Игрушки для изучения счета

Обновлено: 03.05.2024

Дидактические игры для обучения детей порядковому счету.

Благодаря дидактическим играм ребенок поймет, что такое счет и зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает. Процесс счета должен войти в привычку.

Игры можно проводить на занятии и в свободное от занятий время, со всеми детьми и с небольшими подгруппами.

Ведь, чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Приведенные игры нужны, чтобы с одной стороны, избегать монотонности, а с другой – научить его считать разными способами.

Большинство игр связано с движением. Включение этих игр в занятие внесет разнообразие, снизит утомляемость детей.

В результате он начнет считать все, что его окружает. Поощряйте это его стремление. Ежедневные упражнения в счете готовят ум к вычислениям.

Разработкой дидактической игры и дидактического материала занималась Ф.Н. Блехер, она разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

В работе по обучению детей счету она предлагает использовать некоторые настольные игры по счету «Мы считаем», «Динь-динь», «Кому сколько?». Вместо отдельных предметов дети в дальнейшем могут получить нанизанные бусы (или шарики). Ребенок приносит проволочку с таким количеством бус, сколько показывает числовая карточка. Собранные вместе предметы (нанизанные бусы) нагляднее, чем разрозненные, указывают на то, что счетом определяется группа.

При изучении порядкового счета Ф.Н. Блехер предлагает использовать игру «Скажи, который ушел». На стол ставятся одинаковые игрушки куколки или оловянные солдатики, животные, птицы и т.п. на одинаковом расстоянии одна от другой. Дети расставляют их в «линеечку» и пересчитывают. Кто-либо из детей закрывает глаза или отворачивается. В это время убирается одна игрушка из ряда. По- пустому месту дети должны определить, «который ушел - второй, третий, пятый и т. д» Начинают игру с трех игрушек, постепенно доводя до 10. Если игра усложняется, то убирается не один предмет, а два. Например 2-й и 4-й и т. п.

Дидактические игры и дидактический материал, который предложила Ф.Н. Блехер мы используем до сих пор на занятиях по обучению счету в детском саду .

Дидактические игры по обучению детей порядковому счету.

Цель. Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.) - от пяти до десяти штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.

«Встань на свое место»

Цель. Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Ведущий (воспитатель) раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места.

Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Правила игры. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.

Вариант игры. На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.

Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на десять квадратов; десять маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружками от одного до десяти.

Содержание игры. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-либо число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер квадрата.

Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке.

В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку: от одного до десяти.

Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назовет число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку. Победителей приветствуют аплодисментами.

Вариант игры. Вместо называния чисел, ведущий может ударять в бубен.

«Кто следует за тобой».

Цель: развитие памяти, мышления; умения определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду; умение ориентироваться в пространстве.

Материал: Карточки – рисунки для каждого ребенка, план групповой комнаты (или игровой площадки на улице).

Содержание: 1 –игра «Кто следует за тобой».

- Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.

Детям предлагается навести порядок, пользуясь стрелками. Стрелка направлена от меньшего числа к большему. Это означает, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена. Заполнить схему ребенку помогают вопросы:

О чем говорит эта стрелка?

На кого она показывает?

Кому и что она говорит?

Дети обсуждают порядок следования чисел.

Воспитатель делает вывод:

- Числа поняли, что живут они по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего тоже на один.

В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка, где используются цифры. (Если занятие на улице, то можно рисовать на асфальте или чертить на земле).

Далее занятие усложняется: числа соединяются так, чтобы стрелка была направлена от большого числа к меньшему (б).

Цель. Упражнение в порядковом счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами — от двух до десяти.

Содержание. Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!»— дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем, ведущий называет числа: «2, З и т. д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой. Игра продолжается.

«Сколько?» (игра со стихами)

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять в счете.

Материал: четверостишия, в содержании которых присутствуют числа.

Содержание: воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы, слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут.

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает детей: Сколько было жаворонков на нивушке? Сколько зайцев спряталось от охотника? Сколько лодочек плыло по озеру? Сколько скакало лошадей? Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

- Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то «жаворонка» летящего, «лодочку», «лошадей». Причем «жаворонки» летят по одному, «зайцы» объединяются по трое в одну группу и поскачете как зайчики в лес и т.д.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Правила игры: Объединяются в пары, в тройки и т.д. только после соответствующих слов стихотворения. Дети имитируют движения зайца, жаворонка, лошадей, гребцов.

Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.

Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.

1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:

«Я – первый день недели – понедельник».

Какой день недели следующий?

«Я - второй день недели – вторник».

Какой день недели следующий? И т.д.

Дети задают вопросы дням недели: «Когда будет выходной?»

Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Дидактические игры по обучению детей ПДД"

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей дошкольных учреждений, расчитанное на творческое использование. В него входят рекомендации по практическому применению в детском саду д.


Дидактические игры для обучения детей составлению описательных рассказов

Материал был подобран к теме "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи".


Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности.


Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков.


Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс.

План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа

План самообразования по теме«Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа.

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа

Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа.

Детям важно пользоваться приложениями, помогающими изучать математику на концептуальном уровне. К сожалению, большинство из них бесполезны, так как ориентированы на выполнение однотипных заданий и основаны на запоминании. Учитель математики в ХороШколе и основатель проекта «Математические тропинки» Александр Маркеллов выбрал такие, которые действительно позволяют лучше понять суть математических правил.

1. Funexpected


Возраст: 3-7 лет

Цель: Развитие математического мышления

Игра с красивой графикой для дошкольников, созданная двумя выпускницами мехмата МГУ. В приложении дети путешествуют по странам, встречают необычных героев и в игровой форме осваивают такие понятия, как логика, алгоритмы, теория множеств, геометрические формы и счет.

Игра прекрасно развивает пространственно-образное мышление. У каждой есть уникальный сюжет, а милые призы за правильное решение мотивируют ребенка продолжать обучение. Приложение полностью русифицировано и снабжено интерактивными инструкциями к каждой игре, сложность заданий подстраивается под индивидуальный темп обучения. В разделе для родителей можно посмотреть прогресс и статистику по каждой задаче и соответствующим ей темам. Приложение совсем новое, но обещает добавлять игры регулярно.

2. Fiete math


Возраст: 4-6 лет

Цель: Состав числа

Цена: Пробная версия бесплатно, полная — 249 рублей

Суть игры заключается в том, что игроку необходимо сложить на корабль грузы определенного веса. Это помогает изучить состав числа и понять суть функции сложения. В игре наглядно показана взаимосвязь между числами и количеством предметов. У приложения очень приятный дизайн, простой и понятный интерфейс и ненавязчивое музыкальное сопровождение.

3. Slice fraction и Slice fraction 2

Возраст: 5-14 лет

Цель: Дроби

Цена: 299 рублей каждая часть

Это приложение разработано учеными из Университета Квебека в Монреале и направлено на изучение дробей в игровой форме. В игре ребёнку необходимо спасать милого мамонтенка, уничтожая лёд и лаву на его пути. По ходу игры необходимо решать головоломки, состоящие из дробей, где их части представлены в виде геометрических фигур. Уровни игры сделаны таким образом, что ребёнку действительно придется думать, а не нажимать на кнопки наугад.


Как увлечь ребёнка математикой. Советует Людмила Петерсон

Меня впечатлила высокая степень продуманности заданий, так что взрослому играть тоже будет интересно.

4. Math game


Цель: Тренировка сложения, вычитания, умножения и деления

Цена: Бесплатно, но есть реклама. Отключение рекламы — 149 рублей

Очень простой и бесплатный тренажер. Он отлично подойдёт, если вам необходимо развить навыки счета. Механизм приложения не сильно способствует пониманию функций, но зато позволит «набить руку». На странице настроек режима можно задавать необходимые параметры генерации примеров по разным функциям — сложению, вычитанию, делению, умножению или всему вместе. Также есть возможность просмотреть статистику успешно выполненных заданий и ошибок.

5. Prodigy


Возраст: 7-14 лет

Цель: Геймификация в изучении математики

Цена: Бесплатно

Вы играете за персонажа, успех которого зависит от правильно выбранного ответа. Дети могут зарабатывать награды, выполнять квесты и объединяться в команды для игр с друзьями. Поскольку они соревнуются в математических поединках с игровыми персонажами, игра заимствует элементы из ролевых игр (RPG).

6. Wuzzit trouble


Возраст: 9-14 лет

Цель: Сложение и вычитание, множители и кратные числа.

Цена: 149 рублей

Игра, разработанная стэнфордским математиком Китом Девлином и его командой. В ней игроку необходимо спасти обезьянку, поворачивая шестерёнку определенным образом. Игра помогает исследовать важные математические операции и понятия (сложение и вычитание, множители и кратные числа и т. п.) наряду с освоением гибкого подхода в работе с числами и стратегии решения различных задач.

Как привить любовь к математике, научить ребёнка цифрам, счёту и развить математическое мышление? С помощью настольных игр! Они помогут заинтересовать ребёнка математикой в ненавязчивом формате. В ходе игры дети изучают цифры, закрепляют понятие больше/меньше, решают задачки – от простых примеров на сложение до умножения. Читайте статью, чтобы узнать, какие настольные игры для детей помогут в освоении математики.

Содержание

«Мой ребёнок не любит математику. Наверное, мой сын – гуманитарий». Слышали такое? Действительно, в каждом ребёнке есть врождённые наклонности, в том числе, к точным или гуманитарным наукам. Но если в первом классе ваш ребёнок залезает под парту на уроках математики или разглядывает ворон за окном, это ещё не говорит о том, что в будущем он не сможет посчитать сдачу в магазине без калькулятора. Просто, возможно, у него ещё не было увлекательных и по-настоящему цепляющих математических настольных игр? Тогда ваша задача, как родителей, – познакомить ребёнка с этим миром. А потом, не успеете оглянуться, а ваш «гуманитарий» уже выигрывает олимпиаду по математике!

Зачем нужны математические настольные игры и кому они подходят?

Начнём с очевидного – математические игры позволяют в игровой форме обучить математике, а именно, самим цифрам, сравнению, сложению, умножению, некоторым геометрическим умениям. Это нужно для подготовки к школе, но на этом потребность в математике совсем не заканчивается.

Математические игры для детей 5-7 лет

Кроме оценок, намного важнее то, что математическое мышление помогает развивать логику, структурировать мысли, использовать аналитический подход к решению повседневных задач.

Конечно, можно просто сесть с ребёнком за стол и приступить к изучению цифр. Или попросить его заучить таблицу умножения. Ну и напоследок дать целый тетрадный лист примеров. Это, конечно, тоже может сработать, но далеко не со всеми детьми, а только с очень усидчивыми и дисциплинированными. К тому же, такой подход зачастую отбивает всю охоту заниматься математикой, а интереса и любопытства не прививает точно. Математические игры, напротив, настолько захватывают детей, что они сами просят поиграть. Так они закрепляют навыки снова и снова, бросая кубики в ходилке или подсчитывая свой доход в «Монополии».

Освоить цифры и счёт в игровом формате немного проще и быстрее. Игровая подача может привлечь внимание любого ребёнка. Ему захочется выполнять увлекательные задания и узнавать новую информацию. Ребёнок будет схватывать всё на лету и перестанет бояться трудностей, потому что игровой формат эффективен и даёт хорошие результаты.

ТОП-10

Простоквашино. Счёт до 10

«Простоквашино» — это настольная бродилка, в комплекте которой есть жетоны и специальные фигурки для мальчиков и девочек от 4 до 7 лет. Большинство детей в восторге от Матроскин, поэтому с радостью начинают играть и выполнять задания.

Возраст 4+
Количество игроков 2–4
Время одной партии 15–25 минут
Сложность игры легкая

Давно в поисках качественной развивающейся игры для дошколят? С игрой «Простоквашино» можно начать учиться считать с 4-х лет , в игровом процессе получить новые навыки намного проще.

Развивающий набор с героями советского мультфильма разработали настоящие профессионалы, поэтому на них можно положиться. Основная цель настольной игры помочь Матроскину заработать на корову. Научитесь правильно считать деньги, чтобы успешно совершить покупку.

Познакомиться с цифрами помогут известные герои : дядя Фёдор, Матроскин , Шарик и Печкин. Ваши дети научатся прямому и обратному счёту от одного до десяти, узнают обозначение и математические действия. Вместе с друзьями можно освоить простые арифметические действия.

Учимся считать: цифры и счёт до 10

Игра понравится даже самым маленьким малышам от 3-х лет. В комплекте представлены яркие карточки, фломастеры, доска для рисования и рабочая тетрадка. Игровой процесс проходит под руководством взрослого, который должен ознакомиться со всеми особенностями игры.

Возраст 3+
Количество игроков 2–4
Время одной партии 15–25 минут
Сложность игры легкая

В одной коробке спрятано огромное количество упражнений для активных малышей. Дети не только научатся считать, но и координировать в пространстве. Игра была разработана специалистами «Школы будущего», именно они занимаются методиками современного образования. Рабочая тетрадь поможет медленными шагами развить навыки счёта.

На всех карточках представлены рисунки детских рук и пальчиков, чтобы было всё понятно. С помощью счёта на точках дети учатся наглядному примеру расчёта.

Этажики

Отличная настольная игра, которая подойдёт как для девочек, так и для мальчиков в возрасте от 4-х до 12-ти лет.

Из комплектующих представлены яркие карточки и призовые жетоны. Правила игры простые и будут определяться в зависимости от возраста ребёнка. Сразу в игре может принять участие несколько участников.

Возраст 4+
Количество игроков 2–5
Время одной партии 15–30 минут
Сложность игры легкая

В захватывающей игре « Этажики » можно поупражняться арифметике в лёгком игровом формате вместе с семьёй, а не сидеть и пыхтеть над учебником, зазубривая формулы и правила. На качественно изготовленных и плотных карточках изображены прикольные рисунки и обозначено 3 уровня сложности. « Этажки » — это отличный подарок для семей с маленькими детьми, играть-то любят все .

Самые маленькие участники могут научиться считать до 10-ти , для этого в игре используются не все карточки, а только дневные этажи с цифрами. Игроки получают по 6 карт, а в центре стола располагается стартовая карточка. На число необходимо положить карту с идентичным числом или с соседними цифрами.

К примеру, на двойку можно положить двойку, тройку или единичку. Класть карты нужно до тех пор, пока есть подходящие карты. Кто первым смог выложить свои 6 кадров на стол, тот является победителем в первом раунде и получает звёздочку. Побеждает тот игрок, который набирает больше всего звёзд.

Дети постарше должны не только накопить как можно больше звёзд, чем у соперников, но и избавиться ото всех карт этажей. На игровом поле будут по отдельности выкладываться карты с этажами и шарами.

Когда обучение счёту начинается с классических примеров, ребёнок решает, что считать и заниматься математикой скучно. Попробуйте лучше занимательные игры и задания от ЛогикЛайк. Полезные идеи для детей 3-5 и 6-8 лет.


Попробуйте наш курс в игровой форме!

Первое знакомство с цифрами и игры с ними

Наверняка вы уже перешагнули эту ступеньку и успели использовать самые разные способы, чтобы запомнить цифры: рисовали, вырезали, лепили и т.д. В возрасте 3-5 лет дети на лету схватывают всё, что интересно, поэтому их несложно вовлекать в обучающие игры.

Давайте рассмотрим пару необычных приёмов для обучения счёту, которые одинаково полезны не только младшим и средним, но и старшим дошкольникам.

«Язык чисел» и математические задачки из воздуха

Мы, взрослые, каждый день думаем числами, но не всегда называем их вслух. А ведь детей может заинтересовать именно «язык чисел»: «Во сколько мы сегодня проснулись? В 7 утра. А какой автобус ждали на остановке? 12-й. Сколько минут ехали? 10».

Постепенно просто называть числа станет скучно. Покажите ребёнку, как интересно считать всё, что его окружает: подъезды в доме, машины на парковке, деревья возле детской площадки, номера домов. Если вы находчивый родитель, то сможете на ходу придумать небольшие математические задачки на сложение и вычитание.


Замечено: с бо́льшим энтузиазмом ребёнок пересчитает то, что ему нравится. Поэтому всем известные задачи с конфетами действуют, как магнит.

Дома ребёнку всегда есть, что посчитать. Можно следить за стрелками часов, превратить в игру измерение веса и роста. Надолго занимает детей отрывной календарь или календарь-игрушка, в котором нужно каждый день переворачивать кубики с цифрами.


А вот этот Lego-календарь и вовсе нужно каждый месяц разбирать и собирать заново.

Для детей старшего дошкольного возраста все перечисленные выше упражнения можно усложнить. Попробуйте вместе составлять текстовые задачи, опираясь на увиденное за день. Пусть ребёнок больше считает в уме, решая прикладные задачи.

А вообще, чтобы придумать интересные задачи самостоятельно или найти качественный материал в интернете, потребуется время. Команда ЛогикЛайк уже провела всю методическую и другую подготовительную работу за вас!

Читайте также: