Игрушки для песочной терапии иматон

Обновлено: 02.05.2024

В психологическом консультировании и психотерапии сформировался устойчивый интерес к применению игр с песком. Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам как «песочная терапия», «песчаная терапия», «игра с песком», «песочница». В настоящее время эта техника активно используется специалистами в психотерапевтической, консультационной, диагностической и коррекционно-развивающей работе.

Добавить в избранное

Описание

Назначение и сфера возможного использования методики

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». (с) К.Г. Юнг.

Методика «Песочная магия» не является продуктом одной психологической школы. Ценность методики в том, что она содержит то общее, что объединяет песочную терапию в разных концептуальных парадигмах. Спектр ее применения широк. Методика может быть использована как средство сопровождения психологического здоровья больных людей, проходящих курс лечения в стационаре или амбулаторно. Ее можно применять во всех учреждениях системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. «Песочная магия» будет эффективна при использовании в психолого-педагогических, медико-социальных центрах, осуществляющих консультационную, коррекционно-развивающую и реабилитационную работу, а также в организациях, например, для решения проблем межличностного взаимодействия в трудовых коллективах.

Методика не имеет ограничений в применении по возрасту и уровню психического развития клиента и сможет использоваться специалистами при решении самого широкого круга задач.

Особенности работы с методикой

В «Песочной магии» происходит встреча между клиентом и созданным им миром, а не между психологом и клиентом. Человек встречается с собой через мир в песочнице. А психолог знакомится с уникальным миром образов каждого клиента и переводит для него происходящее с его индивидуального языка на обычный. В этом процессе не может быть мелочей, именно поэтому «Песочная магия» сочетает в себе элементы самого высокого качества:

  • создана из природных материалов: натуральное дерево, глиняные фигурки, выполненные вручную, очищенный песок;
  • долговечность и надежность: возможность использования в течение многих лет;
  • высокое качество исполнения: работать с методикой приятно и безопасно.

Для организации процесса песочной терапии потребуются:

  1. Песочница. Традиционная песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х8 см. Выбранный размер не случаен. Считается, что именно такие параметры в большей степени соответствуют среднестатистическому объему поля зрительного восприятия человека. Дно и борта с внутренней стороны ящика окрашены в голубой цвет и символично воспринимаются человеком как вода и небо.
  2. Песок. Возможно использование любых видов песка, прошедших сертификацию, - влажного, сухого, кинетического и т.д. Песок не входит в комплекцию методики, его можно приобрести отдельно.
  3. Коллекция миниатюрных фигур. Основной набор используемых в песочной терапии предметов может включать несколько сотен миниатюрных фигурок. Однако, на начальном этапе работы с методикой «Песочная магия» достаточно нескольких архетипических фигур, каждая из которых символично ассоциируется с какой-либо реальностью бытия и позволяет специалисту определить зону психотерапевтического воздействия. В комплект методики входят два набора фигур:
  • Базовый основной (мужчина, женщина, мальчик, девочка, светлая фигура (добро), фигура в черном (зло)).
  • Базовый вспомогательный (дом, машина, собака, младенец, книга, дерево).

Фигуры выполнены из глины и раскрашены вручную. Глина – природный экологически чистый материал, устойчив к абразивному воздействию сухого песка, не вызывает аллергии. Размер фигурок – 6-9 см: они легко умещаются в ладони, не вызывая чувства дискомфорта. При создании дальнейшей собственной коллекции возможно использование практически любых фигурок из любых материалов.

Методическое руководство содержит основные характеристики методики как самостоятельного малоформализованного инструментария песочной терапии – общие условия организации, необходимое оснащение, механизм психокоррекционного воздействия, приведены примеры сессий, таблицы символических значений материалов, объектов песочной терапии и их расположения. Подробное описание условий, процедуры проведения, интерпретации результатов и возможных ограничений в использовании методики позволит даже начинающему специалисту правильно организовать свою работу и избежать многих ошибок.

Песочницы для пескотерапии

Книги и методические пособия

Хотите получить электронную подборку книг по песочной терапии бесплатно ? Оставьте свои контакты с комментарием "хочу книги бесплатно". В данной подборке Вы найдете 5 электронных книг в формате pdf.

Каждый покупатель психологической песочницы получает в подарок электронную подборку из 23 книг по песочной терапии.

на покупку психологической песочницы

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу. Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития. «Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

У нас вы можете приобрести специальные психологические песочницы и песок для песочной терапии.

Евгения Яковлевна Мищенко

психолог-консультант, тренер, психотерапевт, сертификация Учебного центра Хаус-Штанхайм (Баден-Вюртенбург, Германия), автор и ведущая более двадцати личностных групп, автор книги «Преодоление кризисных ситуаций: сценарное моделирование», автор методик «Сценарное моделирование» и «Психотерапевтический синтез».

Вступление

Время проведения с 14:30 до 17:30.

Занятия проводятся на платформе ZOOM. Психотерапевтический характер обучения предполагает Ваше активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном.

Доступ к видеозаписям на 7 дней будет предоставлен только тем слушателям, которые лично присутствовали на программе.

Вебинар рассчитан на психологов, психотерапевтов, консультантов и тренеров, ведущих групп личностного роста.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с новейшими технологиями и инновационными подходами в юнгианской песочной терапии;
  • увидеть возможности их интеграции с другими направлениями психотерапевтической работы;
  • освоить эксклюзивные техники работы с песком.

В программе

  • Возможности интеграционного подхода в песочной терапии.
  • Гештальт-терапия и концепция Юнга. Методологические параллели.
  • Работа со снами в юнгианской песочнице с использованием методов Перлза.
  • Элементы психодрамы в юнгиансколй терапии.
  • Единство подходов Юнга и Лоуэна в работе с телом. Интеграция с песочной терапией.
  • Форстайминг и взгляды Юнга на либидо и самость.
  • «Технология отсадки» фигур в дополнительную песочницу – эффективная методика работы с проблемами клиента.
  • «Технология портала» в преодолении психологических травм детства.
  • «Технология олицетворения» и совершения ритуала освобождения от старых психологических травм.
  • Создание личных мифов.
  • Определение границ применения интегрированных методов в песочной терапии: выбор методики, определение места и времени ее применения).

Формы работы

мини-лекции, методические разборы, практическая отработка навыков в подгруппах, анализ примеров из практики, демонстрации психотерапевтических сессий.

Для участия в программе необходимо подготовить следующие материалы: бумагу А4, фломастеры или карандаши, пластилин цветной, песочницу с песком или глубокую тарелку с манной крупой, разнообразные мелкие фигурки 15-20 штук.

Вебинар проводится на платформе ZOOM. Рекомендуем заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписи будет отправляться только тем участникам, которые лично присутствовали на программе.

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

Изученный материал по программе для меня оказался очень полезным. Евгения объясняла материал интересно и понятно для меня. Получила много практических навыков и интересное общение с коллегами.

Замечательный вебинар. Практические материалы имеют теоретическое сопровождение со стороны компетентного ведущего. Ведущий имеет широкий кругозор и большой практический опыт. За короткое время в группе установлена теплая рабочая обстановка на основе обратной связи со стороны коллег и ведущего. Очень рада за полученный опыт и знания и выражаю огромную благодарность всем причастным коллегам к этому вебинару.

Программа крайне ориентирована на практику, не скучно ни минуты, мне было понятно, что и как применить с моими клиентами. Спасибо!

Евгения Яковлевна Мищенко

психолог-консультант, юнгианский песочный терапевт, тренер, сертификация Учебного центра Хаус-Штанхайм (Баден-Вюртенбург, Германия), автор книг «Юнг в 21 веке: новейшие технологии песочной терапии», «Преодоление кризисных ситуаций: сценарное моделирование», автор новых технологий песочной терапии «Сценарное моделирование» и «Психотерапевтический синтез».

Вступление

Мастерская рассчитана на психологов, психотерапевтов, консультантов и тренеров, ведущих групп личностного роста.

ВНИМАНИЕ! Начинающим специалистам обучение на II, III и всех последующих ступенях программы рекомендуется начинать после обучения на I ступени. Для специалистов, владеющих навыками песочной юнгианской терапии, последовательность прохождения ступеней программы может быть различной, на выбор участника.

I ступень. Основы юнгианской песочной терапии. Индивидуальная и групповая работа.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с основными положениями концепции Юнга;
  • освоить алгоритм и базовые техники работы с клиентами в рамках данного подхода.

В программе:

  • Основные идеи и принципы глубинной психологии Юнга.
  • Юнгианская трактовка личностных проблем в работе с песочницей.
  • Диагностика песочной картины с позиции юнгианской школы.
  • Переносы в глубинной трактовке песочной картины.
  • Подведение клиента к переживанию и осознанию глубинного содержания созданной картины из песка.
  • Расширение проблемного и ресурсного полей песочной картины.
  • Этапы решения личностной проблемы с позиции Юнга.
  • Мифология в работе с песочницей.
  • Архетипы Юнга и интерпретация содержания песочной картины.
  • Дополнительные технологии, используемые в групповой и индивидуальной работе.
  • Специфика ведения бизнес-тренингов с использованием юнгианской песочницы.
  • Профилактика ошибок в групповой и индивидуальной терапии.
  • Песочный терапевт: профессиональные и личностные качества.

II ступень. Песочная терапия Юнга в семейном консультировании

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться со спецификой использования юнгианской песочницы в семейном консультировании;
  • освоить методы и приемы юнгианской песочной терапии, используемые для решения внутрисемейных проблем.

В программе:

  • Динамическая модель семьи Витакера с позиции юнгианской школы.
  • Основы юнгианской семейной терапии с использованием песочницы: организация терапевтического пространства, требования к основному и вспомогательному инструментарию, алгоритм проведения терапевтической сессии или психологической консультации.
  • Алгоритм применения метода с семьями, отличающимися по составу, динамике, внутренней структуре.
  • Специфика использования с различными внутрисемейными проблемами (детско-родительские и супружеские конфликты, кризисы семейных отношений, супружеские измены, сиблинговые разногласия и т.д.).
  • Профилактика ошибок в семейной песочной терапии.

III ступень. Новейшие технологии юнгианской песочной терапии.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с новейшими технологиями и инновационными подходами в юнгианской песочной терапии;
  • увидеть возможности интеграции песочной терапии Юнга с другими направлениями психотерапевтической работы;
  • освоить эксклюзивные техники работы с песком.

В программе:

  • Возможности интеграционного подхода.
  • Гештальт-терапия и песочная терапия Юнга. Методологические параллели.
  • Работа со снами в Юнгианской песочнице с использованием методов Перлза.
  • Элементы психодрамы в песочной терапии Юнга.
  • Единство подходов Юнга и Лоуэна в работе с телом.
  • Форстайминг и взгляды Юнга на либидо и самость.
  • Технология «отсадки» фигур в дополнительную песочницу.
  • Технология портала в преодолении психологических травм детства.
  • Технология олицетворения и совершения ритуала освобождения от старых психологических травм.
  • Создание личных мифов.
  • Определение границ применения интегрированных методов: выбор методики, определение места и времени применения.

IV ступень. Песочная терапия Юнга в работе с детьми и подростками.

В результате обучения участники смогут:

  • понять специфику использования юнгианской песочницы в работе с детьми и подростками разного возраста (от 0 до 18 лет);
  • освоить технологию, методы и приемы психологической помощи этой категории клиентов в проблемных ситуациях широкого спектра.

В программе:

  • Специфика использования с работе с матерью и ребенком в пренатальный период:
    • гармонизация отношений между матерью и еще не рожденным ребенком;
    • вовлечение отца и других членов семьи в процесс взаимодействия с ребенком;
    • подготовка матери и ребенка к родам.
    • основные проблемы этого возраста и возможности их решения;
    • применение амплификаций* в процессе взаимодействия с детьми раннего возраста;
    • вовлечение родителей в терапевтические сессии.
    • проблемы возраста и их проявление «на песке»;
    • техники и приемы с дошкольниками;
    • психологическая работа с детскими снами;
    • использование амплификаций в процессе песочной терапии детей дошкольного возраста.
    • техники и приемы при работе со школьными страхами;
    • особенности групповой семейной песочной терапии с ребенком школьного возраста.
    • психологические коллизии подросткового возраста и их отражение в песочнице;
    • техники и приемы работы с кризисами детско-родительских отношений;
    • специфика использования амплификаций в процессе песочной терапии с подростками.
    • работа с юношескими идеализированными переносами и героической инициацией;
    • использование амплификаций и ритуалов.

    Амплификация – использование в терапии опыта коллективного бессознательного в виде мифов, религиозных учений, сказаний, преданий и т.п.

    V ступень. Юнгианская песочная терапия психосоматических расстройств.

    В результате обучения участники смогут:

    • понять терапевтическую ценность и эффективность подхода Юнга в работе с заболеваниями психосоматического профиля;
    • освоить алгоритм, техники и приемы юнгианской песочной терапии, направленные на коррекцию психосоматических расстройств.

    В программе:

    • Методологическое обоснование терапевтического подхода Юнга в психосоматике: понятие психоидных границ, взаимосвязь телесности и бессознательных проявлений психики. Индивидуальная и групповая формы работы.
    • Психологический смысл болезни в концепции Юнга. Механизмы и этапы развития физической симптоматики.
    • Выявление причин психосоматических расстройств через анализ песочных картин.
    • Методы коррекция психосоматических симптомов:
      • методы установления связи между телом, бессознательным и сознанием (амплификация, позитивная визуализация, метод глубинных посланий);
      • метод ведения внутреннего диалога с собственным телом и личным бессознательным;
      • специфика использования сценарного моделирования при работе с психосоматикой;
      • форстайминг и его интеграция с методами телесной терапии в песочнице;
      • специфика анализа сновидений с помощью юнгианской песочницы при работе с психосоматикой.

      VI ступень. Юнгианская песочная терапия психосексуальных дисфункций

      В результате обучения участники смогут:

      • понять предпосылки и механизмы возникновения сексуальных дисфункций;
      • освоить методы диагностики и коррекции психосексуальных проблем в рамках юнгианской песочной терапии.

      В программе:

      • Причины психосексуальных дисфункций: наличие психологических комплексов, нарушение полоролевых функций, скрытые и неразрешенные конфликты, индивидуальные причины и взаимная индукция.
      • Диагностика психосексуальных проблем.
      • Методы коррекции психосексуальных дисфункций в юнгианской песочнице:
        • работа в индивидуальной и общей песочнице, их эффективное сочетание;
        • включение в песочные картины дополнительных объектов (готовых и самостоятельно сделанных);
        • использование амплификаций;
        • работа со сновидениями;
        • использование ритуалов и мистерий;
        • сочетание терапии и самостоятельной «домашней» работы партнеров.

        VII ступень. Песочная терапия Юнга: преодоление комплексов и переносов

        В результате обучения участники смогут:

        • познакомиться с явлениями переносов и контрпереносов в практике психологического консультирования;
        • освоить методы их распознавания во взаимоотношениях с клиентами;
        • освоить методы их трансформации в процессе песочной терапии.

        В программе:

        • Понятие комплекса в концепции Юнга: архетипическая природа, сознательные и бессознательные проявления.
        • Переносы и контрпереносы как проявления имеющихся комплексов. Их виды и влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста.
        • Родовые и культурные переносы, индивидуальное и коллективное бессознательное. Возможности их трансформации в процессе песочной терапии.
        • Методы распознавания переноса и контрпереноса во взаимоотношениях «терапевт – клиент».
        • Техники и приемы использования переносов и контрпереносов для индивидуализации личности специалиста и его профессионального развития.
        • Амплификация в работе с комплексами, переносами и контрпереносами.

        VIII ступень. Юнгианская песочная терапия зависимости от гаджетов

        В результате обучения участники смогут:

        • понять предпосылки и механизмы возникновения зависимости от цифровых устройств;
        • освоить методы диагностики и коррекции цифровой зависимости в рамках юнгианской песочной терапии.

        В программе:

        • Проявления зависимости от цифровых устройств в различные возрастные периоды.
        • Механизмы формирования и стадии развития зависимости от гаджетов.
        • Глубинные причины зависимости и их обнаружение посредством юнгианской песочницы.
        • Скрытые ресурсы для преодоления зависимости от гаджетов. Алгоритм их выявления и активизации.
        • Психологические, социальные и психофизические маркеры зависимости от гаджетов. Динамика их изменений в процессе преодоления зависимости.
        • Программа психологической работы с зависимостью в песочнице. Прогнозируемые сложности в работе, варианты их преодоления.
        • Синтетический подход в работе с зависимостью. Интеграция методов арт-терапии, телесной и песочной терапии, танцевально-двигательной терапии.

        IX ступень. Профориентация в песочнице Юнга

        В результате обучения участники смогут:

        • познакомиться с возможностями юнгианской песочницы в поиске профессионального призвания;
        • изучить четырехэтапный алгоритм проведения профориентации в песочнице;
        • освоить стратегии и техники профориентационной работы в песочнице;
        • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

        В программе:

        • Методология профориентационной работы в свете глубинной психологии Юнга:
          • индивидуация по Юнгу и самореализация в жизни;
          • нахождение смыслов, путей и возможностей творческого и профессионального самовыражения;
          • жизненный путь самого Юнга как пример индивидуации и поиска предназначения;
          • цели и задачи профориентации в юнгианской песочнице в контексте индивидуации личности.
          • анализ традиционных методов профориентации;
          • дискретное восприятие личности в профориентационном тестировании и целостное восприятие в юнгианской песочной терапии;
          • ресурсы и преимущества юнгианской песочницы в профориентации;
          • возможности синтеза песочной терапии с другими методами профориентации;
          • использование амплификаций в процессе профориентации в песочнице.
          • стратегия архетипического переживания успехов (АПУ);
          • стратегия подключения к ресурсам самости (ПРС).
          • диагностика песочной картины;
          • анализ поведения и эмоционально-телесных проявлений;
          • анализ высказываний и скрытых посланий клиента в процессе работы;
          • анализ мифов и сказок, отражающих коллизии индивидуации и поиска своего профессионального призвания.

          Формы работы

          мини-лекции, демонстрации, аналитические сессии, работа в парах и подгруппах, упражнения для отработки навыков, супервизия.

          Начинающим специалистам обучение на II, III и всех последующих ступенях программы рекомендуется начинать после обучения на I ступени. Для специалистов, владеющих навыками песочной юнгианской терапии, последовательность прохождения ступеней программы может быть различной, на выбор участника.

          Выпускникам программы, успешно прошедшим обучение на всех ступенях и сдавших выпускную работу, выдается удостоверение о повышении квалификации (304 академических часа) в области юнгианской песочной терапии. Выпускная работа представляет собой описание клиентского случая, включающее методический разбор используемых методов песочной терапии и аналитический разбор событий, происходящих во время психотерапевтического сеанса, а также фотографии песочных картин клиента.
          Все участники семинара получают в подарок книгу ведущего «Юнг в 21 веке: новейшие технологии песочной терапии».

          В дни проведения семинара участники смогут приобрести коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» в учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» со скидкой 5%.

          Материалы

          Предлагаем Вам посмотреть видеозаписи выступлений и мастер-классов Евгении Яковлевны:

          • видео открытой встречи «Психотерапевтическая песочница Юнга»
          • видеоотрывок мастер-класса «Юнгианская песочная терапия: язык бессознательного»
          • мастер-класс Евгении Яковлевны «Нападения в школах: технологии песочной терапии для преодоления последствий психологической травмы»
          • видео открытого мастер-класса «Зависимость от гаджетов и сложности профессионального самоопределния: возможности песочной терапии»
          • видеозапись открытой встречи «Юнгианская песочная терапия в работе с психосоматическими заболеваниями»
          • видеозапись открытой встречи «Новые технологии в работе с женской проблематикой­­»
          • мастер-класс в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Разнообразие новейших технологий в юнгианской песочной терапии»

          Отзывы

          Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

          Насыщенно, объёмно, информативно. Я очень рада, что попала именно на эту программу! Я получила незабываемые впечатления! Буду советовать этот семинар своим коллегам! Наиболее полезно: всё! От начала до конца! и теория и практика и общение с коллегами по семинару!

          Очень мощный семинар, обязательно приду на ступень по детской тематике, а потом и остальные. Впечатления сложные. Идет внутренняя работа. Сильно ощущаю динамику состояния от 1 к 5 дню. Получила важное для себя как специалиста, так и личности. Еду домой другим человеком, более уверенным специалистом. Понравилась сильная теоретическая часть (диагностика в песочнице, структура сессии); возможность получения практического опыта.

          Насыщенный информацией и практикой, высокого уровня мастерства. Семинар-тренинг оставил впечатление глубокого, профессионального, чрезвычайно полезного. Наиболее полезно: практика и структурированность тренинга.

          Юнгианская песочница Лагуна (влагостойкая)

          Дети любят песочницы, но даже не подозревают, что в процессе игры восстанавливают психологическое равновесие и выплескивают негативные эмоции. Первым, кто всерьез присмотрелся к играм в песке стал Карл Густав Юнг. На основе заключений о том, что песочница по сути выраженное детское коллективное бессознательное, создано отдельное направление психологии - песочная терапия.

          Может показаться, что такие занятия подходят исключительно для детей, но специалисты утверждают, что значимые результаты достигаются также и во взрослой психотерапии. Песочная терапия позволяет выпустить на свободу внутренний мир ребенка, дать простор фантазии и воображению, выразить грусть или радость физически. Такой метод часто используется как часть арт-терапии.

          Что нужно для занятий песочной терапии

          Оборудование для песочной терапии несложное и доступное даже для родителей с невысоким уровнем достатка. Для проведения занятий потребуются юнгианские песочницы или световые планшеты для рисования песком, кварцевый песок любого цвета, фигурки людей или животных, которые используются для наполнения сюжета картины и отображающие различные эмоции: радость, страх, грусть и другие.

          Эффективность метода

          Маленьким и взрослым пациентам работа с песком дарит успокоение, комфорт и приятные воспоминания о море, солнце, хороших днях, проведенных с близкими. Это возможность создать свою реальность, фантазия подскажет сюжет на актуальную для человека тему.

          Показания для занятия терапией у взрослых:

          • кризисы разного рода: ценностные, личностные, в отношениях или работе;
          • постоянное чувство тревоги и страха;
          • переживание тяжелой ситуации: развод, потеря близких, крушение надежд;
          • нервозные состояния;
          • психосоматические болезни.

          В процессе занятий, человек постепенно раскрывает проблемы, признает их и находит способы решения. Количество занятий зависит от сложности ситуации.

          Показания у детей:

          • задержки в развитии;
          • сложности в общении со сверстниками, проявления агрессии;
          • психологическая травма;
          • замедленное развитие речи;
          • гипервозбудимость и синдром дефицита внимания.

          Как результат таких занятий у ребят наблюдаются положительные сдвиги в развитии мелкой моторики, которая стимулирует речь. Психологически, это также выражение эмоций, особенно тех, которые дети еще не могут выразить словами. Такая терапия помогает понять, что на душе у маленького человечка.

          Читайте также: