Игрушки для раннего возраста по фгос

Обновлено: 18.05.2024

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. Расскажем, что должно быть в группе у малышей, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно.

Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада, – содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При этом среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка.

Мебель и оборудование в группе располагайте так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности и общения детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки, а также побыть одному в уголке уединения.

Цветовая отделка. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Поэтому выбирайте цветовую отделку помещения такую, чтобы она не была тусклой, но в то же время не перевозбуждала детей. На стенах разместите картины и репродукции, детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также на небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.

Звуковой дизайн. Оформите групповую комнату и спальню звуковым дизайном – записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки успокоят детей, создадут уют, выполнят познавательную и эстетическую функции. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используйте во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Зонирование. В группе необходимо обеспечить детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности. Для этого зонируйте групповую комнату и спальню. Чтобы отделить некоторые зоны друг от друга, используйте перегородки с ячейками, нишами. Например, зону сюжетных игр можно отделить от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения поможет каждому ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Зоны располагайте так, чтобы они способствовали плавному переходу детей от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В процессе игры с сюжетными игрушками ребенок сможет взять расположенные рядом кубики и построить домик и дорожку для кукол.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда должна быть неизменной. Зоны следует менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и пр. Например, с помощью больших модулей из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты дом, дворец, лабиринты, пещеры для игр. Эти же модули воспитатель легко преобразует в большой общий стол для игры с группой детей.

Периодически меняйте в группе отдельные элементы и привлекайте к ним внимание малышей. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет художественными техниками, попросите их расписать свободную часть стены красками, сделать панно, изготовить оригами. Игры и игрушки также следует периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, которые будут стимулировать двигательную, познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность. При этом игрушек в каждой зоне не должно быть много.

Рисунок-схема. Что должно быть в группе раннего возраста. Требования к игрушкам и материалам

для разных видов детской деятельности

Большое значение для развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности. Это прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Поэтому в группе должны быть условия для их полноценной реализации. Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение. Все материалы необходимо подбирать с учетом возраста детей. Остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые должны быть в группе раннего возраста.

Игрушки для предметной и познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях ребенка начинает формироваться познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать свои возможности.

Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование непосредственно связано с предметными действиями – оно происходит в потоке действий, которые совершает ребенок с предметами. Постепенно экспериментирование становится целенаправленным – ребенок начинает сознательно выявлять свойства предметов. Чем разнообразнее материал, который есть в распоряжении у малыша, тем более многогранным будет экспериментирование.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности (составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, подручный материал) и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки, наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом).

Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Первые должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера). Вторые – отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования – наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести действие и желание разобраться.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся наглядные пособия, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для развития речи, которое в раннем возрасте является одной из центральных задач воспитания.

Материалы для развития речи. В группе должны быть книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель и др.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, хорошо иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок и диафильмы, которые более полезны для малышей, чем мультфильмы.

Материалы для игровой деятельности. Сюжетная игра – ведущая деятельность дошкольника. Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому в ясельной группе обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры. Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль и мог ее удержать, существует специальный игровой материал – ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно разделить на три группы: маркеры пространства, атрибуты роли, предметы ролевых действий.

Важнейший предмет для сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка (куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок). Такая игрушка является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.

При подборе образных игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Чтобы образная игрушка стала предметом игры и реализовала свой развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами – гармоничное, целостное сочетание условности и реалистичности образа и характера (к куклам это относится в первую очередь). Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, который направляет игровые действия ребенка и сюжет игры.

Еще одна важная характеристика образных игрушек – техническая оснащенность. Игрушки, которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.) часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, но уводят ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывают возможность настоящей игры, а значит, блокируют инициативность ребенка.

Открытость по образу и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого или подростка. Они помогут ребенку воспроизвести, а значит, осознать, события своей жизни. В игре они могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать. Вместе с тем важно, чтобы набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста, пола, характера, в разной одежде.

Неоформленые материалы. В группе должен быть неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также нужно обновлять, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Характеристика игрушек и материалов для разных видов деятельности детей до 3 лет.

Примерный перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

в соответствии с образовательными областями

Познавательное и речевое развитие

· Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.

· Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки.

· Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски).

· Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.).

· Наборы разнообразных объемных вкладышей.

· Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы, конструкторы

Материалы и игрушки

· Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.).

· Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).

· Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.).

· Игрушки с магнитом.

· Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.).

· Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания.

· Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными заст ѐ жками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

для развития речи

· Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки).

· Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).

· Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).

· Аудионосители с записями детских песен, сказок.

Социально-коммуникативное развитие

· Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.

· Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада.

· Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.

· Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

· Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).

· Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр

· Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов.

· Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.).

· Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

· Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр.

· Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.).

· Детские игрушечные телефоны.

· Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.).

· Ткани разных размеров, цветов и фактур

· Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

· Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели, дом

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование общего назначения

· Книги с красочными иллюстрациями, репродукции.

· Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.

· Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности

Материалы для изобразительной деятельности

· Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители).

· Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея.

· Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций.

· Глина, пластилин (не липнущий к рукам).

· Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания.

· Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты.

· Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей

Материалы для музыкального развития детей

· Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

· Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки).

· Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений)

Материалы для театрализованной деятельности

· Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей.

· Карнавальные костюмы, маски.

· Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой).

· Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Физическое развитие

развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега,

· Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.

· Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.

· Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион

Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики

· Мячи разных размеров, в том числе массажные кегли, обручи, кольца.

· Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.

· Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).

Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подразумеваются помещения, участки, а также материалы, оборудование и инвентарь для развития и воспитания дошкольников.

Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

При построении предметно-пространственной среды я учитываю возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.

Задача педагога – развивать дошкольника как личность.

Для этого нужно:

Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает

Сформировать у ребёнка стержень личной культуры

Развивать индивидуальность дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.

По ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по 5 областям:

-социально-коммуникативное развитие

-художественно – эстетическое развитие

Я организую развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развивающая среда должна формировать личные качества дошкольника. При построении развивающей среды я учитывала следующие принципы:

Принцип дистанции при общении

Чтобы наладит взаимоотношения с детьми, я провожу доверительные беседы «глаза в глаза». При общении учитываю и то, что у каждого человека свои представления о комфортной дистанции взаимодействия. Одни дети чувствуют себя лучше на более близкой дистанции, другие – на более «длинной». Но эти ситуации могут меняться в зависимости от ситуации.

При планировании развивающей среды, учитывала то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения», «место для совместных встреч».

Принцип активности

Игровое пространство группы организовала таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.

Принцип стабильности – динамичности

Принцип компенсирования и гибкого зонирования

Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.

Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта

Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.

Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере

В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.

Принцип открытости – закрытости

Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.

Принцип учёта половых и возрастных различий

Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.

Развивающая среда должна обладать следующими качествами

1. Содержательно-насыщенная

Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.

В моей группе «Сказка» раннего возраста обозначены следующие центры:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.

Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.

Центр игры включает в себя игры направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.

Центр безопасности: хоть мои малыши ещё совсем маленькие, но я уже с раннего возраста знакомлю их с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформлен макет «дорога», использую также развивающие плакаты с наклейками.

Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.

Включает в себя центры:

«Эксперименты»: мягкая пирамидка, наполненные диски с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др.

«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов

«Центр познавай-ка»- разные вида животных, макеты: домашние животные», «Дикие животные», «Птицы».

Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.

Область «Речевое развитие»

Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:

Игры с крупами «бассейны»

Игры с различными видами теста

Рисование на песке, манке

Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками, бизиборды.

Центр «Мир книг»

В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.

Сделал пособия «Кто спрятался?» - на картинки сверху приклеила салфетки, дуя на них, дети узнают, кто там спрятался. Такие игры можно использовать по разным тематикам, в соответствии с тематикой недели.

Пособие «Кубик расскажи и покажи» также можно использовать и по тематикам недель и по ознакомлению детей с животным миром, миром природы и др.

Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.

Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.

Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.

Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.

В нашу первую младшую группу детского сада (ясельная группа) входят малыши от 2 до 3 лет. Именно в таком возрасте у детей закладываются базовые представления об окружающем мире. Ввиду этого очень важно окружить его предметами, которые дадут правильное представление и научат хорошему.

С другой стороны, маленькие дети очень подвижны и любознательны. Они готовы изучать все, что привлечет их внимание и далеко не всегда осознают опасность. Поэтому игрушки для младших групп детского сада не должны иметь острых углов и мелких деталей, а также хрупких частей.

Приведу примеры нашей игротеки. Что мы имеем и во что наши детки любят играть.

-Фигурки животных и героев мультфильмов;

-Карточки с надписями и рисунками (формирует зрительные образы, помогают ребенку сопоставлять картинку с надписью, которую ему прочитал взрослый);

-Разноцветные кубики с цифрами и буквами (учит малыша азам грамотности и развивает в нем творческие навыки);

-Куклы (по профессиям, пупсы-младенцы, коляски, мебель для кукол и все, что связанно с социальной ролью семьи и дома;

-Машинки разных размеров, автобусы, самолеты, паркинги, гаражи, подъемный кран, строительные машинки.

-Игрушки забавы: юла, неваляшка, стучалка, каталки, лабринты (серпантинки, "мякиши" на различные темы.

-Развивающие игрушки: сортеры, пирамидки, мозаики, шнуровки, рыбалки, бизиборды, пазлы крупные, вкладыши больше-меньше, фрукты, овощи и другие. Игрушки с музыкальными эффектами для развития слухового восприятия.

-Простые конструкторы, деревянные конструкторы по сказкам.

-Сюжетно-ролевые игрушки на различные темы: магазин, больница, парикмахерская (муляжи продуктов, бытовой техники)

-Уголок ряжения с самыми простыми и узнаваемыми костюмами (профессии - повар, врач, водитель, строитель)

-Уголок театра: наборы кукол на руку по сказкам, пальчиковый театр.

-Комплект для игры на улице: совки, лопатки, грабли по росту, песочные наборы, ведра, формочки, лейки, песочные мельницы, скакалки, мячи, уличные большие каталки в виде животных и автомобилей.

-Комплект для подвижных и спортивных игр: обруч, обруч плоский, мячи различных размеров, кегли, массажное оборудование (ладошки, тропинки, кочки, конусы с отверстиями и гимнастические палки.

Период с 2 до 4 лет – самый динамичный и вместе с тем продуктивный в жизни детей. Именно в таком возрасте малыши учатся говорить и выражать свои чувства, познают мир. Важной частью их жизни является творчество, поэтому игрушки должны способствовать развитию таких навыков. Ребенок с готовностью ищет новых знаний и впечатлений, и различные карточки с цифрами, изображениями животных удовлетворяют эту жажду

Некоторые игрушки должны открываться и закрываться. Например, подойдут шершавые формочки, которые удобно держать маленькими пальчиками. Они развивают мелкую моторику рук. Геометрические фигуры дают представление о формах и размерах. Музыкальные игрушки позволяют малышу выполнять различные задания в сопровождении звуковых эффектов.

Размеры фигурок для маленьких детей должны быть больше 4 см. Важно, чтобы их было легко брать в ручки. Поверхности должны быть отшлифованы, а материалы – безопасны для здоровья. Правильный выбор и обширная комплектация предметов способствуют полноценному развитию детей.

Примерный перечень игрового оборудования в первой младшей группе




Конспект игрового модуля «Умные пальчики» для детей первой младшей группы ИГРОВОЙ МОДУЛЬ «Умные пальчики» Интеграция областей: Коммуникация. Развивать речь в процессе игры. Физическая культура. Подвижная игра.

Конспект игрового занятия по развитию речи для детей первой младшей группы «Одежда» Конспект игрового занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы «Одежда». Развитие речи у детей. Цели: Расширить знания детей об.

Конспект игрового занятия в первой младшей группе детского сада по теме «Дикие животные» Конспект игрового занятия в первой младшей группе детского сада. Тема: «Дикие животные». Автор занятия: Багатурия Альбина Игоревна. Цели:.

НОД в ОО «Физическое развитие» с использованием нетрадиционного оборудования в первой младшей группе «В гости к зайчику» Конспект НОД «Физическое развитие» с элементами здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе с использованием нетрадиционного.

Конспект сюжетно-игрового занятия в первой младшей группе «В гости к лесным зверюшкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Советский» Конспект сюжетно-игрового занятия.

Паспорт группы: перечень оборудования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радость» Паспорт РППС группа №12 Воспитатель: Орлова А. Н.

Примерный перечень дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Составила: Кутявина Ольга Александровна.

Примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников Примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников. Музыка для свободной деятельности детейИ. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка».

Примерный перечень тем обсуждения с родителями детей средней группы Социально-коммуникативное развитие. 1. Коллективные игры для детей средней группы 2. Моя семья 3. Как нужно вести себя на природе 4. Как.

Задачи: научить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Младенческий возраст

Возрастные особенности развития детей от 2-х месяцев до одного года

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если игрушки будут звучащими.

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). Дайте возможность малышу чаще прикасаться к предметам, предлагайте его вниманию игрушки разной формы (круглые, овальные, прямоугольные, из разного материала (мягкий, упругий, гладкий). Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так, что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать.

После 4 месяца перед малышом на разном расстоянии можно разложить несколько разных игрушек. Например, погремушку, плюшевого мишку, киску. Положите малыша на животик, погремите погремушкой и скажите вслух: «Погремушка». Пусть малыш возьмет ее и делает с ней, что захочет. Повторите этот процесс с другими игрушками, пока малышу не надоест. Хорошая игрушка - реалистична, она передает основные, типичные черты изображаемого. Нужно, чтобы игрушка вызывала удивление ребенка – это начало понимания и путь к познанию окружающего. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

После 5-6 месяцев малыш начинает обследовать предметы. Пока он просто манипулирует тем, что попала в ручки: крутит, стучит, трясет, пробует на зубок, бросает… Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства. Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната, двигаться на встречу окликающему его взрослому, развивается его умение действовать с предметами.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Малыш способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого: брось маме мячик, возьми мишку. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает, пирамидку собирает. Появляются любимые игрушки. Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (конь на колесиках, машинка - которую нужно возить за веревочку) - для того чтобы ребенок мог активно действовать с игрушкой. Эта условность помогает раскрыть реальный образ. Благодаря разнообразным играм – занятиям, появляются и оформляются первичные познавательные действия и мыслительные функции, малыш начинает размышлять о предметах.

Возрастные особенности развития детей от одного года до двух лет

На втором году жизни малыш много двигается, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. Играйте с малышом в подвижные игры, поменьше держите его в коляске. Поставьте дома старый чемодан без острых углов – и пусть малыш забавляется, осваивая подъем и спуск с него. Почаще играйте с малышом в мяч. С начала дети катают большой мяч, сидя, потом учатся катать, стоя. Освоить броски поможет маленький мячик. Побуждайте ребенка бросать мяч то левой, то правой рукой. В это время ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках).

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему формируются компоненты всех видов деятельности. У ребенка меняется отношение к миру предметов и способ взаимодействия с ними. Раньше они были просто интересными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно, используя игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки, машинки, кубики).

Кукла самая древняя и популярная игрушка, динамически живой образ человека. Учит и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки, ориентирует в величине, цвете, движении. В раннем возрасте для игры лучше всего подходит кукла - голыш, она становится для ребенка игровым партнером. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой, такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Игрушка должна быть безопасна (не иметь острых углов, деталей которые могут причинить вред, отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

Происходит быстрое развитие речи, темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Быстро формируется связь между предметом (действием) и словом его обозначающим. Речь малыша становится основным средством общения со взрослым, развивается эмоциональное взаимное общение, от языка жестов, мимики и словосочетаний малыш постепенно переходит к словам. Теперь он может сказать вам о своих просьбах и предложениях. В это время необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки, звучащих и музыкальных игрушек.

Развивается самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Важно подталкивать ребенка к открытиям, а не представлять ему готовый результат. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Поиграйте с малышом в дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, бизиборды). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов

Ребенок осваивает правила поведения с другими детьми - играть, не мешая сверстникам, учится просить игрушки, обмениваться ими. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

На третьем году жизни малыш продолжает познавать мир и становиться самостоятельней. В активной совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению. Задача родителей в этот период - продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется потребность создавать что-то своими руками-рисовать, конструировать, строить, лепить.

На третьем году жизни у ребенка формируется образ своего Я. В этом возрасте дети думают о себе в превосходной степени: Я самый ловкий, смелый, красивый… Но на самом деле их навыки, пока еще далеки от совершенства. И если родители не будут помогать своему ребенку в развитии, однажды его может постичь горькое разочарование, которое впоследствии обернется неуверенностью в себе. Родители должны знать, что лучше всего разные навыки усваиваются и совершенствуются в интересной игре.

К трем годам набор игрушек расширяется : очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель и способствует развитию основных движений, крупные пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а хорошо засыпают с ними. С мягкими игрушками можно разыгрывать знакомые сказки, они уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных. К сюжетно - образным игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка.

Для малыша будет интересна крупная мозаика, из которой они могут мастерить сами, развивая свои творческие способности и фантазию.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в дочки - матери, в папу и маму, в магазин, в доктора, в детский сад, в гараж. Эти игры помогают развивать речь ребенка, расширяют его словарный запас. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина).

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Очень порадуют ребенка игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием (пищалки, хлопушки, дудочки, крякающая уточка, часики и т. д.)

Необходимы и настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы, кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать.

Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой «домик», или большая коробка, куда можно сложить игрушки. Именно с этого возраста нужно приучать малыша к аккуратности.

Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование к игрушкам – они должны быть похожи на оригинал, быть прочными и безопасными. Играя в игрушки, ребенку должно быть радостно и весело.

После того как игрушки выбраны родителями, проходит обсуждения правильности выбора.

- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС.

Арапова-Пискарева Н. А., Белая К. Ю., Борисова М. М., Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Волосовец Т. В. Мозаика-Синтез, 2020 год, 368 стр.

- «Воспитателю о детской игре» Д. В. Менджерицкая. Москва Просвещение, 1982 год, 128 стр.

- «Игра и игрушки» Е. А. Флерина. Москва Просвещение, 1973 год, 111 с.

- Журналы «Воспитатель ДОУ» № 5, ст. «Игра в раннем возрасте

(организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ)

канд. пед. наук Печора К. Л. стр. 73. 2008 г.

- «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» Д. Н. Колдина.

- «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет» А. С. Галанов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Подбор игрушек для детей раннего возраста»

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей раннего возраста в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Адаптация вызывает дискомфорт у ребенка. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности.

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Куклы (разного размера), кукольный домик, мебель, посуда, машины, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, разрезные картинки,краски пластилин,

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для ребенка от 1.5 до 2 лет интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.

Читайте также: