Игрушки для фланелеграфа своими руками

Обновлено: 14.05.2024

Разработала Трусова Елена Сергеевна: воспитатель МБОУ «Металлплощадская СОШ», детский сад «Изумрудный город.

Фланелеграф

— учебное наглядное пособие, которое состоит из игровой панели (это доска или плотный картон, обтянутые фланелью или флисом, на которую крепятся вырезанные фигурки.

Возраст

: рекомендуемый возраст от 1, 5 лет.

Описание материала:

Пособие предназначено для развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, для театрализованной, самостоятельной игровой деятельности детей на занятиях и дидактических игр. Можно использовать для индивидуальной работы с детьми. Фланелеграф позволяет на глазах у детей разыгрывать различные сюжеты. Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк.

обогащение сенсорного опыта детей, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия.

Задачи:

развивать внимание, память, речь, воображение, слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Изготовить фланелеграф очень просто.

Необходимый материал:

Ткань, которую я использовала – это флис бежевого цвета, у него длинный ворс и фигурки хорошо крепятся. Размер ткани 55 на 55 см

2 листа плотного картона размером 55 на 45 см – это основа фланелеграфа.

Двухсторонний скотч, которым я закрепила ткань на картоне и склеивала листы картона между собой.

1 м флизелиновых обоев, которыми я обернула 2 лист картона, для эстетического восприятия.

Универсальный клей «Момент», который я использовала, для склеивания швов ткани и приклеивания обоев к картону.

1 м белой атласной ленты шириной 1 см, для крепления фланелеграфа на стене.

Распечатанные цветные картинки персонажей сказок.

Бархатная бумага, которую я приклеивала на обратную сторону картинок и фигурок, для хорошего сцепления с флисом.

Широкий скотч, которым я обклеила все фигурки, чтобы продлить срок использования.

Изготовление доски:

Сначала я взяла лист плотного картона и обернула его тканью. Ткань и края крепим на двухсторонний скотч, уголки проклеиваем и зажимаем.

Второй кусок картона оборачиваем флизелиновыми обоями, края проклеиваем.

Два листа картона склеиваем между собой широким двухсторонним скотчем, края хорошо проклеиваем. Между листами, зажимаем атласную ленту, я ее еще для хорошего крепления пришила к ткани. Затем я положила фланелеграф под пресс, чтобы клей хорошо просох и все детали соединились между собой.

Вот и готов фланелеграф.

На его изготовление у меня ушло около 1 час.

Изготовление фигурок:

Герои сказок: нашла картинки в интернете, распечатала на цветном принтере, затем приклеила их на бархатную бумагу, сверху обклеила широким скотчем.

Геометрические фигуры: начертила фигуры на цветном картоне, приклеила на бархатную бумагу, сверху обклеила широком скотчем.

Для сохранности и удобства картинки и фигурки можно сложить в коробку из - под конфет, которую можно обклеить самоклеющейся пленкой или веселыми картинками.

Игры на фланелеграфе для детей 2 -3 лет.

Игра «Посадил дед репку», «Теремок», «Колобок», «Цыпленок»

развивать речь, слуховое восприятие, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Игровой материал и наглядные пособия:

фланелеграф, персонажи сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Цыпленок».

Описание:

рассказывая сказку, воспитатель размещает фигурки на доске в соответствии с развитием сюжета. Затем воспитатель предлагает ребенку самостоятельно разместить фигурки на доске. Ребенок в ходе игры называет персонажей сказок. В процессе игры воспитатель, убирает фигурки и задает ребенку вопросы по тексту, предложив ему выставить на фланелеграф того героя сказки, о котором спрашивают. Затем усложняет задание, спросить о персонажах не по мере их появления в сказках.

Дидактическая игра для детей 2- 3 лет «Геометрические фигуры».

развитие сенсорного опыта детей.

Задачи:

закреплять знания основных цветов (синий, красный, зеленый) знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и учить различать их. Развивать внимание, мышление и зрительное восприятие.

Описание:

воспитатель размещает геометрические фигуры на доске, в ходе игры спрашивает у детей, что это за фигура и какого она цвета. После попросить ребенка показать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Предложить ребенку сравнивать предметы по форме, сначала разместить все круги, квадраты и т. д. Затем подобрать фигуры по цвету. В ходе игры можно проговаривать, что бывает круглым (это шарик, квадратным (это окно, треугольным (это крыша) и т. д.

«Домики для кукол». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс

«Домики для кукол». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс В своей работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь включать игры по сенсорному развитию во все виды деятельности. Сейчас в магазинах.

«Разноцветные бабочки и цветы». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс

«Разноцветные бабочки и цветы». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс Продолжая тему дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, предлагаю ещё один мастер-класс по изготовлению оригинального.

«Зоокуб». Дидактическое пособие своими руками для детей младшего дошкольного возраста

«Зоокуб». Дидактическое пособие своими руками для детей младшего дошкольного возраста Пособие изготовлено с целью расширения знаний детей о животных, закрепления знаний об основных цветах, развития у детей внимания, мышления.

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.

Дидактическое пособие «Геометрические фигуры на магнитах» для детей 4–6 лет Цель: Способствовать активизации и обогащению опыта выполнения детьми игровых заданий используя пособие «Геометрические фигуры на магнитах».

Дидактическое пособие «Огород» для детского сада своими руками

Дидактическое пособие «Огород» для детского сада своими руками Дидактическое пособие «ОГОРОД». Основной деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Всем известно, что дети любят играть.

Дидактическое пособие по валеологии (ЗОЖ) своими руками «Как устроен человек».

Дидактическое пособие по валеологии (ЗОЖ) своими руками «Как устроен человек». Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

Многофункциональное методическое пособие по ФЭМП для детей от 1,5 до 4 лет. Фланелеграф «Цветочки-бабочки»

Многофункциональное методическое пособие по ФЭМП для детей от 1,5 до 4 лет. Фланелеграф «Цветочки-бабочки» Материал: фетр, фоамарин, ленты атласные, бусины, липучки Комплектация : фланелеграф размером А3, пять цветков, пять бабочек соответствующих.

Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка 4–5 лет

Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка 4–5 лет Хочу представить Вашему вниманию занимательное пособие для развития мелкой моторики,память,речи и внимания "Книжка-малышка" В ходе работы.

Мастер-класс по изготовлению фланелеграфа

Мастер –класс. Лушникова М. В. – воспитатель.

Давно хотела иметь в своей группе фланелеграф, но достать фанеру и фланель еще пол беды необходимо, чтобы еще кто-то обработал эту фанеру. Да и фланель в последнее время в основном только цветная. Однажды увидела в интернете дидактическую игру для детей 2-3 лет на фланелеграфе. Эта идея мне очень понравилась и я решила изготовить себе такой же для театрализованной деятельности с детьми от 3 до 5 лет. И вот что у меня получилось.

Я взяла две вискозные салфетки для пола, крышку от картонной коробки, тесьму, липучку.


Салфетки прошила с трех сторон на швейной машинке и вывернула.


Получился вот такой конверт.


Во внутрь этого конверта вставила картон, подогнула края и прошила на машинке.


Вот что получилось.


За тем по краям пристрочила тесьму, чтобы придать фланелеграфу завершенность.


Вот такой фланелеграф у меня получился.


Затем я взяла липучку (жесткую половину липучки, двухсторонний скотч, распечатанные на плотной бумаге картинки (картинки можно нарисовать, можно вырезать из старых книг или раскрасок).


Липучку наклеила на скотч, а затем на картинки (картинки можно приклеить на ткань бязь или ситец).


Вот что у меня получилось.


Меня так увлекла эта идея, что изготовила еще два меньше по размеру для дидактических игр.

Сказка зимовье зверей.


Фланелеграф можно использовать для театрализованной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей, на занятиях, для игры в дидактические игры.



Мастер-класс по изготовлению куклы би-ба-бо

Мастер-класс по изготовлению куклы би-ба-бо Владимир миодушевский:Театр – это мысли свободный полет, Театр - здесь фантазия щедро цветет. В театре сердец расплавляется лед. И чудо.

Мастер-класс по изготовлению маракас

Мастер-класс по изготовлению маракас Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макарас. Маракас — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных.

Мастер-класс по изготовлению настольных игр

Мастер-класс по изготовлению настольных игр Все мы сталкиваемся с недолговечностью картона. Предлагаю Вашему вниманию мою идею создания ПРОЧНЫХ настольных игр. Вам понадобятся: 1.

Мастер-класс по изготовлению подсолнуха

Мастер-класс по изготовлению подсолнуха Для работы понадобятся: ножницы, цветная креповая бумага, кисть для клея, клей, картон чёрный, картон для шаблона,дощечка, палочка для.

Мастер-класс по изготовлению снеговичков

Мастер-класс по изготовлению снеговичков Наконец-то и я поддалась новогоднему настроению и решила сделать вот таких красавчиков-снеговичков. Для начала зарядились оптимизмом.

Мастер-класс по изготовлению снежинок

Мастер-класс по изготовлению снежинок Ещё в детстве нас учили вырезать снежинки из бумаги, сложенной несколько раз. Но лично у меня, сколько не вырезаю, снежинки получаются.

Мастер-класс «Фланелеграф своими руками» для детей

Автор: Воспитатели МБДОУ Д/С «СКАЗКА» г. Морозовск, Ростовская обл. Хатько С. С., Андропова С. К.

Изготовление фланелеграфа будет интересно воспитателям, заботливым родителям и бабушкам.

Описание материала: пособие с целью развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития. Можно использовать для индивидуальной работы с детьми.

Цель: обогащение сенсорного опыта ребёнка, развитие тактильных ощущений, развитие мелкой моторики рук

развивать внимание, память, речь, воображение

Фланелеграф — учебное наглядное пособие: доска или картон обтянутые фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Изготовить фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей, родителей и детей.

2. Лист ДСП размером, подходящий под нашу рамку

3. Материал – хозяйственная салфетка

4. Клеевой термопистолет

5. Строительный степлер

6. Двухсторонняя лента липучка

7. Скотч и шаблоны картинок


Изготовление фланелеграфа

1. Приготовить лист ДСП и хозяйственную салфетку.


2. Хозяйственную салфетку крепим к листу ДСП строительным степлером.



3. Обтянутый салфеткой лист ДСП вставляем в нашу рамку.



4. Вырезаем картинки из шаблонов, наклеиваем на картон для прочности и ламинируем их скотчем.



5. Приклеиваем к вырезанным картинкам на заднюю часть ленту липучку термопистолетом





Фланелеграф развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности. А также может использоваться в различных лексических темах.

Спасибо за внимание!

Дидактическое учебное наглядное пособие «Фланелеграф» своими руками

Дидактическое учебное наглядное пособие «Фланелеграф» своими руками Дидактическое, учебное наглядное пособие: доска или картон обтянутые фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Основное назначение.

Мастер-класс «Бомбочки для ванны своими руками»

Мастер-класс «Бомбочки для ванны своими руками» В ходе реализации проекта "Эта удивительная соль" с детьми старшей группы, наткнулась на интересный материал про соленые бомбочки. Изучив.

Мастер-класс «Цветок для мамы из бумаги своими руками»

Мастер-класс «Цветок для мамы из бумаги своими руками» В последнее воскресенье ноября наступает замечательный праздник - День Матери. А праздник - это лишний повод для того, чтобы приготовить.

Мастер-класс для воспитателей «Кукольный театр своими руками»

Мастер-класс для воспитателей «Кукольный театр своими руками» Основной принцип: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками» для родителей и детей старшей группы

Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками» для родителей и детей старшей группы Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместного творчества с родителями Задачи: Привлечь родителей и детей к совместной.

Мастер-класс «Подарок папе на 23 февраля — брелок из фетра своими руками» для детей подготовительной группы

Мастер-класс «Подарок папе на 23 февраля — брелок из фетра своими руками» для детей подготовительной группы Все мы любим получать подарки, ну а получить подарок, сделанный своими руками, приятнее вдвойне! И сегодня я хочу поделиться с вами тем,как.

Мастер-класс с пошаговым фото «Открытка на 23 февраля из цветной бумаги своими руками для детей от 5 лет»

Мастер-класс с пошаговым фото «Открытка на 23 февраля из цветной бумаги своими руками для детей от 5 лет» Открытка на 23 февраля из цветной бумаги своими руками для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото Автор: Рябова Татьяна Владимировна,.

Фланелеграф своими руками

Здравствуйте, друзья! Вы знаете, что такое фланелеграф? Я если честно, до недавнего времени, не имела о фланелеграфе никакого представления! А оказывается фланелеграф – это очень удобное приспособление для проведения развивающих игр с детьми. Именно такое развивающее пособие для своей дочки сделала Юлия Логинова и она готова поделиться мастер-классом по изготовлению фланелеграфа с читателями моего сайта. Кроме самого мастер-класса вы можете бесплатно скачать фигурки героев для 100 сказок, которые подготовила Юлия для своей дочки. Передаю слово Юлии.

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Меня зовут Юлия, я мама девочки Полины, ей 1 год 10 месяцев. Моя дочка очень подвижная — непоседа, ее сложно чем-либо занять. Фланелеграф справляется с этой задачей отлично. Пока мы не совмещаем чтение сказок с иллюстрированием посредством фланелеграфа, т.к. Полина отвлекается от рассказа на действие. Но сама она прекрасно «играет» — расставляет героев как ей угодно, убирает, потом снова расставляет. В общем, увлекается минут на 30 стабильно, что-то рассказывает героям.

Мысль сделать что-то подобное была в моей голове давно. Но сформировалась она после того, как я случайно нашла в интернете чью-то заметку о том, как легко и быстро сделать фланелеграф. И работа закипела. Я сделала одновременно 2 фланелеграфа — для своей дочери и для племянников. Сложного в этом занятии ничего нет, единственное — однообразная обработка изображений. Но результат того стоит.

Предлагаю вам сделать фланелеграф своим деткам.

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки) — у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег)))

Все остальное можно скачать:

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Фланелеграф

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы, и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны или бархатную бумагу).

На фото дочка играет с картонными героями, которых просто прислоняет «спинками» к фланелеграфу и они держатся.

Далее по желанию (и возможности) можно оклеить героев прозрачным оракалом (самоклейкой) и затем уже вырезать.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать, но я это уже сделала, ссылки на скачивание выше.

Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки (собраны в архив Сказки) – например, «Посадил дед репку» — на фланелеграфе дед и репка, «Позвал дед бабку» — прикрепляем бабку и т.д.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать различные фигуры и строить из них плоские картинки.

Спасибо большое Юлии за подробный мастер-класс по изготовлению фланелеграфа своими руками. Но, известно,что не у всех есть такие способности и многие предпочитают купить готовую игрушку. Так вот, если вы из их числа, то предлагаю обратить внимание на замечательные игры Марии Митюшиной «Стигисы». Мария мама трех дочерей и придумала она игры специально для них, поэтому в них вложено материнское тепло. Подробнее о стигисах я писала в статье «Фланелеграф или стигисы?».

От себя хочу добавить, что на фланелеграфе можно изучать не только фигуры и цвета, но и цифры, буквы, формы, размеры, учиться читать, группировать, сравнивать.

Вот несколько примеров игр на фланелеграфе:

Изучаем цвета, формы, размеры

Из цветного картона вырезаем геометрические фигуры и из них составляем простые рисунки: цветочек, домик, снеговика, машинку, просто геометрический узор и т.д. Тут вам поможет моя статья «Аппликация из геометрических фигур».

Во время игры обязательно проговариваем цвета, размеры фигур, и их названия.

Игра «Найди лишнее, обобщение»

На фланелеграф закрепляем разные картинки. Попросите ребенка найти всех животных, птиц и т.д.

Прикрепляем 2 – 4 картинки (например, грушу, яблоко и кошку) просим ребенка найти лишнюю. Сначала вам придется находить лишние картинки самим, обязательно объясните, почему именно эта картинка лишняя.

Игры «Кто, чем питается» и «Кто где живет»

Перед игрой малыш должен узнать, кто что ест или кто где живет. Далее на фланелеграф выставляем карточки с тремя животными, напротив карточки с едой (домиками) и просим ребенка показать, что ест каждое животное.

А какие развивающие пособия делаете вы своим детям? Хотите, чтобы о них узнали другие мамы? Пишите мне, и ваши игры будут опубликованы на сайте «Растем и развиваемся вместе с мамой»!

Автор: Бычкова Елена Васильевна.
Должность, место работы: воспитатель, МКДОУ «Мещовский детский сад»,
г. Мещовск, Калужская область.
Актуальность мастер-класса. Практика работы с детьми привела меня к мысли о необходимости изготовить несколько настольных фланелеграфов. Наши дети с удовольствием играют в разнообразные дидактические игры, кукольные театры, конструируют из геометрических фигур. Несколько фланелеграфов позволяют снять проблему очерёдности и распределения игровых мест. Остаётся создать в достаточном количестве игровой материал.
Назначение: предназначен для воспитателей, родителей, стремящихся разнообразить игровое пространство детей.



Цель: пополнение развивающей предметно-пространственной среды настольным фланелеграфом для организации игры в настольный бумажный театр и дидактических игр.
Задачи:
- предложить заинтересованным людям свой опыт по изготовлению настольного фланелеграфа
- предложить подробные инструкции по его изготовлению.
Необходимые материалы и оборудование:
- гофрокартон
- белый картон
- самоклеящаяся плёнка
- клеевой пистолет
- клей-карандаш
- простой карандаш
- две палочки для мороженого
- фланель (салфетка) длиной 45 см., шириной 30 см.


1. Вырезать из гофрокартона два прямоугольника длиной - 45 см., шириной – 30 см. (в моём случае размер экрана определялся размером салфетки, разрезанной пополам), склеить их между собой, обклеить самоклеящейся плёнкой.
NB: гофра на одном листе должна идти вдоль, а на другом поперёк (для большей прочности экрана); если гофрокартон многослойный, достаточно одного прямоугольника



2. На лицевую сторону экрана, не заклеенную самоклеящейся плёнкой, приклеить вырезанные по размеру белый картон и ткань (салфетку).
NB: использую клей-карандаш, он даёт ровную прочную фиксацию.


1. Сделать шаблон из листа бумаги и перенести чертёж на гофрокартон (учесть, что на чертеже изображена половина подставки).
NB: гофра должна располагаться вертикально (сверху-вниз подставки).



2. Деталь аккуратно вырезать канцелярским ножом и согнуть посередине, предварительно продавив картон тупой стороной ножа (по красной линии).





4. Чтобы зафиксировать угол сгиба подставки надо вырезать полоску из картона шириной примерно 5см., длиной – 25 см., обклеить её самоклеящейся плёнкой, сделать сгибы, отступив по 5 см. от краёв.




5. Определить угол сгиба подставки. Для этого надо взять экран и поставить его в прорези подставки, определить желаемый угол наклона экрана (чем меньше угол сгиба, тем больше угол наклона экрана)



6. Теперь приклеить на внутреннюю сторону подставки полоску из картона, таким образом зафиксировав необходимый нам угол сгиба подставки.
NB: Вам потребуется помощник.







Примечание: при работе канцелярским ножом для получения ровных линий пользуемся металлической линейкой; подставка такой формы универсальна, она позволяет использовать экраны разного размера.

Читайте также: