Игрушки для дошколят крупская

Обновлено: 03.05.2024

содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

2. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло.

3. Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки.

4. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

5. Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

6. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

1. Сюжетные игрушки имеют еще одно название — образные игрушки (куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства — автомашины, поезда, самолеты, тележки, посуда, мебель и др.)

2. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.

3. Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей. (фигурки людей, животных)

4. Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

5. Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха.

6. Театрализованные игрушки

7. Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

8. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

9. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями.

ОБ ИГРУШКАХ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно.

Важно определить, для какого возраста какая игрушка нужна.

Больше всего игрушка нужна для дошкольного возраста. Нужна игрушка массовая, дешевая, общедоступная.

Какая игрушка нужна для младших дошколят?

Дошкольник младшего возраста еще не освоил окружающей среды. Он изучает ее путем наблюдения, подражания, повторения без конца одних и тех же движений, слов, игр. Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые его самодеятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло.

Ребенок не умеет еще как следует различать цвета. Надо дать ему игрушки, которые научат его различать цвета (тут очень хороши разноцветные лоскутки, в которые ребята могут завертывать свою куклу, разноцветные кружочки, коробочки и т. п.).

Ребенок не различает еще величин: ему надо давать игрушки, которые помогли бы ему осваивать величины.

Тут хороши игрушки наподобие вкладных яиц, разные вкладные коробочки, разной величины деревянные зверушки, знакомые детям, или фигурки людей. Дети могли бы расставлять фигуры по росту, по величине: пара взрослых, пара девочек, пара мальчиков; пара взрослых, три девочки, пять мальчиков и т. п. Фигуры должны быть простые и ни формой, ни раскраской не отвлекать ребят от основного.

Ребята не знают еще расстояния. Им надо дать аспидную доску и мелообразный карандаш, чтобы ребята могли проводить линии разной величины, в разные стороны, стирать их и проводить другие.

Нужны мягкие мячики, которые можно бросать вверх, вниз, катать, подбрасывать, не боясь что-нибудь разбить, кого-нибудь ушибить, и т. д.

Ребята еще развивают в себе чувство осязания, им надо все потрогать. Им надо давать предметы жесткие, мягкие, гладкие, шершавые; учить их различать предметы на ощупь, отличать форму на ощупь, вытаскивая из мешочка ту или иную вещь.

Хорошо давать ребятам дошкольного возраста разные звуковые инструменты — звоночки, барабаны (конечно, это не комнатные игры).

Важно, чтобы ребенок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать.

Важно дать ребенку небьющуюся посуду, которую он мог бы расставлять, наполнять песком, зернами, и т. п. Не надо в младшем дошкольном возрасте давать непременно слонов, тигров, медведей, которых ребенок еще не видел живыми. Если ему нравится мишка, то только потому, что он мягкий, что лапы у него двигаются. Лучше давать ему мягкую кошку, собаку, лошадь, так как этих животных он видит живыми, может их наблюдать.

Надо давать кубики (большие, но легкие) и другие деревянные материалы, из которых можно строить различные сооружения.

Летом важно давать деревянные лопатки, тачки, повозки, сумочки, корзиночки, куда можно собирать всякую всячину. Зимой нужно давать саночки,

Какие игрушки интересуют дошколят более старшего возраста?

Если малыши охотнее играют в одиночку, то дошколята постарше любят играть уже вместе.

Если малышей интересует отдельная кошка, собака, корова, лошадь, девочка, мальчик, отдельный дядя или тетя, то ребят постарше интересуют все эти предметы в действии, в определенной обстановке. И тут картинки, их характер особенно важны.

Старшего дошкольника интересуют окружающие люди. Вот мать. Что она делает? Вот отец. Что он делает? Что делает его старший брат? и т. д. Интересует его прежде всего то, что ему близко, понятно, — не экзотика: не то, что за пределами его кругозора, а та жизнь, те люди, которых он наблюдает.

Тут важны разрезные картинки такого типа. В старину было на картоне нарисовано: сидит турок и курит трубочку. Нарисован старик, сидящий на пне. Рядом с ним на картоне сделано место, куда можно вдвигать другие картинки. «И вот приходит маленькая девочка» — вдвигается картинка с девочкой в розовом платьице и т. д. Теперь содержание должно быть другое, но тип игрушки может быть сохранен. Он может быть очень интересен, если материал будет близок и понятен ребятам.

Если вы посмотрите на рисунки ребят 4–5 лет, то увидите, что они рисуют веши, людей всегда в определенной обстановке. Детали их еще не интересуют. Это — возраст, когда ребята начинают рисовать. Им надо давать уже бумагу и мягкие цветные карандаши.


Война, больше чем что другое, расшатала те устои, на которых покоились старке семейные отношения.

Мужья, братья — «добытчики», «кормильцы» — уходили за тысячи верст, жили там какой-то своей, особой жизнью, гибли миллионами. Женщина вынуждена была уже сама заботиться о себе, о детях. За время войны она выросла, стала самостоятельнее, сознательнее. Это уже не прежняя «мужняя жена», «отцова дочь».

Изменение женской психики, большая независимость и самостоятельность женщины не могли не отразиться на отношениях между мужем и женой там, где сохранилась еще старая семья.

Сотни тысяч семей осиротели; погоревали жены, поубивались, но жизнь берет свое. Постепенно начались завязываться новые брачные отношения, но зачастую уже на совершенно иных основаниях. Постоянные эвакуации, неустойчивость всех социальных условий, характерная для переходных эпох, стоянки армий — все это способствовало брачным связям, заключаемым не на основе хозяйственных соображений, а на основе взаимных симпатий. Связи эти носили и носят в большинстве случаев заведомо для обеих сторон временный характер. Соображения «пристроиться», взять хозяйку в дом перестают играть какую- либо роль, и это делает брачные связи гораздо более нормальными, искренними.

Однако в современных браках существует своя страшно темная сторона. Война довела страну до крайнего предела нищеты и разорения. А нищета, как правило, — могила всех человеческих отношений. И мы видим, как из-за хлеба, из-за разрешения протащить сквозь заградительный отряд мешок муки женщина идет на все — отдает самое себя. Негодяев, готовых воспользоваться беззащитностью женщины, еще достаточное количество, и беременеют женщины от людей, которых в лицо не видели раньше. Нельзя замалчивать этого. Нищета заставляет продаваться, продаваться не проститутку, которая делает из этого промысел, а мать семейства — часто ради детей, ради старухи матери. Жертва Сони Mapмеладовой[1] стала бытовым явлением, только рассматривается ее жертва как простой эпизод поездки за хлебом.

И явления связи первого порядка (временной, по взаимной симпатии), и связи второго порядка (связь из-за куска хлеба) одинаково делают мать единственным лицом, на которое ложится вся тяжесть вскармливания и воспитания ребенка. Раньше полагался муж, который заботился во время беременности, было с кем разделить заботу о детях. Теперь все ложится на одну мать.

Как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения, вскармливания и воспитания? Ответ ясен — надо, чтобы государство взяло на себя не только охрану материнства и младенчества, не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать.

Это облегчило бы женщине до чрезвычайности ее положение, поставило бы ее на деле в равные условия с мужчиной.

Советская власть употребляет вес усилия для того, чтобы снять с женщины тяжкую заботу о детях.

Советская власть устраивает дома матери и ребенка, ясли, детские сады, колонии. Но надо смотреть правде в глаза и признать, что это капля в море. Теперь, когда кончается гражданская война, когда внимание все более и более обращается на бескровный внутренний фронт, вероятно, в области общественного воспитания детей удастся сделать гораздо больше. Но это в будущем.

Пока что условия рождения и воспитания детей в своей массе еще тяжелее, чем прежде. И, понятно, у очень многих женщин является желание не иметь детей. Во многих сильно говорит материнский инстинкт. Женщина рада бы отдаться радостям материнства, но она знает, что ей не поднять ребенка, что, рождая его, она обрекает его на голод, холод, беспризорность: «Сама еле перебиваюсь».

Всякий раз, когда я думаю, как тяжело отражаются ненормальные общественные условия на женщине, передо мной встает воспоминание детства. Жили мы около Углича на фабрике. Была там кухарка Пелагея Толстая. Жизнерадостная, она поражала своим добродушием. С ней жила ее племянница, сиротка Лизутка, моя подружка, которую она кормила, обувала, одевала. К нам, детям, она относилась очень ласково и зимой, помню, с неменьшим увлечением, чем мы, каталась с горы, забывая, что у нее там на плите жарятся «котлеты».

И вот через несколько лет при мне, подростке, рассказали, что у Пелагеи был незаконный ребенок, что она бросила его в отхожее место и пошла на каторгу. Тогда как-то я не осознала этого факта, но запомнила его на всю жизнь. И когда потом, девушкой уже, я осознала со всей яркостью свою ненависть к помещичье-буржуазному строю, когда безобразные факты, порождавшиеся этим строем, вереницей, цепляясь друг за друга, проходили мысленно перед моими глазами, встал уже во всем своем ужасающем трагизме и факт детоубийства, совершенный Пелагеей. Поистине ужасны социальные условия, заставляющие добродушнейшее существо идти на убийство. Отдача детей в воспитательный дом, хозяйке «фабрики ангелов», хотя и не наказывалась каторгой, но являлась по существу замаскированным детоубийством.

Детоубийство, конечно, — самый первобытный, самый варварский способ избавиться от ребенка.

Выкидыш (аборт), уже более искусственный — позднейший способ, имеющий ту же цель.

Мать, устраивающую себе выкидыш, не называют детоубийцей. «Общество» склонно входить в положение матери и оправдывает ее стесненным материальным положением. Может быть, потому, что до последнего времени к абортам прибегали главным образом лишь женщины из состоятельных кругов.

Аборт по закону был наказуем. И именно потому, что его надо было скрывать, он обходился недешево. Доктора и акушерки спекулировали на абортах. Дешевый аборт, к которому прибегали швеи, прислуга и прочие, производился обычно совершенно неосведомленными людьми и был связан с большим риском для женщины.

Положить конец спекуляции в этой области может лишь отмена наказуемости аборта, вызываемого общими неблагоприятными социальными условиями.

Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; [борьба] должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться.

Нельзя считать преступным уничтожение плода, еще не ставшего живым существом, составляющего еще часть организма матери.

Конечно, ненаказуемость аборта не может уничтожить у матери того тяжелого чувства, которое вызывает у нее аборт. Весь ее организм уже перешел, так сказать, на рельсы деторождения, в организме началось уже приспособление к питанию находящегося в ней плода, и перерыв этого процесса обычно субъективно ощущается матерью как преступление над собой и ребенком. Стоит посмотреть часто на возбужденный, полный тоски взгляд женщины, прибегнувшей к аборту, чтобы понять, какой ценой покупается матерью таким способом свобода.

Опыт и доктора говорят, что выкидыш тем легче переносится, чем в более ранний период

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнооб­разные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку).

И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий.

Характер и степень обобщённости, условности зависит от типа игрушки или от её конкретного назначения. На данной основе было выделено три группы игрушек.

- реалистичные (игрушки, которые передают реальные черты);

- условно-образные (в этих игрушках можно выделить детали, которые позволяют её приспособить к игре);

Игрушки разнообразны по типам, материалам, по технике изготовления, по воспитательному назначению и пр. Важно чтобы игрушка была динамичной. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка побуждает ребёнка к действиям, манипуляциям, оказывает положительное влияние на развитие многих психических процессов (воображение, речь, мышление и пр.). Игрушка даёт представления о разных профессиях, знакомит с сенсорными эталонами.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Игрушки объединяют детей в коллективы, а это способствует развитию коммуникативных качеств, взаимопонимания.

Педагогические, эстетические и гигиенические требования к игрушкам и игровым пособиям.

Основные педагогические требования к игрушкам были определены Надеждой Константиновной Крупской в статье «Об игрушках для дошколят»:

- игрушка должна быть безопасной для жизни и здоровья ребёнка.

- требования к оформлению игрушки.

- требование к тематике, содержанию игрушки.

- игрушка должна содействовать развитию ребёнка

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности». Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, проповедующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнь ребенка?

Основное требование к игрушкам определила Н К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.

Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло.

А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности».

Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, проповедующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А.Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения игрушки распределяются по возрастным группам в одинаковом ассортименте, что недопустимо.

Слишком простые игрушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утомляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д.

в) Классификация игрушек (по принципу соотносимости с разными видами игр, по степени готовности, по виду применяемого сырья)

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализованной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей? Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка - «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Игрушки-забавы помогают воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается и т.п. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи).

Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурах.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек.

Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Читайте также: