского района Московской области России.) Потом каждая микрогруппа выйдет с рассказом о своей игрушке.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 6)

(Когда дети будут выступать от 7 до 13 слайда)

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества.

2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

( В великом Новгороде, в 10 веке).

(Свистульки, маленькие глиняные топорики, игрушечная посуда, погремушки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представление о русской культуре, сформировать представление о народной игрушке.

Образовательные: раскрыть особенности работы ремесленника, познакомить с традиционными ремеслами и местами традиционных игрушечных народных промыслов, продемонстрировать основные виды игрушек;

Воспитательные: формировать художественный вкус, воспитывать трудолюбие, уважение и гордость достижениями своего народа,

Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи;

- Предметные: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное.

формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока, планирование, прогнозирование.

поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения, формирование умений отличать изделия народных промыслов.

строить рассуждение, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других.

формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного.

Оборудование: Проектор, презентация, учебник, конспект, рабочая тетрадь

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

- Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Лилиана Григоровна. Давайте сядем правильно и поскорее начнем урок.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть. ) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

- Ребята, в начале нашего урока давайте озвучим, что мы узнаем или повторим сегодня на занятии:

- Кто такой ремесленник?

- Что такое ремесло?

- Какие есть виды ремесла?

- Кто может сказать кто такой ремесленник? (Слайд 1)

- Для начала обозначим, что ремесленник – это человек, который занимается ремеслом, он обладает особыми навыками мастерства и производит на продажу или заказ изделия ручной работы, так он имеет заработок.

-Так если ремесленник – это мастер, что же такое ремесло?

Ремесло – мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо. изделий ручным, кустарным способом. Ремесло основано на применении ручных орудий труда.

А какие были ремесла в 17-18 веке в России давайте узнаем на страничке 112, рассмотрим табличку.

- Давайте пойдем по порядку

1.Скорняжное ремесло, обработка кожи.

- Как думаете ребят, чем занимался мастер? Что он изготавливал?

Скорняк — мастер по выделке шкур пушных животных на мех, скорняжное ремесло всегда было одним из важнейших промыслов на Руси, так как кожа и меха давали нам одежду. Он занимался изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.

2. Работы с кожей, башмачное ремесло

Данная работа посвящена ремеслу, связанному с изготовлением кожаных изделий. Кожевники обрабатывали шкуры животных для изготовления одежды, кожаных доспехов, а также упряжок для ездовых животных. Башмачники изготавливали обувь из кожи.

3. Обработка шерсти – это добыча ниток, в частности из шерсти. Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал много стадий.

Делали нитки с помощью процесса – прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были: деревянная прялка и веретено.

4. Ювелирное ремесло, но тут я думаю и так все понятно.

Ювелир – это мастер по изготовлению ювелирных изделий.

5. Строительные ремесла – это строительство, каких либо домов, помещений и т.д. Занимались мужчины – строители.

6. Производство продуктов питания – люди занимались продажей и переработкой зерна, производством растительного масла, огородничеством , выпечкой и т.д.

7. Обработка льна, из льна мастерицы получали ткань.

8. Гончарное мастерство - ремесло, служившее для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Этим занимались гончары с помощью глины.

9. Обработка металла. С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. Эти занимались кузницы. Особо распространено было производство доспехов и оружия, также изготавливали орудия труда, для других ремесел и инструменты.

10. Обработка дерева. Основным материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой. Этим занимались мастера плотники.

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обмениваются мнениями по пройденной теме.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

- Ремесло было помощником не только в бытовых делах, а еще и в игровых. С помощью своих умений мастера создавали игрушки.

- А тема сегодняшнего нашего уроки «Игрушки делать - тоже ремесло». (Слайд 2)

- Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем истории некоторых из них, о способах их изготовления, как они называются, выглядят и что они из себя представляют. (Слайд 3)

- Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.

-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац.

Кто хочет прочитать?

- Тут мы узнали, что игрушки бывают деревянные и глиняные, а какие еще бывают?

Из чего мастерили игрушки?

глина дерево ткани солома нитки

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Возможные ответы детей.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

-И когда же в нашей стране появились детские игрушки?

Найдите мне эту информацию в тексте на той же странице во втором абзаце.

- Молодцы. А что это за игрушки были?

- А какая игрушка вам кажется самой знаменитой из всех деревянных? Даю подсказку – она многослойная.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна, в то время самое популярное женское имя, а в уменьшительно - ласкательной форме – Матрешка.

- А вам что-нибудь говорит название «Дымковская игрушка»?

Давайте прочитаем на странице 114, второй абзац.

- На странице 115 рассмотрим игрушки.

Ребят, я предлагаю вам разделиться на 6 групп – чтобы каждая подготовила ответ про свою игрушку.

1 группа - Богородская игрушка;

2 группа - Федосеевская игрушка;

3 группа - Игрушки Сергиева Посада;

4 группа - Романовская игрушка;

5 группа - Дымковская игрушки;

6 группа - Филимоновская игрушки;

Я вам раздам информацию, а вы должны выделить про свою игрушку – где ее производили? Из чего? И что она из себя представляла?

Даем полный ответы (Пример: Болгородская игрушка произвошла из посёлка Богородск, Сергиево-Посадского района Московской области России.) Потом каждая микрогруппа выйдет с рассказом о своей игрушке.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 6)

(Когда дети будут выступать от 7 до 13 слайда)

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества.

2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

( В великом Новгороде, в 10 веке).

(Свистульки, маленькие глиняные топорики, игрушечная посуда, погремушки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представление о русской культуре, сформировать представление о народной игрушке.

Образовательные: раскрыть особенности работы ремесленника, познакомить с традиционными ремеслами и местами традиционных игрушечных народных промыслов, продемонстрировать основные виды игрушек;

Воспитательные: формировать художественный вкус, воспитывать трудолюбие, уважение и гордость достижениями своего народа,

Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи;

- Предметные: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное.

формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока, планирование, прогнозирование.

поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения, формирование умений отличать изделия народных промыслов.

строить рассуждение, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других.

формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного.

Оборудование: Проектор, презентация, учебник, конспект, рабочая тетрадь

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

- Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Лилиана Григоровна. Давайте сядем правильно и поскорее начнем урок.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть. ) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

- Ребята, в начале нашего урока давайте озвучим, что мы узнаем или повторим сегодня на занятии:

- Кто такой ремесленник?

- Что такое ремесло?

- Какие есть виды ремесла?

- Кто может сказать кто такой ремесленник? (Слайд 1)

- Для начала обозначим, что ремесленник – это человек, который занимается ремеслом, он обладает особыми навыками мастерства и производит на продажу или заказ изделия ручной работы, так он имеет заработок.

-Так если ремесленник – это мастер, что же такое ремесло?

Ремесло – мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо. изделий ручным, кустарным способом. Ремесло основано на применении ручных орудий труда.

А какие были ремесла в 17-18 веке в России давайте узнаем на страничке 112, рассмотрим табличку.

- Давайте пойдем по порядку

1.Скорняжное ремесло, обработка кожи.

- Как думаете ребят, чем занимался мастер? Что он изготавливал?

Скорняк — мастер по выделке шкур пушных животных на мех, скорняжное ремесло всегда было одним из важнейших промыслов на Руси, так как кожа и меха давали нам одежду. Он занимался изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.

2. Работы с кожей, башмачное ремесло

Данная работа посвящена ремеслу, связанному с изготовлением кожаных изделий. Кожевники обрабатывали шкуры животных для изготовления одежды, кожаных доспехов, а также упряжок для ездовых животных. Башмачники изготавливали обувь из кожи.

3. Обработка шерсти – это добыча ниток, в частности из шерсти. Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал много стадий.

Делали нитки с помощью процесса – прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были: деревянная прялка и веретено.

4. Ювелирное ремесло, но тут я думаю и так все понятно.

Ювелир – это мастер по изготовлению ювелирных изделий.

5. Строительные ремесла – это строительство, каких либо домов, помещений и т.д. Занимались мужчины – строители.

6. Производство продуктов питания – люди занимались продажей и переработкой зерна, производством растительного масла, огородничеством , выпечкой и т.д.

7. Обработка льна, из льна мастерицы получали ткань.

8. Гончарное мастерство - ремесло, служившее для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Этим занимались гончары с помощью глины.

9. Обработка металла. С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. Эти занимались кузницы. Особо распространено было производство доспехов и оружия, также изготавливали орудия труда, для других ремесел и инструменты.

10. Обработка дерева. Основным материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой. Этим занимались мастера плотники.

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обмениваются мнениями по пройденной теме.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

- Ремесло было помощником не только в бытовых делах, а еще и в игровых. С помощью своих умений мастера создавали игрушки.

- А тема сегодняшнего нашего уроки «Игрушки делать - тоже ремесло». (Слайд 2)

- Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем истории некоторых из них, о способах их изготовления, как они называются, выглядят и что они из себя представляют. (Слайд 3)

- Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.

-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац.

Кто хочет прочитать?

- Тут мы узнали, что игрушки бывают деревянные и глиняные, а какие еще бывают?

Из чего мастерили игрушки?

глина дерево ткани солома нитки

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Возможные ответы детей.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

-И когда же в нашей стране появились детские игрушки?

Найдите мне эту информацию в тексте на той же странице во втором абзаце.

- Молодцы. А что это за игрушки были?

- А какая игрушка вам кажется самой знаменитой из всех деревянных? Даю подсказку – она многослойная.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна, в то время самое популярное женское имя, а в уменьшительно - ласкательной форме – Матрешка.

- А вам что-нибудь говорит название «Дымковская игрушка»?

Давайте прочитаем на странице 114, второй абзац.

- На странице 115 рассмотрим игрушки.

Ребят, я предлагаю вам разделиться на 6 групп – чтобы каждая подготовила ответ про свою игрушку.

1 группа - Богородская игрушка;

2 группа - Федосеевская игрушка;

3 группа - Игрушки Сергиева Посада;

4 группа - Романовская игрушка;

5 группа - Дымковская игрушки;

6 группа - Филимоновская игрушки;

Я вам раздам информацию, а вы должны выделить про свою игрушку – где ее производили? Из чего? И что она из себя представляла?

Даем полный ответы (Пример: Болгородская игрушка произвошла из посёлка Богородск, Сергиево-Посадского района Московской области России.) Потом каждая микрогруппа выйдет с рассказом о своей игрушке.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 6)

(Когда дети будут выступать от 7 до 13 слайда)

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества.

2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

( В великом Новгороде, в 10 веке).

(Свистульки, маленькие глиняные топорики, игрушечная посуда, погремушки).

Читайте также: